Писала ее маслом, акварелью, а теперь очень бы хотела и вышить натюрморт с сиренью.
Просто Поль Сезанн по духу был близок раннему Кончаловскому. «Сирень в корзине» – очень благодатная тема, она развивает фантазию. Существует красивая легенда о происхождении сирени в древнегреческой мифологии. Так и картины с сиренью будут создавать светлое настроение в любой коллекции, не затеняя собой другие произведения искусства и не загружая интерьер. На первый взгляд – просто цветочный натюрморт, а присмотреться – чего только не увидишь.
Он вызывает различную гамму, но только добрых и радостных чувств. Действительно, картина хороша. Кончаловский говорил, что к изображению цветов нельзя относиться небрежно, «так себе». Некоторым слышится музыка тезки художника композитора Чайковского из «Спящей красавицы» (вальс Феи сирени).
Весь букет окаймляют изумрудные листья. Благоухающий сиреневый аромат дарит нам отличное настроение. Когда смотришь на эту прекрасную сирень, то как будто чувствуешь приятный чудесный запах. Картина Кончаловского «Сирень в корзине», на которой нарисованные гроздья так же хороши, как изображенные в других натюрмортах – на плетеном стуле, на окне, в кошелке и бадье на полу, органично вписывается и, если так можно сказать, венчает цикл работ, посвященных этом цветам.
Она завораживает своей красотой и праздничностью яркой сирени. Но любовь к сирени у Кончаловского – как любовь к Родине. Художник настолько был связан с этими цветами, что при виде красивых гроздей многим хотелось, как и Кушнеру, воскликнуть: «Здесь уже побывал Кончаловский, трогал кисти и щурил глаза» А ведь художник со своим тестем Суриковым объездил много стран Европы с этюдником и рисовал достаточное количество красивых цветов. Петра Петровича Кончаловского называют сезаннистом. Верх букета украшают темно – красные грозди. Ощущение покоя, радости и щемящего счастья рождает картина Кончаловского «Сирень в корзине». Плетеная из ивовых прутиков корзина будто обнимает этот замечательный сиреневый букет. У кого-то она ассоциируется с русским полем, у кого-то с березкой, а у него – с сиренью. Одни только упругие кисти, пойди, опиши.
К этому полотну, конечно, не подходят удивительные строки О. Мандельштама: «Художник нам изобразил глубокий обморок сирени» Но к другим натюрмортам подходят, так как П. Кончаловский сирень в корзине рисовал всякую – и торжествующую, героическую и нежную, обморочную. От имени прекрасной Сиринги и происходит латинское название сирени (Siringa). Они хорошо освещены, а местами кажутся золотистыми. Гармонично вписаны и ветви нежно – розовой и светло – лиловой сирени. В ботаническом саду Киева в районе 1-9 мая каждый год зацветают кусты сирени. Месяц май – время цветение прекрасной сирени. На них изображены гроздья разных цветов (как уже оговаривалось, белые, лиловые, фиолетовые), по-разному подобраны букеты, отличающееся друг от друга плетение на корзинах.
Как говорил другой поэт: «Сирень с печалью рядом не представить» И тут опять уместно вспомнить написанную в 1933 году Сирень в корзине. В центре уютно расположились жемчужные и бледно – молочные цветы. Они все удивительно хороши, все в них разное – оттенки, флористика, тара, места, где размещены букеты. Хороша сирень в саду (на одном полотне ее видно в распахнутое окно). Удрученный, бог лесов сел рядом с кустом и заплакал. Картина «Сирень в корзине», написанная в 1933 году, размером 79 х 104 см хранится в Третьяковской галерее. Слегка привядшую, нежных спокойных тонов сирень художник нарисовал в 1937 году.
Да, такую чудесную картину мог создать только художник, влюбленный в родную природу. В работах начала века одного из основателей «Бубнового валета» – авангардиста П. Кончаловского – очень чувствуется влияние знаменитого автора «Пьеро и Арлекина», но в более поздних полотнах, таких как «Сирень в корзине» (фото шедевра прилагается), присутствует только гениальный отечественный художник со своей индивидуальной, узнаваемой манерой письма. Сирень – это светлый символ. Это и подоконник и стол, то накрытый чем-нибудь, то голый.
Каждый год тысячи людей радует этот ароматный цветок своей красотой. Россиянам очень хорошо знакома эта картина, так как в школе о ней пишут сочинение. «В этом букете все цветет, живет и радуется», – писал сам Петр Петрович. Необходимо оговорить, что натюрмортов с таким названием у Петра Петровича несколько. В утешение он срезал с куста веточку и сделал из нее свирель. А цветовая гамма, а реалистичность изображения. Очень хороший натюрморт – не задорный, не ликующий, но и не погребальный.
Корзины в натюрмортах разные.