В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. А вам.
Иван Иванович выбирал такое время суток, когда тень практически отсутствует и выразительность и достоверность достигаются иными способами. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.
Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Но только не отец и его любимая сестра Катюша (у него было 4 сестры и брат). 4 года проучился Ваня в Казани до 15 лет. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Ф. Булгаков «Альбом русской живописи.
В частности, русских лесов. Здесь исчезла всякая таинственность. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», — считают некоторые критики. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Много картин И. И.
Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная. Художник поэтически воспевает величественную жизнь русского леса, настоящей лесной глуши. Вот ты деревья рисуешь, каждый листок, каждая иголочка шевелится.
Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща». Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров.
Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Это несомненно. Как пенсионер Академии жил в 1862-1865 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Художник одушевляет деревья. Их изобразил К. А. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой».
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Почему. Родители гордятся им. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2).
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Картина «Лесная глушь» написана Шишкиным в 1872 году. Восторгу его не было предела. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Иван Шишкин умер скоропостижно, 8 марта 1898 г. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика.
В них нет политики и социальной направленности. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. – Пройдите по этой дороге, расскажите, что вы видите, слышите, чувствуете. В надписи, сделанной Шишкиным на одном из эскизов к картине, говорится: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать Божья, русское богатство».
Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина.
Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Полотно «Дубовая роща» – не просто изображение уголка леса, а художественный образ, обобщающий в себе весь опыт многолетнего изучения природы. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. О наступлении утра говорит и рассеивающийся в глубине рощи туман.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. «В лесу графини Мордвиновой. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире.
Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Она была написана в 1867 году во время второй поездки живописца на Валаам. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Облик этот был многолик.
Ничуть не бывало. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Сосновый бор». А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. В произведении «Сосны, освещенные солнцем» на первое место Шишкин поставил попытку создания общей атмосферы пейзажа.
Окрестности Москвы. Шишкин не искал легких путей, вот таким образом выбрал для себя основным сюжетом полуденное время суток.
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Какие краски использовал художник, чтобы передать дождливый день. На стволах деревьев и листьях зеленой травы заметна утренняя роса. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Весной 1862 года вместе с В. И. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. У него много друзей, любящих его, человека с добрым и спокойным характером. – Так тебе же рисовать трудно, если я двигаюсь.
Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И.
Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Расскажите, что вы видите, слышите, какие запахи чувствуете. Художник Иван Иванович Шишкин Величайший пейзажист, удивительный мастер написания лесных пейзажей и по сей день он остается бесспорным лидером в русской пейзажной живописи по созданию невероятного количества полотен с лесными видами. Много работал Шишкин и за границей.
В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Случайность. В картине «Корабельная роща» Шишкин вновь воспевает природу с ее стройными лесами, смолистым воздухом, прозрачной водой и ласковым благодатным солнцем. На севере диком.
Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. В 1984 -85 г. г.
Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ), «Сосны, освещённые солнцем» (1886 г. ), «Утро в сосновом лесу» (1889 г. медведи написаны К. А. Савицким), «Корабельная роща» (1898 г. ) и многие другие.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Шишкин стремился к другому. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. За полотно «Лесная глушь» художник получил звание профессора пейзажной живописи. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом.
Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность.
он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. Петергоф», созданная в 1891 году. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. У работы было очень много положительных отзывов.
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Шишкин счастлив и много работает.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Воробьева. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей вдаль.
– Да улыбнись ты, что сидишь, как аршин проглотил. Внушительные дубы достойны восхищения. – Да.
Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет. Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». – Нет, милый, рисовать трудно напряженного, окоченевшего. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень».
Воробьев. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Мы видим вековые стволы, покрытые «морщинами» кору, пышные кроны изогнутые ветви. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
«В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). С малых лет мальчик проявлял сильный интерес к природе и очень часто гулял в лесу, который находился недалеко от его дома. Полотно поражает сочетанием монументальности с документальной проработкой деталей. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. В окрестностях Москвы» была написана в 1869 году. Евгения Александровна была простая и хорошая женщина и годы ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в тихой и мирной работе.
Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Полюбил Иван Москву, пока учился, но хотелось учиться дальше. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань.
От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Но перед учебой заезжает в родную Елабугу на свидание с родными, с любимым сосновым бором, который будет писать всю жизнь. (Показ картины «Сосны, освещенные солнцем»)Вот как он говорил: «Разве есть где-то еще такая торжественная тишина, такой особенный, затененный, зеленоватый свет, где лучи солнца бродят по розово-оранжевым стволам, где стучит дятел и пахнет хвоей». 2 занятиеИ. И.
«Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Картина «В лесу графини Мордвиновой. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Петергоф» относится к числу лучших творений Шишкина.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Природа наделяется художником мощной силой, поглощающей все низменное, случайное, мелкое. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Третьяков решил судьбу картины по-своему. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей.
(ответы детей). Чтобы передать характер. Когда Шишкину исполнилось 20 лет, он отправился в Москву поступать в училище живописи, с твердым намерением стать настоящим художником. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Картина И. И. Шишкина «Полдень.
В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Чувствуется глубина оврага, глушь. «Корабельная роща» «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» – последнее крупное произведение И. И. Шишкина, его «лебединая песня». До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Отец не стал настаивать. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Лес выглядит небольшим и просторным. (ответы детей)Вот и прогулялись мы по мокрому лесу, подышали свежестью, а теперь послушайте дальше мой рассказ. Шишкин писал домой из Петербурга: «Профессора в Академии хотели меня испытать, как я рисую природу с натуры и просили рисовать что бы ни было, зная, что в начале весны природа еще очень бедна и тем затруднит меня, но я трудности превозмог и представил им рисунки такие, что они единогласно воскликнули: «Молодец, москвич. » Шишкин успешно учится и получает за свои картины серебряные и золотые медали.
Кажется, каждая веточка и травинка прислушивается к музыке просыпающегося дня. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет.
За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. «Дождь в дубовом лесу» В картине «Дождь в дубовом лесу» Шишкин предстает мастером станковой живописи. Будучи пейзажистом, И. И. Шишкин особую любовь испытывал к лесу.
Картину «Сосны, освещенные солнцем» недаром называют одной из самых поэтичных работ Шишкина. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. «Утро» полностью лишено всего этого. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Люля, так он ласково ее называл. 4) В. – Рожь – одно из лучших произведений в творчестве художника.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Возникает своеобразный пейзажный интерьер.
Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Природа выражает музыку человеческой души. Остались у него дочка-несмышленыш да друг – палитра. Во время беды пишет Шишкин свою знаменитую картину «Рожь». (Показ картины «Рожь») Картина могучая и простая: золотое поле ржи изгиб дороги, ветер, качающий колосья, сосны, словно охраняющие рожь.
Сосны придают картине величественное звучание. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. В течение всей жизни Шишкин писал лес.
Возможно, причина этому – трепетные тени, скользящие по стволам и веткам. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти. Природу Шишкин понимает как мироздание, соотнесенное с человеком. Мрачное настроение.
Тем более, что остров славился своей живописной природой. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Это стихотворение было выбрано Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта.
Быть грозе. -Мне тоже, – отвечал Шишкин. У Федора была сестра Женя, в которую влюбился Шишкин. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу.
Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Надо отметить, что полотно «Дождь в дубовом лесу» выпадает из череды картин художника, написанных в последние годы жизни, – эпических и даже несколько суровых по складу.
Савицкий, который сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю». За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Он восхищался его пейзажами. (Показ картины Ф. Васильева «Мокрый луг»)- Вам, Федя, какие мотивы нравятся. Они поженились и родились у них один за другим 2 сына и дочь.
Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. В 1860-х гг. Шишкин говорил, что «нужно писать природу в обычном ее состоянии – в величавом покое, в ее негромкой прелести, тихом очаровании».
Мечтает Ваня стать настоящим художником. Мастерство художника показало множество оттенков снега. Как-то после одного из походов в Третьяковскую галерею, кто-то из знакомых спросил меня о том, какие картины мне понравились больше всего. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
Картина эта называется Первый снег (1875). Затосковав по отечеству, Иван Шишкин, в 1866 г., возвратился в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. Шишкин стал одни из организаторов Товарищества передвижников, а в конце жизни руководил пейзажным классом при Академии художеств. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Васильева.
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». (рожь) – Как это показал художник. Полотно «Полдень. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Крамским. Но беда подстерегает его. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. После окончания училища он едет в Петербург в Академию художеств.
С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Полотно Шишкина показывает могучую обновляющую силу природы. Глядя на картину, чувствуешь запах хвои и влажного мха.
Ваня впервые попробовал писать маслом. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. – Мне – простенькие. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище.
Эту технику художник освоил еще за границей. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Крамским. С какой любовью выписал художник склонившийся забор и причудливые камни-валуны.
Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1).
У него умерли сыновья. В этой картине всё живёт: и мощные размашистые сосны, освещённые золотыми лучами утреннего солнца и влажный покров земли и сочная листва кустарников и дыхание сиреневого тумана. Его репутация была безупречной. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. С достоинством возвышаеется могучее, гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украшенной ризой священника, прогибает нижние ветки почти до земли. Кажется, что сосна смотрит на Луну.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. А на макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Сюжет их – жизнь русских лесов. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Невероятная тишина царит в пейзаже. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. «Рубка леса» Картина И. И. Шишкина «Рубка леса» – одно из самых ранних произведений художника. Все над ним посмеиваются, не верят в него.
На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина. С их приходом в Академии воцарился дух творчества, но эти идиллические отношения продолжались недолго.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Полное замороженное безмолвие. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
Широкие просторы ржаного поля изобразил художник в картине. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Здесь его творчество расцвело.
Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна.
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Сначала отец, потом брат жены Федор, умирают от болезни его сыновья и любимая жена. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Так в реальной жизни не бывает. Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу.
Муж старшей сестры подарил ему масляные краски и холсты. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. (ответы детей) – Что главное в этой картине.
– Это седина, ведь я старенький. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Парит. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий.
Умирают близкие и любимые люди. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика.
Шишкин не облагораживал природу. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Картина «Сосны, освещенные солнцем» была написана И. И. Шишкиным в 1886 году. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Полотно «Лесная глушь» относится к тому периоду творчества художника, когда в его искусстве начинают звучать эпические ноты. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Его отец был купцом, культурным человеком. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
Знойный летний день предвещает грозу. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. – А у тебя на голове белые колечки. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1).
Как-то друг их семьи Иван Осин писал портрет юного Вани Шишкина. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. На переднем плане изображены вековые, могучие сосны и манящий прохладой ручей. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Природа здесь рассматривается не в виде красивого сюжета, а как беспредельная жизнь земного мира.
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. В ноябре 1891 года в залах Академии художеств открылась ретроспективная выставка работИвана Шишкина, написанных за сорок лет. В 1863 г. Шишкин перебрался в Цюрих, затем в Женеву, Прагу, Дюссельдорф.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. – Ребята, почему он так просил.
Лес открывал художнику тайны не только природы, но и человеческого бытия, подтверждением чему служит следующая картина. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Жил преимущественно в Петербурге.
У него были какие-то свои трения с Савицким. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. После окончания много путешествовал за границей: учился в Мюнхене, Праге. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета.
Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. (ответы детей)- Давайте представим, что мы попали в картину. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции.
Однако за таким своеобразным «протоколизмом» всегда видна высокая поэзия и проникновенность автора. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. (поле бескрайнее, солнечно-золотое, обильное и могучее, обилие хлеба – богатство, созданное людьми их трудом) Утешением Шишкину в это трудное время была дочка Лидочка. Биография художника зашифрована в его творениях.
В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
В его картинах – чуткое отношение к деталям. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Верно. В таких картинах, как «Полдень. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Натурализм поднялся здесь до своих вершин. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. В академии его картины одна за другой награждались медалями.
В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев. Очень он там скучал. Каждое дерево обладает своим «характером».
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Его «лесные» полотна знакомы всем с детства: «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Сосны, освещённые солнцем». За эту картину Шишкин получил большую золотую медаль и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии. Сами сосны в роще особенные – из таких деревьев делали когда-то корабельные мачты. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
– Нет, ты молодой и красивый, как вон тот дуб. (ответы детей)- Обратите внимание на цветовую гамму. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Особенный, тихий, погожий выдался день. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага.
В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Что впереди. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. В произведении «Рубка леса» художник с упоением описывает красоту северного хвойного леса. — Ср. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье.
Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает.
Вечнозеленые сосны и ели подчеркивают ощущение величия и вечности мира природы. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. В полотне «Рубка леса» еще нет тех обобщений, которые будут присутствовать в более зрелых картинах Шишкина. А потом настоял на том, чтобы учиться живописи. Сидит она у него на коленках, перебирает ручонками кудри отца.
– Вот и ты весели меня, как тебя твои сосенки да рябинки веселят. Это очевидно. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Характерна в этом смысле «Рожь».
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Вместе с ним в Академию вернулись и начали преподавать там другие известные художники — Илья Репин, А. Куинджи, В. Маковский. Назови его Ванечка. (Показ картины «Среди равнины ровныя»)Посмотрите на эту картину. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Над землёй летают ласточки. Задний фон мрачен. Медведей написал Савицкий в самой картине.
В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. В окрестностях Москвы» недаром часто называют настоящей песней радости. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен.
Путешествие началось с Мюнхена (1861 г. ), где Иван Иванович посещал мастерские популярных художников-анималистов Б. и Ф. Адамов. Критик В. В. Стасов сравнивал сосны на полотне с колоннами древнерусских храмов. Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня». Вертикали пересекаются косыми линиями.
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) имел прекрасное художественное образование: он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Академии художеств в Петербурге. Человек Шишкина прикреплён к земле. Природа – сама благородство. «Дубовая роща» В картине Шишкин вновь возвращается к своему любимому мотиву – изображению русского леса.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Вот она – негромкая прелесть, тихое очарование. (Показ картины «Дождь в дубовом лесу») (включить запись «Звуки дождя»)- Какое чувство вызывает у вас эта картина.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ).
Ваня садился в кресло и застывал неподвижно.