Стоит отметить и то, что в пейзажах с панорамным охватом Сезанн достигал величественной эпичности («Берега Марны»), а в натюрмортах подчеркивал структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры («Горшок с геранью и фрукты», «Натюрморт с яблоками и апельсинами»). Свои первые натюрморты «Черные часы» и «Натюрморт с оловянным чайником» Сезанн написал около 1869-1870 годов. Натюрморт Сезанна по видимости очень близок классическим композициям старых голландцев.
Поль Сезанн написал полотно «Натюрморт с драпировкой и кувшином» в 1899 году. Прежде чем перейти к непосредственно анализу и сравнению двух произведений — натюрморта «Персики и груши» Поля Сезанна и натюрморта «Фрукты и бронза» Анри Матисса — мне представляется необходимым определить временные (и, соответственно, стилистические) рамки, к которым относятся данные полотна.
Говоря о творчестве Поля Сезанна, нередко упоминают его слова о том, что природу следует трактовать «посредством цилиндра, шара, конуса». «Выделяя мясистые мазки кожи сочного персика, печаль старого яблока, я вижу отражения их любви к солнцу, одно и то же воспоминание о росе». Обратите внимание: вверху слева – палитра художника. Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. В итоге диагональ и «сложная» деталь в углу композиционно уравновешивают смещённую от вертикального и горизонтального центра композицию основного «героя» полотна — собственно натюрморта на столе.
Для реализации своих замыслов и идей Сезанн предпочитает жанр натюрморта. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. В этом контексте неудивительно, что иные натюрморты (и не только) ещё более «грубы» и «негармоничны». В следующем году ему предложили выставить свои картины на выставке в Париже и художник, который не выставлялся 20 лет, прислал в Париж 150 картин. «Мы видим глубину, бархатистость, мягкость, твердость предметов их запах», – объясняет Сезанн. Оттого и фон такой темный и фрукты такие яркие.
«Персики и груши» датируются 1895 годом. Отметьте гармонию оранжевого и желтых цветов. Он проводит долгие дни, годы, вглядываясь в сюжет, ходит вокруг него. Мы находимся в его мастерской, в привычном для него месте. Пушкина).
Из общего количества произведений мы видим сто двадцать купаний, шестьдесят видов Эстака и около двухсот натюрмортов, не считая бесчисленных «Гор Сент-Виктуар». Этот кухонный стол является частью серии, выполненной им в это десятилетие. Тот факт, что натюрморт «Фрукты и бронза» приходится на закат фовизма, позволяет предположить, что достижения этого стиля будут использоваться уже в рамках определённой умеренной, менее вызывающе-экспериментальной и более практической доктрины. Для работ раннего «романтического» периода характерна экспрессия форм, линий, цвета бурные страсти, снедающие художника ищут выхода в живописи (Оргия, 1864—1868, Париж, частное собрание Похищение, 1867—1869, Кембридж, Музей Фитцуильям). Об этом он снова и снова говорит в своих письмах.
В 1872 году Гортензия родила Полю сына. А. С. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты.
Поглядите на низ корзины с фруктами. В отличие от импрессионистов, устремлявшихся в своем творчестве в погоню за ускользающим мгновением, Сезанн надеялся превратить «импрессионизм в искусство такое же прочное и долговечное, как искусство музеев». Позже, уверившись в своем предназначении, он писал: «Я удивлю Париж яблоком. » И выиграл пари. И опять-таки, не уходя с головой в плоскостной мир, Сезанн в меру искажает перспективу, чтобы передать нам видение человека, подробно рассматривающего единую сложную сцену с различных точек зрения: передняя часть стола предстаёт во фронтальной плоскости, верхняя разворачивается (хоть и незначительно) в обратную перспективу, а фон — стена под углом к столу, бордюр, пол, основание вешалки — существует отдельно, как нечто, что зритель, несомненно, заметил и запомнил, но с иного отвлечённого ракурса, не связанного с его первостепенным интересом. Мэтр порвал с классикой начался марш современного искусства. 1877, Колумбус, шт.
4. Некоторые даже видели в этом выражение эротических фантазмов Сезанна. Она нарисована при взгляде справа.
Другие наоборот быстро обнаруживают гения. 5.
– Яблоки Сезанна доставлены издалека. Но очень многие не понимали и не принимали его искусство. От Сезанна здесь и живописная лепка форм, а вот экспрессионизм — абсолютно машковский. В тишине мастерской он обновляет искусство натюрморта – традиционный жанр легко поддается исследованиям, которые он ведет по геометрии объемов и формам.
Особенно выразительны картины, моделью для которых послужил негр Сципион (Скорбь, 1864—1868, Париж, Музей Орсэ). Благодаря хорошо прорисованным складкам на скатерти, она кажетсянастоящей. Вентури). Объекты картин Сезанна настолько вещественны, что кажутся ирреальными. Не важна тема интересующая художника, главное – живопись.
В 1906 году он пишет: «. Пушкина Вид на гору Сент-Виктуар со стороны Бельвю, 1883 Гора Сент-Виктуар. Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках. Ибо для Сезанна главное – соотношение красок: именно от них проистекает образ. За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение.
Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Множество неудавшихся полотен он лично уничтожал.
Здесь он полностью властен над натурой. Однако такова и была цель работ того периода: с одной стороны, выяснить, насколько «правильны» вековые традиции, в которые насильственно загоняли художников, а с другой — отобразить (несомненно, стремительно меняющуюся) жизнь в её сложном, но естественном движении.
Но для него было важно не моментальное, а постоянное в природе. Для меня ответ, несмотря на известное желание вписывать всё в стройную и красивую систему, не знающую исключений, во втором: даже куда более известный «Танец» 1910-го года на центральной фигуре не обошёлся без дополнительной тени тёмно-красного оттенка. На следующий день он приволок огромную корзину яблок». Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе.
«Фрукты и бронза» написаны примерно пятнадцатью годами позже, в 1909-1910 годах. Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св. Рассмотрите внимательно кухонный стол. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Оцените чувственность исходящую от этих фруктов. Ковер, расположенный на заднем плане, украшенный причудливыми узорами, превратился в красочный фон для натюрморта, который не затемняет общий сюжет, но в то же время отлично контрастирует с главными объектами композиции. И человеческая голова и яблоко напоминали о шаре. Импрессионистов и Сезанна можно сравнить с альпинистом и геологом: первый взбирается на гору, глядя на открывающиеся перед ним красоты, второй занят исследованием горных пород из которых она состоит.
Со временем, когда Сезанн стал увлекаться акварелью, он перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную: стал писать на белых, специально негрунтованных холстах. В них есть нечто грандиозное, подлинная духовная мощь, они покоряют классической ясностью. Мы воспринимаем токи мощной духовной энергии исходящие от полотен мастера.
Даже модель он стремился уподобить неподвижной натуре, говоря человеку: «сиди, как яблоко».
Это то, что мы внесли в сезаннизм». Это был юный Золя. Действительно, в подобных полотнах Сезанн пытался выразить не столько природу вещей, сколько сущность всего окружающего мира. К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. Сперва преодолев религиозную условность перспективы Средневековья и найдя отдушину в линейной перспективе Возрождения, живопись сделала круг и вновь обратилась к условностям древних искусств (не в последнюю очередь — японской графике, демонстрировавшей особый взгляд на мир и оказавшей влияние на художников-постимпрессионистов).
Даже модель он стремился уподобить неподвижной натуре, говоря человеку: «сиди, как яблоко». 3. На столе – яблоки, груши, айва и один лимон.
Поэт-модернист Райнер Мария Рильке считал, что натюрморты этого художника «выражают всю Вселенную». Действительно, уровень детализации отличается от классического натюрморта и нам не представляется возможным, допустим, определить точный материал сахарницы, кувшина или блюда, а света и тени порой живут своей не зависимой от законов физики жизнью, порой и вовсе перебираясь за край предмета (исключительно ради выделения его границы). 1. Это – великая находка художника, который рвет с правилами линейной перспективы Ренессанса.
Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ). «Рисунок должен подчиняться цвету, если вы хотите, чтобы мир был передан в его объеме», – писал он. А ведь они едва намечены.
Сегодня Сезанна считают отцом современного искусства. Сезанн сумел воспеть в своих натюрмортах красоту самого обыденного. Виктории (1890 г. ). Натюрморты занимают особое место в его творчестве.
В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Я копирую. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость.
Они полны точной геометрии и материальности. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Он нарисован при взгляде слева. Сезанн — человек мощного творческого темперамента, суровой воли, сильных чувств. И это не всё. На мой взгляд, суть «Фруктов и бронзы» Матисса — и фовизма в целом — заключается в том, что ответ на поставленный выше вопрос в принципе не важен: главное не то, что именно нарисовано, а то, как оно нарисовано. Сезанн всегда рисует на одну и ту же тему.
Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. Виктории.
Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). Однако мастер вносит коррективы в принципы линейной перспективы, господствовавшие в европейской живописи со времен Ренессанса, приближая трактовку глубины пространства к более естественной, соответствующей зрительному восприятию (так называемая «перцептивная» перспектива), он добивается передачи пространственных планов с помощью градации цвета (Шато Медан, 1880, Цюрих, Кунстхауз Панорама Овера, 1873—1875, Чикаго, Институт искусств Деревня на севере Франции, 1879—1882, Сан-Франциско, Дворец ордена Почетного легиона Овер-сюр-Уаз, 1879—1882, Цюрих, частное собрание).
Ощущение, которое можно получить, коснувшись его. А теперь переведите глаза на ручку. Если о Сезанне можно условно сказать, что указанную функцию он заботливо исполнял вслед за другими рвущимися вперёд, то в случае с Матиссом этим займётся собственно сам революционер (достаточно сравнить «Фрукты и бронзу» с, допустим, «Дамой в шляпе» 1905 года). Я работал над ним несколько месяцев.
Складки на ткани образуют треугольники, которые гармонируют с композицией на столе — она также вписывается в форму треугольника и выглядит почти симметрично. До конца жизни он часто навещал усадьбу и писал здесь больше, чем в других уединённых уголках, находя для этого изобилие интересной натуры: большой дом с высокими окнами, каштановую аллею, пруд, украшенный фигурами каменных дельфинов и львов, крестьянские фермы, окруженные шелковичными деревьями, низкую стену, огораживающую поместье. Разговоры об искусстве почти бесполезны.
В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы. Впрочем и сегодняшние потомки живописного искусства (такие как цветные комиксы и графические иллюстрации, печатающиеся ограниченным количеством цветов) сталкиваются со схожими проблемами по простой, естественной причине — всё богатство форм невозможно передать с помощью только лишь линии и одного цвета, непременно придётся чем-то пожертвовать. И предметы словно движутся навстречу зрителю, а не наоборот. Гора Святой Виктории влечет Сезанна не «своей объемной массой, но своим внутренним светом Дорога, ведущая по долине к горе, — это дорога из мрака к свету Кажется, будто Сезанн тихо читает вечернюю молитву» (Л. Стол кажется выпуклым и приподнятым за один край.
Сезанн намеренно допускает подобное нарушение в перспективе в знак отказа от привычного академического натюрморта, где все предметы рассматриваются под одним углом. – заявил однажды художник, объясняя свою страсть к натюрморту. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро.
Для придания формы использованы тени, выписанные контрастными к основному цвету тонами. Сезанн долго и тщательно выстраивал свои натюрморты. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Натюрморт Сезанна по видимости очень близок классическим композициям старых голландцев. Там, где классическая перспектива предлагает единственную точку зрения – взгляд неподвижного зрителя, стоящего перед картиной, – живопись Сезанна предлагает точку зрения движущегося зрителя, находящегося в середине, а не напротив изображения.
Ибо художника прежде всего интересует ощущение от фрукта, а не точное его воспроизведение. Основные формы легко считываются и без труда (в отличие от более поздних натюрмортов Сезанна — таких как «Яблоки и апельсины») складываются в совокупность, представляющую сюжет картины и поддержанную более сложными, составными формами, которые придают ей необходимую глубину и основательность, отделяющую постимпрессионистические полотна Сезанна от легковесных, лирических работ импрессионистов. Он и сам писал стихи. Яблоко вошло в мою жизнь. В ее торжественной красоте он видит отблеск гармонии мироздания, отсвет мировой души.
Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Почитатель классического пейзажа, он считает необходимым «вернуться к Пуссену через природу». Его мысль о «власти» над моделью важна для понимания художественных идей Новейшего времени: художник утверждал право на собственное видение мира, на волевую трансформацию натуры. Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью.
Его формы сведены к главному: «формам-краскам», которые обеспечивают «цветовое ощущение». Видя такую необычную пространственную композицию, некоторые издеваются над его неумением, подозревая даже, что он не умеет рисовать. Нет сомнения – эта композиция нестабильна и подвижна. С 1890 по 1900 годы Сезанн превращает фрукты в основную тему своего творчества. Как-то в рекреационном дворе он увидел мальчишку, которого били. Это восклицание ребенка стало пророческим.
Скатерть и белая тряпка усиливают эффект всеобщего хаоса. В 1852 году он был интерном в коллеже Бурбон в Экс-ан-Провансе. Левый край не на той же высоте, что правый. Ее хрупкое равновесие покоится на беспорядке, обрушении. Висящая пестрая занавеска делит зад ний план картины на две части.
Предметный мир в них раскрывается в движении и вместе с тем в незыблемости своего бытия». Затем учился юриспруденции, работал в банке. 2. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги.
Натюрморт очень подходит для таких наблюдений. Вероятно и в силу этих причин, а не только меньшей, чем у пейзажа изменчивости, позволявшей подолгу дорабатывать картины, Сезанн уделял такое внимание натюрмортам, к числу которых относится и картина «Персики и груши». В портрете своего друга Виктора Шоке (ок. Я полностью вжился в объект. И это придает динамику картине. Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры.
Так, Матисс почти полностью отказывается от светотеневой моделировки, для выявления формы обращаясь вместо неё к сильному цветовому контрасту и клуазонистской линии-контуру о реалистичных отражениях в вазах, бутылке и бронзовой статуэтке (работы самого Матисса) речи и вовсе не идёт. Две разных точки зрения на один и тот же предмет. 1878, Париж, частное собрание Натюрморт с драпировкой, ок. Машков — великолепный колорист. Вот этот, например.
В этом контексте термин «постимпрессионизм» — по крайней мере в применении к творчеству Поля Сезанна — немного вводит нас в заблуждение, ведь в его случае речь идёт скорее о планомерном, осознанном, основательном примирении классических живописных традиций и современных художественных тенденций, ярко проявившихся в рамках той же собирательной категории постимпрессионизма в виде, например, синтетизма Поля Гогена и собственной стилистики Винсента Ван Гога. Простые круги. Различные течения возникали и развивались, основываясь на конкретных положениях предшествующих так, например, будучи «неверно истолкованными», слова Сезанна о разложении мира на геометрические фигуры станут кубизмом, а фовизм доведёт идею выразительности цветовых сочетаний и контрастов в импрессионизме и неоимпрессионизме до логического завершения — яркого, резкого и нереалистичного, но производящего очень сильное впечатление.
И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. Виадук, 1906, обе — Нью-Йорк, Музей Метрополитен Гора Сент-Виктуар, ок.
И тем разительнее контраст. Художник стремился создать искусство более правильное, чем искусство импрессионистов. Сезанн женился на девушке и впоследствии она послужила ему моделью для более чем сорока картин. Вот эта вывесочная лихая «зазывность» так и привлекательна в его натюрморте. К этому моменту живопись уже успевает не только вырваться из оков академизма в мир реализма барбизонской школы и натурализма Курбе, но и совершить следующие, ещё более смелые шаги — сначала просто оттенить реальность мимолётным впечатлением художника (в импрессионизме), а затем и вовсе подменить её личным видением, весьма далёким от оптической достоверности (в постимпрессионизме) либо стремившимся к ней окольными путями (в неоимпрессионизме). Вопреки воле властного и деспотичного отца (от которого он материально зависел в течение всей жизни) Поль уезжает в Париж (1861), чтобы стать живописцем.
Плач, смех, скрежет зубовный», – писал он критику Иоахиму Гаске. Художник много сил и внимания уделяет постановке натюрморта ибо в ней уже заключается ответ на волнующую его проблему. Творчество Сезанна оказало существенное влияние на развитие ряда направлений XX столетия, на становление таких мастеров, как Матисс, Пикассо, Брак, Дерен, на русских «сезаннистов» — Лентулова, Машкова, Кончаловского, Удальцову, Фалька и других.
Возникает желание их потрогать. А. С. Так, если мы будем двигаться от «Дамы в шляпе» (1905) — смелой, но смешанной, неуверенной, будто незаконченной картины — через «Вазу, бутылку и фрукт» (1906) — более чёткую, но всё ещё импульсивно-хаотичную — через «Синий натюрморт» (1907) — ещё более реалистичную и упорядоченную — через «Статуэтку и вазу на восточном ковре» (1908) — более резкую, абстрактно-плоскостную — и наконец к «Фруктам и бронзе» (1910), то увидим, как изначальная революционная идея использования «неподходящего», неприрученного именно что дикого цвета обращается как раз приручением цвета и умелым помыканием им. Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни.