Кухонные натюрморты есть и в творчестве Ф. Рейкхалса, работавшего в Мидделбурге и Дордрехте, а также в наследии роттердамского художника Хермана Сафтлевена Младшего (1609–1685). Жанр, представляющий вниманию зрителя «неподвижную натуру», во все времена не терпит суеты. Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах. Садовников, И. Михайлов.
Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Помимо натюрмортов, писали портреты, пейзажи, жанровые картины В. А. Картины Скрика очень динамичны и полны движения, они показывают то, что обычный человек не сможет запросто увидеть вокруг себя. Тем не менее на протяжении следующего столетия «цветы и плоды» оказались ведущей темой в натюрмортной живописи, отразив ведущие стилевые тенденции. Со временем композиции Флегеля стали более лаконичными и простыми.
Натюрморт Стожарова «Лен» (1969) говорит о красоте льняных волокон и деревянной утвари северных сел России. Все они поражают великолепной избыточностью природных мотивов.
Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Эти же мотивы вдохновили его и на создание живописных полотен.
Но чаще как эталоны использовались картины, созданные педагогами класса – немецкими живописцами Г. фон дер Минтом (Фондерминте) и Х. -Ф. Голике, А. М. Некоторые из них (керамический кувшин с рельефными фигурками животных, стеклянный графин, золоченая ваза с фруктами, лубяной короб, корзина с ягодами) переходят у Хруцкого из картины в картину и стали со временем своеобразными атрибутами его авторства. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше.
Именно в то время в русском искусстве натюрморт появился как самостоятельный жанр. Обращаться к «вещам, у каждого в комнате находящимся» призвал своих учеников А. Г.
На столе лежит все купленное ею. Актуальное искусство, которое представляют И. Г. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли).
Большой популярностью, особенно среди знатных дам, пользовалась соколиная охота. Цветочные и фруктовые композиции являлись непременным украшением дворцовых и частных интерьеров XVIII века. Почти мгновенно эстафету по выходу из живописной плоскости в трёхмерное пространство подхватывают русские кубофутуристы например, Владимир Татлин использовавший фрагменты изготовленных промышленным способом реальных предметов: крышку стола, водосточные трубы, те же газетные заголовки. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена).
Вернувшись, Головин честно признался царю, что из-за своей лени научился за границей «играть на басу», а больше ничего не узнал. В том, как составлены цветочные букеты в композициях Миньона, чувствуется тонкий художественный вкус и необыкновенное колористическое мастерство («Цветы в вазе», Эрмитаж, Санкт-Петербург). До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями.
Натюрморт – это жанр живописи, в котором художниками изображаются обиходные и неодушевленные предметы, такие как предметы быта и дары природы.
Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П. П. Один из признанных русских мастеров графических произведений такого рода – Ф. П. Гораздо реже, чем «цветы и плоды», в русском искусстве XVIII – XIX веков встречаются так называемые «кухни», «закуски» и бытовые постановки. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи.
Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования). Глядя на полотно «Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами. Дерево, масло 48, 825. 8см.
Так, И. Н. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Клас, В. Хеда, во Фландрии — Ф. Снейдерс и др. ). Вскоре этот жанр получил широкое распространение в странах Западной Европы. Другие обратились к так называемой внутренней эмиграции, погружаясь в диалог с художниками прошлых эпох ища защиты у древней, как мир, традиции.
Многие произведения анонимны. В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины. Значительную роль играл Лейденский университет. Предметов на картине изображено немного, но большая часть из них наделена блеском: до блеска начищен никелированный чайник, блестит на солнце стеклянная банка с букетом полевых цветов, блестит и скорлупа яиц.
Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Отказ от них – один из способов спасти душу. Тыранова.
Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Очень интересна его картина «Битая птица в нише», хранящаяся в Эрмитаже. Сезанн пытается максимально точно передать форму и объём персиков и груш. И жанр натюрморта стал прекрасным объектом для этих экспериментов. Так, стоящий у камина слуга-калмычонок в картине, запечатлевшей интерьер кабинета И. И. В 1730 – 1740-е годы особой популярностью пользовались живописные обманки «ученого» содержания.
Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927) также много уделял в своем творчестве жанру натюрморта. 1530 — ок. Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Редуте, который считался самым прославленным живописцем цветов своего времени.
Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Известно, что Сезанн даже говорил: «Я покорю Париж своими яблоками».
Так, натюрморт Машкова «Снедь московская: хлебы» (1924) как бы заставляет нас любоваться многообразием аппетитных хлебных изделий и словно почувствовать их запах, вкус, ощутить хрупкость поджаристых корочек и пушистость белого мякиша. Интересный взгляд на физическое устройство наружной рекламы, предстающей в лучах яркого солнца подобно каллиграфическому узору, даёт англ. Роберт Коттинхэм, р. 1935: Roxy, 1972 (холст, масло 199, 5199. 5 см). В их числе фигурные десюдепорты из собрания Русского музея кисти А. И. 8165см Ваза с фруктами, 1909. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте.
К середине столетия в них стал преобладать демократический и даже «сельский» колорит. Кабаков, М. А. Рисуем то, что под рукойЗнойным дачным летом или в затяжную вьюгу. Эта разновидность исторически идет от классических образцов испанского натюрморта XVII в. (например, Ф. Сурбарана). Уже в конце XVI века в творчестве живописцев Голландии появились новые мотивы. Богатые горожане предпочитали охоту на зайца, а крупные землевладельцы с триумфом везли домой лебедей и фазанов.
9172, 5см все— Государственный Эрмитаж) а уже через 3-5 лет— в серьёзном и убедительном рывке в направлении «неведомых континентов»— в фр. синтетической стадии кубизма Жоржа Брака (1882—1963) и того же Пикассо, особенно в серии изготовленных из картона и дерева трёхмерных формах23. Особой популярностью среди воспитанников пользовались полотна французского художника Ж. -Б. Для этого он использует оптические законы, так тёплые оттенки (красный, розовый, жёлтый, золотистый) воспринимаются нами выступающими, а холодные (голубой, синий, зелёный) – отступающими в глубь. Примечательным явлением в русской живописи XIX столетия стали так называемые «фигуры с плодами».
Грубая плетеная корзина с овощами стала одним из основных «героев» натюрморта И. Михайлова, лубяной короб участвует в постановке Ф. Г. Внимание художник уделяет деталям и фактуре — в «Селедках» четко прописаны деревянная столешница, кусок хлеба, блестящая чешуя рыб. В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Это сокрушительный триумф яростной объективности.
Таково полотно «Натюрморт с цветами и закуской» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), заставляющее зрителя восхищаться красотой окружающего мира. Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами. Очень хорош «Натюрморт с попугаем» (1737) Г. Н. Теплова. Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. Каждый из предметов на натюрморте «Персики и груши» изображён с разных углов зрения. Цветущие и увядающие растения, метаморфоза насекомых воспринимались как атрибуты vanitas, олицетворявшие скоротечность человеческой жизни и надежду на воскресение души.
В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. Stilleben, англ. Тем и хорош жанр натюрморта. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»).
Среди них – П. Титов, В. Д. Хозяин дома, радостно встреченный собакой, входит в комнату. stilleven, нем.
Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами. Например, в картине И. Н.
Выразительный образ аскетичного застолья создан в «Натюрморте с селедкой» из коллекции Ярославского художественного музея. Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже). Фирсова исполненные для Екатерингофского дворца. В Роттердаме был разработан «кухонный» натюрморт, представляющий собой изображение внутреннего пространства крестьянского дома с предметами домашней утвари, разложенной на полу. Предметы изображенные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, религиозным или иным подтекстом. Среди натюрмортов испанского художника-сюрреалиста есть немало вполне «обычных» — «Натюрморт» 1918 года, натюрморты «Рыба» 1922 года и «Корзинка с хлебом» 1925 года, «Натюрморт с двумя лимонами» 1926 года и др.
С дальнейшим укреплением голландской буржуазии изменяются требования к живописи. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут – как сделано. Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события.
Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга. Ряд художников, ещё с военного времени включившихся в бурный протест против безумия европейских правительств, решались на всё более радикальные разрывы с традицией (Дадаизм, Баухаус, Неопластицизм). По точному определению Д. В. При этом каждое растение в его работах представлено «в лучшую для себя минуту» 7. Справа в глубине изображена таверна. Художник отбрасывает умозрительность пространства, переключая внимание зрителя от глубинного погружения в построенную художником «сценическую коробку» на осознание им своего собственного окружения (будь то городская улица или залы галереи).
Стрелковского «Крестьянка с овощами» и картина «Разносчик фруктов» В. И. Врусском изобразительном искусстве XVIII – XIX веков натюрморту отводилось место среди «малых» родов живописи. Не случайно Гете причислял Мериан к лучшим голландским живописцам цветов2.
stilleven, нем. Торопова. В их числе был голландский мастер Георгий Хуфнагель (1542–1600), прославившийся иллюстрациями к сочинениям ученых-естествоиспытателей.
1493 — ок. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. В отечественных собраниях сохранились лишь редчайшие образцы живописи такого рода. Ван Даль и Симон Сен-Жан, немцы Г. Галлер-Фион и Леопольд Штоль. В эрмитажной коллекции хранится картина неизвестного художника, получившая название «Торговец рыбой».
Таково полотно «Цветы, бабочки и змеи» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Представить натюрморт «в образе ландшафта» нередко предлагалось ученикам класса в качестве учебного задания. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Слово натюрморт с французского означает мертвая природа. В переводе с французского слово «натюрморт» означает «мертвая натура». Рогинский, М. К.
Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи.
Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе— «тихая, неподвижная жизнь». Так, портрет «Садовник» при повороте становится натюрмортом «Овощи в миске», а портрет «Повар» превращается в натюрморт с поросятами на блюде. Важное место цветочные и плодовые композиции заняли в искусстве бидермейера (бидермайера) – стиля, воплотившего в европейской культуре 1820 – 1840-х годов ценности бюргерской городской среды.
Все изображенные предметы имеют свою символику. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. Выдающиеся образцы цветочных натюрмортов в советском искусстве создали П. П. Кончаловский, .
6650, 5см Кувшин, бокал и книга. Принять участие в решении этих непростых вопросов авторы выставки предлагают зрителям. Гозенфельдером.
В его зрелых работах обычно показано всего два-три предмета, между которыми чувствуется органическая связь. Но есть здесь и исключения. Вместе с тем огромное значение имело научное изучение всевозможных «натуралий». Холст, масло 6249. 5см. ), в контр-рельефах пути нового искусства.
Интересно композиционное решение этой картины. На подобном эффекте построено ставшее распространённым после Второй мирововой войны искусство инсталляции, объединившее в одно целое и скульптуру и живопись и архитектуру. Кроме очевидной декоративности, этот натюрморт также рассказывает о незаметной «тихой жизни» предметов, которую подметил внимательный взгляд художника. Большие книги лежат на столе и на полу. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей.
В искусстве после 1945 года, происходит тотальное вытеснение иллюзий: представленный художником предмет (если речь идёт о репрезентативном искусстве), чаще всего есть то, что он есть, не более. Роскошным садовым цветам посвятил множество своих картин Абрахам Миньон (1640–1679), немецкий художник, работавший в Голландии, в Утрехте. А. С. Пушкина. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. Ведущее место в тематической структуре русского натюрморта на протяжении двух столетий занимала живопись «цветов и плодов». Сами программы, задаваемые для исполнения в Академии, все чаще именовались в это время не «цветы и фрукты», а «плоды и овощи». Вместе с тем творчество этого художника, учившегося в Академии художеств в середине века, можно назвать своеобразным завершением классических традиций «цветов и плодов». На IX Передвижной выставке 1881 – 1882 годов внимание публики привлекла картина К. Е.
Холст, масло. Однако самым известным из натюрмортов Дали является «Живой натюрморт» («Движущийся натюрморт»), написанный в период его увлечения физикой (преимущественно ядерной и квантовой). Иногда изображение застывшей натуры требуется импрессионистам лишь в качестве дополнения.
Художники добивались такого иллюзорного сходства изображения с натурой, что подобные картины и в самом деле могли обмануть публику. Многие натюрморты-«обманки», несмотря на то что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику. Все предметы на картине словно собраны для того, чтобы поразить зрителя своим великолепием. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Термин «застывшая жизнь» (голл. Первые зачатки нового натюрморта можно обнаружить в живописи художников, работавших на рубеже XIX–XX столетий: И. И. Левитана, И. Э. Грабаря, В. Э. Борисова-Мусатова, М. Ф. Ларионова, К. А. Коровина.
Весь первый план заполнен разнообразными атрибутами профессии. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Картины «Малых голландцев» ещё не были пышными, они, скорее, подчёркивали светлую обыденность обстановки.
Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. Математические и другие приборы точных наук художник показал сваленными в отдалении как ненужные человеку, главное призвание которого — «играть на басу». Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом.
В ином типе натюрморта вещи изображаются, скорее, как нечто самоценное.
«Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Яркий, неестественно насыщенный колорит придавал полотнам красочную декоративность, а скрупулезная точность в исполнении мельчайших деталей позволила И. В. А. М. Герасимов, М. С. Сарьян, П. Н. Крылов, Д. А. Налбандян и другие. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Торжественной, почти нарочитой пышностью отличаются работы В. И. Ботаники Лейдена собирали подходящий природный материал и исследовали его в лабораториях. Кончаловский, С. Е.
Бельского и И. И. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. На столе лежит традиционный для натюрморта набор фруктов – крупные яблоки, груши и виноград на большом красивом блюде. Но есть здесь и исключения. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байи).
Гете сравнить авторов подобных произведений с «образованными ботаниками» 5. Другие авторы не ограничивались в своем творчестве исключительно сферой натюрморта, а работали одновременно в нескольких жанрах. Это мир обычных предметов, живущих своей, незаметной для обывателя жизнью.
Строгановым (Строгановское училище). Зародившийся в университетском Лейдене жанр учёного натюрморта является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли).
Огюст Ренуар написал за свою жизнь целую галерею прекрасных воздушных натюрмортов. На простейших примерах он стремился показать истинную красоту природы. Большинство произведений такого рода происходят из усадебных коллекций музеев «Кусково» и «Останкино». Кроме кота человека на картине «выдает» и собака — она в терпеливом ожидании смотрит прямо на него.
«Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. В русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью. В первой половине XIX века в России большой популярностью пользовался «ботанический натюрморт», пришедший к нам из Западной Европы. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут — как сделано.
Развиваясь в общеевропейском контексте, отечественная живопись «цветов и плодов» испытывала значительное влияние произведений европейских мастеров. Развитие естествознания способствовало появлению ботанических садов при университетах. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников. Здесь в середине 1760-х годов был образован класс цветочной живописи.
Мастер тщательно выписал все: гусиное перо, карандашик, циркуль, транспортир, перочинный ножик, счеты, листы бумаги, свечу в подсвечнике. О яблоке Сезанна: «Как это прекрасно».
Большого мастерства в создании натюрмортов-«обманок» достигли Г. Н. Теплов и Т. Ульянов. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. Теплов и Т. Ульянов. «Натюрморты» такого рода создавали театральные эффекты в пространстве усадебных интерьеров и парков, удивляя посетителей. На плотной пурпурной скатерти с черным орнаментальным узором тесно скомпонованы предметы: книги, верхняя из которых украшена золотым тиснением изящный несессер из коричневой кожи.
Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. 1914.
Развиваясь как отдельный «род» изобразительного искусства, натюрморт нередко играл значительную роль в портретах, жанровых произведениях, бытовых картинах классической эпохи. Кабан же являлся посвятительным животным греческого героя, занявшего свое место в римском искусстве. Композицию завершает букет цветов — желтые орхидеи и роза. В Предтеченской церкви Ярославля находится фреска «Пир Ирода», на которой можно увидеть огромный стол, заставленный тарелками, кубками, столовыми приборами и разнообразной снедью. Например, В. Д.
Французский художник Поль Серюзье высказывался о фруктах Сезанна так: «О яблоке обыкновенного художника скажут: «Его хочется съесть». Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди.
Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). vanitas). Чаще всего внимание художника привлекают простые вещи, например, скудные продукты пайкового времени — черный хлеб и селедки.
Постимпрессионисты также увлекались этим жанром. Лишь в 1730–1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты. Захаров, С. И. Осипов и многие другие. В 1870 – 1880-х годах ведущим жанром в русской живописи оставался бытовой, хотя пейзаж и портрет также занимали важное место. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы «земной суеты» (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина.
У золоченого кресла – шпага в роскошных ножнах. Традиционные для европейского искусства аллегорические натюрморты «vanitas vanitatum» («суета сует») почти не получили распространения в отечественной среде. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Младший соотечественник Клементи, художник Кристофоро Монари (1667–1720), написал полотно «Натюрморт с письменными принадлежностями», ныне хранящееся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им.
Большого мастерства в создании натюрмортов-обманок достигли Г. Н. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). И композиция здесь как бы «выставочная», декоративно организованная и строго продуманная. Но все внимание направлялось не на нее, а на вещи.
Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Художник много путешествовал по Европе, побывал во Франции, Англии, Италии. Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). Особенно примечателен в этом отношении рисунок Натюрморт. Волошинова.
В России круг поклонников жанра оказался весьма широким. Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. Этот сюжетный мотив неоднократно использовал И. Ф.
Первая половина XVIII столетия – время расцвета «ученых» натюрмортов. Однажды знаменитый мастер сам попался на удочку своего коллеги Паррасия изобразившего занавеску, которую Зевксис попытался отдернуть. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок.
Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII-XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки.
Это как бы его косвенная характеристика. Написанная в традициях фламандского искусства, картина Маковского все же трогает душу зрителя. Натюрморт, представленный в «Кабинете в Островках», хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой. Возникновение собственно натюрморта граничит с именем Питера Артсена.
До этого он развивался как часть или элемент картины (например, в творчестве венецианских художников XV—XVI вв. ). Бойцам-армянам — участникам Великой Отечественной войны». stilleben, англ. Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты.
В начале XVIII века натюрморт как самостоятельный, но «низший» жанр возник и в России. В то время в Лейдене жил известный французский ученый Шарль де лЭклюз, выращивавший неизвестные в Голландии растения, за что его называли «отцом цветов». Подобные произведения писали ученики Рембрандта, Герард Доу и Гербрандт ван ден Экхаут (1621–1674), показавший на своем полотне «Ученый в кабинете» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) старика, расположившегося за письменным столом. Известно, что император Рудольф II был восхищен своим «съедобным» портретом и очень щедро наградил художника. Основоположником такой необычной разновидности натюрморта стал Отто Марсеус ван Скрик (1619 или 1620–1678).
Термин «застывшая жизнь» (голл. Торопов.
В наследии мастера есть множество этюдов и эскизов, посвященных змеям, ящерицам, бабочкам. В 1859 году выставку Московского училища живописи и ваяния украшали сразу две «фигуры с плодами» : акварель А. И.
Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. После того, как интерес к импрессионизму пропал, художник начал исследовать фрукты и природные объекты, экспериментировать с объемными фигурами.
И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера – тома Современника, беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова – приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. Почти в каждом крупном голландском городе появлялся свой тип натюрморта. Посуду (тазы, миски, бочки, деревянные кадки, горшки) мастера выписывали очень тщательно и с величайшим мастерством.
Единственная известная сегодня картина фон дер Минта «Натюрморт с цветами» 1764 года из частного собрания впервые будет показана на выставке в Третьяковской галерее. В конце XVIII столетия класс цветочной живописи был закрыт.
Они лежат на столе, на полке и даже на полу. Тонкая по колориту и великолепная по своему живописному мастерству, она отличается необычным композиционным решением (битая птица помещена в нишу), помогающим автору создать некоторую иллюзию реальности. Картина Волошинова «Жизнь во ржи» погружает зрителя в созерцание жизни у корней высоких растений. Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV-XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником».
До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». В отличие от натюрмортов XVI века «Рыбная лавка» исполненная мастером XVII столетия, лишена красочности, ее колорит тяготеет к единой тональности. Скорее это живописный рассказ о жизни самих предметов и их незримых хозяев. 1908.
Ему, как и Казимиру Малевичу (Алогизм: Корова и скрипка, 1913. С первого взгляда картина «Утренний натюрморт» проста и незамысловата, однако если присмотреться, можно заметить интересные детали, например, отражающегося в чайнике рыжего кота — возможно, он лежит на коленях хозяина.
Композиции с атрибутами научных и художественных занятий, постановки с цветами и плодами, кухонными и столовыми принадлежностями выражают полноту «тихой жизни» вещей их внешнюю красоту и смысловую значительность. 244244 см). Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе— «тихая, неподвижная жизнь». Он сумел увидеть в простых, непритязательных мотивах очарование и поэзию. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи.
Хруцкий. Виртуозно передана древесина, голубоватые, розовые, желтоватые оттенки которой помогают создать почти реальное ощущение свежего запаха только что выструганного дерева. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе – «тихая, неподвижная жизнь».
Именно его большинство исследователей считают основоположником этого жанра. Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». Дошедшие до нас произведения, литературные свидетельства и архивные материалы свидетельствуют, что к жанру были причастны многие русские художники, прежде всего – академические воспитанники, получавшие за свои картины звание «неклассного» (свободного) художника.
Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII–XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ. Давида Штеренберга часто называют «художником натюрморта».
Крамского Некрасов в период Последних песен (1877 – 1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Картина «Утренний натюрморт» полна яркого света, она передает ощущение утренней свежести и покоя. В XVII–XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ.
В первой половине XIX века в роли «фигур», как правило, выступали дети и нарядные красавицы, предлагающие зрителю корзины с фруктами. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы земной суеты (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Среди них — сосуды и кувшины, череп и глобус. Эти особенности жанра определили содержание выставки «Натюрморт.
В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых обманок (trompe lil). Однако со временем эпитет «малый» приобрел характер уничижительного, а период XVIII и XIX веков рассматривается лишь как предыстория блестящего расцвета натюрморта в начале XX столетия. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе.
Можно назвать, например, полотна «Кабинет в Островках» и «Отражение в зеркале» Г. В. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. Значительный вклад в развитие немецкого натюрморта внес Георг Флегель (1566–1638). Подобные произведения выполняли и фламандские художники, в частности Д. Тенирс и А. Броуве, но картины голландцев более спокойны и созерцательны. Сам Дали называл этот период — с 1949-го по 1962 годы — «ядерным мистицизмом».
1972. Развитие натюрморта в эпоху старых русских мастеров нельзя назвать последовательным. Венецианов9. Са-рабьянова, «среди стилевых направлений XIX века бидермейер был самым натюрмортным», поскольку одним из его важнейших качеств являлась «сосредоточенность на предмете» 4. Современный исследователь Лоренц Боль, восхищенный умением художника виртуозно передавать не только растения и плоды, но и животных, насекомых, птиц, писал, что его картины — это «зрелище, в котором можно многое открыть». Множество натюрмортов можно увидеть в творческом наследии Винсента Ван Гога, Поля Гогена.
Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. Корнилова. Его яблоко не решишься очистить, его захочешь скопировать». Наиболее радикальный слом эстетической традиции в первые годы XX века был предпринят, наряду с фовистами и экспрессионистами, молодым Пабло Пикассо (1881—1973) в его смелых опытах по обобщению форм в до-кубистической «творческой кухне» (Натюрморт с мёртвой головой, 1907. Макаревич, Т. Г.
Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Есть он и среди работ А. В. Множество натюрмортов создал самый младший из трех братьев — Фердинанд фон Вригт. Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный «натюрморт», составленный из культовых вещей, — «Престол и орудия страстей», выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. Стены жилища украшены пейзажами. Такое название получил один из жанров изобразительного искусства.
За отдернутой занавеской зритель видит маленькую комнату с множеством книг. В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром. Зритель чувствует, что увлеченность передачей разложенной на столе снеди (даров моря, разнообразных овощей и фруктов) возобладала над стремлением охарактеризовать людей, занятых выбором продуктов. Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Уподобляясь «образованному ботанику», Толстой изображал «копируемый цветок так, как он есть, со всеми малейшими подробностями. ».
Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в Триптихе семейства Брак Рогира ван дер Вейдена). На картине изображена тесная группа предметов, расположенных на столе. Хруцкий. И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров.
Первоначально картины появились в религиозном обиходе. Уделяя пристальное внимание «вещественной разнице» предметов, он учил показывать их пространственную взаимосвязь, стремясь сделать натюрморты частью картин других жанров, в первую очередь интерьеров и разрушая, таким образом, академические нормы их восприятия. Единицы из гиперреалистов сохранили историческую ценность через 30-40 лет и среди них одна из первых, заявивших о себе в этом новом течении, выпускница Йельского и Нью-Йоркского университетов, англ. Одри Флэк, р. 1931 (См: В память о Мэрилин (Vanitas)7 1977. В центре — мертвый лебедь в белоснежном оперении. 1908. Использовались они и для вполне бытовых целей.
Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь. Примерно в это же время появились и первые охотничьи натюрморты с битой дичью. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Холст, масло 11588см Бидон и миски, 1908.
Тон в них задают не экзотические, нарядные мотивы, а вещи повседневного небогатого обихода. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Среди них – австрийцы Ф. Г. Шувалова, оказывается не только живописной фигурой, но и каминным экраном. Маковского, названая в каталоге Nature morte (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием В мастерской художника). И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера — тома «Современника», беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова — приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека».
Картон, масло. Здесь также можно найти и натюрморты русских авторов интерес представляют картины «классиков» советского искусства (Н. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Холст, акрил 102, 8103. 5см. У золоченого кресла — шпага в роскошных ножнах.
Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Единственным, кто избежал подобной участи, является И. Ф. Легашов, Ф. Г. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе.
Их картины поражают утонченностью линий и подвижностью композиции. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др. Возможен ли диалог далеких друг от друга эпох в таком консервативном жанре, как натюрморт. В это время Дали покончил со «статичностью» на картинах и стал представлять материю в виде частиц. Среди работ последнего широко известно полотно «Внутренний вид крестьянской хижины» (1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В то же время ее акварели до сих пор поражают совершенством композиционного и цветового решения, «необыкновенной точностью и тонкостью в передаче деталей» 1.
Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Подобное положение подразумевало прежде всего специфику работы художников, основной задачей которых являлось «копирование» натуры. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол». Произведений Блума сохранилось немного.
Так, в стремительно развивающемся Харлеме сформировался тональный натюрморт, а в Амстердаме, главном центре культурной и хозяйственной жизни страны, успехом пользовались «десерты» Ю. ван Стрека и В. Калфа, пришедшие на смену скромным «завтракам» П. Класа и В. К. Хеды. Они погружены в течение своего времени и, как писал о подобных изображениях известный итальянский писатель Умберто Эко, привлекательны «упоительной обыденностью». Именно потому название «stilleven», появившееся после 1650 года, точнее, чем выражение «nature morte» («мертвая природа»), отражает суть произведений, созданных живописцами Голландии. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок». В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок» (trompe lil).
Таково полотно «Плоды» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) изображающее цветы, овощи, фрукты, ягоды, птиц, бабочек, ящериц и лягушек. О личности этого мастера ничего не известно. Натюрморт здесь предстает «в образе ландшафта», напоминая о композициях XVIII столетия.
На сей раз всё было свежее и съедобное. Назаренко, И. И. Пототуев, В. Д. Эти разнообразные свойства воплощали ботанические рисунки растений, тесно связанные с декоративной цветочной живописью. Хруцкий, В. Нестеренко, И. Э. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых.
Несмотря на название картины историки искусства определяют ее жанр не иначе как «портретный натюрморт». Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. Так, И. Н. Крамской упоминал об известном французском живописце, не пренебрегавшем натюрмортами, в письме к В. М. Васнецову: «Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Один из натюрмортов Сарьяна назван «Цветы. Вот таким образом практически до начала 20-го века он выглядел также как и в 17-м веке. Прежде скромные «завтраки» превращаются в красочные картины, на которых зритель видит покрытые ковровыми скатертями столы с разложенными на них дорогими предметами.
Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна. Сверчкова. Со временем романтический образ приобрел более демократическую и даже социальную окраску.
почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Холст, масло. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Одним из самых необычных произведений своего времени в этом отношении является «Отражение в зеркале» из собрания Русского музея, где мир предметов взаимодействует с призрачным пространством зазеркалья.
Картина «Сирень» полна праздничного цвета, радующего глаз. Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр – интерьер. На передке повозки — три яблока. Свет из окна освещает большой раскрытый фолиант, карту, висящую на стене, лицо ученого, в глазах которого видна напряженная работа мысли.
Многие художники исполнявшие натюрморты в рамках академической программы, в самостоятельном творчестве больше к этому жанру не возвращались. Полотно восхищает изяществом рисунка и красочным богатством. Поленов, находившийся во Франции, писал И. Н.
Зритель, подобно Гулливеру в Бробдингнеге (Стране Великанов), не разгуливает по залам галереи, а перенесён сквозь воображаемую четвёртую стену, — или, скорее, стекло, — внутрь натюрмортной постановки и волен обходить и разглядывать предъявленные ему «кувшины» и «драпировки» со всех сторон. Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. До тех пор пока за него не взялся Поль Сезанн. Подобные мотивы привлекали и голландского художника известного нам как Монограммист AL. Автор показывает зрителю два плана, в которых одновременно разворачивается действие.
На полотне из эрмитажного собрания «Битая дичь» (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Картину на сходную тему исполнил и харлемский мастер Томас Вейк. Вернувшись в Амстердам, он приобрел домик с участком земли, где устроил террарий. Он писал президенту Академии художеств: «Я никогда живописцем не бывал, да и не чтился быть оным, но обучался живопиству для одной моей забавы и почтения к сему художеству». Например, в картине И. Н. Крамского «Некрасов в период Последних песен» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. К сожалению имена этих и других мастеров, работавших в жанре «цветов и плодов», в настоящее время мало известны не только любителям, но даже специалистам. Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением.
В том, как Сафтлевен передает освещение, чувствуется влияние Рембрандта. Его содержание определено в трактате академического педагога И. Урванова: «В цветочном роде употребительные предметы суть: цветы, фрукты, насекомые и к оным иногда присовокупляются вазы, стаканы, блюды, ножи и проч» 3.
«Ботанический рисунок» был значительным явлением не только для науки, но и для искусства и культуры. При этом рисунки становились основой для создания декоративных росписей и орнаментов. stilleben, англ. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. На полотне — бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом. На его жизнерадостных полотнах можно увидеть яркие атласные ткани, сверкающие медью самовары, блеск фаянса и фарфора красные ломти арбуза, виноградные грозди, яблоки, аппетитные кексы.
Среди его лучших работ — «Натюрморт на швейном столике» (1868, Художественный музей Атенеум, Хельсинки). Приемы иллюзорности, разработанные немецким мастером, в дальнейшем были использованы живописцами XVIII столетия, увлекавшимися созданием натюрмортов-«обманок». Метаморфозы. Это значение передаётся посредством использования предметов – в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.
Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. В 1770 – 1780-е годы в классе значилось более двадцати воспитанников, но, к сожалению, ни одной работы русских художников этого времени пока не удалось обнаружить. Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр — интерьер. Толстой. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. В одном — вещи говорят прежде всего не о самих себе, а о своем хозяине. Теперь обратим внимание на задний план.
stilleven, нем. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Параллельно с мрачными «ванитас» голландцы развивали и некую её противоположность, которую и стали называть Stilleven, то есть «тихая жизнь». учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. Создается впечатление, что аромат сирени доносится из рамы.
Вальдмюллер и Й. Нигг, французы Ж. Ф. Холст, масло 5546см Букет цветов в сером кувшине. Средние слои населения довольствовались мелкой дичью, пойманной с помощью силков. Цветы, возвышающиеся над остальными вещами, как будто передают мысль о том, что живая природа властвует над неодушевленным миром. Выпускник школы и ее педагог М. В. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
Например, «Натюрморт с книгами», выполненный П. Г. Богомоловым, вставлен в иллюзорный «книжный шкаф» и посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина. Термин «застывшая жизнь» (голл. Большинство бытовых натюрмортов относится к первой половине и середине XIX века.
Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Влиянием нидерландского натюрморта отмечены первые подобные полотна во Франции, примером является загадочный «Натюрморт с шахматной доской» Любена Божена. Таково полотно «Рыбная лавка», написанное кем-то из последователей или учеников Артсена. С. Н. В акварельных композициях этого времени можно увидеть цветы, фрукты, ярких бабочек и других насекомых.
Сочетание столь разных свойств являлось органичным выражением классицистических традиций, царивших в Академии художеств того времени и присуще произведениям представителей отечественной школы «цветов и плодов». Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи. Многие мастера, работавшие в этом жанре испытали влияние голландского натюрморта. Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Редуте, который считался «самым прославленным живописцем цветов своего времени». vanitas).
Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. Их преобладание во многом определила просветительская деятельность императора Петра I, его пристрастие к научным занятиям и коллекционированию раритетов, в том числе экзотических и курьезных. Художники стали придавать большое значение работе с натуры и потому все чаще обращались к пейзажу и натюрморту, хотя многие из них считали последний напрасной тратой времени, бессмысленным увлечением формой, лишенной внутреннего содержания. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Именно вот таким образом Сезанна выглядят монументальными. Одни исследователи высказывают предположение, что на портрете изображен подьячий Алексей Васильков известный своим пьянством, другие считают, что это один из членов «всешутейшего собора» и предметы на столе — атрибуты одного из веселых ритуалов, придуманных Петром I. Вещи, представленные на портретах XVIII века, помогали авторам характеризовать модели.
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Возвращение к предельной достоверности живописи в движении фотореализма, зародившемся в Европе и США в конце 1960-х, породило множество первоклассных, но анахронистских для эпохи культурной революции и молодёжного бунта вещей (не даром сами фотореалисты так часто вспоминают Золотой век голландской живописи). Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи.
Подсвечник, графин, стакан. Но композиционное решение его полотна «Ученый в своем кабинете» несколько иное. На столе лежит традиционный для натюрморта набор фруктов — крупные яблоки, груши и виноград на большом красивом блюде. К натюрмортам обращались Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Пьер Боннар.
Например, Натюрморт с книгами, выполненный П. Г. Скрик поселил в нем различных пресмыкающихся и насекомых.
Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. И действительно у Сезанна были с яблоками «особые отношения»: он считал их совершенными творениями как по форме, так и по цвету. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Среди портретных натюрмортов у Арчимбольдо есть и совсем необыкновенные — «перевертыши»: достаточно повернуть картину на 180 градусов, чтобы увидеть абсолютно новое изображение. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). Галерея Нэнси Хоффман, Нью-Йорк).
И «мертвая природа» в переводе с французского или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. В жанре натюрморта большое внимание уделялось так называемым натюрмортам-обманкам. Зритель, обозревая инсталляцию, становится участником своеобразного спектакля, участвуя телесно в событии искусства и вынужден отбросить привычную пассивную позицию стороннего наблюдателя. В частности, его можно обнаружить в графических работах никому не известных ныне воспитанников Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам, основанной в Москве графом С. Г.
Вот таким образом форма предметов на его натюрмортах не зависит от освещения, а делается постоянной. Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности. В этом смысле интересен созданный неизвестным художником «Портрет Васикова», выполненный в традициях парсуны. Якоби, где прекрасную продавщицу сменил плутоватый коробейник.
Бытовые вещи, характеризующие различные стороны человеческой жизни, придают особую «предметность» портретным образам, связанным с искусством бидермейера. Фигуру ученого художник отодвинул в глубь пространства. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию— либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо— в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Произведения мастера выделяются и содержательным своеобразием. Жанр натюрморта всегда был весьма консервативным.
Ван Гог писал много необычных натюрмортов.
Под руководством приглашенных Петром голландских художников супругов Георга и Доротеи Марии Гзель русские рисовальщики создавали в Кунсткамере иллюстрированный каталог природных «куриозов» и рукотворных редкостей. Так в натюрморте зримо ощущается присутствие человека, хотя художник и не рисовал его. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.