Позвольте-ка. И в самом деле, очень похоже, что и Петрову-Водкину и Семыкину являлась одна и та же муза. Сейчас его вспоминают больше как мастера театральной декорации и преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но при своей жизни он был знаменит именно как художник. На этом фоне не удивителен беспрецедентный расцвет науки и искусств.
Не составляет исключение и живопись. Особенно бурное развитие этот стиль получил в первой половине двадцатого столетия.
Это замечательный образчик примата формы над содержанием. Да что-то подобное мы только что уже видели. Вообще, большинство мировых религий пользуются символом рыб весьма широко. Получение искусственных волокон для лесок, сетей и других рыбных ловушек.
Вообще, достаточным основанием для причисления произведения к стилю «Рыбсолизм» я считаю обязательным наличие на полотне изображения пойманной рыбы. Вдохновленный этим произведением, я провел обширное историческое исследование, в результате которого я, не побоюсь этого слова, открыл целое направление живописи и фотографии, не выделяемое ранее и не рассматриваемое моими предшественниками.
Скажу даже больше. Прежде всего, необходимо отметить, что работа эта выполнена исключительно минималистично. Голландские мануфактуры и фабрики оснащаются передовыми технологиями и производят товары для всей Европы. Жаль, что такое бывало не часто.
Давайте мысленно перенесемся в Нидерланды той эпохи. Делаем тень на доске под рыбой кобальтом фиолетовым темным и умброй жженой. Во многих культурах соль символизирует богатство и дружбу. «Пиво и вобла» Петра Кончаловского, одного из основателей объединения «Бубновый валет». Этот способ сохранился у некоторых примитивных народов даже сегодня. Сюжет его, казалось бы, прост избит и тривиален.
Такое странное содержание натюрмортов, естественно, абсолютно не способствовало тому, чтобы их хотелось писать. Дальнейшее развитие цивилизации постепенно расширяло эти рамки. Но к счастью, ситуацию спасает фон. Недостающий элемент композиции сродни паузе в музыке. Голландские торговые компании действуют по всему миру.
Это тщеславие, алчность, некий эквивалент нижнего мира и царства мертвых. В общем виде это натюрморт, в котором в той или иной ипостаси выступает соленая рыба. Элемент рыбсолизма налицо, причем, полюбуйтесь, какой он красивый и непростой. Аналогично, добывание соли рассольным способом способствовало развитию зачатков химии.
Тоска и безысходность так и сквозят из каждого уголка этого произведения. Конечно, у этого символа имеются и негативные значения, зачастую соль отождествляется с жаждой, мучениями и страданием, это атрибут безжизненной пустыни и царства смерти. Вот представьте сами, что постановка сделана на черно-белом рубленом фоне газеты «Правда» или даже, еще страшнее, «Гудок». Вовсе не обязательно, чтобы рыба на полотне вообще была соленой. Точность подбора этого элемента композиции автором просто изумительна. Испокон веков соль была и остается одним из наиболее важных продуктов. Многие народы и культуры приписывают соли магическое значение. В целом, сочетание двух столь разноплановых и неоднозначных символов в едином термине «рыбсолизм» чрезвычайно красиво и остроумно.
Формальное описание стиля «Рыбсолизм» крайне просто, если не примитивно. В первую очередь это символ плодородия, размножения и любви. Маленькая страна на задворках Европы испытывает небывалый подъем. И это не удивительно. Встреча хлебом и солью – древнейшая традиция многих народов.
Я подошёл поближе и увидел, что это скомканная зелёная бумага. Корабли голландских мореплавателей бороздят океаны и открывают новые земли. Голландия присоединяет и основывает многочисленные колонии. Выполненная в жанре крайне лаконичного, на грани русского лубка, натюрморта, она, тем не менее, задевает за живое, вызывает в душе зрителя бурю самых различных эмоций и переживаний.
Конечно, есть и намного более тонкие авторские замыслы и их трактовки. Никакой рыбы, тем более соленой, мы в композиции не увидим. В революционном Петрограде 1918 года он пишет свой натюрморт «Селедка» без оглядки на старые каноны и застывшие классические формы. Слева, за рыбой — наоборот — тень и там мы используем те же краски но без белил, подмешиваем больше коричневого и фиолетового. Рассмотрим, к примеру, такую известную фреску, как «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Да-да.
Высокий художественный и смысловой уровень достигается здесь весьма скупыми средствами. Соляной корень второй части нового термина тоже древен, велик и многогранен. Даже наоборот. Архетип этого стиля – это, вероятно, только что пойманная древним человеком рыба, посоленная для дальнейшей сохранности морской водой.
Но это вовсе не так. Такова, вкратце история раннего рыбсолизма в Западной Европе.