В середине двадцатого столетия в жанре «натюрморт» много фотографий сделал Йозеф Судек, который придавал предметам изображенным на фото, особое настроение при помощи тонкой игры со светом. Американский фотограф Катрин Алманас снимает постановку и чаще всего – натюрморты с идеальной композицией, геометричными светотенями и едой, разложенной будто на операционном столе, с аккуратным местоположением всех представленных объектов. С появление фотографии натюрморт не потерял своей популярности, даже не смотря на то, что большинство сегодняшних фотографов привлекает возможность съемки в действии. В количественном плане фотографический натюрморт сильно уступает другим жанрам, лишь эпизодически появляясь в творчестве того или иного автора. Популярностьнатюрморта в фотографии в последнее время растет и набираетзаметныеобороты.
Прекрасные, красочные натюрморт фотографии с цветамиАшрафула Арефина (Ashraful Arefin), фотографа изДакка, Бангладеш. Принципы работы со светом, которые описаны в этом уроке, применимы не только к натюрморту, но и к остальным жанрам фотографии. В целом слова «натюрмортная фотография» ассоциируются с традиционными картинами ваз с цветами и несколькими тщательно расположенными элементами. Фотографические натюрморты на сюжет Vanitas (лат. Чтобы вдохновить вас, мы отобрали прекрасные натюрмортные фотографии, снятые участниками фотосообщества 35photo.
И в живописи и в фотографии один из самых сложных жанров — натюрморт. Так как объекты в натюрморте располагаются на ограниченном пространстве, задний план чаще всего делается однородным, чтобы не отвлекать внимание и не перегружать фотографию деталями. Примерами таких натюрмортов смело можно считать фотографии, которые мы сегодня подготовили для вас.
Хотя и с ними можно фотографировать, просто это не каждому натюрморту подойдёт. Фотограф из Чебоксар Борис Емельянов рассказывает о создании своих натюрмортов и делится мнением о развитии этого жанра фотографии в России и за рубежом. Для получения потрясающих и удивительных фотографий натюрмортов основное внимание уделяется таким факторам как контраст, цвет, тень и свет.
Листая книги по истории фотографии и каталоги коллекций крупных музеев, шанс найти отдельный раздел, посвященный натюрморту, практически равняется нулю. Провокативный нью-йоркский фотограф и художник Дэвид Бенджамин Шерри известен почти монохромными изображениями неизвестных объектов причудливых растекающихся форм, которые он то вешает в воздухе, то раскладывает на столах и прославившим его натюрмортом из ппошлых пластиковых фруктов.
Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Для начала определите центр интереса, т. е. Расширился и круг используемых предметов. В Англии подобный жанр изобразительного искусства носил название «still life», а в Германии «stilleben». Да и тема не должна быть слишком общей: можно, конечно, попробовать сделать натюрморт с сюжетом «Времена года», но либо объектов будет много (нужно ведь каждое время раскрыть), либо сюжет будет сложно читаться.
Основными предметами изображавшимися художниками на натюрмортах, были фрукты, цветы либо мертвая дичь. Важно просматривать построение композиции именно, через видоискатель. Лучше разбить, сделать отдельно летний, осенний, зимний, весенний натюрморты.
Сегодня данный жанр фотоискусства нередко используется в рекламной фотографии. Натюрморты часто снимаются на закрытых диафрагмах (хотя это не правило, всё зависит от ситуации). Результатом работы явился фотоальбом «Цветы» (Flowers).
Итак, как создать идеальную композицию натюрморта.
В то время как обычная фотография основана на фиксации движения, фото натюрморт основан на абсолютно иных факторах, отличных от движения. Такие предметы только дополнят композицию натюрморта и оживят его. Допустим, это будет ваза с цветами. Вариации обработки очень обширны и зависят от творческой идеи и возможностей фотографа.
Технические параметры съемки так же очень важны. главный объект съемки. Она не должна находиться в центре композиции, вот таким образом рекомендуется ее сдвинуть в сторону.
Угол наклона тоже важен. Ирвинг Пенн был непревзойденным мастером фотографии. Кроме банальных бытовых вещей в натюрмортах стали использоваться различные индустриальные предметы: детали станков и машин инструменты и пр. Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники. Во Франции работы Адольфа Брауна были похожи на фотографическую версию произведений Жана-Батиста Удри, популярного в XIX веке придворного художника королевской охоты Людовика XV.
В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов изделий и товаров, часто для использования в рекламе». В середине девятнадцатого столетия появились натюрморты, сделанные на сюжет «Vanitas», что с латинского переводится как «тщета», «призрачность». И то и другое переводилось как тихая, спокойная жизнь. Обязательной составляющей этих натюрмортов был череп. Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (table top) фотографией.
Термин этот был придуман во Франции и в переводе обозначает «мертвая природа». Он позволит тщательно проработать композицию и меньше отвлекаться на постановку точки съемки.
Фото натюрморты, как известно, достаточно популярный вид фотографии. Важно увидеть необычное, в расположении обычных вещей. Особенно если на них красивые цветы и красивые предметы домашнего обихода. И важно, чтобы второстепенные элементы формировали сюжет вместе с главным объектом.
В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название. Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь. «Пейзаж из костей» (Bone Landscape), запчасти от грузовиков — на своих снимках мастер виртуозно показывал скрытую от обывательского взгляда жизнь неодушевленных предметов. Как говориться истинная красота – в простоте.
Можно, конечно, просто ставить на твёрдую поверхность и использовать задержку спуска затвора (чтобы фотоаппарат не шатался от нажатия на кнопку), но удобнее всё-таки использовать штатив. Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности.
На глубокое изучение цвета и колористики мастер потратил семь лет. В Голландии же единого наименования для данного жанра не существовало, каждая специализация (цветочные букеты, завтраки, рыбные натюрморты) обладала собственным названием. Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры. И не пропускать мелочей, на которых часто и держится она.
Натюрморт лучше снимать со штатива, так как резкость имеет здесь важное значение. Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков). Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда. Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы.
Но в душе мастера не было гармонии и спокойствия: те фотографии, что по-настоящему воплощали его творческие порывы, журналы печатать отказывались, говоря, что для глянца они «слишком сильные». В каком бы жанре он не работал — снимки всегда были технически идеальны. Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением. К тому же, если не использовать вспышки источники света достаточно слабые. Такова фотография «Хлеб, соль и вода» (Bread, Salt and Water): песчаная текстура соли, зернистая вязкость хлеба и бокал с водой прозрачной чистоты находятся во взаимодействии друг с другом, они перекликаются, будучи объединенными в единую композицию.
Ирвинг Пенн (Irving Penn) был известным фотографом моды. Фото натюрморты сосредоточены на цвете, контрасте, тенях и свете. И вот почему. Просто запечатлеть предметы, скомпонованные вместе, было уже недостаточно. Сам же термин «натюрморт» пришел в фотографию из живописи. Натюрморт, на котором сфотографированы расположенные на поверхности стола небольшие объекты, также называют иногда «настольной фотографией».
Обработка в графических редакторах (Photoshop). В его работах композиционная ясность соперничала с бескрайней элегантностью. Знания первой позволят придать требуемое настроение.
Стоит отметить, что натюрморты с атрибутами искусства также встречались в живописи Жана Батиста Шардена. Натюрморт следует строить постепенно, по частям и последовательно. Также средствами натюрморта могут решаться и более сложные художественные задачи. Чтобы натюрморт обрел смысл, следует четко представлять себе, какова его тема.
Особенно если требуется участия множества объектов в композиции. В этой ситуации лучше не повышать светочувствительность (её значения будут достаточно экстремальные и приведут к появлению сильных шумов), а закрепить камеру. В жанре рекламного натюрморта много работал Ирвин Пен. Мастером «шокирующего натюрморта» был Джоель-Питер Уиткин, который снимал разные части человеческого тела в обрамлении фруктов и цветов («Пир глупцов», «Голова женщины» и пр. ).
Малейшие изобразительные нюансы в его работах отражают философию окружающего мира. Им был создан новый тип натюрморта, отличный от классической традиции. Это был отдых, расслабление и полная свобода.
Фотография, позаимствовавшая у живописи практически все жанры, не сделала исключения и для натюрморта. В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. Вернитесь к натюрморту через несколько дней или даже недель, могут возникнуть новые идеи. При этом штатив будет практически необходим, даже в случае работы на коротких выдержках. Фото натюрморты основаны на абсолютно другой концепции, отличной от обычной фотографии.
Свет можно пропустить через полупрозрачные предметы, сквозь бутылку, вазу, пакеты и пр. Кто о чём, а я снова о цветах. С начала двадцатого столетия жанр натюрморта начал несколько видоизменяться. При обработке фотографий довольно часто требуется замена фона. Точка фокусировки, как правило, должна быть на главном предмете, но глубина резкости должна быть достаточной, чтобы все объекты были хорошо проработаны (если обратное не предусмотрено творческой задумкой). Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно. Для своих композиций он мог собирать окурки, старые предметы, выброшенные кем-то очень давно, откапывал кости, зарытые его собакой — и по ночам, в закрытой студии, творил из них странные объекты, скульптуры инсталляции. Это позволит выявить наилучшее положение объектов съемки относительно света. Добиться разных свето-теневых эффектов можно используя в как отражатели или источники света совсем, на первый взгляд, не подходящие для этого предметы.
Для фото натюрморта более важна композиция, свет и детали. Если приходится делать другую работу или создание натюрморта «не идет», то он может и подождать.