На протяжении 27 лет главной музой художника оставалась модельер Эмилия Флеге – он придумывал орнаменты для ее платьев, а она, несмотря на отношения Климта с другими женщинами, была с ним до последних дней. За сто лет количество рисунков Климта в собрании музея достигло 170, а Шиле — 140 к этому можно добавить около 40 листов, поступивших в Альбертину на долговременное хранение. На первой в России масштабной выставке произведений Климта и Шиле будет представлено около 100 рисунков из собрания Музея Альбертина (Вена). В Государственный Музей изобразительных искусств привезли из венской Галереи Бельведер эротичную, жизнеутверждающую картину — Густав Климт «Адам и Ева». «воображаемый музей» представляет нам картину Густава Климта «Адам и Ева», работа над которой датируется 1917 годом и совпадает с назначением художника почетным профессором Венской и Мюнхенской академий.
С 10 октября 2017 года начала свою работу интереснейшая выставка Густава Климта и Эгона Шиле из венского музея Альбертина. Проекционный музей «Люмьер-холл» представляет новый мультимедийный проект — выставку «живых» картин пионера австрийского модерна Густава Климта. На первой в России масштабной выставке произведений Климта и Шиле будет показано около 100 листов из собрания музея Альбертина (Вена) – работы, относящиеся к разным периодам творчества художников и представляющие разные типы рисунка.
В октябре Пушкинский музей представит выставку графических работ знаменитых австрийских художников Густава Климта и Эгона Шиле.
Очень удобно. На этом стилизованном ковре из спиральных завитков выделяются две символические фигуры: Ожидание (танцующая женщина с восточными чертами лица) и Упоение (слившиеся в тесном объятии влюбленные). Выставке рисунков Густава Климта и Эгона Шиле присвоили возрастной ценз 18. В 1907г. Однако кураторы венских музеев с честью вышли из сложной ситуации, представив бесспорные шедевры в оправе огромного пласта графики, архивных материалов, просто любопытных фотографий, проливающих свет на особенности художественной манеры Климта. «Сидящая полуобнаженная», которой суждено будет превратиться в хищную «Саломею», создана под впечатлением идей Фрейда: для Климта секс, кровь и смерть были неразделимы.
По 47 работам Климта, представленным на выставке, можно проследить изменение его стиля – плавный переход от почти фотографически детализированных ранних рисунков к сказочно-чувственным поздним графическим работам, в которых уже угадывается сияние «Поцелуя» и «Золотой Адель». Экспрессивный контур становится главным средством выразительности в рисунках Шиле. А. С. Золотого в буквальном смысле этого слова, ведь в это время Климт щедро использует сусальное золото для фонов и элементов изображения своих картин.
Эта картина стала вершиной золотого периода в творчестве Климта. В некоторых работах 1913 и 1914 годов штрих становится угловатым и «колючим». Пределы искусства расширяются, оно вбирает в себя то, что раньше считалось антиэстетическим («Сидящаяженщина»). «Он отказался от эстетизации в пользу натурализма и выразительности», – Мишин подводит гостей к «Портрету рыжеволосой девушки» с желтыми глазами животного и растопыренными пальцами, напоминающими клешни.
Если это несколько фигур, то часто их тела переплетаются. Значительные произведения находятся также в Музее Леопольда в Музейном квартале, в Музее Вены и в Альбертине, важные документы, связанные с Климтом и его временем хранятся в Австрийском музее прикладного искусства (MAK) и в Национальной библиотеке. За приглашение подростков в мастерскую он поплатился. Глядя на них, Шиле мечтал уехать на берега Адриатики. Тематически экскурсия начинается с истории Бельведера.
Здесь нет и намека на эротику: по контрасту властвуют только строгость и светскость. Добиралась на трамвае D. Стоимость билета составила 16 Евро. По словам Мишина, ракурс – вид снизу – считался возмутительным.
Оба умерли в 1918 г., Шиле – 28-летним, Климту было 55. Выставка в Доме художника предлагает окунуться в историю жизни Густава Климта. Он словно примерял разные роли изображая собственные гримасы и плохую координацию. Впрочем, как и другие обнаженные. Приблизительно с 1897 года Климт рисовал черным мелом на листах коричневой оберточной бумаги, а позднее, около 1903–1904 годов стал использовать более гладкую японскую бумагу в сочетании с графитным карандашом («Сидящая полуобнаженная»). Все это — визуальные символы хрупкости своего «я», распадающегося на несовместимые составляющие.
Только не всем моделям это приходилось по вкусу, как получилось с Маргарет Стонборо-Витгенштейн. Всего же в настоящее время известно более 4000 рисунков художника. Позднее вопросом реституции картины занялась внучка Альмы Малер-Верфель, Марина Малер. С мнением заказчиков Климт порой не считался. На основании результатов парламентских слушаний 2 февраля 2006г. Любопытно, что вскоре «Философию» удостоили золотой медали на Всемирной выставке в Париже.
Рядом с его легкими и будто сонными фигурами – физиологичные изломанные, написанные жирными линиями натурщики Шиле. Мы имели в виду некую напряженность в обществе. Климта с Шиле связывает намного большее, чем звания феноменальных рисовальщиков, которые умерли в один год — 1918-й (по миру пройдется череда их выставок, первую из которых даже до Бостона и Лондона показывают в Москве, что вызывает особую гордость). Рисунки обоих художников висят на выставке вперемежку, по темам: наброски, обнаженные женские фигуры, обнаженные мужские фигуры, портреты детей (самые невинные), мужчин и автопортреты Шиле – Климт себя не рисовал, говорил, что это ему неинтересно.
Пушкина. На смену декоративности и элегантности приходят экспрессия и эмоциональная напряженность («Художник Макс Оппенгеймер»).
Есть всего понемногу, на любой вкус.
«Что уж говорить о том, каким общество было на рубеже XIX и XX веков, – говорит куратор выставки Виталий Мишин, – глядя на работы венских модернистов, которые сегодня воспринимаются как историческая данность, мы едва ли представляем себе, какими глазами смотрели на них современники художников». У Шиле все более утрированно.
Учился в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности, писал фрески для театров в Райхенберге, Риеке, Карловых Варах работал над оформлением здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея.
Они оставались довольны работами. Виталий Александрович Мишин, куратор выставки. Что грядет. Со временем в его работах усиливается элемент стилизации и геометризации формы.
А. С. Под влиянием Ганса Макарта, задававшего тон венского художника подходившего к концу 19 столетия, Климт со своим братом Эрнстом и Францем Мачем брал заказы на украшение некоторых зданий на Рингштрассе.
Его «Медицину» и «Юриспруденцию» заклеймили за уродство, «чрезмерную извращенность» и назвали порнографическими. В течение многих лет рассматривать климтовские аллегории различных периодов искусства (Древний Египет, Древняя Греция, Раннее и Высокое Возрождение) получалось только издалека, сильно задрав при этом голову. Важной темой для него была Октябрьская революция. Один из самых уважаемых музеев мира – венская Альбертина – привез в Пушкинский музей выставку замечательную, но до обидного скромную. Это были профессиональные натурщицы, которые не слишком далеко стояли от проституток в социальной иерархии. Все эти работы объединяет движение.
Отдельную страницу в наследии Климта составляют рисунки для журнала «Ver Sacrum» (1898), построенные на контрастах черного и белого («Буквица D») они могут считаться эталонными образцами стилистики модерна в графике. Шиле обвиняли в создании порнографии, в 1912 году он даже отбыл тюремный срок. Художник создает разные образы самого себя, примеряет «маски», разыгрывает роли, гримасничает в некоторых автопортретах он изображает себя обнаженным. Невозможно оскопить художника просто потому, что ты боишься кого-то расстроить», – говорит Марина Лошак.
Переход от модерна к экспрессионизму был ознаменован отрицанием «красоты» в трактовке идеалистической эстетики он означал стирание границ между прекрасным и безобразным. Это одинокий, страждущий и сложно воспринимающий жизнь художник». Учитель и ученик умерли в один год – в 1918-м, когда Климту было 55 лет, а Шиле – 28.
Поскольку дворец находится в частной собственности, для туристических посещений он закрыт, тем ценнее эскизы, которые после реставрации выставляются в Австрийском музее декоративного искусства. Сильные ракурсы, необычные повороты изумительные изгибы. В России же произведений великих австрийцев нет. — Как и все художники рубежа веков, Климт и Шиле вызывают драматизм. Этот ракурс, к слову, Климт использовал, чтобы фигура не стояла твердо на земле, а «парила» над ней.
Работы Густава Климта и Эгона Шиле появились в Альбертине еще при жизни художников. Молодой художник «вырос» на Климте, но довольно скоро его перерос. Язык тела у Шиле придуман и инсценирован им самим позы моделей не являются естественным проявлением реальных эмоций, а продиктованы художником («Автопортрет в обнаженном виде, гримаса»). Он это переживал как чудовищную несправедливость», – говорит Мишин.
В экспозицию в ГМИИ войдет 49 работ Шиле, среди которых – ранние рисунки, две работы из «тюремного» цикла, рисунки для почтовых открыток, поздние мрачные и угловатые рисунки и эскизы. Она расширит привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве. В конце января 2006г. Картина была подарена Альме Малер-Верфель её мужем, архитектором Вальтером Гропиусом в честь рождения их дочери Манон Гропиус. Шиле придавал большое значение экспрессивным жестам, позам и мимике — своим собственным (в автопортретах) и своих персонажей.
Выставка картин и залы дворца показались мне интересными. Решение 2006 года, в соответствии с которым наследнице Адели Блох-Бауэр Марии Альтманн были возвращены пять работ Климта, укрепило Марину Малер в её намерениях вернуть картину. А Шиле, который моложе Климта на поколение, – один из первых экспрессионистов, нервный, вычурный и вызывающе гиперсексуальный. Правда, обилие текстового материала (помимо писем есть еще и фрагменты текстов художника, переведенные прямо на стены) требует от посетителя определенной доли терпения и знания английского или немецкого языка. Внутри от кондиционеров (посещала музей в июне 2012 года) очень холодно.
Что, конечно, жаль, так как колористы оба были замечательные. Бельведер в Вене владеет 22 полотнами Климта – крупнейшим собранием его картин в мире. Выставка охватывает все периоды творчества художника, причем основное собрание Альбертины из ста семидесяти работ дополнено рисунками из частных коллекций и мировых собраний. Директор музея Марина Лошак даже замечает шутя (или не очень), что «с ужасом обнаруживает, как внутри нее растет серьезный внутренний цензор, который работает жестче, чем кто-либо».
Закончить паломничество по климтовским экспозициям можно посещением Бельведера. Образ женщины неизменно оставался в фокусе творческих интересов Густава Климта. В ГМИИ им.
Вдохновившись модернистской смелостью своего учителя и покровителя, основателя Венского сецессиона, создателя волшебных «золотых» картин Густава Климта, Эгон Шиле пошел дальше и явил миру подлинную страсть в своих множественных рисунках и полотнах с обнаженной женской натурой. Помимо рисунков демонстрируются некоторые картины, среди них самое главное художественное произведение музея — «Портрет Эмилии Флёге», созданный в 1902 году. 9 мая 2007года «Летняя ночь на пляже» была передана растроганной до слёз наследнице Альмы Малер-Верфель Марине Малер, которая обошла молчанием вопрос о будущем месте нахождения известной работы Мунка. Художник Даниэл Аршам работает на границе архитектуры, дизайна, театра, моды, кино и скульптуры.
До сих пор неизвестно, почему заказчик отказался принять ее портрет. Есть аудиогид. Брюссельский дворец Стокле – яркий памятник эпохи модерна, находящийся под охраной Юнеско. Жесткие и точные линии графита, следы которого обладают легким металлическим блеском, определяют характер рисунков, которые хронологически соответствуют «золотому стилю» в живописи («Стоящая обнаженная, беременная»).
Тема со времен античности не новая. Созданная в подарок национальной библиотеке родного города Лепажа Квебека «Библиотека» – театрализованная выставка в режиме виртуальной реальности, полная фантастических спецэффектов. Но не могли не показать то, без чего немыслима мировая история искусства ХХ века. В пандан выставке «Москва сквозь века», открывшейся в Инженерном корпусе Третьяковской галереи ко Дню города, Новая Третьяковка открывает экспозицию графики, в которой столица предстает в представлении художников только одного века – двадцатого.
Ее увидело более сотни профессоров, 87 из которых поставили подписи под письмом, направленным в министерство образования, где они обвинили художника в том, что он «выражает неясные идеи с помощью неопределенных форм» и потребовали забрать у него заказ. В объективе — обнаженная натура, хоть и представленная максимально изысканно и деликатно. Мастеров тесно сближала не только эстетическая связь, но и духовная. В извращенности вкусов, непристойности обвинялся и Климт. На следующий день после открытия выставки в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков комментаторы спрашивали: «Где гениталии. » – дескать, у Шиле есть куда более откровенные картины, которые можно было показать под грифом «18».
То, что пришло, еще не сложилось в мир эпохального объема.
Отсутствие работы Климта в доме богатой семьи, по словам куратора с австрийской стороны Кристофера Мецгера (Музей Альбертина), считалось признаком дурного вкуса. Творческий путь Климта неразрывно связан с Венским сецессионом. Завершение многолетних реставрационных работ и 150-летие со дня рождения Густава Климта стали в 2012 году для Музея прикладного/современного искусства (MAK) поводом для выставки, посвященной эскизам Густава Климта к мозаике в столовой брюссельского дворца Стокле, этому главному произведению искусства в коллекции. Две летящие женщины Климта явно связаны с его шедевром – «Бетховенским фризом» в здании сецессиона. Климт – само воплощение европейского модерна, вальяжного и эротичного Венского сецессиона. Казалось бы, что особенного в обнаженной женской фигуре на картине «Медицина» : примерно в те же годы Жан-Август-Доминик Энгр пишет обнаженку в полный рост для буржуа. Выставка в ГМИИ продлится до 14 января.
Для любителей югендштиля здесь тоже найдется кое-что интересное. Они не знали. Графический стиль Климта претерпевал изменения на протяжении его жизни. Сопровождать московских зрителей в путешествии по фантазиям Лепажа будет голос Евгения Миронова – куратора российской версии «Библиотеки» и художественного руководителя фестиваля. Она расширит привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве.
В последующие годы (примерно после 1908 и особенно после 1910) в рисунках Климта намечается перелом в сторону большей свободы, раскованности и «живописности» линий, которые временами становятся прерывистыми и нервными, передающими внутреннее волнение художника («Стоящая с опущенными руками»). «Поцелуя» в Пушкинском нет: работы Климта представлены в основном графическими набросками на бумаге, в которых можно только угадывать будущие золотые вихри вокруг платья Адели Блох-Бауэр, зато пластика этих едва намеченных карандашом фигур дает понять, как художник разрабатывал новый канон, анонсируя модернизм. Работы Лепажа могут быть разными по стилю (иногда разные типы театра встречаются в одном спектакле), но всегда отличаются высокотехнологичностью декораций и эффектными сценографическими решениями. Результат заслуживает самой высокой оценки и пристального внимания. 17 февраля 2006года начался реституционный процесс в отношении написанной в 1902году Эдвардом Мунком картины «Летняя ночь на пляже» известной также под названием «Морской пейзаж с луной». Впрочем, эта цифра – не ограничение, а рекомендация. Но и мы спустя столетие тоже толком не знаем, что произошло.
Некоторые из работ напоминают о больших вещах художников. В Вене в 1900-х годах во всех сферах концентрировалась высокая культура. Климта и Шиле в России любят и знают (Климта, конечно, чуть получше), но такой большой — и особенно двойной — выставки у них еще не было. Абсолютно особый феномен в истории искусства — многочисленные автопортреты Шиле. Её иск был отклонён в 1999году Советом по возврату искусства со ссылкой на решение 1953 года.
Выставка «Библиотека», которую в Москву привозит фестиваль «Territoriя», от театральных опытов своего автора ушла недалеко. Мне понравился сувенирный магазин (их несколько на территории дворца) и кафе, где можно перекусить. Это тот редкий случай для Пушкинского, когда рекомендованный возраст посетителей 18. А в этюдах женских портретов Климта, как правило, представительницы высших сословий. Климт, опередивший Шиле по возрасту на поколение, стал кумиром для молодого художника.
Изображение Адели Блох-Бауэр в переплетениях золотого и серебряного орнаментов является «пожалуй, самым известным портретом Климта и основным произведением его так называемого Золотого периода», как было указано в каталоге, выпущенном к выставке художника, прошедшей в 2000 году в Австрийской галерее. Например, они оформляли лестницы Художественно-исторического музея и Бургтеатра. Эротические мотивы – абсолютно особая тема в творчестве Климта.
Эскизы «Факультетских работ» – все, что осталось от четырех скандальных картин, которые сгорели во время Второй мировой войны. Лишь после того, как наследница Мария Альтманн возбудила в США иск против Австрии (судебные издержки составили для Австрии миллионы шиллингов), Австрия заявила о готовности участвовать в судебном разбирательстве.
Они должны были украшать плафон Венского университета, однако профессора отказались их принимать: вместо жизнеутверждающих аллегорий, которые должны были внушить студентам трепет в храме знаний, – конфликтные сюжеты и чересчур натуралистичные изображения людей. Густав Климт (1862-1918) – известнейший австрийский художник, один из самых ярких представителей и лидер венского авангарда рубежа веков. Пушкина проходит масштабная выставка графических работ австрийских художников Густава Климта и Эгона Шиле из собрания музея Альбертина (Вена).
И неважно изображают ли они себя, обнаженную натуру, пейзаж. «Газета. Ru» рассказывает о художниках их привычках, жизни и смерти. Его работы регулярно выставляются в крупных музеях современного искусства во всем мире – от Нью-Йорка до Токио. Много позже печального эпизода он написал экспрессивную гуашь – натюрморт из трех апельсинов на грязно-коричневом фоне получил название «Мой путь пролегает над бездной».
Считалось, что центр мира это Париж и все новое передовое совершается там. Передача картин состоялась в 2006г. Получилось очень интересно информативно и, главное, разнообразно. Его верная подруга передала в камеру рисовальные принадлежности и апельсины.
Но до скандала дело дошло, только когда он презентовал первую работу «Философия». Это диктуется подписью художника. Оно пронизывает почти каждую изображенную фигуру. Густав Климт стал во главе сообщества художников-новаторов «Объединения художников Австрии – Сецессиона». Он совместил в своем творчестве различные стилевые формы. Портрет часто называют «Золотой Аделью», чтобы отличать от другого портрета Адели Блох-Бауэр, написанного художником позднее.
Стоимость картины оценивается в 100 миллионов евро. Рисунки Климта пользовались огромной популярностью среди знатоков искусства и коллекционеров в годы непосредственно до и после его кончины (художник ушел из жизни в 1918 году). Он носит имя своего основателя – Рудольфа Леопольда, чья коллекция произведений знаменитого австрийского экспрессиониста Эгона Шиле является главной гордостью собрания музея. Главная тема мозаики – Дерево Жизни, чьи ветви оплетают весь фон изображения.
Именно Венский сецессион, в состав которого Климт входил до 1905 года, сыграл важную роль в развитии и распространении стиля модерн.