Натюрморт с цветами настолько живописен сам по себе, что не требует многообразия дополнительных деталей. Наибольшее распространение в живописи получили натюрморт с фруктами, голландский натюрморт, натюрморт с цветами.
Маслом чаще всего рисовали экспрессионисты. К сожалению, на антикварном рынке ранние работы этих художников встречаются нечасто. Уже в Екатерининское время мейсенские букеты стали основным мотивом посудной росписи. Это единство живого и невоодушевленного, динамики и статики. Само слово натюрморт имеет французские корни и дословно переводится как «мертвая натура».
С той поры Тархов жил и работал в Париже. До сих пор на Мейсене выпускают предметы с изображением «цветов Саксонии», которые впервые появились на мейсенской посуде в середине XVIII века. Цветы – обязательный атрибут аллегории весны, белые лилии – символ чистоты и непорочности. Несомненно, самым сильным произведением, выделяющимся своим мастерством, является его натюрморт «Сирень». Его натюрморты имели у петербургской публики большой успех.
Цветы, овощи, фрукты». Его работы высоко ценили Бенуа, Малевич и Маковский. Увлечение созданием точных изображений не обошло и Россию. Теплотой и благодатью веет от натюрмортов с полевыми цветами, созданных Владимиром Георгиевичем Гремитских в самые разные годы.
Натюрморты (мертвая натура в переводе с французского) как самостоятельный живописный жанр изображающий предметы обихода, возник сравнительно недавно, в 17-ом веке. Абсолютно другое радостное настроение яркого солнечного дня проявляется в натюрморте Ломановой «Зелёные хризантемы». Юноша чувствовал в себе больший потенциал, вот таким образом решил отправиться в Париж. Тем не менее, коллекционеры живописи продолжали покупать картины старых «голландцев».
Работы периода XVII века были выделены в самостоятельное направление натюрморта с названием «Нидерландский». Он был изумлен, что миниатюры стали пользоваться большим спросом. Так или иначе, мозаика растительности использовалась в тематических сюжетах бытового жанра и украшала портреты незнакомцев, вплеталась в общую картину, создавала особую уютную атмосферу («Роза из роз» – сэра Лоуренса, «Джулия среди роз» и «Даниэль и Мадлен на террасе» – Д. Р. В тоже время среди акварелей Ломановой много работ с многофигурной композицией. Родители, видя, что ребенку нравится рисовать, отдали его в подмастерье к художнику.
Один из них – Николай Тархов.
Использованные в натюрморте предметы были созданы в начале XX века. Найта). Белая лилия говорила о непорочности. В натюрморте 1964 года розы яркого цвета контрастируют с общим холодным фоном, сразу приковывая внимание зрителя.
Они писали пейзажи с изображением цветущих растений или украшали унылые покои вазой с красивыми цветами, как на картине С. Бакаловича «Помпеянка». Тем более, как выяснилось, жизнь его была насыщенной и яркой. О символическом подтексте здесь не может идти и речи. Все усилия художника направлены исключительно на решение живописно-художественных задач. Знания первой позволят придать требуемое настроение. Еще один подобный вариант – «Натюрморт с цветами» эстонского живописца А. АГирва.
Особое внимание мастера уделяли розам. Такие картины всегда поднимают настроение, приводят мысли в порядок. Тот период славился аллегоричностью изображения знакомых и простых предметов, собранных на плоскости. Однако в 1795 году класс «цветов и плодов» прекратил свое существование, в стенах Академии не осталось места для цветочных натюрмортов. Его «Цветы» из антикварного салона «Александр-Арт» – образец абсолютного владения техникой мастеров прошлого, при совершенном отсутствии каких-либо подтекстов, пример салонной эстетской живописи. К сожалению, работы Толстого на антикварном рынке встречаются редко и стоят недешево. Для начала разберемся в том, чем так привлекателен этот жанр, а также почему особое внимание мы уделяем именно цветам изображенным на холсте.
К этому времени период расцвета жанра натюрморта уже прошел.
Такие полотна всегда яркие, выразительные и сразу обращают на себя внимание.
И если первоначально он рассматривался в качестве учебной постановки, то уже спустя столетие стал обретать большую смысловую наполненность. Каждая из них носила не менее колоритное название, чем само изображение – «Натюрморт с тортом», «Завтрак с крабом», «Натюрморт, с чайником» и т. д. Потрясающий эффект оказывает картина «Гурзуфские розы» (1969 г) с нежнейшим розовым кустом на фоне окутанных утренней дымкой крымских гор. Известны изображения цветов и фруктов, выполненные Алексеем Бельским и Иваном Фирсовым.
Он расписан изображениями дикорастущих цветов Дании, за основу взяты иллюстрации из труда о ботанике «Флора Даника». Такие картины, скорее всего, относятся к эпохе Просветления. В картинах «Букет белых роз», «Букет ромашек», «Ветка магнолии» художница воплощает романтические образы живого цвета, пронизанные светом колеблющиеся лепестки.
Эразм Роттердамский писал: «Любая вещь имеет два лица и лица эти отнюдь не схожи одно с другим. Снаружи как будто смерть, а посмотри внутрь – увидишь жизнь и, наоборот, под жизнью скрывается смерть, под красотой – безобразие, под изобилием – жалкая бедность, под позором – слава, под ученостью – невежество, под мощью – убожество, под благородством – низость, под весельем – печаль, под преуспеванием – неудача, под дружбой – вражда, под пользой – вред». Полевые цветы – это воплощение света и прозрачности. Большой популярностью пользовались десюдепорты (монументально-декоративные панно над дверью).
В основе таких картин может лежать изображение посуды, различных плодов, продуктов, предметов быта и письменности. В их творчестве натюрморт занимал значительное место.
Ярко-красный розовый куст в картине «Розы» (1985 г) с полностью раскрытыми бутонами на фоне сочных зеленых листьев выглядит роскошно и царственно в ярком солнечном свете. Почтительное отношение к нему сохранилось в английском и голландском вариантах названия. Творческое кредо Татьяны Леонидовны Волковой – «Мир прекрасен. » с особой силой проявляется в ее картинах «Георгины», «Белая сирень», «Белая азалия» и во многих других её цветочных натюрмортах.
Об Ирине Богдановой мало кто слышал, однако её работа в жанре цветочного натюрморта «Жёлтые тюльпаны» позволяет говорить об открытии состоявшегося художника, со свежим оригинальным взглядом в изобразительном творчестве. В начале XX века, когда натюрморт вошел в число самых популярных жанров живописи, сохранились художники, которые продолжали писать изображения цветов, придерживаясь традиций живописного языка «старых голландских мастеров». 6 лет – это тяжелые года безденежья, унижения, попыток выжить.
Все отражается во всем: малое в большом, а большое в малом. Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж.
Кашу «Натюрморт с розами, вишнями и виноградом», Я. Ф. Наибольшей популярностью пользовались «обманки» – картинки, которые создавали иллюзию прикрепленного к стене листа бумаги, вбитого гвоздя и т. д. Давайте рассмотрим, каковым может быть такой натюрморт.
Вот таким образом давайте немного узнаем о личности этого художника. Вместо слова «натюрморт» англичане используют словосочетание «still life» (спокойная жизнь), а голландцы – «Stilleven» (остановившаяся или замерзшая жизнь). К началу XX века красочно-цветочная феерия стала столь привычной, что сами фарфоровые предметы стали частью цветочных натюрмортов Кустодиева, Головина, Судейкина, Петровичева, Клевера (сына). Нередко на холст переносятся и королевы флоры – розы.
Самые последовательные русские сезаннисты – художники объединения «Бубновый валет» : Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк, Гончарова, Осмеркин. С середины XVII века, как отдельный жанр живописи, выделился цветочный натюрморт. Атласы с изображением растений и цветов Европы заинтересовали и художников по фарфору. Но на фоне этого всего разнообразия наибольшее внимание завоевал именно натюрморт с цветами, который одновременно передает статику бытовых предметов (чаще всего в этой роли выступает ваза) и жизнь, которая находится в бутонах изображенных на полотне.
В России было много их последователей. «Мертвую природу» и рисовали русские художники в XVIII веке. В этом отношении показательна работа Федорова 2-го из антикварного салона «Русская усадьба». Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte).
Чистотой и нежностью первого трепетного чувства веет от ранней работы мастера «Белые флоксы» (1957 г). Это эффектная картина, но не более. Белая роза свидетельствовала о платонической любви, а красная – о плотской. Лучшие работы в этом стиле были созданы Федором Толстым.
Цветы «прижились», но русские художники отказались от точной передачи анатомического строения растений. Драгоценные серебряные сосуды олицетворяли богатство. Чтобы удовлетворить запросы столичных любителей живописи, Хруцкий вынужден был писать копии со своих же работ иногда внося «новые» детали: подсвечник с горящей свечой, тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью.
Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»). Идеальны для гостиной, спальни. Один из них – А. А. После окончания Академии художествБакалович уехал в Италию, где и остался навсегда. ван Дил «Натюрморт из роз в стеклянной вазе», Я. Фантин-Лаур «Букет из роз и настурций» и др. ).
Работы выпускников класса «цветов и плодов» Петербургской Академии художеств середины XVIII века являются хорошей иллюстрацией происходивших перемен. Акварель Ирины Ломановой «Композиция с одуванчиками» с тонкой наблюдательностью и поэтичностью передаёт разные состояния природы с ее зарождением, расцветом и последующим увяданием. В натюрморте «Бабье лето» художника Александра Николаевича Еня чувствуется близкое дыхание осени в несколько холодных тонах хризантем. Картина «Розы», написанная в 1964 году с крайне насыщенной композицией отличается от картины «Розы» написанной через двадцать лет (1985 г. ) выполненной в другом колорите.
Эмблематические сборники издававшиеся на протяжении всего XVII века, являлись хорошим пособием в расшифровке картин. Эти произведения рассматривались как эмблемы, например, «великий букет или связка цветов» обозначал «Токмо отечество мое мне нравится».
Картины были вкусными и живыми. Сочетание старых живописных приемов и современных предметов привело не столько к смешению стилей, сколько придало произведению аромат вневременности, что и было одной из задач живописцев, подражавших «старым мастерам». Кто о чём, а я снова о цветах. Они – свидетельство большого художественного таланта художника. Они динамически сместили и уравновесили живописные массы, в угоду художественной целостности деформировали, но не разрушили сами вещи.
Большое развитие это направление получило среди германских народов. Такие произведения всегда изысканны, роскошны, от них веет праздничной атмосферой. Они никогда не стремились сотворить нечто новое или воссоздать реальность. Нововведение пришлось по вкусу.
И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Влияние Сезанна, Ван Гога ощущается в картине Николая Тархова «Натюрморт.
Это наиболее понятное повествование простым мамушкам и тетушкам. «Натюрморт» в переводе с французского означает «мертвая природа». В начале XVIII века натюрморт как самостоятельный, но «низший» жанр возник и в России.
Увядший цветок намекал на исчезновение чувства, а чертополох связывали с понятием зла. Мастером кисти среди них был Винсент Ван Гог. Новаторами в этой области стали мастераМейсенской мануфактуры. С 1830-х годов ученики и выпускники Академии начинают самостоятельно создавать полотна в стиле «старых мастеров». Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др. Цветами украшали шляпку или платье дамы, они могли оказаться в руках у юной красавицы.
На картине «Натюрморт с полевыми цветами» скромный букетик полевых цветов в глиняном горшочке на голубенькой скатерти в углу деревенской избы трогает душу каждого человека своей безыскусственной красотой. Харламов – известный русский портретист, с 1869 года проживавший во Франции.
Вскоре сложилась школа художников, специализировавшихся на абсолютном (фотографическом) изображении растений. Каждое полотно содержит множество «оживляющих» подробностей – по кожице плодов ползают насекомые, листья растений проедены гусеницами, на гусениц охотятся лягушки, – но главное в другом: картины пропитаны особым духом, объединены некой идеей, которая и создает ощущение совершенной гармонии. И вот почему. Куда больше их увлекали стилизации в духе живописи мастеров прежних времен (в данном случае голландских). В конце XVIII века в Копенгагене был создан знаменитый сервиз «Флора Даника», насчитывавший более 1500 предметов. Однако сам художник довольно низко ценил эту работу.
Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением.
В упрощенной форме это можно было бы назвать теорией теизма – сознанием того, что весь мир пронизан божественной энергией.