Мужество покинуло художника. Одни большие подсолнухи – ничего больше. До слез больно смотреть на яркий свет. Все вокруг меняется. разве я так бы писал. Работать и снова работать – вот его единственный шанс. У Винсента были серьезные основания жаловаться на больничный стол.
Муравьи раскрывают свои дома. Но правда и поиски правдивого изображения дороги мне настолько, что я – словом, я чувствую, чувствую, что предпочитаю в живописи тачать сапоги, чем быть музыкантом в цвете. Ах, будь они у меня хоть изредка. Гоген сказал, что твои полотна – гвоздь выставки. У Винсента, настороженно прислушивающегося к тому, что происходит в нем самом и лишь отчасти доверяющего обманчивому спокойствию своего состояния (я чувствую себя превосходно, твердит он в каждом письме к брату), этому затишью, чреватому бурей, намеренный разгул воображения в живописи вызвал бы только ужас и отвращение. Две парижских картины приобрёл Поль Гоген.
Он пишет оливковые деревья, кипарисы. Два-три раза в неделю Винсенту позволяют выходить. Винсент работает. Спускаю глаза, вытирая слезы счастья. Последний приступ абсолютно выбил его из колеи.
Описание: «Впечатление. С тяжелым сердцем возвращается он на север. Тогда Винсент давал себе срок от шести до десяти лет (См.
Он по-прежнему необычайно впечатлителен. Неравная изнурительная борьба, заранее проигранная битва. Если бы только состояние его здоровья было более устойчивым.
Винсент сразу окрестил ее зверинцем. Не лучше ли разом покончить со всем и сдаться. – Меня, как никогда прежде, снедает глухая жажда работы. – пишет он матери. Винсент понимает, что в его мозгу творится что-то неладное. Лунная ночь» (1890 – 1895, Государственная Третьяковская галерея) «Снежные вершины гор.
Лунная ночь» (1890 – 1895, Государственная Третьяковская галерея). Рождественская драма освободила Винсента, вернула художника его северному гению. Конечно, статья Исааксона была ему приятна, но в то же время она смутила художника. Пастор Саль, встревоженный письмом Тео, приехал навестить Винсента. Неужели приступ опять повторится. Они сразу же приковывают внимание зрителя из-за особой техники исполнения.
Но, главное, он старается привлечь внимание Орье к Монтичелли и Гогену. Легкий туман окутал все вокруг. Когда наступает время возвращаться, надзирателю приходится несколько раз окликать Винсента – Винсент делает вид, будто не слышит и только нехотя повинуется. За зря. Вот таким образом тщетно географы стараются определить, что за населенный пункт изображен внизу полотна, а астрономы пытаются найти созвездия на картине.
Винсент сразу же принял предложение. он нуждается в длительном наблюдении в стенах лечебницы. Винсент, само собой, стремится к иной цели.
Вот такая лечебница была бы по душе Винсенту. Его цель – - окончить начатую здесь работу и уехать. Все у него не ладится, все ему не мило.
А что говорить о другой его копии. На питании больных он всячески экономил. Он подчеркивает формы, пр идавая им драматизм, движение и ритм. Тогда-то и оформился стиль Ван Гога, который известен сегодня и самим художником описывался так: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». (В первой сказке это строчки: «Птица, – шептал Поросенок. Винсенту нужна свобода для творчества.
На беду, закон 1838 года отменил инспектирование подобного рода заведений. Благотворное июньское тепло отчасти развеяло тоску Винсента. Из вызова художники этот эпитет приняли. Ещё один любимый контраст Ван Гога – желтый и фиолетовый. Среди психических заболеваний существует одно именуемое синдромом Ван Гога.
Не сердитесь на меня. Оригинальные портреты найдены не были. Фиолетовый город, жёлтая звезда, синий цвет неба, зелёный цвет. Небо на востоке становится светлее.
За окном шелестят зеленые листья. Быть может, Винсент и не ошибался, считая работу лучшим громоотводом против болезни. Краски становятся глуше, а форма еще выразительнее. Разочарованный и опечаленный, Винсент уехал в Арль с намерением создать «Мастерскую Юга» – некое братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Характерна в этом отношении картина «Дарьяльское ущелье.
Он закончил пейзаж со жнецом, начал другие полотна. – Не улетай, пой, птица. Он вдруг находит то, чего тщетно искал годами, достигает недоступных ему прежде высот. Известный французский импрессионистКлод Монезакончил работу над этой картинойв 1872 году. Доктор Пейрон разрешил ему с этой целью на один день поехать в Арль. В среду 14 мая Винсент закончил работу.
Других дел у них нет. Он делает копию с картины Делакруа Пиета, усиливая ее патетику, подчеркивая формы и придавая цвету всю полноту эмоциональной выразительности, – выброшенные вперед руки мученика Христа (у него есть некоторое портретное сходство с Винсентом) и руки молящей Девы их лики, равно склоненные и скорбные, словно взывают к милосердию и спасению. И в самом деле, что дает Винсенту Сен-Поль. Все его раздражает – жизнь в лечебнице и даже самый юг. Он согласился только на то, чтобы его проводили до Тараскона.
Большая гордая птица с- откинутыми ушами. В последние дни у Винсента сразу две хорошие новости: во-первых, брюссельская группа Двадцати пригласила его принять участие в выставке, намеченной на начало будущего года (На этой выставке, состоявшейся в Королевском музее современного искусства, были представлены шесть полотен Винсента, среди них: Плющ, Хлебное поле при восходе солнца, Подсолнухи) во-вторых, в одной из голландских газет опубликована статья о живописи Винсента за подписью некоего Исааксона – первая печатная статья о Винсенте. И посреди этого великолепия гордые и невозмутимые сосны. Куда труднее, – пишет ему Винсент, – попытаться отдать себе ясный отчет в несчастье. Я еще раз повторяю тебе это.
Луч солнца, последний его отблеск, доводит темную охру до оранжевого цвета. Завершается время хозяйствования домовых. Винсент снова с головой окунулся в работу.
На этот раз Винсент поправляется очень медленно. Картины Винсента даже не возмещают затраченных на них денег. Винсент подавлен, его гложет мучительная тоска. Дни вынужденного безделья для него невыносимы. Поверь мне, север интересует меня как абсолютно новая страна, – пишет он брату. По словам Теодора Дюре, госпожа Гаске считала, что утрачено примерно двадцать холстов Винсента, относящихся к периоду Сен-Реми).
Работа как бы помогала рассасывать сгустки его эмоций. В спокойные минуты пациенты играют в шары и в шашки. В Арле Ван Гог снял небольшой дом и хотел покрасить его в жёлтый цвет. Земля была умыта дождем и вся в цвету. Однако это было не так легко – рисовать человека Винсент так и не научился.
– и, стремясь утвердить свою любовь к правде жизни, пишет большой холст Сбор оливок, которым как бы подводит величавый итог своей серии оливковых деревьев.
Доктор Пейрон и принял Винсента, когда тот приехал в Сен-Поль. Гостиная на первом этаже, где они собираются в дождливые дни, – большая комната, вдоль стен которой стоят привинченные к ним скамьи, – по словам Винсента, напоминает зал ожидания третьего класса на станции какого-нибудь захолустного поселка, тем более что среди сумасшедших есть люди почтенного вида, которые не расстаются со шляпой, очками, тросточкой и дорожными костюмами, ну в точности как на морском курорте и могут сойти за пассажиров. Лечебница Сен-Поль – место отнюдь не веселое. Но сознание Винсента еще не настолько прояснилось, чтобы он мог понять эти письма. Подул легкий ветерок.
Три лодки паромщиков по диагонали создают эффект глубины и пространства за счет постепенного уменьшения тональности., а дом должен был быть снаружи покрашен жёлтым, побелён изнутри белым, везде солнечно. Никогда, глядя в ночное небо невооруженным глазом, не увидишь то движение (галактик ли. В лечебнице было не меньше трех десятков свободных комнат.
Пока Винсент еще лишен возможности выходить и работать на пленэре, он копирует гравюры с картин любимых им художников, в частности Делакруа и Милле. Доктор уклонился от ответа. В мои годы чертовски трудно начинать что-то новое, – с грустью признается он. Восходящее солнце» (фр. Парк заглох и зарос сорняками. Воспоминания Пуле, записанные Яном де Бэкеном, – Портрет Винсента Ван Гога). Винсент убежден, что работа для него лучший громоотвод.
Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. Я не умею прыгать, не умею петь, но когда ты поешь, мне кажется, мне кажется. Тщетно Винсент боролся, хитрил, коварная болезнь вновь неожиданно схватила его за горло. Но можно ли сказать, что Винсента по-настоящему обрадовал этот отклик.
Мои картины, – говорит Винсент, – напоминают отчаянный тоскливый вопль. Письмо Винсента к Орье свидетельствует о смеси этих разнородных чувств. Уехав из Арля в Сен-Реми, Винсент, собственно говоря, уже расстался с югом. Зашевелились животные в кустах.
Наконец с недовольным видом он складывает мольберт. Благодаря особенности мазков кажется, что небесные светила двигаются в небе. Восходящее солнце», которая была выставлена на первой крупной выставке импрессионистов, в мастерской фотографа Надара весной 1874 года и получившей название «Выставка мятежников». Изображенные на ней деревья обрамляют звездное небо и уравновешивают композицию.
Но что делать Винсенту. Проступают нечеткие очертания окружающего мира, зданий, транспортных средств. Но довольно много работ утрачено.
Последняя картина – светлое на светлом – будет, надеюсь, самой удачной. Винсент намеревался всю эту осень писать только виноградники. Очень многие подходили ко мне и просили передать тебе поздравления. Едва оправившись после приступа, Винсент взялся за работу. – Я почти не помню, что я сделал, но я плохо обошелся с вами. И все-таки он мечтает снова взяться за работу.
Внешне он успокоился, но страх не покидает его. Ему хотелось бы, чтобы его выпускали почаще. Раньше у Винсента не было ни малейшего желания выздороветь. Наступил новый счастливый день.
Пора с этим покончить. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу её декорировать. Пришла зима. Винсент взял с собой краски и холст.
Только бы ему дали возможность взяться за кисть. В своей статье «Выставка импрессионистов» (1874, газета Le Charivari) Леруа пишет: «Обои и те смотрелись бы более законченно, чем это Впечатление. » Холст выставлен в парижском музее Мармоттан.
Опасения Тео напрасны. Ты сам поймешь, что это сочетание красной охры, зеленого, который омрачен серым, черные линии, подчеркивающие контуры, отчасти передают чувство тоски, которой часто страдают многие из моих товарищей по несчастью и которую называют красно-черной меланхолией. Зачем. Круг замкнулся.
Поступай так, как если бы я не имел к этому никакого отношения, – пишет Винсент брату. Фактура его живописи меняется. Impression, soleil levant) – картина Клода Моне, написанная в 1872 году с натуры в старом аванпорте Гавра и давшая название художественному направлению «импрессионизм».
В дни, когда он выходит, его сопровождает Трабю или другой надзиратель, по имени Пуле. Этот диагноз ставится, если психически больной наносит самому себе калечащие повреждения. Кипарисы будто хотят прикоснуться к небу, присоединиться к нежному танцу светил. Небо, звезды и лунный серп движутся в едином волнообразном ритме. В его картинах этот цвет встречается в свете солнца, подсолнухах, колосьях, снопах.
Недавние темные силуэты становятся все более понятными и четкими. Безусловно, Ван Гог находился под сильным воздействием архетипа жёлтого цвета.
Он подчеркивает кривизну их очертаний, придавая ей особую выразительность. Из него художник выстрелил себе в грудь, но пуля прошла, не задев сердце. Безумие – со всех точек зрения.
Вот теперь урок, преподанный антверпенскими полотнами Рубенса, принесет свои плоды. Мне вдруг почудилось, что за мной гонится толпа.
Тео действительно по-настоящему приобщился к природе. Ему немедленно дают противоядие. Холодно.
Светлое пятно на горизонте становится заметно большим. Оливковые деревья необычайно характерны и я стараюсь это передать. Тогдашние жители Гавра, говоря «из-за моря», меньше всего имели в виду Персидский залив. Только в первой половине апреля бред больного утих. Вот он на портрете, в котором он вновь пытается разгадать загадку собственной души на фоне бирюзовых языков пламени извивающихся в каком-то судорожном демоническом движении, – вот он во всем своем убожестве и во всем своем величии (Этот автопортрет, входящий в коллекцию, подаренную национальным музеям семьей Гаше (1949), находится в Париже в галерее Же де Пом).
В конце февраля Винсент намерен отправиться в Арль, чтобы проверить, в силах ли он выдержать путешествие в Париж. Это очень, очень трудная штука.
Винсент начал понемногу выходить из тяжелого отупения, которым всегда сопровождались приступы болезни. Доктор не уделял почти никакого внимания своим пациентам, да он, кстати сказать, мало смыслил в душевных болезнях и почти не лечил больных (единственное лечение, какое он назначил Винсенту, – два раза в неделю двухчасовые ванны).
(Справившись с этим чувством, Заяц изменился, преобразился, «похорошел», как сказала Белка: "И встал на ветке, как птица. Сохранилась только одна картина, подаренная другу дома, мадемуазель Мари Жирар, которая позднее стала королевой новопровансальской группы поэтов Фелибриж, а ныне (в 1939 году) – вдова известного поэта Жоакима Гаске. Закончив цикл оливковых деревьев, он хочет приняться за кипарисы и горы. Нет другого колориста, который бы так непосредственно шел от Делакруа. Картина была написана в лечебнице Сен-Реми в июне 1889 года. От всего этого у меня пролегли морщины, которые не скоро сотрутся. Наконец в октябре Винсента вновь выпустили на свободу из его камеры.
Где-то далеко в саду, на краю села, запел соловей. На мой взгляд, трудно с ним не согласиться. Он снова искал спасения в работе, еще более напряженной.
Восход луны. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. С неотступным вниманием изучает он каждое движение, каждый поступок безумных.
В знак благодарности он подарил пастору картину Розовые и красные герани на абсолютно черном фоне (Эта картина потеряна). Полотно Винсента разрушает гармонию этих линий. Наконец ночное время теряет свои права и уступающему рассвету. Безумие – заниматься живописью.
Он много писал и много пил. Тут Винсент ставит свой мольберт и работает. Лечебница Сен-Поль скорее напоминала постоялый двор с больничным уклоном. Уроки классики, полученные в Арле и в частности уроки Гогена, забыты и отвергнуты. Кипарисы в звездном свете так фантастичны, что неясно: принадлежат еще земле или уже небу. Чем кормить всех этих монахинь (чтобы не раздражать Винсента, Пейрон дал ему понять, что он не полновластный хозяин в лечебнице), было бы куда лучше употребить деньги на помощь кому-нибудь из художников, например Писарро, о несчастьях которого ему написал Тео или Виньона, а те могли бы взять Винсента на пансион. Винсент считает, что лечебница обходится очень дорого. Он придумал им такое название из слова «впечатление», упоминающегося в названии полотна, что в переводе на английский означает «impression», вот таким образом на английском языке их назвали импрессионистами.
Бичуя выставку, малоизвестный журналист Луи Леруа в своём материале в журнале «Le Charivari» пренебрежительно обозвал художников «импрессионистами». Парижская борьба, грызня между школами для него лишь буря в стакане воды. В наследии художника много работ, посвященных теме гор: «Эльбрус. Тео, как и за год до этого, собирается выставить произведения Винсента у Независимых (В Салоне Независимых 1889 года были выставлены Звездная ночь (написанная в Арле) и Ирисы).
В последний год своей жизни, в июне – сентябре 1889 года, Ван Гог создал картину "Жнец". Последняя картина – светлое на светлом – будет, надеюсь, самой удачной. Темно в комнате. Как долго можно примирять эти противоречия. Онаположила начало такому стилю живописи, как импрессионизм.
Сторож следует по пятам за художником, пока тот не облюбует себе место по вкусу иногда это оливковая роща иногда овраг вроде так называемого Перуле (по-провансальски это означает Котел дьявола) в полутора километрах от больницы. В этом безысходном круговороте с каждым днем росла творческая энергия художника, рождаемая противоборствующими силами, но одновременно сужался и без того узкий тупик, в который углублялся художник, летевший навстречу своей судьбе – к неизбежной трагической развязке. Но, занимаясь живописью, он все равно шел к гибели. Моне дал рождение термину «импрессионизм» Термин «импрессионизм» появился благодаря картине Моне «Впечатление.
Картины его привлекали внимание, но спросом не пользовались. Да и вообще, он совсем забросил Сен-Поль, доверив его попечению надзирателя и монахинь. Я работаю как одержимый, – восклицает он.
Винсенту казалось, что он в Арле и его преследует полиция (Воспоминания Пуле переданные с небольшими вариантами Яном де Бэкенсм и Луи Пьераром). В порту громоздились штабеля кампешевого дерева, доставлявшегося из Мексики, отливающие охрой сикоморовые бревна, повсюду стоял аромат бананов и кофе Никаких тебе «танкеров» — только гордые силуэты парусников, пришедших из Норфолка или Нового Орлеана и готовых вновь отправиться в путь — курсом на Галвестон или Нью-Йорк. Этот натурщик приводит Винсента в восторг. в которых нет ничего наблюденного – так воспринял эти работы Винсент. Но сестры в один голос отговорили ее от этого намерения.
В своем творении художник пытается объединить недостижимое величие (звезды, месяц) и земную жизнь (кипарис, поселок). Ах, если бы Винсент мог быть в Париже, – нет, не в Париже, а в его окрестностях, когда у Тео родится ребенок. Кавказ» (обе – 1890 – 1895, Государственный Русский музей) «Вершина Эльбруса, освященная солнцем» «Эльбрус днем.
Теперь Винсент не сомневается, что безумие угнездилось в нем навеки. Работать надо так, будто тачаешь сапоги, утверждал Винсент. В ожидании чуда природа замирает.
Все живое вокруг наполняется новой, чистой жизненной энергией и силой. Винсент возвращается к своим истокам. И встал на ветке, как птица. Их линии и пропорции прекрасны, точно у египетских обелисков, – восторгается Винсент.
В феврале Винсент пишет свой потрясающий вариант этой вещи. Не знаю, где взять мужество и надежду. Под серно-жёлтым солнцем.
Винсент провел в Арле два дня, навестил пастора Саля и других своих знакомых. Винсент прочел статью Орье с изумлением. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. Он снова копирует его серию Полевых работ, которую копировал еще в Бори-наже и это возвращает его к воспоминаниям о том времени, когда он жил среди брабантских крестьян, о том времени, о котором он тоскует с каждым днем все больше. Он писал: Заход солнца. За два дня до смерти он вышел на прогулку с материалами для рисования. Солнечные лучи выблёскивают на маленьких капельках росы, что затаилась в траве. Но он будет сопротивляться до конца. Винсент очень страдает от отсутствия моделей.
С тех пор прошло двадцать лет. Дует мистраль. Для них уже начался рабочий день. Все вокруг просыпается, начинает двигаться, жить. А это путешествие закончено – оно привело к кораблекрушению. Мрачные мысли одолевают Винсента.
И в особенности Монтичелли. Собственно говоря, он их попросту не видит, не хочет видеть. Куда там.
Воздух здесь непрерывно оглашают вопли буйнопомешанных. И он начинает писать оливковые деревья, которые вызывают в нем глубокое волнение. Вторая была нарисована через год, в Арле. К тому же близость других больных стала для него невыносимой. Винсент возмущен этими картинами – арльские дни миновали безвозвратно.
Несравнимое ощущение начале распространяется вокруг. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Кавказ», «Снежная вершина. Самое дорогое, что есть у Винсента в Провансе, – это его друзья.
Гаврв царствование Луи Филиппа переживал времена расцвета ипревзошел Марсель по объему перевозок. С населением в 25 тысяч человек Гавр, если верить «Новой географии Франции» Полена Тельера, был «самым оживленным из всех торговых приморских городов страны». Однажды ночью Винсент встал, чтобы из окна полюбоваться падающим снегом.
В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу её декорировать. По словам его брата Тео, последнее, что сказал Винсент – было: Печаль будет длиться вечно. письмо, цитированное в конце VII главы) (он полагал, что дольше не протянет, так как вовсе не собирался себя щадить), чтобы осуществить свои творческие замыслы, которые считал целью жизни. Она посвящена лежащим цветам.
Таким образом, Винсент будет жить очень близко от брата. Винсент пытался их прочитать. Все обстоятельства до сих пор неизвестны. Доктор Пейрон отнюдь не чувствовал призвания к деятельности управляющего лечебницей. Мрачная, удручающая обстановка.
Винсент прошел сквозь непроглядный, слепящий мрак безумия. Винсент собирался провести два-три дня в Париже, а потом уехать в Овер-сюр-Уаз. Автор любуется красотой проснувшейся природы, полной чистоты и свежести. Стадо овец на склонах», «Эльбрус вечером» (все – 1898 – 1908, Государственный Русский музей), «Эльбрус днем» (1898 – 1908, Симферопольский художественный музей) и многие другие. Для украшения дома Ван Гог создал композицию подсолнухов – несколько картин жёлто-оранжевых цветов на сине-голубом фоне, которые сам Ван Гог называл симфонией синего и жёлтого цвета.
Она изображает букет подсолнухов в вазе. О том, чтобы перевезти в лечебницу мебель, больше нет и речи. – воскликнул Винсент.
Несмотря на кажущуюся простоту и эскизность письма, Моне полностью удается передать глубину пространства и впечатление от сцены. Две парижских картины приобрёл Поль Гоген. Попытка самоубийства не удалась. Он всегда много времени тратил на подбор идеальной палитры оттенков для своих полотен.
Эгоистично, но разумно. Оно не может развиваться в стороне от живых людей. Наверно, это эгоистично, – признается он брату. Кажется, даже не улыбается (См. Во всяком случае летнее солнце.
В течение многих лет, с тех пор как он жил в Брюсселе, а может, еще и в Лондоне, Винсента преследует гравюра на дереве Гюстава Доре из серии Лондон – Прогулка заключенных (Серия гравюр Лондон Гюстава Доре вышла в Англии в 1872 году по Франции эта серия опубликована издательством Ашетт в 1876 год). Это друг художников, доктор Гаше.
Когда Рембо в 1873 году, го есть за семнадцать лег до излагаемых в этой главе событий, написал свое Лето в аду, Винсент служил в галерее Гупиль в Лондоне). Больше они не встречались. Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца». Большая гордая птица с откинутыми ушами».
Между стволами там и сям бродят черные фигуры. Сильным диагональным линиям соответствуют вертикальные элементы: трубы, краны, солнечная дорожка на воде и человек, стоящий в ближайшей лодке. Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно – целая симфония жёлтого и синего".
Большое светило все быстрее и быстрее поднимается вверх. «Я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды".
В Арле художник жил запоем во всех смыслах. С каким трепетным напряжением изучает самого себя художник.
Полотно было обнаружено лишь пять лет спустя. роскошных стран, огненных солнц и слепящих красок. 5 июля из письма невестки Иоханны (в семейном кругу ее называют Ио) Винсент узнал, что молодая чета ждет ребенка и, если родится мальчик (Ио в этом уверена), его назовут Винсент в честь дяди. Ведь Винсент только-только оправился, да, по сути дела, еще не оправился, от очередного припадка.
Винсент работает все более увлеченно. К сожалению, время упущено. Винсента самого поражает легкость, с какой ему теперь даются картины. Рисуя «Звездную ночь», уверяют биографы, Ван Гог отступил от этого правила и писал, не опираясь на натуру. Живопись все-таки остается единственным возможным для него родом деятельности. С 1991 года картина вновь заняла своё место в экспозиции.
Как много я мог бы еще написать. Но в особенности привлекает Винсента Милле. Так появились знаменитые "Подсолнухи" – два цикла картин, первая из которых была выполнена в Париже в 1887 году. А вот этот больной непрерывно бьет себя в грудь, крича: Где моя любовница, верните мне мою любовницу.
С той минуты, как вопрос о его отъезде наконец решен, он работает с удвоенной энергией. Он считает, что делает успехи, а они нам необходимы, – замечает он в письме к брату (это письмо он пишет урывками, наспех, в перерывах между сеансами (Это огромное письмо ( 604), напечатанное в голландском издании довольно мелким шрифтом, занимает больше восьми страниц), – мне нужно писать лучше, чем прежде, так как я писал недостаточно хорошо. Справа – серая терраса, часть дома. Но он вылечится. Его ждали письма от брата. Мы почти ничего не видим.
Простите меня, – говорил он. Страх этот неискореним. Если изображениеперевести в черно-белый формат, то солнце совсем перестанет выделяться. Но чаще всего они сидят сложа руки, погруженные в тупое бездействие. А во второй сказке: "и Заяц перестал дрожать.
Она посвящена лежащим цветам. Ну что ж, будем по возможности продолжать работу, как ни в чем не бывало, – пишет он в январе. С болью душевной смотрит Винсент на товарищей по несчастью – ему предстоит теперь жить с ними бок о бок. С утра до вечера он не выпускает кисти из рук.
В психическом заболевании Baн Гога много загадочного. Он занят делом, куда более важным, неотложным и мучительным. Но мне интересно и к тому же это дает возможность работать золотом и серебром. И это несмотря на то, что к моменту, когда художник начал писать знаменитые «Водяные Лилии», он уже терял зрение. На картине «Звездная ночь» особое место занимают полумесяц и звезды.
звездного ветра. ), которое усмотрел художник. Как-то после полудня надзиратель Пуле зашел за Винсентом, чтобы вывести его на прогулку.
Если я здесь засижусь, я потеряю способность работать, а это уж – увольте. Овер-сюр-Уаз находится в каких-нибудь тридцати километрах от Парижа.
Уменьшается их сила вокруг. Некоторые из них погибли самым нелепым образом. Дело идет на поправку, Винсент пишет, что чувствует себя прекрасно. Так или иначе, попытки быть верным правде – может быть, единственное лекарство против болезни, которая по-прежнему угнетает меня. Это обещание ничуть не улыбается Винсенту. И вдруг неожиданная мысль мелькает в мозгу больного. Так как, поверьте мне, мая роль в этом вопросе была и останется абсолютно второстепенной (Орье, посвятивший статьи Гогену, Моне, Ренуару, Писарро, Рафаэлли, в марте 1891 года написал о Монтичелли и о сверкающих видениях, которые великий алхимик извлекал из своего волшебного тигля, где плавились драгоценные камни эмали и металлы).
В реальности художник искал необычайный образ мира. В начале ноября Винсент снова получил разрешение съездить в Арль. Его пронизывающий взгляд суров и ужасающе неподвижен, губы упрямо сжаты изможденное, осунувшееся лицо напряглось в ожесточенном усилии воли и каждый мазок еще и еще раз свидетельствует о неумолимой, чудовищной борьбе, в которой уж нет ничего человеческого. Самое первое дерево – - громадный ствол, но он разбит молнией и спилен.
я могу все. Неподалеку скрипнули дверью, куры начали кричать. Он мечтает вернуться на север, в Париж или в Бретань, где работают Гоген и Эмиль Бернар. Доктор Пейрон наконец позволил Винсенту вернуться в мастерскую.
Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает всё золотым светом. Он чувствует себя абсолютно здоровым и со всей страстью отдается живописи. Он из тех, кто видит истеченье небывалых соков (Слова Артюра Рембо. Сможет ли он вновь взяться за работу.
Он делает копию Доброго Самаритянина Делакруа и Воскресшего Лазаря Рембрандта, над которым в его интерпретации сияет отсутствующее в оригинале огромное солнце, языческий бог, которому так пламенно поклонялся Винсент. Вернется ли к нему его мастерство. Смерть для него – подобна золоту урожая, в ней нет чёрного цвета. вся земля жёлтая. Больного немедленно отвели назад в его комнату. Слишком многое роднит этот портрет с другими произведениями, написанными в этот же период. Винсент угрюмо разглядывает свои холсты. Все, что он говорит обо мне, страшно преувеличено, – сконфуженно уверяет Винсент.
Просыпаются цветы, открывают и возвращают свои лепестки к свету, будто приветствуются. Ни за что на свете он не хочет жить, как другие пациенты больницы. Горизонт испещрен мачтами кораблей и фабричными трубами.
Вторая была нарисована через год, в Арле. Вот так неожиданность. Несомненно, Трабю и его жена не видели в них никакой ценности). В последний год своей жизни, в июне – сентябре 1889 года, Ван Гог создал картину Жнец. Одни большие подсолнухи – ничего больше. Впервые о работах Винсента Альбер Орье узнал от Эмиля Бернара.
Он смог самостоятельно добраться до лечебницы и там скончался от потери крови. Все-таки ему будет нелегко покинуть эти края. Нет, с его стороны было бы черной неблагодарностью дурно отзываться о юге. Со временем он утратил своё первоначальное негативное значение. Но ничто не изменилось.
Только что прошел дождь. В эти же дни Винсент получил от Тео последний номер Меркюр де Франс. Моне считал, что тусклые разбавленные краски сделают пейзаж не интересным для зрителя. Он чувствует в себе глухие предвестники нового катаклизма. Твои картины хорошо повешены и имеют большой успех (В 1890 году в Салоне Независимых было выставлено несколько рисунков и десять картин Винсента: Кипарисы, Горный пейзаж, Бульвар в Сен-Реми, Горы Альпий, Прогулка в Арле, Тутовое дерево осенью, Подлесок, Восход солнца в Провансе, Подсолнухи, Оливковая роща). Всего на выставке были представлены 165 работ тридцати художников. Солнце и его отражение в реке выполненыодним и тем же цветом.
Впрочем, к чему. - Что же изменилось после того, как Заяц справился с этим чувством. Рождественская драма положила конец арлезианскому периоду его творчества, борьбе, в которой Винсенту пришлось помериться силами с рациональным, геометрическим порядком вещей, с наставительной и строгой незыблемостью классицизма. Это диагностировалось как маниакально-депрессивный психоз. Если бы Винсент не писал, он, вероятно, погубил бы себя.
Там Винсент обсудит вопрос о мебели с пастором Салем, а заодно захватит оставшиеся в Арле пять-шесть полотен, которые он не мог увезти сразу, так как к тому времени они еще не успели просохнуть. И во имя чего. Какие-то фантазии и кошмары. Он почти не говорит, никогда не смеется.