С появление фотографии натюрморт не потерял своей популярности, даже не смотря на то, что большинство сегодняшних фотографов привлекает возможность съемки в действии. Примерами таких натюрмортов смело можно считать фотографии, которые мы сегодня подготовили для вас. И в живописи и в фотографии один из самых сложных жанров — натюрморт.
Хотя и с ними можно фотографировать, просто это не каждому натюрморту подойдёт. Провокативный нью-йоркский фотограф и художник Дэвид Бенджамин Шерри известен почти монохромными изображениями неизвестных объектов причудливых растекающихся форм, которые он то вешает в воздухе, то раскладывает на столах и прославившим его натюрмортом из ппошлых пластиковых фруктов. Листая книги по истории фотографии и каталоги коллекций крупных музеев, шанс найти отдельный раздел, посвященный натюрморту, практически равняется нулю. Так как объекты в натюрморте располагаются на ограниченном пространстве, задний план чаще всего делается однородным, чтобы не отвлекать внимание и не перегружать фотографию деталями.
Чтобы вдохновить вас, мы отобрали прекрасные натюрмортные фотографии, снятые участниками фотосообщества 35photo. В середине двадцатого столетия в жанре «натюрморт» много фотографий сделал Йозеф Судек, который придавал предметам изображенным на фото, особое настроение при помощи тонкой игры со светом. Для получения потрясающих и удивительных фотографий натюрмортов основное внимание уделяется таким факторам как контраст, цвет, тень и свет. Американский фотограф Катрин Алманас снимает постановку и чаще всего – натюрморты с идеальной композицией, геометричными светотенями и едой, разложенной будто на операционном столе, с аккуратным местоположением всех представленных объектов.
Популярностьнатюрморта в фотографии в последнее время растет и набираетзаметныеобороты. Прекрасные, красочные натюрморт фотографии с цветамиАшрафула Арефина (Ashraful Arefin), фотографа изДакка, Бангладеш. Фотограф из Чебоксар Борис Емельянов рассказывает о создании своих натюрмортов и делится мнением о развитии этого жанра фотографии в России и за рубежом. В количественном плане фотографический натюрморт сильно уступает другим жанрам, лишь эпизодически появляясь в творчестве того или иного автора.
В целом слова «натюрмортная фотография» ассоциируются с традиционными картинами ваз с цветами и несколькими тщательно расположенными элементами. Фотографические натюрморты на сюжет Vanitas (лат. Принципы работы со светом, которые описаны в этом уроке, применимы не только к натюрморту, но и к остальным жанрам фотографии.
Особенно если на них красивые цветы и красивые предметы домашнего обихода. Расширился и круг используемых предметов. Также средствами натюрморта могут решаться и более сложные художественные задачи.
Фото натюрморты основаны на абсолютно другой концепции, отличной от обычной фотографии. В середине девятнадцатого столетия появились натюрморты, сделанные на сюжет «Vanitas», что с латинского переводится как «тщета», «призрачность». Важно увидеть необычное, в расположении обычных вещей.
Можно, конечно, просто ставить на твёрдую поверхность и использовать задержку спуска затвора (чтобы фотоаппарат не шатался от нажатия на кнопку), но удобнее всё-таки использовать штатив. Для того, чтобы правильно подобрать фон, нужно учитывать следующее: фон не должен отвлекать на себя внимание, он должен содержать в себе хотя бы один оттенок присутствующий на фотографии, в большинстве случаев фон стоит подбирать без четкого рисунка. Лучше разбить, сделать отдельно летний, осенний, зимний, весенний натюрморты. Угол наклона тоже важен. Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры.
Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь. Фото натюрморты, как известно, достаточно популярный вид фотографии. К тому же, если не использовать вспышки источники света достаточно слабые. Малейшие изобразительные нюансы в его работах отражают философию окружающего мира. Сам же термин «натюрморт» пришел в фотографию из живописи.
И вот почему. На глубокое изучение цвета и колористики мастер потратил семь лет. Такова фотография «Хлеб, соль и вода» (Bread, Salt and Water): песчаная текстура соли, зернистая вязкость хлеба и бокал с водой прозрачной чистоты находятся во взаимодействии друг с другом, они перекликаются, будучи объединенными в единую композицию. В Англии подобный жанр изобразительного искусства носил название «still life», а в Германии «stilleben». Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света.
В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название. Кто о чём, а я снова о цветах. Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением. Да и тема не должна быть слишком общей: можно, конечно, попробовать сделать натюрморт с сюжетом «Времена года», но либо объектов будет много (нужно ведь каждое время раскрыть), либо сюжет будет сложно читаться. Уникальное чувство визуального ритма позволяло ему разглядеть красоту в чем-то незначительном — в тех же окурках, фотография которых стала его визитной карточкой.
И то и другое переводилось как тихая, спокойная жизнь. Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники. Это был отдых, расслабление и полная свобода. Термин этот был придуман во Франции и в переводе обозначает «мертвая природа». Но в душе мастера не было гармонии и спокойствия: те фотографии, что по-настоящему воплощали его творческие порывы, журналы печатать отказывались, говоря, что для глянца они «слишком сильные». Вариации обработки очень обширны и зависят от творческой идеи и возможностей фотографа.
Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков). «Пейзаж из костей» (Bone Landscape), запчасти от грузовиков — на своих снимках мастер виртуозно показывал скрытую от обывательского взгляда жизнь неодушевленных предметов. Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (table top) фотографией. Обязательной составляющей этих натюрмортов был череп. Ирвинг Пенн был непревзойденным мастером фотографии. В каком бы жанре он не работал — снимки всегда были технически идеальны.
И важно, чтобы второстепенные элементы формировали сюжет вместе с главным объектом. Натюрморты часто снимаются на закрытых диафрагмах (хотя это не правило, всё зависит от ситуации).
Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда. Им был создан новый тип натюрморта, отличный от классической традиции. Обработка в графических редакторах (Photoshop). При обработке фотографий довольно часто требуется замена фона. В это время фотографии в жанре натюрморт делали такие фотографы, как Уильям Андерхил, Эдвард Уэстон, Александр Родченко, Эдвард Стейхен, Андре Кертец и пр.
С начала двадцатого столетия жанр натюрморта начал несколько видоизменяться. В Голландии же единого наименования для данного жанра не существовало, каждая специализация (цветочные букеты, завтраки, рыбные натюрморты) обладала собственным названием. Просто запечатлеть предметы, скомпонованные вместе, было уже недостаточно.
В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. Натюрморт, на котором сфотографированы расположенные на поверхности стола небольшие объекты, также называют иногда «настольной фотографией». Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы. Натюрморт лучше снимать со штатива, так как резкость имеет здесь важное значение.
В его работах композиционная ясность соперничала с бескрайней элегантностью. В этой ситуации лучше не повышать светочувствительность (её значения будут достаточно экстремальные и приведут к появлению сильных шумов), а закрепить камеру. Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно. Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности. В жанре рекламного натюрморта много работал Ирвин Пен.
Точка фокусировки, как правило, должна быть на главном предмете, но глубина резкости должна быть достаточной, чтобы все объекты были хорошо проработаны (если обратное не предусмотрено творческой задумкой). Знания первой позволят придать требуемое настроение. Результатом работы явился фотоальбом «Цветы» (Flowers).
Сложные ракурсы, приближенная съемка, фотограммы, увлечение формой и фактурой объекта — все это придает новый облик прежнему жанру. Фото натюрморты сосредоточены на цвете, контрасте, тенях и свете. Мастером «шокирующего натюрморта» был Джоель-Питер Уиткин, который снимал разные части человеческого тела в обрамлении фруктов и цветов («Пир глупцов», «Голова женщины» и пр. ). В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов изделий и товаров, часто для использования в рекламе». Сегодня данный жанр фотоискусства нередко используется в рекламной фотографии. Для фото натюрморта более важна композиция, свет и детали.
Ирвинг Пенн (Irving Penn) был известным фотографом моды. Технические параметры съемки так же очень важны.