Пышный букет увенчан листьями и тонкими стеблями, составляющими изящный узор. Там, благодаря своим «крестьянским интерьерам», написанным во фламандской традиции, близкой к творчеству Давида Теньера и других художников XVII в., Кальф быстро завоевал признание.
Одна из них, относящаяся к рубежу I–II веков н. э., была найдена в 1740-е годы недалеко от Аветинского холма в Риме. Годы жизни: 1620 – 1690. Главной и почти единственной темой его творчества были рыбы, даже лишь два их вида: щука и окунь. Таковы картины «Рыбы на столе», «Рыбы в корзине» (обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург), «Морские рыбы и краб» (Маурицхёйс, Гаага), где сверкание серебристой рыбьей чешуи подчеркивается блеском металлической посуды: кувшинов, блюд, мисок. Не менее красивы и букеты, написанные Хейсумом на светлом фоне. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды.
Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. Художник так правдиво и верно передает фактуру предметов, что нежно-розовые персики, сливы, абрикосы, виноград, пламенеющие зерна очищенного граната, орехи и спелые ягоды малины на ветке кажутся осязаемо реальными. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь. Уснувшая, неподвижная рыба на полотнах мастера выглядит необыкновенно выразительной. В 1640 году он был принят также в Делфтскую гильдию. Как следствие, голландцы неожиданно приобрели самый высокий уровень жизни в мире.
Творческое воображение помогает Бейерену постоянно находить оригинальные решения темы. Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом. Питер де Пюттер (до 1600 – 1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта.
Кунстхауз, Цюрих. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (162021 – 1690). Морской улов, вываленный из корзины на берег, включает – помимо рыб – крабов, омара, устриц, ракушек, морских звезд. Корнелия была известным каллиграфом и поэтессой. Однако это не так.
Ярким примером творчества Юриана ван Стрека является полотно «Закуска» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Ярким цветовым пятном выделяется красное вино, до половины заполнившее высокую рюмку.
Интерес к этому жанру художник воспринял от своего учителя, Питера де Пюттера. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. Самые успешные года его карьеры – это время работы в Гааге, благодаря этим работам он стал известным живописцем. Натюрморт «Закуска» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) восхищает своим красочным богатством, виртуозной передачей материальной сущности предметов: дорогой посуды из блестящего металла и стекла, сочных фруктов, пронизанных теплом летнего солнца.
Среди лучших работ художника — «Натюрморт с фруктами» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), свидетельствующий о необыкновенном колористическом мастерстве автора. Расцвет этого жанра закономерен в прибрежном городе, каким является Гаага. Состоит в том, что, например из 3 кг мяса лучшая его часть, но крайне незначительная используется в натуральном виде, в то время как остальная (большая) превращается в фарш и идет на котлеты.
Название происходит от французского слова эпиграмма, что означает — насмешка. Морской промысел очень много значил в хозяйстве Голландии и в жизни ее народа. Он показывает богатый улов рыбы на берегу, на столе, в корзине. Мало что известно о личной жизни Абрахама ван Бейерена.
Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Можно спорить о том, относятся ли эти произведения к жанру натюрморта (хотя выше уже упоминалось, что для голландских живописцев натюрморт — это не только изображение «мертвой натуры»), но в искусстве Голландии подобные композиции пользовались необыкновенной популярностью.
Большая каменная ваза полускрыта роскошным букетом. Работа в других городах, соприкосновение с иными художественными кругами, вероятно, послужили импульсом к увлечению Бейерена темой богатых десертов и букетов, — именно эти разновидности натюрморта чаще встречаются в его позднем творчестве. Каждый художественный центр разработал определенный тип натюрморта. Ярким примером великолепных натюрмортов является картина «Цветы» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанная Хейсумом в 1722 году. Виллем Кальф умер в возрасте 74 лет.
Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Всю свою жизнь он испытывал живой интерес к игре света и световым эффектам на различных материалах. Эти предметы привозили в Нидерланды из Америки, они были излюбленными предметами престижа достигшего благоденствия бюргерства. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. Первые изображения предметов в нидерландской живописи появились в рамках религиозной картины 15 века, где их присутствие имело глубокое религиозно-символическое значение.
Со Средиземного моря к ним везли соль, вино, лимоны, виноград и миндаль. Также он написал ряд цветочных пейзажей. Следует отметить, чтован Бейерен писал также морские виды. На заднем плане изображены серебряный кувшин с крышкой и бокал венецианского стекла. Кальфу однако было важно другое. У них родилось четверо детей.
Однако и натуральное филе и котлеты делаются абсолютно одинаковыми по форме и размерам и, кроме того, панируются одинаковой панировкой (обычно кляроподобным соусом), а непосредственно перед подачей к столу и те и другие изделия обжариваются во фритюре так, что приобретают одинаковый вид — порой и сам повар не может отличить мясо-филе от котлеты. Создавая разные композиции на одну тему, художник в одном случае размещает улов на берегу моря (Рыбы на берегу), в другом — располагает на кухонном столе (Рыбы на столе), в третьем подвешивает на крюке на стену (Рыбы в корзине). С таким же мастерством показаны и обычные домашние птицы: яркие утки, куры, горластые петухи, прогуливающиеся между гордыми «иностранцами» («Домашние птицы», «Птицы в парке», 1686 — обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Крабы и омар, виноград и дыпя – по том временам весьма изысканные кушанья.
Творчество Абрахама ван Бейерена принадлежит к вершинам голландского натюрмортного жанра. Так, для Утрехта характерен цветочный, для Гааги — рыбный, в университетском Лейдене сложился тип ученого натюрморта vanitas (суета сует), в Роттердаме предпочитали изображения кухонной утвари в интерьере, а в Харлеме — знаменитые завтраки. Не только состав предметов — сама живопись становится драгоценной в этих натюрмортах.
Натюрморты с цветами оставались популярными у голландцев и в следующем веке. Иногда Бейерен переносит свои рыбные натюрморты в закрытое помещение. Таким образом мастер добивался разнообразия цветовых нюансов и валеров. Эмблема, выполненная из разноцветных кусочков мрамора с добавлением смальты, показывает атрибуты Геракла — палицу, чашу для вина и маску героя, сделанную из темных камешков. В десертах дано изображение накрытого стола с драгоценной посудой и изысканными закусками. На передке повозки — три яблока.
Рядом с ним справедливо назвать Абрахама ван Бейерена. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии. В 1640-х годах он писал преимущественно морские пейзажи. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой.
Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Свет, падающий слева, выхватывает всю предметную группу и отделяет ее от темного фона.
В общей сдержанной гамме натюрморта рыбы создают звучный цветовой аккорд. На фотографии Натюрморт с омарами, холст, масло, 105x130. 1493 — ок. Пример тому – работа Рейчел Руиш.
Недаром торговля сельдью стала золотым дном Голландии, одним из важнейших источников богатства и процветания республики. Художник разместил цветы не хаотично, а с определенным расчетом: внизу располагаются самые крупные (розы, маки и др. ), над ними — более мелкие (тюльпаны, нарциссы).
Отец умер, когда мальчику было 6 лет. За веткой с лавровыми листьями стоит красивая белая фаянсовая ваза с синим рисунком. Тщательно продумана композиция прекрасного натюрморта «Цветы и плоды» (1723, Эрмитаж, Санкт-Петербург), где букет из алых маков и разноцветных гвоздик гармонично сочетается с лежащими на мраморном столе фруктами.
Он писал натюрморты. Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности — «memento mori» («помни о смерти»), служить предостережением о том, что все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи. Перед ними – китайское блюдо, на котором лежит бокал-румер.
Таков «Десерт» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), авторство которого ранее приписывалось художнику круга Яна Давидса де Хема, а затем живописцу Верендалю. Знаменитым мастером роскошных натюрмортов был художник из Делфта Виллем Калф. Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. Он был основателем гильдии художников в Гааге. Неумолимо отсчитывая бег времени, они свидетельствуют о бренности земной красоты.
В 1650-ые и 1660-е годы он рисует китайский фарфор, стекло, серебро и фрукты. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. поселился в Париже. От своего учителя Бейерен перенял интерес к изображению рыб.
Но вместо голой столешницы или льняной салфетки — бархатная скатерть вместо глиняной, оловянной или гладкой серебряной посуды — изощренно украшенные золоченые кубки и таццы, делфтский фаянс вместо сыра, булочки и ветчины — виноград, апельсины, устрицы. Особую прелесть композиции придают красиво изогнутые виноградные лозы. В XVII веке Амстердам стал крупнейшим торговым портом мира.
На первый взгляд, единственное содержание голландских натюрмортов заключается в любовании вещью. Внизу на выпавшем из вазы стебле сидит светлая бабочка — обычный элемент букетов Хейсума. Завоевав формальную независимость, натюрморт помнил о своих корнях. Но, создавая в 1722 году «Цветы», он изменил своему правилу и воспользовался темным фоном, благодаря чему выразительность нарядного натюрморта значительно усилилась. Эрмитаж). Бейерен очень внимательно фиксирует мельчайшие свойства вещей.
Он часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым. Каких только экзотических пернатых красавцев не встретишь в его композициях. Три картины из собрания ленинградского Эрмитажа позволяют составить представление о характере искусства Бейерена.
Ягоды и фрукты на его картинах кажутся только что принесенными из сада. Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. Свободная, почти эскизная манера письма придает изображению жизнь и движение, написанная жидкой краской чешуя отливает влажным блеском. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Цветовая гамма полотна основана на оттенках желтого (занавеска), оранжевого (апельсины), бело-голубого (ваза) и зеленого (бархатная скатерть). Лежащие на столе часы позволяют многим исследователям причислить этот натюрморт к типу vanitas («суета сует»). Частый персонаж его натюрмортов — муха, мирно ползущая по нежному лепестку тюльпана. Искусствоведы считают, что в ее пышном букете затесались бабочки и пчелы (что до меня, я бабочек вижу, а пчел – увы).
Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей.