Наибольшее распространение в живописи получили натюрморт с фруктами, голландский натюрморт, натюрморт с цветами. Живопись гуашью, натюрморты пышным цветом расцвели во времена грандиозных перемен, полнейшей смены политических, общественных и религиозных институтов. Уникальным культурным явлениемXVIIвека называют голландский цветочный натюрморт, который оказал существенное влияние на все дальнейшее развитие живописи в Европе.
Это был обычный метод работы живописцев цветочных натюрмортов. Живопись, натюрморты современных художников непременно несут в себе отпечаток вдохновителей-импрессионистов посредством цвета, способов и техник изображения. Начало ХХ века — расцвет русской натюрмортной живописи. 30-е – 50-е годы XX века характеризуются большим интересом к цветочному натюрморту не только со стороны русских сезаннистов, но и лидеров авангарда и беспредметной живописи.
30-е–50-е годы XX века характеризуются большим интересом к цветочному натюрморту не только со стороны русских сезаннистов, но и лидеров авангарда и беспредметной живописи. Натюрморт с цветами настолько живописен сам по себе, что не требует многообразия дополнительных деталей.
К началу XX века красочно-цветочная феерия стала столь привычной, что сами фарфоровые предметы стали частью цветочных натюрмортов Кустодиева, Головина, Судейкина, Петровичева, Клевера (сына). К сожалению, на антикварном рынке ранние работы этих художников встречаются нечасто. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Так или иначе, мозаика растительности использовалась в тематических сюжетах бытового жанра и украшала портреты незнакомцев, вплеталась в общую картину, создавала особую уютную атмосферу («Роза из роз» – сэра Лоуренса, «Джулия среди роз» и «Даниэль и Мадлен на террасе» – Д. Р.
Произведения Амброзиуса Босхарта Старшего по натуралистической тщательности исполнения близки работам Яна Брейгеля Старшего. Его работы высоко ценили Бенуа, Малевич и Маковский. Т. е.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. После окончания Академии художествБакалович уехал в Италию, где и остался навсегда. В их творчестве натюрморт занимал значительное место. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. «Натюрморт» в переводе с французского означает «мертвая природа». Белая лилия говорила о непорочности.
Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Особое внимание мастера уделяли розам. Они никогда не стремились сотворить нечто новое или воссоздать реальность.
Значительное количество этих работ хранилось и в эрмитажном собрании, которое часто посещали ученики Академии художеств. Эразм Роттердамский писал: «Любая вещь имеет два лица и лица эти отнюдь не схожи одно с другим. Цветы «прижились», но русские художники отказались от точной передачи анатомического строения растений. 6 лет – это тяжелые года безденежья, унижения, попыток выжить.
В России было много их последователей. В России было много их последователей. Очень часто на полотнах встречается виноградная кисть, которая одновременно напоминала об искупительной жертве Спасителя за грехи человечества и свидетельствовала о наступлении осени порхающая бабочка символизировала бессмертие души.
Большое развитие это направление получило среди германских народов. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует».
Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Атласы с изображением растений и цветов Европы заинтересовали и художников по фарфору. В XVI веке Бартоломеус Брейн Старший, Дирк Баутс, Питер Артсен, Иоахим Бейкелар, Бартоломеус ван дер Хелст и другие стали создавать картины, в которых натюрмортные мотивы вышли на первый план, а сцены из жизни Христа отодвинулись в глубину3. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений.
Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Все отражается во всем: малое в большом, а большое в малом.
В этом отношении показательна работа Федорова 2-го из антикварного салона «Русская усадьба». На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Художник (или художники т. к. В их творчестве натюрморт занимал значительное место. Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte).
Однако сам художник довольно низко ценил эту работу. Уже в Екатерининское время мейсенские букеты стали основным мотивом посудной росписи. После окончания Академии художеств Бакалович уехал в Италию, где и остался навсегда.
Цветы — обязательный атрибут аллегории весны, белые лилии — символ чистоты и непорочности. Один из них — А. А. ван Дил «Натюрморт из роз в стеклянной вазе», Я. Фантин-Лаур «Букет из роз и настурций» и др. ). Впрочем строгая симметричность скоро нарушается и излюбленной становится, разработанная Я. Д.
Сочетание старых живописных приемов и современных предметов привело не столько к смешению стилей, сколько придало произведению аромат вневременности, что и было одной из задач живописцев, подражавших «старым мастерам». В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Еще один подобный вариант — «Натюрморт с цветами» эстонского живописца А. А Гирва. Тем не менее, коллекционеры живописи продолжали покупать картины старых «голландцев». К сожалению, работы Толстого на антикварном рынке встречаются редко и стоят недешево. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Лучшие работы в этом стиле были созданы Федором Толстым. В начале XVIII века натюрморт как самостоятельный, но «низший» жанр возник и в России.
Использованные в натюрморте предметы были созданы в начале XX века. Влияние Сезанна, Ван Гога ощущается в картине Николая Тархова «Натюрморт.
Его натюрморты имели у петербургской публики большой успех. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Эразм Роттердамский писал: «Любая вещь имеет два лица и лица эти отнюдь не схожи одно с другим. Снаружи как будто смерть, а посмотри внутрь – увидишь жизнь и, наоборот, под жизнью скрывается смерть, под красотой – безобразие, под изобилием – жалкая бедность, под позором – слава, под ученостью – невежество, под мощью – убожество, под благородством – низость, под весельем – печаль, под преуспеванием – неудача, под дружбой – вражда, под пользой – вред». Все усилия художника направлены исключительно на решение живописно-художественных задач. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др. Белая роза свидетельствовала о платонической любви, а красная — о плотской.
Он расписан изображениями дикорастущих цветов Дании, за основу взяты иллюстрации из труда о ботанике «Флора Даника». Насчёт скромного украшения – это Вы конечно погорячились). Большой популярностью пользовались десюдепорты (монументально-декоративные панно над дверью).
Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. Нововведение пришлось по вкусу. Новаторами в этой области стали мастера Мейсенской мануфактуры. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности – сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи в центре – символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т. д. ) увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). С 1830-х годов ученики и выпускники Академии начинают самостоятельно создавать полотна в стиле «старых мастеров». В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Белая роза свидетельствовала о платонической любви, а красная – о плотской.
Харламов — известный русский портретист, с 1869 года проживавший во Франции. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Вместо слова «натюрморт» англичане используют словосочетание «still life» (спокойная жизнь), а голландцы – «Stilleven» (остановившаяся или замерзшая жизнь). Атласы с изображением растений и цветов Европы заинтересовали и художников по фарфору.
Вещи начали «действовать» и «жить» в этих работах – их показывали как главных героев, демонстрируя самые лучшие и выгодные стороны предметов. Эмблематические сборники издававшиеся на протяжении всего XVII века, являлись хорошим пособием в расшифровке картин. Они никогда не стремились сотворить нечто новое или воссоздать реальность. С середины XVII века, как отдельный жанр живописи, выделился цветочный натюрморт. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31.
Один из них – А. А. «Мертвую природу» и рисовали русские художники в XVIII веке. Стоимость таких работ была и тогда очень приличной, могла соответствовать годовому заработку среднего класса. Его «Цветы» из антикварного салона «Александр-Арт» — образец абсолютного владения техникой мастеров прошлого, при совершенном отсутствии каких-либо подтекстов, пример салонной эстетской живописи.
Однако в 1795 году класс «цветов и плодов» прекратил свое существование, в стенах Академии не осталось места для цветочных натюрмортов. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Те, кто был знаком с подобной литературой, не испытывали больших проблем в толковании картин, поскольку знали, что изображение часов ассоциировалось с понятием времени, музыкальной трубы или горна – со славой, античной скульптуры – с искусством. Самые последовательные русские сезаннисты – художники объединения «Бубновый валет» : Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк, Гончарова, Осмеркин. Эти произведения рассматривались как эмблемы, например, «великий букет или связка цветов» обозначал «Токмо отечество мое мне нравится».
Искусствоведы говорят, художник сыграл одну из главных ролей в эволюции цветочных натюрмортов. Кашу «Натюрморт с розами, вишнями и виноградом», Я. Ф. К этому времени период расцвета жанра натюрморта уже прошел. Он расписан изображениями дикорастущих цветов Дании, за основу взяты иллюстрации из труда о ботанике «Флора Даника».
Уже в Екатерининское время мейсенские букеты стали основным мотивом посудной росписи. Белая лилия говорила о непорочности. Все отражается во всем: малое в большом, а большое в малом. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Юноша чувствовал в себе больший потенциал, вот таким образом решил отправиться в Париж. И эти мастерские работали круглый год, без перерывов на безцветочную зиму).
Работы периода XVII века были выделены в самостоятельное направление натюрморта с названием «Нидерландский». Известны изображения цветов и фруктов, выполненные Алексеем Бельским и Иваном Фирсовым. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Цветами украшали шляпку или платье дамы, они могли оказаться в руках у юной красавицы.
В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». До сих пор на Мейсене выпускают предметы с изображением «цветов Саксонии», которые впервые появились на мейсенской посуде в середине XVIII века. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников.
Куда больше их увлекали стилизации в духе живописи мастеров прежних времен (в данном случае голландских). Драгоценные серебряные сосуды олицетворяли богатство. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Наибольшей популярностью пользовались «обманки» — картинки, которые создавали иллюзию прикрепленного к стене листа бумаги, вбитого гвоздя и т. д.
Живопись такого рода приобрела многочисленных поклонников среди дворянства и духовенства. В ряде случаев им использовался вертикальный формат полотна с доминантой, заданной рёмером или высоким бокалом. Родители, видя, что ребенку нравится рисовать, отдали его в подмастерье к художнику. Влияние Сезанна, Ван Гога ощущается в картине Николая Тархова «Натюрморт. О символическом подтексте здесь не может идти и речи.
В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe lil). И главный акцент на картине попадал на различные предметы. До сих пор на Мейсене выпускают предметы с изображением «цветов Саксонии», которые впервые появились на мейсенской посуде в середине XVIII века. В начале XX века, когда натюрморт вошел в число самых популярных жанров живописи, сохранились художники, которые продолжали писать изображения цветов, придерживаясь традиций живописного языка «старых голландских мастеров». Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Искусство, обретшее определенные каноны в 17-м веке, определило основное качество жанра. С 1830-х годов ученики и выпускники Академии начинают самостоятельно создавать полотна в стиле «старых мастеров». Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82.
Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Сочетание старых живописных приемов и современных предметов привело не столько к смешению стилей, сколько придало произведению аромат вневременности, что и было одной из задач живописцев, подражавших «старым мастерам». Цветы, овощи, фрукты». Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Они — свидетельство большого художественного таланта художника. Увядший цветок намекал на исчезновение чувства, а чертополох связывали с понятием зла.
Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Цветы – обязательный атрибут аллегории весны, белые лилии – символ чистоты и непорочности.
Это эффектная картина, но не более. Это наиболее понятное повествование простым мамушкам и тетушкам.
Вскоре сложилась школа художников, специализировавшихся на абсолютном (фотографическом) изображении растений. В начале XX века, когда натюрморт вошел в число самых популярных жанров живописи, сохранились художники, которые продолжали писать изображения цветов, придерживаясь традиций живописного языка «старых голландских мастеров».
Почтительное отношение к нему сохранилось в английском и голландском вариантах названия. С той поры Тархов жил и работал в Париже. Они писали пейзажи с изображением цветущих растений или украшали унылые покои вазой с красивыми цветами, как на картине С. Бакаловича «Помпеянка».
Картины были вкусными и живыми. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Работы выпускников класса «цветов и плодов» Петербургской Академии художеств середины XVIII века являются хорошей иллюстрацией происходивших перемен.
Лучшие работы в этом стиле были созданы Федором Толстым. Один из них — Николай Тархов. Еще один подобный вариант – «Натюрморт с цветами» эстонского живописца А. АГирва. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Однако в 1795 году класс «цветов и плодов» прекратил свое существование, в стенах Академии не осталось места для цветочных натюрмортов.
В свою очередь Кик воспитал одарённых учеников— Элиаса ван ден Брука и Якоба ван Валскапелле. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника. Увядший цветок намекал на исчезновение чувства, а чертополох связывали с понятием зла. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. В этом отношении показательна работа Федорова 2-го из антикварного салона «Русская усадьба».
В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Почтительное отношение к нему сохранилось в английском и голландском вариантах названия. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Большой популярностью пользовались десюдепорты (монументально-декоративные панно над дверью). На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675.
В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Увлечение созданием точных изображений не обошло и Россию.
Найта). Цветы «прижились», но русские художники отказались от точной передачи анатомического строения растений. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик.
Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. Он был изумлен, что миниатюры стали пользоваться большим спросом. Известны изображения цветов и фруктов, выполненные Алексеем Бельским и Иваном Фирсовым. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Вместо слова «натюрморт» англичане используют словосочетание «still life» (спокойная жизнь), а голландцы — «Stilleven» (остановившаяся или замерзшая жизнь).
В конце XVIII века в Копенгагене был создан знаменитый сервиз «Флора Даника», насчитывавший более 1500 предметов. Деликатесы и тогда стоили баснословно дорого и чтобы подчеркнуть свой достаток хозяева часто предпочитали вкладываться в живописные натюрморты, а не в реальную еду. Его работы высоко ценили Бенуа, Малевич и Маковский. «Мертвую природу» и рисовали русские художники в XVIII веке. Он принадлежал к когорте пионеров русского импрессионизма, участвовал в дягилевской выставке русского искусства в Париже 1906 года. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Нововведение пришлось по вкусу. Работы выпускников класса «цветов и плодов» Петербургской Академии художеств середины XVIII века являются хорошей иллюстрацией происходивших перемен. Чаще всего изображались предметы, типичные для обстановки жилища зажиточного бюргера— книги, письменные и туалетные принадлежности, разнообразные безделушки, охотничьи трофеи— причём художник стремился нарисовать их так, чтобы они казались действительно стоящими на полке или висящими на стене67.
Зато цветочные натюрморты 30 – 50-х годов – не редкость, более того, они составляют основную часть современного рынка качественного русского натюрморта. Использованные в натюрморте предметы были созданы в начале XX века. К этому времени период расцвета жанра натюрморта уже прошел. Чтобы удовлетворить запросы столичных любителей живописи, Хруцкий вынужден был писать копии со своих же работ иногда внося «новые» детали: подсвечник с горящей свечой, тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Самые последовательные русские сезаннисты — художники объединения «Бубновый валет»: Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк, Гончарова, Осмеркин.
Тем более, как выяснилось, жизнь его была насыщенной и яркой. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Они писали пейзажи с изображением цветущих растений или украшали унылые покои вазой с красивыми цветами, как на картине С. Бакаловича «Помпеянка».
Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Один из них – Николай Тархов. Его натюрморты имели у петербургской публики большой успех. Каждая из них носила не менее колоритное название, чем само изображение – «Натюрморт с тортом», «Завтрак с крабом», «Натюрморт, с чайником» и т. д.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Цветы, овощи, фрукты». К сожалению, на антикварном рынке ранние работы этих художников встречаются нечасто.
Русские художники стали всерьез относиться к изображению цветов только на рубеже XIX–XX веков. Драгоценные серебряные сосуды олицетворяли богатство. Эти произведения рассматривались как эмблемы, например, «великий букет или связка цветов» обозначал «Токмо отечество мое мне нравится». Это эффектная картина, но не более.
Каждое полотно содержит множество «оживляющих» подробностей — по кожице плодов ползают насекомые, листья растений проедены гусеницами, на гусениц охотятся лягушки, — но главное в другом: картины пропитаны особым духом, объединены некой идеей, которая и создает ощущение совершенной гармонии. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон.
С той поры Тархов жил и работал в Париже. Чтобы удовлетворить запросы столичных любителей живописи, Хруцкий вынужден был писать копии со своих же работ иногда внося «новые» детали: подсвечник с горящей свечой, тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Увлечение созданием точных изображений не обошло и Россию. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. В конце XVIII века в Копенгагене был создан знаменитый сервиз «Флора Даника», насчитывавший более 1500 предметов.
Зато цветочные натюрморты 30–50-х годов — не редкость, более того, они составляют основную часть современного рынка качественного русского натюрморта.
Тот период славился аллегоричностью изображения знакомых и простых предметов, собранных на плоскости. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картиныПитера Стенвейка иДавида Байли). В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Его «Цветы» из антикварного салона «Александр-Арт» – образец абсолютного владения техникой мастеров прошлого, при совершенном отсутствии каких-либо подтекстов, пример салонной эстетской живописи. Вскоре сложилась школа художников, специализировавшихся на абсолютном (фотографическом) изображении растений. Большое развитие это направление получило среди германских народов.
Те, кто был знаком с подобной литературой, не испытывали больших проблем в толковании картин, поскольку знали, что изображение часов ассоциировалось с понятием времени, музыкальной трубы или горна — со славой, античной скульптуры — с искусством. Его характерными чертами были темный, приглушенный фон и контрастный первый план с атрибутами трапезы или только что собранных цветов. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. «Натюрморт» в переводе с французского означает «мертвая природа». Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Все усилия художника направлены исключительно на решение живописно-художественных задач.
Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Колористические комбинации 17-го века отличаются яркостью и чистотой цвета.
де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо. Созданные полотна отражают поиск живописцами неиспользованных ранее возможностей в области сюжета и композиции, формы и цвета. Тем не менее, коллекционеры живописи продолжали покупать картины старых «голландцев».
О символическом подтексте здесь не может идти и речи. Испытав во время поездки в Амстердам влияние Рембрандта, Калф стал создавать насыщенные цветом и светом полотна, сочетая тёплую красочность с мастерским использованием светотени81. Новаторами в этой области стали мастераМейсенской мануфактуры. Куда больше их увлекали стилизации в духе живописи мастеров прежних времен (в данном случае голландских). Каждое полотно содержит множество «оживляющих» подробностей – по кожице плодов ползают насекомые, листья растений проедены гусеницами, на гусениц охотятся лягушки, – но главное в другом: картины пропитаны особым духом, объединены некой идеей, которая и создает ощущение совершенной гармонии. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами.
В окружающих предметах голландцы видели отражение извечного противостояния добра и зла, уродства и красоты, любви и ненависти. Создание подобных натюрмортов было примерно таким. Они – свидетельство большого художественного таланта художника. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»).
Наибольшей популярностью пользовались «обманки» – картинки, которые создавали иллюзию прикрепленного к стене листа бумаги, вбитого гвоздя и т. д. К сожалению, работы Толстого на антикварном рынке встречаются редко и стоят недешево. К началу XX века красочно-цветочная феерия стала столь привычной, что сами фарфоровые предметы стали частью цветочных натюрмортов Кустодиева, Головина, Судейкина, Петровичева, Клевера (сына). Однако сам художник довольно низко ценил эту работу. Харламов – известный русский портретист, с 1869 года проживавший во Франции.
Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Цветами украшали шляпку или платье дамы, они могли оказаться в руках у юной красавицы.