Наряду с этим Муха был не только живописцем и графиком, но интересовался также скульптурой, ювелирным и прикладным искусством, декором интерьера. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийживописец, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Альфонс Мария Муха (1860-1939) — чешский график, живописец, виртуоз декоративно-прикладного искусства.
Кроме графических и живописных работ, рисунков, скульптур и ювелирных изделий Альфонс Муха создает архитектурные проекты.
Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии. Аметист, 1900 год. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Холст, масло.
Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов.
Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Холст, масло. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов).
Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. В 1906 году мастер женится на Марии. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру.
Там он получил заказ на украшение замка графа Карла Куэна-Беласси, а после – графского парадного дворца Эммахоф (названного так в честь жены графа – Эммы) в городе Грушовани. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов.
Художник моментально становится знаменитым. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi). На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Выдвинулся своими афишами для спектаклей театра "Ренессанс", парижского театра С. Бернар ("Жисмонда", 1894 "Дама с камелиями" А. Дюма-сына, 1896 "Лорензаччо" А. де Мюссе, 1896 "Медея" по мотивам Еврипида, 1898).
До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Там Альфонс Муха некоторое время расписывал стены замка, принадлежавшего брату Куэн-Беласси. Здесь и «Проповедь магистра Яна Гуса» и «После Грюнвальдского сражения» и «Отмена крепостного права на Руси». Эти афиши моментально стали предметом коллекционирования. После произошедшего Муха покинул Вену и уехал в небольшой моравский город Микулов. В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии и Стриндберг.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. Позже у них рождаются две дочери и сын. Он согласился.
Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам.
Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. После первой мировой войны художник возвращается на родину. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. На смену флоральному течению модерна пришло геометрическое, однако оно проявилось в ювелирных украшениях не столь ярко и выразительно. Холст, масло. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда».
И передавал свою любовь через декоративную живопись людям. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами.
Один из ярчайших представителей стиля модерн. У неё две дочери. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Это было довольно прибыльным делом. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе.
Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико».
Принцесса Гиацинт, 1911 год. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В прессе писали о нем как о феномене, в Париже появилась новая мода, навеянная образами картин – «La Femme Muchas». С её помощью он достигал неповторимой игры фактур усиливающей художественную выразительность произведений известных сегодня всему миру. В представлении принимала участие Сара Бернар. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым».
После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Но судьба благосклонна к гению.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году.
Музей Альфонса Мухи, Прага. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Частная коллекция. В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары.
И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Произведения Мухи есть в коллекциях многих известных галерей и музеев мира. Мадонна лилий, 1905 год.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Alfons Maria Mucha) – известный чешский художник, определивший своим искусством облик эпохи рубежа веков (конца 19 – начала 20-го). Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души».
Обращение к выдающимся личностям и значимым событиям германской и общеевропейской истории обогатило художника тем необходимым опытом и объемом знаний, которые пригодились ему в работе над знаменитым циклом картин – «Славянской эпопеей». Родился Альфонс Муха в 1860 году. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere.
Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Но в 1881 году в «Рингтеатре» случился пожар, который имел катастрофические последствия, он уничтожил декораторскую мастерскую и фирма обанкротилась.
1893 год. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника.
Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». выполнив декорации для театра «Ам Ринг» в Вене и интерьеры замка графа П. Куэна в Грушовани В 1885 году Муха поступил в Академию художеств в Мюнхене, затем продолжил обучение в Академии Жюлиана в Париже Художник прославился своим графическим искусством, в частности, роскошными афишами и арт постерами, которые стали символами эпохи Арнуво (модерна). Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896).
У неё две дочери. Разработка сценографии спектаклей потребовала от художника изучения исторического и фольклорного материала. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа.
Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии. Великая актриса была очарована работой. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво.
Муха остался без средств к существованию. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. У Альфонса было пятеро братьев и сестер, в том числе, сводных.
Иногда бывали и большие заказы: в 1892 году Муха иллюстрировал многотомную научную работу Шарля Сеньобоса «Сцены и эпизоды из истории Германии». Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен.
Хитилова была соотечественницей Мухи. Завершенную в 1928 году серию картин художник подарил Праге. Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год.
На фото слева: Цветок, 1897 год. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Например, аметист – это ирисы.
Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. После образования независимой республики Чехословакия в 1918 году, Муха приступает к созданию «национального» стиля нового государства: он создает образцы дизайна для первых банкнот национальной валюты и эскизы почтовых марок и даже вариант государственного герба.
Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций.
Интересна история внучки Мухи. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. От заказов не было отбоя. Выполненный в технике многокрасочной литографии плакат, по сути, представлял собой великолепный портрет актрисы в полный рост.
Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Но на этом сказка закончилась. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн).
Объединяет их то, что все персонажи картин дышат неподдельной чувственностью, восхищают настоящим «живым» теплом, грациозностью и статью. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала.
Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант.
Это позволило ему обучаться в гимназии. Интересна история внучки Мухи. Тот факт, что благосостояние Альфонса Мухи более, чем улучшилось после подписания контракта с Сарой Бернар, неоспорим. В Праге находится музей, посвященный жизни и творческому пути Альфонса Мухи.
где традиционная манера письма неожидамно сочетается со стилистикой искусства модерн. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Работы Мухи имели свой неповторимый стиль.
Хронологические рамки эпохи модерна очень узки, немногим более двух десятилетий, но значение этого стиля для развития ювелирного искусства необычайно велико. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Был 1894 год. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». И в последующие годы именно Муха создавал афиши ко всем спектаклям с ее участием.
При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов.
Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Его мастерская располагалась над кондитерской и в течение некоторого времени Альфонс Муха делил помещение с Ван Гогом. В настоящее время она живет в Чехии.
Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Но это не так. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. В своем оригинальном стиле Муха создал яркие графические серии «Цветы», «Времена года», «Драгоценные камни», «Деревья», «Звезды», «Искусства». Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима.
Чешский художник и дизайнер. Тогда Муха стал брать уроки рисования. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества.
Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Музей Альфонса Мухи, Прага. Рубин, 1900 год. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви.
«Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в Южной Моравии, в небольшом городке Иванчице (территория Австро-Венгрии) в семье судебного чиновника. Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс.
Поворотным моментом в судьбе Альфонса Мухи стал заказ от театра «Ренессанс» на афишу для представления «Жисмонда» с великой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»).
Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Также Муха придумывал декорации для постановок, костюмы и украшения.
Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Весна, 1894 год. В настоящее время она живет в Чехии. Славянский Эпос, 1928 год. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Является единственным официальным музеем художника.
В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Экспозиция цикла картин «Славянская эпопея» расположена в Крумлове, в Моравии и в настоящее время существует план строительства специального здания для ее экспонирования. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи.
Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Прекрасные «женщины Мухи» печатались тысячными тиражами на открытках, плакатах игральных картах.
Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Также Муха оформлял спектакли, выполняя костюмы, декорации, декоративные панно и даже витражи, сотрудничал с ведущими журналами, делая для них рекламные плакаты, где неизменно присутствовало изображение прекрасной женщины, погруженной в орнаментальный мир роскоши и неги Среди прославленных графических работ мастера -серии «Времена года» (1896), «Цветы» (1897), «Звезды» (1902), Лучшие живописные творения Мухи цикл из 20 картин «Славянский эпос» (1913-30). Он сотрудничал с такими журналами как «Маленькая французская иллюстрация», «Народная жизнь» («La Vie populaire») и газетами «Фигаро» и «Парижская жизнь». А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы.
В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Музей Альфонса Мухи, Прага. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар.
Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. В это время Муха стал очень известен. Афиша стала революционной. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались.
Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Начал свою творческую карьеру как художник-оформитель. Новый Свет принял её с бльшим энтузиазмом, часть славянской эпопеи выставлялась в Нью-Йорке в 1921 году. Дама с камелиями, 1896 год. Да и самого художника в Европе порой считают французом.
Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». По ее настоянию Муха получил должность главного декоратора театра. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Холст, масло.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи.
Дело в том, что тогдашняя публика привыкла к чёрно-белым плакатам, с кучей текста и минимумом картинок, а Муха нарисовал яркий постер в золотых тонах, с Сарой Бернар во весь рост. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»). 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным.
Хитилова была соотечественницей Мухи. представитель модерна. Ему пришлось прервать системные занятия живописью и зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Талант живописца рисует множество образов – это и томные барышни и изящные принцессы и соблазнительные красавицы и прекрасные богини. От того, что здесь его называют Мюша. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Растительные орнаменты, также являются отличительной чертой творчества художника. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников.
В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника.
Альфонс Муха (чеш. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже.
Муха был технически искусным художником, академический стиль живописи уже давно миновал пик своего расцвета и для того, чтобы заработать Муха начал рисовать иллюстрации к книгам и журналам. Коммерческий успех и широкое признание творчество Мухи получило в 1893 году, когда художник получил заказ от театра «Ренессанс» – ему предстояла написать афишу представления «Жисмонда», в котором играла сама Сара Бернар. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов – иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная.
Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Альфонс Мариа Муха (чеш. Наиболее известны «Дама с камелиями», «Тоска», «Медея», «Самаритянка» и «Гамлет». Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения.
Приведем краткое описание картины. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Заказов было море.
Муха выступал и как дизайнер этих постановок по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. Петра и Павла в соседнем городе Брно. Посетители узнают и детали личной жизни автора. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью.
Изумруд, 1900 год. Mucha Museum, Прага. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры.
Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Топаз, 1900 год.
Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос.
В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Слева автопортрет художника. Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году.
К периоду обучения относятся и его первые пробы живописи, в частности, акварель «Жанна дАрк». Название пришло из Франции. Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ). Он с удовольствием писал то, что любил сам. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Близится Рождество.
От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар.
Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет. Художественное образование получает в Брно. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»8.
Мать художника, Амалия Муха, была дочерью богатого мельника. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс».
Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Художник иллюстратор, дизайнер ювелирных изделий и декоратор интерьеров, основоположник и один из наиболее ярких представителей стиля «модерн». Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Портрет Ярославы, 1927-1935 гг.
Техника создания – масло и яичная темпера.
Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития.
Это было время творческих скитаний и поисков себя. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Парижское издательство «Шампенуа» заключило с Мухой эксклюзивный контракт на печать его произведений. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи.