Итальянец Караваджо оказался не согласен с мнением современников. Примером может служить известное произведение Караваджо «Юноша с корзиной фруктов» (1653 – 1654 гг. ). Первый слой после нанесения рисунка на холст – это светотональный разбор в подмалевке. Очень часто в такой технике цветовой колорит достигается именно за счет лессировок.
Но тут же: условный фон, резкая тень, неясное пространство, опора, среда. Начинаем со светлого оттенка – желтый и т. д. Это была ранняя его работа, выполненная в 1596 году. Она написана в характерной для мастеров XVII века технике лессировки. Потом идет нанесение красочного слоя, а затем, очень тонкий слой лессировок, который задает акценты в картине.
Позже, в других полотнах художник включает натюрморт в обширные композиции и сюжеты. «Корзина с фруктами» – первая в истории европейской живописи картина, написанная в жанре натюрморта, вот таким образом Караваджо принято считать основоположником этого жанра. Но здесь есть ключевая фраза, ставшая программой его творчества: «Хорошо воспроизводить вещи, созданные природой».
Андре Фелибьен де Аво (1619-1695) французский историк искусства критиковал творчество Караваджо за идеальное копирование натуры и в то же отсутствия собственных идей. Далее мы пока откладываем пастель, а берем сухие салфетки, которыми мы будем вытирать пальцы при переходе на другой цвет. Натюрморт с корзиной фруктов появляется еще раз почти в том же виде в творчестве Караваджо, в картине «Ужин в Эммаусе». Этот натюрморт с фруктами создан в традиции trompe l. il (обманок), когда иллюзия реальности отточена до обмана. В этой ранней работе Караваджо уже экспериментирует с «подвальным» (как называли его современники) освещением, когда глубокие, мрачные контрасты теней моделируют форму. Фон картины однородный, нейтральный, молочно-бежевого теплого оттенка. А теперь вернемся к пастельным карандашам – обратите внимание на то где надо углубить и добавить тень, обведите контуры фруктов, сделайте переплетение корзины и по бокам добавьте тень, нарисуйте хвостики фруктам и в завершение поработайте с плоскостью (столом).
Белая скатерть в «Ужине в Эммаусе» лишена красивых складок. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», художник прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине.
В этом его метод. Раскраска фрукты – одна из самых «аппетитных». Здесь нам также понадобится указательный палец, легкими касаниями которого мы будем растирать пастель на листе бумаги. Очень хорошо. «Слово «стОящий», по-моему, обозначает того, кто хорошо работает, то есть знает свое дело в живописи стоящий человек тот, кто умеет хорошо писать красками и хорошо воспроизводить вещи, созданные природой» — так отвечал Микеланджело Меризи да Караваджо на допросе 14 сентября 1603 года.
Он написал натюрморт в чистейшем виде – «Картина с фруктами». Такую живопись называют часто еще многослойной. Подобные «зеркальные» опыты, когда рама зеркала вставляется в раму картины, приводили к эффекту искусственной натуры, выхваченной из окружающей среды.