Национальная галерея – музей в Лондоне на Трафальгарской площади, одна из самых крупных картинных галерей в Великобритании. Лондонская национальная галерея (National Gallery)— одна из крупнейших картинных галерей столицы Великобритании. Лондонская национальная галерея является крупнейшей мировой картинной галереей, расположенной в столице Соединённого Королевства, Лондоне.
Коллекция Национальной галереи Лондона позволяет изучить историю искусства Великобритании и Европы с истоков его появления. семейство» Андреа дель Сарто, а из северных мастеров – изумительная «Купающаяся в ручье женщина» Рембрандта. Оно было написано Корреджо в 1521 или 1522 году. Покупка коллекции Ангерстейна явилась как бы сигналом для других любителей искусства к пополнению новой галереи.
Нередко в галерее можно встретить экскурсии, которые проводятся на английском языке. Она была приобретена всего за 630 фунтов стерлингов. Галерея получила таким образом возможность вернуть себе картины английской школы, но как раз в этот год в нее влилась по завещанию Уинна Эллиса большая коллекция голландской живописи и проблема помещения встала острее, чем когда-ни-будь. Однако в здании музея для нее не было места, вот таким образом данная коллекция какое-то время выставлялась в другом помещении.
В «Утренней прогулке», которая также является парным портретом, прежняя безыскусственная наивность сменяется уже изысканным артистизмом, Перед нами зрелый мастер, виртуозно владеющий всеми художественными средствами, которые он подчиняет своей поэтической мечте. Тициан ссылался на отсутствие подходящего холста. Совет кажется дельным и одновременно забавным, но выполнить его довольно затруднительно, поскольку галерея очень большая и картин там около двух с половиной тысяч.
В «Крещении Христа» все фигуры отличаются подчеркнутой объемностью и строгостью пропорций. Сюжет картины «Сон рыцаря» был заимствован юным Рафаэлем из средневекового сказания, по-своему воссоздавшего античный миф о Геракле, который должен был определить свой жизненный путь, сделав выбор между Доблестью и Наслаждением. «Мадонна перед экраном» Робера Кампена, одного из крупнейших мастеров начала XV века, представляет яркий пример становления нового реалистического искусства, приходящего на смену готическим традициям. В 1925 году галерея приобрела парадный портрет работы Токке и две прелестные жанровые картины Шардена – «Карточный домик» и «Маленькая учительница» – и около того же времени блестящий портрет, написанный Друэ и две пастели Перонно – виртуозного соперника знаменитого Латура.
Если бы не пожертвования и гранты от государства, то некоторые приобретения музея, например, картина Тициана «Смерть Актеона», были бы невозможными. В установленный срок деньги были внесены и в августе 1962 года Национальный фонд торжественно передал галерее прославленное творение Леонардо. Художественный рынок в это время наводняло огромное количество картин. семейство» в галерее Уффици во Флоренции. «Портрет дожа Лоредано», относящийся к началу XVI века, явился важным пополнением раздела венецианской живописи в галерее.
Портрет был написан Гойей в августе 1812 года, во время вступления Веллингтона в Мадрид. Именно вот таким образом «Соломенная шляпка» пользовалась особой любовью художников, пытавшихся по-своему интерпретировать ее композицию и освещение. Это была первая кража в галерее за все сто тридцать семь лет ее существования. Однако подлинным сокровищем бомонтовской коллекции являлся замечательный пейзаж Рубенса, так называемый «Пейзаж с замком Стен», который только незадолго перед тем был вывезен в Англию из Генуи, где он около полутораста лет находился в палаццо Бальби. «Отплытие св.
Первым произведением, купленным на средства фонда, был «Мост Баттерси» Уистлера, но настоящим испытанием и поисти-не боевым крещением только что организованного общества явилась кампания за приобретение для Национальной галереи знаменитой «Венеры с зеркалом» Веласкеса. В первой же речи, произнесенной в стенах нового учреждения, он провозгласил, что главной задачей Академии помимо достойного руководства обучением студентов является создание «хранилища для великих произведений искусства», которые смогли бы «послужить основой для вдохновения гения и направления его по правильному пути». Завершая собой традиции и достижения полуторастолетней истории нидерландской школы, творчество Брейгеля с его размахом и мощью в какой-то степени уже подводило к ее новому взлету во Фландрии XVII века, перекликаясь с грандиозным искусством Рубенса. Наиболее интересными произведениями среди новых экспонатов надо считать «Пир Валтасара» и «Конный портрет» Рембрандта и несколько выдающихся работ ранненидерландских мастеров, таких, как Мемлинг, Кампен, Рогир ван дер Вейден.
В это время английский король Генрих VIII, у которого только что умерла его третья жена, хотел жениться на дочери датского короля – шестнадцатилетней Кристине, которая в свою очередь осталась вдовой герцога Миланского.
Pall Mall). Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже мошенничестве. Живопись XVI-XVII в. в. (63 картины).
К пещерам была подведена узкоколейка, подземные помещения оборудованы так, чтобы создать максимально подходящие условия для хранения картин, провели электричество, отопление и вентиляцию. Стало необходимым создание национального собрания произведений искусства и в 1824 году была выделена необходимая сумма, которую потратили на организацию музея и покупку коллекции из 38 картин Дж. В коллекцию галереи входят картины, созданные в период с Х по ХХ век. Вот таким образом галерея переехала в дом 105, по той же улице. Однако подбор картин и мастеров находится на чрезвычайно высоком уровне. Иеронима, порой называвшееся портретом дожа Луиджи Корнаро. В 1885 году архитектором Дж.
В 1917 году в галерею поступили полотна Э. Мане, Дега и импрессионистов, полученных по завещанию Лэйна, собравшего в своей коллекции много подлинных шедевров, среди которых достаточно назвать «Портрет Евы Гонзалес», «Музыку в Тюильри» Э. Мане и «Зонтики» Ренуара 8. Среди важнейших поступлений этого рода в Национальную галерею за последние пять лет назовем двух «Танцовщиц» Ренуара и его же «Купальщицу», купленных в 1961 году, «Барышень на берегу Сены» Курбе, представляющих собой законченный этюд к его картине, находящейся в Париже, «Кувшинки» Моне и «Больших купальщиц» Сезанна, купленных в 1964 году. Еще за два года перед тем, в 1836 году, был издан первый большой каталог всего собрания.
Но работа не подвигалась. История создания Национальной галереи датируется 1839 годом, однако, многие исследователи считают, что на самом деле годом рождения картинной галереи следует считать 1824 год, когда правительство приобрело на аукционе частную коллекцию банкира Ангерштейна, которая впоследствии и составила основу современной экспозиции. Как известно, Гольбейн провел конец своей жизни в Англии на службе у короля Генриха VIII, когда им и был написан портрет французского посла Жана Динтевилля и его друга Жоржа де Сельв епископа Лаворского, называемый «Посланники».
Оно открылось в 1838 году и использовалось для экспозиции сразу двух галерей. В конце 1890-х годов произошло важное событие в художественной жизни Лондона имевшее очень большое значение и для организации и дальнейшего распределения коллекций в Национальной галерее. С этого момента и начала свое существование Национальная галерея (англ.
В картине царит мощная фигура св. «Пейзаж с замком Стен» изображающий собственное поместье художника, которое он купил вскоре после своей женитьбы на Елене Фоурмен, был написан им в 1636 году. Творчество Эль Греко, одного из самых оригинальных и неповторимых мастеров в истории мировой живописи, было «открыто» в конце XIX века, сразу вызвав к себе обостренный интерес и жадные поиски коллекционеров. В его коллекцию входили такие значительные произведения, как две доски из серии «Жизнь св.
Через плоскую равнину с аккуратно возделанными квадратами полей и огородов, обведенных словно вытянутыми по нитке каналами, проходит прямая изрытая колеями дорога, как бы уводящая нас к самому горизонту. Два последних мастера были всегда особенно ценимы в Англии. Оно было возведено в центре города Лондон.
Зиновия» Боттичелли, «Мадонна с младенцем» Тициана и некоторые другие. Так, некий Морис Мур, торговец картинами, писал в «Таймсе» (20 октября 1846 года), что рубенсовская картина «Война и Мир» оказалась «полностью ободранной» и ее «богатые, тонкие поверхностные лессировки абсолютно счищенными». Это произошло в 1824 году.
К тому же вряд ли вообще и могла быть надобность в подобном дублировании материала. В «Водопаде» бурно пенится поток, ниспадающий среди скал, склоняются деревья, колеблемые ветром и по мрачному небу движутся тяжелые сизые тучи. Георгия с драконом. В «Благовещение» обычная для Кривелли торжественность и отрешенность от повседневной жизни сменяется обращением к реально жизненным мотивам и новому композиционному построению с использованием пространственной глубины.
В 1895 году галерея получила в дар новое полотно, уже бесспорно принадлежащее кисти Эль Греко, – «Изгнание торгующих из храма». В 1860 году приобретаются «Читающая Магдалина» Рогир ван дер Вейдена, «Мужчина с четками» Мабюзе и «Положение во гроб» Дирка Боутса – все очень значительные вещи, говорящие о большой прозорливости и художественной интуиции Истлейка, так как в ту пору в изучении ранненидерландской живописи делались еще лишь первые шаги. Исполненное особой интимной прелести и в то же время какого-то наивного величия и чистоты, «Рождество» Пьеро делла Франческа чрезвычайно удачно дополнило находившиеся в галерее «Крещение Христа» и створку триптиха с изображением св.
Франциск на молитве» Сурбарана и две работы Веласкеса – «Королевская охота» 6 и погрудный портрет Филиппа IV. Еще в 1834 году была куплена большая картина Корреджо «Воспитание Амура» или «Венера, Меркурий и Амур», – великолепное полотно мастера с характерной для его произведений грацией образов, мягкой светотенью и виртуозной передачей обнаженного тела.
Когда устанете, (да-да, не если, а когда :) можно завернуть в кафе, которых в музее три – National Dining Rooms, National Caf и небольшой эспрессо-бар возле главного входа. Снова, как и пять лет тому назад, разгорелась битва за картину, тем более напряженная, что срок был очень коротким. Являясь великолепным образцом портретного искусства Гойи, «Портрет герцога Веллингтона» бесспорно представлял собой одно из важнейших музейных приобретений последних лет.
В то же время в их творчестве сказываются и веяния нового времени и ярко выраженные индивидуальные особенности, отличающие произведения учителя от его ученика. В конце того же 1903 года стало известно, что стариннейшая антикварная фирма Лондона – Энью уполномочена осуществить продажу прославленной картины, «Венеры Рокби», как ее называли по имени дворянского поместья, где она находилась уже около ста лет. Изменялись материалы, появлялись мозаики, было множество попыток расширить галерею. Идея создания национального музея потерпела серьезный удар, но не была оставлена. В его «Голландском интерьере» золотистые лучи солнца, льющиеся из окна и освещающие гостей за столом и потчующую их хозяйку, сообщают всей сцене радостный и праздничный характер. Это, конечно же и так всем понятно. Мы уже говорили о том успехе, которым пользовались в Англии полотна Клода Лоррена. Урсулы» и «Отплытие царицы Савской», написанные в 1641 и в 1648 годах, очень близкие по композиции и по настроению, показывают нам Лоррена-мариниста, Мы видим его излюбленные величественные морские гавани, спокойную водную гладь, слегка тронутую рябью и золотящуюся от лучей солнца, стройные мачты кораблей, торжественные мраморные здания на берегу и лучезарный горизонт, словно затянутый сияющим маревом и увлекающий зрителя в волшебную даль.
В зале 8 вы можете увидеть незаконченную работу Микеланджело «Положение во гроб», где изображен мертвенно-бледный Христос, поддерживаемый холщовыми лентами. В его имении Рокби-холл, затерянном на севере Англии, шедевр Веласкеса снова оказался на многие десятки лет скрытым от глаз широкой публики и почти забытым. В то же время темпераментная энергия красочной лепки и богатство насыщенной гаммы наполняют особой мощью портретные образы, столь отличные в своей жизненности от тех застывших фигур, которые мы видим в парадных портретах модных придворных художников той же эпохи. Их хлопоты возымели свое действие.
Ну сфотографируете вы картину на телефон, так ведь изображение можно скачать и из интернета в куда лучшем качестве. Франциска в Милане. Некоторые из этих картин были приобретены уже за последние десятилетия, причем самая последняя из них – «Портрет герцога Веллингтона» кисти Франсиско Гойи – оказалась в центре одного из самых волнующих и загадочных событий во всей истории Национальной галереи. Эта слава началась еще при жизни великого французского мастера.
Специальные агенты во множестве доставляли картины в Англию, тем самым пополняя частные коллекции первоклассными произведениями. Картина «Христос и грешница» была написана Рембрандтом в 1611 году для своего друга Яна Сикса. В ее чертах мы узнаем Гендрике Стоффельс, преданную подругу последних лет художника. Национальная галерея впервые открыла свои двери в 1824 году. В 1876 году по проекту известного архитектора Эд. После начала Второй мировой войны Национальная галерея была эвакуирована в Уэльс.
В зале 56 находится полотно Яна ван Эйка «Чета Арнольфини». Мы уже говорили о знаменитой серии «Модный брак» великого сатирика XVIII века Хогарта, составлявшей в свое время часть ангерстейновской коллекции, ставшей основой будущей Национальной галереи.
Такое тут не запрещается. Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения. В этом отношении большой алтарный образ Антонио Поллайоло изображающий «Мучения св.
Поступивший еще ранее, в 1827 году, от того же Фарнбру «Водопой» Гейнсборо увеличил число шедевров английской школы. Любопытнейшая «Битва при Сан Романо», написанная Паоло Уччелло в ознаменование победы Флоренции над Сиеной в 1432 году, является одной из самых первых батальных картин в истории европейской живописи. Одним из самых важных художественных памятников, поступивших в это время в галерею, надо бесспорно считать леонардовскую «Мадонну в скалах», происходящую из капеллы св.
То же самое можно сказать и про Ренуара, большая картина которого «Зонтики» как бы вобрала в себя квинтэссенцию его стиля. «Христос в доме Марфы и Марии», картина исполненная в 1620 году, знакомит нас с ранним творчеством Веласкеса. В зале 66 выставлена незаконченная работа Пьеро делла Франческа (около 1420—1492) «Рождество», на которой хор ангелов поет гимны прекрасной Марии с миндалевидным овалом лица. Работы выстроены в хронологическом порядке. Пуссеновская «Вакханалия» близка к Тициану не только сюжетом, но и своим колоритом, чувством формы и общим настроением чистой и светлой радости.
Для их ликвидации наследникам и пришлось прибегнуть к распродаже собрания. Можно представить себе, какой удар «изящному вкусу» нанесло это первое приобретение Истлейка, который должен был особо настаивать на исторической ценности полотна и на важности подобных образцов для выявления первых истоков искусства Возрождения. У этого выдающегося произведения интересная история.
В своем стремлении к драматизму и экспрессии Рейсдаль часто не удовлетворяется привычными видами родной Голландии и готов искать эффектные волнующие мотивы в природе других стран, например в суровой красоте Норвегии, которая вдохновила его на ряд картин, таких, как «Водопад», столь необычных для облика голландской равнины с ее спокойными каналами и низким горизонтом. «Конный портрет Карла I» работы Ван-Дейка является великолепным образцом его блестящего живописного мастерства и того изысканного аристократизма, который он умел придавать своим моделям.
Так же как и в картине Тициана, мы отмечаем здесь редкую красоту колорита, богатство движения, прекрасные человеческие фигуры, но все это наполняется абсолютно иным содержанием. В зале 9 — несколько полотен Тициана, включая «Смерть Актеона». Тогда право стать архитектором музея получил Вильям Вилкинз.
В свое время переписчик одного из старых инвентарей допустил ошибку, написав вместо слова «poil», что значит «фетр», слово «paille», что значит «солома» и этим изменил название картины, которая так и вошла под названием «Соломенная шляпка» в историю искусства. «Моление о чаше», юношеское произведение Беллини, уже давно находилось в Англии, где в конце XVIII века входило в собрание знаменитого художника Рейнолдса. Так постепенно начал выкристаллизовываться новый, самый молодой раздел галереи, который уже в послевоенные годы стал предметом особого попечения ее руководства. Этот юмор и острая наблюдательность являются очень типичными для Стена, которого недаром называли «Мольером живописи».
Денежные затруднения помешали Бойделлу довести его до конца. Столетием позднее мы находим его в прославленном собрании картин герцогов Мантуанских. В последнее десятилетие собрание нидерландской школы пополнилось еще несколькими выдающимися произведениями из которых отметим «Оплакивание Христа» Рогира ван дер Вейдена (в 1956 г. ) и триптих Мемлинга (в 1957 г. ). Б. Моррит, друг Вальтера Скотта.
Выставленная в 1863 году в частной галерее Мартине «Музыка в Тюильри» вызвала тогда самые ожесточенные нападки, предвосхитив тот скандал, который несколько месяцев спустя вызвал знаменитый «Завтрак на траве». Самым главным аргументом в пользу этого места было то, что галерею будут посещать представители разных слоев общества. Коллекция галереи богата шедеврами, которые сделали бы честь любому музею мира.
В это время в каталоге значилось уже сто восемьдесят семь картин. Более 2300 картин теперь демонстрируются в монументальном здании на Трафальгарской площади. Из произведений великих мастеров северных школ, входивших в собрание, отметим «Христа и грешницу» Рембрандта, «Похищение сабинянок» Рубенса и «Портрет ван дер Геста» Ван-Дейка. Насчет бесплатных экскурсий обычно предупреждают заранее, оставляя табличку с указанием возле картины примерного содержания, что «экскурс в историю этой картины будет производится в такой-то день, приходите».
Увеличение числа залов дало возможность уже более строго установить исторический принцип и разместить коллекции по национальным и местным школам (для Италии).
Живопись XIX-XX в. в. (63 картины). Произведения крупнейшего нидерландского художника XVI века великого Питера Брейгеля («Мужицкого») отсутствовали в галерее. Самая широкая реклама использовала открытки, репродукции, почтовые марки, в короткое время сделавшие леонардовский шедевр знакомым всем и каждому.
Пятью полотнами были представлены английские мастера, начиная от холодно классической композиции Б. Уэста «Орест и Пилад» и кончая известнейшей вещью жанриста Уилки «Слепой скрипач». Еще один интересный портрет Тициа на был принесен в дар галерее в тяжелом 1942 году.
Опубликование подробного реестра этого приданого, находившегося в архивах дома Альбы и позволило со всей достоверностью определить происхождение «Венеры с зеркалом». Слух о распродаже распространился далеко за пределы Англии. Подчеркнуто пластическая моделировка во вкусе Высокого Возрождения также разительно отличается от нежного «сфумато» более ранней вещи, тем более что краски сильно потемнели и сделали тени резкими и контрастными.
Число членов фонда достигло уже нескольких тысяч. Герцог Девонширский владел знаменитыми альбомами рисунков художника, так называемыми «Книжками правды», хранящимися ныне в Британском музее, где Клод Лоррен собственноручно воспроизвел пером и размывкой созданные им картины, снабдив их краткими сведениями о том, когда, где и для кого они были выполнены. В этой новой «Мадонне в скалах» ясно чувствуется рука зрелого мастера, что сказывается и в более собранной и монументально обобщенной композиции и в большей значительности выражения прекрасных лиц. Человек исключительной работоспособности, фанатически влюбленный в свое искусство, Тернер завещал государству около трехсот своих картин и свыше девятнадцати тысяч рисунков и акварелей с одним условием, чтобы не нарушалась цельность этого собрания и чтобы две его картины «Восход солнца в тумане» и «Дидона, строящая Карфаген» висели всегда рядом со знаменитыми полотнами Клода Лоррена «Исаак и Ревекка» и «Отплытие царицы Савской».
Его картины, можно сказать, не имеют сюжета, в них даже нет почти никакого действия, но тем сильнее ощущается зрителем то все пронизывающее чувство умиротворенной тишины, спокойствия и ясности, которое царит в его живописи. Первый проект здания галереи, которое было расположено на Чаринг-кросс, был создан Джоном Нешем. В его коллекцию, в которой насчитывалось семьдесят картин, входили первоклассные произведения Метсю, Остаде, Терборха, Хоббемы, а среди фламандских мастеров особое внимание привлекала знаменитая «Соломенная шляпка» Рубенса. «Поклонение волхвов», купленное в 1920 году при помощи все того же Национального фонда, до некоторой степени восполнило этот пробел. Штат дополняли его помощник, швейцар и уборщица.
Это, конечно, было самым важным событием в ее жизни за послевоенный период и крупнейшим обогащением итальянского раздела, уже с начала века не имевшего подобных приобретений. «Соломенная шляпка» долгое время хранилась у потомков Рубенса, пока не была продана в 1822 году и не привезена в Англию, где ее и купил Роберт Пиль из собрания которого она попала в галерею. Новый музей существовал, развивался и пополнял свои фонды благодаря закупкам и пожертвованиям как организаций, так и обычных ценителей искусства. Это монументальное полотно (его длина достигает почти пяти метров) дает полное представление о великолепном декоративном и колористическом даре Веронезе, показывая нам всю роскошь и богатство Венеции эпохи Возрождения.
Поражает жизненная теплота и человечность в трактовке всей сцены, где Тициан отказывается от всякой «возвышенности», под черкивая в религиозном сюжете человеческое начало и создавая ту атмосферу счастья и согласия человека с окружающим миром, которым проникнуты лучшие произведения той эпохи. В Национальной галерее работы Босха отсутствовали и потому приобретение «Осмеяния Христа» явилось почти столь же важным достижением, как и картина Брейгеля.
Считалось, что ван Эйк был изобретателем масляной живописи и итальянские художники переняли от него это искусство. Классически благородные пейзажи Лоррена с их величавыми просторами и спокойно уравновешенной композицией, пронизанные животворящим светом, служили образцом не одному поколению художников.
В путеводителе Афиши в списке из «10 вещей, которые нужно сделать в Лондоне» под пунктом три находится: «Выбрать себе в Национальной галерее любимую картину, а потом каждый раз, проходя мимо Трафальгарской площади, заворачивать в музей, хозяйским шагом проходить к ней по залам, постоять с десять минут, а потом отправляться дальше по своим делам». Пятнадцать лет спустя в галерею поступит еще одно его замечательное творение – «Венера с зеркалом».
Это самый важный музей своего вида. Другой вопрос, зачем это нужно. Цвет как средство художественного воздействия отодвигается на второй план.
Этот второй шедевр великого мастера немецкого Возрождения был написан в 1538 году. Самые выдающиеся английские пейзажисты XVIII – начала XIX века Уилсон и Тернер в сильнейшей степени испытали его влияние, а Констебл, также тщательно изучавший творчество своего великого предшественника, говорил про него, что «в своих пейзажах Клод достиг того совершенства, которое только доступно человеку».
За первые десять лет существования галереи было куплено всего шесть картин, среди которых, однако, такие первоклассные произведения, как «Вакх и Ариадна» Тициана (1825), «Вакханалия» Пуссена (1826) и «Мадонна с корзиной» Корреджо (1825). По своему внешнему виду здание не представляло особенно удачного архитектурного решения. В XVIII веке мы не найдем в Англии ни одной крупной частной коллекции, которая не гордилась бы «своим Клодом». Когда русские власти подняли шум и опротестовали эту сделку, «Воспитание Амура» уже находилось в Англии, где двенадцать лет спустя было продано Национальной галерее. В большинстве картин они также представлены на фоне пейзажа (например, «Мадонна в лугах»), Беллини отказывается от пышного декора, столь любимого Кривелли, чужды ему и жанрово-бытовые детали. В «Св.
Одно за другим галерея приобретала такие произведения, как «Мадонна перед экраном» Робера Кампена (1910), монументальное «Поклонение волхвов» Госсарта (1911), «Распинание Христа» Жерара Давида, «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля (1920), не говоря уже о Других, может быть, менее значительных, но по-своему интересных работах.
Как и у всех флорентийцев, рисунок играет у Поллайоло главную роль. Если написанная на несколько десятков лет ранее картина Тициана «Вакх и Ариадна» символизирует как бы наивысший подъем культуры Возрождения с ее героическим оптимизмом и светлой верой в человека и его безраздельное право на радость и счастье, то «Св. В 1954 году Галерея Тейт получила полную самостоятельность.
Необходимость создания национального художественного музея понимали и в Великобритании. Приобретения ближайших последующих лет были также очень удачны.
Как резкий контраст к «Похищению Елены», где в мелких дробных формах и веселой пестроте колорита еще живут традиции позднесредневековой миниатюры, алтарный образ Пьеро делла Франческа «Крещение Христа», выполненный им в 1445 году, поражает обобщенной простотой и монументальной силой. Портретное творчество Моретто и его ученика Морони, работавших в Брешии и Бергамо (Северная Италия) в середине XVI века, – это одно из самых выдающихся явлений итальянского искусства того времени. Король изображен в комнате на фоне темно-красного занавеса. Это распределение, столь важное для изучения живописи, придало особую стройность всему собранию, позволив в то же время особенно наглядно выявить и существующие пробелы, которые надо было восполнить в первую очередь. Все изображенные лица безусловно портретны.
«Похищение Елены», приписывавшееся одно время Беноццо Гоццоли и происходящее из той же коллекции Ломбарди-Бальди, что и ряд других важных приобретений Истлейка, дает нам умилительно смешную и вместе с тем очаровательную в своей легкой грации трактовку классической темы. Его дружба с Бенджаменом Уэстом, ставшим после смерти Рейнолдса президентом Академии и со знаменитым Лоуренсом, в свою очередь занявшим этот пост в 1820 году, доставила ему компетентных советчиков и помощников, что обусловило высокий художественный уровень большинства приобретаемых им работ. Среди всех этих полотен, пожалуй, наиболее выдающимся и незабываемым является «Св. «Портрет четы Эндрьюс» – работа еще совсем юного мастера – дает уже тут характерное для Гейнсборо изображение человека в природе.
Гейнсборо был чужд подобный выспренний стиль и он изобразил актрису в обычном городском платье и большой шляпе с перьями, словно она невзначай зашла к нему в мастерскую и присела на стул, положив муфту на колени. «Вакханалия» Пуссена – это одно из лучших творений его молодых лет, когда, поселившись в Италии, он всецело проникся обаянием ее великого искусства и прежде всего Тициана. Тут можно лицезреть такие жемчужины мировой культуры, как «Мадонна в скалах» Леонардо Да Винчи, несколько полотен Боттичелли, включая «Венеру и Марс», картины Тициана, Тинторетто, Антонелло де Мессина. Его злые гротескные образы, в которых острое наблюдение натуры соединялось с самой изощренной фантазией, оказали большое влияние на Брейгеля, но в общем этот своеобразный мастер стоит абсолютно особняком среди художников своего времени.
Многие из зрителей, привыкнув всегда видеть эту вещь в зале немецкой живописи, считали ее собственностью галереи и известие о предстоящей продаже картины оказалось для всех «громом с ясного неба». которые понемногу скапливались в галерее. Произведение заняло свое место в личных апартаментах короля в Уайт-холле, где и оставалось в течение двадцати лет, но казнь короля и последовавшая затем распродажа его коллекций явилась началом новых странствий для «Венеры, Меркурия и Амура».
В картине «Голландский дворик», купленной галереей за два года до картин де Хооха из коллекции Пиля, мы видим служанку, которая чистит рыбу под присмотром своей госпожи, а за калиткой виден возвращающийся домой хозяин. «Портрет адмирала Хитфилда», прославившегося защитой гибралтарской крепости, был написан Рейнолдсом в 1787 году. Здесь вы найдете импрессионистские и постимпрессионистские работы Ван Гога, Сёра и Ренуара. Лондон может предложить туристам множество других интересных галерей.
В 1838 году галерея разместилась в этом помещении и была торжественно открыта для публики. «Адмирал Хитфилд» представлен им на фоне скал и моря как доблестный защитник Гибралтарской крепости. Особой популярностью пользовалась серия выставок под названием «Картина этого месяца».
Целых семнадцать залов, то есть половина всей экспозиционной площади, отданы картинам итальянских художников и из них в пятнадцати показана живопись эпохи Возрождения. Крупнейшим достижением Национальной галереи следует вот таким образом считать приобретение ею двух замечательных работ Гейнсборо- «Утренняя прогулка» (в 1954 г. ) и «Портрет четы Эндрьюс» (в 1961 г. ).
К началу 1880-х годов в галерее помимо трех полотен Мурильо имелись еще только «Оплакивание Христа» Риберы, «Св. После «завоевания» «Кристины Миланской» окончательно упрочилась слава и значение Национального фонда, В дальнейшем с его помощью галереей был приобретен еще целый ряд прекрасных произведений, как, например, «Мадонна с младенцем» Мазаччо (в 1916 г. ), «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля Старшего (в 1920 г. ), так называемый «Уилтоновский диптих» и тициановское «Семейство Вендрамини» (в 1929 г. ), «Саксия в виде аркадской пастушки» Рембрандта (в 1945 г. ), «Пьета» Рогира ван дер Вейдена (в 1956 г. ), «Старуха с четками» Сезанна и многие другие. Коллекция картин в галерее пополнялась на протяжении всего времени, начиная с ее открытия.
Коллекция насчитывала 38 полотен, в том числе работы Рафаэля и Хогарта. Но его религиозные изображения полны удивительной жизнерадостности. Когда семь лет спустя после смерти Истлейка известный немецкий искусствовед Вильгельм Боде впервые прибыл в Италию, чтобы делать закупки для Берлинского музея, ему пришлось констатировать, что Мюндлер с Истлейком уже основательно все «пообчистили», взяв лучшее из того, что мог предложить художественный рынок Италии. Вместе с тем небывало вырос и круг ценителей искусства. Следует отметить, что здание галереи не случайно было построено в этом месте.
Немного позднее была назначена официальная комиссия «попечителей галереи», которая должна была взять на себя решение основных административных вопросов и заботы о дальнейшем пополнении собрания. Вместе с тем неуклонно росло и собрание. Его сменила специально привезенная из Уэлса картина Тициана «Явление Христа Марии Магдалине» и так продолжалось до конца войны, за исключением двух месяцев в начале 1944 года, когда воздушные налеты были особенно ожесточенными. Столь же агрессивными были отзывы и о расчистке остальных картин.
Пятьдесят лет спустя, когда имя Констебла обрело наконец заслуженную славу, галерея обогатилась еще многими его произведениями и прежде всего знаменитой «Телегой для сена», которая была выставлена еще в Парижском Салоне 1824 года, оказав тогда огромное влияние на передовых французских художников. Вместе с собранием Эллиса число картин в галерее превысило уже тысячу номеров. В «Явлении Христа Марии Магдалине» пейзаж определяет в основном все настроение произведения. Не менее важным для характеристики утонченного и одухотворенного искусства Боттичелли, до этого представленного в галерее лишь сценой «Поклонение волхвов» и «Портретом молодого человека», явилась поэтическая композиция «Марс и Венера», где художник обращается к дорогому его сердцу миру античной красоты.
Георгий» Тинторетто, «Св. Рубенс обратился к пейзажной живописи уже в зрелый период своего творчества. Председатель и главные члены фонда могли вздохнуть с облегчением. Подобное устройство давало возможность массовому зрителю без больших затруднений и поисков сразу ознакомиться со всеми лучшими памятниками собрания. Те времена быстро прошли. В этот период в галерею практически не поступали новые произведения искусства. Фра Анджелико расписывал фресками стены монастырей и писал алтарные образы.
В 1857 году за 7 тысяч фунтов стерлингов во Флоренции была куплена коллекция Ломбарди-Бальди, включавшая в себя алтарные образы кисти Дуччо, Маргарито из Ареццо и других крупных тосканских мастеров XIII-XIV веков, а также знаменитую «Битву при Сан Романо» художника Паоло Уччелло – одну из первых батальных картин в европейской живописи. «Мадонна Ансидеи» 5, монументальный алтарный образ, написанный Рафаэлем около 1505 года, хронологически заняла свое место между юношеским произведением «Сон рыцаря» и более поздней «Екатериной Александрийской».
А в ином случае фотографировать можно что угодно. Вся полиция страны была поднята на ноги. «Портрет Саксинса», «Женщина», «Ночной дозор», «Даная», «Христос во время шторма» и другие — этими и другими шедеврами гениального живописца полна лондонская национальная галерея произведения Венецианской школы живописи представлена работами таких мастеров, как Андреа Мантенья, Джованни Беллини, Антонио Пизанелло, Филиппино Липпи. Это уже поздняя вещь Рембрандта, своей удивительной простотой и непритязательностью резко отличающаяся от таинственной романтичности «Христа и грешницы».
Однако позднее удалось установить, что, хотя и написанная, по-видимому, в то же самое время, она не входила в данную серию, а принадлежала дону Гаспаро де Харо герцогу Оливаресу, дочь которого Каталина, выйдя замуж за герцога Альбу, принесла ее с собой в приданое. Фоны у него абстрактны, фигуры статичны и в их анатомическом строении еще много ошибок.
Этим не снимается, конечно и другая важнейшая задача галереи – сохранять для страны те шедевры, которые до сих пор находятся еще в частных собраниях и время от времени появляются на художественном рынке, грозя уйти за границу, то есть в Америку, ставшую монополистом в этой области. Тогда за дело взялся Национальный фонд. Были среди его картин произведения Рембрандта, Пуссена и прекрасный большой пейзаж венецианца Каналетто под названием «Дом каменотеса». «Музыка в Тюильри» – одно из интереснейших ранних полотен Эдуарда Мане – уже в полной мере раскрывает его художественное новаторство.
Зато трудно найти во всем голландском пейзаже более характерный и остро схваченный облик страны, чем тот, который предстает перед зрителем в знаменитой «Аллее в Миддельхарнисе» Мейндерта Хоббемы. За четыре дня до его истечения не было собрано и половины требуемой суммы.
Галерея была открыта для посетителей по понедельникам, вторникам, средам и четвергам. В первых двух заведениях удастся взять блюдо от 5, 7 (5 ), напитки в баре стоят примерно от 2, 8 (2, 4 ). Независимо от национальной принадлежности художника. В настоящее время большинство исследований сходится на том, что лондонская «Мадонна в скалах» является все же безусловно работой самого Леонардо, представляя собой более позднее авторское повторение луврской картины, которая была выполнена во Флоренции в 1483 году.
Бэрри (который также построил театр «Ковент-гарден»)реконструирован существующее здание и достроил восточное крыло. Это сказывается и в монументальной простоте композиции и в искусстве моделировки, выявляющей пластичность форм и в прекрасной передаче фактуры предметов.
«Черт побери ваш нос, мадам, ему просто конца нету. » – ворчал он во время работы и тем не менее созданный им образ покоряет своей гордой и одухотворенной красотой. Именно при нем к «Чете Арнольфини» и «Мужчине в красном тюрбане» ван Эйка прибавляется замечательный «Портрет Тимофея» и покупаются два интересных парных портрета того же периода, ныне приписываемых такому редкому и интересному мастеру, как Робер Кампен. Именно он мог полностью осуществить те новые задачи, которые парламентская комиссия поставила перед галереей, считая, что роль музея состоит «не только в показе публике прекрасных произведений живописи, но и в ознакомлении ее с историей этого искусства». Вторым значительным вкладом этого периода явилось завещание Монда в 1924 году. В картине нет ни намека на античность. Живопись XVII-XIII в. в. (63 картины).
Эта коллекция действительно поражает своей грандиозностью. Всеобщая подписка, пожертвования отдельных учреждений, хлопоты в парламенте – все было приведено в действие. Была известна только одна его картина – знаменитое тондо «Св. Вместе с «Читающей Марией Магдалиной», приобретенной еще Истлейком и строго изысканным женским портретом, вошедшим в собрание галереи в 1895 году, новая картина ван дер Вейдена создает уже достаточно внушительный ансамбль его произведений, дающий представление об этом замечательном художнике.
В 1865 году, незадолго до смерти, он покупает две алтарные створки с изображениями св. Те тридцать восемь картин, которые составили ее первоначальное ядро, при всей своей пестроте и разнообразии давали тем не менее весьма характерное отображение господствующих в то время вкусов. Эта последняя вещь, пожалуй, наиболее известная из работ Морони, была, так же как и «Портрет юриста», куплена еще при Истлейке в начале 1860-х годов. Эта картина, дающая особенно яркое представление об изысканном графическом мастерстве Боттичелли, созвучна по своему внутреннему содержанию и мечтательному настроению знаменитому «Рождению Венеры» в флорентийской галерее Уффици. В 1806 году под внушительным, хотя и не совсем определенным названием «Британский институт» было основано специальное учреждение, ставившее своей целью устройство разного рода выставок, поощрение современных отечественных живописцев и, наконец, покупку их картин «с целью организации публичной галереи».
В 1625 году Карл I английский, собиравший тогда по всей Европе картины для своей коллекции, направил в Мантую доверенных лиц, купивших для него «Воспитание Амура» вместе с несколькими другими произведениями. Себастьяна» Антонио Паллайоло, «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» Верроккьо, «Триптих» Перуджино из Чертозы в Павии, «Мадонна в лугах» Джованни Беллини, «Портрет молодого человека» Боттичелли, тогда считавшийся работой Мазаччо и многие другие. Написанная темперой на дереве и, так же как и «Положение во гроб», оставшаяся незаконченной, она принадлежит, по-видимому, к числу самых ранних работ Микеланджело и в этом отношении представляет также очень большой интерес. «Чета Арнольфини», вывезенная из Испании, была после битвы при Ватерлоо обнаружена в Брюсселе, где ее купил английский генерал Гей и, привезя в Англию, продал впоследствии в галерею.
Пьеро делла Франческа был крупнейшим итальянским мастером середины XV века. В зале 58 можно увидеть полотно «Венера и Марс» кисти Боттичелли.
Портрет четы Арнольфини (есть гипотеза, что изображен момент бракосочетания молодой пары, но не подумайте ничего плохо силуэт платья невесты просто дань моде того времени) и сейчас сияет неправдоподобно ясными, чистыми, яркими, но гармоничными цветами. В 1826 году к этой небольшой коллекции добавились картины из коллекции музея в Бомонте, а в 1828 она пополнилась произведениями, которые были завещаны музею Вильямом Холвеллом Карром. Здание музея было небольшим, а помещения были постоянно заполнены людьми. Лаврентия и Иоанна Крестителя, остающиеся до сих пор лучшими работами Мемлинга в галерее. Архитектор Уильям Уилкинс выстроил новое здание Национальной галереи на Трафальгарской площади, на границе респектабельного Вест-Энда и бедных районов на востоке.
Прославленный картон, созданный мастером около 1500 года, давал одно из первых воплощений известнейшей одноименной композиции Леонардо, находящейся в Лувре. Обладая широкими познаниями в области искусствоведения, автор капитальной «Истории масляной живописи» (1847) и ряда других серьезных исследований, Истлейк к тому времени стал уже непререкаемым авторитетом в области искусства.
Английская школа была представлена двадцатью тремя картинами, французская-двадцатью из которых десять составляли произведения Клода Лоррена, девять картин было фламандских (из них пять «рубенсов»), восемь – голландских (среди них шесть работ Рембрандта) испанскую школу представляла всего лишь одна посредственная работа Мурильо. Изумительной красотой отличается пейзаж с его сапфировой синевой моря и неба. Мягкий рассеянный свет его «Двориков» удивительно гармонирует с царящей в них чистотой и порядком и ощущением незыблемости этой тихой, размеренно текущей жизни.
Также нельзя пользоваться вспышкой и штативом. Приобретя «Положение во гроб», Национальная галерея становилась обладательницей второй картины великого мастера, к которой два года спустя прибавилась еще одна «Мадонна с младенцем и св.
Приобретенный галереей в 1844 году «Портрет дожа Лоредано» работы венецианца Джованни Беллини, сочетает тонкую внутреннюю характеристику с парадной приподнятостью образа. Среди других великолепных образцов флорентийской живописи, приобретенных Истлейком, надо отметить «Портрет молодого человека» Боттичелли, считавшийся в то время работой Мазаччо и «Мадонну с младенцем и двумя ангелами» школы Верроккьо, где симметрическая уравновешенность композиции оживляется естественным разнообразием поз и жестов, а тончайшая моделировка лиц и изысканная красота линий перекликаются с Боттичелли и в то же время напоминают о блестящем мастерстве ювелира, каким владел Верроккьо наряду с искусством живописи и скульптуры.
В зале 53 находится «Уилтонский диптих», на котором ангелы в голубых одеяниях и с крыльями, похожими на крылья чайки, кружат вокруг Богоматери с младенцем. В 1884 году к ней прибавилась не менее известная «Девушка с креветками» – один из самых жизнерадостных образов в творчестве Хогарта. Ведь, как гласит постановление британского Парламента от 1857 года: «Конечная цель галереи не просто собрать картины, но дать людям возможность облагораживающего времяпрепровождения». Именно таковы его «Сон Бенедетто» и «Закат солнца в Венеции», где в радужном мареве тают очертания дворцов и скользят силуэты гондол или «Последний рейс корабля «Отважный», где сверкающий позолотой фрегат выступает на фоне пламенеющего вечернего неба. За последующие годы коллекция выросла до одной из самых престижных в Европе.
С января по февраль 1942 года в вестибюле галереи был выставлен только что приобретенный портрет Маргариты Трип Рембрандта. Особенно хочется выделить реалистические и монументальные портреты мастеров североитальянской школы и увенчавшую покупки 1870-х годов «Мадонну в скалах» Леонардо да Винчи, вошедшую в собрание галереи в 1880 году. В 1934 году галерее удалось приобрести «Осмеяние Христа» Иеронима Босха, одного из оригинальнейших нидерландских художников рубежа XV и XVI веков. Вслед за Веласкесом испанский раздел быстро пополняется произведениями Эль Греко и Гойи. Черное платье девушки на переднем плане, котелки прохожих и причудливый букет черных зонтов над головами создают тонкую красочную симфонию «черного», которую Ренуар передает разнообразными оттенками серых, синеватых и лиловатых тонов, отсвечивающих бликами и рефлексами от гладкой мокрой поверхности.
Никогда никаких происшествий не случалось с ее экспонатами, если не считать печальной истории с «Венерой с зеркалом» Веласкеса, которую в свое время порезала ножом какая-то сумасшедшая суфражистка 10. Роль его в формировании Национальной галереи трудно преувеличить. Тем не менее подбор имеющихся там работ все же достаточно удачен, чтобы дать представление и о блестящем живописном даре Гойи и о тех контрастах, которые характеризуют его многогранный гений. В доме Ангерстейна, где картины висели до самого потолка им стало уже слишком тесно.
В зале 51 выставлен знаменитый рисунок Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем». Рядом с этим произведением, полным многозначительной внутренней сосредоточенности, картина Рубенса «Похищение сабинянок» кажется особенно шумной и яркой.
Так, например, «Любовная гамма» Ватто, вошедшая в собрание галереи в 1912 году и до сих пор остающаяся там единственным произведением этого замечательного живописца, является характернейшим образцом его «галантной» тематики и утонченного колорита. Лондонская национальная галерея — музей достаточно консервативный. Дж. Картины Фра Анджелико во многом еще близки к иконам.
Кажется «новейшей» живописью собрания являются картины постимпрессионистов — Сезанна и Ван Гога. Те, что были куплены Истлейком, дополнились вскоре другими произведениями, среди которых надо назвать такие шедевры, как знаменитый «Демидовский алтарь» (названный так по имени своего предшествующего владельца) или восхитительное «Благовещение», принесенное в дар лордом Таунтоном в 1864 году.
После административной реформы в 1855 году в галерее появилась должность директора, ответственного за новые приобретения. Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой и призывали публику не поддаваться на обман. Архитектор Э. М.
Гуляя по Трафальгарской площади, вы сразу же увидите большое красивое здание Национальной галереи с куполом и колоннами (кстати, фасад — единственная часть музея, сохранившаяся без изменения с момента основания). Картина «Вакх и Ариадна» – первое приобретение галереи – была заказана Тициану феррарским герцогом Альфонсо I. Великий венецианец не очень торопился с выполнением этого заказа исчерпав все терпение «его светлости герцога», посланцы которого тщетно пытались ускорить дело, пуская в ход то лесть, то угрозы. Отличается лондонская галерея от большинства крупных европейских музеев не только принципом размещения картин, но тем, что собрание принципиально демонстрируется полностью (естественно за исключением картин путешествующих по выставкам).
В парламенте был сделан запрос по этому поводу. Она способствует выразительности и динамизму всего образа. Первый такой зал был открыт в 1950 году, в 1956 году их было уже шесть и в настоящее время эта важная работа близка к завершению, включая сюда и новые залы нижнего этажа, где были оборудованы доступные для посетителей помещения «открытых запасников».
«Чувствуется, – как говорил один выдающийся исследователь испанского искусства, – что она родилась для андалузских танцев и что танцует она не только ногами, но и всем телом». Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес безусловно вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях. Рейнолдс не старается «прикрасить» свою модель, но удачно найденная поза, убедительность жеста и та энергия, которая пронизывает весь облик этого старого морского волка, придают его изображению характер героической приподнятости.
Этот государственный деятель, бывший в течение нескольких лет премьер-министром, живо интересовался искусством и до самой смерти (1850) был одним из активнейших попечителей галереи. С исключительным блеском и выразительностью трактует Тициан эту поэтическую сцену. В XVII-XVIII веках имя мастера было почти забыто, хотя работы ван Эйка с их филигранной тонкостью письма и звучными глубокими красками продолжали как драгоценности храниться в старинных собраниях. Фигуры лошадей и всадников кажутся деревянными марионетками, которых дергают за ниточки, а пространство, расположенное за ними, не убегает в глубину, а словно распластывается на плоскости и никак не связывается с передним планом изображения. Это было первое «поражение», которое потерпела Лондонская Национальная галерея в своей до сих пор чрезвычайно успешной и широкой закупочной деятельности.
Долгое время считали «Венеру с зеркалом» второй картиной, уцелевшей от огня. Кроме Национальной, здесь разместились картины Королевской академии искусств. И только в 1823 году, когда на торги была выставлена коллекция Джона Ангерстайна (банкира, выходца из России), было принято решение о покупке. «Кристина Миланская» Гольбейна заняла свое место в Национальной галерее рядом с «Посланниками». «Венера с зеркалом» по праву считается одним из величайших шедевров Веласкеса, тем более редким, что в его творчестве отсутствует какое-либо другое изображение обнаженного женского тела. «Христос после избиения», где ангел показывает маленькому ребенку, символизирующему душу человеческую истерзанного Иисуса, – произведение глубокого, но сдержанного и сурового чувства, полное впечатляющей простоты, В картине нет ни сентиментального стремления разжалобить зрителя, ни жестокой передачи физических ужасов мучений, как это мы часто видим у Риберы.
Надо сказать, что большинство ее наиболее выдающихся памятников принадлежит еще к замечательным приобретениям Истлейка, когда буквально каждый год приносил свой «урожай шедевров». Зрители, привыкшие к отчетливо выписанным деталям, не могли примириться с этими новыми приемами в казавшейся им «недописанной» картине. Новое здание Национальной галереи (архитектор Уильям Уилкинс) построили на месте бывших королевских конюшен.
Картины демонстрировались в доме 105 по улице Пэлл-Мэлл. Из сорока четырех итальянских картин в Национальной галерее «болонцы» были представлены семнадцатью полотнами и венецианские мастера – тринадцатью. Рейсдалю чужда спокойная созерцательность Кейпа и пейзажистов более раннего периода. Картины вернулись на свое привычное место в 1945 году.
Умиротворенной ясности Кейпа в его пейзажах с широкими просторами, напоенными солнцем и воздухом, противостоит романтическая смятенность Якоба Рейсдаля в картине «Водопад», где вид мрачной и тревожной природы как бы выражает внутреннее состояние художника. Художественные полотна украшали только стены дворцов и радовали глаз лишь монаршим особам. Перед клавикордами у него не дама, а совсем молоденькая девушка, некрасивая и неловкая, пристально вглядывающаяся в ноты и, по-видимому, до смерти робеющая перед своим учителем, небрежно облокотившимся на инструмент. В двух объемистых томах были даны гравированные воспроизведения всех 114 картин из которых состояла тогда галерея, с подробным описанием каждой из них.
Так же как и в собрании Ангерстейна, пейзажи Лоррена занимали у Бомонта первое место. Опытные ценители живописи утверждают, что обойти за один день всю галерею не получится, вот таким образом, чтобы получить максимальное наслаждение от картин, они настоятельно рекомендуют «разбить» визит в галерею на несколько дней. Интерес к актуальным общественным проблемам, острая наблюдательность и реалистическое отображение действительности в сочетании с едкой издевкой над жизнью «высшего общества» позволили художнику создать целую галерею ярких характерных типов, где Хогарт соперничает в силе и выразительности со своим другом знаменитым романистом Филдингом. Однако лучше всего полнокровный и яркий талант художника раскрывается в его знаменитом портрете Исабель Кобос де Порсель изображенной в эффектном национальном наряде, так называемом костюме «махи». В любопытной «Автобиографии», оставленной художником Хайдоном и изданной после его смерти, он так описывает свое пребывание у Бомонта: «Мы завтракали в обществе рубенсовского пейзажа и в течение всего утра, дня и вечера ничего другого не делали, как только думали о живописи, говорили о живописи, мечтали о живописи и выходили из дому, чтобы заниматься живописью». Из произведений великого венецианского мастера Джованни Беллини – учителя Джорджоне и Тициана-галерея уже владела таким шедевром, как портрет дожа Лоредано.
Но в отличие от них, в ее основе не лежит собрание картин из королевского дворца. Всего в коллекцию входило 38 полотен, сюда входили работы Клода Лоррена, хогартовская серия «Модный брак», знаменитая картина «Воскрешение Лазаря» художника Себастьяно дель Пьомбо, тициановская «Венера и Адонис», «Деревенский праздник» и портрет адмирала Хитфилда (художник Уилки) и «Похищение сабинянок» кисти Рубенса. Бэрри было пристроено восточное крыло галереи. Фигура кажется словно окутанной светом и воздухом.
Начался новый период в жизни музея.
Еще в 1828 году Британский институт принес в дар галерее один из самых красивых пейзажей Гейнсборо – «Телегу, едущую на рынок», впоследствии перенесенный в Галерею Тейт. Директор галереи и ее попечители, осмотрев картины, выразили желание приобрести двенадцать произведений: так называемую «Мадонну Ансидеи» Рафаэля, большой «Конный портрет Карла I» Ван-Дейка, «Женский портрет» Себастьяно дель Пьомбо, семь работ Рубенса и две картины Веникса и Мейтенса. Картины восемнадцатых и девятнадцатых веков демонстрируются в восточном крыле. Его картины одними из первых вошли в галерею, а в 1876 году число их достигло десяти. В 1916 году, в период первой мировой войны, завещание Лэйарда принесло собранию много хороших венецианских картин XV века и тогда же при помощи Национального фонда был куплен монументальный алтарный образ Мазаччо «Мадонна с младенцем» – первое произведение этого великого зачинателя живописи Возрождения, вошедшее в галерею.
Этот процесс особенно усилился в связи с тяжелым финансовым кризисом после первой мировой войны, когда целый ряд жемчужин национальной английской школы перекочевал за океан, например прославленный «Голубой мальчик» Гейнсборо, проданный в 1922 году калифорнийскому железнодорожному королю Хантингтону за миллион долларов. В зале 12 выставлено полотно Питера Брейгеля Старшего «Поклонение волхвов» изображающее трех изможденных после долгого странствия царей и работа Маринуса ван Реймерсваля «Сборщики налогов». Появление каждого такого «месячного шедевра» сопровождалось распространением его фотографий, специальными лекциями и объяснениями. «Хлебное поле», написанное Констеблом в 1826 году и относящееся к лучшей, зрелой поре его творчества, в свое время было не очень-то доброжелательно встречено присяжной буржуазной критикой.
Более ровно и планомерно протекало за это время пополнение отдела северных школ. Там же вы увидите «Аллегорию любви» Веронезе, прекрасный портрет умудренного жизнью Винченцо Моросини кисти Тинторетто. Пэлл-Мэлл).
В настоящее время в Национальной галерее хранится немногим более 2000 картин. Мощный реализм этого произведения, скорбная экспрессия «Христа после избиения» и красочное великолепие портрета Филиппа IV необычайно удачно показывают нам самые различные грани могучего гения Веласкеса.
Холуэлл-Карр собрал свою коллекцию в период, непосредственно последовавший за крушением наполеоновской империи, когда, получив свободный доступ на континент, английские агенты активно занялись покупкой художественных сокровищ у разорившихся монастырей и старых дворянских фамилий. В период между двумя этими капитальными закупками Истлейком были приобретены еще такие шедевры, как «Семья Дария перед Александром Македонским» Веронезе, «Мучения св.
Из девяноста четырех картин не менее семидесяти принадлежало мастерам фламандской, голландской и нидерландской школ, среди которых находились первоклассные пейзажи Рейсдаля и Кейпа, произведения ван де Вельде, Конинка, ван дер Неера, Бота и других, а также и такие выдающиеся произведения более ранней эпохи, как «Мужской портрет» Дирка Боутса, датируемый 1462 годом. Крохотная картина Рафаэля «Мадонна Ансидеи» выставлена в зале 60 Иероним Босх представлен в зале 62 полотном «Осмеяние Христа», поражающим жестокостью лиц.
Важным пополнением и без того уже блестящего собрания живописи Тициана стал великолепный в своей импозантной торжественности групповой портрет семейства Вендрамини, купленный в 1929 году. Сделавшись директором, Истлейк немедленно пригласил его на работу в Национальную галерею в специальной должности «разъезжающего агента».
Успех был так велик, что привлекал в галерею до тысячи человек ежедневно. Только несколько полотен осталось в Национальной галерее и среди них «Дидона, строящая Карфаген» и «Восход солнца в тумане», занявшие место рядом с картинами Клода Лоррена, согласно воле дарителя. Живопись XVIII-XIX в. в. (56 картин). Это было изображение св. Но дело было уже сделано и англичане поспешили погрузить картину на корабль «Маргарет», который и прибыл благополучно в Лондон в 1628 году. Здесь сказалась, конечно и буржуазная природа всего голландского искусства, тот круг запросов и интересов покупателя, который руководил художниками в выборе тем. Этот особый колорит позволяет видеть в Пьеро делла Франческа одного из самых великих мастеров цвета XV столетия. В 1910 году Джозеф Дью-вин пристроил к нему новое крыло, предназначенное для размещения произведений Тернера, завещанных художником Национальной галерее.
Известная сатирическая серия Хогарта «Модный брак» (1745) чрезвычайно удачно представляет смелое и самобытное творчество этого крупнейшего мастера первой половины XVIII века, по праву считающегося основателем английской национальной школы живописи. Строительство было завершено в 1838 г. и 9 апреля 1839 г. Национальная галерея была открыта для посетителей. Учитывая все это, научный отдел и дирекция галереи разработали своего рода перспективный план будущего комплектования, заранее наметив тех художников (или даже определенные периоды их творчества), произведения которых подлежат приобретению в первую очередь.
По ее собственному признанию, она вдохновлялась рубен-совским шедевром. Коллекция картин Кривелли в Лондонской галерее необычайно богата и разнообразна. Анной», вошедший в собрание галереи при не менее волнующих и драматических обстоятельствах, чем в свое время «Венера с зеркалом» Веласкеса. Однако и здесь сумма осталась достаточно внушительной-165 тысяч фунтов стерлингов.
Назовем лишь некоторые из них: «Св. Первым приобретением фонда для Национальной галереи Лондона была картина Веласкеса «Венера с зеркалом». Вы также можете почитать о самых странных музеях Лондона в отдельной подборке.
Иоанном». «Явление Христа», написанное около 1511-1512 годов, принадлежит к раннему периоду тициановского творчества. В марте 1962 года стало известно, что через четыре месяца оно пойдет с аукциона. В общем, не пропустите.
Здесь перед дирекцией галереи возникла другая трудность. Обращаясь к приобретенным в период 1840-х годов произведениям старых мастеров европейской живописи, отметим прежде всего замечательный портрет – «Чета Арнольфини» Яна ван Эйка, написанный им в 1434 году.
«Св. Последние крупные приобретения XIX – начала XX века, такие, как «Мадонна Ансидеи» Рафаэля (1889), «Происхождение Млечного Пути» Тинторетто (1890), портреты Морони (1890) или так называемый «Ариосто» Тициана (1904) исходили уже не из итальянских, а из отечественных собраний и число их сокращалось год от года. Монументальность сочетается здесь с удивительной воздушностью трактовки, где искусство светотеневых переходов, знаменитое леонардовское «сфумато», достигает предельной виртуозности.
В результате он купил 148 картин за границей и 46 в Британии, среди которых была, например, выдающаяся картина Паоло Уччелло «Битва при Сан-Романо». Екатерины, рельефно выступая на фоне неба и мягкого пейзажа заднего плана. Знаменитые подсолнухи последнего можно увидеть именно здесь. В 1845 году галерея получила обширную коллекцию картин, которая была завещана Робертом Верноном. В течение четырех месяцев было собрано более половины назначенной суммы. Ангерстайна. Все эти «превратности судьбы» не могли, конечно, не отразиться на самом художественном произведении.
Немного непривычно, но почему нет. То же самое мы находим и в картине «Мадонна с младенцем и св. Мане изобразил здесь и самого себя (фигура в цилиндре слева) и своих друзей и многих известных лиц, как Бодлер, Теофиль Готье и композитор Оффенбах. Связь людей и природы подчеркнута здесь даже в самом колорите: голубой цвет неба перекликается с синим цветом плаща Марии, а зелень листвы – с лимонным оттенком платья Екатерины.
Первое произведение мастера появилось в галерее одновременно с «Портретом Филиппа IV» Веласкеса. Так началась жизнь галереи. Выполненный черным мелом и слегка проработанный белилами рисунок изображает св. Директор путешествовал по всей Европе, приобретая работы для музея.
Попробуй тут выбрать одну любимую, да еще и запомнить к ней путь. Наряду с несколькими блестящими портретами и другими произведениями Париса Бордоне, Якопо Пальмы Старшего, работами Чимада Конельяно, Базаити и Якопо Бассано ему посчастливилось приобрести одного из лучших «тицианов» галереи – «Явление Христа Марии Магдалине», а также «Мадонну с младенцем и св, Иоанном и Екатериной».
Взгляд зрителя останавливается на выразительных портретных чертах флорентийского полководца Никколо да Толентино, отмечает тщательную передачу нарядных одежд, вооружения и конской сбруи, так же как и сложный ракурс фигуры упавшего на землю убитого воина, но зрителю еще трудно воспринять всю сцену как реально происходящее событие. Его предшественник Сегье в целях лучшей сохранности неоднократно покрывал их так называемым «галерейным лаком», состоящим из смеси скипидарной мастики с кипяченым льняным маслом и обладавшим свойством очень быстро темнеть в сырой лондонской атмосфере. Предметы написаны столь подробно, что не вызовет удивление, если оригинал они повторяют вплоть до мельчайших царапин.
Рядом с портретом «Адмирала Хитфилда», также входившим когда-то в коллекцию Ангерстейна, висит большой групповой портрет «Сестры Монтгомери, украшающие герму Гименея», эффектный «Портрет леди Кокберн с детьми», большой портрет в рост «Капитан Орма с лошадью» и еще несколько работ, свидетельствующих о необычайной композиционной изобретательности, разнообразии приемов и богатстве колорита этого художника. Немецкая школа до этого была вообще чрезвычайно слабо представлена в Национальной галерее. Георгий с драконом» Паоло Уччелло и уникальный «Пейзаж» Джорджоне, обнаруженный в одном из венецианских дворцов и впервые опубликованный в 1934 году профессором Роберто Лонги. Второй жемчужиной собрания Холуэлла явилась «Купающаяся в ручье женщина» Рембрандта, может быть, лучшее произведение этого мастера из всех его многочисленных работ, находящихся в галерее. Готовые картины были разыграны в лотерею и разошлись по отдельным собраниям.
Торговый дом Энью, купивший картину и собиравшийся продавать ее с аукциона, уже вел переговоры с рядом иностранных и главным образом американских претендентов. В сравнении с красочным и богатым деталями портретом «Посланников» «Кристина Миланская» отличается лаконизмом формы и цвета.
семейство» Тициана, «Св. «Пейзаж с Кефалом и Прокридой», так же как и «Свадьба Исаака и Ревекки», носит более идиллический, пасторальный характер, но и здесь царит та же широта видения, то же чувство величавой гармонии, которые характерны для всех пейзажей Лоррена.
Известно, что в начале 1650-х годов Веласкес выполнил для Филиппа iV четыре картины на мифологические сюжеты с изображением нагих фигур, но из этих полотен, украшавших зеркальный зал королевского дворца Алькасара в Мадриде, сохранилось лишь одно – «Меркурий и Аргус», тогда как другие погибли при пожаре в 1684 году. Вместе с ними в галерею вошли еще два пейзажа Коро, «Дон Кихот» Домье, «Портрет Филиппа Орлеанского» Энгра и многие другие. Ее окаймляют высокие деревья истрепанные гуляющими на воле ветрами. А помимо него — статую адмирала Нельсона, церковь Святого Мартина и красивые фонтаны. К моменту смерти Ангерстейна в 1823 году его коллекция насчитывала тридцать восемь картин, среди которых имелось пять первоклассных пейзажей Клода Лоррена, огромное полотно Себастьяно дель Пьомбо «Воскрешение Лазаря», «Венера и Адонис» Тициана, «Похищение сабинянок» Рубенса, а из отечественных мастеров – вся хогартовская серия «Модный брак», портрет адмирала Хитфилда кисти Рейнолдса и «Деревенский праздник» Уилки.
Лишь один пейзаж Клода Лоррена под названием «Агарь и ангел», который был так любим сэром Джорджем, что он не расставался с ним даже во время путешествий, был вскоре взят им обратно, оставался при нем до самой его смерти и только потом возвращен в галерею. Этим событием было открытие в 1897 году Галереи Тейт, ставшей музеем национального английского искусства. Сюда входили принадлежащая кисти Гейнсборо «Телега, едущая на рынок», подаренная Британским институтом и «Хлебное поле» Констебла-два этапных произведения в развитии английского реалистического пейзажа, разделенные сорока годами, но столь близкие по своему общему духу и художественной традиции.
Истлейку особенно импонировали произведения искусства эпохи Возрождения. Бескрайнее серое, пасмурное небо нависло над землей. Работы первоначально демонстрировались в доме банкира на Пэлл-Мэлл. Герцог отправил ему холст вместе с рамой. На данный момент собрание картин Национальной галереи в Лондоне включает в себя такие общеизвестные шедевры, как «Подсолнухи» Ван Гога, «Святое семейство» Тициана, «Купающаяся в ручье женщина» Рембрандта, «Вечер» Рубенса, «Мадонна Ансидеи» Рафаэля, «Конный портрет Карла I» Ван Дейка, «Венера с зеркалом» Веласкеса и многие другие прекрасные картины, руки великих художников прошлых веков. Они имеют право свободного доступа во все публичные музеи их приглашают на просмотры новых поступлений и дважды в год – для посещения королевских и частных собраний.
Георгий» Тинторетто говорит уже о крушении прежних идеалов. Говоря о главнейших картинах ангерстейновского собрания, нельзя не назвать и входящие в него картины английских мастеров, наличие которых сыграло важную роль в сложении будущего облика галереи в том смысле, что с самого же начала отечественная живопись оказалась в ней на равных правах со всеми европейскими школами.
При Истлей-ке она обогатилась рядом других выдающихся работ, всесторонне освещающих его творчество. Все картины в Национальной галерее в Лондоне экспонируются в хронологическом порядке. Лишь немногие тогда понимали истинное значение живописи Констебла и, когда в 1837 году умер этот самый большой английский художник XIX столетия, несколько почитателей его таланта купили по подписке «Хлебное поле» и поднесли его в дар Национальной галерее, считая, что без Констебла не может быть представлена национальная живопись.
В мае 1945 года выставка «Сорока трех шедевров» возвестила о возрождении мирных дней и о восстановлении галереи. Наконец строительство нового здания было закончено. Впрочем, многие любят фотографировать себя на фоне понравившейся картины.
«Аллея в Миддельхарнисе», датированная 1689 годом, это лучшая вещь мастера и в то же время это последний шедевр голландского реалистического пейзажа XVII века, начинающего клониться к упадку. Из трех портретов, купленных у лорда Рэднора, особого внимания заслуживает редкий по красоте и реалистической точности большой парный портрет Гольбейна известный под названием «Посланников».
В 1837 году от лорда Фарнбру был получен другой известный пейзаж – «Водопой», а в 1862 году галерея купила «Портрет актрисы Сары Сиддонс» – один из наиболее знаменитых портретов мастера, написанный им уже незадолго до смерти. Среди его приобретений картина Ганса Гольбейна Младшего «Послы». В зале 7 выставлено полотно Эль Греко «Страдание в Гефси» на евангельский сюжет.