Художник А. А. Дейнека написал картину, которая называется «Оборона Севастополя». Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928) и «Оборона Севастополя» (1942) // Бизнес и дизайн ревю. «оборона Севастополя» – одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки.
Но несмотря на трудности « там велась большая работа над формой, композицией», — писал впоследствии сам Дейнека. Вдали – разрушенные дома. Его творческий путь неотделим от жизни страны. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.
Этот прием придает сверхдинамику данному сюжету. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Художник показал атмосферу кромешного ада. О подвиге защитников Севастополя Дейнека мог узнать из сообщений радио и прессы. С этого времени началось его становление как художника.
Учился в харьковском ХУ (1914–1918) у Р. М. Пестрикова, А. М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920–1925) на полиграфическом факультете у В. А. Фаворского и Н. И. Нивинского. Это помогло ему найти принципиально новую трактовку облика человека труда. У финиша, 1927). Над полуразрушенным городом пикирует "Юнкерс". Соплии слезы. Для художника же самым важным было показать столкновение человеческих характеров.
Но взгляд снова оказывается втянутым в непрерывное кипение битвы. Работал в курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. Наши моряки в чистых парадных формах идут на верную смерть.
Зимой 1942 года Дейнека привез из фронтовых поездок многочисленные зарисовки, которые были использованы в работе. Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925–1928), Октябрь (1928–1930), РАПХ (1931–1932). А. А. Первоначально на эскизе картины эта фигура отсутствовала. На заднем плане видны только клубы дыма и огня исходящего от пылающего города.
С критикой выступил художник А. М. Дейнека изобразил трагический конец обороны Севастополя, когда последние моряки, в чистых робах, (по старинному обычаю идущие на смерть должны переодеться во все чистое0, ведут последний, безнадежный бой у самой кромки воды. Сюжетный центр произведения — это своеобразный фокус, сгущающий внутреннее значение жизненных явлений, раскрывающий во времени историю их зарождения и развития. В левой части картины представлена фигура моряка с обнаженным торсом и с гранатой в правой руке. Дейнека сотрудничает с детским журналом Искорка, сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева. Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины. «Шла тяжелая война, — говорил потом художник о замысле своей картины.
Но разве ясная архитектоника помешала насытить психологизмом персонажи этих картин. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.
Художник, график, скульптор, автор монументальных росписей изображал мир в борьбе, в динамическом развитии. Дейнека рисует на дальнем плане бегущих матросов.
В характеристике пространства у Дейнеки, как и в «Обороне Петрограда» и других работах, большая роль отведена движению. Бойцы бегут рядами, загораживая друг друга, выстраивая, таким образом, цепь.
Мужество имеет свою динамику. По цвету моря, отражающего всю лазурь ясного неба, понятно, что на полотне изображен день.
В их позах можно уловить знакомый пластический мотив, воплощенных в образах поверженных гитлеровцев в «Обороне Севастополя» (см. Фильченков и матросы И. М. И художник вновь справляется с вызовом. Со времени написания «Обороны Петрограда» прошло много лет. Нужен был более непосредственный конкретный жизненный материал. Белые здания стоят в руинах., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс.
А везде где присутствуют моряки, даже плиты изображены еще чистыми и белыми. И, на самом деле, правда. Он отдельно штудирует голову, кисти рук, уточняет положение ног поверженного «завоевателя», желая придать его облику этическую окраску. Художник использует разные цвета для того, чтобы передать напряжённость момента.
На их основе рассматриваются особенности творческого метода художника. Паршин, В. Г. Темы же своих картин, как отмечал он, черпал из жизни.
На втором плане, на мостике возвращаются раненые измученные, но не сломленные. Художник счел необходимым уточнить в серии набросков конфигурацию распростертого тела, общее звучание формы и каждой его части. Лаконичнее стал пейзаж. Это видно по их лицам.
Но писать все же решил. Эти фронтовые графические наброски впоследствии пригодились А. Дейнеке в работе над эпическим полотном «Оборона Севастополя». Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Композиция строится в трех планах. Образная интерпретация сюжетной фабулы «Обороны Севастополя» органично вытекает из существа изобразительной структуры и композиционной тектоники полотна, которая восходит к древнейшему типу построения многофигурного сюжета с помощью контрастного сопоставления противостоящих друг другу человеческих коллективов.
В «Обороне Севастополя» образ моряка со связкой гранат стал идейно-художественным центром всей композиции, в котором сконцентрировались экспрессия и патетика подвига сражающихся матросов. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. моя картина и я в работе слились воедино.
Член-учредитель объединений ОСТ (1925), Октябрь (1928), РАПХ (1931). Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Первые его произведения, как и «Оборона Петрограда» несут в себе «Все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям с очень ясно подчеркнутым начертательным пространством, с абсолютно сознательным толкованием пространства во взаимосвязи плоских мест и резко подчеркнутого объема». Ощущение динамики в «Обороне Севастополя» подчеркнуто столкновением встречных «волн», бросающихся в бой матросов и наступающих фашистов.
Цибулько получили посмертно звезды Героев Советского Союза. Оборону Севастополя, так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. На эти годы пришлась гражданская война. Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины. В 1928-29 гг. Красный цвет неба — самый яркий — контрастирует с белым цветом формы морских пехотинцев и ярко освещенных бетонных развалин, выделяя их еще сильнее.
Сначала художник рассчитывал сделать центром изображения схватку между матросом и немецким солдатом (изображены на втором плане). Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928) и «Оборона Севастополя» (1942). Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928 –1930 профессор — 1940).
Председатель Комитета по делам искусств М. Б. В изложении сюжета «Обороны Севастополя» Дейнека не связал своего воображения каким-то единичным эпизодом имевшим место при осаде города. Волна матросов в белых форменках сталкивается с темно-зеленой вражеской волной.
Одинцов, Ю. К. Есть убитые и раненые с обеих сторон.
Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962–1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968 –1969). Герои произведений Александра Дейнеки — молодые люди, в образах которых отразились идеальные представления художника о строителях нового мира — гармонично развитых, сильных, красивых, жизненно активных. Художник не отказывает врагу в храбрости и упорстве, но соотносит эти качества с моралью и психологией людей, движимых безнравственной идеей расового превосходства, поверивших в страшную мечту о мировом господстве.
Учусь у Фаворского, прекрасного мастера и последовательного методиста». «Оборону Севастополя», так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. Мне понравилась эта картина.
Вдали Нева с кораблями и часть набережной. Этим автор показывал, что происходит, когда враг побеждает., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Можно предположить, какое время изображено на картине. Складки одежды проложены экспрессивными штрихами, подчеркивающие динамическую устремленность фигуры.
А вообще в данном случае фрагмент дает эстетическую и познавательную пользу, так как приближает к зрителю героев, дает возможность с ними ближе познакомиться, лучше увидеть их черты — это напоминает кино, когда издалека, постепенно к вам навстречу идет человек. Дальний план показывает нам объятый пламенем город. Верх картины занимает темно-красное небо, переполненное огнем и дымом. Создавая произведение, художник вступал на путь сложных обобщений творческих исканий. "Оборона Севастополя" – знаменитое произведение А. А. Дейнека Александр Александрович (1899, Курск — 1969, Москва)Художник, график, скульптор, монументалист, плакатист. Картина А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» мне понравилась. Или такое Художник А. А. Дейнека написал картину, которая называется «Оборона Севастополя».
Ниже – Черное море в свинцово-сером цвете. При разработке композиции художник столкнулся с проблемой выбора момента действия. Учился в Харьковском художественном училище.
Меркулов и режиссер Довженко. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. С них ведут огонь по немецкому самолету. На заднем плане картины моряки идут в штыковую атаку на немцев. Вдали виднеются руины некогда стоявших домов, кругом пылает огонь.
ВХУТЕМАС в ту пору был центром всевозможных исканий в области искусства. – Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но моряки не трусят: кто бьёт немцев прикладом, кто колет штыком. Другой матрос застыл неподвижно на бегу, сраженный вражеской пулей.
Содержание картины «Оборона Севастополя», как и все ее композиционное построение, выводит восприятие зрителя за пределы, установленные рамой полотна, заставляет воспринимать изображение как часть большого мира. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. Тогда мне пришла в голову мысль прибегнуть к женской натуре. Ленин с детьми в автомобиле, скорее всего вранье, но вранье, достойное веры. Движение же художник передает в пластически объемной форме с ясно выраженным силуэтом, так как под силуэтом Дейнека мыслил «не просто плоскость, а материально насыщенную предметность, дающую с близкого расстояния богатую, многоплановую видимость форм и переходящую при дальнем восприятии в образно выразительное контурное изображение».
В адрес художника не раз раздавались упреки в схематизме образов, в чрезмерной «жесткости» пластических форм. Вот таким образом на следующем заседании Комитета из творений художника обсуждалась лишь "Оборона Севастополя". Произведение монументально по форме.
Там, конечно, очень красиво. Картины «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя» как и большинство произведений Александра Дейнеки были подлинно новаторскими открытиями в решении новых, социально значительных тем современности, отличаются великолепным знанием предмета, умением выразить особенности эпохи яркой образной живописью. Новое свои живописные планы». В ранних своих работах, как это видно на примере анализа «Обороны Петрограда» Дейнека пользуется близким к графике методом контрастного сопоставления приглушенных темных и светлых тонов в их тонированных вариантах, обращается к большим плоскостям, четкому рисунку. Резкие цветовые контрасты помогают воплощению мысли автора.
Путей отступления не осталось. Далее группа матросов рывком сомкнутым строем бросается вперед. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Сама жизнь открыла и путь к решению задачи.
На набережной стоит подбитый немецкий танк, уткнувшись дулом вниз. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. Удивительно хорошо сработала на заднем плане лошадь. Но главный двигательный импульс заключен в самой ее конструкции.
Ритмика этих планов различна. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Именно наличие этих качеств, обусловленных смысловым контекстом сюжета, делает процесс восприятия «Обороны Севастополя» столь увлекательным и творчески активным. Рассмотрим колорит картины.
Художник воплощает героический подвиг народа в «Обороне Петрограда» (1928), сумевшего отстоять свою идею, свою республику. В этой связи важную смысловую роль играют на полотне образы убитых фашистов. Но ясного неба на картине нет, а весь горизонт пропитан копотью и дымом. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927).
Воля для каждого человека это что-то светлое, приятное и радостное.
Такой прием является характерным для решения композиционных задач многих произведений Дейнеки. Слева и позади от центральной фигуры матроса наступают его товарищи.
На заднем плане можно увидеть, что матросы сражаются с фашистами, которых так много. Динамичность действия «Обороны Петрограда» и «Обороны Севастополя» связана с убедительной передачей движения, при воплощении которого автор опирался на метод обобщения нескольких моментов движения фигуры в одном суммированном пластическом образе. Темные только формы врагов. Впечатление трехмерности пространства создается движением: рабочие выходят из глубины картины, «разворачиваются в марше» перед зрителем и опять уходят в глубину.
В короткий срок создана и «Оборона Севастополя». (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование).
Своей Обороной Севастополя Дейнека вписал страницу в историю мировой батальной живописи. Остаются только руины.
Многие художники также изображали на своих полотнах фрагменты той страшной войны. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Глядя на «Оборону Севастополя», не скажешь, что над ее созданием автор корпел и мучился либо испытывал какие-то технические затруднения с нахождением выразительных групп, характерного освещения, типических образов, композиционно оправданной цветовой гаммы. Оборону Севастополя, так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты.
Довольно показателен для творческого метода художника процесс разработки этого образа, который обнаруживает сходство с героями его более ранних произведений, таких, как панно «Бейсбол» (1935) и великолепный плакат «Физкультурница» (1933). В статье анализируются два произведения художника А. А.
Важной вехой на этом пути явилась «Оборона Петрограда», созданная в 1928 году. диорама севастополь как добраться Чтобы придать картине реалистичность, А. А. Анализируя «Оборону Петрограда» и «Оборону Севастополя», можно обнаружить внутреннюю близость этих произведений в русле единого процесса развития отечественного искусства.
Неба совсем невидно, только черно-красный фон. На переднем плане изображён моряк в белой матросской форме. носивший название Безбожник у станка (т. к. Своей «Обороной Севастополя» Дейнека вписал принципиально новую страницу в историю мировой батальной живописи.
Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Мухина, С. Д. Широко известной стала история о том, как пятеро краснофлотцев держали оборону в 23 километрах от Севастополя у деревни Дуванкой (ныне – Верхнесадовое). — Учимся в библиотеке, музеях, на выставках, на диспутах, у Маяковского, Черемныха.
Но высокий этический смысл образа не доходил бы до зрителя с такой неодолимой силой, если бы одновременно герой не воспринимался как реальный живой человек, поставленный в исключительные обстоятельства, совершающий деяние, выходящее за обычные пределы человеческих возможностей. Критические замечания в адрес других работ Дейнеки высказали скульпторы В. И.
Я его как художника очень люблю, но эту картину я считаю его неудачей". Так, для лица и фигуры идущего в центре командира позировал настоящий командир, курьер советской дипломатии, друг Нетте – Ян Шкурин. Огромный матрос и скорчившийся у его ног фашист, пикирующий над идущими в атаку моряками «мессершмитт» и палящие из орудий корабли, прокопченные руины домов и огненное зарево вместо неба — все это художественные метафоры, вобравшие в себя всю боль и любовь А. Дейнеки, его ненависть и восхищение. Красносельский, Д. С. Чистые, звонкие тона взяты в контрасте с дополнительными.
Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Дейнека вполне может быть назван иконописцем Техники.
Интересны высказывания мастера относительно стилевых признаков своего искусства. Создание социально насыщенных тематических произведений, передающих в образной форме облик современности «ОСТ» ставил своей целью. Дейнека написал картину «Оборона Севастополя» в 1942году.
Набережная Сены, Париж. Люди в движении – излюбленная тема для живописца. Сюжетную фабулу «Обороны Севастополя» существенно дополняет и расширяет пейзажный фон картины.
На переднем плане картины изображён матрос со связкой гранат, которую он собрался с размаху бросить в наступающих немцев. Позднее, 23 октября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР политрук Н. Д. Именно композиция картин «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя», ее динамика, контрастное сопоставление отдельных форм и элементов служило средством выражения идейного замысла. Произведение динамично по композиции. Но писать все же решил. Его лицо решительно и бесстрашно, руки резко вытянуты в стороны, ноги широко расставлены.
«Суриковский Ермак" и веласкесовская Сдача Бреды", — писал Дейнека, — построены на противопоставлении двух масс, стремящихся к центру, — такой принцип композиции восходит к античной мозаике Битва Александра Македонского с Дарием". рис. Его лицо озарено гневом и сознанием морального превосходства над врагом. Вернувшись из-под Юхнова, А. Дейнека побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Совестополя.
Они устремились вперед. Судьба Александра Дейнеки типична для первого поколения новой интеллигенции. Красный цвет неба – самый яркий – контрастирует с белым цветом формы морских пехотинцев и ярко освещенных бетонных развалин, выделяя их еще сильнее.
Около него лежит застреленный немец. Но работа над картиной началась задолго до того, как он положил первые мазки на полотно. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Может быть, действительно, простота образов «Обороны Севастополя» граничит с плакатной публицистикой и многое в картине кажется излишне прямолинейным. Вероятно, это и дало моему искусству некоторые черты новаторства».
Соответственно этому мы прочитываем сюжет «Обороны Севастополя» как бы в двух взаимосвязанных аспектах. Создавал плакаты Курского РОСТА и оформлял агитпоезда. В кафе, Париж. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами.
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Вернувшись с фронта, художник целиком уходит в реализацию окончательно созревшего замысла «Обороны Севастополя»: «. Для Дейнеки очевидно, что художественный стиль эпохи связан с проблемой новаторства, с изменением всей композиционной и цветовой специфики живописи под воздействием стремительного развития окружающего мира. Вернувшись из-под Юхнова, А. Дейнека побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. К слову сказать, Красная армия освободила Севастополь в течении двенадцати дней, тогда как немцы штурмовали город 250 суток.
Небо чёрное от дыма и копоти. Директор МХАТа И. М. В отличие от «Обороны Петрограда», в которой трудно выделить одного героя — перед нами образ единого, сплоченного коллектива, отряда красногвардейцев. Самой решающей силой в арсенале художественных средств при создании своих произведений мастер считал композицию. В основу композиции была положена яростная схватка, противопоставление человеческих устремлений, в отдельном эпизоде была сфокусирована основная идея борьбы за Отечество.
Он делает разворот для броска. В «Обороне Петрограда» и «Обороне Севастополя» отразилось идейное содержание творчества самого Дейнеки, воплотившиеся в монументальном художественном обобщении идей современности в образах, рожденных в борьбе за новый и светлый мир.
Работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Фон боя трагичен и тревожен. Москвин подчеркнул незавершенность полотна, которое, видимо, создавалось в спешке. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Именно такими чувствами – глубокой ненавистью и гневом к врагу – дышат его картины "Оборона Севастополя" и "На окраинах Москвы", написанные в период ВОВ.
Рассмотрим колорит картины. Тот же герой, полный ярости и справедливого гнева, готовый пожертвовать своей жизнью во имя свободы, воспет через много лет в картине «Оборона Севастополя» (1942).
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). В картине «Оборона Севастополя» в решении композиции, он пошел по другому пути, чем это было свойственно его ранней работе. Диорама (Севастополь) является одним из крупнейших мемориальных комплексов, посвященных событиям 1941-1945 годов. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино.
В этом большую роль сыграло обращение в 1920-1930-х годах к теме гражданской войны. Фигура героя в белой форменке с непокрытой русой головой дана на контрастном фоне дымного, закопченного неба и густой синевы моря. Эта особенность произведения А. Дейнеки продиктована его поэтикой, сдвиг пространственных планов, резкое выделение главных героев и второстепенных – все укрупнено и подчинено логике монументального обобщения.
В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Женское собрание, Паровой молот на Коломенском заводе, 1925, Рабочий и крестьянин, Футбол, Спортплощадка. «В своей пластике он концентрирует былинную мощь, беззаветный героизм, присущий всему воинству». Его интересует мотив атаки в стремительном развитии и внезапной остановки, пластическое состояние модели в зависимости от различных ракурсов и резкого изменения темпа атакующего броска.
7 ноября 1941 г. они приняли свой последний бой сначала с 7, а затем с 15 танками. Автор организует тему избрав мотив шествия, сообщив ему беспрерывный кольцевой ход. В нахождении выразительной конструкции движения центрального героя «Обороны Севастополя» Дейнека, несомненно, помнил о прежних разработках мотива, но при этом искал пластическую формулу, отвечающую идейному размаху поднятой исторической темы. Вообще военная техника представлена на заднем плане. Писатель А. А.
Так как главный объект здесь и не Ленин и не дети, а автомобиль. Но там Дейнеку подвергают ещё большей критике – за не изжитые недостатки стиля ОСТ, с которым РАПХ враждовала, за обилие безыдейной спортивной тематики, за формализм и индивидуализм. Мы видим страшное зрелище.
В его руке связка гранат.
По цвету моря, отражающего всю лазурь ясного неба, понятно, что на полотне изображен день. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Художник «испытывал органическую потребность мерить искусство размахом дел своей Родины, жить единой жизнью вместе со своим народом». В журнале работает ряд блестящих фотографов и художник заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Но ясного неба на картине нет, а весь горизонт пропитан копотью и дымом.
Но писать все же решил. Вот почему такие широкоизвестные вещи, как античная мозаика из Неаполя «Битва Александра Македонского с Дарием», новгородская икона конца XV века «Битва новгородцев с суздальцами», панно тосканского мастера раннего Возрождения Паоло Уччелло «Битва при Сан Романо» историческая композиция В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», «Оборона Севастополя» Дейнеки, сохраняя общую типологическую основу композиции используя общие законы реального изображения, несут в себе различное образное содержание, соответствующее нравственным ценностям конкретного времени, эстетическому идеалу данного мастера. Его цель – плывущие в бухте советские корабли. В бою принимали участие и береговые батареи. 3).
Если «Оборона Петрограда» стала значительным достижением искусства в раскрытии героев революционного периода, то «Оборона Севастополя» открыла принципиально новую страницу в решении батальной живописи, в раскрытии нравственной сущности героизма народа. В течение двух недель была написана эта картина.
Кругом огонь. Сын курского железнодорожника.
Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919–1920). Интересно, что для создания образа сильной и мускулистой центральной мужской фигуры Дейнека пригласил знакомую женщину-спортсменку с соответствующим телосложением. Художник безошибочно угадал пропорциональный склад фигуры.
На первом плане картины изображен раненый матрос, кидающий связку гранат. Матрос в белой форме с синим воротником. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).
А главное настроение – это скорость и простор. И люди готовы до конца за нее бороться. Однако простота эта – не упрощение, а отточенный до формулы, до предельной лаконичности художественный прием мастера. Он настойчиво изучает тот или иной вид движения. Храпченко отметил, что картина больше походит на панно или плакат.
«Это искусство исторических обобщений, в которых опыт прошлого увиден и осмыслен с многолетней дистанции глазами иной эпохи». Фронтальная расстановка персонажей в неглубоком пространстве достигается меньшими усилиями и более элементарными средствами, чем группировка, лишенная статического начала, включающая сложную игру пластических контрастов, признаки глубины и объема, богатую ритмику форм, заряженных впечатляющей экспрессией. И полная противоположность – это первый план картины. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941).
Выявить в человеке эти качества мастеру помогают традиции классического искусства с присущим ему культом красоты тренированного тела, подчеркнутой динамичными ритмами композиции. Зрительно картина делится на две части.