Вот такой фантастический натюрморт Дали, например. «живой натюрморт»— картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1956году. «натюрморт» был написан Сальвадором Дали в 1918 году. Natura Morta (1956)Самый известный представитель сюрреализма Сальвадор Дали в своей знаменитой работе «Постоянство памяти», являющейся по сути аллегорическим натюрмортом, размышляет об относительности времени.
«живой натюрморт» – картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1956 году.
Это когда-то было моим открытием. О яблоке Сезанна: «Как это прекрасно». В почти белых натюрмортах белый цвет становится не цветом и не светом, а образом цвета. Скажем, лестница была символом пути из ада в рай или наоборот. Джорджо Моранди родился в Болонье в 1890 году.
Так, голландские «stilleven» превратились в напоминание о двух мирах — о Тайной Вечери, дающей жизнь и о Валтасаровом пире, ведущем в смерть. Часы — или механические или песочные, но обязательно часы. Образы, созданные Сальвадором Дали, поражают своей абсурдностью. Однако вера охватывает всю деятельность человека. Я просто сейчас уже не могу вспомнить — это хрупкость мира, его красота.
На нем висят мягкие часы, которые Дали изобрел годом ранее при создании картины «Постоянство памяти». Сами же предметы теряют объемность, становясь бесплотными. Это может быть кусочек бекона (на «Мягком автопортрете»), вареные бобы («Предвидение гражданской войны в Испании»), хлеб, уже как вполне традиционный христианский символ («Ядерный крест», «Мадонна Порт-Льигата»), сырые котлеты («Портрет Гала с двумя бараньими котлетами на плече»), разломленный гранат («Сон, вызванный полетом пчелы», «Дематериализация носа Нерона»). Во-первых, я знаю, что в это время и еще долго спустя, вплоть до XIX века, каждое изображение было не случайно, совершенно все изображения были символическими. Кандинский, Малевич выросли из «Бубнового валета», будучи совсем разными.
Что такое натюрморт. Именно в творчестве голландских и фламандских художников XVII века натюрморт окончательно утвердился в качестве самостоятельного жанра живописи.
Изображение рядом с этими предметами омара необычно. Сам Дали называл этот период — с 1949-го по 1962 годы — «ядерным мистицизмом». Например гранат в «Сне, вызванном полетом пчелы» можно толковать как образ «Большого взрыва» из которого зародилась жизнь, как начинающую делиться оплодотворенную яйцеклетку, а в «Дематериализации носа Нерона» – как образ атома.
Предметы помещены на авансцену, приближены к зрителю, почти к краю рамы. Очереди начинались с двенадцати часов ночи с толкотней, давкой истерическими припадками. Но уже тогда его рисунки, а также методы их создания шокировали зрителей. Это грустный итог того, что в мир принес антропоцентризм. Композиция повторяется из картины в картину, лишь постепенно меняясь. Это была эстетика балагана, народного гуляния, ярмарочного праздника жизни.
Исчез открытый рынок. Световые блики есть на столешнице, блюдце, стакане с чаем, преломившейся серебряной ложечке. Наверное, с этим связано его особое отношение к еде. Огромная выставка, колоссальные скульптуры бронзовые. Недаром Дали говорил, что всё красивое должно быть съедобно.
В 1950-е годы Осьмеркина, последнего «бубнововалетца», уволили из Суриковского института, вместе со студентами-последователями. Господь оставил нам две книги — книгу Писания и книгу Творения. Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж.
Они именно те «малые», которым открылся Бог, утаив Себя от великих. На самом деле все символично. В щелях старой двери жили древоточцы.
Батон хлеба изображенный на этой картине похож одновременно на кусок экскрементов и на возбужденный половой орган, тяжесть которого поддерживается тонкой ниткой. Он знал слова святого Григория об изображениях как о книге для неграмотных. Он очень рано проявил способности к рисованию. Раблезианская снедь, огромные кренделя, калачи и булки — это те языческие идолы, которыми антихристова власть надеялась соблазнить народ.
А узнавать Библию посредством изображений фривольно и оскорбительно для Бога». Это полотно восходит к творчеству Карло Карра и Джорджо Моранди. Вот почему-то ему так казалось. Обязательно вино, обязательно рыба и обязательно хлеб. «Дефицит» стал центральным фактом экономической и повседневной жизни. Можно сказать, обогнало весь мир.
Акварельки как будто сделаны, просто художник пробует кистью краску, прежде чем написать что-то, – вот такие офорты. Известно, что Сезанн даже говорил: «Я покорю Париж своими яблоками». Это вообще елей на больную душу. С одной стороны, это натюрморт с лежащими на столе, на драпировке, скрипкой, нотной тетрадью и скульптурной гипсовой головой на подставке. Это одни и те же бутылки, графины, чайники. Большинство часто повторяющихся образов родом из его биографии.
Здесь продолжалась «тихая жизнь», тихое общение, тихий разговор частного человека в своем частном доме, то есть от Бога они все-таки ушли в частную жизнь. Потом даже в XIX веке в французском искусстве интерьер был символичен, он был не случаен. «Эта беззастенчивая карта напоминает скорее лечебницу для душевнобольных, чем выставку художественных произведений», — писали газеты. «Бог слишком возвышен для человека и человеческого глаза.
По его мнению, никто больше не мог рисовать так же, как и он. Монолитность прежних натюрмортов здесь отсутствует. Образование живописца Дали получил в Мадридской академии художеств. Один рабочий писал Микояну: «Почему же нет рыбы. Спустя два года появился абсолютно непохожий на прежние натюрморт «Корзинка с хлебом» (1926, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида, США).
Формы перетекают одна в другую и из темноты рождаются ускользающие образы-символы. Эрве Базен, французский писатель, писал: «Во время войны 1780 года Сезанн писал яблоки. Вероятно, это полотно много значило для самого художника, который по прошествии пятидесяти лет писал: «Хлеб по природе своей гетерогенен, ему ведь приходится терпеть и литургическое надувательство со стороны корзины и конвульсивный анархизм драпировки». Какой смысл может быть у потока сознания.
Пишет крестьян, купальщиц, все такое могучее, мощное. Несмотря на «мертвую природу», картина полна жизни и словно пронизана движением. Голландские дома уютны, соразмерны человеку, красивы. Но в целом они любили вот эту тишину своего собственного дома.
Например, особое отношение к еде, которое Жиль Нере в своей книге «Сальвадор Дали» называет «материально-кулинарным атавизмом», граничит с его каталонским происхождением. Такие же парящие предметы, но не застывшие в пространстве, а движущиеся, мы видим в «Движущемся натюрморте». ниже в галерее). Конечно, в этом тоже есть доля правды. И действительно у Сезанна были с яблоками «особые отношения»: он считал их совершенными творениями как по форме, так и по цвету.
В 1917 г. объединение перестало существовать. Чернильница, располагающаяся на правом конце батона, превращает всю конструкцию в настольный гарнитур, подставку для письменных принадлежностей – вроде той, о которой Дали писал в своей «Тайной жизни». Живопись воздействует на глаз, как музыка на слух, — пятнами цвета, ритмами линий, тишиной, паузами пространства. Говорят, что выставку посетил Пикассо со своей собакой.
Вероятно, они посещали церкви. Давида Штеренберга часто называют «художником натюрморта». Они живут своей таинственной, независимой от нас жизнью. Исчезли нэпманы.
Пространственные силуэты не разделяют их, а, скорее, соединяют. Голландские художники, создавая свои «десерты», как их иногда называли, сохраняли почти неизменной композицию картины. Теперь это, по-моему, стало уже общим местом. Прожил всю жизнь в Италии, пережил все ужасы XXвека, видел Первую мировую войну, возникновение, развитие и крушение фашистской диктатуры, воцарение в искусстве футуризма с его пафосом разрушения, недолго, но глубоко был увлечен в раннем периоде своего творчества Сезанном, Андре Дереном, Пикассо, Руссо.
Есть что-то эпическое, величественное и почти трагическое в этой группе простых вещей. До сих пор слышны отголоски того времени.
Особенно русский натюрморт 20–30-х годов ХХ века. Кроме того, почти во всех натюрмортах есть изображение часов. Вот, собственно, все, что я хотела вам рассказать.
И совсем иным предстает Дали в композиции «Натюрморт в лунном свете» (1928, Центр искусств королевы Софии, Мадрид). Ягоды выглядели такими реальными, что хотелось протянуть руку и взять их. Это, если можно так сказать, «движение покоя». Как понимать эту нарочитую декларацию. Еще мгновение и он превратится в драгоценный камень.
Как не уместен и школьный вопрос: что хотел сказать автор. Они более обособлены и индивидуализированы. И живопись и графика Моранди существует как бы на «грани двух миров» — духовного и материального. Он протягивает нам дружескую руку и предлагает нам «остановиться, оглянуться».
Их называли «русскими сезаннистами», но ударение надо делать на слове «русские», так много в них национальных особенностей. Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). В 1932 году был написан «Антропоморфный хлеб». Но, когда он познакомился с творчеством Матисса и Сезанна, он выбрал их, а не футуристов. Информацию об этом скрывали.
Дали выполнил свой «Натюрморт» цветным, но у него при этом получилось передать все особенности овощей и фруктов. В подобном ключе исполнена и еще одна, более ранняя картина — «Кубистическая фигура» (ок. Мы не знаем, как это воспринимали современники, но сегодня мы видим здесь издевку. Испанский художник Сальвадор Дали родился в городке Фигерасе (Каталония) в семье нотариуса. Отдал дань увлечению сюрреализмом (мы видели это только в его натюрморте).
Затем украинская деревня, где был настоящий голодомор. А наверху на втором этаже прямо над этой выставкой в маленьком зале висел Моранди. Но Бог продолжал говорить языком искусства.
Так художники «Бубнового валета» явились и свидетелями и обличителями времени и лживой власти, но и сумели подняться над скудостью действительности и увидеть нетленную красоту жизни. Не менее интересны и другие минималистичные натюрморты Штеренберга—– «Натюрморт с конфетами», «Простокваша», «Пирожное» (см. Но другое название картины — «Кубистический автопортрет» — говорит о том, что художник действительно представил автопортрет, расслаивающийся на холсте на множество профилей.
Огромное полотно: в центре герб Советского Союза, выпяченный специально, колосья из теста — «сталинский ампир», атрибуты советской власти, которые можно съесть. Он звучит так: «Я знаю, что я ем (и что переварю). Фрагменты человеческих тел соединены с неживыми предметами.
Можно почти с уверенностью сказать, что живопись эта — не что иное, как «иконы» новой религии — коммунизма иконы, где вместо Бога и святых беззастенчиво представлены идолы мира сего, то есть антихристовы «дары», написанные так убедительно, что голодный народ готов был им поклониться. А часы — это напоминание о том, что жизнь быстротечна. Для них главным была «материальность», «вещность», «натюрмортность» даже в пейзажах и портретах.
Картина символична и выразительна, она лучше всяких слов рассказывает о драматичных послереволюционных годах. В этой удивительно красивой картине уже заметно стремление к новому — сюрреализму. Обнаружена лишь одна частичная аналогия: Натюрморт с крабом Яна ван Олиса. Собственно, весь XVIII век да и XIX все русское искусство было подражательным. В это же время Дали создает произведения, где формы наслаиваются друг на друга и образы получают неоднозначное истолкование («Метаморфоза Нарцисса», 1937, галерея Тейт, Лондон «Возникновение лица и фруктовой вазы на пляже», 1938, Уэдсворт, Атенеум «Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера», 1940, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида). То же можно сказать и о его графике: офортах, рисунках, акварелях.
Это позднее творчество Машкова. Именно это заставляло голландских художников с удивительным постоянством обращаться к жанру«stilleven» — это голландское название натюрморта, которое гораздо точнее выражает суть этого жанра. Применительно к себе Дали подтверждает это утверждение эпиграфом к своей книге мемуаров «Тайная жизнь Сальвадора Дали».
Парящие в пространстве предметы, не соприкасающиеся друг с другом, мы видим на картинах «Атомная Леда», «Дематериализация носа Нерона», «Мадонна Порт-Льигата». Появилось выражение «дефицит». Несмотря на название картины историки искусства определяют ее жанр не иначе как «портретный натюрморт». Интересно, что природу и пейзажи Моранди видит точно так же. Не сразу понимаешь, что вся эта красота мертва, убита.
Отец Сальвадора имел большую библиотеку, где было множество книг по искусству. Раз Церковь не принимает искусства, то в нем развиваются светские тенденции. Оно может цветом, линией, ритмом выразить то, что неподвластно речи. Тогда искусство было совершенно все символично.
В их силуэтах появляется знаковая лаконичность. Иногда силуэты предметов даже экзотичны. Вообще мир Библии наполнен предметами. Среди натюрмортов испанского художника-сюрреалиста есть немало вполне «обычных» — «Натюрморт» 1918 года, натюрморты «Рыба» 1922 года и «Корзинка с хлебом» 1925 года, «Натюрморт с двумя лимонами» 1926 года и др. Французский художник Поль Серюзье высказывался о фруктах Сезанна так: «О яблоке обыкновенного художника скажут: «Его хочется съесть». Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов. Наиболее яркий художник из всех «Валетов» — Илья Машков.
Вероятно, молодой художник прекрасно знал и метафизическое искусство Джорджо Де Кирико. Никого не было. Все было символично. Все написано с великолепной вещественностью. Этот внутренней мир обладает гораздо более мощной реальностью, чем реальность внешняя. Все было символично.
В натюрморте собрано множество атрибутов аллегории «Ванитас» — бренности всего земного имевшей моралистический, дидактический смысл: череп, погасшая свеча (жизнь человека), табак и трубка (быстрое исчезновение жизни), мыльный пузырь (мимолетность жизни). В середине 1930-х годов он едет в Крым. Добыча охотника — лань, кабан, заяц, лебедь Все собрано в огромные груды. Вещи имели в СССР огромное значение потому, что их просто не было. И они это знали.
Увлечение дивизионизмом ощущается в картине «Купальщицы в Эс Льяне» (1923, частная коллекция).
Процесс поглощения, поедания присутствует в картинах и отдельно от еды. Картина «Утренний натюрморт» полна яркого света, она передает ощущение утренней свежести и покоя. Это было чудо. Для него гораздо больше значило личное общение человека с Богом.
В живописи появляются тени, как альтер эго вещи, предмета, объекта. Таковы натюрморты Питера Класса, Вилема Хеды, Абрахама ван Бейерена, Вилема Кальфа. Его яблоко не решишься очистить, его захочешь скопировать». Натюрморт из отрубленных голов — бюстов коммунистических лидеров, украшенных цветами. Мертвая природа. Ну, вы все знаете, как это было.
Тишина — вот главная тема его натюрмортов этих лет. На случай, если такие вещи попадутся, люди носили в карманах сетки, которые назывались «авоськами» (авось что-нибудь попадется). Внимание художник уделяет деталям и фактуре — в «Селедках» четко прописаны деревянная столешница, кусок хлеба, блестящая чешуя рыб. Все описано со скрупулезной подробностью в книге Исход (Исх: 25, 26, 27). В 1945 году Дали вновь возвратился к прежней теме, написав еще одну «Корзинку с хлебом» (Музей Дали, Фигерас).
Это рыбная лавка изобилие всего рыбного. В Испании мастер написал также целый ряд полотен исторической и мифологической тематики («Атомная Леда», 1949, Музей Дали, Фигерас «Открытие Америки Христофором Колумбом», 1958–1959, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида). Из церквей удалялись картины на религиозные темы.
Пес, в блаженном неведении о художественной ценности работы, обошелся со скульптурой крайне не почтительно – он попросту сожрал батон, водруженный на бюст. Покой, предшествующий взрыву (состояние, которое очень увлекало Дали), мы видим в «Корзинке с хлебом», которая снова выполнена в лучших традициях голландского натюрморта. Влияние «Бубнового валета» на русское и мировое искусство было огромным. Авторы сразу заявили о себе: «Мы фокусники и клоуны». Все эти художники, которых я перечислила, — Кончаловский, Штеренберг и Петров-Водкин — входили в объединение «Бубновый валет», эту кузницу русского авангарда, сохранившую свой язык, стиль и характер «бури и натиска» до 30–40-х годов советской власти, что нам особенно интересно. И никогда нет источника света.
Такое полотно говорит о тщете человеческой жизни, о греховной любви к богатству земному. Исчезла даже рыба. Подчеркнут силуэт каждого предмета. Но художники не перестали работать. То ли это надгробие, то ли апофеоз власти, языческое капище.
Интересно, что картины 1920-х годов более «бубнововалетские» по фактуре, живописному колориту, оптимизму, чем те, которыми они удивляли общество в начале пути. Отголоски «Бубнового валета» будут существовать до 60–70-х годов ХХ века. Потом это было утеряно, к сожалению, такая, чисто национальная черта. 1927, Музей Дали, Фигерас).
И это все, что сделал человек, все, что он принес на землю. Когда смотришь Моранди, то невольно думаешь: что такое художник.
Так, портрет «Садовник» при повороте становится натюрмортом «Овощи в миске», а портрет «Повар» превращается в натюрморт с поросятами на блюде. Так что подражать мы не могли, но подражали, конечно изо всех сил. Когда появились передвижники, это уже было уже что-то свое. Смысл они могут иметь самый разный, все зависит от самой картины. На фоне этих вызывающе-сексуальных полотен «Два куска хлеба, объясняющиеся в любви» выглядят невероятно лирично и лаконично.
Мы опоздали. унес три–четыре миллиона жителей и на несколько лет повлиял на рождаемость. Это то, что делали Машков и Кончаловский. Но, так или иначе, все эти продукты намекают на съедобность или на сам процесс поедания. Их пронизывает музыкальный ритм и им свойственна благородная гамма тонов.
Но там были свои ноты. Последователи Кальвина пошли еще дальше. По живописи картина Олиса сильно отличается от «натюрморта с черепом».
Журналистам он вообще объяснял этот портрет так: «Я люблю котлеты и люблю свою жену. На полотнах Дали зритель видит чудовищные фантасмагории, устрашающие фигуры («Мрачная игра», 1929, частное собрание, Париж). Иногда бокал упал и вино пролилось — как бы жертва, мир побеждает. Роль живописи в лучшем случае сводилась к катехизису. Общение с произведением искусства — это всегда диалог автора со зрителем. Здесь он объявил о своей приверженности к католической религии и создал несколько проникнутых мистическим чувством композиций на религиозные сюжеты — стилизации в духе барочного искусства («Мадонна де Порт-Льигат», 1950, частное собрание «Христос Хуана де ля Круса», 1951, Художественная галерея и музей, Глазго «Тайная вечеря», 1955, Национальная галерея, Вашингтон). Теперь я расскажу вам, как я это постепенно открывала. Голландских художников XVII века часто называют «малыми голландцами».
Из них мальчик и черпал свои первые знания. Эпатажный бюст просуществовал недолго. Правда, у нас была икона, но икона, которая уже потеряла свою художественную ценность. В это время Дали покончил со «статичностью» на картинах и стал представлять материю в виде частиц.
Обычно принято считать, что «малые» они потому, что писали картины маленького размера. Не будь «Бубнового валета», не появился бы и «лучизм» Ларионова, а может быть и абстракции Кандинского. Фон картины – светло-коричневый. Новая роль вещей отразилась в повседневной речи.
Не вижу причины не писать их вместе». Настроение художника как бы «алхимическое» — кажется, что ему хочется все бросить в котел искусства, чтобы вытащить оттуда сущность вещей. Возьмите даже букеты цветов, когда есть роскошный букет, каждый цветок что-то значил. Хотя Дали называют великим испанским живописцем, по происхождению он был каталонец. Внимание художник уделяет деталям и фактуре — в «Селедках» четко прописаны деревянная столешница, кусок хлеба, блестящая чешуя рыб. Фетишем Дали, его личным брендом на протяжении всего творчества был хлеб. Все обращено к человеку, к человеческой личности. И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров.
Зритель явственно ощущает распад, разрушение, развеществление мира. Машков и Кончаловский в большом секрете готовили «сюрприз» к открытию. Период 1925–1937 гг.
Еще одной «атомной» чертой, которая появляется во многих его картинах этого времени, было «атомное равновесие». В ранних произведениях художника отразился интерес к различным направлениям в искусстве. Библия полна указаний на красоту сотворенного мира. Картины из церкви как бы переселились в дома бюргеров. На простейших примерах он стремился показать истинную красоту природы. В 1948 году Дали вернулся на родину, в Испанию. Например, бекон на «Мягком автопортрете» указывает на съедобность оболочки, которая благодаря своему цвету вообще кажется сделанной из шоколада, а телячьи отбивные на плече Гала говорят о стремлении Дали поглотить ее.
Сюжет картины играет тут далеко не самую важную роль. В это время он пишет «Хлеба советские» и эта тема подходит к своему логическому завершению. Постепенно простая снедь заменяется устрицами, ветчиной. Вот они, например, такого размера, немножко побольше. Об «Анжелюсе» он много писал и в частности видел в этой картине колоссальное напряжение, считал что пространство, в котором расположены фигуры мужчины и женщины, сумеречно и враждебно. Скандал был обеспечен, чего и добивались молодые художники.
Среди портретных натюрмортов у Арчимбольдо есть и совсем необыкновенные — «перевертыши»: достаточно повернуть картину на 180 градусов, чтобы увидеть абсолютно новое изображение. Интересно, что Моранди в этих натюрмортах бежит от всякой экзотики в выборе предметов.
Не ведаю совсем, что я творю». Вместе с тем и невозможно определить время создания, часто художников разделяет большой отрезок времени, почти сто лет, например и все равно остается эта же самая композиция. Но в своих трудах и проповедях Кальвин подчеркивал, что Дух Божий судил иначе. Они как бы доброжелательно обращены к зрителю, сохраняя полную тишину.
Здесь тоже, видите, часы в углу. Самые первые «stilleven» просты: хлеб, бокал вина, рыба (естественно, символ Иисуса Христа), нож (символ жертвы), лимон (это символ неутоленной жажды познания, жажды Бога), несколько орехов в скорлупе (это душа, скованная грехом), если эти орехи расколоты — значит, душа, освобожденная от греха, яблоко (напоминает о грехопадении). Бог благословляет простую жизнь, ее скромные радости, ее горести.
итальянские исследователи творчества Моранди называют «Сошествием во ад». Исследовать вселенную Дали – задача непростая. После второй мировой войны, а точнее после взрыва атомной бомбы, в картинах Дали появляется «атомный» компонент.
Символы давно прошедшего времени предстают на полотне «Постоянство памяти (Мягкие часы)» (1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Все стоит чинно, словно в торжественном предстоянии. Именно, может быть, потому, что он не пошел за всеми, он не пошел за толпой, которая стала увлекаться сюрреализмом, кубизмом, всеми этими «измами».
Да, натюрморт — странный жанр: и многозначный и много в себе скрывающий. Но мне кажется, что не вот таким образом. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Фантазия художника может лишь испортить Его безграничное совершенство». Таково же описание Храма, царского дворца.
Не изображен фон, нет ни части интерьера, допустим, ни какой-нибудь картинки, висящей на стене. Их расположение очень напоминает композицию картины Франсуа Милле «Анжелюс», которой Дали восхищался с детства и неоднократно самыми разными способами интерпретировал в своих картинах (например, «Пара с облаками в головах», «Архитектонический Анжелюс», «Атавизм сумерек»). На прошлых лекциях, посвященных пейзажу и портрету, я немножко об этом рассказывала. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др.
Но у меня в какой-то момент возникло сомнение. Ничего этого в «Двух кусках» нет. Это особое, теплое, человеческое отношение к жизни.
В них найдена мера цветности и этого удивительного света. Не умели рисовать, вот таким образом так и рисовали. Отсюда уже рукой подать было до истинного смысла. Дали писал: «Когда я покажу вазочку кружащейся в пространстве вместе с веером и фруктами, цветной капустой, птицей, бокалом, бутылкой из которой изливается содержимое и ножом напротив окна, а за окном будет простираться бескрайняя морская гладь, покрытая зыбью, когда я выставлю руку, сжимающую в пальцах рог носорога, — все это будет означать, что я решился и начал постигать пространство-время путем созерцания левитации, которая разрушает энтропию».
Сальвадор доставал насекомых из древесины и заменял их плодовыми червями. Лилия — это вообще символ Благовещения, всегда с лилией ангел прилетает. Заметьте, что на натюрмортах никогда не изображается персонаж, никогда нет человека. Кроме кота человека на картине «выдает» и собака — она в терпеливом ожидании смотрит прямо на него. Он изображает свое ощущение, возникшее под влиянием этого внешнего мира. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»).
Смычок относится к аллегории слуха, омар, булочка и лимон — к аллегории вкуса эти аллегории из серии «пяти чувств» также были связаны с темой «Суеты сует». Искусству оставлялась лишь педагогическая задача — укрепление морали. Все написано с чувственным восторгом. У него вполне стол насыщен изобилием реальным, не вымышленным. На настоящей выставке только в Италии его можно увидеть, у нас почему-то нет, никогда. Вот и Сальвадор Дали нарисовал свой натюрморт не так, как его рисуют обычно.
Он признавал искусство одним из даров Божьих. Моранди для меня — это майский день и именины сердца. Таков натюрморт из Национальной галереи искусства модерна в Риме. То есть, он нейтральный, вот таким образом не отвлекает внимание от других предметов. Перед зрителем уже почти абстракция, состоящая из черно-белых пятен, как на негативе. Статую нельзя было поставить на землю, она должна быть обязательно над людьми. Завидя очередь, они пристраивались к ней, не спрашивая, за чем она.
На Шемякина все ломились, а тут не было ни одного человека, я была одна. Многие вступили в общество «Московские художники» (превратившееся в 1928 г. в Союз русских художников), сохранив все основные характеристики своего языка. — Тогда не было ничего другого. Здесь неважно, каким он видит мир: конкретным, реальным или абстрактным.
При всей кажущейся ненормальности его картин, Сальвадор Дали очень последователен. Этот замедленный ритм, это «движение покоя», в котором пребывают персонажи Моранди, особенно поразительны, когда осознаешь, в какое время они созданы. В данном натюрморте часть предметов (череп, свеча, трубка, мыльный пузырь) составляют обычный набор картин типа «vanitas», принадлежавших к разновидности жанра, специфической для лейденской живописи, но существовавшей и в других местных школах. Это было огромное полотно, вот это самое, Ильи Машкова, расположенное в центре зала. Известно, что император Рудольф II был восхищен своим «съедобным» портретом и очень щедро наградил художника. Наверное, при виде этих дат у многих из вас перед глазами возникают фантастические «Хлебы», «Снедь» и другое сказочное изобилие Ильи Машкова, Петра Кончаловского, да и «Селедки» Штеренберга с Петровым-Водкиным. Все предметы в них говорят и они все символичны.
Не буду вам портить настроение напоминанием о том, что такое голодомор. Это действительно было, это страшная реальность. Однако самым известным из натюрмортов Дали является «Живой натюрморт» («Движущийся натюрморт»), написанный в период его увлечения физикой (преимущественно ядерной и квантовой).
«Stilleven» по-голландски — это тихая жизнь и это гораздо точнее. Художники хотели противопоставить модному мистицизму Серебряного века (представьте себе башни из слоновой кости и так далее) это полнокровное сочетание французского авангарда с русским народным творчеством (лубок, подносы, глиняные игрушки и так далее). Полевые лилии — символ чистоты, невинности. Они воспринимаются в удивительном единстве. Давида Штеренберга часто называют «художником натюрморта».
Был такой теоретик искусства во времена эпохи Возрождения Альберти, который так охарактеризовал человека: «Ты стал не земным, но и не небесным, тебе интересно все, что происходит кругом, но ты несешь с собой смерть, вот таким образом все живое на земле тебя начинает ненавидеть». Однако все эти цвета превосходно контрастируют на нейтральном фоне. С первого взгляда картина «Утренний натюрморт» проста и незамысловата, однако если присмотреться, можно заметить интересные детали, например, отражающегося в чайнике рыжего кота — возможно, он лежит на коленях хозяина. Голод 1932–1933 гг.
Это удивительно, это только у «голландцев» есть, по-моему. В духе фовизма исполнено полотно «Ярмарка в день Святого Креста Господня» (1921, Музей Дали, Фигерас). Натюрморт — это особый жанр, где вещи говорят, общаются между собой и с нами. Вот посмотрите на эту бабушку, которая сидит за своим обедом. Если в «Осеннем каннибализме» – это совершенно точно уничтожение, причем элегантное и изысканное, по всем правилам этикета (в руках у этих пожирающих друг друга фигур столовые приборы), то в «Архитектоническом Анжелюсе» это не так очевидно: мягкие тягучие массы перетекают одна в другую, стремясь то ли пожрать друг друга, то ли слиться воедино. Он говорил: «Всему народу следует учиться читать. Здесь же был выполнен его «Живой натюрморт» (1956, Фонд Морзе, Кливленд), где предметы (стакан с вином, бутылка, нож, вазы, фрукты) по воле воображения автора парят над столом так же, как летящая над водой ласточка.
Один из ранних натюрмортов (1915 г. ) написан в реалистичной манере, хотя то внимание, с которым Дали изображает глянцевитую поверхность фруктов и овощей в тарелке, шелковистый блеск луковицы, лежащей рядом, сияние глазури, покрывающей кувшины, в солнечном свете чем-то напоминает работы импрессионистов. Между предметами почти нет пространственных промежутков. В 1933 году для сюрреалистической выставки в Pierre Colle Gallery (Париж) Дали создал скульптуру Ретроспективный бюст женщины – бриколаж фарфорового бюста женщины с батоном хлеба в виде шляпы, на которую водружена бронзовая чернильница — репродукция картины Анжелюс Жана-Франсуа Милле. Ведь у каждого художника существует своя манера рисования.
Это ускорило его развитие. Это единство семьи, близких друзей, куда хочется уйти от невыносимой действительности. Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Позднее, в 1928 году, Дали писал: «Пора свести счеты со стерилизованной геометрией, холодной геометрией сухих инкрустаций и плоских объемов в духе Джорджо Моранди, со всеми его натюрмортами из которых выкачан воздух во славу постоянства памяти». Выставка имела огромный успех.
Она более для слуха, чем для глаза. Уровень жизни в начале сталинского периода резко понизился в городе и в деревне. Так в натюрморте зримо ощущается присутствие человека, хотя художник и не рисовал его. Художник по-своему трактует привычные художественные мотивы, основываясь на фрейдистских идеях и собственном понимании бессознательного («Призрак Вермеера Дельфтского, который можно использовать как стол (феноменологическая теория мебели-пищи)», 1934, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида «Археологическая реминисценция Анжелюса Милле», 1934–1935, частное собрание).
Кальвин был представителем строгого, пуританского, аскетического протестантизма. Он остался верен реализму. Как будто они ждали своего часа, пророчествовали о нем.