Большинство бытовых натюрмортов относится к первой половине и середине XIX века. Волошинова. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол.
Подобные мотивы привлекали и голландского художника известного нам как Монограммист AL. Шувалова, оказывается не только живописной фигурой, но и каминным экраном. В Предтеченской церкви Ярославля находится фреска «Пир Ирода», на которой можно увидеть огромный стол, заставленный тарелками, кубками, столовыми приборами и разнообразной снедью. Возвращение к предельной достоверности живописи в движении фотореализма, зародившемся в Европе и США в конце 1960-х, породило множество первоклассных, но анахронистских для эпохи культурной революции и молодёжного бунта вещей (не даром сами фотореалисты так часто вспоминают Золотой век голландской живописи). Множество натюрмортов можно увидеть в творческом наследии Винсента Ван Гога, Поля Гогена.
Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Почти в каждом крупном голландском городе появлялся свой тип натюрморта. Математические и другие приборы точных наук художник показал сваленными в отдалении как ненужные человеку, главное призвание которого — «играть на басу». Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи.
В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы «земной суеты» (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события. Таково полотно «Цветы, бабочки и змеи» (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Натюрморт здесь предстает «в образе ландшафта», напоминая о композициях XVIII столетия. Они лежат на столе, на полке и даже на полу. Именно потому название «stilleven», появившееся после 1650 года, точнее, чем выражение «nature morte» («мертвая природа»), отражает суть произведений, созданных живописцами Голландии. Первоначально картины появились в религиозном обиходе. О личности этого мастера ничего не известно.
Стрелковского «Крестьянка с овощами» и картина «Разносчик фруктов» В. И. Композиции с атрибутами научных и художественных занятий, постановки с цветами и плодами, кухонными и столовыми принадлежностями выражают полноту «тихой жизни» вещей их внешнюю красоту и смысловую значительность.
До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Среди его лучших работ — «Натюрморт на швейном столике» (1868, Художественный музей Атенеум, Хельсинки). Харламов – известный русский портретист, с 1869 года проживавший во Франции. На IX Передвижной выставке 1881 – 1882 годов внимание публики привлекла картина К. Е. Теплов и Т. Ульянов. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др.
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Но есть здесь и исключения. Написанная в традициях фламандского искусства, картина Маковского все же трогает душу зрителя. С. Н.
Художник много путешествовал по Европе, побывал во Франции, Англии, Италии. Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). С 1830-х годов ученики и выпускники Академии начинают самостоятельно создавать полотна в стиле «старых мастеров натюрморта».
По точному определению Д. В. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди.
Одни исследователи высказывают предположение, что на портрете изображен подьячий Алексей Васильков известный своим пьянством, другие считают, что это один из членов «всешутейшего собора» и предметы на столе — атрибуты одного из веселых ритуалов, придуманных Петром I. Вещи, представленные на портретах XVIII века, помогали авторам характеризовать модели. Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». Среди них — сосуды и кувшины, череп и глобус. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе— «тихая, неподвижная жизнь». Здесь также можно найти и натюрморты русских авторов интерес представляют картины «классиков» советского искусства (Н.
И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Например, «Натюрморт с книгами», выполненный П. Г. Богомоловым, вставлен в иллюзорный «книжный шкаф» и посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина. Галерея Нэнси Хоффман, Нью-Йорк). Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище.
Тем не менее Теплова, равно как и его товарища по школе Феофана Прокоповича Т. Ульянова, не раз приглашали к выполнению крупных государственных заказов. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Термин «застывшая жизнь» (голл. Зритель чувствует, что увлеченность передачей разложенной на столе снеди (даров моря, разнообразных овощей и фруктов) возобладала над стремлением охарактеризовать людей, занятых выбором продуктов.
Первая половина XVIII столетия – время расцвета «ученых» натюрмортов. Большие книги лежат на столе и на полу. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Очень интересна его картина «Битая птица в нише», хранящаяся в Эрмитаже.
В том, как составлены цветочные букеты в композициях Миньона, чувствуется тонкий художественный вкус и необыкновенное колористическое мастерство («Цветы в вазе», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. У золоченого кресла — шпага в роскошных ножнах.
Одним из самых необычных произведений своего времени в этом отношении является «Отражение в зеркале» из собрания Русского музея, где мир предметов взаимодействует с призрачным пространством зазеркалья. Принять участие в решении этих непростых вопросов авторы выставки предлагают зрителям. Картина выполнена в единой коричнево-серой гамме, характерной для всей голландской живописи этой эпохи.
stilleven, нем. Младший соотечественник Клементи, художник Кристофоро Монари (1667–1720), написал полотно «Натюрморт с письменными принадлежностями», ныне хранящееся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. Кабаков, М. А.
Все они поражают великолепной избыточностью природных мотивов. Уже в конце XVI века в творчестве живописцев Голландии появились новые мотивы. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. 244244 см).
Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Строгановым (Строгановское училище). Значительный вклад в развитие немецкого натюрморта внес Георг Флегель (1566–1638).
Именно вот таким образом Сезанна выглядят монументальными. Лишь в 1730–1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты. Тем не менее на протяжении следующего столетия «цветы и плоды» оказались ведущей темой в натюрмортной живописи, отразив ведущие стилевые тенденции. Тем и хорош жанр натюрморта.
Развиваясь в общеевропейском контексте, отечественная живопись «цветов и плодов» испытывала значительное влияние произведений европейских мастеров. Актуальное искусство, которое представляют И. Г. Картина Волошинова «Жизнь во ржи» погружает зрителя в созерцание жизни у корней высоких растений. Например, В. Д. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует».
Богатые горожане предпочитали охоту на зайца, а крупные землевладельцы с триумфом везли домой лебедей и фазанов. Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Роскошным садовым цветам посвятил множество своих картин Абрахам Миньон (1640–1679), немецкий художник, работавший в Голландии, в Утрехте. Мастер тщательно выписал все: гусиное перо, карандашик, циркуль, транспортир, перочинный ножик, счеты, листы бумаги, свечу в подсвечнике. Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. У золоченого кресла – шпага в роскошных ножнах.
Художник отбрасывает умозрительность пространства, переключая внимание зрителя от глубинного погружения в построенную художником «сценическую коробку» на осознание им своего собственного окружения (будь то городская улица или залы галереи). Со временем романтический образ приобрел более демократическую и даже социальную окраску. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества.
Кухонные натюрморты есть и в творчестве Ф. Рейкхалса, работавшего в Мидделбурге и Дордрехте, а также в наследии роттердамского художника Хермана Сафтлевена Младшего (1609–1685). В эрмитажной коллекции хранится картина неизвестного художника, получившая название «Торговец рыбой». В том, как Сафтлевен передает освещение, чувствуется влияние Рембрандта.
Вскоре этот жанр получил широкое распространение в странах Западной Европы. Однако со временем эпитет «малый» приобрел характер уничижительного, а период XVIII и XIX веков рассматривается лишь как предыстория блестящего расцвета натюрморта в начале XX столетия. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. В России круг поклонников жанра оказался весьма широким. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Сверчкова. Весь первый план заполнен разнообразными атрибутами профессии. Примечательным явлением в русской живописи XIX столетия стали так называемые «фигуры с плодами».
Тем не менее, Венецианов призывал своих воспитанников тщательно прорабатывать не только лица и фигуры людей, но и окружающие их вещи. Вместе с тем огромное значение имело научное изучение всевозможных «натуралий». Многие мастера, работавшие в этом жанре испытали влияние голландского натюрморта.
Крупнейшим мастером, работавшим в этом жанре, был Франс Снейдерс, учившийся у Питера Пауля Рубенса. Есть он и среди работ А. В. Садовников, И. Михайлов.
Именно его большинство исследователей считают основоположником этого жанра. Выразительный образ аскетичного застолья создан в «Натюрморте с селедкой» из коллекции Ярославского художественного музея.
Эти произведения рассматривались как эмблемы, например, «великий букет или связка цветов» обозначал «Токмо отечество мое мне нравится». Среди работ последнего широко известно полотно «Внутренний вид крестьянской хижины» (1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Интересный взгляд на физическое устройство наружной рекламы, предстающей в лучах яркого солнца подобно каллиграфическому узору, даёт англ. Роберт Коттинхэм, р. 1935: Roxy, 1972 (холст, масло 199, 5199. 5 см). Натюрморты писали в основном непрофессионалы, создававшие акварели с цветами, ягодами, фруктами, грибами.
Холст, акрил 102, 8103. 5см. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. 1914. Легашов, Ф. Г.
Произведений Блума сохранилось немного. Якоби, где прекрасную продавщицу сменил плутоватый коробейник. Он сумел увидеть в простых, непритязательных мотивах очарование и поэзию. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. В искусстве Франции расцвет натюрмортного жанра начался несколько позже, чем в Голландии, Фландрии, Испании и Италии, — в XVIII столетии.
Но композиционное решение его полотна «Ученый в своем кабинете» несколько иное. Все рассмотренныеСезанном направления в дальнейшем были дополнительно изученыЖоржем Браком и Пикассо при разработке аналитического кубизма. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры.
Скрик поселил в нем различных пресмыкающихся и насекомых. В русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью. Ван Даль и Симон Сен-Жан, немцы Г. Галлер-Фион и Леопольд Штоль. Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). На столе лежит все купленное ею.
Запечатленные на листах отдельные экспонаты еще нельзя назвать натюрмортами в полном смысле этого слова. Пол устилает ковер с ярким орнаментом.
Подсвечник, графин, стакан. Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи. Примерно в это же время появились и первые охотничьи натюрморты с битой дичью. Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Торжественной, почти нарочитой пышностью отличаются работы В. И.
Возможен ли диалог далеких друг от друга эпох в таком консервативном жанре, как натюрморт. Прежде скромные «завтраки» превращаются в красочные картины, на которых зритель видит покрытые ковровыми скатертями столы с разложенными на них дорогими предметами. Приемы иллюзорности, разработанные немецким мастером, в дальнейшем были использованы живописцами XVIII столетия, увлекавшимися созданием натюрмортов-«обманок». Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия.
и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию— либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо— в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Еще один подобный вариант – «Натюрморт с цветами» эстонского живописца А. А Гирва. Скорее это живописный рассказ о жизни самих предметов и их незримых хозяев. В основе интереса к данным темам лежит образ жизни голландцев, которые на маленьких участках земли, отвоеванных у морской стихии, выращивали самые разнообразные растения. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды.
Среди них – П. Титов, В. Д. Холст, масло 5546см Букет цветов в сером кувшине. Большого мастерства в создании натюрмортов-«обманок» достигли Г. Н. Теплов и Т. Ульянов. При этом рисунки становились основой для создания декоративных росписей и орнаментов.
В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок» (trompe lil). Ботаники Лейдена собирали подходящий природный материал и исследовали его в лабораториях. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Гораздо привлекательнее для русских любителей искусства стали натюрморты с приметами повседневной жизни. Так, в стремительно развивающемся Харлеме сформировался тональный натюрморт, а в Амстердаме, главном центре культурной и хозяйственной жизни страны, успехом пользовались «десерты» Ю. ван Стрека и В. Калфа, пришедшие на смену скромным «завтракам» П. Класа и В. К. Хеды. Дошедшие до нас произведения, литературные свидетельства и архивные материалы свидетельствуют, что к жанру были причастны многие русские художники, прежде всего – академические воспитанники, получавшие за свои картины звание «неклассного» (свободного) художника. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом.
Интересно композиционное решение этой картины. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Стены жилища украшены пейзажами.
Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Грубая плетеная корзина с овощами стала одним из основных «героев» натюрморта И. Михайлова, лубяной короб участвует в постановке Ф. Г. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Пульсация передается художником короткими перекрещивающимися штрихами из-за чего фактура приобретает взрывчатость и напряженность.
Например, в картине И. Н. В искусстве после 1945 года, происходит тотальное вытеснение иллюзий: представленный художником предмет (если речь идёт о репрезентативном искусстве), чаще всего есть то, что он есть, не более. 1530 — ок. Торопов. Но есть здесь и исключения. Посуду (тазы, миски, бочки, деревянные кадки, горшки) мастера выписывали очень тщательно и с величайшим мастерством.
Развитие естествознания способствовало появлению ботанических садов при университетах. Полотно восхищает изяществом рисунка и красочным богатством. Подобное положение подразумевало прежде всего специфику работы художников, основной задачей которых являлось «копирование» натуры. Холст, масло. Многие натюрморты-«обманки», несмотря на то что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику.
1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Развиваясь как отдельный «род» изобразительного искусства, натюрморт нередко играл значительную роль в портретах, жанровых произведениях, бытовых картинах классической эпохи. Среди них – австрийцы Ф. Г.
Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байи). Хозяин дома, радостно встреченный собакой, входит в комнату. Его натюрморты имели у петербургской публики большой успех.
Это значение передаётся посредством использования предметов— в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.
Вот таким образом практически до начала 20-го века он выглядел также как и в 17-м веке. Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования). В начале XX века, когда русский натюрморт вошел в число самых популярных жанров живописи, сохранились художники, которые продолжали писать изображения цветов, придерживаясь традиций живописного языка «старых голландских мастеров». Эти особенности жанра определили содержание выставки «Натюрморт.
vanitas). Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Редуте, который считался «самым прославленным живописцем цветов своего времени». Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. Крамского Некрасов в период Последних песен (1877 – 1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров.
Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр – интерьер. Однако сам художник довольно низко ценил эту работу. С дальнейшим укреплением голландской буржуазии изменяются требования к живописи. Бытовые вещи, характеризующие различные стороны человеческой жизни, придают особую «предметность» портретным образам, связанным с искусством бидермейера. Постимпрессионисты также увлекались этим жанром. Гозенфельдером. Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. Корнилова.
Метаморфозы. Кончаловский, С. Е. Ведущее место в тематической структуре русского натюрморта на протяжении двух столетий занимала живопись «цветов и плодов». Рисуем то, что под рукойЗнойным дачным летом или в затяжную вьюгу. Возникновение собственно натюрморта граничит с именем Питера Артсена. Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна.
Зритель, подобно Гулливеру в Бробдингнеге (Стране Великанов), не разгуливает по залам галереи, а перенесён сквозь воображаемую четвёртую стену, — или, скорее, стекло, — внутрь натюрмортной постановки и волен обходить и разглядывать предъявленные ему «кувшины» и «драпировки» со всех сторон. Картину на сходную тему исполнил и харлемский мастер Томас Вейк. stilleven, нем.
Кажется, что Сорока настолько увлекся лежащими на столе предметами, что почти забыл об остальных деталях картины. 8165см Ваза с фруктами, 1909. На передке повозки — три яблока. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII–XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. Поленов, находившийся во Франции, писал И. Н. Единственным, кто избежал подобной участи, является И. Ф.
Большой популярностью пользовались десюдепорты (монументально-декоративные панно над дверью). stilleben, англ.
Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. К середине столетия в них стал преобладать демократический и даже «сельский» колорит. Некоторые из них (керамический кувшин с рельефными фигурками животных, стеклянный графин, золоченая ваза с фруктами, лубяной короб, корзина с ягодами) переходят у Хруцкого из картины в картину и стали со временем своеобразными атрибутами его авторства.
Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Хруцкий. Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). Холст, масло 11588см Бидон и миски, 1908.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. Венецианов9. Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927) также много уделял в своем творчестве жанру натюрморта.
Особой популярностью среди воспитанников пользовались полотна французского художника Ж. -Б. Использовались они и для вполне бытовых целей. На столе лежит традиционный для натюрморта набор фруктов — крупные яблоки, груши и виноград на большом красивом блюде. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Особенно ему удавались натюрморты с цветами и фруктами например: «Фрукты» 1843 г., «Плоды и птичка» 1833 г., «Натюрморт с водой» 1832г.
Большого мастерства в создании натюрмортов-обманок достигли Г. Н. Сочетание столь разных свойств являлось органичным выражением классицистических традиций, царивших в Академии художеств того времени и присуще произведениям представителей отечественной школы «цветов и плодов». Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). И «мертвая природа» в переводе с французского или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. Очень хорош «Натюрморт с попугаем» (1737) Г. Н. Теплова.
Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь. Жанр натюрморта всегда был весьма консервативным. За столом у огня сидит веселая компания, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похотью.
У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут — как сделано. Все изображенные предметы имеют свою символику. Единицы из гиперреалистов сохранили историческую ценность через 30-40 лет и среди них одна из первых, заявивших о себе в этом новом течении, выпускница Йельского и Нью-Йоркского университетов, англ. Одри Флэк, р. 1931 (См: В память о Мэрилин (Vanitas)7 1977. Вернувшись, Головин честно признался царю, что из-за своей лени научился за границей «играть на басу», а больше ничего не узнал. За отдернутой занавеской зритель видит маленькую комнату с множеством книг. В конце XVIII столетия класс цветочной живописи был закрыт.
В центре — мертвый лебедь в белоснежном оперении. А. С. Пушкина. Тыранова. И жанр натюрморта стал прекрасным объектом для этих экспериментов. Один из признанных русских мастеров графических произведений такого рода – Ф. П.
Наиболее радикальный слом эстетической традиции в первые годы XX века был предпринят, наряду с фовистами и экспрессионистами, молодым Пабло Пикассо (1881—1973) в его смелых опытах по обобщению форм в до-кубистической «творческой кухне» (Натюрморт с мёртвой головой, 1907. В наследии мастера есть множество этюдов и эскизов, посвященных змеям, ящерицам, бабочкам. В жанре натюрморта большое внимание уделялось так называемым натюрмортам-обманкам.
Многие произведения анонимны. В их числе был голландский мастер Георгий Хуфнагель (1542–1600), прославившийся иллюстрациями к сочинениям ученых-естествоиспытателей. Маковского, названая в каталоге Nature morte (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием В мастерской художника).
Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный «натюрморт», составленный из культовых вещей, — «Престол и орудия страстей», выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга. Развитие натюрморта в эпоху старых русских мастеров нельзя назвать последовательным. Традиционные для европейского искусства аллегорические натюрморты «vanitas vanitatum» («суета сует») почти не получили распространения в отечественной среде.
Огюст Ренуар написал за свою жизнь целую галерею прекрасных воздушных натюрмортов. Захаров, С. И. Осипов и многие другие. Теперь обратим внимание на задний план.
В первой половине XIX века в роли «фигур», как правило, выступали дети и нарядные красавицы, предлагающие зрителю корзины с фруктами. Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П. П. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши. Таково полотно «Плоды» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) изображающее цветы, овощи, фрукты, ягоды, птиц, бабочек, ящериц и лягушек. Подобные произведения писали ученики Рембрандта, Герард Доу и Гербрандт ван ден Экхаут (1621–1674), показавший на своем полотне «Ученый в кабинете» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) старика, расположившегося за письменным столом.
Со временем композиции Флегеля стали более лаконичными и простыми. Дерево, масло 48, 825. 8см. Их картины поражают утонченностью линий и подвижностью композиции. Один из них – А. А. До тех пор пока за него не взялся Поль Сезанн.
В 1730 – 1740-е годы особой популярностью пользовались живописные обманки «ученого» содержания. В начале XVIII века натюрморт как самостоятельный, но «низший» жанр возник и в России. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе.
Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Единственная известная сегодня картина фон дер Минта «Натюрморт с цветами» 1764 года из частного собрания впервые будет показана на выставке в Третьяковской галерее. На полотне — бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима.
Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Ван Гог писал много необычных натюрмортов. Его содержание определено в трактате академического педагога И. Урванова: «В цветочном роде употребительные предметы суть: цветы, фрукты, насекомые и к оным иногда присовокупляются вазы, стаканы, блюды, ножи и проч» 3. Помимо натюрмортов, писали портреты, пейзажи, жанровые картины В. А. 1908. Представить натюрморт «в образе ландшафта» нередко предлагалось ученикам класса в качестве учебного задания. Средние слои населения довольствовались мелкой дичью, пойманной с помощью силков.
К натюрмортам обращались Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Пьер Боннар. Большинство произведений такого рода происходят из усадебных коллекций музеев «Кусково» и «Останкино». Таково полотно «Рыбная лавка», написанное кем-то из последователей или учеников Артсена. Фигуры продавца и покупательницы представлены возле стола с разложенной снедью: овощами, крупной и мелкой рыбой, битой дичью. Термин «застывшая жизнь» (голл. Отказ от них – один из способов спасти душу.
Натюрмортами постоянно пополняются музеи, открываются всё новые и новые выставки в различных городах и странах, на которые приходят толпы заинтересованных искусством зрителей. Композицию завершает букет цветов — желтые орхидеи и роза. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). В XVII–XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Но чаще как эталоны использовались картины, созданные педагогами класса – немецкими живописцами Г. фон дер Минтом (Фондерминте) и Х. -Ф. Этот сюжетный мотив неоднократно использовал И. Ф. Он писал президенту Академии художеств: «Я никогда живописцем не бывал, да и не чтился быть оным, но обучался живопиству для одной моей забавы и почтения к сему художеству».
Кроме очевидной декоративности, этот натюрморт также рассказывает о незаметной «тихой жизни» предметов, которую подметил внимательный взгляд художника. Хруцкий, В. Нестеренко, И. Э. Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Макаревич, Т. Г. Глядя на полотно «Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами. Например, Натюрморт с книгами, выполненный П. Г. Автор показывает зрителю два плана, в которых одновременно разворачивается действие.
Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе – «тихая, неподвижная жизнь». Эти же мотивы вдохновили его и на создание живописных полотен. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии. 1972.
На полотне из эрмитажного собрания «Битая дичь» (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. В этом смысле интересен созданный неизвестным художником «Портрет Васикова», выполненный в традициях парсуны.
Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. 9172, 5см все— Государственный Эрмитаж) а уже через 3-5 лет— в серьёзном и убедительном рывке в направлении «неведомых континентов»— в фр. синтетической стадии кубизма Жоржа Брака (1882—1963) и того же Пикассо, особенно в серии изготовленных из картона и дерева трёхмерных формах23. 6650, 5см Кувшин, бокал и книга. Это сокрушительный триумф яростной объективности. При этом каждое растение в его работах представлено «в лучшую для себя минуту» 7. В их числе фигурные десюдепорты из собрания Русского музея кисти А. И.
Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. Ему, как и Казимиру Малевичу (Алогизм: Корова и скрипка, 1913. Большой популярностью, особенно среди знатных дам, пользовалась соколиная охота. В первой половине XIX века в России большой популярностью пользовался «ботанический натюрморт», пришедший к нам из Западной Европы.
В Роттердаме был разработан «кухонный» натюрморт, представляющий собой изображение внутреннего пространства крестьянского дома с предметами домашней утвари, разложенной на полу. К сожалению имена этих и других мастеров, работавших в жанре «цветов и плодов», в настоящее время мало известны не только любителям, но даже специалистам. Натюрморт, представленный в «Кабинете в Островках», хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой.
Фигуру ученого художник отодвинул в глубь пространства. Современный исследователь Лоренц Боль, восхищенный умением художника виртуозно передавать не только растения и плоды, но и животных, насекомых, птиц, писал, что его картины — это «зрелище, в котором можно многое открыть». Влиянием нидерландского натюрморта отмечены первые подобные полотна во Франции, примером является загадочный «Натюрморт с шахматной доской» Любена Божена. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе. «Ботанический рисунок» был значительным явлением не только для науки, но и для искусства и культуры. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников.
stilleven, нем. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Самая знаменитая картина Ренуара – Завтрак гребцов (1881), которая стала этапной в творчестве художника. Но, несмотря на многочисленные достоинства французских натюрмортов им, в отличие от произведений голландцев, свойственны умозрительность и отвлеченность от реальной действительности. 1908. Жанр, представляющий вниманию зрителя «неподвижную натуру», во все времена не терпит суеты.
Не случайно Гете причислял Мериан к лучшим голландским живописцам цветов2. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Ботаническая направленность натюрморта первой половины XIX века способствовала новому всплеску интереса к натурным рисункам цветов. stilleben, англ. Слово натюрморт с французского означает мертвая природа.
Рогинский, М. К. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. Известны изображения цветов и фруктов, выполненные Алексеем Бельским и Иваном Фирсовым.
Голике, А. М. «Натюрморты» такого рода создавали театральные эффекты в пространстве усадебных интерьеров и парков, удивляя посетителей. Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Они погружены в течение своего времени и, как писал о подобных изображениях известный итальянский писатель Умберто Эко, привлекательны «упоительной обыденностью».
Вот таким образом форма предметов на его натюрмортах не зависит от освещения, а делается постоянной. Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. Натюрморт, представленный в Кабинете в Островках, хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой.
А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ. Предметы для учебных натюрмортов Венецианов подбирал так, чтобы они были интересны начинающим живописцам, понятны по форме, красивы по цвету. Произведения мастера выделяются и содержательным своеобразием.
Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»). В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины. Ряд художников, ещё с военного времени включившихся в бурный протест против безумия европейских правительств, решались на всё более радикальные разрывы с традицией (Дадаизм, Баухаус, Неопластицизм).
Холст, масло 6249. 5см. ), в контр-рельефах пути нового искусства. Именно в то время в русском искусстве натюрморт появился как самостоятельный жанр. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением.
Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Фирсова исполненные для Екатерингофского дворца. На картине изображена тесная группа предметов, расположенных на столе. Пототуев, В. Д.
До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
Вернувшись в Амстердам, он приобрел домик с участком земли, где устроил террарий. Холст, масло. В отличие от натюрмортов XVI века «Рыбная лавка» исполненная мастером XVII столетия, лишена красочности, ее колорит тяготеет к единой тональности.
Преодолевая ставшее привычным предубеждение, выставка подробно освещает наименее известный период итории жанра.
В то время в Лейдене жил известный французский ученый Шарль де лЭклюз, выращивавший неизвестные в Голландии растения, за что его называли «отцом цветов». Уподобляясь «образованному ботанику», Толстой изображал «копируемый цветок так, как он есть, со всеми малейшими подробностями. ». Выпускник школы и ее педагог М. В. Каждый из предметов на натюрморте «Персики и груши» изображён с разных углов зрения. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе— «тихая, неподвижная жизнь». Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии.
Картина «Сирень» полна праздничного цвета, радующего глаз. Бельского и И. И.
Тем не менее подобный подход делает возможным само развитие музейных коллекций, объединяющих признанные временем шедевры с творениями, претендующими на эту роль. 1493 — ок. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.
В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. Под руководством приглашенных Петром голландских художников супругов Георга и Доротеи Марии Гзель русские рисовальщики создавали в Кунсткамере иллюстрированный каталог природных «куриозов» и рукотворных редкостей. Обращаться к «вещам, у каждого в комнате находящимся» призвал своих учеников А. Г.
В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок». Картон, масло. Для этого он использует оптические законы, так тёплые оттенки (красный, розовый, жёлтый, золотистый) воспринимаются нами выступающими, а холодные (голубой, синий, зелёный) – отступающими в глубь. Так, И. Н.
Справа в глубине изображена таверна. Уделяя пристальное внимание «вещественной разнице» предметов, он учил показывать их пространственную взаимосвязь, стремясь сделать натюрморты частью картин других жанров, в первую очередь интерьеров и разрушая, таким образом, академические нормы их восприятия. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол». Врусском изобразительном искусстве XVIII – XIX веков натюрморту отводилось место среди «малых» родов живописи. Редуте, который считался самым прославленным живописцем цветов своего времени. Множество натюрмортов создал самый младший из трех братьев — Фердинанд фон Вригт.
Но все внимание направлялось не на нее, а на вещи. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью.
Толстой. Stilleben, англ.
Термин «застывшая жизнь» (голл. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Сезанн пытается максимально точно передать форму и объём персиков и груш. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Гораздо реже, чем «цветы и плоды», в русском искусстве XVIII – XIX веков встречаются так называемые «кухни», «закуски» и бытовые постановки.
И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера — тома «Современника», беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова — приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека». Создается впечатление, что аромат сирени доносится из рамы. Са-рабьянова, «среди стилевых направлений XIX века бидермейер был самым натюрмортным», поскольку одним из его важнейших качеств являлась «сосредоточенность на предмете» 4.
Вальдмюллер и Й. Нигг, французы Ж. Ф. Можно назвать, например, полотна «Кабинет в Островках» и «Отражение в зеркале» Г. В. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Значительную роль играл Лейденский университет.
Таким образом, предметы приобретают невероятную заостренность, в которой и заключается истинная суть вещей. Многие русские и зарубежные художники отдали натюрморту очевидное предпочтение в ряде своих картин. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником».
Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Сами программы, задаваемые для исполнения в Академии, все чаще именовались в это время не «цветы и фрукты», а «плоды и овощи». Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Таково полотно «Натюрморт с цветами и закуской» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), заставляющее зрителя восхищаться красотой окружающего мира. Назаренко, И. И.
Натюрморт – это жанр живописи, в котором художниками изображаются обиходные и неодушевленные предметы, такие как предметы быта и дары природы. Однако в 1795 году класс «цветов и плодов» прекратил свое существование, в стенах Академии не осталось места для цветочных натюрмортов. Иногда изображение застывшей натуры требуется импрессионистам лишь в качестве дополнения. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы земной суеты (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. В отечественных собраниях сохранились лишь редчайшие образцы живописи такого рода. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше.
В 1859 году выставку Московского училища живописи и ваяния украшали сразу две «фигуры с плодами» : акварель А. И. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII-XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. В то же время ее акварели до сих пор поражают совершенством композиционного и цветового решения, «необыкновенной точностью и тонкостью в передаче деталей» 1. Торопова. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут – как сделано.
Здесь в середине 1760-х годов был образован класс цветочной живописи. Вместе с тем творчество этого художника, учившегося в Академии художеств в середине века, можно назвать своеобразным завершением классических традиций «цветов и плодов». Важное место цветочные и плодовые композиции заняли в искусстве бидермейера (бидермайера) – стиля, воплотившего в европейской культуре 1820 – 1840-х годов ценности бюргерской городской среды. Например, в картине И. Н. Крамского «Некрасов в период Последних песен» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. vanitas). Однажды знаменитый мастер сам попался на удочку своего коллеги Паррасия изобразившего занавеску, которую Зевксис попытался отдернуть. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества— традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения— а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.
Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Хруцкий. Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности.
Гете сравнить авторов подобных произведений с «образованными ботаниками» 5. Пол устилает ковер с ярким орнаментом. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Его «Цветы» из антикварного салона «Александр-Арт» – образец абсолютного владения техникой мастеров прошлого, при совершенном отсутствии каких-либо подтекстов, пример салонной эстетской живописи. Тонкая по колориту и великолепная по своему живописному мастерству, она отличается необычным композиционным решением (битая птица помещена в нишу), помогающим автору создать некоторую иллюзию реальности.
Основоположником такой необычной разновидности натюрморта стал Отто Марсеус ван Скрик (1619 или 1620–1678). Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр — интерьер. Чтобы удовлетворить запросы столичных любителей живописи, Хруцкий вынужден был писать копии со своих же работ иногда внося «новые» детали: подсвечник с горящей свечой, тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Работы выпускников класса «цветов и плодов» Петербургской Академии художеств середины XVIII века являются хорошей иллюстрацией происходивших перемен. Так, стоящий у камина слуга-калмычонок в картине, запечатлевшей интерьер кабинета И. И.
Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже).