Хотя Валентин Александрович Серов, работавший в жанрах пейзажа, портрета и исторической композиции, написал немного натюрмортов (по большей части учебных штудий), предмет в его творчестве всегда играл важную роль и нередко занимал такое же равноправное положение, как и другие элементы композиции.
Добужинского, Е. Е. На полотне изображено дружеское общество на даче В. Д. С 1889 года художник проживал в Москве. Дальнейшие поступки Серова: письменный протест царской фамилии, выход из состава членов Академии художеств и отказ от общения с близкими друзьями, в которых он увидел «тень соглашательства» 15, вскрыли в нем такую принципиальность, которой не обладала даже его мать16. В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». Элемент настоящего натюрморта представляет еще одна историческая композиция художника — картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург). Подсвечник, графин, стакан».
Очень хороши Одуванчики (Чувашская художественная галерея), близкие первому натюрморту по своему мотиву. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Ткань рисунка органически составляют объемы изгибы и сложные рефлексы. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».
Но, несмотря на такую идеализацию натуры, все предметы в работах Толстого обладают неповторимой индивидуальностью. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Маковского, названая в каталоге Nature morte (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием В мастерской художника).
Другие работы представляют собой конкретный натюрморт, выполненный в графической технике. «Каждый портрет для меня целая болезнь» 43, – признавался художник. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
«Матисс, хотя и чувствую в нем талант и благородство, – но все же радости не дает, – и странно, все другое зато делается чем-то скучным – тут можно попризадуматься» 25, – писал Серов жене из Парижа, находясь под впечатлением от увиденных там на Осеннем салоне произведений фовистов. Бакстом в Грецию и на Крит. Серов, напротив, считал себя по преимуществу портретистом. Поездка в Рим и Париж. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. Ярким примером подобного является натюрморт-«обманка» «Ягоды красной и белой смородины», где веточки с ягодами «положены» автором на лист, на котором естественно смотрятся тени и упавшие со смородины капельки росы.
В таком духе выполнен чудесный натюрморт мастера «Шиповник» (1884). В 1888 году Серов принял участие в VIII периодической выставке в Москве, где показал две картины: «Девочка с персиками» (1887, Третьяковская галерея, Москва) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888, Третьяковская галерея, Москва). Бенуа (1908, ГРМ) по поводу «Портрета Д. В. Рассматривая искусство как сильнейшее воспитательное средство, В. С.
Репин формирует листья в основном с помощью цвета, а фрукты «лепит» используя блики и светотеневые переходы. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Но близость не значит схожесть. Но как самостоятельная тема предметные группы не столь часто привлекали художника. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.
«Великим молчальником» назвал своего друга Ф. И. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»).
1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси», значительно отличается от тонких, порой гротескных стилизаций А. Н.
Очень достоверно передана обстановка комнаты. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».
Внимание художника устремлено главным образом на юную В. Мамонтову. Художник обладал удивительным качеством – вскрывать глубоко потаенные и тщательно скрываемые стороны натуры. Также достаточно характерен натюрморт, который выдвинут на первый план, в картине К. Маковского «Алексеич». Барятинского Кабардинского полка» (1900, частное собрание, Великобритания) между Серовым и императрицей Александрой Федоровной произошел конфликт, отраженный в мемуарной литературе. Ее мало привлекала утонченная полемика о «святом искусстве», которую виртуозно вел композитор со своими знаменитыми друзьями в аристократических салонах. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.
Какой глубины и разнообразия коричневого цвета Серов добивается в «Портрете А. Мазини» (1890) или «Портрете Ф. Таманьо» (1891, оба – ГТГ), как по-рембрандтовски благородно эта гамма зазвучала в «ускользающем облике» 34 М. К. Интересный пример – Груши на синей скатерти (1915, Русский музей). По словам Серова, живопись великого испанца «оттесняла» даже весь современный Париж. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. В феврале родилась дочь Ольга.
И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Смерть отца. 1872. Мы видим, как точно передан объем яблок их блестящая, гладкая поверхность.
Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Крамского Некрасов в период Последних песен (1877 – 1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров.
Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Когда в 1897 году на скандинавской выставке в Петербурге, организованной С. П. В 1878 году юный художник переехал в Москву и поселился у И. Е. Репина. Это наполняет картину теплом домашнего уюта.
Так открывается новая страница в истории русской реалистической живописи. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. С подобной же целью он тщательно подбирал цвет и фасон одежды, тщательно продумывал позу. Одно из главных мест принадлежит здесь работам И. И. Левитана (1860-1900).
Цветы и плоды привлекали многих художников, предпочитавших из других вещей именно эти, наиболее поэтично и красиво показывающие мир природы. Маковский писал, что лишь «грань отделяет "сходство" от карикатурной утрировки» 46, а в экспрессивном «Портрете М. А. Мамонтовыми. Домотканово". 1896.
Все изображенное написано с учетом окружающей световоздушной среды. В начале октября тяжело заболел, даже написал завещание но операция, проведённая в хирургической лечебнице А. В. Чегодаева 25 ноября, показавшая, что было прободение желудка и перитонит, прошла удачно— художник остался жив. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей.
Красивые вещи придают композициям неповторимое очарование. Ошибались ли позднее, в дни посмертной выставки. «Если подметит, бывало, яркую отрицательную черточку, – вспоминал Грабарь, – или чванство или глупость или гениальничанье или просто смешную манеру стоять, сидеть – непременно внесет ее в свою характеристику» 45. Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. за этюд с натуры». «Будто он перенес тяжелую болезнь или утрату близких» 14, – отмечала его двоюродная сестра Н. Я. Художник пытается передать ощущение летнего дня, прелесть дружеской беседы.
Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Серову, в частности, было интересно пластическими средствами передать приятный смех З. Н. Он побывал на Всемирной выставке в Вене, посетил Францию, Италию. Бенуа, М. В. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова.
На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Всецело новаторским предстает перед нами Натюрморт с синими сливами Машкова (1910, Третьяковская галерея). Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. В 1796 году тринадцатилетний Федор выполнил один из первых своих натюрмортов. Родился сын Георгий. Солнечный свет, льющийся из окна и ложащийся на предметы яркими бликами, придает изображению поэтическое очарование.
Эмоциональное единство картины прежде всего достигается живописным решением полотна. Ее организовали разночинцы. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.
Поездка в Германию. 1903. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».
Толстого и работы И. Т. Но для Репина подобные изъяны не имеют ровно никакого значения, они всего лишь естественные детали живой реальности. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909).
Шаляпин. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Поездка с женой в Италию. 1905.
С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Довольно редкие в творчестве Кустодиева натюрморты тем не менее представляют его необыкновенно талантливым мастером этого жанра, о чем свидетельствует картина «Раковины» (1918, Третьяковская галерея, Москва). Очередной серовский шедевр, «Портрет М. А. С. Н. Однако в эти же время в творчестве В. А. Серова и К. А.
Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Через шесть лет он поступил в Академию художеств. Всей душой она рвалась сначала к тому, чтобы «выучиться музыке», а потом чтобы эту музыку «распространять в народе». Портрет И. И.
Например, Натюрморт с книгами, выполненный П. Г. Если сравнить эту работу с произведением, написанным на ту же тему Репиным, можно увидеть, что натюрморт Серова отличается большей этюдностью, чем полотно его учителя. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба.
Репиным. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона.
Фрукты, по замыслу художника, служат цветовым ключом к колористическому построению картины. Кустодиева, в той или иной степени посвятивших себя этой области. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Днем он обучался в гимназии, а по утрам и вечерам старательно рисовал. На похоронах художника священник произнес: «Художник Михаил Александрович Врубель, я верю, что Бог простит тебе все грехи, так как ты был работником». 1892 год — после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй — Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Скорее всего, при создании этой композиции Толстой воспользовался предметами из своего кабинета, в котором, по словам дочери художника, «между шкапами висели коллекции бабочек и насекомых из-под стеклянных колпаков блестели своими металлическими перьями чучелы колибри». Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. А у меня дух настроен высоко и я говорю тебе истинную правду – даже смерти не боюсь» 7. Сирень, погруженная в фантастический сумрак и освещаемая тревожным полусветом, свидетельствует о возможности сосуществования природы реальной и созданной поэтическим воображением мастера.
Радость беспричинная. Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. Теплов и Т. Ульянов. «Сирень» полностью подчинена живописной стихии и ее эффект создается невероятной концентрацией, настоящим холодным пожаром фиолетовых и голубых роскошных оттенков, которые словно освещают черно-изумрудный фон композиции. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия.
На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Их, к примеру, А. Н. Переезд с матерью в Киев. 1878.
Она не славилась своей красотой, но была тонкая и изящная и всегда была окружена мужчинами. Рождение сына Георгия. 1895. В то же время «разноцветность» Матисса, невероятное, с точки зрения Серова, «варварское» сочетание активного оранжевого с насыщенным синим цветом, чуть позже пронзительно зазвучавшее в его «Похищении Европы» (1910, Музей искусства авангарда), на первых порах возмущали русского живописца. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога.
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь — в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года — в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
В 1874 году Валентин Серов вместе с матерью переехал в Париж и начал заниматься у И. Е. Известно, что для большинства мастеров Союза предпочтительным стал пейзажный жанр. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. За границу Репин отправился в 1873 году. Мамонтов, С. П. Левитана (1860-1900).
Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Свой самостоятельный путь в живописи Борис Михайлович начал с портретов современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ). Особенно привлекали мастера темы веселых праздников и гуляний, шумных Маслениц, многолюдных и красочных ярмарок («Ярмарка», 1906, Третьяковская галерея, Москва «Праздник в деревне», 1907, Третьяковская галерея, Москва). Его интересовала суета астраханского порта, работа рыбаков, моряков, грузчиков, купцов, торговавших лесом и рыбой. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911.
Радость, как жизненная ценность. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. С 1806 года он работал в Эрмитаже. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Поездка в Вену и Италию с И. С.
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Обучение в гимназии К. И. Домотканово» (1895, ГТГ), «Баба в телеге» (1896, ГРМ), «Стог сена» (1901, СГХМ), оживляя пейзаж будничными сценками из крестьянской жизни.
Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Сколь сложна в его картинах нюансировка белого, наполненного различными цветными рефлексами, а порой внутренним свечением, как на сугробах снега в раннем пейзаже «Зима в Абрамцеве» (1886) или в белой кофточке О. Ф. Поездка в Мюнхен и Голландию. Некоторые графические натюрморты Толстого ничем не отличаются от «ботанического рисунка». Врубель провел в психиатрической лечебнице четыре года. В этом, по мнению критика, одна из причин того, что в его творчестве сразу наметилась тенденция к красоте, «гармоничности целого», решению чисто живописных задач.
Да ещё и с издевательствами. Например, В. Д. В мадридских музеях он копировал картины известных мастеров, в частности Д. Веласкеса. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом».
После окончания обучения в Академии художеств Врубель посетил Венецию, где на него особенно сильное впечатление произвела искусная техника старых мастеров — Карпаччо и Беллини. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). В «Портрете И. А. В 1910 году он скончался от воспаления легких. С сентября десятилетний художник начал посещать гимназию Кара Мая в Санкт-Петербурге. Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу.
В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Стасова» (1908, ГРМ) критик С. К. Драгомировой» (1889, ГМИИ РТ) – не только безусловным сходством, но и особой лирической интонацией. Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей). Ни один из них не показал бы на своем полотне такие простенькие фрукты, «украшенные» червоточинами и царапинами. Грабарь утверждал, что Серову ничего не стоило ответить отказом на просьбу написать портрет и откровенно заявить: «Не пишу, так как вы мне не нравитесь» 29.
Идеальным воплощением подобных принципов может служить огромное мастерски выполненное полотно К. Е. Маковского (1839-1915) В мастерской художника (1881, Третьяковская галерея). В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Не преувеличивая значения «малого» жанра, считавшегося в то время уделом женщин-художниц, Толстой тем не менее не относился к натюрморту с пренебрежением и уделял ему едва ли не больше внимания, чем другим, «высоким», жанрам. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами.
В качестве ответной реакции на чрезмерную социальную активность В. С. Был написан портрет императора Николая II.
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Щербатов: «. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми.
В последней работе цветы не только являются обрамлением женского лица, они сами по себе — полноправные персонажи полотна. Искусство натюрморта, сложившееся в 17 веке, определило основные качества этого жанра. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Таков натюрморт «Букет цветов, бабочка и птичка» (1820, Третьяковская галерея, Москва), где даже бабочка и птичка не выглядят живыми.
Поездка в Париж. 1907. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи.
На знаменитой картине Серова «Девочка с персиками» (1887) натюрморт с персиками на переднем плане на первый взгляд не играет важной роли в композиции полотна. В 1877 году Серов начал учиться во втором классе киевской гимназии, параллельно посещая рисовальную школу Николая Мурашко, где был награжден малой серебряной медалью. Например, в картине И. Н. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»).
Гиршман. 1908. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. Мягко поблескивает стекло стаканов, отражая и вместе с тем пропуская свет. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
В жанре натюрморта большое внимание уделялось так называемым натюрмортам-обманкам. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. 1886 год — в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
Картина написана почти в пленэре – на террасе загородного дома. Это было тяжелое время в истории России. Об этом же писал близкий друг художника В. Д.
Ф. Дудиной, К. А. Леберехта, П. А. Толстого и др. ) и прекрасных рельефов на сюжеты из античной истории («Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон», 1809 и др. ). В нем «был виден артист высшего порядка, с внешностью гения вроде Листа, Гете, Вагнера или Бетховена» 2, отметил молодой Илья Репин сразу после первой встречи с А. Н. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей.
В Париже он занимался в частной студии Р. Менара. Вчера побывал на периодической выставке, где любовался поразительным (тициановским) портретом некой m-me Мориц работы Серова» – писал М. В.
Она умерла в 1955 году, ранее переслав в Третьяковскую галерею рисунки и письма знаменитого родственника. Хруцкого. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии.
1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Интересно, что мастер «лепит» объемы таким образом, что штрихи представляются лучами идущими прямо на зрителя, а их темный источник сконцентрирован где-то в самой глубине листа. Грабарь утверждал, что художник «страшно не любил проявление пошлости, был к этому безжалостен и даже жесток, причем, когда говорил, он не лукавил и не произносил комплиментов» 30. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица» — это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения.
8-я периодическая выставка МОЛХ, на которой за "Девочку с персиками" Серов получил единственную премию, присуждавшуюся за портрет. 1889. Поленова. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. И «мертвая природа» в переводе с французского или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер.
По одной из версий, Иду Рубинштейн – танцовщицу, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также писал для афиши «Русских сезонов». Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в 17 веке. Ф. О. Этот натюрморт очень содержателен.
Интерьер и фигура героини погружены в глубокую тень – они лишь фон, а смысл происходящего раскрывается при помощи компактной группы предметов, которая ярко освещена лампой с зеленым абажуром. Кустодиеву удалось показать изысканную красоту, созданную самой природой. На этих листах изображены предметы, показанные вне среды, а фон не является пространством. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Интересно то, что эта картина выходит за рамки портретного жанра и не случайно названа она «Девочка с персиками», а не «Портрет Веры Мамонтовой». С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова.
Лансере. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Серова «Рогнеда» и «Вражья сила». Особенно примечателен в этом отношении рисунок «Натюрморт. Морозова» (1902, ГТГ), сначала появившийся на выставке «Мир искусства», а в 1906 году показанный в Париже на выставке «Два века русской живописи и скульптуры», также вызвал оживленную полемику. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников.
Мая. 1876. Пронизанная солнцем зелень сада отбрасывает зеленоватый свет на лица людей. Серов определяет чисто живописными средствами их место в пространстве картины. Домой из путешествия Репин привез также полотна «Парижское кафе» (1875, частное собрание) и «Садко» (1875–1876, Русский музей, Санкт-Петербург). Уходя, он сказал: Благодарю вас за глаза. » – рассказывала М. Я. Флоксы» (1884, Третьяковская галерея, Москва).
Однако уже изначально у Серова возникает индивидуальный подход к натуре. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Морозова» (1910, ГТГ) он изобразил коллекционера на фоне принадлежавшего ему матиссовского натюрморта «Фрукты и бронза» (1910, ГМИИ) исполненного, по мнению А. В.
Эти произведения, представленные на нескольких выставках (в Петербурге, 1896, 1897, 1900, 1901 Мюнхене, 1901 Вене, 1901), принесли Кустодиеву, тогда еще обучавшемуся в академии известность в среде любителей искусства, критиков и живописцев. Это случилось в 1871 году. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Юсуповой (1903, местонахождение неизвестно) или глухоту А. В. Не понимаю я этого, я не осуждаю, не имею права осуждать религиозность и Елизавету Гр потому, что слишком уважаю её — я только не понимаю всех этих обрядов. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. В 1879 году художник, увлеченный русской стариной, написал композицию с историческим сюжетом, получившую название «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» (Третьяковская галерея, Москва).
Во всяком случае, так считали С. В. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Толстого, с «высокой точностью» 27.
Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Левитана. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива.
Но персики помогает Серову решить важную художественную задачу. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. Остались многочисленные свидетельства очевидцев о том, как работал мастер над портретами. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Во время голода 1891 года по примеру Л. Н. Становится членом "Мира искусства".
Встречается с Л. Н. Сирень выглядит сказочной, светящейся ее форма как будто рождается у зрителя на глазах. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек.
На работе натюрморту отдана активная роль в создании настроения. В академические годы художник увлекся лепкой и создал серию восковых портретов (А. 1900 год — в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Знакомство с К. А. Нет, Савва Иванович был себе на уме.
Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Первыми «ласточками» стали небольшие акварели и гуаши Ф. П.
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Натюрморт, сочетавший фрукты и листья, был поставлен для ученика Репина, В. А. Серова.
Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр – интерьер. Возвращение в Россию. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Также и о картине мастера «Петр I» (1907, ГТГ) Добужинский с восхищением писал, что это «одно из самых проникновенных "видений" прошлого» 40. Бларамберга» (1888, оба – ГТГ) и многих других.
Орловой» потребовало ста сеансов, даже император Николай II выдержал 16 сеансов во время написания портрета «в тужурке». Однако сам художник после успеха этих первых картин больше к теме «отрадного» не возвращался. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году.
Но есть здесь и исключения. Знакомство с А. Н. Горбушка хлеба, кипящий самовар, варенье в стеклянной банке, бережно укрытая полотенцем коробка с сахаром и чаем – все это создает ощущение покоя и тепла, которое искренне радует неприхотливого человека. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Предметы для учебных натюрмортов Венецианов подбирал так, чтобы они были интересны начинающим живописцам, понятны по форме, красивы по цвету.
В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Еще большую роль натюрморт играл в картинах художников 15-16 веков в эпоху Возрождения. Врубель тонко продумал, гиперболизировал перспективу. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Чоколова» (1887), «Портрет П. И.
В качестве примера можно привести прелестные маленькие акварели и гуаши Ф. П. Толстого. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем — я отказался».
Бенуа, И. Э. Гиршмана (1911, все – ГТГ). Эти натюрморты Левитана достаточно традиционны: букеты изображены на нейтральном фоне и изолированы от окружающего пространства. Серовым. Искания нового в натюрморте были чрезвычайно разнообразны.
Знакомство с семьей Мамонтовых. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Одно из ранних полотен Коровина прекрасно иллюстрирует эти новые тенденции. К тому же со стороны заказчиков Серов не выносил никаких замечаний.
Обычно в станковом натюрморте того времени целью является иллюзионистически точное изображение предмета, дающее зрителю своеобразную радость узнавания знакомой вещи. Известно, что во время написания последнего поясного «Портрета императора Николая II в мундире 80-го пехотного генерал-фельдмаршала князя А. И. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Натюрморты Головина исполнены по большей части темперой, акварелью, клеевыми красками. Натюрморт перестает быть простым изображением «мертвой природы» и превращается в средство раскрытия образа.
Проучившись у Репина два года, Серов возвратился на родину. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Поленов, находившийся во Франции, писал И. Н. Некоторые произведения настолько иллюзорны, что реальный предмет (например, листок бумаги, на котором изображен цветок) выглядит как нарисованная поверхность.
Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Эти пять лет решительно и определенно ответили за нас: "Нет, не ошибались"». Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет.
В российском живописном искусстве натюрморт практически всегда был второстепенным жанром. Даже И. Н. Крамской, пренебрежительно относившийся к подобному жанру, также отдал дань натюрморту, создав эффектную картину «Букет цветов. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол.
Стасова (1908, ГРМ)28. В этих работах Серов и Коровин открывают новый этап в развитии русского натюрморта. К ученическому периоду относятся и прекрасные исторические композиции, выполненные в духе произведений С. В. Иванова («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 «У кружала стрельцы гуляют», 1901, Русский музей, Санкт-Петербург).
В свободное от занятий время он посещал художественную Артель, основанную молодыми живописцами (в числе которых был и И. Н. Крамской), оставившими академию в знак протеста против царивших там рутинных методов обучения. Так, Бенуа не без основания сравнивал стильный «Портрет княгини О. К. Впечатления детства навсегда остались в памяти Кустодиева, спустя годы запечатлевшего все многообразие городской жизни на своих холстах. В конце 1900-х годов известность художника вышла за пределы России. На белой скатерти лежат нежно-желтые персики, кленовые листья и блестящий нож. В этих работах Коровин и Серов положили начало дальнейшему развитию натюрморта.
Картины были восторженно встречены зрителями и критиками, а за «Девочку с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств. Цветы, пресс-папье и другие предметы» (1885), «Белый ирис» (1886–1887), «Красная азалия (два цветка)» (1886–1887), «Белая азалия» (1886–1887), «Орхидея» (1886–1887). Симонович-Ефимова. Смысл этих картин очень прост – максимально точно передать прелесть выбранной натуры.
Так, И. Н. Сходство во взглядах с матерью у Серова обозначилось только в конце жизни, после того как он стал свидетелем ужасного расстрела безоружной толпы на Сенатской площади в декабре 1905 года. Успехи мальчика не остались без внимания педагогов и в школе рисования был удостоен серебряной медали юный Валя Серов.
Трубниковой, невесты Серова, в картине «У окна» (1886), в воротничке В. О. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Одновременно с Серовым в училище стал преподавать И. И. Левитан, — руководил пейзажной мастерской. К тому времени художник был увлечен эстетикой Древнего.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Еще более резко по этому поводу высказывался князь С. А. «Он сказал: Глаза те же. На картине фигура человека изображена уже на заднем плане, за натюрмортом.
Ягоды смородины кажутся подсвеченными, чтобы зритель мог видеть их прозрачность и свежесть («Ягоды красной и белой смородины», 1818, Третьяковская галерея, Москва). Ошибались ли мы тогда, пять лет назад. Новые веяния заметны в известной картине В. Д. Для этого «мертвую натуру» выносят в пленэр, связывают с пейзажем или соединяют с интерьером комнаты.
К концу лета наконец-то был окончен портрет отца, а также выполнено несколько заказов, в том числе для реформатской церкви на Большой Морской улице в Петербурге был написан портрет пастора Дальтона, а затем в Домотканово был завершён портрет хозяйки имения Н. Я. Дервиз. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Избран действительным членом венского Сецессиона. Серовой, в лексике родственников – «материнскую горячку» 10, у художника постепенно сформировались замкнутость и непримиримость характера. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым.
В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Серов словно пытается проникнуть в тайну, как в детях начинает проступать личность взрослого человека и оказывается прозорлив. Серова критик воспринимал «более нервным и с несравненно более тонким чувством красок, нежели Цорн» 23, к тому же, по его мнению, русский художник больше заботился о содержательной части, выявлении внутренней, сокровенной стороны предмета, всегда оставаясь преданным строгому рисунку, форме и крепкой композиции.
Вот таким образом многие современники усматривали в серовских полотнах признаки карикатурности. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII-XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. К этому времени относится ученический натюрморт «Яблоки на листьях», (1879, Музей-усадьба Абрамцево), выполненный под руководством Репина. Из Парижа она дюжинами вывозила платья.
1896 год — В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Каждая вещь одушевлена, поскольку лишена внутренней устойчивости, а потому ее форма словно возникает в борьбе линий и оттенков. Однако даже в больничной палате мастер не прекращал работать. В 1876–1878 годах он жил в Киеве, где посещал городскую рисовальную школу. Поездка в Париж.
Это сокрушительный триумф яростной объективности. Мы можем видеть, что здесь соединились черты портрета интерьера и натюрморта. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14.
Бенуа. Рождение дочери Натальи. 1909. Эта картина, ставшая лучшей среди всех дипломных работ за годы существования академии, показала настоящий талант одного из самых знаменитых в будущем художников России. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы земной суеты (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Особенно привлекательными будущему художнику казались яркие и шумные ярмарки. Мать живописца, Валентина Семеновна Серова (1846-1924), урожденная Бергман, была полной противоположностью супругу5. Близки по мотиву «Одуванчики» и «Белая сирень».
Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Морозова» видели даже элементы социальной сатиры.
и Ю. С. Еще подростком начинающий художник мог с детской прямолинейностью заявить: «. если. Репина. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины. Именно такие работы Грабарь объединил под названием «крестьянский Серов». Существеннейшую роль играет в ансамбле картины и натюрморт.
Ван Зандт» (1886, СОХМ), «Портрет С. П. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Возвращение в Москву. Его любимым преподавателем в Академии художеств был Павел Чистяков, учивший молодого живописца «рисовать формой». Выходит из ТПХВ. В натюрморте отражается отношение человека к окружающему миру. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого.
На этот раз живописная экспрессивность полотна заставила вспомнить не только Цорна, но и Эдварда Мунка – его «Портрет немца» (1903), кстати, написанный лишь год спустя. В 1876 году Валентин Серов вместе с матерью поселился на хуторе Ахтырка в Харьковской губернии, принадлежавшем гражданскому мужу матери В. И. Немчинову. В феврале родилась дочь Ольга. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Это сокрушительный триумф яростной объективности.
Исследователи считают, что только Сезанну удавалось достичь подобной гармонии синих и зеленых оттенков, обладающих невероятной выразительной силой. В полотне отчетливо раскрывается новое понимание натюрморта, как изобразительного жанра. Сирень выглядит сказочной, светящейся ее форма как будто рождается у зрителя на глазах.
Получает звание академика живописи. 1899. Портрет O. K. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886.
Симонович в письме на родину. Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. Особенно примечателен в этом отношении рисунок Натюрморт.
22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Портреты Ермоловой, Горького. 1906.
В 1871 году Репин написал программную работу на евангельскую тему — полотно «Воскрешение дочери Иаира» (Русский музей, Санкт-Петербург). Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками.
Поленова «Больная» (1886). Его способности к рисованию проявились очень рано. С такой же страстью, какой ее супруг служил своей «музе», она отдавала все силы на алтарь общественного служения.
На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках — в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Импрессионисты старались связать натюрморт с окружающей средой и сюжетно и живописно. Уже тогда можно увидеть какую важную роль стал играть натюрморт в картине.
Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. В процессе работы над этой картиной мастер ослеп.
Кажется, что каждое движение руки художника выдает его страдания и страсти. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Врубель говорил, что его главной мечтой было каждой своей картиной «иллюзионировать душу, будить ее от мелочей будничного величавыми образами». Главным достоинством таких работ считалось максимальное сходство изображения с предметом. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».
Олив (1895, ГРМ), как помогает она всякий раз передавать то жизненную силу, то трепетность образов. 1888 год — в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Ведь в основу эстетической программы объединения был положен серовский девиз «писать отрадное» 41. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Серовский натюрморт «Яблоки на листьях» (1879, Музей-заповедник «Абрамцево») поражает лаконичностью композиции, а «Портрет С. М.
К тому же близким оказывался и внешний облик моделей, одетых в изысканные костюмы того времени. Локальная трактовка цвета, линейно-плоскостное решение делают предметы в работах мастера статичными, похожими на барельефы. Постепенно он извлекал тему, которую затем обратно проецировал на модель, при этом «главные качества модели в портретах как бы оттачивались, намеренно подчеркивались, становились обнаженными, гиперболизовались» 44. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками».
Становится преподавателем МУЖВЗ. Крамской упоминал об известном французском живописце, не пренебрегавшем натюрмортами, в письме к В. М. Содержательность и сила их были зато предельными» 11. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. 1889 год — 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Избран членом ТПХВ.
Нестеров своим родным32. В этом году в возрасте 9 лет от скарлатины скончался его сводный брат Александр Немчинов, живший у Симоновичей. Предметы получили в картинах новое значение в 17 веке – в эпоху развитого натюрмортного жанра. А назвать отечественного художника-натюрмориста смогут только искушенные искусствоведы.
Для Толстого не существовало незначительных мотивов и тем и «малый» жанр был так же важен, как и «большой», а потому милые «пустячки» в виде букетов с бабочками и птицами становились произведениями большого искусства. Много ли общего у Серова с художниками «Мир искусства», с которыми он находился в более тесном и плодотворном общении. Орловой.
В 1903 году художник уехал в Европу. Редуте, который считался самым прославленным живописцем цветов своего времени. Остроуховым, М. С.
А обращённый к человеку Юра станет актёром и режиссером. Трубниковой (1865-1927). Отчетливо выделяется нежный белый цветок шиповника, оттененный сине-зеленой тканью, а листья растения почти сливаются с тускло мерцающим черным горлышком вазы. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).
Мальчику пришлось поступить в топографическую школу в Чугуеве. Поездка с Л. С. Вероятно, здесь сказалось увлечение мастера энтомологией. История картины «Яблоки и листья» несколько необычна. В 1864 году Репин стал вольнослушателем Петербургской академии художеств.
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й) — с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. 18 февраля вместе с В. Д.
Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Симонович. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков и т. д. ), совестно становится. В Лесных фиалках и незабудках (1889, Третьяковская галерея) превосходно передана хрупкость бледно-желтых ночных фиалок и воздушность мелких голубых незабудок, прекрасно гармонирующих с простой деревенской кринкой. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Видимо, столько времени уходило на то, чтобы изучить модель.
Среди друзей художника даже оспаривалось влияние на него Репина, с девятилетнего возраста взявшего мальчика к себе на обучение. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Букет полевых цветов рядом с недопитой чашкой чая и раскрытой книгой позволяют заглянуть в душевный мир человека. А. Н. Радищева, Саратов). Почти все его друзья отмечали, что он «говорил не просто не много, слов было необыкновенно мало.
1894 год — был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. В конце лета принял предложение руководить натурной мастерской в МУЖВЗ, хотя ещё в 1894 году признавался в письме П. П. Чистякову: «преподавание вообще я не люблю— учеников и бездарных и талантливых всех не люблю— серьезно. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Большего контраста невозможно придумать. Зеленоватыми и золотыми бликами искрится самовар в центре стола. 1897 год — в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой — матери С. Т. Морозова. Затем Кустодиев отправился в Испанию. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.
Художник как будто освобождает изображенные вещи от всего случайного, будь то невыгодные условия для освещение и загораживание («Сирень и канарейка», 1819, Третьяковская галерея, Москва). Вместе с тем изображение персиков составляет самостоятельную художественную задачу. Последним его произведением стал портрет Валерия Брюсова (1906). В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Это требование распространялось даже на членов царской фамилии.
Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Большого мастерства в создании натюрмортов-обманок достигли Г. Н. Иначе. Малявина, Б. М. В 1900 году Врубель исполнил еще две работы, принесшие ему исключительную популярность, — «Царевна Лебедь» и «Сирень» (обе — в Третьяковской галерее, Москва).
За картину «На базаре» (не сохранилась), написанную по заданной теме, Кустодиев получил золотую медаль, дававшую ему возможность продолжать обучение за границей. Также по просьбе Владимира Дервиза, написал портрет его отца, члена Государственного Совета Д. Г. Дервиза. Так, парадный портрет З. Н.
"Октябрь. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. в зеркале у края холста). Сходный характер имеет и Белая сирень из Омского музея изобразительных искусств.
Все это, воплощенное художником на холсте или бумаге, носит название натюрморта. Наиболее точно все эти принципы воплощены на большой картине К. Е. Маковского «В мастерской художника» (1881). «. Работа поражает «натюрмортным» нагромождением деталей: экзотических фруктов, богатых тканей, антикварных редкостей. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие.
Синяя скатерть с ритмически повторяющимися звеньями узора изображена абсолютно плоскостно, как некий условный декоративный фон. 1887 год — в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы.
Рождение сына Антона. 1902. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых — Александр. Коровина. 1892. В прессе возникала дискуссия и по другому поводу. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой.
Петр I Портрет Г. Л. Возможно из этой духовно питательной замечательной атмосферы и берет начало тот знаменитый Серов-художник, которого в начале двадцатого столетия узнал весь мир. Этим подчеркнута значительность личности Петра.
Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Для Европы того времени это было важным и прогрессивным явлением. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Браза, Ф. А. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.
1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Демонстративное изобилие натюрморта звучит почти иронически. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Ермоловой. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Картина написана на террасе загородного дома. Они очень своеобразны по чувству материала, чувству фактуры предмета. Но особенно подчеркивалось увлечение художника Веласкесом. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. И тем не менее лаконичный и скромный натюрморт «Яблоки и листья» не менее привлекателен для современного зрителя, чем «Цветы и плоды» И. Хруцкого изображающие роскошные плоды и спелые ягоды.
В начале XVIII века натюрморт как самостоятельный, но «низший» жанр возник и в России. Ещё мальчиком Серов не пропускал ни одного мотива живой действительности, чтобы не схватиться за него оружием художника». 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
Написанная в традициях фламандского искусства, картина Маковского все же трогает душу зрителя. После того как она закрылась, Репин стал посещать иконописную мастерскую города Бунакова. Драгомировой. После этого случая Серов во дворце Романовых отказался работать. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве.
Рождение сына Михаила. 1897. Особенно полно и ярко натюрморт расцвел во Фландрии и Нидерландах. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Живет с матерью в Мюнхене. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы.
В качестве примера можно привести отдельные работы М. А. Врубеля (1856-1910). От нее веет здоровьем, безмятежностью. Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих. Букет цветов, брошенное на стул бальное платье, одинокий цветок розового шиповника в майоликовом кувшинчике на фоне переливов чеканного серебра старинного блюда – во всем мы чувствуем то восприятие предмета как комплекса богатейших зрительных впечатлений, которое есть, например, в портрете девочки на фоне персидского ковра (Музей русского искусства, Киев). На IX Передвижной выставке 1881 – 1882 годов внимание публики привлекла картина К. Е.
После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Таков натюрморт Фарфор и цветы (Третьяковская галерея). В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885) — копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице — они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву — в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885 г. за этюд с натуры».
Тем и хорош жанр натюрморта. С 1804 года Толстой посещал медальерный класс Академии художеств. поеду с художником Репиным в деревню, то за лето сделаю огромные успехи» 18.
В это время он был увлечен иллюстрированием произведений Лермонтова. Врач Бехтерев поставил диагноз: Врубель неизлечимо болен. Безусловно, для них автор «Девочки с персиками» (1887, ГТГ) и «Девушки, освещенной солнцем» (1888, ГРМ) всегда оставался кумиром, даже когда он вместе с петербургской группой художников в 1910 году вышел из состава СРХ. Все, кто хорошо знал Серова, запомнили его демонстративный флегматичный, «унылый» вид и редкостное «малословие» в соседстве с иронией. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом.
Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Бенуа находил в прекрасном графическом портрете своей супруги А. К. Летом 1874 года художник жил и работал в Нормандии, где написал картины «Девочка-рыбачка» (Художественный музей, Иркутск) и «Лошадь для сбора камней в Вёле» (Государственный художественный музей им. обычно, в своих заказных портретах, Серов снижал человека, нередко оскорбительно карикатурно подчеркивая его неприятную или отрицательную сторону столь же физическую, сколько и духовную.
С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Важное место здесь принадлежит картинам И. И. Во многих листах, выполненных Толстым, действительно есть сходство с гербарием.
Федор Петрович Толстой родился в Петербурге. Репин, как и многие другие нуждающиеся ученики академии, мог заработать, помогая членам артели в выполнении заказов. У золоченого кресла – шпага в роскошных ножнах. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».
Эти произведения, проникнутые чувством любви к людям, к родному краю, его природе, прошлому и настоящему, сближают творчество Кустодиева с искусством таких замечательных русских мастеров, как В. И. Суриков и А. П. Рябушкин. Яремич, А. Н. В возникшем чуть позже интересе Серова к светскому портрету стали усматривать влияние мастеров европейского салона. Богомоловым, вставлен в иллюзорный книжный шкаф и посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина. С 1902 года началась роковая полоса в жизни художника. В натюрморте «Лесные фиалки и незабудки» (1889) художник чутко предал хрупкость ночных фиалок и воздушность голубых незабудок их гармонию с простой деревенской кринкой.
В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Пятнадцатилетним подростком вместе с другими мастерами-иконописцами он занимался созданием фресковых росписей в украинских храмах. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
Они, как правило, просты по замыслу и не велики по размеру и представляют букеты привычных садовых или полевых цветов. В 1900 году Врубель исполнил еще две работы, принесшие ему исключительную популярность, — «Царевна Лебедь» и «Сирень» (обе — в Третьяковской галерее, Москва). Женитьба на О. Ф. «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей». Коровиным. Родился сын Георгий. Любовь к искусству передала Борису мать, прекрасно рисовавшая и увлекавшаяся музыкой. Был написан портрет императора Николая II. Прежде всего останавливает внимание необычная (а для Грабаря этого времени характерная) точка зрения на натуру – сверху вниз.
Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927) также много уделял в своем творчестве жанру натюрморта. Натюрморт – отностельно молодой жанр. Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии.
Следствием этого было то, что при наличии у оригинала неприятной или смешной черты Серов запечатлевал ее в своем изображении. Сарджентом. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. На замечание государыни, увидевшей «недочеты» в изображении лица супруга и попросившей их исправить, художник буквально «взорвался» и, передавая ей палитру и краски, предложил: «Может, Вы сами исправите, Ваше императорское величество. ».
Художник сменил немало больниц и врачей, в период облегчения жил в деревне. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут – как сделано. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Поездка в Берлин и Париж. 1910.
Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Не случайно картина «Демон» (1890, Третьяковская галерея, Москва) принесла Врубелю мировую известность: ни один художник не решился показать Демона лишенным жестокости лишь в глубоких глазах врубелевского персонажа застыла не ненависть к отторгающему его миру, где в камни превратились даже облака и столь любимые живописцем цветы, а глубокая тоска. Рождение сына Александра. 1894.
Подсвечник, графин, стакан. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова.
Кажется, что Сорока настолько увлекся лежащими на столе предметами, что почти забыл об остальных деталях картины. По-детски наивная акварель «Тюльпан и прожженное пятно», написанная в манере модных в то время «обманок», ныне хранится в Третьяковской галерее. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Дервизом. 1885. Все эти тенденции заметны на картине Коровина «За чайным столом» (1888).
Очень интересны натюрморты исполненные в 20 – 40-х годах XIX века. "Девочка с персиками". 1888. Начало систематических занятий с И. Е. Переезд с матерью в Париж. Орловой» (1911, ГРМ) со знаменитым «Портретом Иннокентия Х» (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) Веласкеса, называя оба полотна «чудом живописи» 33. Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно.
Здесь же, в Домотканове, в 1890-х годах он открыл для себя поэзию деревенского пейзажа. Еще в 1880-х годах Серов сомневался, можно ли назвать портретом его Девочку с персиками. Однако и это мнение в скором времени стали активно опровергать. Речь идет об изображении дружеского общества на даче художника В. Д. Поленова – За чайным столом (1888, музей-усадьба В. Д. Поленова). А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. Графиня шутила, что за это время она «то полнела, то худела», а Серов все продолжал искать нужную форму.
В сложных композициях они заняли свое место наряду с другими героями произведения. Но, так или иначе, натюрморт как самостоятельный жанр стал развиваться в 19 веке. «Сирень» полностью подчинена живописной стихии и ее эффект создается невероятной концентрацией, настоящим холодным пожаром фиолетовых и голубых роскошных оттенков, которые словно освещают черно-изумрудный фон композиции. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье.
Это памятник Ермоловой. » 49. Глядя на картину «Чаепитие в Мытищах» (1918), невозможно не восхищаться ярким великолепием показанных на полотне предметов. В 1874 году Михаил начал обучение на юридическом факультете Петербургского университета. Похоронен на Донском кладбище в Москве. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей.
В творчестве Кустодиева немного натюрмортов, но в его «Купчихах», «Торговых рядах», «Чаепитиях» можно увидеть необыкновенное разнообразие чудесных вещей. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Спустя год, Валентин вернулся в Россию и поселился в Абрамцеве летом, где написал натюрморт «Синяя ваза».
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12. Юсуповой создавался на протяжении нескольких лет. В известнейшем полотне Серова Девочка с персиками (1887, Третьяковская галерея) фрукты на переднем плане картины лишь аксессуар, то есть нечто дополняющее созданный здесь образ. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Каким рисунком выскажу я эту чистую радость, это светлое удовольствие, которыми наполняется моя душа и сердце в минуты, когда, отбросив все заботы, беспечно любуюсь я прелестью природы и в самых ничтожных ее произведениях».
В тенистом усадебном парке с восемью прудами и тихими липовыми аллеями Серов создал свои первые пленэрные полотна, в том числе «Заросший пруд» (1888, ГТГ), близкий по настроению к живописи французских художников-барбизонцев. Касьянова (1907, томский областной художественный музей), обозначить в поясном портрете высокий рост Д. В. Исполнение «Портрета графини О. К. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Продолжение занятий с Репиным. 1880.