Часто бываю в музее Нестерова, специально хожу в те залы, где его картины. Но настоящей ценностью музея являются подаренные картины Михаила Васильевича Нестерова.
Соскучившись по уфимцам, по матушкиным пельменям, свернул холст на скалку и уехал в Уфу, где в мастерской родительского дома начал писать своего «Варфоломея» красками. Нестеров долго не мог найти модель для отрока. Умение увидеть и чувствовать человека и передавать его внутренний мир позволило «послереволюционному» Нестерову стать создателем галереи портретов выдающихся деятелей науки и искусства, но источником для них стала та духовная основа, которая была заложена в него, еще мальчика, в далекой дореволюционной Уфе, в безмятежном отеческом доме. Пиранези, Ф. Бартолоцци и др. Сущность своего искусства Нестеров определил как «опоэтизированный реализм».
В четвертой зале собрание русского фарфора, хрусталя, вышивок и старинной иконописи. А. Блок пророчески писал о близости «неслыханных перемен». Проходя по залам музея трудно не заметить зал произведений самого М. В. Нестерова. (Странник)» 1922 г. (Вариант 1922 г. под названием «Путники» находится в частном собрании в Праге. )Необозримые волжские просторы.
Ранние работы художника написаны в духе передвижничества: «Тапер» (1885 г. ), «Старый да малый» (1887 г. ). В толпе — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев. Их окружает настоящий русский пейзаж. Очень маленькие собрания картин французских итальянских и голландских художников.
«Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Дед Нестерова – Иван Андреевич – в течение двадцати лет был уфимским городским головой, причем таким, что и «спустя много времени уфимцы сохраняли тот порядок, который был при Иване Андреевиче Нестерове, ставя его в пример администраторам позднейшим» 8. Музей Нестерова впервые распахнул свои двери перед посетителями в январе 1920 года. Вскоре после появления «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили сделать росписи Владимирского собора в Киеве вместе с В. М. Васнецовым. Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. В зарубежном разделе музея – живопись А. Каналетто, Дж. -П.
Творчество башкирских художников было не раз представлено на международных выставках. Есть отделение русских рукописных книг». Сегодня видел оригинал елочки для «Пустынника», за восемнадцать лет она стала елью, кудрявой, стройной. » 19 Возможно, речь идет о той елочке, которая, будучи бегло зарисованной карандашом на попавшемся под руку клочке бумаги (конец 1880-х, БГХМ им. Нестерова должен был посетить П. М. Третьяков и художник страшно боялся, что знаменитый коллекционер увидит «Пустынника» без головы. Аскетически-суровое лицо и весь облик странника излучают напряженную духовную энергию. Поленова, И. И. Картина получилась слабее «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея».
огромного Стасова» 20. М. В. Это было трудное для России время – грозная, бурная эпоха «концов и начал». Музейные фонды хранят разделы русского и зарубежного фарфора, стекла изделий из металла. Не случайно первоначально картина называлась «Христиане».
Кориных, 1930 Портрет академика И. П. Музей находится в Санкт-Петербурге, в Михайловском дворце. К «Сергиевскому циклу» относятся и этюд «Голова молящегося юноши» и эскиз «Юность Преподобного Сергия Радонежского» (оба – 1891), являющиеся вспомогательным материалом к одноимённой картине (1892 – 1897, ГТГ). Глубоко внизу виден плавный изгиб реки, луга с копнами сена, другой далекий берег. Лаптевский особняк был одним из главных украшений города. Поиск новых путей в живописи отразился в портрете М. К. Заньковецкой (1884 г. ), где впервые проявился интерес художника к внутреннему миру человека.
Каналетто, Дж. Естественным для М. В.
Уже само имя «Нестеров» служило ручательством, что «в банке не будет ни растрат, ни прочих подвохов». Он свидетельствует о наметившемся к середине 1880-х годов переосмыслении Нестерова главного для него вопроса – смысловой трактовки образа: отныне его интересует внутренний мир человека, а не его внешние характеристики. Малютин «Портрет Девочки», Е. Д.
Конечно же, в этом именитом храме искусства представлены лучшие коллекции башкирского народного и изобразительного искусства. В 1982 году от Н. М. Поленова «На опушке», шарж «Стасов и художники» (1898) П. Е. Этот эпизод жизни Великого Князя оказался явно промыслительным. Бенуа «Сентиментальная прогулка» (до 1899), Н. К. В 1969-1970 годах от младшей дочери Натальи Михайловны Нестеровой в музей поступили многие произведения, в том числе этюды к росписи «Путь ко Христу» (1908-1911) в трапезной храма Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, восемнадцать этюдов рук к картине «На Руси («Душа народа»), 1914-1916) и портреты – «Е. П.
«Зимой в скиту» (1904). «На горах» 1902 г. (Вариант-повторение картины 1896 г., находящейся в Киевском музее русского искусства). На высокой горе среди цветов стоит девушка в синем сарафане и белом платке. Лагорио, А. В. Неетеровой-Шретер» (1941), карандашные наброски портрета матери художника (1894) и набросок фигуры для росписи храма в Абастумане.
Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». Первые этюды к ней художник начал создавать еще в год написания «Святой Руси». Отчего жаждет ее душа уединения.
Михаил Нестеров родился 19 (31) мая 1862г. Многообразие творческих устремлений различных группировок, характеризующее русское искусство этого периода, достаточно полно представлено в коллекции музея («Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Союз русских художников»). Вскоре коммунисты организовали в особняке штаб Красной гвардии. П. Паннини, французов Н. Ланкре, Ф. Жерара, К-Ж. Щусев, совсем еще молодой, обещает начертить проект музея. Здесь он пишет множество пейзажных работ, огромное полотно «Родина Аксакова» – живописный памятник писателю, здесь же рождаются многие программные его произведения, в том числе и «Видение отроку Варфоломею», первый, незаконченный вариант которого хранится в музее.
У меня закружилась голова и я, упав с подставки, на которой сидел, прорвал свою картину. » 18 Но вынужденный «отдых» тянулся недолго: через полторы недели «прибыл» новый холст, гораздо лучше прежнего и Нестеров очень быстро переписал картину, закончив ее в январе 1890 года в Москве. М. В. После возвращения из первого заграничного путешествия художник начинает работать над циклом картин, посвящённых жизни и деяниям Сергия Радонежского – выдающегося церковного и политического деятеля конца ХIV века, основателя Троице-Сергиевой лавры, сделавшего неоценимо много для распространения на Руси грамотности и культуры, одного из вдохновителей русского народа на борьбу с татаро-монгольскими захватчиками, благословившего князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву 1380 года.
Оказавшись через много лет в Сергиевом Посаде, Нестеров в порыве нахлынувших на него ностальгических чувств писал: «Вот я снова под Москвой, у «Сергия». Городской голова Малеев предлагает мне поместить мою коллекцию в задуманном им Аксаковском Народном доме2. Так исключительно благодаря его стараниям в 1929 году Государственный Русский музей передал Башкирскому государственному художественному музею (так музей стал называться с 1929 года) ряд выдающихся произведений, в том числе «Ночь в Венеции» И. К. Айвазовского, «Всадник – башкир» А. О. Орловского, «После ливня» И. П. Стефановскош, а также работы Н. Н. Ге, А. А. Харламова, Н. K. Немногочисленна, но небезынтересна по составу и зарубежная коллекция музея.
«Пустынник», созданный вслед за «Христовой невестой» (1887, частное собрание, Москва) и «За приворотным зельем» (1888, Саратовский государственный художественный музей им. Инициатор создания группы «Гилея» (1910–1914. ) – первого литературно-художественного объединения футуристов, («гилейцев», «будетлян»). Нестерова), была потом введена в «Пустынника», чтобы уже на картине раздражать «своей юностью.
В 1886 году Нестеров пережил личную трагедию – смерть жены. Темой этой стала «Святая Русь». ярмарка проходила в Торговых рядах, где свою лавку имел отец художника.
Именно тогда в музей поступили гравюры и литографии из коллекции графа Бобринского. Старшие уехали ко всенощной, ко Спасу или в собор. Нестеров стал одним из учредителей Союза русских художников — объединения, ставившего своей главной целью распространение произведений русского искусства. В «уфимском» варианте написана только верхняя, пейзажная часть – с абрамцевской «чудо-церковкой», все остальное -рисунок углем, но именно это остальное и является для нас особенно ценным, поскольку позволяет понять суть творческого процесса художника.
В её собрании – живописные полотна западноевропейских мастеров XVI – XIX веков. — живописцев Р. Нурмухаметова, А. Лутфуллина, Б. Домашникова, А. Бурзянцева, А. Ситдиковой, скульптора и керамиста Т. Нечаевой, скульпторов З. Басырова, Б. Фузеева, А. Шутова, графиков Э. Саитова, А. Королевского. На зрительский суд сюда привозят полотна из самых разных уголков России.
НЕСТЕРОВА В МУЗЕЯХ, ГАЛЕРЕЯХ И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЯХ РОССИИ» С УЧАСТИЕМ 22 МУЗЕЕВ СТРАНЫ И 2 ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ, ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕРВЫЕ НЕСТЕРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ», ПЕРВЫЙ ОТКРЫТЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ М. В. Большой бурый медведь доверчиво расположился у его ног. Одно из центральных мест занимает икона праздничного чина «Благовещение», созданная в середине XVI века новгородским мастером, сияющая позолотой с киноварью.
Верне, Л. Бакхейзена, графика А. Дюрера, Дж. -Б. Бывают в жизни необыкновенные, мистические совпадения. Так, в 1944 году у племянницы Нестерова М. М. Елизаровой были куплены несколько произведений, в том числе «Кабинет отца», написанный в ранний период творчества под влиянием эстетики передвижничества. Фонд древнерусской живописи насчитывает около двухсот икон. Крендовским, М. И.
Перова, И. М. Прекрасные страницы в историю башкирской культуры вписаны скульпторами 3. Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой. Искусство России здесь представлено наиболее полно и наиболее обширно. я тоже пытаюсь что-то себе представить «архитектурно».
Значительный интерес представляет крупноформатная акварель А. О. Среди них имена итальянских художников Дж. В 1969 и 1970 годах у дочери художника Натальи Михайловны Нестеровой (1903-2004) были приобретены этюды к росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, этюды рук к картине «На Руси» («Душа народа», 1914-1916), «Портрет Е. П. Нестеровой в платке» (1919), «Портрет A. M. С 1950-х годов формируется коллекция многонационального советского изобразительного искусства: основными источниками поступлений здесь стали тогдашние министерства культуры СССР и РСФСР и Художественный фонд РСФСР, а с 1980-х – выставки (всероссийские, международные и т. п. )9. От крутизны горы захватывает дух. В пополнению музейного фонда способствовали также поступления из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственной закупочной комиссии.
В 1890-е гг. В картине отображается смятение человеческого духа. Родители были людьми глубоко верующими. Музей Нестерова – это еще и место, где регулярно организуются выставки работ современных художников. Воплощенная в «Пустыннике» идея «пустынножития» – идеального, по его мнению, условия для возрождения человеческой души и обретения ясного смысла жизни – найдет продолжение в картине «Видение отроку Варфоломею» с ярко выраженной в ней идеей гармонического единения человека и природы.
Художник посвятил этому более 20 лет своей жизни. Мое внимание привлекли картины с изображениями женщин. Гордость музея – коллекция работ М. В. Нестерова, дореволюционного периода творчества. С точки зрения поисков Нестеровым новых путей в искусстве особый интерес представляет этюд к портрету выдающейся украинской актрисы, примы Малороссийской труппы Марии Константиновны Заньковецкой (1860 – 1934).
В качестве спасения он настойчиво ищет новую тему и нового героя. Художнику была близка идея Александра Иванова о благотворном влиянии христианства на нравственный «лик» общества. Нестерова» (1919), «Пастушок. Чистякова.
Её хронологические рамки, в основном, – 1878-1919 годы, то есть период формирования и последовательной реализации нравственно-эстетической программы художника, суть которой – в духовном возрождении человека в условиях «пустынножития», то есть наедине с природой, в гармонии с нею для обретения веры и любви к Богу. Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево. Прянишникова и в Академии художеств (1881-1883) у П. П. Музей неоднократно участвовал в зарубежных выставках (Германия, Голландия, Австрия), а в собственных залах принимал выставки художников из Германии, Китая, Италии.
Чирикова. Позднее это осуществляется иначе. Нахмуренные брови, энергичное движение рук выдают напряженную работу мысли. Художник подчеркивает эту мысль и цветовым контрастом одежд – черной и золотисто-розовой. Коллеги-художники подобной трактовки религиозных сюжетов не одобряли и настоятельно призывали Нестерова «вернуться к реальной действительности». Для настоящих ценителей искусства музей Нестерова в Уфе (адрес: ул. В глазах отражается ум, сильная воля, упрямый, решительный характер.
Так называлась одна из картин, написанных Нестеровым в зрелые годы. Тонкая, трогательная, а не «маленькая и чахлая», как отрекомендовал ее Стасов21, она могла быть использована Нестеровым и в будущих своих произведениях – в картинах «Сергиевского цикла» или в «Дмитрии-царевиче убиенном» (1899, ГРМ). Будущего художника приобщил к церкви всеми любимый в семье «батюшка сергиевский» – так ласково называли старшие и младшие Нестеровы священника уфимской Сергиевской церкви Федора Михайловича Троицкого. Глаза девушки на данном портрете закрыты, голова наклонена вниз.
Это одна из самых крупных коллекций произведений художника в России: 107 экспонатов (90 из них – живопись, 17 – графика). В третьей зале – иностранного искусства – небольшая коллекция заграничного фарфора (сакс, севр, веджвут). Каждый их них – явление выдающееся, золотая страница русского портретного искусства.
Портрет Н. М. Нестеровой» (1922), в 1980 году у внучки Нестерова Ирины Викторовны Шретер (1918-2003) – графический эскиз к картине «Под домашним арестом» (1883). Еще до открытия выставки «Пустынник» был приобретен П. М. Третьяковым. 150-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА НЕСТЕРОВА (1862-1942) ОТМЕЧАЛОСЬ В УФЕ ОСОБО. Другая особенность коллекции – изначальная «ограниченность» ее хронологических рамок: костяк коллекции составляют в основном произведения 1878-1919 годов – периода формирования и последовательной реализации нравственно-эстетической программы художника, суть которой – в духовном возрождении человеческой души в условиях «пустынножития», то есть вдали от цивилизации, наедине с природой, в гармонии с нею. Для туриста интересна будет стена второго зала, отданная уфимским художникам (Блюменталь, Бурлюк, Девлеткильдеев, Лежнев, Петухов, Протопопов, Тюлькин, Черкашенинов и др. ).
Рериха. Какие мысли не дают покоя. Не случайно, что и собранную им «художественную коллекцию» Нестеров принес в дар именно Уфе. Радищева), стал программным произведением Нестерова 1880-1890-х годов. Музей активно пополняет коллекцию и работами молодых авторов. Начало работы над «Пустынником» совпало с частыми поездками Нестерова в Троице-Сергиеву Лавру. Благодаря невероятной энергичности И. Е. Бондаренко, буквально перевернувшего весь город в поисках новых произведений, уже к маю 1920 года музейное собрание насчитывало 1500 экспонатов, а библиотека – 2500 томов.
Был он дважды женат, у него было 5 детей (в том числе и вне брака), но сейчас, насколько известно из потомков художника осталась только одна его внучка. Почти все крупные фигуры написаны с натуры. При музее – библиотека по искусству, всего пять тысяч томов. Поисками нового художественного языка отмечено искусство России рубежа XIX-XX веков. После открытия музея в январе 1920 года, поступила значительная часть икон, согласно записи в КП, «со склада Уфимского Горхоза».
В 1889 году в Уфе Нестеров завершил одно из главных своих произведений – картину «Пустынник» (1888 – 1889, ГРМ), в которой «зазвучала» только его, нестеровская, тема, определённая им самим как «. Верне, Л. Бакхейзена, графика А. Дюрера, Дж. -Б. Уфа, старейший уральский город, возникший на карте России во второй половине XVI века, – родина многих выдающихся деятелей культуры, среди которых Сергей Аксаков, Михаил Нестеров, Рудольф Нуреев. Особую ценность нестеровского дара составили 30 работ самого дарителя (портреты, пейзажи, жанровые композиции). Музеем собраны произведения башкирских художников формации 1970-80 гг.
Их разделяют всего несколько лет: «Геркулес» был создан в период с 1496 по 1498 годы, а «Вознесение Марии Магдалины» – в 1501-1504. Украшение коллекции – натюрморты А. X. Прянишникова и А. К.
Перова, А. К. Один из организаторов новаторских объединений «Венок-Стефанос» (1907–1910) и «Бубновый валет» (1911–1917), член общества «Союз молодёжи» (1909–1913, 1917) и мюнхенского объединения «Синий всадник» (1911–1914, 1924).
Но всё же главное здесь – сама коллекция. Филиалами Русского музея также считаются Домик Петра и Летний дворец Петра Первого. Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца из старинного, почётного купеческого сословия Ростовцевых. «Геркулес» с его насыщенной композицией – еще произведение искусства Средневековья, тогда как «Вознесение Марии Магдалины» с его лаконизмом и выверенностью композиции и пропорций – детище уже ренессансной культуры.
М. В. Сегодня коллекцию Башкирского государственного художественного музея им.
С 1889 г. – экспонент, с 1896 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок один из учредителей Союза русских художников (1903). Рериха и многих других известных художников. Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью. Его экспозиция состояла тогда только из трех залов. Когда картина была готова, художник стал показывать ее своим друзьям. Золотой фонд искусства республики – произведения А. Ф. Лут-фуллина, Б. Ф. Домашникова.
Рерих эскиз «Пляска» к картине «Хоровод» (1903), С. В. В коллекции музея этот период представлен рядом произведений, в том числе графическим эскизом «Александр Невский» и картоном изображающим три женские фигуры. Покровский храм и трапезную был призван Великой княгиней расписывать художник Нестеров (1907). Он пишет портреты-картины, в которых психология изображаемого человека раскрывается в «контакте» с окружающей средой – предметами интерьера или пейзажными мотивами. «Памятны мне и зимние вечера.
Но очень скоро молодой художник убедился в том, что это – не его путь. Ореолом героики окружен образ всадника на белом коне. Коллекция башкирской графики БГХМ им. Основную экспозицию в залах украсили великолепные образцы мастерства иконописцев московской, новгородской школ иконы северных писем «Богоматерь Одигитрия», подписная икона мастера XVII века Симона Ушакова «Спас Нерукотворный». Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи.
Паннини, Н. Ланкре, К. -Ж. Основу коллекции «Русской графики» составили произведения, подаренные Михаилом Васильевичем Нестеровым: А. Н. Брюллова и И. Н. М. В. В 1916 году Нестеров завершил работу над большой картиной «Душа народа» («На Руси», Третьяковская галерея, Москва).
Портреты военных, созданные Е. Ф. Левитана, К. А. расписывал Владимирский собор в Киеве, работал в области пейзажа и портрета.
Чистякова в Академии художеств. Среди них – иконы XVI века «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча» из Деисусного чина и «Богоматерь Одигитрия» икона 1675 года «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова. В комнате у матери или в детской тишина, горит лампадка у образов. приобретены музеем в основном в 1970 – 1990-е годы. Саврасова, И. М.
Затем художник побывал в Греции и Италии. В конце концов мастер добился желаемого результата. В том же году музей приобрёл у Нестерова графический эскиз «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1891) к одноимённой картине, вошедшей в знаменитый Сергиевский цикл, в следующем году художник подарил музею ещё одного «Натурщика», в 1936-м – ещё семь своих произведений, в том числе первый вариант всемирно известного полотна «Видение отроку Варфоломею» (1889) и крупноформатный эскиз росписи Владимирского собора в Киеве – «Воскресение Христово» (1890). Именно их картины и стали фундаментом первой коллекции музея. Нестерова и его дар, второй был залом «русской старины», в третьем экспонировались произведения художников-уфимцев, а также живопись «отца российского футуризма» Давида Бурлюка времени его пребывания в Башкирии – 1915-1918 годов.
Если «Христова невеста» стала для него «поминанием» трагически оборвавшейся любви, то в «Пустыннике» уже с не юношеской определенностью прозвучала только его, нестеровская, тема. «За Волгой.
И Левитан и Суриков одобрили новую работу, но последнему не понравилась фактура головы. Чистякова в Академии художеств. Ни один другой музей не содержит таких богатых коллекций величайших русских творцов.
В 1980-1990-е годы музей приобрел у Ирины Викторовны ряд бесценных для коллекции произведений – графический эскиз картины «Домашний арест» (1883, ГТГ), карандашные портреты матери художника – Марии Михайловны, сделанные в уфимском доме в последние дни ее жизни (1894), набросок фигуры для росписи церкви святого /Александра Невского в Абасту-мани (1898-1904) и одну из последних работ Нестерова – «Портрет О. М. Это природа средней полосы России – красота неброская, неяркая, спокойная, но величественная, «русский пейзаж, на фоне которого как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни и русскую душу» 17. Мы видим, что Нестеров работает почти «иконописно» : без подмалевка, сразу по рисунку, с предельным вниманием к деталям и заботясь о гармонии целого рисунок же – легкий, гибкий, подвижный – отличается той безупречностью, которая является результатом блестящего образования. Продолжая работать над циклом о Сергии, Нестеров написал картину «Юность Сергия Радонежского» (1892–1897, Третьяковская галерея, Москва). поступали крайне редко).
Вторая половина XIX века – время расцвета русской реалистической живописи. М. В. Нестеров родился в Уфе в старинной купеческой семье. Печальному настроению, которым охвачен Варфоломей, вторит грустный осенний пейзаж, написанный неяркими, нежно-зелеными и золотистыми красками. Нестеровой в платке» (1919). Нестеров.
На душе так славно, так покойно. Нестерова в платке» (1919), «Портрет А. М. Архипова, Н. К.
Для этого у меня имеется свободная земля. Ганзен.
Стройную девичью фигуру со всех сторон омывают воздушные потоки, она как будто парит над землею, сливаясь с нею в порыве самозабвенной любви. Сегодня в Русском музее открывается выставка Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). С тем же пронзительным чувством пишет Нестеров о поездках с матерью и сестрой Сашей в тарантасе за Белую за черемухой, о прогулках, «как наградах», на Чертово Городище, на Шихан, откуда было видно село Богородское, а там, в двух шагах и мужской монастырь. Мягкая лирика и благородство души читаются в облике молодой женщины пушкинской поры.
Идиллическую красоту морской стихии воспели в своих работах мастера русской марины: И. К. ОТКРЫТИЕ НОВОЙ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ НА МЕСТЕ, ГДЕ СТОЯЛ ДОМ НЕСТЕРОВЫХ, ВСЕРОССИЙСКАЯ ВЫСТАВКА «ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. В. Кажется, только что отзвучали его слова. По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей. Самыми глубокими и художественно совершенными стали произведения, в которых Нестеров создавал поэтический миф о Святой Руси, не конкретизированной в историческом времени, представлявшейся ему неким «вневременным идеалом изначальной слитности человеческого существования с жизнью первозданной природы». Головина, А. Н.
С 1898 г. – академик за картину Великий постриг (ГРМ). Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустнынник», написанный художником в 1888-89 гг. Другими источниками поступлений экспонатов в музей стали Уфимский Горхоз, Соцобес, Аксаковская библиотека и частные лица.
«Портрет Е. П. Нестерова составляет более трёх с половиной тысяч произведений. Большое влияние на существо складывающейся этической программы Нестерова оказали принципы «толстовства», суть которых – в необходимости нравственного очищения человеческой души.
Теребеневым, И. П. В собрании музея русский авангард представлен именами Н. Гончаровой, М. Ларионова. Точно также в 1903 году М. В. В этом смысле коллекция автобиографична: ее составляют и ранние, передвижнические работы (которых мало или практически нет в других музеях России) и произведения, в которых выразились духовные поиски Нестерова, лиризм его души, а также композиции, написанные под непосредственным влиянием модерна.
Но больше всего он любил природу родной Руси. Помимо внушительного «послужного списка», за «его плечами» было блестящее художественное образование: Казанская (1898, 1901) и Одесская (1899–1901, 1909) художественные школы, Мюнхенская Королевская Академия художеств (1902) и школа-студия А. Ашбе (1903), парижская мастерская Ф. Кормона «Эколь де Бозар» (1904). «какие дали оттуда видны. с ностальгическими подробностями воссозданы художником в книге «Давние дни» 12 картинки его безоблачного детства в отеческом доме. Ситдиковой, оптимистичные и насыщенные по колориту и национальному звучанию.
Коллекцию Башкирского государственного художественного музея им. Оба – на роковом изломе эпох – находились под сильным влиянием модерна. Девушка внимательно слушает, склонив голову. Будущий художник родился в Уфе в богатой купеческой семье. В зарубежном разделе музея — живопись А. Каналетто, Дж. -П.
и А. Д. Ко времени его работы в Абастуманском храме относится и ряд пейзажей юга России, в том числе «Абастуман» и «Крым» (оба – 1900). Берне, голландских мастеров Л. Бакхей-зена, К. П. Берхема. Нестеровой-Шретер» (1941), написанный сразу же после возвращения Ольги Михайловны из Джамбульской ссылки. Павлова, 1935, все – в ГТГ).
Все это поступало в музей. Особое место в этом ряду занимают портреты Ольги Михайловны Нестеровой. Все переживания детства – радости и печали, представления о высшей правде, чистой любви и абсолютной красоте – связывались у Нестерова с религиозным чувством.
Нестерова» (1919) и этюд «Пастушок. Позднее он писал в своих записках: «Любовь к Маше и потеря ее. Коллекция русского искусства конца XIX – начала XX века включает произведения членов и экспонентов выставок художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Голубая роза»: это живопись и графика А. Н. Бенуа, Л. О. Пастернака, М. В. Добужинского, Н. К. Рериха, И. Э. Грабаря, В. А. Серова, К. А. Коровина, М. А. Врубеля, А. Я. Головина, Н. И. Фешина, П. П. Кончаловского, Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, П. В. Кузнецова, а также живопись Д. Д. Бурлюка, произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства (костюм, бронза, эмали, бисер, фарфор). С детства любимым занятием мальчика было рисование. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881, 1883-1886) у В. Г. В. Иванова, С. А. Виноградова, И. П. Похитонова, И. С. Остроухова, Н. А. Касаткина и многих других. Возможно, за его преданное служение отечественному искусству ему отозвалось: он творил, не изменяя себе, до восьмидесяти лет, не дожив до земного торжества духа русского человека — разгрома захватчиков на родной земле.
Учился М. Нестеров у замечательных мастеров и педагогов — у В. Г. Коллекция произведений Михаила Нестерова (1862 – 1942) в собрании Башкирского государственного художественного музея – одна из крупнейших в России: 108 экспонатов – живопись и графика и большой мемориальный раздел. Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно.
Образ Сергия (в миру – Варфоломея) – один из любимейших образов Нестерова и обращение к нему как к носителю высокой духовной идеи было вызвано ещё и внезапным горем: в 1886 году после родов умирает его горячо любимая жена М. И.
Музеем собрана прекрасная коллекция древнерусских икон. Особо почитались в семье Тихон Задонский и Сергий Радонежский. Нестерова в настоящее время насчитывает 109 экспонатов. В 1913 году я и делаю это, оформив все законным порядком» 3. Нестеров жил в Петербурге и посещал класс замечательного педагога П. П.
Маковского, Н. А. Нестеровой и И. В. До 12 лет Нестеров жил в Уфе, учился в гимназии. А. Н.
У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. Музей обладает крупнейшей в России коллекцией работ (34 картины) отца русского футуризма Д. Бурлюка и одной из крупнейших в стране коллекций наследия М. Нестерова (свыше 90 произведений). Желая «содействовать художественному образованию своих земляков», в 1913 году Нестеров подарил родному городу собранную им коллекцию русской живописи и графики второй половины ХIХ – начала ХХ века: 102 экспоната, в том числе произведения И. Е. М. В. Подготовлено самостоятельное электронное издание. Его ценность трудно переоценить: он позволяет почувствовать и понять творческую «кухню» художника.
Его воспоминания о детстве всегда проникнуты были проникнуты тёплой благодарностью и сердечной любовью ко всему тому, что его тогда окружало— родному дому с традиционным русским укладом жизни, родителям, родственникам, среднерусской природе. Позднее от И. В. Шретер в музей поступили ещё несколько произведений: «Портрет О. М. Ее переполняют радость и счастье жить, любить, видеть красоту цветущей земли. А. Дюрер, Дж. Много странников ходило тогда по Руси, ее святым местам, утоляя свою духовную жажду. В то же время картина «Царица Александра и Николай Чудотворец» (1897) вновь возвращает нас к «варфоломеевской» кротости и мечтательности.
Автор полемических статей и книги «Фактура» (1912). Он почти протер холст до дыр, но ничего не получалось. Наконец, здесь были созданы принесшие ему мировую известность картины «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Портрет Ольги Михайловны Нестеровой» («Амазонка»).
На картине изображена красивая монахиня, вышедшая на белый снег, которую как будто влечет мирская жизнь. В первом были представлены произведения М. В. Он сидит за столом, на котором разложена большая географическая карта. Бенуа, А. Е.
В 1954 г. музею присвоено имя М. В. Нестерова. Отдельные памятники XVIII – XIX вв. Л. Н. Толстой удивительно точно назвал ее «панихидой русского православия».
Романтизмом, рождённым победами в Отечественной войне 1812 года, овеяна батальная композиция акварельного листа «Всадник-башкир» художника А. О. Орловского. В собрании музея: коллекция древнерусского искусства, коллекция русской живописи XIX- нач. В 1927 году он подарил музею одну из своих ранних работ – «Портрет старика» (1878), написанный им в возрасте 16 лет в головном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а также четырёх «Натурщиков». За меткость в стрельбе из лука «северными амурами» были прозваны башкирские воины, участвовавшие в войне с наполеоновскими войсками. Благодаря активной собирательской деятельности музея, приобретениям у самого художника и членов его семьи, а также их дарам Башкирский государственный художественный музей им.
"Вот русская речка, вот церковь. Свою трогательную привязанность к Уфе он выразил не только в книге воспоминаний, но и в небольшой картине «В Уфе» (БГХМ им. Р. Басыровым, Т. И. Нечаевой. Шретер в музей поступили личные вещи художника, составившие мемориальный раздел коллекции.
Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва). Основание музея и начало его собрания связаны с именем выдающего художника, уфимца Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). Особый исследовательский интерес к произведениям дореволюционного периода легко объясним: именно тогда сформировалась и была реализована нравственно-эстетическая программа Нестерова, концептуальными положениями которой стали идея «пустынножития», тема гармонии человека и природы и поиски русского духовного Идеала. В ее цветовой гамме великолепно сочетаются нежно-зеленый, белый, синий, розовый, золотой цвета.
Мартыновская. Ее хронологические рамки охватывают с XI по XX век. Поскольку в 1960-1980-е гг. Произведения «Сергиевского цикла» знаменуют главное – принципиальный отход Нестерова от социальных идей передвижничества.
Великолепен рисунок, создающий основу композиции. Репина, И. И. Став москвичом, Нестеров и тогда не порывал связей с родным городом. Подобное созвучие человека и природы – отличительная черта произведений Нестерова. Позже работал в области историко-религиозной картины (Пустынник, 1889 Видение отроку Варфоломею, 1890, обе – в ГТГ). Щербачева.
Нестеровой» (1922), в 1980 – «Сидящий мальчик» (1889). Картина наполнена светом, воздухом, запахами расцветающей весны. Все свое, родное, милое. М. В.
Он подарил городу, в котором родился и провёл своё детство, коллекцию – 102 картины. В этой же второй зале мебель под голубым шелком в стиле ампир. Становление башкирской графики проходило под влиянием реалистических традиций русского искусства. Предчувствуя их, общество ощущало потребность в духовной опоре.
Эта поисковая работа была продолжена экспедициями 1960-1970-х годов. Пиранези, Ф. Бартолоцци и др. Человеческие фигуры появились позже. Ярошенко, В. Д. в Уфе в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Итогом творческих исканий этого периода стало большое полотно «Святая Русь» (1905, Русский музей, Санкт-Петербург), над которым Нестеров работал пять лет.
Музей обладает крупнейшей в России коллекцией работ (34 картины) «отца русского футуризма» Д. Бурлюка и одной из крупнейших в стране коллекций наследия М. Нестерова (свыше 90 произведений). Композиции предшествовала длительная подготовительная работа. я мечтаю, что когда музей будет готов, открыт – поднести его в дар городу Уфе. В советское время создал портретную галерею деятелей науки и культуры, отмеченных глубоким психологизмом (Автопортрет, 1928 Портрет художников П. Д. Холм – второй план, на нем стоят отрок и инок. Данная часть картины написана лишь углем. А. Д. Бурзянцева. Начал с реалистических жанровых картин (Жертва приятелей, 1881 Знаток, 1884, обе – в ГТГ). С 1881 по 1884 гг.
Щербова и др. Карпенко-Карого. Орловского «Всадник-башкир» (1823), посвященная Отечественной войне 1812 года. В собрании музея – психологический портрет доктора Краузе, написанный Н. Н. Ге и «Портрет Н. Б. Нордман-Северовой» кисти И. Е. Репина, в котором художнику удалось донести до зрителя творческую атмосферу, царящую в комнате и обаяние личности сидящей за письменным столом спиной к зрителю женщины – детской писательницы и жены художника. А знаменитая февральская ярмарка в Уфе, после Всероссийской Нижегородской.
Шишкина, В. Е. Известный как мастер монументальных храмовых росписей и станковых произведений, основной темой которых стали поиски национального духовного Идеала и идея «пустынножития», он вошел в русское искусство как один из вдохновенных и тонких художников русской природы и великолепных портретистов. Взгляд человека устремлен на крошечную пташку на ветке высокой сухой ели. Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова.
Картина поразила его глубиной и искренностью переживаемого религиозного чувства. Елгаштиной, П. М. Лебедева, рисунки Г. П. Черкашенинова. М. В. Нестеров ревностно заботился и о пополнении собственной коллекции. поэзия одиночества, страстного искания счастья, тишины и душевного покоя».
Крамского. Выставка, посвященная 150-летнему юбилею Нестерова, включает около двухсот произведений живописи и графики из собрания Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Башкирского государственного художественного музея, Астраханской государственной картинной галереи, Государственного музея истории религии, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево», Тверской областной картинной галереи, Церковно-археологического кабинета Московской православной духовной Академии, Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного музея-заповедника «Петергоф», а также из частных коллекций. Айвазовский, Л. Ф. Таким героем и стал Сергий, а вместе с ним была найдена тема. Мгновение сосредоточенной тишины, «остановленное» художником исполнено глубокого смысла. Портрет Н. М. Художник и график, поэт и писатель, художественный критик и исследователь искусства.
Паннини, Н. Ланкре, К. -Ж. Он представляется каким то особенным, наполненным светом и русской душой. На переднем плане картины две фигуры. В собрании музея находится картина «Пустынник и медведь» (Отец Сергий) 1925 г. (. ) На берегу холодного серебристо-серого озера сидит на срубленной сосне монах-отшельник. Знакомство летом 1888 года с семьей Мамонтовых, посещение Абрамцева, сближение с известными русскими художниками -членами Абрамцевского художественного кружка довершили для него духовное «вхождение» в бесконечно любимую им русскую тему.
В Башкирском художественном музее хранится первый (неоконченный) вариант картины, в котором написана только верхняя, «абрамцевская» часть: работая над картиной в Уфе и будучи в это время больным, Нестеров нечаянно повредил холст и ему пришлось переписывать картину заново. Об этом времени он вспоминал: «Сейчас мои мечты -создать музей в Уфе. Строг по колориту «Портрет Варвары Дмитриевны Воейковой» кисти основоположника московской школы реалистического портрета В. А. Тропинина. " – этим чувством проникнуто все его искусство. Так, в 1920-1930-е годы в музей поступили графический эскиз картины «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1891), «Портрет старика» (1878), написанный 16-летним Нестеровым в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, пять «Натурщиков» периода учебы в Училище и в Академии художеств и были подарены еще несколько произведений, в том числе первый неоконченный вариант картины «Видение отроку Варфоломею» (1889) и крупноформатный эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора в киеве – «Воскресение Христово» (1890).
Создатель многочисленных футуристических сборников: «Садок судей» I и I (1910 и 1913), «Дохлая луна», «Требник троих» (оба – 1913), «Молоко кобылиц», «Затычка», «Рыкающий Парнас» (все – 1914), «Стрелец» (1915) и главного футуристического манифеста – «Пощёчина общественному вкусу» (1912). Разнообразен по образному строю раздел русского пейзажа: рядом с гражданской лирикой «Деревенского пейзажа» А. К. Саврасова поэтическая элегия работ И. И. Левитана «Лесная сторожка», «К вечеру. Причем уже тогда было, что показывать народу. Нестеров написал в холодных тонах. Музеем собраны произведения башкирских художников формации 1970-80 гг. С 1910 г. – действительный член Академии художеств.
В уфимском доме после смерти Марии Ивановны в обстановке любви и ласки воспитывалась вплоть до поступления в киевский институт благородных девиц его любимая дочь Ольга. Аксаковым, Нестеров впитал практически «с порога», не говоря уже о том, что не за горами были 1890-1900-е годы с их программным интересом ко всему русскому. Музейная коллекция скульптуры башкирских авторов формируется параллельно процессу становления и развития в республике искусства скульптуры во второй половине ХХ – начале ХХI века. Создав «Христову невесту» и замечательного «Пустынника», которого П. М. Многие из картин созданы художником в Уфе. Первым произведением «Сергиевского цикла» стала картина «Видение отроку Варфоломею» (1889 – 1890 ГТГ). Кажется, вся земля, необъятная и прекрасная, лежит у ног девушки. В состав коллекции западноевропейского искусства вошёл также большой раздел графики.
Немаловажную роль сыграл и впитанный с детства дух провинциальной, патриархальной Уфы. Хотя не меньшая признательность выпадает и на женские портреты художника (например, портреты его дочерей) и на портретную серию последнего десятилетия жизни живописца. Цветовая гамма построена на сочетании насыщенных синих, светло-зеленых, голубых тонов. На берегу Волги сидит девушка.
При общей торжественности композиционно-колористического решения, производного от стилистики модерна (фигуры в рост, доминирование синего, красного, охристо-зелёного и сусального золота), это произведение – ещё один пример нестеровского лиризма. Пришлось переписывать все заново. Река Истра».
Саврасова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и у П. П. Работы Н. имеются также в Киевском музее русского искусства, музеях Уфы (родина художника), Астрахани, Вологды, Волгограда, Иванова, Казани, Кирова, Кисловодска, Костромы, Н. Новгорода, Н. Тагила, Омска, Рыбинска, Саратова, Севастополя, Таганрога, Хабаровска. Создав Уфимский художественный кружок и проводя в 1916-1917 гг. Коровина, А. Я.
картина была задумана летом 1888 года в Сер-гиевом Посаде (там были написаны все этюды), а закончена в Уфе, где художник проводил зиму 1888-1889 годов. Среди них – бронзовая чернильница, палитра, визитная карточка, орден Трудового Красного Знамени, венчальные свечи, личная печать, кожаная папка для бумаг, детские туфельки Нестерова и свадебная фата, головной убор, перчатка и туфельки его первой жены М. И. Мартыновской (1862-1886). Этюд к картине 039039Невеста Христова039, ныне прославленная Церковью преподобномученица Великая Княгиня Елизавета В начале 1898 года Великий Князь Сергий приобрел «Христову невесту»на периодической выставке в Москве. из Петроградского музейного фонда и лишь небольшой частью – в 1930-х из так называемого «Уфимского Городского хозяйства, куда в годы революции и гражданской войны стекались изъятые из дворянских и купеческих семей художественные ценности. По времени создания наиболее ранние в коллекции – два листа немецкого мастера эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528) «Геркулес» и «Вознесение Марии Магдалины». Художник был расстроен, т. к. «Видение. », как и «Пустынника», Нестеров начал писать близ Абрамцева, в деревне Комякино, а продолжил в Уфе.
Дом Нестеровых находился по улице Центральной, где в 1862 году в купеческой семье и родился Михаил Васильевич. Вот таким образом и русский дух Абрамцева, связанный с предыдущим его владельцем – уфимцем С. Т. Спустя некоторое время здесь уже располагалось культурное учреждение – музей Нестерова.
5 января 1920 года музей был публично открыт. В том же году в газете «Правительственный вестник» было опубликовано официальное сообщение о даре художника. В экспозиции – артистичный «Портрет балерины Е. Карзинкиной» В. А. Серова, утонченно изящный «Портрет Г. Улинич» П. И. Келина, неспешный славянский «Хоровод» Н. К. Рериха, яркий, сочный натюрморт П. П. Кончаловского, «миражная» тихая живопись П. В. Кузнецова, эпатирующие публику обнажённые женщины в красных и голубых гольфах Д. Д. Бурлюка – «отца русского футуризма». Произведения многих из них хранятся в крупнейших музеях страны и в зарубежных коллекциях, но всё же самое полное собрание башкирского искусства – в Художественном музее имени М. В. Нестерова. Духовное родство объединяло Нестерова и с Сергеем Тимофеевичем Аксаковым: в 1900-1910-е годы художник создал несколько вариантов картины «На родине Аксакова», выразив в них свой восторг его писательским талантом.
Вечерний час. Отец, Василий Иванович Нестеров (1818 1904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Наиболее точно ее суть художник определил в одном из писем 1898 года: «.
В собрании музея русский авангард представлен именами Н. Гончаровой, М. Ларионова. Замечательное сотрудничество закончилось написанием картины «Невеста Христова», на которой запечатлен уже облик настоятельницы Марфо-Мариинской обители Великой Княгини Елизаветы Федоровны.
В соседстве с эпическими живописными симфониями о русском лесе, созданным И. И. Шишкиным, лирическая грусть пейзажа И. П. Стефановского «После ливня». На время работы выставки возобновляются «Четверги допоздна». Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину. М. В.
«Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков. Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него. На этом очень приятном для него посту он «исполнял свои новые обязанности со всей аккуратностью, ему присущей» 9.