Картина Леонардо да Винчи Музыкант: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Ritratto di musico) — Авторство Леонардо да Винчи оспаривается редко, хотя и существует предположение, что автором портретаКартина Портрет музыканта» начата художником Леонардо да Винчи на рубеже 90-х годов 15 века. «портрет музыканта» (итал. Ritratto di musico)— сильно переписанная в позднейшее время и неоконченная картина кисти великого итальянского художника Леонардо да Винчи, хранящаяся в миланской Пинакотеке Амброзиана.
Леонардо да Винчи попытался изобразить не столько религиозную составляющую, сколько обычные человеческие чувства. Леонардо да Винчи был незаконным сыном известного и богатого нотариуса. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени. Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, тем самым она органично вошла в интерьер трапезной: перспективное сокращение боковых стен изображенных на фреске, продолжает реальное пространство трапезной.
Второй флорентийский период и позднее творчество. «Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде», — писал Леонардо. Фон выполнен в едином тоне – окно в темной стене, которое не позволяет увидеть небо.
Сына он хотел видеть продолжателем своего дела, но в Леонардо в юношеском возрасте ярко проявился талант художника и отец все-таки отправляет его во Флоренцию в мастерскую Андреа Вероккьо. l Первая датированная работа (1473, Уффици) – маленький набросок долины реки маленький набросок долины реки, видимой из ущелья с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. М. Филиппова (1892).
Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни— колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). Написана она маслом с применением новых приемов объемного моделирования фигуры. Источником мифотворчества стали его записные книжки, где он зарисовывал и описывал как собственные технические идеи, так и то, что он обнаружил в трудах учёных-предшественников или дневниках путешественников, «подсмотрел» у других практиков (часто с собственными усовершенствованиями).
Она выполнена в классическом стиле эпохи Возрождения, в ней ярко выражена тема материнства, символом которого является мадонна. Через много лет кардинал дель Монте заказал картину с изображением Медузы Горгоны Караваджо. Она славилась не только своей красотой, но и мужеством, за что современники прозвали ее «Воительницей». Некоторые из них очень вульгарны, скабрезны, тогда как другие несут в себе большой сатирический, главным образом антиклерикальный заряд и лишь отдельные фацеции более поэтичны, действительно «экологичны». Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник инженер и архитектор короля». Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. Аталанто помогал ему танцем и пением. Подобной версии придерживается в своей книге «Код да Винчи» и американский писатель Дэн Браун.
Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух».
Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики и писал темперой. В этот же период начинается его известное соперничество с Микеланджело. С 1513 года он работает в Риме. Леонардо был не первым итальянским мастером, милостью французского короля получившим «свободу грезить, мыслить и творить», — до него подобную честь разделяли Андреа Соларио и Фра Джованни Джокондо. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине.
В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. В картине не присутствует четкая и резкая пластика, напротив, художник использует мягкие тени, пытается изобразить сумерки. С лета 1506 года для Леонардо начался период скитаний.
Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для "Благовещения". «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», — советует Леонардо. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом.
Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Собрал разрозненные части архиепископ Лиона, кардинал Жозеф Феш, а после его смерти папа Пий IX выкупил «Святого Иеронима» для собрания Ватиканской пинакотеки. Они создают впечатление совершающегося таинства.
Легкая улыбка на загадочном лице красавицы очаровывает зрителя. Все дело в существовании у человека двух «систем» зрения: центральной и периферической. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем».
В 1495 Леонардо приступил к работе надТайной вечерей (площадь 4, 5 8, 6 м). Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал своё мастерство. «Мадонна Бенуа» не имеет каких-либо мелких деталей на фоне, в ней четко видно только две фигуры, которые полностью заполняют собой пространство. Много работ великого живописца были незакончены, такой является «Поклонения Волхвов» для монастыря Сан-Донато. искусства искусный архитектор инженер, техник, ученый математик (соч. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера). Старший представитель славнейшей эпохи итал.
Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Соч. Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз. Одна из знаменитых работ Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» (другое название — «Портрет Цецилии Галлерани») датируется 1490 годом. Речь идет не столько о больших бумажных листах для рисования и создания подготовительных этюдов, сколько о бумаге на текущие расходы, для повседневных записей, в которых Леонардо фиксировал постоянно возникавшие у него новые идеи, буквально роившиеся в его голове.
Эрмитаж), Мадонна Литти. Поначалу они не встретили должного интереса. Он надеялся, что когда-нибудь сможет довести их до стадии реализации.
В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. произведения: Поклонение волхвов. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Ravaisson-Mollien (1880-92).
В 1480 году он переезжает в Милан, где основывает Академию художеств. Его мать – обычная крестьянка. Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи), хотя никаких свидетельств этого не существует, другие же считают, что у Леонардо не было близких отношений вообще никогда и ни с кем и он, вероятнее всего, был девственником, абсолютно не интересуясь этой стороной жизни и отдавая предпочтение занятиям науками и искусством. Жил он в это время у деда. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), знаменитый итальянский художник, скульптор и ученый, 1452-1519, родился в деревне Винчи 1482 получил приглашение ко двору Лодовико Сфорца в Милане, 1499 в Венеции, затем во Флоренции, 1514 в Риме, 1516 принял приглашение Франциска I в Париже, умер в 1519 в замке Клу. По преданию, этот щит перешёл к семье Медичи, а когда он был утерян, полновластных хозяев Флоренции изгнал из города восставший народ.
Это были слова и ноты «Ангельской песни». В работе над ней принимал участие ученик художника – Амброджо де Предис.
Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение. В 1491 году Леонардо да Винчи пишет картину «Мадонна Литта», которая выполнена в стиле эпохи Высокого Возрождения. СозданиеТайной вечеристало заметным событием в художественной жизни Италии того времени.
Он всегда старался заполнять писанием паузы в работе. Однако, по сравнению с одной из первых его картин «Мадонна Бенуа», эта работа являет собой качественный прогресс в технике исполнения живописи. Усталый и разочарованный, Леонардо да Винчи в январе 1516 принял приглашение короля Франциска I переехать во Францию и здесь прожил последние 4 года своей жизни в замке Клу (в Турени), завершая начатые работы.
Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль (середина 1470 -х годов, Британский музей)демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение. Благодаря смягченным очертаниям, незаметным переходам между формами и красками, «Джоконда» производит неизгладимое впечатление Леонардо был привязан к своей картине и не расставался с ней во время поездки во Францию После смерти художника, «Джоконда» стала собственностью короля Франциска I. На сегодняшний день картина – жемчужина Лувра. Правой рукой архангел благословляет сидящую у своего дома Марию. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую.
Планировалось, что одна только лошадь будет семиметровой высоты. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. Св. Начались переезды с места на место и до 1503 Леонардо нигде подолгу не задерживался. Леонардо аккомпанировал себе импровизируя музыку и стихи.
Начавшийся сбор металла был прерван и конная статуя так и не была отлита. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. Первая работа Леонардо да Винчи. В этой работе воплотилось все, что знал и умел художник. Гл.
Леонардо как бы прерывается на полуслове взамен ожидаемого окончания доносятся со стороны или из вечности его слова: «Тот, кому покажется, что это слишком много, пусть убавит кому покажется мало, пусть прибавит». При Франциске I он становится придворным мудрецом. Первый флорентийский период. Мария delle Grazie в Милане, очень повреждена), Святое семейство. Интересны его исследования в области геологии: дал описания осадочных пород, объяснения морских отложений в горах Италии.
(1498, на стене в мон. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. Так, он обдумывал конструкцию летательного аппарата и, как можно судить по его рисункам, пришёл к идее геликоптера. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху так надо взлетать с плоскости эти лестницы служат ногами». Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием.
Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних.
Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Зрелый период творчества Леонардо протекал в Милане, где он планировал сделать карьеру инженера.
Умерла знаменитая авантюристка и куртизанка в 1509 году в возрасте 46 лет. Возможно, так оно и есть. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью.
На переднем плане изображен коленепреклоненный архангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. (портрет, в Лувре) и проч. Картина написана в технике «сфумато», благодаря чему художник достигает удивительного единства героини полотна и окружающей ее фантастической панорамы. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек.
Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато— дымки между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. Но когда учёные установили авторство, выяснилось, что и амбарные книги и искусствоведческие эссе и анатомические зарисовки и странные чертежи и исследования по геологии, архитектуре, гидравлике, геометрии, боевым фортификациям, философии, оптике, технике рисунка— плод одного человека. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник.
Мальчика назвали Леонардо. ЛЕОНАРДО (правильнее – Лионардо) да ВИНЧИ – великий итальянский художник и ученый, совершеннейший представитель того типа универсального человека (uomo universale), к-рый был идеалом итальянского Ренессанса (см. ). Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Художественная литература имела для него чисто, подсобное значение.
Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына. После отъезда из Флоренции он почти не занимался живописью, отдавая почти все свое время науке. Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам.
(Флоренция), Тайная вечеря. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. В результате получилось зеркальное отражение одного и того же лица. Однако ручная лира, сконструированная Леонардо, была весьма необычна. (СПБ.
Умер Леонардо в 1519 году. Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев и создал т. н. Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Факты из биографии Родился он неподалеку от Флоренции в небольшом городке Винчи.
Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556. Тайнаявечерянеоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои). Родился в семье нотариуса. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. У него линия имеет право на размытость, так как так мы её видим. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени.
Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. Сильный и ловкий, до старости сохранивший красоту и стать, превосходный наездник и музыкант исполнявший песни своего сочинения под аккомпанемент лютни, сделанной своими руками, несравненный собеседник и сочинитель сказок и притч, Леонардо был живым воплощением «всесторонне развитого человека» — идеала Эпохи Возрождения. Примечательна запись в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372—1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом) существует даже понятие «почерка Леонардо». У Леонардо было много друзей и учеников.
Так как у отца не было других детей, то в 4 года он забрал маленького Леонардо к себе.
Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства. история механики. Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651). В эпоху Ренессанса надо было чем-то заниматься серьезно, чтобы тебя принимали всерьез.
В 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо предложил властям проект идеального города с определёнными параметрами, планировкой и канализационной системой. Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат (Квадрат Древних). Через некоторое время она разрушилась. Конь– грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модельутверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом». Наиболее популярным произведением, написанным в это время, была «Тайная вечеря», тогда же он начал работу над «Мона Лизой».
Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево. В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Незаконнорожденная дочь миланского герцога Галеззо Катерина Сфорца была легендарной личностью, одной из самых известных куртизанок эпохи Возрождения.
Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Витрувианский человек. В отличие от «Мадонны Бенуа», «Мадонна Литта» говорит о радостном чувстве материнства.
В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, былБитва при Ангиари (не сохранился). изд. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Однако до настоящего времени подлинность этой версии не доказана и размышления по поводу личности продолжаются.
Многочисленные владельцы даже не подозревали, какое сокровище попало к ним в руки. Он писал ее еще во Флоренции, обучаясь у Андреа Вероккио, по заказу папской церкви, но также как и «Поклонение волхвов» не завершил по случаю отбытия в Милан. Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо. О нем Волынский (1900), Rosenberg (1898).
И вот, в пятьдесят лет его вновь ждала Флоренция – город, где он когда-то начинал простым подмастерьем, а теперь на пике своего творческого пути работал над созданием гениального полотна «Мона Лиза». В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Благовещение (Annunciazione, Annunciation) – было создано в 1472 – 1475 годах Леонардо, тогда еще работавшим в рамках мастерской Верроккио.
Судя по всему, при этом он испытывал определенные трудности с получением бумаги. Признавая единственным критерием истины опыт и противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции.
Как он считал, ничего из того, что он начинал, не было доделано до конца. (там же), Мона-Лиза. Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи даёт в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества. Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески.
Об открытиях Л. по механике: Дюринг, Критич. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Мона Лиза смотрит на нас словно живая и никуда нельзя укрыться от ее взгляда.
Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение».
Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. (1893). В 1516году Леонардо принял приглашение французского короля и поселился в его замке Кло-Люсе (там Франциск I провёл своё детство), неподалёку от королевского замка Амбуаз.
Леонардо изобразил на ней Христа и окружавших его апостолов за большим накрытым столом. Леонардо представляет собой пример исторической личности, превращённой массовым сознанием в образ «мага от науки». Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался. Все части тела будто живые, еще немного и они начнут двигаться.
Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня» и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. Сейчас же он воспринимается многими как изобретатель «всего на свете». Сер Пьеро отдал щит своему сыну.
Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности. В 1499 году он уезжает из Милана и начинает переезжать из города в город, где строит оборонительные сооружения. Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане. Сама работа представляет собой огромную композицию, которая может занимать целую стену.
Особенно он ценил такие, в которых подвергалось осмеянию духовенство. В этот период вынужденного бездействия Леонардо да Винчи пишет многочисленные заметки. В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах.
Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т. е. «Святой Иероним» – еще одна из ранних работ Леонардо. Биогр. Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки.
Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картинуБитва при Кашине. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Леонардо был амбидекстром— в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская, уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках. l В 1499, Леонардо покинул Милан.
В поздний период творчества была создана картина «Иоанн Креститель» и серия рисунков «Потоп». Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII—XIXвв., немалое число рукописей Леонардо было впервые опубликовано хранителем Амброзианской библиотеки Карло Аморетти. Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения.
1470— 1480). Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав изображенных довольно условно. В 1478 году Леонардо да Винчи написал картину «Мадонна с цветком» (другое ее название «Мадонна Бенуа»), которая сейчас выставлена в Эрмитаже. Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил его проза вот таким образом— образец разговорного языка интеллигенции XV века и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.
Вероятно, у Леонардо да Винчи была собственная мастерская во Флоренции в 1476— 1481 годах. l Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. по механике: законы рычага, падение тел), анатом и музыкант. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц.
Коловращение втягивает в свой иррациональный круг и людей и животных. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В баснях и фацециях Леонардо стоит на уровне прозаиков XIV века с их простодушной практической моралью а некоторые его фацеции неотличимы от новелл Сакетти. Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505 имели грандиозный успех.
Ранний период.