Александр Куприн был не только автором большого количества прекрасных натюрмортов и пейзажей, но и замечательным педагогом, воспитавшим множество известных художников. Куприн так же, как и другие художники начала ХХ века использует натюрморт в качестве поля для формально-стилистических поисков. Александра Васильевича Куприна (1880 – 1960) я для себя открыла в 1969 году в залах Русского музея: это была выставка «Русский натюрморт». Натюрморты А. Куприна – это не мертвая природа, они полны жизни, света, тепла.
Картина Александра Куприна Натюрморт с сыром: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Натюрморт – один из самых любимых жанров для всех художников «Бубнового валета», но именно натюрморты Куприна обладают способностью открывать зрителю прекрасное в самых обыденных и будничных вещах. Натюрморты Александра Васильевичка Куприна отличает тщательно продуманная композиция.
Для этого нужно немного обозлиться. Соответственно все средства художественного выражения подчиняются этой задаче. Он отмечен двумя большими картинами. Натюрморт с кактусом и конским черепом на чёрном фоне достаточно умозрителен.
Участник выставок «Бубновый валет», «Мир искусства», «Московские художники», «Бытие», «Общество Московских художников». Среди поздних работ Куприна наиболее известны крымские пейзажи, а также серия индустриальных видов металлургических заводов и нефтяных промыслов. Был членом объединений «Московские художники» (1925) и «Общество московских художников» (1928). В 1937 г. Куприн создает свое лучшее произведение тех лет.
В ранний период (1907 – 1909) преобладали элементарные пластически-осязаемые мотивы на аналитической стадии (1910 – 1912) изображение предметов дробится мелкими гранями, насыщается особыми утонченно-музыкальными ритмами синтетический кубизм (1912 – 1914), сочетая элементы и используя достижения предыдущих этапов, тяготеет к гармоничным декоративно-красочным композициям. В поздних натюрмортах он особенно внимателен к индивидуальной красоте предметных мотивов, предпочитает живые цветы, настоящие овощи и фрукты искусственным цветам, муляжным плодам и другим собственно «мертвым предметам», которыми населял прежде свои полотна. Старый покосившийся заборчик возле пышно разросшегося дерева, розовые, словно светящиеся цветы в темном саду, заиндевелые зимние деревья — все это полно глубокого смысла в полотнах Куприна. Меж тем и «Школа ваянья» давно уже не была тихой заводью.
В 1920 г. он уезжает в Нижний Новгород, где руководит нижегородскими и сормовскими художественными мастерскими. Почти одни и те же предметы. Композиция картины строится уходящими в глубину и вверх ступенями. С 1905 года Куприн был женат на своей землячке и подруге юности Анастасии Трофимовне Полозанцевой (1879 – 1957) в 1923 году они потеряли восемнадцатилетнего сына, утонувшего в Москве-реке. В каждой детали чувствуется трепетная любовь художника к своей родной земле. В первом ряду окажутся «богатыри» – И. И. Машков, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, – а живопись Куприна ни в коей мере не громогласна и даже не вдохновлена свежим материалом народного примитива. Они написаны сильно и звучно. 1947 г. – новый этап в его искусстве.
Художника интересовала передача конструкции предмета. Решив стать художником, он в 1902 году отправился на учёбу в Санкт-Петербург. Так появляются многочисленные натюрморты, которые художник пишет примерно до 1923 г. В них главным оказывается четкое построение обобщенных и геометрических форм.
А вот в Натюрморте с синим веером. Куприн, М. Ф. На рубеже 20-30-х гг.
«Бубновый валет» приглашал на свои выставки иностранных мастеров — А. Матисса, П. Пикассо, Ф. Леже. В первой половине 30-х гг. Спать, гулять и закрывать глаза не полагается. Им были созданы впечатляющие образы мощных заводов и фабрик.
А когда А. Куприну было всего шестнадцать лет, умер отец. Куприн вернулся в Москву в 1908 году и оказался в самом центре событий. Маленькие фигуры людей лишь обогащают пейзаж, не вносят в него ничего нового. У серо-голубой стены – кактус причудливой формы в зеленом горшке.
Во многом основываясь на синтетически-целостной живописной системе Сезанна П. и на опыте традиционной африканской скульптуры, представители кубизма обратились к конструированию объемной формы на плоскости при помощи простых геометрических форм (куб, конус, цилиндр). Вскоре семья переехала в Воронеж. Лирическим ощущением хрупкой, задумчивой красоты природы веет от его картин «Дубровицы. Год возвращения в Москву (1924) оказался переломным для его искусства. Сидели, рассматривая репродукции с картин французов.
Затем, решив стать художником, он в 1902 г. отправляется в Петербург. Заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР. Преподавал в Московском Высшем художественно-техническом институте (19221930), Московском текстильном институте (19311939), Московском высшем художественно-промышленном училище (19461952). На первый план здесь выдвигается цветовая характеристика — ведь тяжести и плотности у цветов немного их «смысл» — в красоте, взаимодействии с пронизывающим их пространством.
Более того художник ставит себе натюрморты из муляжей: он пишет искусственные цветы, модели плодов и фруктов, которые делает сам. Учился в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1902–1904), в Москве в студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1904–1906), в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910) у А. Е. Архипова, К. А. Коровина, Л. О. Пастернака. Молодого художника интересовала выразительность колорита.
Будущий художник писал натурные этюды и делал зарисовки, внимательно наблюдая за природой. С 1893 г. семья Куприных жила в Воронеже. Куприн Александр Васильевич (1880-1960) – русский художник. Но все это оставалось в пределах программы «Бубнового валета».
Серов ушел оттуда по политическим мотивам: администрация отказала известному скульптору Анне Голубкиной, ученице Родена (. ), в ее просьбе посещать классы. Это было бы протестом против обоснованного какой-то идеологией названия вроде «Мир искусства», «Голубая роза», выражающих устремление к утонченной извращенности с погоней за модой».
Природа живет по своим внутренним законам. После смерти Анастасии Трофимовны в свои последние годы Куприн был женат на художнице Татьяне Сергеевне Анисимовой (19041987), в молодости — известной альпинистке, в начале 30-х занимавшейся в его мастерской. Первым учителем живописи для маленького Александра стал Н. Евсеев, преподаватель классической гимназии, обучавший азам рисунка и других знаменитых художников — М. С. Родионова и И. И. Машкова. Полдень» (1926), «Бахчисарай. Куприн учился в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (190204), в студии К. Ф. Юона в Москве (190406) и в МУЖВЗ (190610). Особенно любит художник изображать зыбкое переходное состояние природы.
Живопись Куприна сочная, ясная, солнечная. Один из организаторов общества «Бубновый валет». Вместе с отечественными художниками выставлялись разнообразные «французы», «Сецессион» и другие представители новейших течений.
Его подсолнухи как бы хранят в себе непостижимую тайну. Таковы полные яркого света и трепетного воздуха картины «Луч солнца» (1901, Третьяковская галерея, Москва), «Сентябрьский снег» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Февральская лазурь» (1904, Третьяковская галерея, Москва), свидетельствующие об интересе мастера к импрессионизму. Увлекся ею и в том же году начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства. Ежемесячно только в Москве открывались две-три значительные художественные выставки.
с 1924), Текстильном ин-те (1931–1939), МВХПУ (1946–52), также в Нижегородских и Сормовских ГСХМ (1920–1922). Примером такой гармонии является «Осенний букет» (1925). Вего живописи 1910-хгг. Со второй половины двадцатых годов Куприн все больше сил отдает пейзажу. Его пейзажи отныне не выглядят частным собеседованием художника с природой.
Март» (1937), «Пейзаж с луной» (1914). Здесь он поступает в студию К. Ф. Юона. Королёва», 1919 все– ГТГ). В училище он оказывается весьма неуживчивым учеником. На протяжении всего творческого пути Куприн откликался на животрепещущие задачи времени.
И действительно, композиции картины «Дорога в Беасалы» присуще устойчивое равновесие. Он чистый сезаннист, среди своих друзей самый нервный и драматичный но его натюрморты сохраняли мощь цветового и пластического строя и тогда, когда бывшие «валеты», приглушая свой природный темперамент, переименовывались в «Московских живописцев» (1925) и в Общество московских художников (1928). в живописи К. ведущее место занимает пейзаж, в котором преобладают импрессионистич. он начинает внимательно работать над мотивами среднерусского пейзажа.
Она причисляла Куприна, как и Фалька, к «тихим бубновым валетам». В 1888 году Ван Гог написал свои знаменитые Подсолнухи и Натюрморт с гипсовой статуэткой. Сидели, рассматривая репродукции с картин французов. Кроме живописи, у Куприна была еще одна любовь — музыка. Куприн обратился в эти годы к индустриальному пейзажу. С1920-хгг.
Понятно, что эти внутренние силы, которыми полна изображенная в картине природа, принадлежат не столько самой природе, сколько человеку, художнику, который вносит свои мысли и чувства в пейзаж, находя в нем отзвук своим представлениям. А в конце марта 1910 года из Московского училища живописи, ваяния и зодчества была уволена группа «бунтовщиков» — учеников, в том числе А. В. (Тополя, 1927 Беасальская долина, 1937 Пейзаж с луной, 1944 и др. ). считается так называемым первым бахчисарайским периодом творчества Куприна.
В 1930-1934 гг. Он обращается к реалистическому пейзажу, а в 1926-1930 гг. Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. – во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г. ).
индустриальная тема привлекает к себе внимание многих художников. тенденции. Уже с конца 30-х гг. Помимо творческой работы, много сил и времени отдавал преподаванию: в Свободных художественных мастерских Нижнего Новгорода и Сормово (1918–1922), в Государственных свободных художественных мастерских—Высшем художественно-техническом институте в Москве (с 1920), в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952). Именно в это время он почувствовал, что должен писать не совсем гак, как учат в училище.
Неверно было бы полагать, что искусство Куприна 40-х и 50-х гг. Ни в одной из новых картин мы не найдем отступлений от жизненной правды. В нем нет импульсивности, эмоциональности, присущей другим натюрмортам художника тех лет. В них звучат мысль и чувства художника-общественного деятеля. Став членом «Бубнового валета», он разделил общее увлечение Сезанном, но в его трактовке сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность, формы – колючесть, цвет – контрастность и напряженность («Натюрморт с синим подносом», 1914 «Натюрморт со статуэткой», 1919 «Осенний букет», 1925 и др. ).
Преподавал в Москве– в ГСХМ (1918–1920), Вхутемасе– Вхутеине (1922–30 проф. В саду» (1924), «Руза. Одни и те же цветы.
Еще в 1909 году В. А. А. Куприн, как и другие художники художественного объединения «Бубновый валет», писал натюрморты на протяжении всей своей творческой жизни, но особенно большое место занимал натюрморт в его раннем творчестве. Особое место вживописи К. занимает индустриальный пейзаж («Завод под Москвой», 1915, ГТГ «Баку.
В «Большом натюрморте» (1920) бутылка, фрукты, чайница, цветы в сюжетном отношении соединены случайно, между ними нет смысловой или эмоциональной связи, отсутствуют и бытовые характеристики. Постепенно художник пришел к равновесию рационального и эмоционального начал. Тонально сближенный их колорит все же сохраняет декоративную насыщенность. Храм XI века», 1929 «Беасальская долина.
Завершив обучение в 1910 году, Куприн вместе с другими художниками принял участие в создании объединения «Бубновый валет». Он далек как от натуралистического воспроизведения вещей, так и от неоправданного искажения их форм. Во всем этом ощущается некое соревнование с природой. С 1930-хгг., под влиянием установок социалистического реализма, его произведения становятся более академичными («Беасальская долина», 1937, ГТГ «Замерзающее болото», 1947, ГРМ).
Куприн достигает особой декоративности своих натюрмортных композиций. О том, как это произошло, он писал: «Я был у Ларионова и Гончаровой. Юноша начал работать в конторе при железной дороге.
– 1960, Москва)Художник пейзажист, автор натюрмортов. Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния). Развивалось во Франции (Пикассо П., Брак Ж. и др. ) и в других странах. Обратились к ним и те мастера, которые в начальную пору своего творчества были связаны с «Бубновым валетом». Значительна деятельность Грабаря и в области архитектуры: в 1909–1914 годах он выступал как строитель подмосковного санатория «Захарьино». Крым». «Беасальская долина», по существу, завершила собой все предвоенное творчество Куприна.
Вдова Р. Р. «Феодосия. наступает новый период в его искусстве.
С 1954 г. – член-корреспондент АХ. Яблоки.
В воображаемом групповом портрете членов общества «Бубновый валет» (1910) место А, В. Куприна – во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком. Крым», 1937, н другие). «Пески. С 1910 г. почти четырнадцать лет он пишет главным образом натюрморты.
Одна из гл. Лаконизм элементарных цветовых сочетаний сменился примерно в начале 1910-х гг. В 1930-е годы он много работал в жанре индустриального пейзажа. Это его «Замерзающее болото» и «Дорога в Беасалы». Дубы» (1933).
Ларионов взял в руки карту бубнового валета. дало абсолютно новые темы искусству.
Сельский пейзаж» (1925), «Коломенское. В картине «Бахчисарай. В 1906–1916 годах под его редакцией издавалась многотомная «История русского искусства». Рождественский, Р. Р. В 1913–1914 посетил Италию и Францию, где изучал классическое и современное искусство.
Куприн Александр Васильевич (1880, Борисоглебск Воронежской губ. кубистическими увлечениями. Полдень» (1927 обе– ГРМ), «Тополя» (1927, ГТГ). Известно, что в те годы он, например, писал натурщицу чистым желтым цветом.
художник вновь возвращается к привычным и известным ему бахчисарайским мотивам. Манера художественного мышления Куприна и сейчас кажется необыкновенно современной.
утратило связь с живым наблюдением над жизнью. Вернувшись в 1901 году в Россию, Грабарь вошел в художественное объединение «Мир искусства». доминирует натюрморт («С тыквой», 1912 «С синим подносом», 1914 «Со статуэткой Б. Д. Здесь Куприн учился потом нужда заставила его поступить конторщиком на железную дорогу. Чурук-Су. Краски не столь яркие, а цветовые контрасты не такие напряженные и звучные. и реалистич.
Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. – во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г. ). Кубизм (французского сubism, от cube – куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХ века. Это не прошло даром для Куприна.
В 1909 г. он участвует в салоне «Золотого руна», где было собрано все то, что создавалось в те годы в Москве под воздействием новейших течений французского искусства. Скоро побегу очертя голову искать заработка. С 1954 г. – член-корреспондент АХ.
В результате деятельности этих мастерских было открыто множество памятников древнерусского искусства: икон и фресковых росписей в Пскове, Новгороде, Владимире и других старинных городах России. Они всё более приближаются к естественному природному источнику («Осенний букет», 1925 «Настурции», «Натюрморт с красным подносом и фаянсовым кувшином на фоне синей драпировки», обе -1930). Вскоре вместе с родителями мальчик переехал в Воронеж. Но зато ясно, последовательно, доказательно выражена цветовая и структурная «самость» всех предметов, освобожденных от каких бы то ни было «литературно» оправданных ролей. Верхушки тополей не просто написаны на фоне неба, они окружены массой неба.
Отец его был преподавателем уездного училища. тем его пейзажной живописи– образ Крыма, над которым он работал с1926: «Улица в Бахчисарае.
Нефтяные промыслы Биби-Эйбат», 1931, ГРМ и ГТГ). Это его лучшее полотно – «Беасальская долина» здесь создается живущий собственной закономерностью богатый и величественный мир природы. Став членом «Бубнового валета» (с 1910), разделил общее увлечение Сезанном. Сумерки» (1928) Куприн тонко передает последний солнечный отблеск, медленно скользящий по стенам старых татарских домов, древнего минарета. Ларионов взял в руки карту бубнового валета. Начало 30-х гг.
Ларионов, В. В. («Тополя», 1927 «Беасальская долина», 1937 «Пейзаж с луной», 1944 и др. ). Все свободное время он отдавал любимому занятию — изобразительному искусству. Тонально сближенный их колорит все же сохраняет декоративную насыщенность. У Куприна же широко, ясно написанные цветы, кажется, могут раствориться в живом, пульсирующем фоне. В эти годы он вновь обращается к Крыму, а перед самой войной – к мотивам русской природы.
Вторая половина 20-х гг. В марте 1960 г. на выставке московских художников были показаны его последние работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». Александр Васильевич Куприн родился в 1880 г. в Борисоглебске.
Раннее творчество К. сформировалось под влиянием сезаннизма и кубизма. Фальк, ориентированных на «другую» школу. Учился в Воронежских вечерних классах рисования при Обществе любителей живописи (18991901) у Л. Г. Соловьева и М. И. Пономарева, затем в Санкт-Петербурге (19021904) в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского и в Москве (19041906) в школе живописи и рисования К. Ф. Юона и И. О. Дудина, затем в Московском училище живописи ваяния и зодчества (19061910) у Н. А. Касаткина, С. Д. Милорадовича, А. Е. Архипова и К. А. Коровина. Куприн становится одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет».
В начале XX века художественная жизнь в Москве, Петербурге и Одессе била ключом. Впечатление от природы становится той живой формой, в которую облекается мысль художника, несущая в себе весомое общественное содержание.