Музей Франса Хальса занимает три здания в историческом центре Харлема.
Так же есть коллекция картин, среди которых работы Рембрандта и Микеланджело. В конце XVI века он поселился в Харлеме, навсегда покинув свою родину. Центральная фигура в голубом атласе и зеленовато-желтом камзоле — шедевр. Детали воротников намечены более прихотливо.
Во всем — непринужденность и изящество человека, уверенного в себе. Редкие дворцы кажутся здесь доставленными извне. Вот таким образом быстро складывается суждение и быстро формируется оценка. — и на рынке изобразительного искусства. Это ощущается и в маленькой Голландии, хотя от прежних огромных владений не осталось ничего, а от владычества над Индонезией — Нидерландской Индией (у меня в детстве была такая марка) — только обилие ресторанов с рийстафелем, который произвел на меня сильное впечатление много лет назад.
Вдоль канала стояли различные мастерские и пивоварни.
Цепочка замыкается. Можно было бы написать по поводу «Регентов» и «Синдиков» специальное исследование.
А шире — ракурс чужака, всегда скорого на обобщения. Да и «Больной ребенок» — в ярких тонах: синий, алый, охристый. Он удивляет, он забавляет. Музей был основан в 1862 году и первоначально находился в заново отремонтированном бывшем клуатре в задней части городской ратуши известной как Принсенхоф.
Место того или иного стрелка на картине, его поза, поведение и т. д. Если в зале Амстердамского музея, где висят «Синдики», заменить ван дер Хельста Франсом Хальсом, то есть «Стрелков» — «Регентами», то какой бы это был прекрасный урок для художников и сколько недоразумений было бы рассеяно. Не было интерьеров столь благолепных и парадных, как в александровской «Весне».
Церкви были превращены в протестантские храмы. Для голландцев характерно стремление не только сохранить старину, но и использовать ее. Не случайно она оказалась последней в их ряду. Адриана» (1627). Та же тональность, белые тона легче. Музей переехал в нынешнее здание в 1913 г. Коллеция современной живописи музея находится в двух зданиях в центре города. Музей Франса Хальса расположен в историческом центре Харлема и занимает не одно, а три здания.
Силуэты пяти старух в чёрных платьях резко выделяются на фоне шоколадного цвета стен. По дороге к Гроте Маркт посмотрим на пример дома и сада эпохи Золотого века. Голландские «партизаны» были образованием скорее декоративным: их функции сводились к парадам, торжественным встречам, почетным караулам, банкетам. Основная коллекция, включая знаменитые работы Хальса 17 в., осталась в бывшем Уде Манненхюйс («Доме стариков»). Оказалось, что у пьянчуги была безошибочная рука, восхищавшая Ван Гога: «. В 1527–1529 годах он написал групповой портрет членов гарлемского братства паломников, побывавших в Палестине, причем включил в него и свое собственное изображение (третий справа).
Это уже Хальс, вот он в полном расцвете. Наиболее известным его творением является Влеесхаль. И — сравнивать.
Его родители переехали в Харлем (Haarlem) из Антверпена, когда Франсбыл ещё совсем маленьким. Особенно впечатляют портреты регентш и регентов приюта, размещенные друг против друга. Кирпич — главное в голландском городском пейзаже. Однако покоряет стройность исторической логики.
На душу населения выпивалось 250 литров пива в год. Карел ван Мандер, учитель Хальса, выпустил жизнеописание художников, но его «Schilder-Boeck» вышла в 1602 году, когда главные герои голландского золотого века еще не проявились, а то и не родились. Их берегут, ценят, поддерживают и продолжают в них жить. Халс пишет своих персонажей размашистыми, лихими ударами кисти подвижным свободным мазком.
картины, находившиеся во владении римской католической церкви, были конфискованы городским советом. Крыльцо слева ведет в Gravenzaal (Храфензал – Графский зал), в этой комнате жил граф Флорис. В жизни было не так. В 1370 году было начато строительство церкви и только к 1505 году церковь была построена.
Торговая буржуазия Голландии стала играть ведущую роль в новом государстве. Рассмотрим цепочку. В 1664 году два их групповых портрета были написаны Франсом Хальсом. Здесь оно составляет черту культуры, связанную с особенностями национального характера.
Полицейская запись — избил жену, получил строгое внушение избегать пьяных компаний. Одиннадцать лет спустя. Не важно — важно, что получилось. Адриана»- был написан Хальсом в 1633 году.
Все это безошибочно опознаешь, гуляя по Амстердаму и его пригородам. «Набирался по уши каждый вечер», — свидетельствует современник. В 1648г.
В музее хранится и самая ранняя работа Хальса – "Портрет Якоба Цаффиуса" (1611). Ворота, как коридор, пересекают толщу здания.
Когда-то в этом великолепном здании находился городской мясной рынок. Кажется, что определение «золотой век» придумали они сами, современники, хотя так не бывает.
Оригинальный «триколор» в петровские времена вился уже больше над рыболовными и китобойными судами. Фон черный и, следовательно, валеры имеют обратный порядок. Изначально замок был деревянный и находился на месте Stadhuis. Крестьяне из соседних деревень приводили сюда свой скот на продажу.
На главной рыночной площади — луна-парк по случаю предстоящего дня рождения королевы. Преломление хлеба и общий тост с единомышленниками. России и Восточной Европы в северном королевстве еще сравнительно немного. И голландское бюргерство и сам Хальс изменились так, что былые иллюзии стали невозможны.
Заказчик не хотел чернухи. Мы не узнали бы большего, даже следя за ним во время работы.
Они вырисовывали кирпичную кладку, как Репин — лица членов Государственного совета. — видно, крупный был бизнесмен. Им не нужен экскурсовод. «Банкет офицеров стрелковой гильдии св.
Золотистая подушка на плетеном стуле. Тяжела посмертная судьба Питера де Хооха. У де Хооха никакого морализирования: просто человек занимается делом. Баво служительница подвела меня к темному деревянному прилавку: это «хлебная скамья», существующая с 1470 года, на которую прихожане складывали еду для бедных. Жестоко подавленная в Южных Нидерландах, революция на Севере привела к созданию нового самостоятельного государства — Республики семи соединенных провинций.
И всё же они упорно стремятся сохранить свои черты для будущих поколений. Гротемаркт клубится, сообщая энергию улицам и переулкам. Однако ни тот, ни другой, в сущности, не обращаются к зрителю, не замечают его, погруженные в бездумную апатию. Статую Баво можно увидеть над входом со стороны Oudegroen markt (Аудехрун маркт).
Красно-кирпичные чулки мужчины. Лица больше изучены, типы совершенны. Техника выше, рука искусней и свободней, В исполнении больше нюансов и они разнообразней. Неподалеку отплощади, наулице, сохранившей вомногом застройку XVII века, стоит старая гарлемская богадельня, выстроенная в1608 году выдающимся голландским архитектором Ливеном деКеем.
В это время ратуша функционировала как полуофициальный музей. Создавших за беспрецедентно короткий срок разветвленную мировую империю. А в восторг и трепет повергает догадка: этот гость — ты.
И еще одно: свидетельства — чаще всего итальянцев и французов. Недаром мы привыкли название этой провинции распространять на всю страну, употребляя его наравне с современным официальным названием «Королевство Нидерланды». Георгия» (1616).
Затем, уже позднейшего времени, — «Регенты» — смотрители или смотрительницы госпиталя. Прежде всего — Вермеера и де Хооха.
На канале Nieuwe Gracht – об истории Харлема. Разница между обеими картинами столь очевидна, что одну из них — «Банкет офицеров роты св. И все же оно составляет вершину, гребень необычайно широкой волны. Был ли более способен руководить им его учитель Карель ван Мандер. Он, правда, не был призреваемым в этом заведении, но был настолько беден, что получал вспомоществование от города. Однако больше всего полотен художника экспонируется в Харлеме, в музее Франса Хальса, названном в его честь.
Конечно, это взгляд латинца, для которого вино — часть еды, явление культуры. Среди этих провинций (Северный Брабант, Утрехт, Гронинген и др. ) Голландия выделяется по своему экономическому развитию, своей военно-морской мощи, а следовательно и своему политическому значению. В глубокой старости он еще набирает силу и развивается. Затем мы зайдем в готическую Гроте Керк или церковь св. Говорили, что его картины написаны небрежно, что у художника от старости дрожала рука.
Случалось, что любители гладкой, «приятной» живописи бывали неспособны оценить красоту и выразительность глубоко субъективной индивидуальной манеры Хальса. Адриана». И я скажу вам, что заставляет меня этого опасаться: это была бы, уверяю вас, новая ошибка и еще одна несправедливость.
Кажется, что он с увлечением играет роль играет легко, так как она отлично подходит к его «данным», соответствует его натуре. В церкви захоронен величайший художник 17-го века Франс Халс.
Наиболее известным членом "Кобры" был Констант Нойвениус (Констант). В Харлеме Ливен де Кей быстро приобрел славу одного из лучших архитекторов. Плотность же «золотого» ХVII века поспорит с венецианским и флорентийским ренессансным концентратом.
Старый художник мог считать этот выгодный заказ большой удачей. Даже если это так и было, чувство формы у него было таким острым, что широкие, обобщающие мазки безошибочно лепили объем, передавали характер движения, фактуру ткани, сложное выражение человеческого лица. «Почти все голландцы склонны к пьянству и со страстью отдаются этому пороку они напиваются по вечерам, а иногда даже с самого утра».
В его «свите» также много ярких, хотя и не столь значительных характеров. Его работы все чаще стали продаваться на аукционах. Рядом с ним я знаю местечко.
Еще одна достопримечательность города – канал Бакенесера. Уверенно, с лёгкой иронией смотрит он поверх голов господ хирургов. Не забудем, однако, что Австралия, куда цветным был запрещен въезд, так и осталась зажиточной провинцией, а Штаты как-никак первая держава мира, непредставимая без джаза, баскетбола и плодотворного комплекса вины за рабовладение. Помимо полотен Халса, там представлены работы идругих живописцев XV— начала XIX вв.
В каждом из разделов коллекции произведения Хальса составляют основное ядро. Следующий групповой портрет — «Стрелки гильдии св. Рыжеватые, оранжевые или голубые шарфы, белые гофрированные воротники. Преследовавшая Хальса мысль воплотилась в изображении женщин, таких же старых, как и он сам. Георгия». Хальс был не более как мастер своего дела, — на это я указываю сразу.
Художник — занятие не божественное, а ремесленное. Тона серые, свежие, естественные черные гармоничны. Сегодня картины Хальса можно увидеть в Лондоне, Берлине, Париже, Нью-Йорке и Петербурге.
Демонстрация единства. Война эта получила у голландских историков название «восьмидесятилетней», так как мир с Испанией окончательно был заключен только в 1648 году, однако основные ее итоги были ясны уже к началу XVII столетия. Здесь умеют устроиться с современным комфортом в доме XVII века, а их немало. Музей Франса Халса – художественный музей в Харлеме известный как музей золотого века голландской живописи. Так на свадьбе в фильме «Трактористы» новобрачная, поднимая бокал за накрытым столом, запевает: «Пусть знает враг, таящийся в засаде: мы начеку, мы за врагом следим. » Это только нам, расслабленным, кажется, что ни к селу ни к городу, — молодожен и гости тут же подхватывают с сильной сексуальной коннотацией: «И если к нам полезет враг матерый, он будет бит повсюду и везде, тогда нажмут водители стартеры. » Вообще, оборонное сознание — явление без времени и границ и бог знает, что пели в застолье не выпускавшие из рук оружия офицеры стрелковой роты св.
Оттого в хальсовских групповых портретах первое слово важнее второго. А теперь здесь проводятся выставки работ современных художников. Булочник забрал в залог несколько картин, до получения долга. В это время ратуша функционировала как полуофициальный музей. Таких художников в Гарлеме было немало и в залах музея нет недостатка в «ученых» картинах с множеством обнаженных фигур в различных позах со сложными перспективными сокращениями. «Банкет офицеров стрелковой гильдии св. Поворотным пунктом в истории страны является нидерландская революция конца XVI века.
Это уже в какой-то мере система. Взглянул, как Декарт, в окно и пошел себе дальше. Ему тридцать два года он еще ищет себя.
Если они уезжали, то это означало, что дела тут идут плохо или пойдут хуже». Задумаемся.
Либо до нее не смогли добраться, либо жители побоялись рассердить покровителя города. Жилые помещения были расположены вокруг внутреннего двора, типичного харлемского хофье. Управление города отстроило его заново (уже из камня) и с 1370 года использует его под свои нужды. Канал был живой артерией города, по нему переправляли грузы. В плане оптическом за американскую жизнь я привык к широкому спектру. Над головой каждого — его герб, в руке у каждого — пальмовая ветвь, знак его паломничества в «святую землю».
Отдельные лица интересны и выразительны (в том числе автопортрет Хальса — второй слева в заднем ряду), но в целом картина лишена той живости, энергии, внутренней силы, которые были свойственны более ранним изображениям стрелков. Интересно, что образ, который служит ключом к романтической поэзии картины, таит в себе и долю иронии и притом иронии не только Хальса, но, возможно и «актера» — Схаттера. Сильно освещенная левая часть поразительна. В «Автопортрете», находящемся в Амстердамском музее, Франс Хальс изобразил себя в натуральную величину, в полный рост, сидящим на пригорке рядом с женой. Расцвет наступает поздно — к середине его жизни и даже немного спустя. Ко второй категории относятся очень и очень немногие картины. В амстердамском Рийксмузеуме есть сдвоенный зал 221А-221В.
Как та, созданная сотнями «малых голландцев», которые даже не прикидывались, что на самом-то деле творят духовку и нетленку: для них кирпич был не фоном, но объектом. Картины де Хооха — как бы сквозные. Самому Хальсу до глубокой старости еще давали заказы — правда, это была, видимо, форма благодеяния. Сорок два гульдена мяснику — уже обсуждали.
«Банкет офицеров стрелковой гильдии св. В Нью-Йорке таких домов осталось полторы коротких улицы в даунтауне.
Тот же год, еще лучше. Это на фоне виртуозной техники его современников, которую обозначали словом net — одновременно «отточенная» и «чистая», — картины Хальса могли казаться неряшливыми. Коллекция картин переехала в залы бывшего приюта незадолго до Первой мировой войны.
Георгия в Харлеме 1616 года. В музее Франса Халса, самого значительного художника первого периода Золотого века, мы начнем с истоков голландской живописи, которая, можно сказать, зародилась именно в Харлеме с творчеством Корнелиса Корнелиссена (или Корнелиса Харлемского) известного маньериста, основавшего Харлемскую Академию. При всем этом вещь уже. Понятно, насколько иной, чем теперь, была идея этой профессии. Или, учитывая прежнее имя американского города, — Нью-Нью-Амстердамом.
Среди произведений конца XV — начала XVI века выделяются работы Яна Скореля. Лакировка. «Больной ребенок» Габриеля Метсю вошел во все хрестоматии не потому, что так хорош, а так как — единственный. Именно самая многочисленная последняя категория неверно, но уже неисправимо получила наименование «жанровой живописи».
Чтобы сопоставить: для такой пропорции в сегодняшней Москве должно быть 30 тысяч. Ну, сыр «гауда», в ухудшенном варианте названный «костромским». Впрочем, мы и наказаны: ее лица не увидим никогда.
Название рембрандтовского «Ночного дозора» возникло на сто лет позже создания картины и абсолютно сбивает с толку. Оранжево-черный шахматный пол. В итоге обмена Новый Амстердам получил имя Нью-Йорк и стал тем, чем стал.
Георгия» (1627). Питер Тейлер был успешным бизнесменом и банкиром и имел дорогостоящее хобби — наука. Никогда не писали и никогда не будут писать лучше. Его работы в Вервейхале представлены очень широко.
В церкви Св. Взглянем на столы хальсовских харлемцев: окорок, курица, маслины, хлеб.
Зато точно документированы его безобразия. В Гарлеме существовало два объединения стрелков: возникшая в средние века рота св. Дурацкие плюшевые обезьяны, которые можно выиграть в аттракционах, гроздьями висят на фоне мощной церкви Св. Можно сказать, что мы видим, как он вступает в жизнь, взрослеет, нащупывает свою дорогу. Музей Тейлора не только один из лучших в стране, а также первый музей Нидерландов.
Парабола эта, перекинутая через четыре столетия, стала явной в самое последнее время. К этому типу относятся и написанные Хальсом в 1641 году «Регенты госпиталя св. Соглашение действительно бредовое — но в ХVII веке было еще неясно, что чего стоит.
Безудержный, увлеченный бег мазков передает движение, веселое кипение праздника. Вспомним бессмертные лесковские слова об атамане Платове: «По-французски объясняться не умел, так как был человек женатый». Им вообще не нужны слова, они привыкли не слушать о живописи, а видеть живопись. Рядом с полковником сидит один из капитанов, двое других поместились перед столом. Здесь вы полюбуетесь на потрясающую коллекцию групповых портретов Халса.
Про администрацию и говорить страшно. Жизнь подобна пенящемуся бокалу шампанского и художник спешит схватить на лету ее сверкающие отблески. Его живописный веризм — нулевого градуса. Она не может заметить нас и возникает стыдное ощущение: мы подглядываем.
Для нью-йоркца Харлем особенно любопытен: есть что-то общее с Гарлемом, помимо названия. И, несомненно, превосходит их по духу. Первая большая картина Хальса. Именно в данном отношении его подражатели мало на него похожи. Это не пир, а ритуал. Судя по свидетельствам современников, это ощущалось в повседневной уличной жизни: немудрено, если учесть, что в середине ХVII века треть амстердамского населения была иностранного происхождения (сравним: в сегодняшнем Нью-Йорке — половина).
В это время ратуша функционировала как полуофициальный музей. В это время ратуша функционировала как полуофициальный музей. Музейная экспозиция не кончается на поздних портретах Хальса. Ихотличает свойственная этому художнику беспощадная точность визображении характеров. Разумеется, со временем коллекция музея основательно пополнилась, чему в немалой степени способствовало и создание в 1875 году «Ассоциации по расширению произведений искусства и древностей» и стал вопрос о новом, более просторном доме для музея.
Если флот — то где все та же селедка. Нормальная семейная преемственность — по стопам отца. Разумеется, со временем коллекция музея основательно пополнилась, чему в немалой степени способствовало и создание в 1875 году «Ассоциации по расширению произведений искусства и древностей» и стал вопрос о новом, более просторном доме для музея.
Рудимент войны с испанцами и предупреждение на будущее. Хальс смеется нам прямо в лицо, жена балагура вторит ему. Таким образом, банкетный зал стокгольмской ратуши — портретная галерея кирпичей. Неподвижны крылья ветряных мельниц, знакомых нам по бесчисленным картинам старых мастеров.
Он собирал археологические находки, научные аппараты, картины и книги. Такого «жанрового» жанра было столько, что и в нем выработались специалисты — по «веселой компании», «крестьянскому празднику», «карнавалу», «курильщикам» и т. д. В былые времена здесь было очень шумно.
Из Харлема Халс больше никогда не уезжал, а после смерти был похоронен в местной церкви Святого Баво (St. В 1648г. Единство общего настроения сочетается с яркой выразительностью отдельных портретов: тут и полный чувства собственного достоинства полковник ван Беркенроде (второй слева) и насмешливый толстый капитан ван дер Меер (сидит перед столом, повернувшись боком к зрителю) и нарядный франт — знаменосец ван Оффенберг, стоящий у правого края картины. Отныне ведущая роль переходит от портретов стрелков к портретам так называемых «регентов» — попечителей различных благотворительных учреждений. Было это четыреста лет назад.
весьма выразительна. Зато пятеро из двенадцати детей стали живописцами. Это грубо исполненный портрет старой, но крепкой женщины в обычном платье и чепце, но с алебардой в руке и целым арсеналом оружия у пояса. Елизаветы».
Первоначально он занимал отреставрированные помещения доминиканской церкви, расположенные позади Ратуши, — Принсенхоф. Георгия и св. Нет. А перебравшийся в Амстердам де Хоох вспоминает дельфтского коллегу: его «Женщина, взвешивающая золото» — явная аллюзия вермееровской «Женщины, взвешивающей жемчуг».
Сделаем паузу. Сытно — видно по лоснящимся лицам, но не изысканно, не роскошно. С таким выбором многие не согласятся и конкуренция действительно велика: Лейден, Дельфт, Гауда, Алькмар, Утрехт вряд ли уступают красотой или богатством истории. Слуга, стоящий в глубине картины, очевидно, ценит себя не меньше, чем блестящий лектор. В те времена такая отделка здания была слишком смелой и не понравилась жителям.
Построенная на контрастном сочетании светлых (белый, желтый) и темных (серо-лиловый, черный) тонов, живопись отличается замечательными декоративными качествами. В завершение экскурсии, мы посмотрим на несколько портретов работы Халса.
Слишком близок он к Вермееру, по крайней мере внешне. Музей немонографичен. Не заплатил няне своих детей.
Хирурги в праздничных костюмах образуют слитную группу: все они робеют перед зрелищем мертвеца и, внимательно сверяя увиденное с иллюстрацией в огромной книге, восхищаются познаниями лектора. Она же придает ей редкую жизненную убедительность.
Рядом с пивоварнями стояли деревянные краны, помогающие разгружать баржи. Только Вермеер многозначительнее: у него на стене комнаты — картина Страшного суда в итальянской манере, намек, нажим. Брезгливое лицо обернувшейся на вошедшего собаки.
Чему ж такому научился в Голландии Петр, плотник саардамский, что вывез. Некоторые города (например, Гарлем, Лейден, Дельфт) можно было бы превратить в музеи старой архитектуры, однако этого не происходит.
«Откуда такая нежность. » — не о том ли спросил поэт. Это прежде всего «Банкеты» или «Собрания» офицеров стрелковых гильдий св. Затрудняюсь определить свое отношение к этому процессу. Представленная широкой общественности в 1862 году коллекция музея включала всего 123 картины, среди которых были и работы знаменитого голландского портретиста и первого официального реставратора сокровищ будущего музея – Франса Халса, в честь которого музей и получил свое название.
Адриана. Музей Хальса со значением, что ли, устроен в бывшем старческом доме. Навсегда. В музее также находятся произведения других знаменитых голландских мастеров 15-ого – 17-ого веков: Яна ван Скорела (Jan van Scorel), Хендрика Гольциуса (Hendrick Goltzius), Корнелиса ван Харлема (Cornelis van Haarlem), Виллема Класа Хеды (Willem Claesz Heda), Питера Класа (Pieter Claesz), Дирка Халса и других. Композиция кажется простой, однако в действительности в ней господствует тщательно продуманный порядок. На портрете регентов изображены, кроме старого слуги, пятеро мужчин, очень различных по своей внешности, характеру и духовным возможностям.
Глухие коричневые фоны, вдохновляющие, кажется, Питера де Хоха, напоминают и Кейпа-отпа. Однако лучше прийти в другой раз, чтобы уделить им то внимание, которого они заслуживают. Там возник так называемый тональный натюрморт — тот самый, со спиралью лимонной кожуры.
Нежно-лазоревый шарф — в нем весь Хальс. В 1784 году музей открыл свои двери. Это четко осознавали Ян Вермеер и Питер де Хоох — настолько не «малые», что великие художники. Уже в 1583 году Корнелис написал великолепный групповой портрет гарлемских стрелков.
Он писал портреты, одни только портреты». Внешний мир, как в бреду сумасшедшего, становился частью мира внутреннего. Более или менее ясны биографии Рембрандта, Доу, Санредама. Двери богадельни запирались в восемь вечера летом и в семь зимой. Однако эта внешняя незавершенность соответствует образной сущности произведения. В Амстердаме середины ХVII века насчитывалось 518 разного вида питейных заведений.
Вот «триколор» полощется над Кремлем — только полосы переставлены. Изощрялись в названиях, чтоб был ясен поучительный смысл: «Вслед за песней стариков молодежь щебечет» — такая есть картина у Яна Стена. В 1950г. дома). Ведущих ежедневную борьбу с водой за сантиметры суши. Что до музыки, то, не будь Чайковского, столетие было бы представлено лишь «Картинками с выставки» и, может быть, квартетами Бородина. Несмотря на легальную продажу легких наркотиков, Амстердам не погрузился в клубы марихуанного дыма, как предсказывали противники либерализации.
Адриана». Картина Скореля необычного формата — длинная горизонтальная полоса, на которой в виде фриза выстроились парами члены благочестивого братства.
Блеснувшая серьга в правом ухе женщины в кресле. Позвольте мне привести свои заметки их преимущество в том, что они кратки, сделаны прямо у картин и анализ вещей соразмерен их значению. В результате было решено обработать каждый кирпич в отдельности — оббить индивидуально. Соответствие двух произведений бросается в глаза.
Они переговариваются между собой, некоторые сильно, но однообразно жестикулируют. Народ если не пьющий, то выпивающий: и сейчас и тогда. За исключением благодушной и жалкой, беспомощно улыбающейся пожилой кокетки, все регентши — глубокие старухи. В 1612–1615 годах Хальс сам служил в этой роте и хорошо знал их всех. Однако голландские музеи с их замечательными собраниями возникли только в XIX веке. Он, словно Амстердам, не обращает внимания, не делает замечаний, проходит мимо.
Дворец, возводившийся как ратуша, выглядит великоватым для Амстердама. Аккуратный штакетник. В 14 веке случился пожар и замок почти полностью сгорел. Oudemannenhuis), основанной в 1609 году.
На огромном холсте (207X337см) изображено сборище стрелков под открытым небом. Слева от Стадхяуса находится бывший мужской монастырь. Не многим серьезнее их и сама картина, несмотря на вложенное в нее мастерство. По колористической гамме, по многообразию противоположных эмоций, по ощущению неслыханной и невиданной (буквально — ушами и глазами) свободы к Нью-Йорку ближе всех, намного ближе всех других городов — Амстердам. Вмузее имеется превосходная коллекция групповых портретов Халса.
Временами Хальс поражает. Пожалуй, это умение распространено в Голландии шире, чем в других странах. Сейчас он в той же позе и за тем же занятием — только бронзовый. Или мудрость самого разумного из европейских народов, понимавшего (даже неартикулированно) ценность и драматизм экзистенциального самостояния: человек — и его жизнь.
Особенно выразительна фигура второго — капитана де Валя, сразу привлекающая внимание зрителя. Не дни, увы, но счастливые часы я провел на Гротемаркт, обстоятельно (благо в Голландии все без исключения говорят по-английски) выбирая еду для пикника, который можно устроить на берегу Спарне. Так, Флорис Ван Дейк представлен в музее своим знаменитым "Натюрмортом к завтраку" (1613), Питер де Гребер своей очень любопытной картиной "Мать и дитя".
Англичане выдавили голландцев с морских торговых путей, голландцами проложенных. Хоть публикуй отдельно. Его портреты можно сравнить смоментальным снимком, настолько ему удаётся уловить сиюминутность. Франс Халс оказал огромное влияние на своих последователей:Дирка Халса (Dirck Hals), Юдит Янс Лейстер (Judith Jans Leyster), Адриана ван Остаде (Adriaen van Ostade), Яна Моленара (Jan Miense Molenaer), а затем и на импрессионистов, которые считали его своим учителем.
У голландцев обычно в образе олимпийского бога или библейского героя отчетливо проступают далеко не идеальные черты натурщика, а та или иная слишком достоверная деталь низводит изображенную сцену с заоблачных вершин прекрасного на реальную земную почву. Но наступление «третьего мира» идет широким потоком. На вокзальной площади мы поговорим об инспанской осаде 1572-1573гг.
Георгия, написанный Хальсом в 1639 году. Причины этому следует искать в истории страны и в своеобразном «бытовом» отношении к старине и к искусству. У них же максимальная неприятность — трактирная драка. Сам полковник — пожилой гарлемский бюргер — обладает авторитетом власти, ума и силы воли. Никакой светотени: это естественный дневной свет, какой бывает в равномерно и ярко освещенной комнате.
Эсайас ван де Велде и Дирк Хальс писали пикники — провозвестники завтраков на траве. Баво. Такой философский принцип и восторжествовал в конце ХIХ. Классическая коллекция музея располагается в бывшей богадельне Харлема (нидерл. И главное — там жил сам Франс Хальс, которому нет равных по веселости.
В игре черных бархатов, шелков, атласов больше фантазии свет разлит по ним и другие цвета выделяются на них с такой широтой, уверенностью и в таких созвучиях, каких Хальс не превзошел никогда. Нообъединяет иходно: все они— гарлемцы. Незыблемый престиж русской литературы ХIХ столетия сочетается с полным отсутствием в мире русской живописи до Малевича и Кандинского (мне попадался лишь один Репин и один Куинджи — в Метрополитен).
Он пишет, как все, но только лучше демонстрирует свою технику. По соседству с «интеллигентными», «учеными» произведениями Скореля и его итальянизирующих последователей в темноватом закоулке старого дома висит картина, обладающая скорее исторической, чем художественной ценностью. Он выплывает уже в Харлеме, уже тридцатилетним. Музей был основан в 1862 году и первоначально находился в заново отремонтированном бывшем клуатре в задней части городской ратуши известной как Принсенхоф. Там расцвел жанр застольных портретов гражданской гвардии.
Вся эта территория была известна под названием «Низкие земли» (Нидерланды). Интерес к творчеству Хальса значительно вырос во 2-ой половине XIX века. Музей Франца Хальса в Харлеме был основан в 1862г. Даже самый образцовый кубанский колхоз не достигал великолепия пырьевского экранного. Общеизвестно, что голландские жанристы ХVII века обладали виртуозной живописной техникой.
Власти вообще следили за порядком — в широком смысле слова. У них написан воздух — и это не артистически пошлое выражение («побольше воздуха. »), а реальное художественное событие. По соседству с Вервейхалем расположился Влеесхаль, триумфальный образец архитектуры XVII века, построенный в 1602-1603 годах архитектором Ливеном де Кеем (1560-1627). Подписанный внизу стишок сообщает нам, что это «женщина по имени Кенау», которая «сражается с испанским тираном».
Бюргерский город развивался по-бюргерски, а не по-монаршьи и не по-аристократически. Доброжелательно и непринужденно обращаются они к зрителю, как бы готовые принять его с свою компанию. История дома, в котором разместился музей, удивительна. Скорель жил в Утрехте, однако обладал в Гарлеме прочными связями. В 1606 году здесь проводился литературный конкурс "Национальная сокровищница", в нем приняли участие драматурги и поэты со всей Голландии. Это место по праву называют еще музеем Золотого века Голландской живописи.
Это уже упоминавшиеся регенты и регентши гарлемской богадельни (1664). Примером могут служить находящиеся в музее многочисленные произведения Корнелиса Корнелиссена (Корнелиса Гарлемского 1562–1638). В Гарлемском музее существует еще гигантский групповой портрет стрелков роты св. Сколько бы ни изучали мы ее красную юбку и черную кофту, ее кокетливо изогнутую фигуру и грациозный жест руки, лицо останется неведомым.
Жители хотели не только большую церковь, но и церковную башню. Прежде всего она будит воспоминание о «Синдиках». В ратуше шведской столицы есть зал, который именуется Голубым, хотя он красный. Двери богадельни запирались в восемь вечера летом и в семь зимой.
Боюсь, что можно. Так, в 1913 году Музей Франса Хальса переехал на Groot Heiligland, 62, в бывшую богадельню (а затем и сиротский приют), где находится и сегодня. Борьба против испанского господства вскоре перешла в первую в мировой истории буржуазную революцию. Де Хоох же в тени — как Баратынский при Пушкине. Так, в 1913 году Музей Франса Хальса переехал на Groot Heiligland, 62, в бывшую богадельню (а затем и сиротский приют), где находится и сегодня.
Мастерство Хальса несравненно он это знает и ему нравится, что все это видят. Там Хальс как человек теряет столько же, сколько проигрывает как художник. И, подробно перечисляя, кого именно писал Хальс, делая упор на простоте его моделей и сюжетов, Ван Гог заключает: «Все это вполне стоит «Рая» Данте и всех Микеланджело и Рафаэлей и даже самих греков».
К сожалению, у голландцев не было своего Вазари. Один из них (у правого края картины), прижимая руку к груди, обращается с дружескими уверениями и излияниями к кому-то, находящемуся вне картины. Картины хранились в ратуше и некоторые из них стала неотъемлемой частью ее интерьера, а со временем их дополнили специально заказанные городскими властями четыре полотна на исторические темы, повествующие о славном прошлом Харлема – три из них, включая и «Легенду о щите Харлема» и сегодня можно увидеть в музее. Миновав этот портал и вестибюль за ним, входишь в просторный зал, некогда, вероятно, служивший для заседаний «регентов» — богатых попечителей богадельни. В случае Хальса неизвестны даже точная дата и место рождения — вроде 1581 год, вроде Антверпен.
Малоподвижные фигуры выстроены в два ряда на давно забытый старинный лад. В представлении иностранцев Голландия — страна каналов, тюльпанов и Рембрандта. Этот «госпиталь» — основанная в XVI веке больница для бедных — существует до сих пор и картина является его собственностью, хотя экспонируется в гарлемском музее со времени его основания (1862). Гордостью и украшением музея являются знаменитые хальсовские групповые портреты попечителей богоугодных заведений и офицеров стрелковых рот. Его название произошло от сокращенного названия 3-х городов, которые были родиной художников, вошедших в эту группу – Копенгаген, Брюссель и Амстердам. Жилые помещения были расположены вокруг внутреннего двора, типичного харлемского хофье. Фактура свободная, обдуманная, гибкая, смелая никаких крайностей, ничего незначительного.
Родился он в нидерландском городе Генте (сейчас это территория Бельгии). Следует отметить три восхитительные головы. Адриана («новые стрелки»), В 1627 году Хальс пишет поочередно офицеров и той и другой роты.
Нервными, рваными, стремительными мазками пишет Хальс каскады мятых изломанных складок на его белой рубашке изящный жест руки в темной перчатке на фоне пышной белизны рукава красноваторозовый чулок, обтягивающий его колено (самое яркое пятно на картине). Синтактика значительнее семантики. Начало же истории музейной коллекции и вовсе восходит к 1580-м годам, когда в результате охватившего Голландию движения Реформации собственностью муниципалитета Харлема стало собрание уникальных полотен (преимущественно религиозной тематики), конфискованных в католических церквях и монастырях города. Перед ним, сняв шляпу, стоит один из знаменосцев. Здесь царит товарищеский корпоративный дух.
В музее Франса Халса, самого значительного художника первого периода Золотого века, мы начнем с истоков голландской живописи, которая, можно сказать, зародилась именно в Харлеме с творчеством Корнелиса Корнелиссена (или Корнелиса Харлемского) известного маньериста, основавшего Харлемскую Академию. Можно представить, настолько художник смог опередить своё время. Классическая коллекция музея располагается в бывшей богадельне Харлема (нидерл. Oudemannenhuis), основанной в 1609 году. Выражение «морда кирпича просит» в Голландии возникнуть не могло — здесь оно звучит тавтологией.
Георгия («старые стрелки») и основанная в 1519 году рота св. Первым, по-видимому, он написал «Банкет офицеров роты св. Настоящей естественности всей сцены не получается: слишком много условного в позах и жестах, а главное — слишком тесно столпились фигуры им не хватает места, пространства, воздуха для дыхания. Везет ли мне, но в Харлеме всегда праздник или канун его. Выразительный разнобой у англичан и голландцев — соперников, врагов, морских соседей.
Цаффиус служил архидьяконом в церкви святого Баво в Харлеме.