Как и в оригинальном варианте натюрморта, рыбу необходимо расположить посередине. К числу мастеров рыбного натюрморта можно причислить Алберта Кёйпа (1620—1691), более известного в качестве пейзажиста. Возможно, учеником ван Бейерена был Исаак ван Дюйнен (1628—1677/1681), также разрабатывавший две основные темы рыбного натюрморта— «рыбы на берегу» и «рыбы на столе». Не только в праздники но и в будние дни вы можете порадовать себя и своих близких вкусной запеченной рыбой «Натюрморт», поскольку весь процесс приготовления не займет у вас много времени.
Натюрморт с рыбами – жанр живописи. Натюрморт, РЫБА. Сегодня мы напишем необычный натюрморт с рыбой. «натюрморт с рыбами».
Для такого натюрморта стоит выбрать холст небольших размеров 30 х 30 см или можно написать какую-то длинную рыбу (щуку, например) на холсте 30 х 50 см.
Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам.
Отказ от них – один из способов спасти душу. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. На заднем плане – графин с вином, что подчеркивает гастрономический характер натюрморта. Необходимо заинтересовать их творческой работой на основе декоративных приемов им важно научиться сочинять и выстраивать композицию.
Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). За столом у огня сидит веселая компания, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похотью. И в самом деле, очень похоже, что и Петрову-Водкину и Семыкину являлась одна и та же муза.
Испокон веков соль была и остается одним из наиболее важных продуктов. Все предметы изображены фронтально. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Прежде всего, необходимо отметить, что работа эта выполнена исключительно минималистично. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Но это вовсе не так. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке.
Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Голландские торговые компании действуют по всему миру. Как правило, натюрморты были выдержаны в тёмных тонах, с преобладанием серо-коричневой гаммы. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Даже наоборот. Вовсе не обязательно, чтобы рыба на полотне вообще была соленой.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Формальное описание стиля «Рыбсолизм» крайне просто, если не примитивно. В европейском искусстве приблизительно с XV века получили распространения изображения, призванные создать иллюзию трёхмерности.
Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73.
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Художники стремились не только максимально натуралистично изобразить убитых животных и птиц, но и передать фактуру и краски птичьего оперения. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует».
В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39.
Использование металлов, сначала бронзы, а потом и железа, необходимых для изготовления рыболовных крючков. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Вообще, достаточным основанием для причисления произведения к стилю «Рыбсолизм» я считаю обязательным наличие на полотне изображения пойманной рыбы. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.
Недостающий элемент композиции сродни паузе в музыке. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Давайте мысленно перенесемся в Нидерланды той эпохи.
Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Но к счастью, ситуацию спасает фон.
На эти мысли также направляет большая металлическая кастрюля стоящая рядом и половник. Сюжет его, казалось бы, прост избит и тривиален. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63.
Это тщеславие, алчность, некий эквивалент нижнего мира и царства мертвых. Это замечательный образчик примата формы над содержанием. На этом фоне не удивителен беспрецедентный расцвет науки и искусств. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82.
Корабли голландских мореплавателей бороздят океаны и открывают новые земли. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. В революционном Петрограде 1918 года он пишет свой натюрморт «Селедка» без оглядки на старые каноны и застывшие классические формы. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Рассмотрим, к примеру, такую известную фреску, как «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
Во многих культурах соль символизирует богатство и дружбу. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых.
Справа в глубине изображена таверна. К 1650-60 годам, в творчестве Виллема Кальфа и Абрахама ван Бейерена, натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер, становясь роскошнее и пышнее и поражая богатством колорита. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. В первую очередь это символ плодородия, размножения и любви. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Точность подбора этого элемента композиции автором просто изумительна. Каждый предмет имеет четкую форму и определенное местоположение. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Жаль, что такое бывало не часто.
Во многих древних представлениях все живое происходит из воды, зачастую эти поверья особо выделяют демиургическую роль рыб в сотворении мира. И это не удивительно. «Пиво и вобла» Петра Кончаловского, одного из основателей объединения «Бубновый валет». Многие народы и культуры приписывают соли магическое значение.
Да что-то подобное мы только что уже видели. Элемент рыбсолизма налицо, причем, полюбуйтесь, какой он красивый и непростой.
В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь.
Одна луковица уже разрезана и говорит о близости пиршества. Однажды я решил изучить странный зелёный овощ в натюрморте. Скажу даже больше.
Никакой рыбы, тем более соленой, мы в композиции не увидим. Маленькая страна на задворках Европы испытывает небывалый подъем. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус.
Конструкция ножа тоже упрощена, сделан акцент на удлиненной форме. Выполнить композицию на тему «Декоративный натюрморт» не просто имея всего один учебный час в неделю. Мысли о готовящейся ухе навевают лежащие на столе лавровые листики и репчатый лук. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон.
Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Я подошёл поближе и увидел, что это скомканная зелёная бумага. Предлагаемый мастер-класс разработан для факультативных занятий взрослых учащихся по программе двухлетнего обучения.
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Делаем тень на доске под рыбой кобальтом фиолетовым темным и умброй жженой. Этот способ сохранился у некоторых примитивных народов даже сегодня.
Так, вначале на надгробьях, а позднее и на реверсе заказных портретов было принято изображать человеческий череп5354. Красный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью из-за своего местоположения в букете сменил трактовку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа Еще в Средневековье считалось, что цветы мака выросли на земле, орошенной кровью Христа.
Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди.
И вот таким образом, когда в аудитории неожиданно появлялся интересный, красочный натюрморт, это было как чудо. Да-да. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87.
На переднем плане лежит деревянный кухонный нож. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой – раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение.
Теперь обратим внимание на задний план. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Особенно бурное развитие этот стиль получил в первой половине двадцатого столетия. Такова, вкратце история раннего рыбсолизма в Западной Европе.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Позвольте-ка.
Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. В общем виде это натюрморт, в котором в той или иной ипостаси выступает соленая рыба. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Конечно, есть и намного более тонкие авторские замыслы и их трактовки.
Луковицы потеряли индивидуальность, они изображены в виде окружностей. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи.
В целом, сочетание двух столь разноплановых и неоднозначных символов в едином термине «рыбсолизм» чрезвычайно красиво и остроумно. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Соляной корень второй части нового термина тоже древен, велик и многогранен. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон.
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. В целом организованный предметный мир рассказывает о сюжете натюрморта.
Но форма подачи такова, что даже визуальное объединение двух неразрывно связанных друг с другом понятий, не создает предвкушения буйства вкуса и ожидания праздника. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности.
Голландия присоединяет и основывает многочисленные колонии. Вообще, большинство мировых религий пользуются символом рыб весьма широко. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Вот представьте сами, что постановка сделана на черно-белом рубленом фоне газеты «Правда» или даже, еще страшнее, «Гудок». Получение искусственных волокон для лесок, сетей и других рыбных ловушек.
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Не составляет исключение и живопись. Высокий художественный и смысловой уровень достигается здесь весьма скупыми средствами.
Встреча хлебом и солью – древнейшая традиция многих народов. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Тоска и безысходность так и сквозят из каждого уголка этого произведения. Аналогично, добывание соли рассольным способом способствовало развитию зачатков химии.
Дальнейшее развитие цивилизации постепенно расширяло эти рамки. Такого рода произведения, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла первостихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висевшие в одной комнате. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven).