В результате двадцать монументальных картин Альфонса Мухи, вошедших в «Славянскую эпопею» стали достоянием Праги. Муха за всю свою жизнь написал несколько сотен картин и плакатов. В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства. Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты и картины из цикла «Славянский эпос». Все критики отмечают «поющие» линии на картинах Мухи и изысканный колорит, тёплый, как женское тело.
Томные барышни, королевы, принцессы, чаще прекрасные богини плодородия, женщины на картинах Мухи скорее Евы, чем тёмная искусительница, страстная Лилит. Для оформления заказа и покупки репродукции картины Альфонса Мухи нужно выбрать понравившуюся картину и нажать на кнопку Заказать под изображением.
Иногда гений становится гением не благодаря, а вопреки чему-то. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». У них родились две дочери и сын – все они выросли очень талантливыми людьми, унаследовавшими дар отца. Ведь редкий гость, даже самый гениальный, сможет принести с собой тепло и изысканность. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Оформительскую задачу художник решал комплексно.
В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Как художник Альфонс Муха рисовал серию плакатов для постановок театра «Ренессанс», с его ведущей актрисой – знаменитой Сарой Бернар в центре композиций. Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш.
В 1880 году работает театральным художником-декоратором в прекрасной и восхищающей его Вене. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Жизнь его родителей не была даже приближена к творческой.
Работы Мухи имели свой неповторимый стиль. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Славянская Эпопея стала поэтизацией истории, свершившейся, по мнению чешских искусствоведов, с некоторым опозданием, — зато выполненной художником Муха с поразительным профессионализмом.
Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Интересно, что в её чувствах к Мухе отсутствовал материальный расчёт: к моменту брака долги Мухи намного превышали его состояние.
Тогда Муха стал брать уроки рисования. С этого момента начнет свое рождение уникальный и узнаваемый стиль Мухи. Афиша стала революционной. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов.
Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви.
И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров.
Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга.
В 1906 году мастер женится на Марии. Художественное образование получает в Брно. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. В настоящее время она живет в Чехии.
Частная коллекция. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас.
Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Весна, 1894 год. В представлении принимала участие Сара Бернар. Декоративные панно были выпущены ограниченным тиражом большого размера их печатали на шелковой или плотной бумаге, пышно обрамляли и вешали на стенах или они оформляли ширмы.
Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года.
Обучение продолжает в Академии художеств в Мюнхене, а после – академии Р. Жюльена в городе Париже. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар.
Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. От заказов не было отбоя.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно.
Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Благодаря этому Альфонсом будет получено блестящее художественное образование. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Музей Альфонса Мухи, Прага.
Холст, масло. Но на этом сказка закончилась. Затмить славу Уильяма Морриса, английского художника и дизайнера, работавшего над изысканными, роскошными изданиями, Альфонсу Мухе, конечно, не удалось, да и с общепризнанным и отточенным изяществом чернобелой тоновой ксилографии многокрасочная литография соперничать не могла. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Музей Альфонса Мухи, Прага. Приглядитесь к этим картинам. В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии и Стриндберг.
И желание познать его многообразие отразилось прежде всего в той сфере, в которой проще было совмещать опыт противоположных мироощущений – в искусстве. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Альфонс Муха дал начало новому стилю в искусстве, став образцом для подражания для многих известных художников рубежа XIX – XX столетий. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Это новое направление, с энтузиазмом подхваченное французскими художниками, основой которого послужило именно ломка старых традиций, характеризовалось еще и повышенным интересом к восточным мотивам.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Он писал для ее выступлений афиши, рекламные плакаты, стал главным декоратором возглавляемого ею театра Ренессанс. Так же в этот период он на заказ иллюстрирует многотомную «Историю Германии».
Альфонс Муха – один из знаменитейших художников конца IXX – начала ХХ веков, прославившийся своими работами в неповторимой манере, в рамках художественного и архитектурного стиля, который во Франции тогда назвали «Ар-нуво», в Германии «Югендстиль», а в остальном мире его обычно именуют «Модерн». И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках.
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Топаз, 1900 год. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем.
Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. 1893 год. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс».
У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Среди работ исполненных Мухой за время его первого, более чем двухмесячного пребывания в НьюЙорке, — большое изображение Богоматери для монастыря Святого Сердца и портрет архиепископа Ферлея.
Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Великая актриса была очарована работой.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»8. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Мальчик с детства хорошо рисовал. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Рубин, 1900 год.
франков. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Хотя Муха считал Эпопею самой значимой работой, она была принята довольно холодно европейской публикой- вкусы изменились, да и Первая мировая война повлияла. Все это делает творения Альфонса Мухи значительной вехой в истории мирового художественного искусства.
Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии. Интересна история внучки Мухи.
Разве смогло бы выжить в такой почве зерно таланта. После первой мировой войны художник возвращается на родину. У неё две дочери. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице.
Новые моменты в жизни связаны с Парижем. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Все произведения Мухи полны плавных гнутых линий – кудри, драпировки, ветви, стебли цветов, различные узоры – что является одной из важнейших черт модерна, который отказывается от острых граней и углов в пользу подражания природе. В числе коллекции несколько известных серий, например: «Времена года» или «Драгоценные камни», в которых знаменитые на весь мир нежные, томные девушки утопают в цветах на фоне ярких замысловатых орнаментов.
Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Интересна история внучки Мухи. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар.
Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Аметист, 1900 год.
На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках.
Мадонна лилий, 1905 год. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках. В ту пору он заинтересовался историей славян.
От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи.
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Художник моментально становится знаменитым.
В нем чувствуется душа автора, его пронзительная любовь к родине и изумительное чувство прекрасного. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Однако можно предположить, что актриса сделала это не столько из-за таланта Мухи, сколько из-за собственного тщеславия. Картины отличались насыщенностью красок и деталей.
У неё две дочери. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Близится Рождество.
А ведь выжило и проросло. Но судьба благосклонна к гению. Предки его занимались выращиванием винограда. Чуть позже Бернар настояла на кандидатуре Мухи в качестве главного декоратора. В течение последующих нескольких лет, он создал множество декораций, костюмов и украшений для постановок театра, а так же регулярно получал частные заказы, где были и частые пожелания заполучить копию какой-либо его работы и крупные проекты вроде оформления интерьера. Ближе к закату карьеры писал цикл эпических полотен под названием «Славянская эпопея», которую он подразумевал как дар родному чешскому народу. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Альфонс Муха (чеш.
Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Родился Альфонс Муха в 1860 году.
Хитилова была соотечественницей Мухи. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Это было довольно прибыльным делом. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире.
Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. Приведем краткое описание картины. Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника.
Занимался он и практической работой. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». В 1920 году после Первой Мировой войны Чехословакия получила независимость от Австро-Венгрии. Да еще как. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».
50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен.
Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток.
Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi). Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров — Климта, Врубеля, Бакста — произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Холст, масло. Семья была большая. Сара Бернар была под таким сильным впечатлением от работы художника, что она тут же предложила художнику шестилетний эксклюзивный контракт. Дама с камелиями, 1896 год.
Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Он согласился. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев».
Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. Акварели эти художник называл «Блаженствами». После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Сначала билеты и афиши, затем декорации. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Когда в 1918 году провозглашается республика, Альфонс Муха получает заказ на изготовление чехословацких почтовых марок, государственного герба и денежных знаков. От того, что здесь его называют Мюша. Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год. Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн).
Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Mucha Museum, Прага. Спасибо увлечению любительским театром. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре.
Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Альфонс был первым сыном во втором браке. Музей Альфонса Мухи, Прага. Хитилова была соотечественницей Мухи. Сегодня произведения мастера входят в коллекции музеев различных стран мира, а в Праге есть музей, полностью посвященный творчеству знаменитого земляка. Муха остался без средств к существованию. Холст, масло. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи».
Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Тем летом он решил отдохнуть от Парижа и своей ежедневной работы –создания плакатов и иллюстраций, он уезжает в Ипанию, а затем – на Балканы. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Увидев результаты работы, граф решит принять участие в судьбе художника.
«Сара была великолепна», — вспоминал Муха. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Тот пригласит художника для оформления собственного замка. Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов.
Я предложил мою работу о драпировках. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Сам Альфонс увлекался с детства пением и изредка пробовал рисовать. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». И тут снова вмешается театр.
Посетители узнают и детали личной жизни автора. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. В настоящее время она живет в Чехии. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами.
3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире».
Холст, масло. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
Это было время творческих скитаний и поисков себя. Церковь отозвалась резко и крайне негативно о том, что художник затронул языческую дохристианскую историю человечества, но поклонники творчества и сам художник уже не обращали на эти выпады внимания. На его картинах будет царить загадочная незнакомка с пленительной улыбкой. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа.
В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Техника создания – масло и яичная темпера.
Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. На фото справа изображен плакат, созданный Альфонсом Мухой в 1930 году к выставке всех своих полотен Славянской эпопеи.
Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Позже у них рождаются две дочери и сын.
Он с удовольствием писал то, что любил сам. С 1904 по 1913 гг.
С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру.
Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов.
Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Например, аметист – это ирисы. Изумруд, 1900 год. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Славянский Эпос, 1928 год. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Является единственным официальным музеем художника. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Еще позже, судьба сведет Муху с графом Куэн-Беласи.
Оставив борт пришвартовавшегося в НьюЙорке французского парохода, 6 марта 1904 года художник впервые ступил на американскую землю. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. На фото слева: Цветок, 1897 год. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.
Обе они в определённой степени унаследовали таланты своего прадеда — как к изобразительному искусству, так и к музыке. Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма.
С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. Он рисовал афиши для различных театральных постановок.
Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Он тут же сделал наброски в своем альбоме. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге.
В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. И передавал свою любовь через декоративную живопись людям. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли.
Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Репродукции, сделанные с работ Мухи, станут добрыми гостями в вашем доме. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров.
В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Впереди Муху ожидает работа судебного писаря. Портрет Ярославы, 1927-1935 гг. Эта книга была подлинным произведением искусства издательским успехом, о котором в ту пору много говорили.
Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Принцесса Гиацинт, 1911 год. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику.
От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Фоном для красавицы станут замысловатые орнаменты. Благодаря последним, он прославился и обрел популярность среди современников.
Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Проводя все свободное время в его стенах, он начнет рисовать. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым».
Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и супруги художника – Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой.
Вся работа заняла у Мухи три месяца. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным.
В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе.
Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна.