Однако такое «восхождение» имело в «Бедствиях Войны» двусторонний характер ибо предполагало не только волнообразное нагнетание энергии народного сопротивления бедствиям и угнетению (в офорте «Какое мужество. » достигшее апогея), но точно такое же нагнетание самих этих бедствий и самого угнетения.
Он назвал этот офорт «Сон разума рождает чудовищ». Но и потом, когда экспрессия изображений получит хотя бы частичный выход в словесных комментариях, эти последние во многих случаях сохранят видимость бесстрастно-строгой констатации факта или причины его (так изображая на листе 33 ограбление церкви и убийство священника, Гойя как бы мимоходом бросит короткое-- «Так случилось» а казнь на листе 1 снабдит лаконичным пояснением -- «За наваху»). При подготовке печатной формы необходимо слегка закруглить углы доски напильником, а затем отпилить края (снять фасеты) и зачистить их шабером. Среди них выделяется могучий испанец в белой рубахе. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Новый режим положил конец/придушил надежды либералов, к числу которых принадлежал и Гойя.
Техника офортов Рембрандта скупа. Он приближает к зрителю фигуры и сознательно укрупняет детали своих композиций. Ее сюжеты косвенно или символически представляют современную Гойе Испанию. Ос новной художественный приём этой композиции — противопоставле ние.
В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Дикая расправа с побежденными запечатлена Гойей в картине «Расстрел повстанцев в ночь на 3-е мая». От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Фигуры в ро скошных одеждах стоят неподвиж но, словно куклы.
Она была внезапна и яростна. Чем крепче раствор кислоты, тем активнее идет процесс травления. Но особенно -- сама техника офорта, в которой испанский мастер, опять-таки впервые, с такой решительностью подчеркивает царапающее медную пластину, ранящее ее движение иглы, разъедающее эти раны травление кислотой. Эти качества придает офорту глубокая печать. По своему смыслу серия Гойи много-планова.
Через несколько месяцев после разгрома второй испанской революции (1819 — 1823) и казни ее вождя Риего, Гойя уехал во Францию, в Бордо, куда стекались испанские эмигранты. Идея и принцип героико-трагического восхождения в «Бедствиях войны» вплотную подводят к тому апофеозу испанского народного возмущения, который Гойя в начале 1814 года запечатлевает в своих исторических картинах.
И лишь последние офорты окончательной редакции ( 80—82), вдохновленные победой революции 1820 года, создадут в ее развитии обнадеживающую перспективу, покажут как был все-таки прорван и этот круг испанского ада. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Но его не покидала уверенность в торжестве светлого начала разума и истины.
Полужанровый портрет, построенный на крупных обобщенных массах и плавном ритме изогнутых линий, своеобразно монументализирован. Сопротивление испанцев не прекращалось и после военного разгрома. Раскрывая мрачные тайны царства ночи, он лишал их ореола неприкосновенности.
Другой знаменитой работой является картина, придуманная самим художником «Пес» изображающая засыпанную песком собаку. Цель «Капричос» и ее содержание во многом напоминает сатирические циклы гравюр Хогарта. Однако самыми знаменитыми её изображениями являются «Одетая маха» и «Обнаженная маха». После событий 1808 года в творчестве Гойи начинается новый период. Как и прежде, перед нами царство смерти. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал.
Лица героев некрасивы и, даже уродливы, тут мы видим типичное гойевское «искажение». Наоборот, художник ценит эти возможности и широко пользуется ими. Уже в «Пожаре» и «Кораблекрушении» динамичная природа изображенного требует своеобразной живописной «скорописи», мазков, движущихся в конвульсивном спутанном, сбитом темпе как запечатляемых порывов и бушеваний, так и потрясеи ной души самого художника. Для гравирования самых тонких, «паутинных» линий в резцовой гравюре применяются очень острые и тонкие иглы, не оставляющие заусениц.
Первая серия офортов была переломным моментом в творчестве художника. Сочетая технику акватинты и офорта, мастер достигает богатства светотени, сложных соотношений бархатисто-черных и серебристо-серых тонов, пятна и линии. Впечатление сумятицы довершают вспышки снега и свобод ная манера живописи. Здесь все формы приобретают четкость и лаконизм.
Беда также в том, что и «добрые» — нередко глухи к благим вестям и делам. Ее сюжеты косвенно или символически представляют современную Гойе Испанию. В них он нанес удар академической школе. Там Заткнись, слабак.
Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Однако смысл гротеска Франсиско Гойи заключается не в утверждении ужасного (хотя именно гротеск позволяет создать ему формы, столь активные и мощные в своем зле), а в его разоблачении и уничтожении. Бесплодность оранжевых революций (как на Украине в 2004-м, как в Кыргызстане в 2005-м, как в Белоруссии в 2011-м, как безнародные дворянские революции в Европе после падения Наполеона).
Исключение составляет лист номер 7 «Какое мужество. » изображающий Августину Арагонскую, героиню Сарагосы. Его упрекают за «резкие тона», которыми он будет и далее шокировать любителей гладкой академической живописи. Среди этих картин был автопортрет Байеу.
Фантастический образ истолковывался по-разному. Произведение имеет достоверность исторической хроники и вместе с тем оно является великим художественным памятником мужеству и отваге испанцев, сражавшихся за свою свободу. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. «Я это видел», «И это тоже», «Так было» — скупо и гневно подписывает Гойя некоторые листы.
Но наивысших достижений в немецком офорте, бесспорно, достигла К. Кольвиц. Почти 6 лет спустя, для прославления патриотизма испанцев Кортесы (испанский парламент) организовали конкурс среди художников. Его манера здесь более спокойна.
Эти заимствования или аналогии, не были случайным повторением старой темы. Но их было поразительное меньшинство – члены патриотических обществ. Гойя решает те же проблемы, но уже по-новому. Гойя откликался на все современные ему события.
2 мая началось народное восстание, к вечеру. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Мы не знаем, в каком виде «Генрих V» шел на сцене «Глобуса» (или «Куртины» – ученые спорят, в каком из двух театров), как его воспринимала первая аудитория, что хотели донести до нее Шекспир и его труппа.
«Бедствие войны» Новая серия офортов Гойи, нача тая в 1810 г. и законченная только в 1820 г., получила название «Бедствия войны». Социальный пафос гравюр Гойи предвещает работы французского художника Домье. С помощью «Капричос» он нарушал покой современников, ужасал их зрелищем всех тех мерзостей и унижений, которым постоянно подвергаются они в старом мире, тревожил и будил мысль — будто готовил всеобщее восстание Разума. Ведь там, в свете горького опыта реставрации строй серии станет обратным -- сначала явятся образы народного героизма (в том числе офорты «Со здравым смыслом или без него», «То же самое», «Женщины придают мужество», «И становятся свирепыми», «Какое мужество. », «Они не хотят», получающие теперь вместо первоначальных номеров 36, 48, 54, 28, 41 и 29 номера 2, 3, 4, 5, 7, 9), затем все мотивы бедствий и жестокостей от сцен изнасилований до сцен разграблений церквей после -- отнимающего волю к жизни голода 1811--1812 годов и сразу за ними безо всякого перехода явятся листы «других Капричос», отразившие разгул реакции Фердинанда VII, когда военная победа испанцев обернулась для них полным социально-историческим поражением. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо.
Это и голод и гра бёж и разбой победителей. Их группами расстреливают в парках Буэн-Ретиро и Каса дель Кампо, на плоскогорье Монтанья дель Принсипе Пио, у ворот Сеговии и в Монклоа. Листы серии горизонтальны, все главное – на переднем плане.
Создавая «Бедствия войны», Гойя преодолел традиционную для всей предшествовавшей ему исторической живописи и графики антиномию триумфального и бедственного освещения войны — ту, которая была закреплена еще в ренессансном искусстве в оппозиции «Битвы при Ангиари» Леонардо да Винчи, с одной стороны, а с другой — «Самоубийства Саула» Питера Брейгеля. В 1780 году он был избран в Королевскую Академию. Гойя решает те же проблемы, но уже по-новому. Эта природа не похожа ни на солнечные пейзажи «эпохи гобеленов», ни адские земли «Капричос».
Благодаря особому зерну поверхности доски оттиск меццо-тинто отличается необычайной глубиной и бархатистостью тона, недоступными ни одной из других «тоновых» манер приемами выглаживания создаются красивые по фактуре и очень разнообразные градации тона. В 1773 году он женится на Хосефе Байеу, сестре придворного художника Франсиско Байеу. Он же революционер-в-меньшинстве, т. е. Серию обычно делят на три группы условно по времени создания.
Образование художник получил весьма поверхностное, вот таким образом всю жизнь писал с ошибками. Но, пожалуй, одним из самых известных картонов Гойи, является «Соломенная кукла», на котором изображены четыре девушки играющие с марионеткой. В «Капричос» свет был антагонистом губительного мрака. Среди них выделяется могучий испанец в бе лой рубахе. Ободренный успехом в Сарагосе, художник стремится завоевать Мадрид.
Хотя серия и посвящена трагическим событиям в Испании, тема войны звучит обобщенно, недаром один из листов Гойя сопроводил надписью: «Так повсюду». Но сами листы «Капричос» красивы. Именно эти качества и делают резерваж самостоятельной манерой офорта. Человеческие пороки и духовное уродство плодят нечисть.
Буржуазная революция в Испании была разгромлена. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Не случайно Гойя своими учителями считал природу, Веласкеса и Рембрандта. В 1789 г. он получил звание придворного художника.
Но особенно — сама техника офорта, в которой испанский мастер, опять-таки впервые, с такой решительностью подчеркивает царапающее медную пластину, ранящее ее движение иглы, разъедающее эти раны травление кислотой. Отсюда же -- особенности формирования серии, отсутствие предварительного плана, «открытость» вторжениям извне, побуждавшим художника менять порядок листов, переставлять их и даже менять редакции. Недаром один из листов Гойя сопроводил надписью Так повсюду. Даже дети не выглядят естественны ми и жизнерадостными в этой чо порной семье. В этих графических работах уже нет злодеев и нечистой силы, как в «Капричос», но есть жестокий реализм, который позволяет зрителю пережить войну вместе с худож ником как чудовищную катастрофу. Самый светлый лист серии «Какое мужество. » посвящен подвигу юной испанки.
Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Определяющее значение здесь приобретают непрестанная подвижность, своеобразный «разлив» и даже «бунт» красок, стремительность живописи. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. От того, что и как происходит «внизу», в хаосе побуждений и действий простых людей, всецело зависит все то, что в конце концов станет судьбой государства.
Приобретения предполагалось разделить между Францией, Испанией и испанским премьер-министром Мануэлем де Годой, который должен был получить титул герцога Алгарве. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. На смену неуловимости, мимолетности в ритме композиций «Капричос» приходят резкое столкновение, контрасты и острая динамика композиционного построения.
С этим связаны темные образы Сан Антонио де ла Флорида и та «негативная деформация», то «мучение формы», которым Гойя нередко подвергает свои фигуры («зубастый нищий» и многие лица на заднем плане). Рыночные связи крестьян в межкрестьянских отношениях были только в Северной Испании. Августина Арагонская приносила артиллеристам еду во время осады, унёсшей 54 000 жизней. В «Капричос» черти и монстры были исключительно витальны (об этом писал еще Бодлер), здесь же они превратились в аллегории.
Микроскопические танки, люди, деревеньки приобретают объем и значимость, превращаясь в реальные, – и переламываются жерновами войны, буквально (а не метафорически) превращаясь в конце сюжета в грязь. Он отказывается концентрироваться на отдельных участниках. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес родился в селении Фуэндетодос близ города Сарагоса (на северо-востоке Испании) в семье ремесленника – позолотчика алтарей. Схватку испанцев с мамлюками французской конницы на Пуэрта дель Соль он запечатлел в полотне «Восстание 2 мая 1808 г. » (1814 Прадо).
Акватинта звучит мягко, приобретая сходство с размывками тушью. И уже последний из выполненных тогда офортов взрывался яростью. По его мнению, пространство между маленькой девочкой и телом её матери олицетворяет «тьму, представляющую собой суть потери и сиротства». В конце XVI века гравюра на меди начала применяться в книжной иллюстрации. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. И если в военные годы Морис Равель еще пишет невинную неоклассическую «Гробницу Куперена» со знаменитой «Паваной», то уже в 1920 году он сочиняет хореографическую поэму «Вальс», в которой метафорически рисует картину уничтожения старой Европы на примере одного жанра – венского вальса, к которому он испытывал давнюю любовь.
Даже мертвые выглядят живее солдат, слившихся в единое целое со своим оружием. «Они стали, как дикие звери», — говорит Гойя. На этой почве между ними происходили постоянные трения, причем часто брата поддерживала Хосефа, жена Гойи. 8 лет спустя в Риме он участвует в конкурсе, организованном Пармской академией, получает 6 голосов и ни одной награды. Борьба во имя Разума и Справедливости становится смыслом его жизни, картин и гравюр.
Грунтовка производится валиком, кистью, пульверизатором или кожаным тампоном. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. T r со de Goya ano 1797 («Всеобщий язык», нарисовано и гравировано Франсиско Гойей 1797 год») См Chanchez Canton F J Museo del Prado Los dibujos de Goya Madrid, 1954, t 1). Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни.
Гойя пережил со своим народом эту героическую и трагическую страницу его истории. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). В 27-м, заключительном листе первой части «Бедствий войны», одном из шедевров всей серии, эта метафора выражена с потрясающей очевидностью.
В дальнейшем этот мотив будет использован в «Бедствиях войны» и большой картине 1814 года. Годой, королева и наследный принц Фердинанд предали свою страну. Но то – народ думает про безработицу, а не активисты с политическим темпераментом. Чего же ждать от народа. Недовольные уезжали в Америку. В это время королевский двор ощущает на себе воздействие революционных событий во Франции. Действия «сосущих», прях, «летающих», «занятых пиршеством» приобретают повышенную активность, жизнеспособность и зловещую внутреннюю силу огромным телам, бешеным полетам, злобным силам тесно в рамках листа.
И – мудр, как это всегда с реализмом. Этого не было даже в «Капричос», где не было положительных героев, а «бесы разны» куражились вплоть до последних листов серии. Все большее значение приобретают угловатые силуэты изломанные контуры.
альбомов гравюр приняли Крамской, Ге, Мясоедов, Савицкий, Клодт, Шишкин и другие. И тут оказывается, что это регресс. Свет и тьма – символы истины и мрачных хаотических сил, окружающих человека. Форма «Капричос» оригинальна. Отсюда же — особенности формирования серии, отсутствие предварительного плана, «открытость» вторжениям извне, побуждавшим художника менять порядок листов, переставлять их и даже менять редакции.
Всё это на долго приковало к себе внимание ху дожника. Ему удалось объединить вокруг себя талантливую молодёжь. Действие «Капричос» проходит три стадии.
В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. После чего лишняя краска вытирается в той степени, в какой этого требует замысел. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни.
Особой остроты достигли антиклерикальные сатиры Гойи. Здесь расправа особо потрясает. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. В офорте «Какое мужество. » Гойя запечатлел подвиг жительницы Сарагосы, вставшей у орудия, когда все защитники батареи погибли. Ни ночью, ни днем не прекращались и французские репрессии (такие, как запечатленные на 22-м и 23-м офортах «Бедствий войны»—«И нет спасения», «Труден шаг. »), которые, однако, лишь ухудшали положение победителей.
На протяжении 1810--1812 годов от листа к листу атмосфера серии все сильнее накалялась. Эта достоверность достигается повторением сходных мотивов. В картине «Расстрел в военном лагере» впервые возникает тема массового расстрела.
Поздний период творчества Гойи связан с монументальным циклом росписей в так называемом «Доме Глухого», который он приобрел в 1819 году. «3 мая французы становятся хозяевами Мадрида. Главной особенностью этой манеры является непосредственное рисование на поверхности металла специальными чернилами или гуашью. Он приближает к зрителю фигуры и сознательно укрупняет детали своих композиций. Так рассказывает о майских событиях персонаж романа Поля Морана «Севильские флагелланты».
Примером слияния высочайшего мастерства и вдохновения может служить его «Меланхолия». Недаром один из листов Гойя сопроводил надписью Так повсюду.
«Десастрес» – это само живое непосредственное действие, разворачивающееся у нас на глазах. «Десастрес» – это само живое непосредственное действие, разворачивающееся у нас на глазах. Лишь один лист немного напоминает сцену сражения и лишь один идентифицируется как конкретный эпизод войны: в гравюре «Какое мужество. » изображена женщина, сменившая перебитую орудийную прислугу, – это подвиг защитницы Сарагосы, ставший известным всей Испании. Первая серия офортов была переломным моментом в творчестве художника. В исторических картинах «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и -Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 го да» художник всеми силами стремил ся воссоздать реальность происходя щего. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда.
В 1765— 1774 гг. Поэтичен образ молодой женщины в «Молочнице из Бордо» (1827, Мадрид, Прадо), одном из самых поздних живописных шедевров Гойи. Это как наполовину полон или наполовину пуст стакан. И идеал таких людей – вседозволенность предельного опыта в обществе потребления.
Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Он начал работу над «Десастрес» в 1808 году и закончил, очевидно, в 1820. Линия, контур не играют решающей роли.
С че тырнадцати до двадцати лет он обучался живописи в мастерской сарагосского художника Хосе Лу-сан-и-Мартинеса (1710—1785), а затем переехал в Мадрид. Художник пишет картины «Пожар» и «Гигант», предвосхищающие тот тип трагического жанра, который будет теперь главенствовать в его произведениях. На роль короля Испании они выбрали Жозефа Бонапарта, брата Наполеона. Франсиско Гойя обращается к гравюре в начале 70-х годов 18 века (Раздел о творчестве Франсиско Гойи написан О А Гасановой).
Гойя пользуется в своей первой графической серии новой в то время техникой акватинты. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Так же, как «Капричос», она имеет три части.
А оголтелые не могут соглашаться со своим идейным противником. Его искусство многолико, принадлежит разным периодам и в зрелом периоде отличается сложным подтекстом, зашифрованной системой иносказаний. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку.
В пьесе выведен король-победитель, даже король-триумфатор, добившийся не просто победы на поле боя, а небесной санкции своему правлению и себе лично (у династии Ланкастеров вообще были проблемы с легитимностью). В 1786 Гойя был назначен придворным живописцем, а в 1799 стал первым живописцем короля. По внешнему виду металлографские резцы сходны с ксилографическими. Сейчас последует кровавая развязка: грянет залп. В то же самое время пафос мастерства Гойи, с негодованием отбрасывающего все ухищрения изыски, внешние эффекты «изящного искусства», прямо идущего к цели, применяя простые, но сильно действующие средства, тот же, что пафос античной и шекспировской трагедии.
Работать в манере меццо-тинто можно только на медной доске, причем из многих сортов меди следует выбирать наиболее вязкую. На гравюрах нет зданий, по которым можно было бы идентифицировать местность. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. И – пшик. Наполеон предложил Карлу начать совместную испано-французскую кампанию против Португалии.
Художник и в гравюре мыслит как художник. Получив заказ расписать капеллу Сан Антонио, Гойя, видимо, намеревался превратить ее в модель очищенного от зла, полностью противоположного «Капричос» мира. Прорезая металл инструмент образует по краям штриха острые, рваные заусеницы (барбы). Для этого доску нагревают предварительно на плитке. Здесь появляется новое исключительное ощущение бессилия и ничтожности людской жизни.
Изредка художника посещают светлые образы. Так как в Испании свет немыслим без теней, он живет благодаря им – подобно тому, как Испания не могла обратиться, как желал бы того Гойя, к наследию Просвещения, без того, чтобы призраки инквизиции не встали немедленно поперек дороги. Художник создает сложное многоплановое произведение, богатое оттенками и нюансами. По окончании полировки доска промывается керосином, скипидаром или бензином.
Сочетание оптимизма и цинизма не позволяет отнести их с определённостью к каким-либо определённым моментам в предшествовавшем водовороте событий. Таковы картины: «Деревня в огне», где непонятно кто является виновником пожара и резни и «Стычка герильеров», где ожесточенно сталкиваются две группы, а над ними, у края всхолмленного горизонта, какой-то человек в отчаянии взывает к небесам. «Капричиозный слой» сохраняется в этой фреске близкое эхо «Капричос» продолжает звучать в ней.
В 12 лет он стал учеником местного живописца Х. Мартинеса. Эта серия существенно определяет специфику гравюры Гойи.
В распоряжении гравера резцы должны быть различных сечений (ромбические, квадратные, овальные и т. д. ). Одновременно с этим он отказался присоединиться к призыву шовинистической «Национальной лиги защиты французской музыки» запретить исполнение современной австрийской и немецкой музыки. Первая часть – сатирическое изображение испанских нравов. Первую известность ему принесли работы исполненные, скорее всего в духе рококо – картоны для шпалер (тканые картины). Цикл 1809 года начинается картинами «Визит монаха», «Интерьер тюрьмы», далее идут «бандитские картины» и две картины, посвященные людоедам. Их некрасивые, замкнутые, холодные лица произ водят отталкивающее впечатление. В министерстве почтовых сообщений располагается французский военный трибунал.
И уже последний из выполненных тогда офортов взрывался яростью. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Обыкновенной круглой иглой можно награвировать самые разнообразные штрихи в зависимости от угла заточки инструмента, его наклона к плоскости доски и, наконец, от глубины гравирования (гравировать можно не только снимая грунт, но и слегка углубляя иглу в металл). Она взбирается по трупам павших, чтобы поджечь запал и продолжить бой. Серия была впервые опубликована Академией Сан Фернандо в 1863 году. В Испании капитал избегал замледелия.
Бумага должна быть не проклеенной или очень слабо проклеенной. Эти заимствования или аналогии, не были случайным повторением старой темы. Гравюры были изготовлены методом глубокой печати. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Обе Махи принадлежат к числу самых известных произведений Гойи, окруженных романтическим ореолом и разнообразными домыслами.
Его приняли туда уже сложившимся художником в 1780 году. Крестьяне шли против регулярных войск Наполеона с ножами, кольями, топорами. Здесь у него не было предшественников. В этом смысле трактовка войны вполне традиционна». Показывая «доброму человеку» во что тот превратится, следуя и велениям общественных традиций и велениям «темной» части своей души, а также, какие пакости совершат с ним те, кто последовал им раньше, Гойя взывал не только к человеческим достоинствам и добродетелям, но и к самому простому и самому глубокому чувству самосохранения. Гравюры с 48 по 64 отражают последствия голода, обрушившегося на Мадрид в 1811—1812 годах.
Впрочем, критический французский дух проявляется и у них робко. – Но оранжевый не был бы оранжевым, если б согласился. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны.
Очень хороши для черной манеры плотные прокованные доски красной меди. В шести офортах ( 28—33) мы сначала видим женщин, бесстрашно набросившихся с камнями, копьями, шпагами и ножами на французских солдат («И становятся свирепыми») и старуху, ударившую навахой гренадера, попытавшегося изнасиловать ее дочь («Не хотят») затем тела умерших от голода на мадридской улице — их собирают, чтобы нести на кладбище и еще трупы, лежащие на голой земле, где «нет никого, кто бы помог им» а под конец – французов, мародерски обирающих ими же повешенных герильеров («Вот кто силен. ») и других— разграбивших церковную ризницу, предварительно убив священника («Так случилось»). То есть опять реализм.
В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Эта серия листов была предположительно завершена в начале 1814 года. Гойя отверг как ту традицию, в свете которой военная история рисовалась ареной поединка «героев» и проявления личной доблести, так и ту, которая исходила из представления о ее безличной, недоблестной механичности.
Но они — также свидетельства его мужества. События, которые изобразил мастер, происходят в любую эпоху в любой стране. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Все вещества, обычно входящие в состав твердого лака (асфальт, канифоль, мастика, сапожный вар, воск и другие), обладают хорошими кислотоупорными свойствами.
Теперь они проснулись ради великого исторического дела. Ни ночью, ни днем не прекращались и французские репрессии (такие, как запечатленные на 22-м и 23-м офортах «Бедствий войны»--«И нет спасения», «Труден шаг. »), которые, однако, лишь ухудшали положение победителей. В гравюре «Какие золотые уста. » окружившие кафедру уродливые тупые монахи, закатив глаза и открыв беззубые рты, млеют от восхищения, но покоривший их «проповедник» — это жирный попугай, важно размахивающий лапкой. В центре он поставил королеву с детьми. Ведь не только воля Гойи, но и сама испанская история лепила его серию.
Техника офортов Рембрандта скупа. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Как и прежде, перед нами царство смерти.
Но так будет не вечно. Манера художника становится все более и более эмоционально экспрессивной. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
«Я видел это. », «Невозможно видеть это. » — такими словами сопровождает Гойя два своих офорта. Доска обрабатывается и шлифуется так же, как и для штрихового офорта. В двадцать седьмом офорте «Бедствий войны» он в первую очередь несет гибель, застигая врасплох тех, кто надеялся укрыться в тени пещеры, вторгаясь туда вместе с французскими штыками.
Хьюз назвал эту группу листов «Бедствиями мира». Высокой техникой отличаются листы Мартина Шонгауэра (ок. 1450 –1491). На следующих гравюрах изображены битвы с французами, которые, по выражению критика Вивьен Рейнор, «больше похожи на казаков, колющих штыками мирных жителей», а «испанцы изображаются рубящими французов». Это была идея своеобразного «оголения» войны, показываемой не с фасадной своей стороны, не как праздник военной доблести, а как страшное бедствие для всех и для каждого. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами.
Процесс грунтовки офортной доски один из самых ответственных этапов. Затолкать зло в детскую сказку Гвидо удается ребенок спасен, но сам сказочник в свою сказку, как Волька в тридевятое царство, попасть не может. Но это не разбойников изобразил Гойя.
И лишь последние офорты окончательной редакции ( 80--82), вдохновленные победой революции 1820 года, создадут в ее развитии обнадеживающую перспективу, покажут как был все-таки прорван и этот круг испанского ада. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Контрасты белого и черного придают острую экспрессию изображениям. В «Тавромахии» его увлекает передача движений, которые скорее можно себе представить, нежели охватить взглядом. Гойя принимает на себя своего рода обязательство сохранять неизменное целомудрие перед лицом ужасной действительности ибо безнравственно «живописать» убийства и виртуозно компоновать трупы.
Ту же тему страданий и подвига народа он развил в восьмидесяти пяти офортах серии «Бедствия войны» (1810—1820, название это дано Академией Сан Фернандо при их издании в 1863 г. ). В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Вместе с тем «Десастрес» – еще один шаг вперед, к искусству 19 века. Его интересует только как голод сказывается на народе. В отдельных листах ее тон напоминает черноту и плотность бархата. Гойя написал несколько портретов герцогини.
В «Десастрес», как и в «Капричос», гравер применяет смешанную технику офорта, сухой иглы и акватинты. Но офорт этот под 48-м номером будет помещен художником во вторую часть «Бедствий войны» ибо именно в то время, уже переломное в Пиренейской войне, он оказался как нельзя более уместен и был поддержан аналогичными образами. Центральной темой «Занг-тум-тум» стало прославление войны: баталии Первой Балканской войны, в частности битва при Адрианополе – пробный камень тех битв, которые предвкушали футуристы в недалеком будущем и в которых сами с большой охотой участвовали (так, Маринетти не пропускал ни одной европейской бойни и в старости в составе итальянских дивизий успел попасть даже под Сталинград). В 1790-1792 годах он исполняет «Деревенскую свадьбу» – самый большой картон для шпалеры в кабинет короля в Эскориале.
Он встречает смерть лицом к лицу, без страха. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. В этих картинах Гойя отходит от повествовательного стиля. Такой штрих либо вовсе не будет травиться, либо протравится местами.
Фигуры повстанцев, напротив, полны выразительности и драматизма. В «Бедствиях» красота исполнения ушла – линия и пятно остались лишь средствами визуализации. Ведь там, в свете горького опыта реставрации строй серии станет обратным — сначала явятся образы народного героизма (в том числе офорты «Со здравым смыслом или без него», «То же самое», «Женщины придают мужество», «И становятся свирепыми», «Какое мужество. », «Они не хотят», получающие теперь вместо первоначальных номеров 36, 48, 54, 28, 41 и 29 номера 2, 3, 4, 5, 7, 9), затем все мотивы бедствий и жестокостей от сцен изнасилований до сцен разграблений церквей после — отнимающего волю к жизни голода 1811—1812 годов и сразу за ними безо всякого перехода явятся листы «других Капричос», отразившие разгул реакции Фердинанда VII, когда военная победа испанцев обернулась для них полным социально-историческим поражением. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину.
Гравюры Гольтциуса отличаются большой сочностью, контрастностью, сложными пересечениями линий их плавным утолщением при закруглениях. Гойя отверг как ту традицию, в свете которой военная история рисовалась ареной поединка «героев» и проявления личной доблести, так и ту, которая исходила из представления о ее безличной, недоблестной механичности.
Художник был потрясен увиденным, тем, что пережили в ту пору его народ и родина. Пожалуй, лишь три более поздние картины— «Госпиталь зачумленных», «Беженцы в пещере» и «Расстрел в военном лагере» демонстрируют несколько иной подход к военной действительности—попытку увидеть ее изнутри, передать в исторически-конкретном духе и, наконец, понять как всенародное бедствие, а не как отдельные эксцессы. Как один из наиболее передовых мыслителей и художников своего времени, Гойя сумел воплотить в этой серии ужас, несправедливость, дикую жестокость, бедствия, которые несет с собой война. Это – дорогое удовольствие.
Он встречает смерть лицом к лицу, без страха. В 1711 году француз Якоб Христофор Леблон (1667 – 1741), работавший в Голландии, Англии, а затем во Франции изобрел принципиально новый способ цветной печати с нескольких досок в технике меццо-тинто. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. К таким картинам относят полотно, написанное на мифологическую тему «Сатурн, пожирающий собственных детей».
Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Этой жажды борьбы исполнен весь народ. Он стал заместителем директора отде ления живописи мадридской Коро левской академии Сан-Фернандо (акалемии искусств), художественным руководителем Королевской шпалерной мануфактуры. В «Бедствиях войны» еще не было никакой сопровождающей изображения «словесности» и эмоции художника целиком концентрировались в самом офорте, выступали неделимыми.
Многочисленные офорты Рембрандта (более двухсот) являются и до сих пор непревзойденными образцами как по силе воплощения замысла, эмоциональному строю, так и по мастерству исполнения, техническому совершенству. С 1774 года Гойя живет в Мадриде. Уместно напомнить, что травленный штрих издавна дополнялся сухой иглой, а некоторые старые манеры (например, карандашная) всегда соединяли в себе приемы травления и механического гравирования. Невольный намёк получился на проплаченность присутствия и на оранжевость революции.
Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. В купольной росписи он воплотил действенную сложность его, в целом повернувшегося в лучшую сторону под влиянием благого чуда и оттесняющего злых на задний план, но не ликвидирующего их без остатка. Вместе с тем «Десастрес» – еще один шаг вперед, к искусству 19 века.
приходится перелом в творчестве Гойи. Добившись материальной обеспеченности и почестей, Гойя смотрит на жизнь с оптимизмом. Однако произведение Гойи гораздо более значительно. Такими Гойя видел своих соотечественников («Портрет Исабели Ковос дс Порсель», 1806 г. «Портрет графа Педро Антонио Пе реса де Кастро», 1803-1806 гг. ). В 1800 году Гойя создал для короля Карла IV портрет его семьи. Брана снимал свой в 1989-м и у него фильм получился антивоенным». «Капричос» – это мир на сцене.
Целый ряд листов посвящен современным нравам. Во второй половине 80-х гг. Третья часть состоит из восемнадцати офортов, в которых гравер возвращается к символическим видениям в духе «Капричос». Фигуры повстанцев, напротив, полны выразительности и драматиз ма. Им выполнено более ста гравюр резцом.
1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Он вполне уподобляется ветру смерти, пронизавшему пещеру на всю ее глубину. В полотне «Кузнецы» (1819, Нью-Йорк, Музей Фрик) крупные фигуры кузнецов охвачены ритмом напряженной работы.
Повсеместное введение машин в боевые действия приветствовалось ими как знак преодоления «человеческого, слишком человеческого», а в сущности, уничтожения человека и прихода ему на смену человека-машины. Штриховка становится царапающей, размашистой и порывистой. Все в этих полотнах проникнуто ароматом тайны и скрытой чувственности. Аграрный прогресс до Испании не доходил.
Эта повторяемость, говорящая о типичности, наряду с минимализмом деталей и практически полным отсутствием сентиментальности (там, где она появляется, она пронзительна) создают небывалое прежде ощущение мира без добра и разума, без спасения и выхода. Сам Гойя уже познал действительное положение вещей. С другой стороны, его-то художник и подвергнет со временем суровому испытанию в окончательной редакции своей серии -- в «Роковых последствиях кровавой войны против Бонапарта в Испании и других возвышенных Капричос».
Образ гиганта у Гойи является результатом глубочайшего душевного потрясения от прямого, открытого столкновения с мощно вздыбившимися стихиями нынешней истории и в то же самое время—результатом высшей стойкости человеческого духа, который эти испытания сотрясают, но но могут разрушить, который обладает способностью вынести невыносимое, вместить неизмеримое и в хаосе открыть ритм закономерного. Вальс в финальном эпизоде поэмы буквально рвется на части и проваливается в бездну». Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Благодаря световым колебаниям, создаваемым рельефом, оттиск приобретает характерную глубину и напряженность. Этой борьбе Гойя посвящает отныне все свои творения.
Создавая гротескные формы, художник изменяет графическую манеру. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Но протокол допроса не сохранился. Первым придворным заказам на картоны для серии шпалер (охотничьи сцены) свойственна некоторая скованность исполнения и абсолютное правдоподобие действий и аксессуаров – даже в период зрелости художник будет гораздо тщательней выписывать официальные картины, нежели те, которые он делает для частных лиц. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба.
В -Бедствиях войны» переплетается множество тем. Портретов у Гойи было создано очень много, но среди них хотелось отметить портреты так называемых «мах». Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Он является одним из величайших мастеров мировой графики.
Бумага должна быть не проклеенной или очень слабо проклеенной. Менталитет народа не меняется веками. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Первое крупное графическое произведение художника – серия гравюр «Капричос», выполненная в технике офорта, сухой иглы и акватинты, была опубликована впервые в феврале 1799 года. Вернувшись в Сарагос в 1771 году, он получает первые заказы.
То же – с недоговорённостью в названии. Так и будет через два года, когда Гойя напишет свою картину «Расстрел мадридских повстанцев». Если в эскизе чудо рождало общий экстаз, то здесь оно, скорее, «скользит по поверхности» человеческого бытия, лишь в малой мере затрагивая его глубинную структуру, а герой остается таким же одиноким. В эту роспись вплетается нота пессимизма.
К концу 1750-ых годов семья художника переезжает в Сарагосу. Он отказывается от хаотического, чрезвычайно порывистого и экспрессивного наложения штрихов, присущего листам последней части «Капричос» и большинству гравюр «Десастрес». Почти все эти листы выполнены во время войны. Необходимо иметь к тому же не менее 4-6 резцов основных профилей (разных номеров – мелких и крупных). В «эпоху гобеленов» Гойя был истинным светопоклоннком.
Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Гойя продолжает то, что уже было высказано им в «Капричос». Однако вспышка этого губительного света обладает и противоположной направленностью. Очень хороши для черной манеры плотные прокованные доски красной меди. В марте 1808 года революционно-настроенная толпа разгромила дворец Годоя.
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Особенно поражает полотно «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая».
подавленное французскими войсками. Вступая в спор с изображаемым им миром, Гойя борется и с самим собой. В 80-90-ых годах обычаи махо и мах стали модными при дворе. Она была внезапна и яростна. Именно в этой последней серии офортов Гойя достигает наибольшей выразительности. И если другие художники при изображении военных столкновений выделяли преимущественно «возвышенные цели» и «национальные интересы» противоборствующих сторон, то он принял в расчет лишь те чудовищные средства, которые для этого применялись.
В 1772-1774 Гойя исполняет росписи в церкви и монастыре Аула Деи. 25-летний Гойя исполняет роспись «Поклонение ангелов имени Иисуса» в церкви дель Пилар. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. С такой же яростью дрались женщины.
Композиция офорта проста и лако нична. Они дрались с исступлением и гневом, отстаивая каждую пядь земли («Со здравым смыслом или без него. »). Смысл многих надписей вытекает из смысла надписи предыдущего листа. Многочисленные офорты Рембрандта (более двухсот) являются и до сих пор непревзойденными образцами как по силе воплощения замысла, эмоциональному строю, так и по мастерству исполнения, техническому совершенству. Картины напоминают жуткие рассказы об испанских, португальских и о французских зверствах. Значит, выкачивать налоги деньгами было нельзя. Что если и то и то.
Манера художника становится все более и более эмоционально экспрессивной. Одной из самых горячих сторонниц этих обычаев была возлюбленная Франсиско Гойи – Каэтана Альба. Он постиг серьезность действительного положения дел, всю глубину отравляющих жизнь (всю жизнь, а не только ту, что ведут высшие сословия. ) установлений и идей старого мира. Книга «Занг-тум-тум» отразила этот «оптимизм» в полной мере, сосредоточив в себе все новации футуристического стиля: телеграфный стиль, обходящийся преимущественно существительными и глаголами без пунктуации, обилие звукоподражаний, применение разных типографских наборов, введение в текст математических знаков и даже таблиц, не говоря о полном разрушении жанровых границ.
Но первые две трети «Бедствий» – лишенное всяких аллегорий и батальных клише представление повседневного кошмара войны, не имеющее в своей откровенности никаких прецедентов. Офорт печатается специальной офортной краской и на специальной офортной (эстампной) бумаге. Во времена Гойи инквизиция еще заживо сжигала «ведьм» на костре за сношение с демонами, по тайным доносам сжигали за ересь. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Вторая часть – шесть листов басенного характера.
В 1807 году войска Наполеона вторглись в Испанию.
Серия лишена цельности – ее последние полтора десятка листов посвящены критике послевоенной бурбоновской реакции, довольно часто в них появляются персонажи, напоминающие нечисть из первой серии гравюр художника – «Капричос». И оранжевые революции выражают интересы меньшинства. Теперь уже им все чаще приходилось обнажать головы над трупами своих соплеменников.
Есть знаменитая пара фильмов в истории британского шекспировского кино, два «Генриха V», снятых режиссерами, сыгравшими заглавную роль, – это Лоренс Оливье и Кеннет Брана. Лучшим средством для травления офорта является азотная кислота (HNO3), выпускаемая химической промышленностью в концентрированном виде. Отстояв национальную независимость испанский народ попал в тиски феодальной реакции. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Если во время гравирования по краям штрихов образуются заусеницы (что чаще бывает на вязком металле) их следует обязательно удалять трехгранным шабером (еще удобнее – четырехгранным).
Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Портрет понравился и был благосклонно принят. Первые 47 изображают отдельные сцены войны и показывают последствия войны на отдельных солдат и граждан.
А народу – нужно, как это стало явным через 20 лет. Судьбу эту решают те, кто в «Капричос» слепо и покорно подставлял свои спины всяческим высокопоставленным ослам. На протяжении 1810—1812 годов от листа к листу атмосфера серии все сильнее накалялась. Хотя серия и посвящена траги ческим событиям в Испании, тема войны звучит обобщенно, недаром один из листов Гойя сопроводил надписью: «Так повсюду». Эта серия – вершина реалистической графики Гойи.
В 1775 г. Гойя поселился в Мадри де. Широко расставив ноги, напра вив мушкеты на безоружных людей, они стоят единым строем, как ли шённые чувств автоматы. Художник широко использует контрасты света и тени. События, которые изобразил мастер, происходят в любую эпоху в любой стране. Значит, оставались на месте люди поспокойнее. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи.
Мощным средством экспрессии является также резко обрисовывающий основные предметы, акцентирующий патетические или «болевые» точки композиции, безжалостно «пристальный» свет, от которого, кажется, ничто не может укрыться и по контрасту с которым провалы и зияния мрака впервые у Гойи представляются зонами успокоения. В «Капричос» старость берет верх над юностью, глупость и невежество над – умом, а распутство – над добродетелью. И итог – абсолютно неожидан и нецитируем: Договорись с товарищем. Как пишет знаменитый русский писатель Михаил Кольцов, участвовавший в антифашистской борьбе Испании, : «Чувство трагического неимоверно у испанца, оно национально». Он написан свободно, густыми, сильными мазками, весь пронизан светом. Как только оказалось возможным обзавестись новой партией медных пластин, Гойя вновь взялся за гравировальную иглу.
Здесь он и умер, слепой, оглохший, забытый всеми. Такова основная идейная экспозиция четырех глав серии. Но как только столица была освобождена союзниками, голод кончился.
Степень правдивости образа не связана с понятием сходства. Каждый офортист должен стремиться как можно больше рисовать непосредственно на офортной доске иглой и как можно меньше сковывать себя подготовительным рисунком (особенно при работе с натуры). Инквизиция в своем зловещем лицемерии провозглашала смерть на костре «примирением с церковью» казни устраивались публично на глазах у толпы. Художник вступает в самое средоточие варварства, приучает себя прямо смотреть на убийства. Но итальянский реализм не более истинен, чем любой другой метод изображения. В «эпоху гобеленов» Гойя был истинным светопоклоннком.
Каждый лист сопровожден названием и авторским комментарием. Зловещий желтый свет фонаря вырывает из темноты прижатую к склону высокого холма группу повстанцев, на которых направлены вскинутые ружья безликой группы французских солдат. В 1808—1814 гг.
Художник поднимает в «Капричос» вопрос о всепобеждающем Разуме и его мощной творческой силе. «Так тебе и надо» – подпишет Гойя офорт 26. Я оценил безразличие как мещанство большинства присутствующих. Гойя не остался в стороне от этой борьбы.
Отразившись от центральных фигур, будто впитав в себя их отчаяние, боль, упорство, она катится обратно навстречу французам. Офорт печатается специальной офортной краской и на специальной офортной (эстампной) бумаге. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Правящий в то время в Испании Карл IV многими считался недостаточно способным. Народ восстал против своих поработителей. Гойя не задаётся вопросом о причинах голода и не винит ни одну из сторон. «Так тебе и надо» – подпишет Гойя офорт 26.
Художник был потрясен увиденным, тем, что пережили в ту пору его народ и родина. В то время на земле Испании про исходили драматические события.
Бодлер воспевал тот ужас, который порождали в нем картины «Капричос». Сила французских штыков буквально разбивалась о стену непробиваемого упорства. Ответ зависит от мировоззрения оценивающего. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Многие необеспеченные шли в монахи. Повторяясь, они перестают восприниматься как исключительные происшествия, становятся чем-то «чудовищно нормальным» и как таковые настойчиво «вбиваются» раз за разом в сознание зрителя. В росписи купола изображена средневековая легенда о чудесном воскрешении в Лиссабоне Святым Антонием Падуанским убитого человека, назвавшего имя своего настоящего убийцы.
Они вели себя на редкость свободно, не придерживались общепринятых правил и норм поведения и всегда были готовы на любовные интриги. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Теперь уже им все чаще приходилось обнажать головы над трупами своих соплеменников. В 27-м, заключительном листе первой части «Бедствий войны», одном из шедевров всей серии, эта метафора выражена с потрясающей очевидностью.
В «Пожаре» Гойя впервые воплощает обобщенный образ толпы как стихии. Сначала в Париже, а за тем в Бордо (на юго-западе страны) художник вёл тихую, незаметную жизнь. Махо и махи – так называли мужчин и женщин, принадлежавших к городскому простонародью.
То же, собственно, с украинцами. Никакой революционности. Давящая тяжесть утеса и мертвенная пустота горизонта куда сильнее условности символов. В панике разбегаются люди, опрокидываются повозки. Листы с 65 по 82 носят название выразительных капричос («caprichos enfticos»). Он подчеркивает живую достоверность этого мира «наоборот», мира иной реальности, реальности вне человека и законов человечности, где человек выступает лишь в качестве жертвы.
В основе «Капричос» лежит революционная идея преобразовать испанское общество, раскрыть его пороки и недостатки. В «Бедствиях войны» еще не было никакой сопровождающей изображения «словесности» и эмоции художника целиком концентрировались в самом офорте, выступали неделимыми. Бичуя язвы феодально-католической Испании, художник обращался к гротескной форме.
Справляясь по нему, автор продолжает работу над печатной формой. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. «Деспаратес» можно назвать квинтэссенцией всего, что Гойя создает в гравюре. Мощным средством экспрессии является также резко обрисовывающий основные предметы, акцентирующий патетические или «болевые» точки композиции, безжалостно «пристальный» свет, от которого, кажется, ничто не может укрыться и по контрасту с которым провалы и зияния мрака впервые у Гойи представляются зонами успокоения. Однако вспышка этого губительного света обладает и противоположной направленностью. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Конкретные исторические события изображены художником в необычайно острой, динамической и эмоционально-выразительной форме.
Так же противопоставлены друг другу безжалостная, бездушно геометричная группа солдат и стихийно движущиеся жертвы – убитые, убиваемые и ожидающие своей очереди. Но и потом, когда экспрессия изображений получит хотя бы частичный выход в словесных комментариях, эти последние во многих случаях сохранят видимость бесстрастно-строгой констатации факта или причины его (так изображая на листе 33 ограбление церкви и убийство священника, Гойя как бы мимоходом бросит короткое— «Так случилось» а казнь на листе 1 снабдит лаконичным пояснением — «За наваху»). Конкретные исторические события изображены художником в необычайно острой, динамической и эмоционально-выразительной форме. Но офорт этот под 48-м номером будет помещен художником во вторую часть «Бедствий войны» ибо именно в то время, уже переломное в Пиренейской войне, он оказался как нельзя более уместен и был поддержан аналогичными образами.
Ее необходимо замачивать за один-два часа до печатания. Доска обрабатывается и шлифуется так же, как и для штрихового офорта. Каждый безумствует по-своему. Характерны надписи, которыми Гойя сопровождает листы серии: «Какое мужество. » «Для этого вы родились. » «Тверже шаг. » «Хоронить и молчать» «За что. » «Варвары. » «Я видел это». И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру.
Характерны надписи, которыми Гойя сопровождает листы серии: «Какое мужество. » «Для этого вы родились. » «Тверже шаг. » «Хоронить и молчать» «За что. » «Варвары. » «Я видел это». Благодаря особому зерну поверхности доски оттиск меццо-тинтоотличается необычайной глубиной и бархатистостью тона, недоступными ни одной из других «тоновых» манер приемами выглаживания создаются красивые по фактуре и очень разнообразные градации тона. Перед грунтовкой поверхность доски шлифуется и полируется. »). Так запечатлел Гойя подвиг юной Марии Агостины, защитницы Сарагосы (лист «Какое мужество.
По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Он обогатил, расширил изобразительные средства гравюры резцом. Первые известные гравюры Маковского датированы 1601 годом (титульный лист «Путешествия князя Николая Радивила сиротки в Иерусалим»). П. Хольм, ориентируясь на французских художников, реорганизовал школу офортистов в Мюнхене. «Из относительно недавних я бы вспомнила камерный спектакль голландской компании Hotel Modern «Великая война». Идея и принцип героико-трагического восхождения в «Бедствиях войны» вплотную подводят к тому апофеозу испанского народного возмущения, который Гойя в начале 1814 года запечатлевает в своих исторических картинах. Произведение имеет достоверность исторической хроники и вместе с тем оно является великим художественным памятником мужеству и отваге испанцев, сражавшихся за свою свободу.
В картине «Гигант» 1808 года Гойя персонифицирует разгул исторической стихии в образе дикого великана. С его именем связано много других работ в этой технике. За военное шестилетие (до Реставрации Фердинанда VII) Гойя создал около ста живописных произведений, около двухсот оригинальных рисунков и свыше шестидесяти офортов (маленький цикл «Узники» и большую часть серии «Бедствия войны»).
Изображен предельно напряженный момент перед залпом. Все здесь жестокая, страшная правда. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Портрет и «утопические» жанры (утопия «Капричос», положительная утопия Сан Антонио), господствовавшие в искусстве Гойи в течение всего рубежного периода с 1797 до весны 1808 года, теперь отодвигаются на задний план. Он практически уравнял бандита и солдата. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Среди этих сцен Гойя поместил офорт «Какое мужество. В шести офортах ( 28--33) мы сначала видим женщин, бесстрашно набросившихся с камнями, копьями, шпагами и ножами на французских солдат («И становятся свирепыми») и старуху, ударившую навахой гренадера, попытавшегося изнасиловать ее дочь («Не хотят») затем тела умерших от голода на мадридской улице -- их собирают, чтобы нести на кладбище и еще трупы, лежащие на голой земле, где «нет никого, кто бы помог им» а под конец – французов, мародерски обирающих ими же повешенных герильеров («Вот кто силен. ») и других-- разграбивших церковную ризницу, предварительно убив священника («Так случилось»).
Крестьянство было почти сплошь неграмотно и крайне суеверно. И он должен был обратиться от утверждения якобы изначально здоровых оснований бытия к уничтожающей критике того, что ежедневно извращает и губит их, что неприметно, но неуклонно превращает доброго и прекрасного «от природы» человека в нравственного урода, опасное чудовище или бессильную жертву, в несчастного человека.
В сражении женщина заменяет погибших товарищей. Вторая картина пользуется мировой известностью. Эти работы – результат острого переживания обезлюдевшего мира, которое навязчиво преследует художника и преисполнено для него каким-то потаенным, глубоко личным смыслом. Зловещий лозунг «Война – единственная гигиена мира» получил едва ли не самое большое развитие у итальянских футуристов, веривших в то, что новая эпоха может начаться только после тотальной войны. В двадцать седьмом офорте «Бедствий войны» он в первую очередь несет гибель, застигая врасплох тех, кто надеялся укрыться в тени пещеры, вторгаясь туда вместе с французскими штыками. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры.
Выдающимися мастерами резца в Германии были так называемые «клейнмейстеры» и прежде всего Бартель Бегам, Георг Пенц, Альбрехт Альтдорфер и другие. Низкие своды «Госпиталя зачумленных» можно будет увидеть во многих листах «Бедствий войны» изображающих насилие, а «Беженцы в пещере» послужат материалом для офортов «Невозможно смотреть» и «Груда мертвецов». Ее необходимо замачивать за один-двачаса до печатания. И тогда Гойя предложил дописать его.
Во всех остальных листах представлены сцены убийств, казней изнасилований, поножовщины, грабежа и мародерства, наконец, груды мертвых тел – убитых или умерших от голода (Гойя пережил мадридский голод 1811 – 1812 годов). В нее вошло восемьдесят листов. В облике «ослиного братства» Гойя представляет тех, кто является главной причиной бедственного положения Испании и испанцев – дворянство, его верхушку и, наконец, самого короля и его приближенных. «В «Генрихе V» речь идет об одной из самых славных страниц истории средневековой Англии: о серии побед английского оружия на предпоследних этапах Столетней войны. На 1790-е гг.
Соединение пространственного и временного ряда возможно было только в графике. В серии офортов «Бедствия войны» Гойя изобразил борьбу широких масс испанского народа с наполеоновскими войсками, осаду Сарагосы и голод 1811 года. Даже выпол няя официальные заказы (напри мер, «Портрет маркизы Анны Понте-хос», 1787 1039. ), ему удавалось создать яркий образ, передать самые харак терные черты модели. В 28 лет он еще «безвестный испанский художник из Арагона».
Гвидо гибнет. После чего лишняя краска вытирается в той степени, в какой этого требует замысел. Жизнь художника Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиен-тес родился в селении Фуэндетодос близ города Сарагоса (на северо-востоке Испании) в семье ремеслен ника — позолотчика алтарей.
Для этого доску нагревают предварительно на плитке. Первая показывает сцены борьбы и герильи (народной войны). «Королевская семья» В 1800 г. Гойя создал для коро ля Карла IV портрет его семьи, В этом парадном полотне хорошо видна ирония художника по отно шению к властителям мира сего. В начале XIX века в портретных образах Гойи, полных энергии, уверенности в своих силах, появляются черты, близкие идеалам эпохи романтизма. оголтелый. Речь шла тогда об увековечивании восстания 2-го мая 1808 года.
На смену неуловимости, мимолетности в ритме композиций «Капричос» приходят резкое столкновение, контрасты и острая динамика композиционного построения. Так и будет через два года, когда Гойя напишет свою картину «Расстрел мадридских повстанцев». Офорты Гойи раскрывают тему борьбы добра со злом, причем зло торжествует. Это вершина реализма Гойи. Приметы города (но абсолютно неопределимого) возникают только в пяти офортах ( 5, 30, 38, 46 и 56) строение на листе 45 кажется, скорее, деревенским, а во всех остальных офортах перед нами лишь пустынные равнины, голые холмы, обочины дорог с какими-то надгробиями и безымянные развалины. В толпе приговорённых каждый переживает приближение смер ти по-своему: кто-то плачет, кто-то исступлённо молится.
Вторая серия гравюр, созданная Гойей, называется «Десастрес» или «Бедствия войны». Последняя утрачивает свою серебристость и волшебную мягкость. Процветал и другой протест – в форме разбоя. В «Капричос» свет был антагонистом губительного мрака.
Испанцу невозможно признать своим наполненный светом мир итальянского Возрождения. Духовенство и знать Испании предстают в «Капричос» в образах ослов, попугаев, обезьян («Какой златоуст. »). «Ужасы войны» – серия из двенадцати картин 1809-1811 годов. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Помимо удивительной красоты она отличалась острым умом и независимым характером.
Схватку мадридцев с французской конницей на Пуэрта дель Соль Гойя наблюдал из дома своего сына. Гойя преодолеет это ощущение лишь к последним офортам «Бедствий войны».
Он вновь выбирает форму последовательной развивающейся серии и придает ей трехчастное деление, сопровождает офорты комментариями. Место действия – Испания и мир. То есть революционных настроений, как во Франции, в остальной Испании не было. В России в 1991 году, например, на стороне – так они себя называли – революционеров были, например, рокеры, отличающиеся катанием на мощных мотоциклах и тяжелыми кожаными одеяниями (Большой толковый социологический словарь). В этом городе он и скончался 16 апреля 1828 года. Они любят лузгать семечки, как и другие славяне.
Лучшие люди страны — многие его друзья, — воодушевленные примером революционной Франции, боролись против феодально-католической реакции. В офорте работали такие известные художники, как Репин, Поленов, Маковский, Васнецов, Максимов и другие. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Но в картине очень много воздуха и света.
Долгое время считалось, что Шекспир написал эту пьесу в безоговорочно патриотическом и милитаристском ключе и только современные изыскания (и постановки) показали, что это не так, точнее, что это не однозначно так. С другой стороны, его-то художник и подвергнет со временем суровому испытанию в окончательной редакции своей серии — в «Роковых последствиях кровавой войны против Бонапарта в Испании и других возвышенных Капричос». Французских солдат Гойя здесь не изображает, оставляя их за правым срезом листа. Травление усиливается при помощи температуры и замедляется при понижении ее.
В итоге его сын взошёл на трон под именем Фердинанда VII. Оправившись от болезни, в 1794 году он начинает писать портреты. Серия является синтезом графического и литературного образа. Создавая «Бедствия войны», Гойя преодолел традиционную для всей предшествовавшей ему исторической живописи и графики антиномию триумфального и бедственного освещения войны -- ту, которая была закреплена еще в ренессансном искусстве в оппозиции «Битвы при Ангиари» Леонардо да Винчи, с одной стороны, а с другой -- «Самоубийства Саула» Питера Брейгеля. В 1823— 1824 гг.
Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Ведь не только воля Гойи, но и сама испанская история лепила его серию. Темной ночью колдуны и ведьмы, домовые и бесы хохочут, кривляются на шабаше («Когда расцветет, мы уйдем»). Однако другие ни о чем не молят.
Даже металл едва выдерживает эти форсированные методы воздействия. Даже металл едва выдерживает эти форсированные методы воздействия. И рокерам этого было не нужно. Гойя развивается медленно, его яркая индивидуальность полностью проявила себя только к сорока годам. Он вполне уподобляется ветру смерти, пронизавшему пещеру на всю ее глубину.
Герой фильма «Жизнь прекрасна» Гвидо, оказавшись с ребенком в концлагере, превращает войну в декорации для сказки, маскируя реальную жестокость под игровую. Именно таким и быть привычными к невзгодам. Сила французских штыков буквально разбивалась о стену непробиваемого упорства. Яркими примерами таких картин являются: «Зонтик», «Продавец посуды», «Мадридский рынок». И мечтая о рае Европейского Союза, хотят скорее без виз туда ездить в своё удовольствие, а не потому, что работы не станет от наводнения страны западноевропейскими товарами. Хьюз считает 50-й лист «Несчастная мать. » (Madre infeliz. ), самым сильным из серии. Место действия – Испания и мир.
Загрунтованная лаком доска, если ее предохранять от пыли и держать в прохладном месте, пригодна для работы в течение месяца. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. «Десастрес» состоит из восьмидесяти двух листов. Но даже не зная этой символики имеющей отношение к идее бренности всего земного, каждый при виде «Пейзажа с водопадом» и «Пейзажа со склоненными деревьями» испытывает острое чувство меланхолии, производимое пустынностью изображенных мест, странной их тишиной и оцепенелостью. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Приметы города (но абсолютно неопределимого) возникают только в пяти офортах ( 5, 30, 38, 46 и 56) строение на листе 45 кажется, скорее, деревенским, а во всех остальных офортах перед нами лишь пустынные равнины, голые холмы, обочины дорог с какими-то надгробиями и безымянные развалины.
Собрание начинается с гравюры «Мрачные предчувствия того, что должно произойти» (Tristes premoniciones de lo que ha de acontecer), на которой изображён коленопреклонённый мужчина с разведёнными руками. Вот таким образом гравирование ведется на специальной кожаной подушке.
Исключительная роль принадлежит здесь Рембрандту Харменсу ван Рейну (1606 – 1669), сделавшему офорт высоким и значительным видом искусства. Сопротивление испанцев не прекращалось и после военного разгрома. «Зонтик» (1777 г. ), «Мадридский рынок (1778 г. ), «Продавец посуды» (1778 г. ) и другие работы тех лет показывают пронизанный солнцем красочный мир, счастливый и естественный. Франсиско Байеу был шурином Гойи.
Великий немецкий художник и график Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) доводит технику резца до большого совершенства. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы.
Тогда же он написал свою знаменитую картину изображавшую расстрел испанских повстанцев французскими солдатами в ночь со 2 на 3 мая 1808 г. (1814 Прадо). Аж до некой чуть не безнравственности доходящее спокойствие: вот так оно есть, а я, автор, не при чём разве что открыл то, что вы не видели.
- А почему б и не привычное. Возмущение всем этим возникло только у самых передовых людей. Солдаты абсолютно безлики, мундиры полностью скрывают их индивидуальные черты. Фотография была растиражирована газетами и движением хиппи и подняла волну антивоенного движения, заставив людей требовать от правительства прекращения войны, а фотограф (который после съемки доставил обожженную девочку и других детей в госпиталь, где их удалось спасти) получил Пулицеровскую премию». Первоначально художник называет ее «Всеобщий язык» (На подготовительном рисунке, где Гойя изобразил себя спящим, облокотившись на стол, на передней стороне стола есть надпись «Idioma universal, dibujado у grabado pr.
А только деньгами можно было круто, как во Франции, налоги увеличивать и людей обозлять. Тем событиям, что происходили на уровне государства. Овальные и полукруглые резцы удобны для углубления штрихов и гравирования прямых линий. или Скинь осла. Гойя украсил две большие комнаты своего дома серией картин, которые впоследствии стали именовать «черными». Ее офорты, отличающиеся социальной остротой, мужеством исполнены с высоким мастерством. Гойя был уже признанным мастером.
В случае с невосставшей Испанией и Гойей ситуация какая-то оранжевая: низы (человек, лицо которого ниже) привыкли, некие верхи (человек, лицо которого выше) будоражат. Они стоят ровным строем, как лишенные чувств автоматы. Это «наметки», «примерки», попытки подойти вплотную к таким проявлениям человеческой натуры и действительности, с которыми Гойя прежде не имел дела и ныне еще не знал, как поступить. Новым стимулом для развития офорта в России была организация в 1871 году «Общества русских аквафортистов». И конечно, не случайно в литературе по гравюре на металле появились термины: механические манеры (сухая игла, меццо-тинто), химические манеры (офорт, мягкий лак, акватинта и т. д. ) и, наконец, комбинированные манеры (карандашная, пунктирная).
Многие ученые считают, что эти картины являются трагическими порождениями фантазии художника связанными с его болезнью (из-за сильных головных болей художника часто мучили галлюцинации). Но как только столица была освобождена союзниками, голод кончился. «Капричос» – это мир на сцене. В1711 году француз Якоб Христофор Леблон (1667 – 1741), работавший в Голландии, Англии, а затем во Франции изобрел принципиально новый способ цветной печати с нескольких досок в технике меццо-тинто. Способ Леблона, не получивший признания в Англии, был подхвачен и развит французскими художниками, применявшими его для воспроизведения акварели, гуаши, а также сангины.
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Однако великоле пие ярких нарядов, блеск золота и сияние драгоценностей лишь силь нее оттеняют физическое несовер шенство и заурядность членов королевской фамилии. Огромное значение имеет сама структура серии, на первый взгляд настолько прихотливая, что это дало повод многим исследователям настаивать на том, что Гойя из боязни инквизиции перепутал порядок листов. Одновременно художник написал множество портретов.
Это обращение к акватинте и соединение ее с офортом и сухой иглой не было случайным. Пролетел я с оценкой (обнаруженного одним ни в чём не заинтересованным корреспондентом) безразличия большинства присутствующих на евромайдане к евроинтеграции Украины в начале декабря в 2013 году. Солдаты совершен но безлики, мундиры полностью скрывают их индивидуальные черты. Он как бы преодолевает сопротивление возникшего на пути темного пятна -- фигуру стоящего на коленях испанского солдата. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Под ногами у героини — груда обез ображенных тел.
В акварели «Мы не можем на это смотреть» (1814—24), выполненной индийскими чернилами, он разработал тему надругательства над телами в трагической и жалостливой манере. Уже в семидесяти офортах основной части «Капричос» Гойя пришел к убеждению, что человеческая природа, как и жизнь общества, сложнее, чем мог себе это представить Разум Просвещения. Осталось последнее мгновение перед залпом. Гойя находится в очень тяжелом положении, заказы прекращаются, он преподает живопись в Академии.
Полицейские ведут проституток (Бедняжки). На темно-синем небосводе сияют звезды, блеск которых так не вяжется с резким светом желтого фонаря, стоящего на земле. Гойя продолжает то, что уже было высказано им в «Капричос».