Натюрморт с красивыми бутылками и интересными наклейками — прекрасный повод поупражняться в изображении надписей и мелких графических деталей карандашом.
Вытираю светлые места до белого холста. Двигающиеся были столь же болезненны и сумрачны, как и неподвижные гипсовые слепки. Это, возможно, придало бы им хоть какую-нибудь жизнь. Можно приступать к тонированию холста (имприматура). Единственный на улице, вечно умирающий фонарь еще не был зажжен.
И, конечно же, важно образное решение картины. В его «Двойном портрете с бокалом вина» он восторженно воспевает свою привязанность к жене, ставшей ему настоящей музой. Позолота с короны и ожерелья облезла и у сфинкса был усталый вид.
Это картина – лирический гимн любви и нежности. Коллекционирование вин, помимо антикварных вещей – давнее хобби художника. Эти пятна составляют в своей смеси некий тон. Я часто записываю свои мысли, а потом начинается поиск композиции.
Идти ему было недалеко. Случайно или нарочно художник приравнял бокал к самым необходимым вещам. Надо сказать, что это весьма характерно для англичан, они первыми в мире оценили вкус французских вин и первые винные аукционы, так распространившиеся сейчас повсюду, проводились в Англии.
От горячих щей и водки по желудку разлилось гнилостное блаженство, все как-то удалилось, расплылось в полутьме, за спиной слышались чавкающие звуки втягиваемых в себя сквозь бороды щей и беседы какой-то компании, усевшейся за столик сзади, тени и мысли были вялые, липкие, но не злые и не агрессивные, как сонные мухи. Ну да это можно было и не говорить — достаточно посмотреть на его работы. Фон был гладким, одноцветным, вневременным, подчеркивающим объемную осязательность предметов. В этом случае один центр должен подчиняется другому. Прозрачное красное вино своим клубничным цветом более всего похоже на Пино Нуар.
Единственный на улице, вечно умирающий фонарь еще не был зажжен. Жил он на острове, на одной из дальних линий. Не плоть, а убоина. Натюрморт всегда был для художников творческой лабораторией. Обычно композиция имеет один центр.
Без насмешек или преувеличений перед зрителем возникает живой образ семейной пары, где муж пытается отвести руку с заветной бутылкой подальше от жены.
Эдуард Мане стоял у истоков импрессионизма. Обозначения тел, обозначения жизни, обозначения красоты. У Антиноев и Аполлонов лица были болезненными, несчастными. Было тихо, так тихо, что слышалось хлюпанье грязи под быстро промокающими сапогами и тишина только подчеркивалась лаем собак во дворах, кажущимся очень далеким и придававшим сгущающейся городской тьме привкус деревенской заброшенности.
Ценные, хотя и потертые переплеты мешались с откровенной рванью. "Для меня самое главное в работе — это композиция. Как я это делаю. Предметы натюрморта словно «смотрят» в разные стороны, двигаются и крутятся вокруг своей оси. Она тоже была очень проста. Странный это натюрморт.
Это был не воздух, а сырость. Петров-Водкин твердил ученикам: «натюрморт – одна из острых бесед живописца с натурой.
Причиной тому система «планетарности», которую придумал К. С. Возникает вопрос. Еще знаю, что написан он был где-то в середине девятнадцатого века. В жанре натюрморта он был непревзойдён. Быстро темнело.
Он — настоящий ценитель, знаток и коллекционер лучших вин мира. Открыто и радостно улыбается жена Шагала, улыбается и он сам, сидящий у неё на плечах. Соученики, усевшись с листами бумаги вокруг антиноев и аполлонов, столь старательно скрябали грифелями и мелками, что невыносимый скрип наполнял серое пространство класса. Ну вот просто такая у него специализация — вино. Жил он на острове, на одной из дальних линий.
В «Натюрморте с бокалом» нет привычных хаотичных мазков, здесь отчётливо различима и форма бокала и дерзкий фиолетовый цвет. В этом полотне прославленный лидер фовизма передаёт свои эмоции через цвет и форму. Полотно «Натюрморт с бутылками» свидетельствует о неподдельной искренности и зоркой наблюдательности художника. Он согрелся и кожа ощутила влажную, теплую неопрятность белья. Быстро темнело. Но таков его образ жизни — вино, живопись, путешествия.
Чтобы показать, разумеется, что будни далеко не серые. Ещё две бутылки «уходят» за мизансцену, но взгляд успевает уловить и цвет и прозрачность их содержимого. Темнота быстро съедала пространство нелепо прямых улиц с приземистыми домами, выделяя редкие бледные освещенные окна. Иногда два центра. На первом плане его картины «Личные ценности» изображён бокал вместе с другими предметами первой необходимости.
Картина, впечатывающая конкретный момент постоянно меняющегося времени в вечность, была столь же маняще притягательна, как кусок золотистой смолы, залившей несчастную юркую ящерицу тысячи лет тому назад и сохранившей ее навсегда во всей красе последних ее мучений. Всю жизнь он пишет только одно — вино. Натюрморты с бутылками в стиле и технике малых голландцев. И предметы, сохраняя всю свою характерную конкретность, пребывают как бы во вневременном бытии, являясь знаками данных предметов вообще, утверждая, что внутренние законы «малого космоса» по-своему зависимы и суверенны.
Общая безглазость делала их одинаково печальными. Я вообще ничего не знаю про эту картину и никто ничего не знает. Самые простые предметы ежедневного обихода в его фирменной гамме «серые будни».
Он видел красоту в обычных предметах и умел её передать так, чтобы у всех захватило дух. Они вписаны в пространство комнаты с изменёнными пропорциями.
И потому он часто ставил натюрморты своим ученикам, убеждал их писать и писать. Тепло и не больно. Это, кстати, усложняет задачу написания, нежели с контрастом света и тени. В пику голландским натюрмортам, на которых царит раблезианский беспредел Знакомьтесь, «мастер тишины» Джорджо Моранди.
Картины Виктории Кирдий и Марии Каминской называются одинаково просто: «Красное вино», но способы выражения абсолютно разные. Трактирное блаженство снова вернулось, все было хорошо. Наконец собрался, быстро расплатился и вышел.
Но скорее их внутренности напоминали по цвету куски говядины из лавки, залежавшейся, затхлой. «Лазурью души изливающейся на холст» охарактеризовал своё творчество самый известный авангардист 20 века Марк Захарович Шагал. Комната была в одно и то же время забитая и пустая. В процессе поиска я также определяю, где должен быть центр композиции. Делаю маленькие рисунки карандашом или шариковой ручкой.
Бельгийский сюрреалист Рене Магритт прославился изобразив трубку с подписью «Это не трубка» (Ceci n39est pas une pipe), заставляя зрителя не верить глазам и опровергая привычный взгляд на вещи. Картина была удивительна. Прищуриваю глаза, чтобы не различать мелких деталей и вижу только цветные, крупные пятна. Мощная композиция является фундаментом картины.
Сразу по сырой имприматуре я закрашиваю умброй жженой (коричневый цвет) темные участки картины. Картина, впечатывающая конкретный момент постоянно меняющегося времени в вечность, была столь же маняще притягательна, как кусок золотистой смолы, залившей несчастную юркую ящерицу тысячи лет тому назад и сохранившей ее навсегда во всей красе последних ее мучений. Только не надо думать, что это просто хобби богатого чудака.
Петров-Водкин. Это не малые голландцы — посмотрите на годы, обозначенные на бутылках. Я увидел пастельный, охристо-зеленый. Маринист Иван Константинович Айвазовский рисует ожидаемые сюжеты: морские волны, кораблекрушение, луч света, который как надежда на спасение появляется из-за мрачных туч Но обратимся к малоизвестному полотну Айвазовского «Возвращение со свадьбы».
И предметы, хотя и простые, но не примитивные. Я этого не знаю. Пустой бокал в натюрморте «Рыба» заманчиво прозрачен и кажется, что через несколько мгновений он будет заполнен из рядом стоящей бутылки, оплетённой лыком как кьянти и картина оживёт и начнётся гастрономическое действие. В натюрморте ещё одного из основателей импрессионизма Клода Оскара Моне предметы не имеют столь наглядной реалистичности, а написаны более смелыми мазками. Совсем другими эмоциями наполнена картина Анри Матисса «Красная комната».
Полотно Людмилы Скрипченко «Брызги красного молодого вина» похоже на живопись авангардистов, а винная тема в творчестве Леонида Афремова, Александра Сигова и Сергея Минаева звучит настолько по-разному, что картины сложно сравнить. Наиболее выдающийся практик сюрреализма – Сальвадор Дали. А быть может и позже, как добавляют знающие люди, рассматривая форму граненого стакана. Для Голубятникова важно передать пространственные отношения между предметами.
На оригинале я вижу рассеянный дневной свет (возможно, от окна), а значит, нет ярко выраженных теней, как при искусственном освещении. Центральное место картины занимает бутылка с красным вином и бокал. Вся картина в легкой атмосферной дымке.
Ну, раз начали, не отступать же.
В этой-то бутылочке и заключён источник веселья и вот таким образом эта маленькая деталь становится главным акцентом в картине, активной точкой, вокруг которой разворачивается всё остальное действие. Крайне необычный художник. Кстати, коммерчески весьма востребованный автор.
Его натюрморт «Стакан и лодка» нельзя назвать сюрреалистичным, скорее, он тяготеет к стилю импрессионизма.