В них есть та же завороженность, та же нейтральность к жизни. Важно отметить, что Ночные ястребы Эдварда Хоппера (именуемые Полуночниками) во многом повлияли на стиль другого художника – Дэвида Линча. Постоянным лейтмотивом его творчества были оконные проёмы. Но меня именно это и привлекает – возможность развернуться для героев картин. Почему-то не хочется разбирать технические и художественные приемы.
Мы чувствуем их невидимую изоляцию – такую же бесспорную, как голую геометрию их комнат. Его яркое освещение – это форте (слишком светлое, чтобы не значить чего-то ещё. ) – становилось не светом, но мыслью о свете. Однако их роль исключительно синтаксическая.
Вот и Акт о безоговорочной капитуляции подписали 7 мая во французском Реймсе. По стечению обстоятельств именно картина «Полуночники» стала культовым произведением искусства в США. Кисть Хоппера достигает фотографического правдоподобия, а потом совершает любимый манёвр – она опустошает лицо, заставляет его контрастировать с телом (которое через позу всё еще выражает ожидание, любопытство, надежду и пр. ). Разве можно сравнить его пеструю палитру с прохладой и скупостью красок у Хоппера. Если приглядеться, можно заметить, что нет ни одного видимого выхода наружу из этого заведения, что ещё больше нагнетает чувство ограниченности и замкнутости.
Этот фрагмент изъят из времени. Резонируя с позой, хопперовское лицо блокирует время – манёвр столь волнующий, что рождает возможность для темпоральных кульбитов (создаёт минимальное различание, заставляет время сворачиваться в петлю). Суслопарова старший лейтенант Иван Черняев, Начальник военной миссии СССР во Франции генерал-майор Иван Алексеевич Суслопаров (1897—1974), американский генерал Карл Спаатц (Carl Andrew «Tooey» Spaatz, 1891 – 1974), кинооператор Хенри Булл (Henri Bull), полковник Иван Зенкович. Францию представлял генерал Севез. Его замысел не был понят современниками. В какой-то степени эта символика отображала душевное состояние автора.
Хоппер отрицал, что хотел выразить именно это в картине, но говорил, что, «возможно, бессознательно хотел изобразить одиночество в большом городе». И, тем не менее, глядя на картину «Полуночники», становится ясно, что за подчеркнутой лаконичностью письма Хоппера скрывается бездна выразительности. Это должно послужить уроком для всех фотографов. Не услышишь всплеска.
Теперь особняк с картины Хопера приобрёл зловещую репутацию «Мотеля Бейтса». Европа не захватила его целиком и полностью. Оно теряет свою специфичность, заливается светом, превращается в маску.
Детство мальчика прошло в Каталонии, на северо-востоке Испании. И когда в 1946 году в Голливуде решили экранизировать «Убийц», то основой для фильма скорее послужила картина Хоппера, чем рассказ Хемингуэя. Хоппер никогда не состоял на службе, вот таким образом вынужден был работать с большим усердием. Иначе откуда взялись этиплечи, поднятые вверх винстинктивном желании защиты. Главным принципом этой школы было: «Воспитай себя сам, не позволяй мне воспитывать Вас». Вдохновленный «Полуночниками» австрийский художник Готфрид Хельнвайн (Gottfried Helnwein) сделал знаменитый ремейк под названием «Бульвар разбитых мечтаний».
Это не помогло. Это не просто очередной образ одиночества в большом городе. Вглядываются не без тяги к этому миру (как на картине «Утреннее солнце»), но явно чуждые ему. Женщины Хоппера недоступны. Периодически он возвращался в Нью-Йорк, затем снова уезжал в Париж. Да и куда, собственно.
Они жили страдая и мучая друг друга и в то же время, были неразрывны. До конца жизни Эдвард Хоппер не переставал трудиться. В 2012 году было выпущено 8 короткометражных фильмов, посвященных художнику. В 1899—1900 учился в школе художников по рекламе. Правда, сам художник не признавал, что описывает одиночество. В сознании страны Хоппер стал ее портретистом.
Если верить дневнику жены, во всем был виноват грубый муж. Если персонаж за стеклами – он словно заперт в интерьере. Знаменитое угловое кафе с двумя посетителями (автор назвал картину «Ночные ястребы», но ее название часто переводят на русский как Полуночники) вызывающе безлюдные городские пейзажи унылые нью-йоркские офисы заправочная станция – ярко освещенная в глухой ночи улицы провинциальных городков – без единого пешехода загадочные женщины в спальнях с окнами в никуда стоящие на отшибе дома – мир безошибочно американский и безошибочно Хопперовский.
Как и они, Хоппер считал, что в Новом Свете человек обречен принять вызов пустоты. Однако на этом успех временно заканчивается. Ну не вижу я образа одиночества в картинах этого художника. Вроде бы нет никакой драмы, не происходит ничего не обычного и примечательного. Так начинается период тишины.
Нам откуда-то становится ясно, что герои «Полуночников» одиноки, если так можно выразиться, «по жизни», что им не вырваться из невидимых стен, даже если удастся выбраться из стен реальных из этого кафе, где, кстати, не видно никаких дверей, ведущих наружу. Реализм Хоппера очень тесно сплетается с символизмом. Оно приковывает внимание зрителя и не даёт сосредоточить внимание на здании. В них есть та же завороженность, та же нейтральность к жизни.
Эдвард страдал, но не изменял своим идеалам: «Как они не могут понять: оригинальность художника – это не изобретательность и не метод, тем более, не модный метод, это квинтэссенция личности». Вид четырех человеческих фигур (непонятно, но Хоппер назвал картину «с тремя персонажами») внутри залитого светом бара в ночи, окруженного асфальтовыми джунглями создает потрясающее ощущение одиночества. И такое отчуждение лишает их эротики. Зато ощущение скрытой драмы и пронизывающее чувство одиночества испытывают очень многие. Наше любимое блюдо — доброжелательная консервная банка тушеных бобов. Это была одна из самых дорогих декораций в голливудской кинокартине. В интернете существует миллион изображений с использованием HDR (High Dynamic Range), когда три кадра одной и той же сцены сняты с разной экспозицией и соединены с помощью редактора.
(В оригинале она называется «Nighthawks», что можно еще перевести как «Совы»). Эдвард Хоппер написал картину «Полуночники» в 1942 году, как раз после нападения на Пёрл-Харбор. С одной стороны, эти проемы вроде бы дают ощущение открытости. Но зрителей не оставляет известная мысль о «луче света в тёмном царстве» и далеко не на все вопросы, возникающие при взгляде на полотно, они получают ответы. Однокашники на каждом шагу издевались и дразнили его по этому поводу.
Естественно, это отразилось на стиле его картин. Свою последнюю картину Комедианты он создал всего за два года до смерти. Событие вызвало у всей Америки чувство угнетения и тревоги. ДВА АКТА О КАПИТУЛЯЦИИТак в конце войны уже бывало. Вид четырех человеческих фигур (сам Хоппер назвал картину «с тремя персонажами») внутри залитого светом маленького бара в ночи, окруженного асфальтовыми джунглями создает потрясающее ощущение одиночества. Подписание капитуляции Германии в Реймсе 7 мая 1945 года На фото спиной справа налево: адъютант А. Йодля майор Вильгельм Оксениус (Wilhelm Oxenius, 1912—1979), генерал-полковник Альфред Йодль (Alfred Jodl, 1890—1946) и гросс-адмирал Ганс Георг фон Фридебург (Hans-Georg Friedrich Ludwig Robert von Friedeburg, 1895—1945) лицом слева направо: начальник штаба сил союзников в Европе (Chief of Staff to the Supreme Allied Commander — COSSAC) британский генерал-лейтенант сэр Фредерик Морган (Frederick Edgeworth Morgan, 1894—1967), французский генерал Франсуа Севе (Franois Sevez, 1891—1948), начальник штаба британского флота адмирал сэр Харольд Бьюрро (Harold Martin Burrough, 1889—1977), радиокомментатор Гарри Бутчер (Harry C Butcher), американский генерал-лейтенант Беделл Смит (Walter Bedell «Beetle» Smith, 1895 – 1961), адъютант И. А. Впрочем, главное, что заимствует у Хоппера Линч, – это игра с настоящим.
Третьи (что больше применимо к русским живописцам) увозили приобретенный опыт с собой на родину и уже там создавали свои лучшие работы. К примеру, когда однажды друзья-художники спросили ее: Какое любимое блюдо Эдварда. Художник как бы искал выход из своего замкнутого мира. Сквозной метафизический сюжет художника – драма личности в безразличном пространстве. Они навечно заперты в картине». Женщины Хоппера недоступны.
Из комнат, где он их запер, они вглядываются в мир, в котором живем мы. Эдвард Хоппер (Edward Hopper, 1882–1967) был видным представителем американской жанровой живописи XX века. На полотне изображены ночные посетители закусочной, погружённые в собственные мысли. Многие фотографы следуют последним веяниям в фотографии. Вот только вечер в кафе он интерпретировал в собственной неповторимой манере.
Влюбленных представить признающимися друг другу в любви – да что в голову взбредет. Вместе с городом Хоппер создал своеобразный образ человека в нем.
Одиноко стоящий загадочный дом утопает в закатном солнечном свете. Синтаксис Линча, в сущности, есть повторение хопперовского конфликта – он любит длить крупный план, рождая цезуру в повествовании, его замедления создают эффект бесконечного настоящего, эллипса, который нужен затем, чтобы зритель ощутил гипноз языка, его способность производить тавтологии, указывать на то, что «этот предмет», «эта девушка» никогда не она сама. Хоппер отрицал, что хотел выразить именно это в картине, но говорил, что, «возможно, бессознательно хотел изобразить одиночество в большом городе». Между персонажем и миром, между персонажем и зрителем.
И бездна грусти. Один из приемов – открытые окна и двери как отображение звенящего одиночества. Таким он был с самого детства, хотя мальчик рос в хорошей семье владельца галантерейной лавки в городке Найак (штат Нью-Йорк). А по другой версии, сюжет был отражением рассказа Э. Хемингуэя Убийцы. Оно приковывает внимание зрителя и не даёт сосредоточить внимание на здании. За подчеркнутой лаконичностью форм вдруг обнаруживается бездна выразительности. С другой и это главное, они – невидимые преграды.
Но зрителей не оставляет известная мысль о «луче света в тёмном царстве» и далеко не на все вопросы, возникающие при взгляде на полотно, они получают ответы. Нельзя сказать, чтобы им было здесь уютно, но и выбраться они не стремятся. Недаром, когда однажды журналист спросил Хоппера, чего он ищет в предметах, которые изображает, Хоппер ответил: «Я ищу себя». Начиная с 1930-х его не уставали цитировать: Де Милль или Сьодмак, Хичкок или Линч. Почему-то нехочется разбирать технические ихудожественные приемы.
С 1930 года «Дом у железной дороги» находится в нью-йоркском музее современного искусства на самом видном месте. В данном случае подобным элементом служит железнодорожное полотно, «перечеркивающее» странный дом. Да, много места, просто шикарно, как много места, где можно было еще разместить (по мнению критиков) чего-нибудь, чтоб это, видите ли, лишнее пространство заполнить. У них нет ни прошлого, ни будущего.
Женщину за швейной машинкой можно заставить показать, над чем она так усердно работает. - Я писал себя, а не Америку, – говорил Хоппер, – Никто же не называет картины импрессионистов «французскими сценками». С одной стороны, эти проемы вроде бы дают ощущение открытости.
К этой категории, конечно же, в большей степени относится Пикассо. Знаменитое угловое кафе с двумя посетителями (автор назвал картину «Ночные ястребы», но ее название часто переводят на русский как Полуночники) вызывающе безлюдные городские пейзажи унылые нью-йоркские офисы заправочная станция – ярко освещенная в глухой ночи улицы провинциальных городков – без единого пешехода загадочные женщины в спальнях с окнами в никуда стоящие на отшибе дома – мир безошибочно американский и безошибочно Хопперовский. В 1910-е годы именно офорт был наиболее приспособлен к полиграфической деятельности. Однако у этой картины целых две истории. В 1899 переезжает в Нью-Йорк с намерением стать художником.
Рисунки Хоппера, возможно, могут быть ключом к разгадке творческого процесса художника, но не к разгадке тайны поразительного воздействия его картин на зрителя. С его слов, он «возможно, бессознательно изобразил одиночество в большом городе». Летняя терраса с невесомыми столиками превратилась в типичный американский дайнер с окнами- «аквариумами». Недаром, когда однажды журналист спросил Хоппера, чего он ищет в предметах, которые изображает, Хоппер ответил: «Я ищу себя». «Вероятно, даже неосознанно я описал одиночество в большом городе», сказал Хоппер об этой картине.
Репродукции его работ сейчас востребованы во всем мире, а оригиналы оцениваются очень высоко. В «Американском друге» эта неразличимость роли и биографии, оригинала и копии окажется философским сюжетом. На полотне не изображено ни входа, ни выхода, ведущего на улицу. На полотне изображены ночные посетители закусочной, погружённые в собственные мысли.
Скажем, в «Утреннем солнце» на карандашном эскизе легко узнать лицо Джо. Если найдете время, то посмотрите с учащимися знаменитый фильм «Стена», снятый режиссером Аланом Паркером на музыку группы «Пинк Флойд», творчество которой, кстати, тоже изучается в курсе МХК. Впрочем, автор отрицал, что хотел выразить некую депрессию. Зато ощущение скрытой драмы и пронизывающее чувство одиночества испытывают очень многие. Даже мужчина и женщина, которые явно пришли вместе.
Свои впечатления мальчик тайком записывал в толстую тетрадь. Хоппер — это мастер изображения одиночества и он достиг в этом высшего искусства. Его темой стало одиночество Америки, забытого острова в океане вечности. Много чего скрывалось там от взрослых. Вглядываются не без тяги к этому миру (как на картине «Утреннее солнце»), но явно чуждые ему. Возможно именно это свойство придаёт тот эмоциональный вес, которым обладают картины Эдварда Хоппера.