Все критики отмечают «поющие» линии на картинах Мухи и изысканный колорит, тёплый, как женское тело. В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства. Весной 1913 года Альфонс Муха отправился в Россию, чтобы собрать материалы для будущих картин цикла.
- Сегодня на уроке мы снова «посетим» картинную галерею и познакомимся с жизнью, творчеством художника А. Мухи, его известным произведением. Для оформления заказа и покупки репродукции картины Альфонса Мухи нужно выбрать понравившуюся картину и нажать на кнопку Заказать под изображением. Томные барышни, королевы, принцессы, чаще прекрасные богини плодородия, женщины на картинах Мухи скорее Евы, чем тёмная искусительница, страстная Лилит. В результате двадцать монументальных картин Альфонса Мухи, вошедших в «Славянскую эпопею» стали достоянием Праги.
Муха за всю свою жизнь написал несколько сотен картин и плакатов. Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей: все три обладали этим типом внешности.
Занимался он и практической работой. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Благодаря последним, он прославился и обрел популярность среди современников. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Это типичный комплекс Толстого, Достоевского, который Муха великолепно почувствовал. В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Связь с Россией и интерес к русским темам не исчезли у Мухи и в советскую эпоху. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (известная акварель «Жанна дАрк»). В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и, к сожалению, подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Холст, масло. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Ведь редкий гость, даже самый гениальный, сможет принести с собой тепло и изысканность.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Он иллюстрировал детские книги и на их выпуске сделал себе состояние. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага.
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. В эти годы Муха приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров -- от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры и т. д. ). В Мюнхене Муха увлекся декоративно – прикладным искусством.
Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью.
После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Вся работа заняла у Мухи три месяца. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера.
Фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок стала его фирменным знаком. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США, где жил и работал до 1910года и считался крупнейшим художником современности.
Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Приведем краткое описание картины.
Художественная галерея «Салон ста» была организована в 1893 году и находилась в помещении художественного журнала «La Plume», активно проводившего идеи стиля Ар нуво. Портрет Ярославы, 1927-1935 гг. Интересна история внучки Мухи.
Он это выразил двумя словами vasniva pasivita – страстная пассивность. У неё две дочери. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций.
Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш.
Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Но это не так.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в пестрый мир роскоши и неги. Во Франции Муха был известен в транскрипции его фамилии на французском языке – Муша.
Главное здесь для Мухи выражение русскости через категорию страдания. Разве смогло бы выжить в такой почве зерно таланта. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere.
Жизнь его родителей не была даже приближена к творческой. Задачей галереи было не только декларирование нового стиля, но также «демократизация» изобразительного искусства, получившего название «искусство для дома». Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Да и самого художника в Европе порой считают французом.
Техника создания – масло и яичная темпера. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В числе коллекции несколько известных серий, например: «Времена года» или «Драгоценные камни», в которых знаменитые на весь мир нежные, томные девушки утопают в цветах на фоне ярких замысловатых орнаментов. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Великая актриса была очарована работой. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Интересна история внучки Мухи.
Муха чувствовал себя достаточно уверенным в своих художественных способностях, чтобы заняться портретной живописью. Творчеству Альфонса Мухи посвящены музей в Праге, открытый в феврале 1998 года недалеко от Вацлавской площади, в центре города, экспозиция цикла «Славянская эпопея» в Моравски-Крумлове и выставка о ранних годах его жизни в отреставрированном здании бывшего суда в Иванчице. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы.
Moravsky Krumlov доступна для осмотра с 1963). В 1901 году издание повторили в Праге на чешском и немецком языках.
Среди первых работ Мухи в этой технике -- выполненный в Мюнхене в 1886 году станковый лист на библейский сюжет «Сусанна и старцы». Иногда гений становится гением не благодаря, а вопреки чему-то. Афиша стала революционной. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Он согласился. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году.
Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Он наверняка знал картину Сурикова «Утро стрелецкой казни», поскольку все фигуры на его картине помещены точно на том же фоне, как фигуры на картине Сурикова. Музей Альфонса Мухи, Прага.
Дело в том, что тогдашняя публика привыкла к чёрно-белым плакатам, с кучей текста и минимумом картинок, а Муха нарисовал яркий постер в золотых тонах, с Сарой Бернар во весь рост.
Возможно, в этом решении сказались традиции классических академий живописи. Да еще как. Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Чуть позже Бернар настояла на кандидатуре Мухи в качестве главного декоратора. В течение последующих нескольких лет, он создал множество декораций, костюмов и украшений для постановок театра, а так же регулярно получал частные заказы, где были и частые пожелания заполучить копию какой-либо его работы и крупные проекты вроде оформления интерьера. Ближе к закату карьеры писал цикл эпических полотен под названием «Славянская эпопея», которую он подразумевал как дар родному чешскому народу. Именно это заинтересовало Муху прежде всего.
Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Оформительскую задачу Муха решал комплексно. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон».
Название пришло из Франции. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица -- очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Ярмила Муха-Плоцкова родилась в Праге в 1950 году, является выпускницей пражского Факультета архитектуры и Академии изящных искусств. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. Холст, масло. В 1913 году отмечалось трёхсотлетие дома Романовых. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Проводя все свободное время в его стенах, он начнет рисовать.
На фото слева: Цветок, 1897 год. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в Нью-Йорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи -- «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире».
Тем не менее он заботился об образовании своих детей и сумел дать сёстрам Мухи образование, которое было редкостью по тем временам. Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Посетители узнают и детали личной жизни автора.
Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи. Масштабные академические картины на исторические темы были актуальны для европейской живописи в начале 19 века, в эпоху романтизма. Например, аметист – это ирисы. Eibenschutz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна.
Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты и картины из цикла «Славянский эпос». А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. На протяжении пяти лет художника преследовали финансовые проблемы.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Он писал для ее выступлений афиши, рекламные плакаты, стал главным декоратором возглавляемого ею театра Ренессанс. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Один из ярчайших представителей стиля модерн.
Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Мадонна лилий, 1905 год. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Бумага эта почему-то была названа именем библейского праведника Иова. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование.
В отделе под названием «Парижские плакаты» центральное место уделяется театральным афишам с изображением великой французской актрисы Сары Бернар – на одной – в образе «Джизмонды», на другой – «Медеи». Это было довольно прибыльным делом. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. С этого момента начнет свое рождение уникальный и узнаваемый стиль Мухи. Альфонс был первым сыном во втором браке. В настоящее время здесь представлена лишь часть творчества Мухи.
Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. В 20 веке они уже ничего не давали для развития живописи, как искусства. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Несмотря на дороговизну, «Ильзе, принцесса Тирольская» имела успех.
Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма. На фото справа изображен плакат, созданный Альфонсом Мухой в 1930 году к выставке всех своих полотен Славянской эпопеи.
Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Муха был технически искусным художником, академический стиль живописи уже давно миновал пик своего расцвета и для того, чтобы заработать Муха начал рисовать иллюстрации к книгам и журналам.
Слева автопортрет художника. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Бедность тоже имеет право на красоту, - любил говорить Муха.
В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Восхищенный его творчеством граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Он с удовольствием писал то, что любил сам.
Но судьба благосклонна к гению. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих».
Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии. Альфонс Муха включил в сюжет реальные исторические события, произошедшие в XIII веке в Европе. Необычайная пластика фигур, необыкновенная привлекательность и очарование изящных завораживающих мухинских девушек и дам снискали ему заслуженную славу певца женской красоты. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс».
Топаз, 1900 год. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов.
На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Это было время творческих скитаний и поисков себя.
Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Тем не менее денег эти заказы приносили немного. Крейн сам был очень талантливым художником. В 1900году Муха принимает участие в отделке павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. Муха остался без средств к существованию. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души».
В 1906 Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой. Своё мнение критики основывали на том, что эпос Мухи опоздал по времени на целое столетие. Оригинальные рисунки воспроизводились в технике фототипии. И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов.
В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. К концу его жизни интерес к нему был потерян: в Чехословакии 30-х годов его творчество считалось и устаревшим (период расцвета функционализма) и чрезмерно националистическим. Не забывал он и о воспитании сына. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись.
Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в Нью-Йорк, на этот раз вместе с женой. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие -- «La Femme Muchas».
Художник продолжал работать над циклом «Славянский эпос», делал эскизы новых картин. Художник моментально становится знаменитым. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. В феврале 1897 года в Париже, в крохотном помещении частной галереи «La Bordiniere», открывается его первая выставка -- 448 рисунков, плакатов и эскизов.
Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. В этом же году Муха пишет огромное полотно, которое имеет четыре названия: «Женщина в степи», «Звезда», «Сибирь», «Зима». После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Ivancice, нем. У неё две дочери. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн -- Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде.
Есть там и коллекция фотографий сделанных художником в 20-е годы прошлого столетия. Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). После обретения Чехословакией независимости новому государству понадобилась своя валюта.
Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Сначала билеты и афиши, затем декорации. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Будучи большим патриотом, Муха выполнил заказ использовав все свое мастерство.
Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Увидев результаты работы, граф решит принять участие в судьбе художника. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Приглядитесь к этим картинам. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда».
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, -- ответил Муха, -- но я могу попробовать». «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. В настоящее время разрабатываются планы строительства в пражском парке Стромовка, недалеко от бывшего выставочного комплекса, специального здания для экспонирования «Славянской эпопеи». Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899).
Выбор года путешествия в Россию был не случаен. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Из-за финансовых трудностей патрон Мухи граф Куэн-Беласси больше не мог снабжать деньгами своего подопечного и молодой художник быстро оказался на мели.
Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. В современном понимании он был сторонником социального государства. Тогда Муха стал брать уроки рисования. После первой мировой войны художник возвращается на родину. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Оно находится в музее Альфонса Мухи в Праге.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год. В 1906 году мастер женится на Марии.
В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. Однако в завершающей картине цикла «Славянской эпопеи», которая называется «Апофеоз – славянство для будущего» русские и Россия отсутствуют. Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже».
Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
Среди работ исполненных Мухой за время его первого, более чем двухмесячного пребывания в Нью-Йорке, -- большое изображение Богоматери для монастыря Святого Сердца и портрет архиепископа Ферлея. Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику. Впереди Муху ожидает работа судебного писаря. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi).
Он голодал, жил в долг, а кроме того, долго и тяжело болел. Тот пригласит художника для оформления собственного замка. Один экземпляр оттиснули на пергаменте, один -- на шелке, 15 -- на японской бумаге, 35 -- на рисовой бумаге, а остальные 180 на веленевой.
И тут снова вмешается театр. Позже у них рождаются две дочери и сын. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Техника оригиналов -- литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы».
Он вернулся в Моравию, в город Микулов, здесь он познакомился с графом Куэн-Беласси, который заказал ему оформление Эммахофского замка. В 1922 г., когда был голод в советской России и было организовано международное общество «Помгол», Муха создал плакат, на котором была изображена женщина, держащая на руках ребенка, умирающего от голода. Благодаря этому Альфонсом будет получено блестящее художественное образование. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России». Аметист, 1900 год. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Принцесса Гиацинт, 1911 год.
Ей очень нравились работы Мухи, которые она считала глубоко символичными и наполненными славянским духом. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани.
Изумруд, 1900 год. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Музей Альфонса Мухи, Прага. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Холст, масло. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Новые моменты в жизни связаны с Парижем.
В 1904-1913 годах он побывал здесь шесть раз. Сочетание таких противоположных вещей и составляет сущность загадочной русской души. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха.
Получив образование в Брно, а затем в Мюнхене и в Париже, начал свой творческий путь автор с иллюстраций в модных журналах. А ведь выжило и проросло. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен.
Муха посетил Третьяковскую галерею в Москве и оставил там восторженный отзыв. Mucha Museum, Прага. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций.
Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле.
В настоящее время она живет в Чехии. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Сам Альфонс увлекался с детства пением и изредка пробовал рисовать.
50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Художественное образование получает в Брно. Работы Мухи имели свой неповторимый стиль.
Еще позже, судьба сведет Муху с графом Куэн-Беласи.
Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Первый в мире музей Альфонса Мухи был создан в Японии. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Хитилова была соотечественницей Мухи.
Заказы посыпались на художника словно из рога изобилия. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение.
Репродукции, сделанные с работ Мухи, станут добрыми гостями в вашем доме. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. От заказов не было отбоя.
Он был очень этим горд. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш.
Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году. В 1928 Муха заканчивает свою «Славянскую эпопею» и дарит городу Праге двадцать массивных полотен, посвященных знаменательным событиям в истории славянских народов. 1893 год. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах.
Эпос Мухи планируется вернуть в Прагу в 2010 году. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Но на этом сказка закончилась.
В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов.
Мальчик с детства хорошо рисовал. «Мой дорогой Муха, -- сказал он, -- только что мне позвонила Сара Бернар. После пожара в «Рингтеатре» в 1881, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясен, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов, где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной.
Родился Альфонс Муха в 1860 году. Фоном для красавицы станут замысловатые орнаменты. Осенняя погода приносила простуду. Муха начал работу над одним из самых больших проектов в своей жизни -- национально – историческим циклом огромных картин, который Муха назвал «Славянский эпос».
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»8. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года.
В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Спасибо увлечению любительским театром. В настоящее время она живет в Чехии.
Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Холст, масло. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня).
Хитилова была соотечественницей Мухи. Картины написаны маслом в сочетании с яичной темперой. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим.
Этот плакат сейчас висит на постоянной экспозиции Мухи на Староместской площади в Праге. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Хитилова была соотечественницей Мухи. От того, что здесь его называют Мюша.
Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Родословная Мухи по линии отца – это родословная потомственных виноградарей.
Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника.
Это мнение сыграло свою роль в судьбе эпопеи Альфонса Мухи в его родной стране. Является единственным официальным музеем художника. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Дама с камелиями, 1896 год. В детстве Муха увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника.
Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах.
За шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Проект финансировал чикагский миллионер Чарльз Крейн. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет.
Рубин, 1900 год. На его картинах будет царить загадочная незнакомка с пленительной улыбкой.
Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Как художник Альфонс Муха рисовал серию плакатов для постановок театра «Ренессанс», с его ведущей актрисой – знаменитой Сарой Бернар в центре композиций. Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн).
Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Книга была издана в формате 395 на 310 мм. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи».
Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Демократизм изначально был свойственен характеру Альфонса Мухи. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. К сожалению, Амалия тоже преждевременно ушла из жизни и отец Мухи остался один, с шестью детьми разного возраста на руках.
В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Музей Альфонса Мухи, Прага. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. А вместе с ней взошла звезда и никому ранее не известного художника Альфонса Мухи. Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения.
Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. В представлении принимала участие Сара Бернар. Весна, 1894 год.
Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова покровительствовала развитию своеобразного стиля «русский православный модерн» и защищала этот стиль от его критиков. Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
Альфонс Муха – один из знаменитейших художников конца IXX – начала ХХ веков, прославившийся своими работами в неповторимой манере, в рамках художественного и архитектурного стиля, который во Франции тогда назвали «Ар-нуво», в Германии «Югендстиль», а в остальном мире его обычно именуют «Модерн». Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. И передавал свою любовь через декоративную живопись людям. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс».
Частная коллекция. Альфонс Муха (чеш. Славянский Эпос, 1928 год. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Мария позировала для многих поздних картин Альфонса и в его героинях мы можем угадать ее черты. Близится Рождество.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора.
Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Музей в Праге был открыт благодаря активности внука Мухи – Джона Мухи. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), в 1889 году заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием.
Помимо этого он время от времени подрабатывал, давая частные уроки живописи.