Описание постера Натюрморт с морской раковиной и яблоками.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Так в натюрморте зримо ощущается присутствие человека, хотя художник и не рисовал его. Однако самым известным из натюрмортов Дали является «Живой натюрморт» («Движущийся натюрморт»), написанный в период его увлечения физикой (преимущественно ядерной и квантовой).
Внимание художник уделяет деталям и фактуре — в «Селедках» четко прописаны деревянная столешница, кусок хлеба, блестящая чешуя рыб. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Художественный натюрморт можно разделить на живописный и фотографический. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря.
В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины. Теперь обратим внимание на задний план. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Отказ от них – один из способов спасти душу.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Содержание корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые постоянно сменяют друг друга. За столом у огня сидит веселая компания, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похотью.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Раковина в картине, вообще, очень "филосовский" элемент. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке.
Эти исследования помогли создать перспективу и объем в натюрмортах не только с помощью классических методов, но и путем мастерского использования цвета.
Кроме кота человека на картине «выдает» и собака — она в терпеливом ожидании смотрит прямо на него. Давида Штеренберга часто называют «художником натюрморта». С первого взгляда картина «Утренний натюрморт» проста и незамысловата, однако если присмотреться, можно заметить интересные детали, например, отражающегося в чайнике рыжего кота — возможно, он лежит на коленях хозяина.
почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Известно, что император Рудольф II был восхищен своим «съедобным» портретом и очень щедро наградил художника. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др.
Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Самые ранние vanitas— обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж.
В это время Дали покончил со «статичностью» на картинах и стал представлять материю в виде частиц. Кстати говоря, многие эти правила распространяются и на пейзажную съемку и на портретную В целом можно сказать, что композиция – это правильное сочетание и взаимодействие объектов на снимке. Так, портрет «Садовник» при повороте становится натюрмортом «Овощи в миске», а портрет «Повар» превращается в натюрморт с поросятами на блюде.
Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая принято отмечать 6 декабря. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки.
Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Среди натюрмортов испанского художника-сюрреалиста есть немало вполне «обычных» — «Натюрморт» 1918 года, натюрморты «Рыба» 1922 года и «Корзинка с хлебом» 1925 года, «Натюрморт с двумя лимонами» 1926 года и др. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах, — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт— именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна)1. Все рассмотренныеСезанном направления в дальнейшем были дополнительно изученыЖоржем Браком и Пикассо при разработке аналитического кубизма. И может производить абсолютно разное впечатление.
С сюжетом и композицией не совсем согласна, хотя сами раковины рисовать было приятно. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный.
Примеры натюрмортов мы можем видеть выше на фото 1 и фото 2. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»). Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
На простейших примерах он стремился показать истинную красоту природы. Пока опять студенческая работа, где натюрморт был поставлен преподавателем. Среди портретных натюрмортов у Арчимбольдо есть и совсем необыкновенные — «перевертыши»: достаточно повернуть картину на 180 градусов, чтобы увидеть абсолютно новое изображение. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Сам Дали называл этот период — с 1949-го по 1962 годы — «ядерным мистицизмом».
И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне Вспомним, что в Притче о блудном сыне есть несколько сюжетов.
Люблю эту тему. Несмотря на название картины историки искусства определяют ее жанр не иначе как «портретный натюрморт». Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины.
Композиция в натюрморте очень важна, она как фундамент для воплощения идеи натюрморта. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не существовало и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). Его яблоко не решишься очистить, его захочешь скопировать».
И действительно у Сезанна были с яблоками «особые отношения»: он считал их совершенными творениями как по форме, так и по цвету. Первый изображали на картинах еще в 15-м веке (пышные, богатые цветками и фруктами композиции), второй – удел современных «Рембрандтов от фотографии» (минимальное количество предметов, тусклый свет, настроение). На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Объединяет эти два стиля вся та же тема данной статьи – композиция, а точнее, ее правила.
Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Французский художник Поль Серюзье высказывался о фруктах Сезанна так: «О яблоке обыкновенного художника скажут: «Его хочется съесть». Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых.
Так сложилось, что натюрморт и фотография – спутники почти с самого рождения последней, но считается, что натюрморт снимается фотографами реже любого другого жанра (если говорить об основных, а не суб-жанрах). После того, как интерес к импрессионизму пропал, художник начал исследовать фрукты и природные объекты, экспериментировать с объемными фигурами. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. О яблоке Сезанна: «Как это прекрасно». Картина «Утренний натюрморт» полна яркого света, она передает ощущение утренней свежести и покоя. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Справа в глубине изображена таверна.
Известно, что Сезанн даже говорил: «Я покорю Париж своими яблоками». Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма.