«муза, вдохновляющая поэта» (фр. «муза, вдохновляющая поэта» (фр. La muse inspirant le pote или «Поэт и муза»)— портрет французского поэта Гийома Аполлинера и его возлюбленной художницы Мари Лорансен, созданный французским художником-примитивиста Анри Руссо в 1909 году. «муза, вдохновляющая поэта» — портрет французского поэта Гийома Аполлинера и его возлюбленной художницы Мари Лорансен, созданный французским художником-примитивиста Анри Руссо в 1909 году.
«муза, вдохновляющая поэта» (фр. La muse inspirant le pote или «Поэт и муза»)— портрет французского поэта Гийома Аполлинера и его возлюбленной художницы Мари Лорансен, созданный французским художником-примитивистом Анри Руссо в 1909 году.
Поэзия стояла на вершине всего. Физиогномические признаки модели для него были неразрывно связаны с ее потенцией, с программой личности, которую стремился выявить Руссо. С 1905 года выставлялся в Осеннем салоне. Тело Музы скрыто под античным пеплосом. Рядом, чуть сзади поэта, стоит Муза с распущенными рыжими волосами и гирляндой цветов на лбу и груди. Этот уникальный документ демонстрирует процесс работы Руссо над портретом.
Эта идея окончательно оформилась после знаменитого пародийного банкета в честь Руссо, устроенного в ноябре 1908 года в мастерской Пабло Пикассо в Бато-Лавуар («Плавучая прачечная» – общежитие художников) на Монмартре. Гипертрофированная торжественность героев портрета выглядит невольным ироническим парафразом культа, созданного вокруг Руссо парижскими художниками-модернистами. Геликон – гора в средней Греции (на юге Беотии), где, согласно греческим мифам, обитали музы. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Он вызывал улыбки у друзей из окружения Аполлинера и Пикассо. Считалось также, что они обладают даром предсказания и предвидения будущего и связаны с тем, что ждет впереди.
Жанр портрета-пейзажаПодобный тип вневременного канонического портрета, ярким примером которого является «Муза, вдохновляющая поэта», не исключение в творчестве Руссо. Летом 1910 года повредил ногу и умер от заражения крови.
Воллар был единственным постоянным покупателем работ наивного Таможенника. Он также имитирует по композиции групповой фотоснимок. Эти науки приравнивались к искусству.
Излюбленный Руссо прием схематизации черт лица с помощью веерообразно расходящихся непрерывных линий носа и бровей также находит прямые аналогии в ранних иконах и наиболее провинциальных фаюмских портретах. В ней она, конечно, лукавит, говоря о том, что никогда не помогала Высоцкому писать. У растений и цветов в картинах Руссо есть еще одно, только им присущее свойство.
Или навек моя утрата И вечно арфе не звучать. Это полотно находилось в мастерской Руссо вплоть до его смерти, украшая одну из стен. Вот таким образом Геликон – это место поэтического вдохновения. Если бы мне удалось сделать картину, передающую этот эффект». Каждая из Муз диптиха образует с фигурой своего поэта самостоятельную группу.
На переднем плане появилась сиамская кошка – воплощение всего таинственного и экзотического, а на фоне возник полуиндустриальный пейзаж с дымящимися трубами и одиноким, напоминающим японское деревом: намек на мечты о загадочном и далеком Востоке, которые пришли в цивилизованную Европу вместе с романами Лоти. В галерее Воллара в Париже на них обратил внимание Сергей Щукин и вскоре (по совету Пабло Пикассо) приобрел несколько полотен Руссо для своей московской галереи. Музы Талия и Мельпомена помогали создавать комедии и трагедии.
Аполлинер и Лорансен во втором варианте почти полностью утратили портретные черты. Они всегда отмечают своим присутствием священные моменты рождения нового. За весь вечер художник не проронил ни слова, только что-то чертил в своем блокноте. Был похоронен на кладбище для бедняков. На вершине всего стояла поэзия.
Близкими себе живописцами считал Эдгара Дега, Поля Гогена и Одилона Редона. Они превратили спесивых царевн в сорок, крикливых и трескучих. Их лица, став совсем плоскими, превратились в аккуратно расчерченные симметричные маски. Художник считал себя изобретателем нового жанра – «портрета-пейзажа».
Его картины неизменно вызывали у людей начала века приступы гомерического хохота. Само имя «Эвтерпа» происходит, по Диодору, от описания наслаждения испытываемого слушающими музыку. Также нередко встречаются изображения музы в сопровождении лесных нимф. Они по смыслу отделены от него, «оторвались» и висят в пространстве, как на полотнах сюрреалистов, поскольку это не просто руки, а эмблема поэта в представлении Руссо.
И светит мне твоя звезда. Картины Руссо не принимали всерьез в качестве произведений искусства. Позднее стали считать, что муз всего три, но их часто путали с харитами. Ведь известно, что, когда он хотел выразить свое восхищение перед понравившейся ему картиной, он говорил: «Это вышло просто по-египетски. ». Сергей Иванович против своего обыкновения (он весьма неохотно расставался с картинами даже на время) решил в 1913 году предоставить «Поэта и музу» на выставку общества «Бубновый валет».
Что такое ККУТТЭЭМП. И далее: «Как отличительный признак он носит густую бороду и является участником Салона Независимых в течение ряда лет, веря, что абсолютная свобода творчества вознаградит смельчака». В подоле у ребенка-Судьбы лежат цветы – символы бессмертия, «цветы поэта». Державина есть стихотворение, посвященное Эвтерпе («К Эвтерпе»). Поэт держит гусиное перо и свиток, простые атрибуты, объясняющие его ремесло.
Как правило, все портреты Руссо, написанные в этом жанре, представляют собой либо портрет-символ, либо портрет-аллегорию. На некоторых полотнах и барельефах муза Эвтерпа держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты. Служил в армии кларнетистом полкового оркестра. Разумеется, не существует никаких прямых аналогий между византийским диптихом и картиной Руссо. Но было и другое.
Копии античных статуй можно увидеть в прекрасном парке в Павловске под Санкт-Петербургом. Эрато с нежной лирою вслед выступает, Мельпомена с трагической маской в руках, Полигимния лик покрывалом скрывает, Вознося свою песнь о героях, богах. Все это означает, что Аполлинер на своем портрете стоит в «канонической» позе артиста-творца в момент вдохновения.
Один из мифов хорошо описывает, как расправлялись вдохновительницы с соперниками. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы».
Многое опуская, тут же скажем, что службу Руссо навсегда бросил в 1893 го-ду. Пока ещё её сиянье Душа умеет различать: Не умерло очарованье. Очевидно, что перед нами не портрет девочки, а аллегория Весны. Модели (Аполлинер и Лорансен) как бы попали в царство кривых зеркал и художник навеки запечатлел их искаженные отражения.
Пейзаж теряет функцию передачи не только образа «данной конкретной местности», но и природы вообще он сводится к сумме простейших элементов и становится знаком, указателем к портрету, составляя с ним целое. Отличительный признак жанра изобретенного Руссо, состоит в том, что, невзирая на его название, в «портрете-пейзаже» отсутствуют как портрет, так и пейзаж в классическом смысле. Терпсихора — муза танца и хорового пения — замыкает плавное шествие сестер. Он мог бы найти себе объяснение в рамках их анализа, только если представить в лице Руссо деревенского ремесленника, работавшего над заказным портретом, который очень хотел добиться передачи физиогномического сходства, но не смог осуществить этой задачи по причине полного отсутствия профессиональных навыков, хотя и не сомневался в успехе.
Их Руссо мог видеть в Париже и в Анжере, где он жил в юности. Здесь можно было вдосталь посмеяться. Эффект картины состоит в переворачивании нормальных представлений о масштабе.
В копии Руссо не только переписал «цветы поэта», но поправил оригинал, лишив его обаяния натуры и ассоциативной сложности, обнажив программную основу. Кажется, что Руссо наделяет почву на своих картинах (гладкую закрашенную поверхность, обозначающую зеленый луг) особой плодоносной силой. Разочарование Аполлинера при первом знакомстве с портретом можно понять. Себя и свою жену Руссо видит как отражение в дагерротипе.
Фотография была нужна, чтобы, сделав ее предметом художественного анализа, создать «стиль Руссо». По саркастическому замечанию спутницы Пикассо Фернанды Оливье, здесь предстали «Аполлинер, тонкий и хрупкий, каким он никогда не был» и «Лорансен, тяжелая и дородная, какой она еще не стала». Довольный своей работой, Руссо продемонстрировал ее в Салоне независимых в марте 1909 года, где портрет стал мишенью для насмешек. Поэзия была связана тесно с драматургией и театром. Критически относившаяся к ней Фернанда Оливье впоследствии писала, что «с возрастом изящная Мари становилась все более похожей на портрет Руссо».
Скульптуры изображающие муз, украшают музей Ватикана и Лувр. Фотография понадобилась Руссо не для подтверждения сомнительного сходства с изображенными людьми, а для решения чисто художественных задач.
Казалось, что художник специально снимает мерку с поэта и его подруги, чтобы потом со знанием дела спародировать эти точные размеры. И конечно, о них писали поэты всех времен и многих народов: Байрон и Гомер, Пушкин, Фет и Есенин. И все же фотоснимок необходим художнику.
У ее ног копошатся овца и корова, микроскопические рядом с этим колоссом. На полотне тщательно написан фон вплоть до проработки деталей и оставлены места (нанесен только рисунок) для фигур. У живописи и скульптуры муз не было. Но к чему искать гипотетического заказчика. Историки славили Клио.
Руссо предельно схематизирует и упрощает и без того бесстрастное лицо с фотоснимка, одновременно наполняя его другой жизнью. Не случайно их узнавали современники. Тем самым портрет представляет собой аллегорию Судьбы. Его желанного возврата Дождаться ль мне когда опять.
Вероятно, Руссо проводил много часов в древнеегипетском отделе Лувра. Ее принято считать заказным портретом. В Салоне Независимых этот портрет фигурировал под названием Муза, вдохновляющая поэта.
Что такое искусство для древних цивилизаций. Ребенок-Судьба в картине – не слепая фортуна, но источник жизни (в облике монстра) и вдохновения. Излюбленными жанрами Руссо были портрет, портрет в пейзаже и городской ландшафт. Музы вознегодовали, но были вынуждены петь.
Зато они были у истории и астрономии. Кастальский ключ – источник вдохновения. Как правило, это были флейта, авлос (двойная свирель, предок современного гобоя) или лира. Скромные цветы из натюрморта подчас вырастают у Руссо до гигантских, устрашающих размеров, образуя джунгли, как в картине Прогулка в экзотическом лесу. Что такое ККУТТЭЭМП.
У Музы слишком большая голова с лунообразным лицом, вросшая в плечи и приставленная к ее телу «чужая» гигантская рука. У платоников Муза отождествлялась с бессмертной душой поэта и философа. Гордость и своенравие довели дочерей Пиэра до того, что они попытались ударить муз. Этот жест вдохновения, одновременно указующий на связь с небом, Руссо по-своему воплощает в портрете. Перед нами готовый трафарет, в который остается только «встать» Аполлинеру и Лорансен и картина будет окончена. Муза Урания изображена Лесюером с поднятой в указующем жесте правой рукой.
Муза «держит» поэта – вот почему он «одержим», – говорил Платон. Такого оскорбления вдохновительницы простить не смогли.
Этот натюрморт экспонировался в Салоне под названием Цветы поэта. В 1886 году продемонстрировал четыре работы в Салоне Независимых и с тех пор принимал участие в нем каждый год (кроме 1899 и 1900).
Из фотографии в портрет П. Лоти перешли суммарно переданные черты лица, турецкая феска, стоячий белый воротник манишки (своего рода пьедестал для головы) и ясные, четкие контуры вылепленной светом фигуры. Кроме того, он сочинял стихи и вальсы, охотно пел играл на скрипке в любительском оркестре. Он родился в 1844 году в городке Левале, был сыном жестянщика, воспитывался в местном лицее, окончив который, стал письмоводителем в какой-то конторе, где его быстро уличили в «злоупотреблении доверием» и тогда — от греха подальше – он поспешил завербоваться в солдаты, а когда его часть отправили воевать в Мексику, почему-то остался во Франции (потом как бы подразумевалось, что он был за океаном), вскоре демобилизовался, женился, перебрался в Париж и поступил на службу в акциз, а не на таможню, давшую ему прозвище, ставшее потом вторым именем. Над портретом смеялась не только искушенная публика.
Весь вечер Руссо исполнял роль короля шутов. Документальные характеристики модели, своего рода «отпечатки пальцев», должны остаться, присутствовать в образе, трансформированном воображением художника и особенностями его стиля. В 1861 году, по окончании лицея, переехал из Лаваля в Анжер, где работал клерком. Щукин.
Касталия (греч. ) – нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. Остроумная Мари Лорансен, увидев себя в облике Музы, от души расхохоталась. Несмотря на все «измерения», в портрете отсутствовала «фотографическая» точность. Изображалась она практически всегда в руках с музыкальными инструментами.
Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гесиода и Гомера.
На нем юные Музы в венках предаются музицированию. Каллиопа отвечала за эпос. Поэт обретает вдохновение извне, будучи избранным.
Гораздо лучше обои и пейзаж на стене. Авторы монографий о Руссо пытаются таким образом объяснить необходимость его работы по фотографии. Выдуманный пейзаж не хуже настоящего.
Отличительный признак жанра изобретенного Руссо, состоит в том, что, невзирая на его название, в «портрете-пейзаже» отсутствуют как портрет, так и пейзаж в классическом смысле. Не знаю, светлых вдохновений Когда воротится чреда, — Но ты знаком мне, чистый Гений. Тогда понятно, почему его руки анатомически неправильно приставлены к туловищу. Лес составлен из самых обыкновенных цветов и отдельно стоящих ветвей, покрытых листьями. Поэт представлен с атрибутами своего ремесла – гусиным пером и свитком.
Вот для чего измерял Руссо их лица и руки. Эти строки через год после смерти Анри Руссо написал мелом на его надгробном камне Гийом Аполлинер, один из немногих современников (вместе с супругами Делоне и хозяином дома, где жил Руссо, месье Кевалем), любивший и понимавший искусство Таможенника. Среди них итальянец Франческо дель Косса и швейцарец Арнольд Беклин. Не случайно несколько муз граничит с разными ее направлениями. В 1894 году познакомился с поэтом и драматургом Альфредом Жарри, который много сделал для популяризации живописного и литературного творчества Руссо и, в частности, придумал ему ставшее знаменитым прозвище – «Таможенник».
Эрато помогала создавать любовную и свадебную лирику. Старше всех Каллиопа. Нам очень мало известно о круге интересов Руссо и его научных занятий.
Эвтерпа здесь изображена без традиционного атрибута, свирели. У Г. Р. Дочери царя запели о войне богов с великанами.
Вероятно, что картина Девочка в розовом платье написана с живой модели. Прекрасная Каллиопа взяла в руки лиру и поведала о похищении Персефоны.
Знания о модели позволили Руссо создать ее точную схему, отвечающую поставленным художником задачам. Идея написать портрет Аполлинера и его подруги в облике поэта и Музы возникла у Руссо сразу после знаменитого банкета, устроенного в его честь Пикассо с друзьями в Бато Лавуар на Монмартре. На картине странный раздутый младенец в белом платьице, вырисовывающийся, как изваяние, на фоне голубого неба в позе балаганного зазывалы, держит на веревочке «ожившего» полишинеля в ярком шутовском костюме и с лицом, напоминающим самого Анри Руссо. Щукина. Аполлинер держит в руке гусиное перо — атрибут своего ремесла.
О каком заказе здесь может идти речь. Базельский вариант – наглядный зрительный комментарий к московской картине. Подрабатывал игрой на скрипке, составлением документов изредка писал портреты на заказ.
Вскоре Руссо написал для Аполлинера новый вариант картины (Художественный музей, Базель). На следующий год картину у Воллара приобрел С. И. Недаром Руссо считал себя «великим реалистом».
Этим свойством наделены не только растения в пейзажах, но и цветы в натюрмортах. Начиная с периода архаики изображения хоровода девяти муз встречаются на саркофагах: греки считали, что музы вместе с нереидами (нимфами моря) сопровождают души умерших на небесный остров Счастливых. Поэт и Муза и сегодня вызывает у неискушенного зрителю улыбку. Неслучайно с разными ее направлениями связано несколько муз. Этот банкет оставил яркий след в памяти его участников.
Быть может, парадокс несоответствия навязчивого стремления художника к полноте документальных сведений о модели с ее последующим искажением на холсте заключен в особенностях метода работы Руссо над портретом. Помимо самой Греции их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз. Более того: элементы этого чудаковатого типа и впрямь были в Руссо. Многие художники писали ее образ. В целом базельский вариант отличается от московского строгой иконописностью. Портрет не ставит перед собой задачу узнавания модели, хотя и написан на основе точных фактических сведений о ней.
Главный эпитет, который украшал музу лирической поэзии, – дарящая удовольствие. В Автопортрете также присутствуют Музы. Одним из первых в искусстве XX века он преображает бесхитростные плоды массовой культуры, превращая цветы на обоях в «восхитительный сад». Следует подвергнуть это утверждение сомнению. Муза Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии. Муза поэзии по установившейся традиции должна носить голубые, небесные цвета. Таким он хотел запечатлеть себя для потомков.
Букет преображается, превращаясь в сад, фантастический расцветший лес. Ему важно было не ошибиться в расчетах изготовляя свой трафарет-ширму. Фотография из семейного альбома изображающая молодого человека конца 1850-х годов, оживает, превращаясь в портрет художника Руссо: предельно ясные, акцентированные контуры асимметричной фигуры, нос и брови обозначены двумя веерообразно расходящимися линиями-дугами. Художник считал себя изобретателем нового жанра – «портрета-пейзажа». Девять слов сокращенных, Мнемозины и Зевса живые черты, Девять юных богинь, девять муз просвещенных, Девять символов разума и красоты. Этот «портрет-пейзаж», если пользоваться терминологией Руссо, запечатлел его новых друзей: поэта, критика и эссеиста Гийома Аполлинера (1880 – 1918) и его спутницу, художницу Мари Лорансен (1883 – 1956).
Как и в Париже, работа вызвала неоднозначную реакцию. Былое сбудется опять. Муза увенчана венком и облачена в античный пеплос. Руссо настаивал на продолжительности сеансов и писал Аполлинеру отчаянные письма, что не может работать без модели, по памяти. Узнавали и потому смеялись.
Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Упоминание в одной фразе бороды со свободой творчества в качестве самохарактеристики не просто шутка.