Чтобы правильно анализировать картину, напомню кратко легенду о Нарциссе. Кстати известный художник Карл Брюллов даже посвятил этой легенде одну из своих картин — полотно «Нарцисс, смотрящий на воду». «метаморфозы Нарцисса»— картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1937году. «нарцисс» – картина великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852). «метаморфозы Нарцисса» – картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1937 году.
С точки зрения психологии интересна картина К. Брюллова «Нарцисс, смотрящий в воду», написанная в 1819 году.
Молодого художника манил к себе Рим, где он вскоре и появился. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок.
Полотно «Обращение Савла» дважды отвергалось монахами, прежде чем его разместили в капелле Черази. Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами Видя, как дель Монте с плохо скрываемой грустью расстался с картиной, Караваджо решил по-своему отблагодарить кардинала за обретённое им привилегированное положение во дворце, где многие, включая чопорного дворецкого, считали его любимцем хозяина и заискивали перед ним. К сожалению, мы может лишь гипотетически рассуждать о творческом формировании Караваджо.
XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены. Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (11091). Моделью для Юдифи также послужила Филиса Меландроне. Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха».
На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами. Настолько, что долгое время, эти полотна приписывались другим авторам. Рука эта держит яйцо – символ возрождения и новой жизни, на какой-то миг кажется, что из него вот-вот появится нарцисс и он действительно появляется. Она с готовностью держит льняную салфетку, чтобы завернуть в нее голову жертвы. Год спустя картины были закончены.
Они представляют собой одиночный цветок, венчающий средний либо крупный цветонос. Его любви добивались многие женщины, но ко всем он был холоден. В отличие от большинства своих современников, которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный, глубоко индивидуальный стиль. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто.
Взяв начало картины из поэмы Овидия и положив в ее основу известную всем древнегреческую легенду, Дали создал чувственное и прекрасное произведение. Поэма «Метаморфозы» (в переводе – «превращения») состоит из 15 книг. Для придания единства произведению поэт пользуется различными приемами: он объединяет мифы по циклам (фиванский, аргосский и др. ), по сходству персонажей, по месту действия. На картине «Распятие апостола Петра» вели кий проповедник учения Христа, разделивший Его судьбу, предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли. В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни.
Ранние произведения Караваджо (между 1592 и 1598 гг. ), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи XVI в. (Дж. Многие рассказы дали материал для литературных произведений, опер, балетов и картин: описание четырех веков и рассказ о любви Аполлона к нимфе Дафне, превратившейся в лавровое дерево («Метаморфозы», I кн. ), миф о красавце Нарциссе, влюбившемся в собственное изображение и нимфе Эхо (III кн. ), о горной Ниобе, оскорбившей Диану (VI кн. ), о полете Дедала и Икара (VIII кн. ), о скульпторе Пигмалионе, создавшем статую прекрасной женщины и влюбившемся в свое создание (X кн. ), о нежных супругах Кеиксе и Галькионе (XI кн. ) и др. «Метаморфозы» Овидия – эпическая поэма, в которой рассказываются легенды о превращениях людей в животных, а также в предметы неодушевленной природы: растения и камни источники, светила и т. д. Эти мифы широко распространены в фольклоре различных народов. Караваджо воплощает в сюжете античном народное начало («Вакх»), Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи – натюрморта («Корзина с фруктами») и бытового жанра («Шулера», «Гадалка»). капелла Контарелли, Рим). Этот пасквиль стоил Караваджо тюремного заключения с 11 по 25 сентября 1603 года, когда его освободили после вмешательства кардинала дель Монте 24 апреля 1604 года официант одной из таверн обвиняет Караваджо в том, что тот швырнул ему в лицо блюдо с артишоками и художник вновь проводит около месяца за решеткой 28 мая 1605 года его арестовывают за нелегальное ношение оружия, а еще через два месяца он предстает перед судом за «агрессию, проявленную по отношению к натурщику» Просто удивительно, как при таком образе жизни он умудрялся еще и писать. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим.
Сложная по композиции картина (300180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух. На самом горизонте – еще одна фигура, по форме напоминающая Нарцисса. Себя Дали во всеуслышание ассоциировал с центральным персонажем – Нарциссом. Если посмотреть на выполненные им фрески в церкви Гареньяно вблизи Милана или на такие его полотна, как «Венера» или «Купидон и два сатира» (Собрание Корсини, Нью-Йорк), можно увидеть явное влияние маньеризма, в смеси с новым ломбардским реализмом. Колесница, на которую встал Фаэтон, кажется им, привыкшим возить мощного бога света, слишком легкой.
Большой любовью в Риме пользовались копии работ Микеланджело и Рафаэля. А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы. Позднее тот же Марино составил подборку стихотворений, посвящённых отдельным картинам Караваджо его сборник, увидевший свет в 1620 году, так и назван «Галерея». Полотно «Усекновение главы Иоанна Крестителя» получило широчайшее признание. Это дает возможность луковицам укорениться до наступления первых заморозков.
Точное место рождения Микеланджело не установлено. Старая женщина, похожая на Магду с работы Караваджо «Христос в Эммаусе», схватилась за голову в полном отчаянии. Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него. Так как нарцисс зацветает в китайский Новый год, там он стал символом радости, удачи и счастливого брака (последнее характерно и для других стран Востока).
Новое направление в искусстве полностью захватывает воображение Сальвадора. Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле. Там он проделал головокружительную карьеру, оказавшись при дворе Людовика XIII. Никого нелюбил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви.
Дали изображает Нарцисса сидящим у воды и глядящим в нее, а рядом стоит разрушающийся камень, который близко повторяет очертания его фигуры, но воспринимается уже по-иному, — как рука, держащая луковицу или яйцо с растущим из него цветком. В 30-х молодой художник восхищается работами футуристов, но уже подумывает о том, чтобы создать собственный стиль в искусстве. Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chrsquoio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас). Густые заросли сада населили воображение художника мифологическими образами, внимательные к деталям глаза художника заметили много живых деталей: мягкие лучи солнца, с трудом пробивающиеся сквозь листву, листок, томно упавший на поверхность воды, но резко обозначивший ее гладь. Возгордившись, он посчитал всех девушек в округе недостойными его красоты. «Метаморфозы Нарцисса» красивейшее и самое символичное произведение художника двадцатого века.
Овидий использовал для «Метаморфоз» многочисленные источники: научные и художественные произведения, каталоги и памятники изобразительного искусства. Завершающийся безвременнойгибелью художника, Третий период, дажеиногда получающей оттенок чего-то скандального, посвящен усиленной пропаганде его теории. Эти деньги позволили Караваджо погасить долги и приобрести некоторую независимость.
Подругой версии, художник стал жертвой заговора братьев ордена, возмущенных его «неподобающей» работой «Спящий Амур». 1596, ранее в коллекции Скьярра). Гибнет, падая на землю, Фаэтон. Зачитанное им тогда четверостишие из сборника «Религия моего времени» ярко выразило отношение поэта, отличавшегося левацкими взглядами, к «творцу» так называемой оттепели или, как выразилась посетившая Италию в то время Ахматова, «периода вегетарианства»: Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах да и сам он был к ней не глух, Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94119). Я не вижу здесь ничего, кроме копирования стиля Джорджоне. ».
И все же их встречи участились и Караваджо снял для нее флигель в переулке Сан-Бьяджо. Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма. Вторая же версия «Распятия» создана с такой предельной реалистичностью и настолько убедительно, что монахи-кармелиты приняли её со страхом.
Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Главное здесь для художника — душевное состояние персонажа, порождённое восприятием звука перебираемых пальцами струн. Фаэтон хочет проехать по небу на солнечной колеснице. «Мадонна Палафреньери» была категорически отвергнута духовенством и двери, которые могли открыть художнику путь к славе и богатству, закрылись навсегда. Его конкуренты не стали медлить с критическими суждениями. И пусть объект твоей любви отклонит тебя так же, как ты отвергал других».
Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты. Оказалось, что у нее есть ребенок, о существовании которого никто не знал. Изначальный вариант полотна «Распятие апостола Петра» находится в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, тогда как первый вариант «Обращения Савла» утерян. Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск врвые слышит голос Христа: «Савл, Савл. Во время игры между участниками возник спор.
Согласно некоторым исследованиям, здесь же, в Мессине, в 1608 году художник пишет своё полотно «Се человек». Художник очень по-особенному выражал своё отношение к данному произведению. Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью. Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи». Также растение можно выращивать и дома в горшке. Существовали и каталоги мифов на эту тему.
Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. Художник показал мистерию «Призвания» в форме сцены из римской повседневной жизни. В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову. И наконец, старуха-свидетельница, само воплощение смерти. Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения. У него грубая ряса, дыра на плече.
Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать. Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур» Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура. «Святая Екатерина Александрийская» (173133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души. Наиболее лучшим периодом для посадки является конец сентября.
Этот живописный ансамбль был самым большим из всех выполненных, в жизни художника. Наступило осеннее ненастье, когда из-за проливных дождей нельзя выйти из дома. Боги взяли Нарцисса к себе и превратили в прекрасный весенний цветок. Уже в самом этом названии звучит определённая двусмысленность. Здесь не обошлось и без слухов.
Картина «Призвание апостола Матфея», выполненная несколькими месяцами позже и установленная в капелле рядом с композицией «Мученичество», дала дальнейшую пищу для разговоров. Одну из них, нимфу Эхо, которая призналась ему в своих чувствах, он безжалостно отверг. К этому же периоду относится картина «Иоанн Креститель», на создание которой живописца вдохновили фигуры обнаженных юношей Микеланджело из Сикстинской капеллы. Нарцисс поклонялся самому себе и любовь эта его погубила. В изумлении смотрит он насвое отражение в воде и сильная любовь овладевает им. Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве.
Примеры тому – картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Считалось, что этот запах способен довести человека до сумасшествия. После этого художник бежал из города. Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску.
«Распятие апостола Петра» было принято заказчиками, хотя и с некоторым недовольством. Тиресий предсказал Нарциссу, что тот будет жить долго, если не увидит самого себя («Коль сам он себя не увидит»). В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Она терпеливо позировала, оказавшись послушной натурщицей.
Композиция картины показывает нам умирающую Марию. Это веяние оказало большое влияние на формирование творческого стиля Микеланджело Меризи. Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост. Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «.
Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться. Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. Его палитра довольно скупа и главное внимание сконцентрировано на светотеневых переходах. Впервые увидев Лену, Караваджо был сражен ее красотой.
Пытаясь хоть как-то реабилитироваться и оправдать себя, Караваджо принимает заказ на два полотна: «Святой Франциск с черепом» и «Пишущий Иероним», предназначенных для церкви монахов-капуцинов. Положение там несколько улучшилось и прежний испанский наместник был смещён. Биограф художника Дж. Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб».
Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». 1605-1606 гг. ). Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Автопортрет в образе Нарцисса.
В круг его обширных интересов входили также химия и фармакология. Он отправляется для этого далеко на Восток и приходит во дворец лучезарного бога. Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя.
Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (6055). Как бы старался юный Меризи доказать всем, что его «увлечение искусством – всего лишь потакание материнской прихоти» и скоро он найдет себе более достойное занятие, чем «рисовать картины», живопись, тем временем, занимала его все больше и в конце концов поглотила целиком. Нарцисс влюбился в свое отражение и, не в силах отойти от него, в конце концов, умирает. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Других фигур на доске нет, что также символично, поскольку напоминает одновременно и о безмерной любви Нарцисса к собственной персоне и о том одиночестве, на которое герой обрекает себя своими поступками.
В тот момент, когда Нарцисс наклонился к воде попить, к нему подлетел Амур и пронзил его стрелой любви к самому себе. В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову. Герои «Метаморфоз», с одной стороны, сказочные мифологические фигуры, с другой – обыкновенные люди. Это оказались братья Томассони, которые поделили между собой Рим на сферы влияния и наводили в нем «порядок». Именно вот таким образом слово «нарцисс» имеет тот же корень, что и слово наркоз. Цветок царства мертвых Гадеса – Плутона, эриний – богинь мщения.
Как искусный рассказчик, он пользуется в «Метаморфозах» приемами рамочной композиции, вкладывая повествование в уста различных мифических героев. Быть может, Караваджо просто экономил деньги на холсте. Они укрепили репутацию Караваджо и художник стал получать новые престижные заказы. Именно благодаря дель Монте Караваджо сумел получить крупный заказ – два больших полотна «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи деи Франчески. К тому же, ходили слухи, что «Амур-победитель» был создан в качестве пародии на знаменитую статую Микеланджело «Победа», стоящую в палаццо Веккио во Флоренции.
Вера в такой исход подогревала патриотические настроения итальянцев. Поначалу она смутилась, думая, что придётся обнажаться перед художником. По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных, покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести Его беспредельно полюбила нимфа Эхо, лишенная богиней Герой собственной речи и мнения (в наказание за болтливость), но она не могла привлечь к себе внимание Нарцисса, превратившись в бесплотный голос, способный только повторять чужие слова. Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал.
«Мы не видим в этой картине ничего, кроме вульгарности, святотатства, отсутствия божественности и красоты», 8212 написал один из секретарей совета кардиналов. Около 1590 г. Караваджо приехал в Рим, где пробыл до 1606 г. Здесь будущий художник поначалу бедствовал, работал по найму, вел беспорядочную жизнь, что позволило ему хорошо узнать быт и нравы городских низов (позже он неоднократно обращался к этим сюжетам). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург иА. Повествование «Метаморфоз» не усложнено никакими глубокомысленными рассуждениями. Отец пытается отговорить его, но упрямый юноша настаивает на своем. Терзаясь безответностью и безнадежностью, Нарцисс вскоре умер от неизбывной тоски. Соединение фантастики с реальностью характерно для всей поэмы Овидия.
Тут-то постигла его кара Афродиты. Наркисс) – в греческой мифологии прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы, которому в младенческом возрасте прорицатель Тиресий предсказал долгую жизнь, если он «никогда не увидит сам себя». Согласно Овидию, в него были влюблены многие юноши и девушки, но он отвергал их. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти. Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах да и сам он был к ней не глух, Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94119) – отличавшегося левацкими Зачитанное взглядами им тогда четверостишие из сборника «Религия моего времени» ярко выразило отношение поэта, как выразилась посетившая Италию в то время Ахматова, к «творцу» так называемой оттепели или, «периода вегетарианства». Овидий как бы отдает в «Метаморфозах» дань уважения принцепсу, рассказывая о превращении Юлия Цезаря в комету и почтительно отзываясь об Августе. Богатствоантичной мифологии позволило Овидию изобразить в «Метаморфозах» самые различные персонажи.
Облик Христа почти лишён следов физических страданий. С этого момента и начинается трагедия Караваджо. Там он и обрёл последнее упокоение, покаявшись в обращении к своей Музе в первой песне «Освобождённого Иерусалима»: Это один из самых высокочтимых итальянских святых. Беда с этими гордыми сицилианцами, не понимающими шуток.
Было ему всего 37 лет. Караваджо – автор исключительных по драматической силе религиозных композиций («Святой Иероним», ), мифологических («Вакх», 1592-93) и жанровых («Лютнист», 1595) картин. Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства.
Цветок весны, символ смерти в юности, сна и возрождения. Тогда отвергнутые попросили богиню правосудия Немесиду наказать гордого юношу. 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр).
Караваджо родился в семье архитектора. Из того же источника известно, что Караваджо «усердно занимался» в Милане, но «время от времени допускал экстравагантные выходки, вызванные его пылким темпераментом». Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chrsquoio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас).
Смелые ракурсы мифологических персонажей впечатляют. Дабы украсить «уголок отдохновения», как называл его кардинал, он поручил своему художнику расписать потолок одной из зал, где проводились химические эксперименты. Это запоздалое посмертное чествование великого поэта, упрятанного на семь лет в сумасшедший дом своим неблагодарным покровителем, которому посвящена героическая поэма «Освобождённый Иерусалим», потрясло Караваджо.
Наиболее знаменитые сорта данной группы: «Биршеба» (белоснежный цветок на удлиненной трубке), «Маунт Худ» (чисто белый, без каких-либо вкраплений, зацветает довольно рано), «Голд Медал» (желтоватый окрас) и «Кинг Альфред» (темно-желтый, наделен трубкой с изысканным гофре по краю). Для полиции было вполне привычным делом задержание за ношение оружия гражданским лицом. Лукрецию) Овидий стремится дать в «Метаморфозах» философское обоснование избранной им темы, считая, что жанр эпоса, в отличие от элегии, требует известной концепции и художественных обобщений. Судя по имени героя, миф о Нарциссе догреческого происхождения, народная этимология сблизила имя Нарцисс с греческим глаголом narkao («оказывать наркотическое воздействие, притуплять, одурманивать»). и это сближение, возможно, послужило одним из источников мифа. Новые картины Дали — «Мед слаще крови», «Светлые радости» — содержат в себе элементы эстетики сюрреализма.
Позднее художник не раз вернётся к этой теме. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (6653) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. Девица скрывала его в приюте для сирот под Римом. И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста.
В Нарцисса были влюблены многие юноши и девушки, но он с пренебрежением отвергал их. В течении определенного времени работал в Риме, Флоренции, Неаполе, на Сицилии. Здесь художник провел следующие три года. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом.
Прекрасный, но, холодный и гордый, он отвергает их любовь. Это рука творения. Первое время Караваджо испытывал трудности. Это была личность яркая и артистичная. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Его прямой и прочный стебель сделал его в исламе эмблемой преданного служения и веры.
Ж. Грасс "Нарцисс"Во второй четверти ХХ в. Сальвадор Дали создал интереснейшую картину на сюжет древнегреческого мифа, где попытался изобразить историю Нарцисса в движении: жизнь — смерть — возрождение (а как же иначе в ХХ веке. ). Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. Часто Овидий придумывает связующие звенья между разнородными легендами. Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (11091). Однажды в него влюбилась нимфа Эхо, но Нарцисс отверг притязания нимфы. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать.
В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму. Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы. Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг. Другой писатель XVII века, Джованни Беллори, предположил в сборнике биографий художников, что переезд Караваджо в Рим был связан не только с творческими устремлениями, но отчасти с его «несдержанным нравом, повлекшим неприятности из-за которых он был вынужден покинуть Милан». Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой.
Не приходится удивляться тому, что все эти работы привлекли большое внимание. Говоря о Галилее в письме тосканскому герцогу от 31 мая 1611 года, дель Монте признаёт: «Если бы мы жили во времена античного Рима, уверен, что ему была бы воздвигнута статуя на Капитолии в честь признания его выдающихся заслуг» Во дворце Мадама можно было повстречать прибывшего из Неаполя литератора и учёного Джованбаттисту Делла Порта, наделавшего своим появлением немало шума. Справа в виде груды камней, мы видим руку, представляющую суровую реальность. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг.
Принадлежа к одному из самых популярных художественных объединений столицы Италии 8212 Академии «Безрассудных» (в которое также входили такие поэты, как Батиста Лаура, будущий папа Урбан XVII и Торквато Тассо), дАрпино отдавал предпочтение божественному перед рациональным. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно- торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (16021604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (16051606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Палач как словно только что поднял свой меч. Нарцисс – сын нимфы и речного бога.
Неспособный оторваться от его лицезрения, он, как раб эгоистичного очарования, мог только видеть, как оно ускользает и превратился в цветок, в нарцисс. Энергичный Марино успел заставить громко заговорить о себе ходившей по рукам рукописью эротической поэмы «Адонис», о публикации которой не могло быть и речи. Вот колесница, скользя все низке и ниже, приближается к Земле, загораются леса на горных вершинах, закипает вода в реках и морях, в земле появляются трещины от невыносимого жара. Караваджо понял, что его вольной жизни настал конец. Франциску. Эта фреска до сих пор остается единственной известной работой Караваджо в области настенной живописи.
Действительно, картина вызвала недоброжелатели. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. День за днем он открывал потрясенному ученику шедевры, которые хранила Венеция.
Цветок прорастает из трещины яйца и представляет собой слияние этих двух понятий. Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур» Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура. Эллинистические поэты. Выходят в свет ранее упомянутый фильм, снятый в этом же духе: «Андалузский пес». Например, о «Корзине с фруктами» резко отозвался ярый сторонник классицизма и почитатель творчества своих земляков братьев Карраччи болонский литератор и историк граф Мальвазия, который писал: «Кому недоставало ума изображать дыни, арбузы и прочие фрукты.
Овидий описывает небесные конюшни и фантастических коней, нетерпеливо бьющих копытами. Наилучшая температура для роста цветка составляет 20 градусов. Здесь Караваджо дал свое истолкование традиционного сюжета «Успения Богородицы», которое, согласно церковной традиции, должно было нести в себе радость ибо, закончив свою земную жизнь, Дева Мария соединилась на небесах с Иисусом Христом. Марино очень дорожил своим портретом кисти друга-художника и другим его подарком картиной «Сусанна и старцы», на которой в первый и последний раз у Караваджо появилась обнажённая женская натура. Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях». Эти люди являются либо мужского, либо женского пола – реальность, в то время как на правой стороне у нас есть образ совершенства на пьедестале (опять андрогинный) как символ совершенства и идеализированного единства.
Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках. — Трубчатые нарциссы. Но она была опытной женщиной: отвергала знаки внимания, наотрез отказывалась позировать. Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе.
В 1819 году в классе Андрея Иванова была «поставлена» в качестве задавший для живописцев мужская фигура – полулежащий юноша, как бы наклонившийся над водой. Картины этого периода сильно отличались от всего созданного Караваджо ранее. Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка. Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (6653) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. Он до последних дней хранил о Караваджо добрую память. Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом.
Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Свою принадлежность к эпохе Караччи Караваджовыражает в том, что и у него живопись приобретает ту методичность, турасчетливость (однако не рассудочность), которая присуща болонским академикам икоторая абсолютно отсутствовала в непосредственном творчестве чинквеченто. Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост. Белый нарцисс часто используют в Китае как аналог лилии.
Отвергнутые взывают к богам (в частности, к Немезиде), прося наказать Нарцисса («Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым. ») и та внимает их просьбам. Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием поскорее слиться в сладострастном порыве. При внимательном рассмотрении поражает каждая деталь натюрморта — капли воды на листьях, блики света на гроздьях винограда, яблоко и груша с червоточиной, тонкая кожица инжира, бархатистость кожуры персика и шероховатость поверхности дыни.
Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде. На втором плане картины виднеется каменная глыба в виде руки из нескольких пальцев. Лазарь изображен без погребальных пелен.
Каждый думает только о себе. Сальвадор Дали Метаморфозы Нарцисса (1937)Картина написана великим испанским художником в 1937 году. Ещё дальше на картине можно заметить группу обнаженных людей. Ему чужды прелестиатмосферы, дымки, лежащей на далях, озаренности широкого горизонта.
В скором времени он заключил договор на создание монументальной работы «Мадонны ди Лорето», для капеллы Кавалетти в римской церкви Сант Агостино. Там он заканчивает «Мадонну ди Лорето». Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу.
Немаловажное значение в творчестве Сальвадора Дали имела литература. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх»), аллегорическому истолкованию сюжета – непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Мальчик с корзиной фруктов»). Так, в 1602 году Караваджо создал алтарный образ «Святой Матфей и ангел», отвергнутый церковными функционерами как «недостойный и неприличный». На фоне слева у нас есть толпа анимированных обнаженных фигур. Гигантская каменная рука на переднем плане сразу привлекает внимание.
Он рос очень красивым и окружающие восхищались им. Неутешно плачут над ним сестры и превращаются в тополя. Три года спустя, Караваджо написал ещё одну версию этого полотна. Карла Брюллова за эту работу наградили второй золотой медалью Академии художеств.
Микеланджело да Караваджо (собственно Меризи да Караваджо) родился в 1573 г. близ Милана в селении Караваджо, откуда и пошло его имя. религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты.
Смерть Марии, ок. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм. Подобно своим предшественникам (Вергилию. Но в то же время мы видим муравьев выползающих из этого яйца. Здесь это может представлять воспроизводство или инстинкт жизни. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Нарцисс (греч.
Вскоре была сыграна весёлая свадьба. Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма. Высокое число нитей на единицу площади ткани – вот что отличает дорогое постельное бельё от недорогого. К ней он возвращался не раз и в ученические годы. (Сегодня она находится в знаменитой римской картинной галерее Дориа-Памфили. ) В мастерски воссозданную атмосферу поэтичности и покоя верный себе автор внес бытовые нотки.
Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа ред распятием). Чуть в стороне от героини стоит в ожидании пожилая служанка. Картине сопутствовала поэма Дали «Метаморфозы Нарцисса. После таинственной гибели в 1579 году отца семейства (мертвое тело Фермо Меризи со связанными руками и карманами, полными камней, было выловлено рыбаками из ближайшего к Караваджо озера) материальное положение несколько ухудшилось. По замечанию Беренсона, в этом произведении Караваджо ощущается «всеобщая потребность в нововведениях», желание разрушить условности.
Она была настолько непохожа на официальное искусство, что казалось, бросала вызов. Она держит жизнь, что не может быть затронута смертью. В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму. Это привело к потасовке и нарушителя порядка арестовали. Описание превращения Овидий даёт в «Метаморфозах» кратко, оно лишь замыкает большой рассказ. Разумеется, художник был польщен оказанной ему честью и сразу же принялся за работу. Это произведение с увлекательным и живым содержанием, массой персонажей, постоянной сменой места действия.
Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала. Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал. Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску. Перед посадкой необходимо луковицу обработать обеззараживающим раствором. Помимо нее, мастер, за невероятно короткий срок, пишет ещё одну работу большого размера – «Положение во гроб», находящуюся сейчас в Ватикане. Правда, при этом художник поставил своё условие: полная свобода в выборе темы. По сторонам разверзают свои пасти страшные небесные чудовища: Рак (созвездие Рака), Скорпион (созвездие Скорпиона), а внизу темнеет далекая Земля.
ссылкаНагнулся Нарцисс кручью, опершись руками на камень, выступавший из воды и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Название цветка в переводе с греческого языка можно перевести как «ошеломляющий», «поэтичный». Наяды оплакивают его5. Эта поэма Овидия начинается с рассказа о сотворении мира из беспорядочного хаоса, а кончается философским заключением Пифагора. Нарцисс, смотрящий в воду. 1819. Нависающая над самым столом корзина, кажется необыкновенно материальной. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм.
Вскоре была сыграна весёлая свадьба. Художник написал апостола Петра с натурщика, который позировал ему для картины «Отдых на пути в Египет» и полотен, расположенных в Сан Луиджи леи Франчези. В первом и самом значительном из них160 «Призвание апостола Матфея», 160 перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события160 вторжения света Истины в самые низы жизни. Вера в такой исход подогревала патриотические настроения итальянцев. Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса.
Мальтийский период творчества Караваджо отличался небывалой плодовитостью. Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, Караваджо воплощает в античном сюжете народное начало («Вакх»), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи – натюрморта («Корзина с фруктами») и бытового жанра («Шулера», «Гадалка»). Окраска – однотонная белая или желтая, хотя порой можно встретить и двухцветные нарциссы. Некоторыми сторонами своего творчества он подходит как ксвоим соотечественникам (особенно, повторяем, к Бельтраффио и к Бассано), так ик итальянизирующим фламандцам (к Питеру Эртсену, к Беклару и, отчасти, кЛомбарду). Однако Брюллов не был удовлетворен тем, что у него получилось увидеть изобразить в Академии.
Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя. Богемная жизнь влекла их обоих.
Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). Зачитанное им тогда четверостишие из сборника «Религия моего времени» ярко выразило отношение поэта, отличавшегося левацкими взглядами, к «творцу» так называемой оттепели или, как выразилась посетившая Италию в то время Ахматова, «периода вегетарианства»: Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94119). Эта доступность, легкость и поэтичность рассказа обеспечили «Метаморфозам» Овидия широкую популярность в древнее и новое время.
Фигура ангела, несмотря на крылья за его спиной, не парит, а как бы припадает к земле. В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом. Положение во гроб, 1602-1604 гг. Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо. На этом невероятно популярном полотне Дева Мария изображена «парящей в небе» внутри пространства алтаря. Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб».
Вот, в одной из сцен «Метаморфоз», юный Фаэтон, обиженный недоверием к его божественному происхождению, хочет убедиться в том, что его отцом действительно является бог Солнца. Правда, это нововведение в церковной живописи вызвало нескончаемые споры. Согласно ему, Караваджо получал вознаграждение в размере 400 скудо. Тем не менее, кардинал дал Караваджо новый заказ на роспись потолка своей резиденции (в настоящее время, там находится вилла Бонкомпаньи Людовизи). Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане. Караваджо уважил просьбу патрона и написал известный натюрморт «Корзина с фруктами» (3147).
У художника появился могущественный покровитель – кардинал Франческо Мария дель Монте. Овидий изображает, как сердце Фаэтона сжимается от страха и он выпускает из рук поводья. Для написания полотна он использовал необычные, предназначенные лишь для этой работы кисти, а творил Сальвадоре в неизвестной, специальной технике наложения мазков. Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов. Он до последних дней хранил о Караваджо добрую память.
Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Но здесь надпись, сделанную его рукой, до сих пор ни у кого не получилось прочесть. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды. Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило.
Служка из церкви записал этот разговор для истории: «Почему лошадь в середине, а апостол Савл лежит на земле. » 8212 «Так надо. » 8212 «Должна эта лошадь заменить Бога. » 8212 «Нет, но она стоит в свете Бога». Художник выполнил заказ в середине 1590-х годов. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. Такой чести удостаивался лишь один Петрарка. Вне всякого сомнения, дель Монте был знаком с трудами английского философа Роджера Бэкона, который в своей книге «Зеркало алхимии» прямо советует: «Выбери вещество, содержащее чистую ртуть, смешанную по определённому правилу равномерно в должных пропорциях с серой. » Днём Караваджо работал на вилле, лёжа на лесах и расписывая потолок, а под вечер его навещали друзья.
Сказочный бог Солнца, восседающий на троне, украшенном смарагдами, оказывается в «Метаморфозах» заботливым отцом. Он решил изобразить фигуру Нарцисса в окружении пейзажа. Причины такого поступка неизвестны. В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера маркизу Джустиньяни. Дело было в том, что подобная интерпретация библейского сюжета, как и в картине «Успение Марии», была немыслимой провокацией.
Вероятно, более чем скромный успех, который ожидал живописца после завершения «Погребения святой Лючии», вынудил его продолжить свой путь. В горшок добавляют питательную и легкую почву. Эти камни более заметены, чем эфирная фигура Нарцисса.
В доме кардинала дель Монте Караваджо пишет свой знаменитый натюрморт «Корзина с фруктами». Чем это может являться – догадка о себе, быть может, указание на черту собственного характера, которую он замечал за собой и написанное им себе же предупреждение о том, что «посеянный» характер вырастет в твою судьбу. Галилей пока ещё не произнёс свою историческую фразу «ерриг si muove» «и всё-таки она вертится», перевернувшую былые представления людей о Земле. 1819Холст, масло., 162 x 209Государственный Русский музей» (1819, Русский музей). Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом. Беренсон называет эту работу «8230циничной в своей неуравновешенности, так как плачущие люди, без всякого на то основания расположенные на заднем плане картины, композиционно никак не уравновешены».
В этом произведении удивительным образом проявилось его необычайное видение света и тени и талант работать с «ожившими» красками. Караваджо неоднократно изменял композицию полотна в поисках наиболее удачного решения. Это запоздалое посмертное чествование великого поэта, упрятанного на семь лет в сумасшедший дом своим неблагодарным покровителем, которому посвящена героическая поэма «Освобождённый Иерусалим», потрясло Караваджо.
Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук. В луковицах нарциссов содержатся алкалоиды (растительные яды), которые могут вызывать расстройство пищеварительной системы, дерматиты, дрожь и сердечную аритмию. Как и у многих других растений этого семейства, цветки у нарцисса имеют сильный дурманяще-сладкий запах.
Его обнажённое колено почти упирается в раму картины. Эратосфену принадлежит сочинение в прозе «Катастеризмы», в котором излагались мифы о превращении в звезды, Бойю – сочинение «О происхождении птиц», Никандру и Парфению – «Метаморфозы». Овидий собрал около 250 различных мифов о превращениях.
В картине «Музыканты» на переднем плане также изображена развернутая к зрителям партитура, которую держит полуобнаженный певец. Влияние ломбардской школы также читается совершенно четко. Караваджо дважды вернётся к этой теме, меняя акценты. Сохранился контракт, датированный 25 июня 1599 года, который заключили с художником.
Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир. В 1921 Сальвадор поступает в Академию художеств в Мадриде. Был большим любителем музыки и живописи, всегда открытым новым идеям. Его искусствоматериалистично не только по убеждению, но по самому существу еговкуса.
Кстати, нарциссы увенчивали головы Парок – богинь судьбы. Приговоренные к смерти преступники в римских владениях приносили нарциссы в жертву фуриям (тем же греческим эриниям – богиням мщения) приговоренных увенчивали нарциссами, что производило определённое наркотическое действие и немного облегчало муки распятия на кресте. Нарцисс – сладкий, дурманящий аромат, безумие. Галилей пока ещё не произнёс свою историческую фразу «ерриг si muove» — «и всё-таки она вертится», перевернувшую былые представления людей о Земле. Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства.