Лишь в 1880-е годы натюрморт играл в творчестве Моне значительную роль.
В этой картине натюрморт и портрет гармонично соединены талантом Мане в единое целое. Выбранным им стилем. Благодаря Эдуарду Мане в живописи появился новый метод, который обогатил ее, открыв целый мир, ранее ускользавший от художников.
Автором пейзажей, внушавших ему «крайнее отвращение», был Эжен Буден и, ещё не зная этого человека, возненавидел его. В хрустальной вазе золотистой горкой лежат фрукты. Благодаря этому возникает новое ощущение целостности и многокрасочности мира. Он также в первый раз съездил в соседний Амстердам.
Фрукты, которые изобразил на полотне художник, словно живые. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. Не оставайтесь в этом городе хлопка, не падайте духом. Владелец лавки воспользовался случаем и представил ему Моне как молодого человека, у которого такой большой талант к карикатуре. Его естественные наклонности и развитой вкус, которые он решительно сосредоточил на живописи, обязывают меня не мешать ему следовать своему призванию.
Первой серьезным ответом импрессионисткой концепции натюрморта стали картины Сезанна. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Но так как у меня нет необходимых средств, чтобы послать его в Париж для занятий в мастерских известных художников, я прошу вас оказать мне любезность и благосклонно принять кандидатуру моего сына»7 Два месяца спустя совет рассмотрел это прошение, а также посланный одновременно натюрморт и отверг просьбу, опасаясь, что «естественные склонности» Моне к карикатуре «могут отвлечь молодого художника от более серьёзных, но менее выгодных занятий, которые одни лишь заслуживают муниципальной щедрости»8. Эта работа стала блестящим завершением цветовой революции, которую художник развернул в своем творчестве, начиная с натюрмортов 1860 годов, «Олимпии» и «Выхода у Булонского порта». Большую часть полотна занимает букет пестрых хризантем. Он считал также нужным «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно— самое правильное» и в то же время настаивал, что «в картине должна поражать не одна какая-либо часть, а все в целом»5.
Этот натюрморт был написан Моне в начале творческого пути. Восходящее солнце. Именно оно не дает по сей день спать спокойно многочисленной братии критиков. Моне останавливается на still life, не вводя в сюжет людей, зато у него есть пейзаж. Труайоны великолепны, Добиньи кажутся мне по-настоящему прекрасными.
Четко разделены темные и светлые стороны композиции. Композиция этой картины проста – в небольшой вазе стоит скромный букет. Дальнейшее развитие реалистического натюрморта граничит с именем Эдуарда Мане.
В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Крупные цветы и зеленые листья небрежно переплелись между собой. Пытаясь вернуть предмету форму, вес и объем, он старается утвердить неизменные, «изначальные» формы предметов, которые он видел в простейших фигурах стереометрии: цилиндре, шаре и пирамиде. «Пока я ещё смог побывать в Салоне только один раз.
Даже при беглом просмотре ощущается внутренняя напряженность картины. Свет чувствуется в любом уголке картины: жаркий летний день, зеленые заросли кустарника и стол, заставленный посудой, бутылками и фруктами. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).
Именем мастера. Натюрморт не стал важным аспектом творчества импрессионистов, за исключением Мане. Мане Эдуард (Manet), французский художник. А знаете ли вы, что свое имя импрессионизм получил благодаря Клоду Моне.
Может быть именно эту картину очень ждет одна из стен вашего дома. Темная расположена в левой верхней части холста, а светлая – на переднем плане и справа. Чувствуется, что Ренуар прочувствовал каждый цветок и проник в его сущность. Обоих художников объединяло стремление максимально точно изобразить натуру. Обыденные вещи: часы, ваза, чашка, раковина, лимон – стали для художника мотивом для натюрморта, который оказался одним из самых удачных работ Сезанна.
Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Полотно отличается радостной палитрой. Главная героиня картины – продавщица, стоящая за стойкой бара, задумчива и печальна. В витрине единственной лавки художественных принадлежностей гордо красовались его карикатуры, выставленные по пять-шесть в ряд и, когда он видел, как перед ними в восхищении толпятся зеваки, он «готов был лопнуть от гордости».
Он проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. В зеркале за ней отражается пространство бара, залитое светом. Однако импрессионизму удалось привнести в этот жанр (вспомните голландские ванитас) светлые, радостные и оптимистические нотки.
Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Делайте копии в Лувре. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»). И каждый художник искал свои детали для замысла изображения живописи живописью.
Предметы уже не являются символами чего-либо, как это было в ранних работах Сезанна. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Всё это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. Да-да. Искусственный пейзаж-шпалера — такой же атрибут живописи, как кисти и ящик с красками. В этот период был создан «Натюрморт с черными часами» (1870).
Для него характерно упрощение композиции и уменьшение количества предметов. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Есть несколько красивых Коро Я побывал у нескольких художников. Перечислять причины можно долго, да и неблагодарное это дело. В определенный момент Сезанн пришел к выводу, что симметрия в картинах не более чем обман.
Творчество Мане обновило реалистические традиции французского искусства XIX в., во многом определило основные пути дальнейших реалистических художественных исканий.
Здесь нет пастельных тонов. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Натюрморт максимально лаконичен, в нем только ветка сирени и луч солнца. Моне спросил Труайона и Можино, куда бы они рекомендовали ему поступить. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879).
Вскоре после прибытия в Париж Моне прислал Будену свой первый отчёт. Особое внимание уделено натюрморту в последнем шедевре Мане «Бар в Фоли-Бержер» (1881). Оскар Клод Моне родился 14 ноября 1840 года1 в Париже. Для раннего творчества Дега наиболее характерна работа над портретами.
Настроением его работ. Примерно с 1875 года в натюрмортах Мане все больше становится импрессионизма. И эта история станет невидимым, но от этого не менее значимым, украшением дома. С другой стороны, перед нами сюжет аллегории живописи. Но уже в 19 веке Гюстав Курбе сформулировал новую концепцию натюрморта.
В этом натюрморте есть главные признаки импрессионизма: свет и воздух. В похожей манере выполнены и натюрморты Эдгара Дега. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Хотя предметов много, натюрморт не перегружен, он очень гармоничен.
В 1863 году Мане выставил картину «Завтрак на траве», которая стала переломной для его творчества. Натюрморт стал самостоятельным жанром в европейской живописи на рубеже 14-15 веков. Часто в витрине той же лавки Моне видел помещённые над его собственными произведениями морские пейзажи, которые он, подобно большинству своих сограждан, считал «омерзительными». Вы талантливы— это видно с первого взгляда, но, я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Особенно художник предпочитал бытовой портрет. Натюрморт «Персики и груши» относится к концу 1880-х. Другой знаковый натюрморт Ренуара – «Плоды в вазе в форме раковины» (1881). Работы 1870-х годов еще отличаются от классических сезанновских работ и в них присутствует какая-то теплота, которая напоминает картины Шардена.
Чувствуйте себя, как дома. В творчестве другого французского импрессиониста Огюста Ренуара трудно найти натюрморты. Здесь вы найдете все вышеперечисленное и даже больше. Все это – влияние Сезанна. Перед девушкой стоят две розы, а их лепестки по нежности сравнимы только с кожей девушки. Пространство вокруг натюрморта наполнено светом и воздухом.
перешёл к пленэрной живописи. Вас ожидают все. Школа ему, по натуре недисциплинированному, всегда казалась тюрьмой. Натюрморт отличается большой искренностью, как и все картины импрессионистов. И в «Плодах в вазе» чувствуется влияние Сезанна.
Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). В другом натюрморте «Белая сирень в стеклянной вазе» (1882) Мане легко и непринужденно создает пластику букета, вазы и глубину пространства скупыми и мазками, а окружающий воздух художник передает градацией и контрастами нежнейших оттенков зеленого и белого. В пятнадцать лет Моне был известен всему Гавру как карикатурист3. Когда Ренуар работал над этой картиной, он встречался с Полем Сезанном и смотрел его работы. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии.
И пример Курбе сыграл в этом не последнюю роль. Сочетание натюрморта и портрета можно увидеть в его картине «Дама с хризантемами» (1865). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). В натюрмортах последнего периода творчества Сезанн старается преодолеть этот недостаток и его композиции приобретают динамичность и ощущение «жизни», подавляемое раньше, все чаще находит себе единственный выход. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874году.
Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Прекрасный натюрморт есть и жанровой картине Ренуара «Завтрак гребцов» (1881). Курбе вернул европейскому натюрморту сочность, жизненную силу и глубину. На шпалере-фоне мы видим тропический пейзаж с пышными растительными формами. Эти небольшие картины практически все находятся в частных собраниях.
Здесь царит задорное веселье летнего дня. А теперь отыщите среди картин холст, над которым красуется надпись Впечатление. Натюрморт по важности занимал второе место после пейзажа в творчестве художника. Любимая тема для натюрмортов Ренуара – это цветы. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и продолжил семейное дело. В непродолжительный период увлечения импрессионизмом, Сезанн пытался исправить слабые места этого течения.
Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Приобретя этим путём некоторую известность, Моне вскоре стал «важной персоной» в городе. Учитесь рисовать— это то, чего вам всем сегодня не хватает. В мае 1871 года он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, где он написал двадцать пять картин (и где полиция подозревала его в революционной деятельности).
Хотя в поиске физических качеств Сезанн иногда немного перегибает палку. Впервые ассиметрия встречается на натюрморте «Голубая ваза» (1885 – 1887 года), где художник намеренно избегает пропорциональности. Работая над картиной, Сезанн подкладывал под фрукты мелкие монетки, чтобы у них был разный наклон.
Картины этого периода удивляют чистотой и искренностью, особым чувством трепетной жизни цветка, как, например, в натюрморте «Ваза с цветами» (1882). Но есть и существенные отличия от его стиля. Именно оно стало первым полотном, написанном Моне в стиле импрессионизма. Родители мои одобрили это»9. Многочисленная серия цветов, над которой он работал уже, будучи серьезно больным, демонстрирует взлет творчества Мане-натюрмориста. Причем все они очень декоративны.
Но есть и исключения, например натюрморт «Анемоны» (1898). Юность Моне, как он сам отмечал впоследствии2, по существу, была юностью бродяги. Или наделенный настроением портрет.
Будь это манящий россыпью красок пейзаж. Хотя в Салоне отверженных ей досталось большое количество насмешек и критики, «Завтрак на траве» во многом предопределил дальнейшее творчество Мане. Начал с Армана Готье, который рассчитывает в ближайшее время видеть вас в Париже. Красота и сила натюрморта в сопоставлении чистых цветов и простых форм. По истечении двух месяцев Моне решил остаться в Париже на неопределённое время.
Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества». На протяжении нескольких веков этот сюжет находил свое воплощение в творчестве художников разных стран: Вермеера, Веласкеса, Шардена, Курбе. Невероятной притягательностью наделил мастер каждое созданное им полотно. «Все, что написано непосредственно на месте, — заявлял он, например, — всегда отличается силой, выразительностью, живостью мазка, которых потом не добьёшься в мастерской».
Или притягивающий внимание натюрморт. Безмятежность и ясность ощущается не только в людей, но и в предметах.
Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Возможно, вот таким образом натюрморты Мане выглядят менее солидными и основательными. Рисуйте сколько сможете, никогда нельзя сказать, что рисуешь достаточно. Хотя все эти предметы несут определенные символические ассоциации, они здесь вторичны.
Послушайтесь меня— и вы увидите, что я прав. На его натюрморте «Яблоки и виноград» (1880) поражает гармоничность и лаконичность образа.