Различные сосуды из стекла (вазы, кубки, рюмки, бокалы, стаканы) всегда были и остаются популярными элементами композиции в натюрморте.
В его «Двойном портрете с бокалом вина» он восторженно воспевает свою привязанность к жене, ставшей ему настоящей музой. В «Натюрморте с золотым бокалом»П. В большом «Натюрморте с фруктами», созданном голландским живописцем Балтазаром Ван дер Астом в 1630 году, представлены цветы в вазе, насекомые, птицы и груда рассыпанных по столу фруктов.
На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. В этом полотне прославленный лидер фовизма передаёт свои эмоции через цвет и форму. Бельгийский сюрреалист Рене Магритт прославился изобразив трубку с подписью «Это не трубка» (Ceci n39est pas une pipe), заставляя зрителя не верить глазам и опровергая привычный взгляд на вещи.
Пустой бокал в натюрморте «Рыба» заманчиво прозрачен и кажется, что через несколько мгновений он будет заполнен из рядом стоящей бутылки, оплетённой лыком как кьянти и картина оживёт и начнётся гастрономическое действие. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Таким образом, у зрителя может возникнуть эффект присутствия, который подразумевал на своей картине «Утренний натюрморт» Петров-Водкин.
Они вписаны в пространство комнаты с изменёнными пропорциями.
Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Мастер предельно внимателен к каждой детали тщательно выписан орнамент на вазочке, капли росы на листьях персика, прихотливый узор раковин и пятнышки порчи на фруктах.
Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Полотно Людмилы Скрипченко «Брызги красного молодого вина» похоже на живопись авангардистов, а винная тема в творчестве Леонида Афремова, Александра Сигова и Сергея Минаева звучит настолько по-разному, что картины сложно сравнить. Можно также увидеть, что «присутствие» усиливают все предметы, находящиеся на столе. Форма предметов определенная и четкая.
Вытираю светлые места до белого холста. Это картина – лирический гимн любви и нежности. Что может быть лучше натюрморта.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Отказ от них – один из способов спасти душу. Случайно или нарочно художник приравнял бокал к самым необходимым вещам.
Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Кто, если не человек, принес свежие полевые цветы. Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. Ещё две бутылки «уходят» за мизансцену, но взгляд успевает уловить и цвет и прозрачность их содержимого.
Полотно «Натюрморт с бутылками» свидетельствует о неподдельной искренности и зоркой наблюдательности художника. Не потому ли древнегреческий писатель Лукиан выдумал волшебное море из молока и в нем — остров из огромного сыра, поросший виноградом, а Боккаччо фантазией своего персонажа в одной из новелл «Декамерона» создал сказочную гору из тертого пармезана. В определенный период своего творчества Петров-Водкин сосредоточился на натюрмортах. Центральное место картины занимает бутылка с красным вином и бокал. Его ранние работы выполнены в духе символизма (например, «Сон» 1911 года).
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Вот и остается рисовать стол с граненым стаканом, скудным пайком и яблоками, которые присылает мама из далекого Хвалынска. Постепенно Петров-Водкин «втянулся» и стал (по-моему мнению) не только одним из величайших мастеров натюрморта за всю историю российской живописи, но и прочно занял свою почетную нишу в мировой табели этого жанра. Дальние предметы изображены, как ближние и наоборот. Вечность отменила время, сказал нидерландский поэт Иеремиас де Деккер. Эти пятна составляют в своей смеси некий тон. Более того, Ван дер Аст пожелал передать в натюрморте мгновение времени один персик только что скатился со стола и падает: время здесь как бы остановилось.
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Его натюрморт «Стакан и лодка» нельзя назвать сюрреалистичным, скорее, он тяготеет к стилю импрессионизма. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Ну, раз начали, не отступать же. Cоставляя композиции натюрмортов, художникиXVII века сообщали им смысл, в котором философские понятия передавались с помощью определенной расстановки предметов. Одно из самых трудно передаваемых понятий — время. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
Я увидел пастельный, охристо-зеленый. Сразу по сырой имприматуре я закрашиваю умброй жженой (коричневый цвет) темные участки картины. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей.
В жанре натюрморта он был непревзойдён. Эту тенденцию пытается передать в своих натюрмортах «Селедка» и «Утренний натюрморт» Петров-Водкин. Так или иначе, но этот древний продукт наделен мифическим духом, подобно вину или хлебу, приготовление которых сопряжено с неким таинством. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. На картине Хеды «Завтрак с ежевичным пирогом» справа помещены карманные часы, воплотившие в себе безостановочный ход времени.
Вся картина в легкой атмосферной дымке. Удачно размещенное художественное произведение сразу становится центром внимания, подчиняя себе все остальные. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. В «Натюрморте с бокалом» нет привычных хаотичных мазков, здесь отчётливо различима и форма бокала и дерзкий фиолетовый цвет.
Заплатить натурщице нечем — вокруг голод и нищета. Наиболее выдающийся практик сюрреализма – Сальвадор Дали. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Разбитое стекло имело то же значение, что и пепел. Предметы изображенные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, религиозным или иным подтекстом.
Петров-Водкин умело располагает блестящий стакан в «центре гравитации» картины и применяет свой фирменный прием «сферической перспективы», заставляя нас рассматривать натюрморт с разных сторон: сверху, сбоку, справа и слева. Контурный рисунок готов.
Оно способствует созданию особой, доверительной атмосферы в помещении. Весь первый слой, должен быть немного светлее конечного результата, так как с наложением последующих слоев картина будет становится все плотнее и насыщеннее.
Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Прищуриваю глаза, чтобы не различать мелких деталей и вижу только цветные, крупные пятна. На первом плане его картины «Личные ценности» изображён бокал вместе с другими предметами первой необходимости. Художник специально написал натюрморт с той стороны, где и должен сидеть человек. Эдуард Мане стоял у истоков импрессионизма. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке.
Открыто и радостно улыбается жена Шагала, улыбается и он сам, сидящий у неё на плечах. Справа в глубине изображена таверна. В «Натюрморте с часами», ранее считавшемся работой испанского мастера Антонио Переды, часам отведена главная роль. Совсем другими эмоциями наполнена картина Анри Матисса «Красная комната».
Маринист Иван Константинович Айвазовский рисует ожидаемые сюжеты: морские волны, кораблекрушение, луч света, который как надежда на спасение появляется из-за мрачных туч Но обратимся к малоизвестному полотну Айвазовского «Возвращение со свадьбы». почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.
Картину «Купание красного коня» (1912 год), принесшую художнику мировую известность, отождествляют с судьбой России. Теперь обратим внимание на задний план. Возникает вопрос.
Описание картины «После боя» 1923 года дает понять зрителю, что художник пытается идеализировать образ гражданской войны. Единственным живым существом в застывшем мире, заполненном неподвижными мертвыми вещами, кажется этот маленький сатир: он упал на колено и склоняется под тяжестью большого круглого циферблата, едва удерживая часы на плечах. Прозрачное красное вино своим клубничным цветом более всего похоже на Пино Нуар.
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Мы как-будто парим над столом, находясь внутри сферы картины. На кого направлен взгляд собаки и чьи спички лежат на столе. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Каждая деталь тщательно выписана, но особое внимание художник уделил часам.
Предметы в этом натюрморте приобретают роль символа обозначения прошедшего времени. На одной из картин художник изобразил несколько опрокидывающихся ваз с цветами. На оригинале я вижу рассеянный дневной свет (возможно, от окна), а значит, нет ярко выраженных теней, как при искусственном освещении. Он видел красоту в обычных предметах и умел её передать так, чтобы у всех захватило дух. Как его изобразить. Это в свою очередь символизирует присутствие человека. Петров-Водкин любил обращаться к литературе в своих поздних произведениях («Пространство Эвклида» 1933 год) и создавать в них «вымышленные автобиографии».
В 1910 году автор создает собственную художественно-теоретическую систему, в которой пытается передать «живое смотрение» на окружающий его мир. Можно приступать к тонированию холста (имприматура). Как я это делаю. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. «Лазурью души изливающейся на холст» охарактеризовал своё творчество самый известный авангардист 20 века Марк Захарович Шагал.
Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Натюрморт голландского живописца Питера Класа«Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти» лишен яркого декоративного эффекта, однако и здесь присутствует течение времени. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Но, только ли этим интересны живописные полотна, выполненные в этом стиле.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Петров-Водкин часто использовал этот любимый прием русских иконописцев. Так, «Утренний натюрморт» можно описать, как некую «поэму» о пространстве и вещах в нем.
В картине «Тревога» 1934 года можно проследить «предчувствие» политики «большого террора» Сталина, а «Новоселье» 1937 года словно высмеивает бывших буржуев. Это, кстати, усложняет задачу написания, нежели с контрастом света и тени. Картины Виктории Кирдий и Марии Каминской называются одинаково просто: «Красное вино», но способы выражения абсолютно разные.