Алин пыталась лечить Ренуара, они перепробовали все целебные воды Франции. Но интересы Ренуара и его соратников отнюдь не замыкались рамками искусства Франции и мы легко можем проследить, с какой жадностью художники воспринимали все, чем могла обогатить их художественный опыт европейская культура в целом. Правда, в отличие от Мане у него все это выглядит гораздо менее декларативно. Против них тогда поднялся всеобщий бунт возмущенного общественного мнения.
Ренуар говорил, «что балдел от изумления перед Руссо и Добиньи Сердце мое принадлежало Диазу». В картине «После завтрака» запечатлен момент, когда беседа за столом на какое-то мгновение оборвалась. Но красота остается.
Ренуар написал Жанну Самари поразительной красавицей. В образовавшейся паузе как бы перемешались между собой сразу несколько эмоциональных интонаций: это и переживание уже услышанного и ожидание продолжения оборванной мысли и много других чувств, о которых можно лишь догадываться, смутных и неопределенных, но обладающих магической способностью очаровывать и увлекать.
Там бывало смешанное общество и постоянно царило праздничное настроение. Выход на пленэр помог им выбросить из этюдников черные, серые, коричневые краски, которыми так дорожили респектабельные салонные метры и заменить их яркими, спектрально-чистыми цветами. Также он получает возможность жить за городом, где у него постоянно была натура.
Ренуаровский современник, буржуа, накинув на себя тунику Гермеса или латы Роланда, тем самым лишь еще больше подчеркивал тщедушие и прозаизм своего облика (вспомните замечательные карикатуры Домье) ибо они и составляли сущность его личности. Именно в музее учатся писать, – говорил он. 1869, ГМИИ, МоскваТропинка в высокой траве, 1874, Музей Орсэ, ПарижВ саду, ок.
Воллар стал маршаном, другом и биографом Ренуара. Ее звали Алин Шариго и в 1880 году ей был 21 год. Конечно, несмотря ни на какую свою «случайность» импрессионистическая композиция вовсе не имеет спонтанного характера. Это всегда только расцвет и никогда увядание. Церковь Сен-Пьер хотели снести в 1850 году.
И это никак не умаляло неповторимой оригинальности и самобытности его искусства. «Бал в Мулен де ла Галетт» – самый яркий пример «солнечного» искусства живописца. Ему удалось (а это в мировом искусстве удавалось не многим) создать свой тип женской красоты, который с одинаковым успехом можно было бы именовать и ренуаровским и французским. Во-первых, мне на это наплевать. Еще важнее было то, что его родители знали Эдуарда Мане и Базиль много раз был у него в мастерской. Такова лишь видимость.
На самом же деле в ее основе лежит глубоко продуманная система. В ней он, хотя и робко, попытался уловить естественность и поэтичность.
Да, безусловно, это был цвет, как и для всех его друзей. По вечерам он смог посещать бесплатную школу живописи. Но они не сливаются с ним. Его раздражала не только манера исполнения (это уже само собой), но и тот факт, что молодые художники осмелились допустить в сферу искусства абсолютно незначительные, банальные и непристойные, с точки зрения «порядочной публики», события повседневной жизни, сделать героями картин каких-то клерков, модисток, кордебалетных девочек или жокеев.
И потом, на пленэре не видишь, что делаешь». Характерность избранного художником мотива несомненна. Это успех. Его ранние работы очень схожи по стилистике с работами этих авторов.
Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. Композиция картины уже не оставляет впечатления моментально сделанного снимка ибо в ее основе лежит хорошо и всесторонне продуманное решение. В позах и жестах фигур появляется некоторая скованность и статичность.
Источником вдохновения в этот период был Энгр, вот таким образом искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». В это время Огюст Ренуар, произведения которого также созданы в стиле импрессионизма, очень много работает, он создает целую плеяду шедевров: «Бал в Мулен де ла Галетт», «Качели», «Обнаженная в солнечном свете». «Лиз с зонтиком» обратила на себя внимание критиков на Салоне 1868 года. Первые шаги Ренуара в искусстве типичны для будущего импрессиониста. История эта началась немного раньше, примерно в 1880 году. Главный инструмент восприятия окружающего в импрессионизме – визуальное наблюдение.
и снова работа. Он хотел быть не красивым, а естественным.
Картина от начала и до конца создавалась под открытым небом. Линии рисунка стали четкими и определенными. Нагота не смущает ее, она спокойно сидит, вполоборота повернувшись к зрителю.
В какой-то степени это предопределило черты торжественности, которые несколько неожиданно возникли в его интимизированном и лирическом искусстве, – «Зонтики», «Танец в Буживале», «Большие купальщицы».
К этой особенности человеческого зрения и апеллируют импрессионисты именно в ней суть так называемой «мгновенности впечатления», открывающей им возможность фиксировать дыхание жизненного потока в любой ситуации, сколь бы кратковременной она ни была. Это была, как сейчас вижу, Ева за ней змея обвивалась вокруг ветвей дуба, она приближалась с раскрытой пастью, как будто хотела заворожить Еву. Осенью Ренуары уехали в родную деревню Алин Эссуа, в Шампань.
Художник изобразил уголок одного из парижских садов. «Лягушатник» (1869), «Семья Анрио» (1871), «Понт Неф» (1872), «Всадники в Булонском лесу» (1873), «Ложа» (1874), «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Качели» (1876), «Бал в Ле Мулен де ла Галетт» (1876), «Портрет Виктора Шоке» (1876), «Первый выезд» (1876), «Выход из консерватории» (1877), «Мадам Шарпантье со своими детьми» (1878), «Чашка шоколада» (1878), «Зонтики» (1879), «На террасе» (1879), «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881) – далеко не полный список созданного за эти годы Ренуаром. Для картин 1870-х гг. Ренуар и здесь остается самим собой. Такова лишь видимость. РЕНУАР, ПЬЕР ОГЮСТ (Renoir, Pierre Auguste) (1841 – 1919), французский художник, график и скульптор представитель импрессионизма. В бесконечной смене световых и воздушных нарядов природы им открылся мир ее вечного преображения, бесконечно длящийся изменчивый и неповторимый, делающий ее лик вечно молодым и прекрасным.
Начало 60-х годов – это время становления импрессионизма. Это страница истории, драгоценный памятник парижской жизни, обладающий строжайшей точностью. Здоровая крестьянская кухня мадам Ренуар, ее знаменитый буйабез славились в их кругу. В это время становится наиболее популярным Пьер Огюст Ренуар.
И, что самое удивительное, письмо действительно доставили Ренуару. Еще за двести лет до Ренуара великий фламандский художник Питер Пауль Рубенс писал полотна, воспевающие радость жизни и земного плодородия, в годы, когда его страна буквально утопала в потоках крови. Вскоре трудолюбие Ренуара начало приносить плоды. Так домашняя легенда повествует о рождении художника Ренуара.
В 1879 году на Салоне был выставлен «Портрет мадам Шарпантье с детьми». Она жила совсем рядом, вместе со своей матерью и зарабатывала шитьем. Курбе и барбизонцы были уже вчерашним днем, а новый день еще только брезжил. Эта же черта присуща Завтраку на траве (1866) Клода Моне, Семейному портрету (1866) Базиля, ранним пейзажам Писсарро и Сислея. Несмотря на то, что Ренуар участвовал в нескольких выставках импрессионистов, он продолжал посылать свои работы в Салон, где особый успех имел его портрет Мадам Шарпантье с дочерьми (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Но в этом не было пренебрежения к мотиву. Один недостаток – она была плохо размещена. Картина воплощает идеал устремлений двух искусств – живописи и фотографии: от первой – одухотворенность восприятия, от последней – «моментальность» (художник даже отсекает фигуры по краям, как бывает на фотоснимках). Такой приём был популярен у импрессионистов того времени. Вот и получилось, что из всех импрессионистов лишь одному Ренуару удалось увидеть толпу не с привычной для его современников позиции сверху вниз, откуда она представлялась им безликой, шокирующей и вульгарной, а как бы изнутри ее, что дало ему возможность разглядеть в ней большую жизненную энергию, здоровье и бодрость.
Его скованное параличом и подагрой тело уже было не в состоянии удерживать жизнь. Эти новые настроения отнюдь не были характерны только для Ренуара. Этого нет у Ренуара.
Естественность и непринужденность как-то незаметно покинули ренуаровскую кисть. Сегодня вечером горы были розовыми. Я ему предсказываю блестящее будущее в искусстве сделайте для него все, что можете. Но зато сколько у него обаяния юности, поэтичности чувств и красоты цвета, как по волшебству преобразивших будничную сцену.
Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни. Ренуар едет в Испанию, где знакомится с творчеством Веласкеса и Гойи. Чрезмерное увлечение деталями придало этой ранней ренуаровской композиции несколько протокольный характер, лишавший ее немалой доли живости и непосредственности.
Люди, беседующие за столом, запечатлены как бы вскользь брошенным взглядом. Именно живопись удерживала его в жизни. Все это мастерски схвачено широкими, быстрыми, как в набросках, движениями кисти.
Словом, я очутился в тупике». По-разному происходил перелом в творчестве импрессионистов, но он происходил. «Завтрак гребцов» оказался как бы в центре его творческого и жизненного пути. Чрезмерное увлечение деталями придало этой ранней ренуаровской композиции несколько протокольный характер, лишавший ее немалой доли живости и непосредственности. Им чужды глубокие и сильные страсти, горькие раздумья, сложная психологическая жизнь. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884/1887).
На живописца оказало сильное влияние впечатление от путешествия в Италию, в результате чего он обратился к более старым художественным методам. Эту картину Огюст Ренуар писал для третьей выставки импрессионистов в 1877 году. Эти слова, конечно, не следует понимать слишком уж буквально.
Здесь и пейзажи и натюрморты и обнаженная натура и портреты и бытовые сцены. Ее фигура несколько полновата и тяжеловесна, но прекрасна зрелой женской красотой. Возникали и исчезали направления, методы, теории.
Завсегдатай кафе Гербуа Фантен-Латур в 1870 году написал еще один групповой портрет. Его картины распространились буквально по всему свету, став гордостью собраний самых крупных музеев мира, где они оказались доступными восхищенному взору миллионов людей, в сознании которых Ренуар предстал одним из величайших классиков мировой культуры. Видя его жизнерадостность, командир советовал ему продолжать военную карьеру. В ней равнозначен любой участок холста.
Мане преклонялся перед Гойей, Давидом, Энгром, Курбе, Домье и Коро. Мане преклонялся перед Гойей, Давидом, Энгром, Курбе, Домье и Коро. Мы видели все или почти все, от Марселя до Генуи. Здесь и пейзажи и натюрморты и обнаженная натура и портреты и бытовые сцены.
Там он делал наброски. Ренуар утверждал, что живописи нужно обучаться в музеях. В торжественной обстановке она была показана Лапорту в доме Ренуаров. В ней появилась никогда ранее у Ренуара не встречавшаяся фарфоровость. В тот день он умер.
В тринадцать лет Ренуар начал путь живописца на Севрской мануфактуре: «Моя работа заключалась в том, что я должен был расписывать белый фон маленькими букетиками цветов, за которые получал по пять су за дюжину. Название ресторан получил из-за вкусных галет, которые здесь подавали. По словам известного историка искусства Лионелло Вентури, «импрессионизм по-своему способствовал признанию достоинства обездоленных классов, выбирая самые простые мотивы, предпочитая розам и дворцам капусту и хижины».
Полвека неустанного труда. В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. Пришедший в ателье Надара на выставку обыватель, столкнувшись с чем-то для себя непонятным и новым, что не укладывалось в рамки обычных представлений и так разительно отличалось от прилизанной занимательной живописи обожаемых им академических метров, никогда не опускавшихся до вульгарной современности, поднял крик только потому, что органически не способен был самостоятельно мыслить и самодовольно считал все не укладывающееся в нормы общепринятого не имеющим права на существование. Наиболее плодотворным этот период оказался и в художественной судьбе Ренуара. 70-е годы стали временем созревания импрессионизма. 80-е годы в творчестве Ренуара принято называть энгровским периодом.
Атмосферой полного покоя и непринужденного движения отмечено известное полотно художникаЗавтрак гребцов (1881, Национальная галерея искусств, собрание Филипса, Вашингтон), на котором особенно выделяется очаровательная фигура молодой кокетливой женщины с собачкой на руках, будущей жены художника. Однако дар художника в нем пересилил. Годы с 1883 по 1890 год называют «энгровским» периодом, так как художник находится под некоторым влиянием этого живописца.
Зимой 1883 года Ренуар вместе с Клодом Моне путешествовал по Ривьере. – восклицал в старости Ренуар, беседуя с молодым торговцем картинами Волларом. Его девиз «вижу – изображаю», явившийся логическим следствием всего хода развития европейского искусства нового времени, первым звеном которого был Ренессанс, а последним выпало стать импрессионизму. В 1866 году Ренуар написал довольно большую по размерам картину «Кабачок матушки Антони», в какой-то степени программную для раннего периода его деятельности. Поражает не только их количество, но и удивительное жанровое разнообразие. Наступает период новых поисков, новых сомнений, новой живописной манеры.
Картина Ренуара выставлялась также в Лувре. Но в этом хрупком человеке была заключена фантастическая жажда жизни и страсть творчества. И в другом месте:.
Они совершенно убеждены в равноправии любого аспекта современности. Неудобство Италии, – говорил Ренуар Жану, – в том, что это слишком красиво. Золя в статье для Вольтер объяснял позицию Ренуара так: Месье Ренуар первым понял, что никогда не получишь заказов таким способом (с помощью выставок импрессионистов) а так как ему надо было жить, он снова начал посылать свои работы в официальный Салон, за что и был назван ренегатом. Родился Пьер Огюст Ренуар 25 февраля 1841 года в небогатой многодетной семье портного. зонтиков.
В ней равнозначен любой участок холста. Особое влияние на творчество Ренуара оказывают путешествия. Желание быть естественным и правдивым заставило Ренуара со всем вниманием отнестись к штрихам и деталям, рисующим и антураж заурядного кабачка и конкретность временного момента. – Мы чувствовали локоть друг друга и поддерживали друг друга. Вскоре 21-летний Ренуар выдерживает экзамены в это учебное заведение. Наблюдательность художника остра, живописная манера свободна и стихийна.
А. С. Пушкина), для которой позировала натурщица Анна.
Они получали свои прозвища – Булочница, Большая Луиза. Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в городке Лиможе, на юге Франции и был шестым ребёнком небогатого портного Леонара и его жены Маргериты. Однако именно это последнее падение оказалось роковым. Матисс рассказывал, как Peнyap, говоря ему об этих своих обнаженных моделях, называл их высшим созданием Бога. Прежде живые и трепетные, рефлексы теперь кажутся искусственно вплавленными в эмалевидную поверхность.
По вечерам Огюст посещал школу живописи. Я уже не говорю о каштанах и картошке испеченных в золе, с маленьким стаканчиком Кот дОр. Картина содержит элементы живого искусства, дальнейшего развития которого мы с надеждою ждем».
Внешняя красивость никогда не увлекала Ренуара. В 80-е годы Ренуар много ездил. Но это все уже что-то.
А. С. Пушкина. Внешняя красивость никогда не увлекала Ренуара. Два миловидных личика, мечтательные глаза, скромные черные платья – и больше ничего. Эта же черта присуща «Завтраку на траве» (1866) Клода Моне, «Семейному портрету» (1866) Базиля, ранним пейзажам Писсарро и Сислея. Подчас в этом скрывалась опасность остаться на уровне посредственных мастеров. И здесь во всем как бы царит случай.
Это живописное полотно можно назвать в полном смысле слова импрессионистским. Однако среди них уже не было импрессионистов.
Развивая принципы правдивости, достигнутые поколением Домье, Курбе и Милле, они чрезмерно увлеклись на первых порах документальностью, при которой главное и второстепенное оказалось взятым в одинаковом масштабе. Земля – мягкая, дерево – шершавое, фигура в полутени моделирована с большим совершенством. 90-е годы принесли в жизнь Ренуара и радость и горе. Эта картина оказалась этапной в творчестве Ренуара. В картине появился отчетливый контур фигур. Много лет спустя Ренуар комментировал: Я изо всех сил постарался, рисуя модель. А. С. Пушкина – одна из лучших картин этого плана.
Ведь, по его собственным словам, яблоко не может созреть на сливовом дереве. Я немножко принадлежу школе папаши Коро. У него оказался такой замечательный голос, что регент хора (а это был не кто иной, как сам Шарль Гуно) пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Дега увлекался Домье и Энгром, Шассерио и Делакруа.
Именно в них ему удавалось наиболее органично и полно воплотить свое преклонение перед физической и душевной красотой человека. Алин чистила его палитру, мыла кисти, снимала краску с неудавшихся участков полотна. Он сам признавал, что нарисовал ее исключительно ради выгоды. Первым настоящим шедевром Ренуара стала его картина Лиза, написанная в 1867 году. Тем не менее, несмотря на отрицательное отношение публики, Ренуару удалось продать картину Ложа, одну из семи, показанных им на выставке.
В отличие от Эдуара Мане, за несколько лет до этого в своей знаменитой и скандальной «Олимпии» решавшего практически ту же самую задачу, Ренуар не прибегнул к сюжетным одеждам, чтобы оправдать свою героиню. Именно от родителей он получил и пронес через всю жизнь уважение к ремеслу. В творческой жизни Ренуара 80-е годы не были столь безмятежными.
Именно с этим портретом связаны значительные события в его жизни. Он путешествует в Нидерланды интересуясь полотнами Вермеера и Рембрандта. Сначала мы были группой, – говорил старый Ренуар Жану. 80-е годы становятся временем, когда Ренуар вступает в полосу успеха. Клиенты не узнают своего идола. В 1885 году Ренуар написал большую композицию В саду, которая стала его своеобразным прощанием с вечным праздником Лягушатника и Мулен де ля Галетт. Эти слова, конечно, не следует понимать слишком уж буквально.
В его полотне натурщица (мадемуазель Анна) так и осталась натурщицей. Но именно там, в музее, получаешь вкус к живописи, который одна природа не может дать. В любом ренуаровском портрете (все равно, мужском или женском) анализ неизменно уступает быстрому впечатлению и живому, непосредственному отклику на него. Это картина была начата в 1880 – 1881 годах, а закончена в 1885—1886 годах. Летом, в дождливый день в Эссуа, он упал с велосипеда и сломал правую руку. Друзья не ленились провести время в поезде, чтобы повидаться с ним. Однако и первые и вторые старались понравиться зрителю.
Что, если бы я занялся всеми профессиями, которыми меня пытались соблазнить. «Лягушатник» – это кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок Здесь собирались девицы лёгкого поведения, так называемые «лягушки», приезжавшие сюда в сопровождении мелких хулиганов и проходимцев из предместья. В первую очередь начинающие художники пришли в лес Фонтенбло. Живопись Ренуара легка и стремительна. Обнаженная (1876) из ГМИИ им. Он не выставлял свои работы на выставках импрессионистов в 1879-1880 и 1881 годах. В картине Качели (1876, Париж, Лувр) он изобразил уголок одного из парижских садов.
Там он встретился с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне. Его раздражала не только манера исполнения (это уже само собой), но и тот факт, что молодые художники осмелились допустить в сферу искусства абсолютно незначительные, банальные и непристойные, с точки зрения порядочной публики, события повседневной жизни, сделать героями картин каких-то клерков, модисток, кордебалетных девочек или жокеев. Базиль, Моне и Ренуар изображены там вместе с Мане в его батиньольском ателье.
Ренуар – певец радости. Ренуару нравилось, что его отец и мать были людьми простыми:. Это историческая картина. Лягушатник (1869), Семья Анрио (1871), Понт Неф (1872), Всадники в Булонском лесу (1873), Ложа (1874), Большие бульвары (1875), Прогулка (1875), Качели (1876), Бал в Ле Мулен де ла Галетт (1876), Портрет Виктора Шоке (1876), Первый выезд (1876), Выход из консерватории (1877), Мадам Шарпантье со своими детьми (1878), Чашка шоколада (1878), Зонтики (1879), На террасе (1879), Бульвар Клиши (1880), Завтрак гребцов (1881) – далеко не полный список созданного за эти годы Ренуаром. А в 1897 году с Ренуаром случилось несчастье. Он продолжает создавать шедевры — На террасе (1879), Бульвар Клиши (1880), Завтрак гребцов (1881).
Он вновь постепенно возвращается к конкретным предметным образам. На самом же деле в ее основе лежит глубоко продуманная система. Люди, беседующие за столом, запечатлены как бы вскользь брошенным взглядом.
В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве происходят новые перемены. Но никогда в прошлом человечеству не выпадало за столь короткое время пережить и перечувствовать так много. К счастью, этого не произошло и на рубеже XX века она была реставрирована. Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — импрессионисты. В те годы на склонах холма еще не были вырублены маки, в зарослях которых мадам Ренуар с детьми собирала улиток.
вместе сК. Монесовершил несколько поездок по Сене и регулярно выезжал с ним на пленэр в окрестности Буживаля, где находилось излюбленное место отдыха парижан, так называемый Лягушатник (Лягушатник, 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). Совместная работа во многом обогатила творческий арсенал обоих художников, в частности, О. Ренуар заимствовал у Моне его технику изображения дали при помощи хроматического сопоставления чистых цветов. Ренуара по специально сделанным для кресла рельсам выкатывали в сад, где он писал. Нет никакой условности ни в расположении предметов, ни в исполнении. Все было в движении, свет постоянно менялся.
Поражает не только их количество, но и удивительное жанровое разнообразие. Ренуар пишет цветы, портреты, пейзажи, пробует силы в античной мифологии. Картина была написала в ресторане Фурнез в Париже.
Кто-то заметил, что пастушки тех лет были такие же грязные, как и сейчас. Умение извлекать поэтическое из обыденного – одна из достойнейших черт импрессионизма. Понятно, почему Ренуар особенно любил писать сцены отдыха и веселья. Правда, в отличие от Мане у него все это выглядит гораздо менее декларативно. Хранится в Москве, в Пушкинском музее. Характерность избранного художником мотива несомненна.
Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были Танцовщица и Ложа (обе — 1874). Она не предполагает выделения центра. Ты понимаешь, Мане так же велик для нас, как Чимабуэ и Джотто для итальянцев кватроченто. Я думаю, что мне удалось сделать шаг вперед к уважению публики, маленький шаг. Это, однако, было не слишком популярно в Школе.
В конце 1860-х гг. Но он не единственный. Он предложил Ренуару пользоваться его холстами и красками. Зато в них непринужденно блещет обаяние молодости, увлекающая красота цветения.
Впрочем, с таким же успехом ее можно было бы назвать и этюдом. Силуэт фигуры почти погашен. И здесь во всем как бы царит случай. Они упрекали Коро в том, что он перерабатывал свои пейзажи в мастерской.
Сам Ренуар именовал этот период «кислым». Проворные пальцы все время дергают и поглаживают седые усы и бороду.
Он пишет картины, которые выставляет в Салоне, в частности, работу «Чашка горячего шоколада», «Портрет госпожи Шарпантье с детьми». Теперь он достаточно обеспечен, чтобы путешествовать. Бесстыдная мораль чистогана, обесценивание человеческой личности, чудовищный прозаизм – все это сделало само понятие героического бессмысленным. Сердце мое принадлежало Диазу. Ренуар – певец радости. Отныне Ренуар проводил часть каждого лета и каждой зимы за пределами Парижа.
Я боялся, видя большое количество выставок-однодневок. Был просто иной способ отыскания красоты и поэзии мира. Сюда входят практически все лучшие его работы. Галерея картин Ренуара Пьера Огюста пополняется такими работами, как «Зонтики», серия «Танцев», «Большие купальщицы». Я абсолютно счастлив и я не умру, прежде чем не закончу мой шедевр.
Главный инструмент восприятия окружающего в импрессионизме визуальное наблюдение. Было очень торжественно.
Важнейший выразительный компонент ренуаровского искусства – цвет. В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось. он совершает путешествия в Алжир и Гернси, а в 1882 гг. Монмартр постепенно обрастал жилыми кварталами. В действительности же получилось иначе: XX век сделал славу Ренуара поистине всемирной.
До такой степени, что висят они у мне обоями на рабочем столе )Как пишутся такие картины. В 1914 году началась мировая война, на которую ушли два старших сына Ренуара. Я в восторге от того, что я сделал, все довольны.
Эдмон Ренуар вспоминал: Это было как будто вчера. «сухой стиль» Ренуара. – пишет Ренуар Дюран-Рюэлю с редким для него восторгом. Ему казалось, что он не умеет ни писать, ни рисовать. Позже Габриэль стала одной из любимых моделей старого Ренуара.
Каждый поет свою песню, если у него есть голос. В состоянии депрессии он уничтожил целый ряд сделанных работ. Ренуар никогда не отличался крепким здоровьем. Их появление можно отнести к самому началу 80-х годов. Именно вот таким образом его картины оказались столь милыми сердцу современного человека и останутся таковыми для последующих поколений. Скульпторы, такие как Жан-Батист Карпо, создавали произведения, которые вполне соответствовали пышности стиля необарокко. С 1877 года картина «Качели» находилась в коллекции французского маршана и художника Гюстава Кайботта. В это время он очень много путешествует, наслаждается жизнью и много работает.
К середине 80-х годов в искусстве Ренуара складывается так называемый энгровский период, наиболее полно воплотившийся в художественной манере исполнения Больших купальщиц, которые создавались на протяжении двух лет, с 1883 по 1885 год. Но, в отличие от работ последнего, полотна О. Ренуара более созерцательные, лишены резких контрастов, нервной динамики и неожиданных ракурсов (Ложа, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, ЛондонКонец завтрака, 1879, Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне Первый вечер в опере, 1880, Галерея Тейт, Лондон). Чего еще желать. Эту картину Огюст Ренуар написал в 1876 году. Это была мадам Ренуар.
Впоследствии он сам вспоминал об этом:.
С позиций истории не бог весть как много. Ему противен был анархизм некоторых художников, таких как Франсуа Рафаэлли и Арман Гийомен. Живая и умная кисть изобразила предметы, придающие очарование интерьеру.
Иногда наступало обманчивое улучшение, но ненадолго. Как вспоминает Воллар, «на просьбу написать мадам Л. он ответил, что не умеет писать хищных зверей» ибо неизменно предпочитал писать модели, близкие ему эстетически и духовно. С этого момента он перестал участвовать в выставках импрессионистов.
Линии рисунка стали четкими и определенными. В апреле 1862 года он поступил в Школу изящных искусств в Париже.
Это славный и достойный путь многих художников. Иногда это лицо мелькает в толпе на площади Пигаль, оставляя ощущение мимолетного счастья. Все зыбко, неуловимо и подвижно. Он работал до последних мгновений. Жизнь на Монмартре в ту пору была еще простой, как в деревне.
Все зыбко, неуловимо и подвижно. Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. Ренуар был удивительно трудолюбивым и результативным художником. Умение извлекать поэтическое из обыденного – одна из достойнейших черт импрессионизма. А потом каждый день приглашал друзей по очереди позировать. Во всем ее облике светится приветливое внимание и доброжелательность. Это качество проявляется в творчестве Ренуара почти с первых его шагов в искусстве, о чем свидетельствует такая относительно ранняя работа, как «Купание на Сене» (1869) из ГМИИ им.
Творческая взволнованность, многообразие обликов и состояний, неисчерпаемая наполненность и неповторимость мгновений, радость и тревожность постоянных изменений в природе и человеке – все это сделалось самой сутью их видения мира. В картинах Ренуара часто соединяются разные жанры живописи. Эти новые настроения отнюдь не были характерны только для Ренуара. Нельзя сказать, чтобы творчества Ренуара не коснулся ветер противоречий и сомнений. Импрессионисты в большей степени, чем их предшественники, последовали этому призыву Торе.
Нет ни одной четкой линии. Родился в семье провинциального портного, который в 1845 г. переехал в Париж. Ранее такой размер полотна и подобная композиция использовались только для портретов членов королевской семьи. В эти годы к Ренуару наконец приходит официальное признание. Неумение найти разумные пропорции между наиболее существенным и второстепенным в значительной степени лишало первые картины молодых импрессионистов внутренней жизни, сделав запечатленные в них ситуации более статичными, чем этого хотелось им самим.
С этого момента имя Эдуарда Мане стало неразрывным от представления о новом искусстве. Основное ядро составляли произведения Дега, Ренуара, Моне, Моризо, Сислея и Писсарро. Силуэт фигуры почти погашен.
В действительности же получилось иначе: XX век сделал славу Ренуара поистине всемирной. Ренуара по праву называют певцом розового и зеленого. Наиболее плодотворным этот период оказался и в художественной судьбе Ренуара. Ренуар никогда не был склонен переоценивать себя. Ренуар видел в Версале его рельеф "Нимфы". Отсутствовали лишь работы Мане и Сезанна.
Но жизнь, тем не менее, входила в свое русло. Нагота считалась признаком условности сюжета. Его герои всегда очаровательны и безмятежны. Насколько мне известно, Ренуар писал их не день и не два. Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее. 5 Для данного произведения позировали: Алина Шариго— жена художника и Сюзанна Валадон— модель Ренуара и художница, мать Мориса Утрилло.
Художнику была чужда назидательность Курбе, сатира Домье. С того дня минуло шестьдесят пять лет С позиций истории не бог весть как много. Войны, унесшие миллионы жизней, великие научные открытия, стремительный технический прогресс информационный бум – все это в корне изменило представление человека о мире и о самом себе, привело к кардинальному переосмыслению моральных и эстетических ценностей, к созданию новых форм восприятия и отражения действительности, так или иначе затронувших все виды художественного творчества.
Картина 1877 года. Переходной работой у Ренуара в его импрессионистском периоде является картина «Новый мост», где сюжет с тщательно выстроенной перспективой и точными архитектурными деталями представлен зрителю через размытую призму воздуха, расплавленного на солнце, благодаря чему, всю линии лишены чёткости, а фигуры определённости. Именно Базиль первым заговорил уже в те годы о необходимости объединиться в группу.
– говорил он. Подобно Мане, в «Диане-охотнице» (1866) и «Обнаженной с собакой» (1870) Ренуар запечатлел подлинные, неидеализированные черты своей первой натурщицы Лизы Трео, желая, как и Мане измерить современное представление о красоте меркой «вечного». Вам нужно было бы сделать нос подлиннее.
Понятно, почему Ренуар особенно любил писать сцены отдыха и веселья. С годами все чаще он обращался мыслью к декоративной живописи великих итальянцев. Первые шаги Ренуара в искусстве типичны для будущего импрессиониста. Годом позже по этим эскизам и наброскам он написал картину Материнство. Для Ренуара это было успехом и обещанием новых заказов.
Тем не менее даже в этом портрете Ренуар не вполне отказался от своих идеалов. Погрудныйпортрет актрисы Самари (1877, ГМИИ, Москва) завораживает жизнерадостностью колорита искристой игрой, создаваемой мазками розового цвета. В свою очередь и золотистые отсветы этого тела согревают голубоватую зелень смятых тканей.
Словом, я очутился в тупике. Когда я говорю, что писать учатся в Лувре, я не имею в виду, что нужно сцарапывать лак с картин, чтобы разгадать их секреты и начать заново делать то, что делали Рубенс или Рафаэль. Случались в течение этих двадцати лет наступившего XX века и большие радости. В них заключено сияние и одновременно нежность. Зеленый и розовый – эти два дополнительных, а следовательно и контрастных цвета неизбежно должны были свести колорит портрета к диссонансу.
Такая выставка давала возможность получить заказы, которые необходимы бедному Ренуару. Он часто ездил на побережье Нормандии и Бретани, а также посещал Лазурный берег и Эссуа в Бургундии, где жила Алин Шариго, очаровательная маленькая натурщица, на которой он женился в 1890 году. И это никак не умаляло неповторимой оригинальности и самобытности его искусства. Деревня Эссуа стала постоянным местом пребывания Ренуара с семьей. Дега увлекался Домье и Энгром, Шассерио и Делакруа.
Ренуар в живописи Делакруа, вероятно, видел нечто свое, особенно близкое ему. Огюст Ренуар отчетливо осознавал, какую роль в его будущем сыграла семья. Я ошибался, тем лучше. Ренуара по праву называют певцом розового и зеленого.
На этом холсте Ренуар изобразил портрет молодой актрисы театра «Комеди Франсез». Ее приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил. Он был шестым ребенком.
Также в это время он пишет знаменитые работы: «Бульвар Клиши», «Завтрак гребцов», «На террасе». Его герои всегда очаровательны и безмятежны. Помню, что портрет МарииАнтуанетты приносил мне восемь су».
Но это не было бы только хроникой. Она догадалась, что этот странный персонаж был гением в своем роде.
На всех этих портретах ее манера держаться проста и естественна. Бедный молодой человек. Ренуар и здесь остается самим собой.
И только Ренуар смог передать потомкам обаяние его независимой личности. Обнаженная фигура Ренуара является одной из самых известных изображений ню в мире. на лоне природы свет порабощает художника и у вас нет времени заняться композицией. На кратине изображены знакомые и друзья художника.
Во время учебы у Глейра они собирались обычно в Клозери де Лиля. Эту картину Огюст Ренуар написал в 1869 году. Страдания проходят. На ней Ренуар показывает шесть полотен, в том числе «Ложа» и «Танцовщица», но успеха он, как и вся выставка, не имел.
Трудно любой из них отдать предпочтение. В сфере художественных интересов Ренуара оказалось и раннее творчество Эдуара Мане, в скандальной «Олимпии» и «Завтраке на траве» предпринявшего попытку примерить на своих современников одежды старого, классического искусства.
А во-вторых, если бы и так, разве не должны мы преклоняться перед художником, который претворяет грязные, засаленные модели в настоящие драгоценности. » Способность отыскивать эти драгоценности в самом прозаическом и далее вульгарном в еще большей степени была присуща самому Ренуару. Моне бросился в погоню за ускользающим и непослушным «мгновением», стараясь в бесчисленных вариациях одного и того же сюжета возможно более точно зафиксировать малейшие изменения его световоздушной характеристики. В этой мастерской Ренуар проработал четыре года.
Картина от начала и до конца создавалась под открытым небом. Ему удалось (а это в мировом искусстве удавалось не многим) создать свой тип женской красоты, который с одинаковым успехом можно было бы именовать и ренуаровским и французским.
Я все еще двигаюсь вперед, – сказал он за несколько дней до смерти, а последними словами, которые, как говорят, сорвались с его губ, были указания о размещении натюрморта. Сам Ренуар именовал этот период «кислым». Да, мне тоже безумно нравятся "Зонтики". Не уверен, что он правильно меня понял, – добавил Ренуар.
Это качество проявляется в творчестве Ренуара почти с первых его шагов в искусстве, о чем свидетельствует такая относительно ранняя работа, как Купание на Сене (1869) из ГМИИ им. В начале 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств при Академии художеств и записался в мастерскую Глейра. Ему повезло, что происходит не всегда. В 1872 году Ренуар с друзьями создал Анонимное кооперативное товарищество.
Недаром Ренуар писал ее трижды. В милой обаятельности лиц, в грациозной простоте движений, в тонком великолепии пейзажа, во всей атмосфере этой сцены не ощущается ли что-то уже виденное и знакомое.
Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884/1887). Ренуар встретил девушку напротив своего дома в молочной мадам Камиль на улице Сен-Жорж. Впрочем, с таким же успехом ее можно было бы назвать и этюдом. Лучшее из произведений подобного рода у Ренуара – «Бал в Ле Мулен де ла Галетт» – пожалуй, самая крупная жанровая картина в импрессионизме. Его в первую очередь занимает игра оттенков.
И потом, на пленэре не видишь, что делаешь. Это портрет в полный рост его молодой подружки Лизы. Радость, которую испытывал художник во время рисования, была одним из самых сильных наслаждений в его жизни и это не могло не отразиться на настроении его картин.
Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Трудно любой из них отдать предпочтение. Среди них – Обнаженная (Москва, ГМИИ им. Писсарро, например, посвятил себя нарождавшемуся пуантилизму, хотя и вышедшему из недр импрессионизма, но по сути своей ему противоречащему. В его полотне натурщица (мадемуазель Анна) так и осталась натурщицей.
Всякий человек имеет право на счастье. На всех этих портретах ее манера держаться проста и естественна. С помощью чистого цвета Ренуар создает и светотеневые эффекты и объемы и формы предметов и ритмический рисунок и в конечном счете настроение – как, например, в картине «В саду», небольшой, но для Ренуара чрезвычайно характерной.
Взгляды на жизнь Дега пессимистичнее и скептичнее, в его картинах в поэтический мир вторгаются грубые разрушительные силы реальности, привносящие в бытие «маленького человека» драматическую интонацию. Эту атмосферу непринужденного времяпровождения на берегу реки запечатлели в своих картинах молодые художники. – На создание этой композиции его вдохновил Жирардон. Пьер и Жан вернулись с войны ранеными. Ренуар говорил, что балдел от изумления перед Руссо и Добиньи. Позднее Ренуар отказался от этой манеры. Этот поразительный эффект, кстати подаривший картине еще одно название («Жемчужина»), достигнут за счет сложнейшего переплетения прозрачных, почти акварельных слоев масляных красок. Мэтр прибыл.
Картина Ренуара выставлялась также в Лувре и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё. Эта попытка вновь обернулась провалом. Все великолепно. Так сложилась маленькая группа художников, которая возглавила новые искания в живописи.
Родился в Лиможе 25 февраля 1841. Каждому из них она виделась по-разному. В ней нет места каким-либо условностям и предрассудкам.
Картина находится в парижском Музее Орсе. В картине Купанье на Сене (1869), хранящейся в Музее изобразительных искусств им. В свою очередь и золотистые отсветы этого тела согревают голубоватую зелень смятых тканей.
Бальзак и Флобер приступили к изучению «Человеческой комедии», сделав проблему «Человек и среда» проблемой века. Сменив несколько домов, Ренуары купили там виллу Колетт. Дочь Берты Моризо, Жюли Мане, описывает в своем дневнике похороны Малларме в 1898 году. Она приехала, когда Пьер был уже большим и главной ее заботой стал Жан. Один из рабочих Леви, Эмиль Лапорт, занимался на досуге живописью маслом.
Дама представлена в полный рост, под зонтиком, в потоке солнечного света. Второе заключается в том, что в его толпе все одинаково молоды, прекрасны и веселы. И нам надо принять в нем участие, – говорил он Ренуару. Городским, сельским ли был сюжет – это не имело для них никакого значения. «Обнаженная» (1876) из ГМИИ им.
Купальщицы Ренуара отнюдь не сказочны, они подлинно человечны, хотя художник и стремился сделать их идеальными. И он страдал оттого, что разрушается старый Париж, его Париж.
Бальзак и Флобер приступили к изучению Человеческой комедии, сделав проблему Человек и среда проблемой века. Вслед за Домье и Курбе импрессионисты предложили свое прочтение этой задачи. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына— Жан, родившийся в 1894 году и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца.
Источником вдохновения в этот период был Энгр, вот таким образом искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Само имя Ренуара сделалось синонимом красоты и молодости, той лучшей поры человеческой жизни, когда душевная свежесть и расцвет физических сил пребывают в гармоническом согласии. Женщину, качающуюся на качелях он писал, по-видимому, с Маргариты Легран – натурщицы, с которой он познакомился в 1875 году и которая также позировала для картины «Бал в Мулен де ла Галетт».
На замечательном портрете из ГМИИ им. Кто-то заметил, что пастушки тех лет были такие же грязные, как и сейчас. Мастер строго следил за тем, чтобы каждое изделие имело клеймо Севрского завода.
Наконец, они остановились на деревне Кань. Ренуар сделал это раньше других, так как у него не было денег, чтобы оплачивать учебу. Это пейзаж — Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло (1866), бытовые сцены — Лягушатник (1869), Понт Неф (1872), натюрморт — Весенний букет (1866), портрет — Лиза с зонтиком (1867), Одалиска (1870), обнаженная натура — Диана-охотница (1867). Ренуар с друзьями тоже перебрались туда с левого берега Сены. Часто художник делал наброски Алин, кормящей ребенка.
Взаимную тягу друг к другу Ренуара и Алин невозможно было не заметить. «Шедевром этого времени являются "Большие купальщицы" (1885 – 1887), возвышающиеся над остальными работами той поры, – пишет М. Готье. Дождь. Происходил он из бедной семьи и вот таким образом с юности был вынужден зарабатывать себе на жизнь.
Там Ренуар познакомился с жанристом Гюставом Курбе, чье влияние видно в картине 1866 года «Харчевня матушки Антони». Как никто, Ренуар обладал восхитительной способностью превратить простенький наряд модистки в лилово-синие шелка и бархат. Ренуар запечатлевает всю сцену, словно бы он сам один из ее участников. Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни.
Таким образом, в художественное произведение оказался включенным сам ход восприятия человеком данного сюжета. В новой картине Ренуара все спокойно и устойчиво, яркий свет усиливает зелень листвы и рефлексы от букета цветов на желтой соломенной шляпе. Подчеркнутое использование светотени, придающее изображению почти скульптурную форму, сближает его раниие работы с творчеством художников-реалистов, в особенности Г. Курбе, но более легкая цветовая гамма уже отличает его картины от полотен предшественников (Харчевня матушки Антони, 1866, Национальный музей, Стокгольм). Такой была Жанна Самари известная актриса Комеди Франсез. Творческая зрелость приходит к импрессионистам примерно в одно и то же время – с наступлением 70-х годов, положивших начало лучшему десятилетию в их искусстве.
Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Дома его окружали друзья, старые и новые. Отец его был портным. Дождь идет целыми днями, но то немногое, что я сделал или сделаю, является прогрессом.
В течение 1870 – 1880-х годов излюбленная тематика Ренуара – времяпрепровождение и развлечения среднего и низшего классов эпохи Третьей республики: Мулен де ла Галетm (1876, Париж, Лувр), Завтрак лодочников (Вашингтон, галерея Филлипс) и др. Зачем писать, когда с таким удовольствием можно просто смотреть. Каждому из них она виделась по-разному.
Первое проистекало из свойственной только Ренуару способности улавливать красочность и динамизм людского потока, его оживленность, нарядность и праздничность. Картина «В саду» написана широкими свободными мазками, нанесенными быстрыми движениями кисти, отчего формы предметов выглядят достаточно обобщенными, однако это не лишает работу впечатления завершенности. Несмотря на болезнь Ренуара, дом всегда был оживлен.
Множество зонтиков.
Она тоже называется «Лягушатник». Денег у художника было очень мало и он делил квартиру то с К. Моне, то с А. Сислеем. Подобно Мане, в Диане-охотнице (1866) и Обнаженной с собакой (1870) Ренуар запечатлел подлинные, неидеализированные черты своей первой натурщицы Лизы Трео, желая, как и Мане измерить современное представление о красоте меркой вечного. Второе заключается в том, что в его толпе все одинаково молоды, прекрасны и веселы.
Их появление можно отнести к самому началу 80-х годов. Во всем ее облике светится приветливое внимание и доброжелательность. Портреты О. Ренуара не отличаются сложным внутренним психологизмом, присущим его предшественникам, но особое очарование придает им ощущение сиюминутности происходящего (Портрет Клода Моне, 1872, частное собраниеПортрет Клода Моне за чтением, 1872, Музей Мармоттан, ПарижЧитающая женщина, 1875, Музей Орсэ, Париж В мастерской на улице Сен Жорж, 1876, частное собрание). Так как начинается Возрождение.
Наступают времена нищеты, поисков и бурной парижской жизни. Эта особенность сохраняется и в портретном искусстве Ренуара. Но он не единственный. Одни из них непосредственно коснулись Ренуара, другие обошли стороной. Он пришел к Ренуару сам.
Ренуар обладал великолепным чувством цветового равновесия и именно это сделало его замечательным живописцем. Уже во время первой недели обучения произошло столкновение между Ренуаром и Глейром. Летом 1884 года Алин ждала ребенка и Ренуар ездил один. Но в этом не было пренебрежения к мотиву.
Дега все более увлекался пристальным изучением профессиональных навыков и поведения человека, постепенно подменяя живое, непосредственное наблюдение холодным аналитизмом. Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Картина написана в 1887 году и находится в Музее искусств в Филадельфии. Картина «Зонтики» хранится в национальной галерее в Лондоне.
Ренуар начал писать картину будучи «чистым» импрессионистом, но вскоре стал испытывать разочарование в этом стиле. Нужно, чтобы они оставались тем, чем Бог их создал, фоном, как у Джорджоне. В прошлом остались трепет прикосновения, вибрация света и тени.
Ренуар восхищался им и всегда испытывал некоторое волнение, думая о нем. Но вскоре наступило ухудшение. когда я думаю, что мог бы родиться у интеллектуалов. Здесь есть красивые мотивы, которые я не смогу написать.
Но ею не замыкался круг его интересов: «Во время перерыва я бегал в Лувр рисовать с антиков». Однако, кроме семьи, у Огюста Ренуара был еще один воспитатель – Париж. Это стоило жизни Алин – она умерла через год, оставив Ренуара одиноким. Нет ни одной четкой линии.
Он хотел быть не красивым, а естественным. Несмотря на бедность именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: Большие бульвары (1875), Прогулка (1875), Бал в ле Мулен де ла Галетт (1876), Обнаженная (1876), Обнажённая в солнечном свете (1876), Качели (1876), Первый выезд (1876/1877), Тропинка в высокой траве (1877). Линии рисунка стали четкими и определенными. Если литературой была узаконена актуальность современной жизни в качестве сюжета для художественного произведения, то импрессионистам предстояло выявить ее красоту, оправдать эстетически.
По-разному происходил перелом в творчестве импрессионистов, но он происходил. Подобная картина есть у Клода Моне. Меняется и отношение Ренуара к натуре: Модель должна присутствовать, чтобы зажигать меня, заставить изобрести то, что без нее не пришло бы мне в голову и удержать меня в границах, если я слишком увлекусь. Шумная многолюдная парижская улица.
Когда он был совсем маленьким, семейство перебралось в Париж, где и вырос Ренуар. В самом начале 1880-х гг. Недаром Ренуар писал ее трижды.
Среди друзей, оставленных Ренуару Бертой Моризо, был и писатель Стефан Малларме.
Кроме того, учился в мастерской Ш. Глейра и познакомился там сА. Сислеем, Ф. Базилем иК. Моне. В беседах с Амбруазом Волларом он говорил о том ощущении тупика, которое возникло у него уже около 1883 года. Вместе с тем линия на его картинах становится более жесткой и отточенной. Она была выставлена в Салоне весной следующего года. В ней нет места каким-либо условностям и предрассудкам.
Зато в них непринужденно блещет обаяние молодости, увлекающая красота цветения. Курбе и барбизонцы были уже вчерашним днем, а новый день еще только брезжил. С 1864 года, окончив обучение, Ренуар начинает самостоятельно работать.
Полвека непрерывного поиска, утрат, находок, радостей и разочарований. Гьер великолепен. Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями.
В пейзажах, например, это выражалось в желании воспринимать природу на манер барбизонцев из числа которых Ренуару был особенно близок Диаз («Молодой человек с собаками на прогулке в Фонтенбло», 1866). Целый ряд художников, писавших маслом, работали очень аккуратно и точно, вплоть до педантизма, тогда как другие все больше склонялись в сторону экспериментов. Именно с этим фактом связано появление первой картины будущего импрессиониста. С середины 60-х годов Мане постоянно бывал в кафе Гербуа на авеню Клиши (прежде Большая Батиньольская улица), неподалеку от квартиры, где он жил на Бульваре Батиньоль. Он не хотел смотреть на гуляющих глазами стороннего наблюдателя, желая как можно ярче передать ту легкость и раскованность, которые свойственны отдыхающему человеку. Просвечивая один через другой, они создают восхитительное зрелище, доставляя глазу истинное наслаждение. «Большие купальщицы» Огюста Ренуара, являются шедевром истории искусства.
Но его страстная влюбленность в жизнь, удивительная душевная теплота и твердая вера в лучезарность человеческого предназначения, всегда бывшие главными свойствами его натуры, не исчезли, продолжая существование в безудержной праздничности его светлого и поэтичного искусства. Любимыми художниками Пьера были А. Ватто, Ф. Буше, O. Фрагонар, Г. Курбе. Ведь так трудно судить о самом себе.
Прием, ставший у импрессионистов почти что правилом, послуживший поводом к обвинению со стороны официальной критики в неумении строить, в беспомощности и незавершенности композиционного решения. Это славный и достойный путь многих художников. Способность как бы смешаться с толпой, проникнуться ее настроением – одна из характернейших черт Ренуара-художника. Сочность и яркость красок, чистота тона, великолепие цветных рефлексов, динамизм стремительных мазков – то сочных и хлестких, то тягуче-пластичных, то мелких и вибрирующих – еще более усиливали эмоциональную окраску его картин, заставляли поверить в реальность переливов солнечного света, делали вибрацию воздушной среды зрительно ощутимой. Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы.
Вот и получилось, что из всех импрессионистов лишь одному Ренуару удалось увидеть толпу не с привычной для его современников позиции «сверху вниз», откуда она представлялась им безликой, шокирующей и вульгарной, а как бы изнутри ее, что дало ему возможность разглядеть в ней большую жизненную энергию, здоровье и бодрость. Она хранится в национальном музее Швеции, в Стокгольме.
Она не предполагает выделения центра. Для Ренуара он стал одним из самых близких людей. За это время европейское искусство познало немало перемен. Нельзя сказать, чтобы творчества Ренуара не коснулся ветер противоречий и сомнений.
С того дня минуло шестьдесят пять лет. Ренуар пишет такие картины как Яблоки и цветы (1895/1896), Весна (1897), Сын Жан (1900), Портрет госпожи Гастон Бернхейм (1901). Свидетельством того, что его росписи нравились, было прозвище «Рубенс», которым его наградили подмастерья. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный Портрет актрисы Жаны Самари (1878) и Портрет госпожи Шарпантье с детьми (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. Вслед за Домье и Курбе импрессионисты предложили свое прочтение этой задачи.
Им чужды глубокие и сильные страсти, горькие раздумья, сложная психологическая жизнь. На замечательном портрете из ГМИИ им.
Появление в ателье Глейра Клода Моне не могло пройти незамеченным. Алжир, Испания, Голландия, Англия. Здесь и родился в 1894 году Жан, второй сын Ренуара и Алин Шариго. Но это не было бы только хроникой.
Монмартр привык видеть Габриэль с Жаном, которого она носила на спине. Такой была Жанна Самари известная актриса «Комеди Франсез». То же самое можно было бы сказать и о двух молоденьких модистках, расположившихся за столиком небольшого парижского кафе, послуживших Ренуару моделями для картины «Девушки в черном» (1885). Восходящее солнце».
В 1986 году картина была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор. Как вспоминает Воллар, . В Обнаженной Ренуар соединяет черты жанра ню и портрета. Так продолжалось два или три года. Сюда входят практически все лучшие его работы.
В чем-то он стал таким, какими были они. Ренуаровский современник, буржуа, накинув на себя тунику Гермеса или латы Роланда, тем самым лишь еще больше подчеркивал тщедушие и прозаизм своего облика (вспомните замечательные карикатуры Домье) ибо они и составляли сущность его личности. Беззаботной жизнерадостностью и восхитительной легкостью веет от женских и детских портретов О. Ренуара (Девочка с лейкойПортрет мадам Анрио, 1876 – оба в Национальной галерее искусств, ВашингтонОбнаженная, 1876, ГМИИ, МоскваНа террасе, 1881, Художественный институт, Чикаго Молодая женщина, 1900, частное собрание). «Виной» тому – высокая человечность и подкупающая искренность его искусства, запечатленная в солнечных красках, в подкупающей обаятельности юных парижанок, в веселом многоцветье Монмартрского праздника, в шумных пикниках и танцах, в жемчужной мягкости и теплоте обнаженного женского тела, в искрящихся светом пейзажах. Ренуар запечатлевает всю сцену, словно бы он сам один из ее участников.
Таким образом, Ренуару удалось осуществить, казалось бы, невозможное: созданный им образ перерастает сиюминутность, обретая масштаб высокого художественного обобщения. Пьер Огюст Ренуар – это «единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины», – утверждал в 1913 году писатель Октав Мирбо. Это всегда только расцвет и никогда – увядание. То же самое можно было бы сказать и о двух молоденьких модистках, расположившихся за столиком небольшого парижского кафе, послуживших Ренуару моделями для картины Девушки в черном (1885). Опять же Ренуар рисовал портреты своих реальных друзей.
В 1862 году Ренуар поступает в школу изящных искусств. А. С. Пушкина – одна из лучших картин этого плана. Пока он отсутствовал, в апреле 1882 года состоялась седьмая выставка Группы независимых художников-реалистов и импрессионистов, на которой были выставлены двадцать пять его полотен, включая Завтрак гребцов и виды Венеции.
Холст изображавший неидеализированную, повседневную сцену жизни, стал символом отказа Огюста от академической традиции рисования. Фактически это групповой портрет встречи друзей. Жизнь и творчество художника обретают стабильность. Ренуар добился успеха.
Два миловидных личика, мечтательные глаза, скромные черные платья – и больше ничего. К концу лета этого года художник написал несколько картин на острове Гернси зимой он и Моне отправились вместе в Геную, а затем посетили Сезанна в Эстаке в Провансе. Во всяком случае, картина – смелый эксперимент. Но они не сливаются с ним.
Этого нет у Ренуара. Писсарро, например, посвятил себя нарождавшемуся пуантилизму, хотя и вышедшему из недр импрессионизма, но по сути своей ему противоречащему. В пейзажах, например, это выражалось в желании воспринимать природу на манер барбизонцев из числа которых Ренуару был особенно близок Диаз (Молодой человек с собаками на прогулке в Фонтенбло, 1866).
– так пишет в своих воспоминаниях торговец картинами Дюран-Рюэль.
– Горизонта нет совсем. А. С. Пушкина. Важнейший выразительный компонент ренуаровского искусства – цвет. В ней он, хотя и робко, попытался уловить естественность и поэтичность. В отличие от своих предшественников – барбизонцев они вовсе не собирались становиться добровольными затворниками уединенных лесов Фонтенбло и врагами «современной цивилизации», справедливо полагая, что солнечный свет и дрожание воздуха одинаково прекрасны и красочны и в кроне цветущего дерева и в звенящей ряби реки и на загорелых лицах гребцов, завтракающих на террасе кафе где-нибудь в Аржантейе и на скромном платьице молоденькой горничной и на прокопченном металлическом кожухе дымящего под сводами вокзала Сен-Лазар паровоза.
Нужно делать живопись своего времени. Вся посуда предназначалась для Востока. Часто посещал Лувр, восхищался работами А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонара. Ренуар постепенно перестает участвовать в выставках импрессионистов.
Во-первых, мне на это наплевать. Был просто иной способ отыскания красоты и поэзии мира. Чтобы писать фигуры в картине на пленэре, приходилось выносить большой холст в сад. Всякий человек имеет право на счастье.
Признание пришло и от государственных чиновников — картина Девушки у рояля (1892) была закуплена для Люксембургского музея. Если предметы были больше, то и букеты увеличивались. В течение последующих нескольких лет Ренуар длительное время жил и работал в его замечательном поместье Варжемон вблизи Берневаля в Нормандии.
Этот поразительный эффект, кстати подаривший картине еще одно название (Жемчужина), достигнут за счет сложнейшего переплетения прозрачных, почти акварельных слоев масляных красок. Так Ренуару удавалось совмещать интерес к сценкам повседневной жизни с работой на пленэре. Быстрые штрихи сообщают им улыбчивую прелесть, какую излучают краски.
Приемов не устраивали, дом был открытым и собирал самых разных посетителей. И потом, в один прекрасный день, вдруг никого больше не стало. Выставка вместе с ними омолодила Ренуара, стала неожиданной радостью.
Никто до него никогда и не думал запечатлеть факты из будничной жизни на холсте такого большого размера. Огюст Ренуар жил в парижском районе на Монмартре. Ренуар продолжал работать, но с каждым днем это становилось все труднее.