Для оформления заказа и покупки репродукции картины Альфонса Мухи нужно выбрать понравившуюся картину и нажать на кнопку Заказать под изображением. Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты и картины из цикла «Славянский эпос». В результате двадцать монументальных картин Альфонса Мухи, вошедших в «Славянскую эпопею» стали достоянием Праги. В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства.
Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы. Работы Мухи имели свой неповторимый стиль.
С 1904 по 1913 гг. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. Он серьезно занимался пением, но в 1875 году был вынужден отказаться от любимого занятия, так как его голос стал ломаться. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Занимался он и практической работой.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Все костюмы, украшения и декорации также выходят из-под пера Альфонса.
В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Близится Рождество. Чуть позже Бернар настояла на кандидатуре Мухи в качестве главного декоратора. В течение последующих нескольких лет, он создал множество декораций, костюмов и украшений для постановок театра, а так же регулярно получал частные заказы, где были и частые пожелания заполучить копию какой-либо его работы и крупные проекты вроде оформления интерьера. Ближе к закату карьеры писал цикл эпических полотен под названием «Славянская эпопея», которую он подразумевал как дар родному чешскому народу. В настоящее время она живет в Чехии. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. франков.
В представлении принимала участие Сара Бернар. Холст, масло. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразые орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием.
Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Mucha Museum, Прага. Он стал писать афиши, плакаты, открытки.
«Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Художественное образование получает в Брно.
И тут снова вмешается театр. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса.
Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня).
После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
Мы помним не столько его имя, сколько его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев и у дизайнеров. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Сам Альфонс увлекался с детства пением и изредка пробовал рисовать. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Музей Альфонса Мухи, Прага.
В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной.
Да еще как. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар.
После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре— вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества.
Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Какое-то время в этот период Альфонс Муха работает бок о бок с Ван Гогом, т. к. 1893 год. Муха остался без средств к существованию.
В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». После первой мировой войны художник возвращается на родину. Техника создания – масло и яичная темпера. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма. Предки его занимались выращиванием винограда. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Вся работа заняла у Мухи три месяца.
Альфонс Муха – один из знаменитейших художников конца IXX – начала ХХ веков, прославившийся своими работами в неповторимой манере, в рамках художественного и архитектурного стиля, который во Франции тогда назвали «Ар-нуво», в Германии «Югендстиль», а в остальном мире его обычно именуют «Модерн». Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Портрет Ярославы, 1927-1935 гг. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. С этого момента начнет свое рождение уникальный и узнаваемый стиль Мухи.
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Туда его устроил отец. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова.
На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Он с удовольствием писал то, что любил сам. После этой работы Альфонс Муха проснулся известнейшим художником Парижа.
Благодаря этому Альфонсом будет получено блестящее художественное образование. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно. Там Альфонс работает в качестве художника-декоратора театра.
На следующий год- вторая, более крупная – в салоне de Cent, а затем она объехала всю Европу. Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. В это же время Муха переезжает в США по приглашению Американского общества иллюстраторов, где продолжает работать до 1910 года. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Родился Альфонс Муха в 1860 году. Но это не так.
Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Альфонс Муха (чеш. Семья была большая. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души».
Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и супруги художника – Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Например, аметист – это ирисы. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Посетители узнают и детали личной жизни автора.
Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. В 1906 году мастер женится на Марии. Ему пришлось прервать системные занятия живописью и зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Один из ярчайших представителей стиля модерн. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах.
Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Название пришло из Франции.
Некоторое время он работает художником по декорациям для театра, а затем его приглашают расписывать стены замка графа Куэн-Беласси. Это было довольно прибыльным делом. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов).
Среди работ исполненных Мухой за время его первого, более чем двухмесячного пребывания в НьюЙорке, — большое изображение Богоматери для монастыря Святого Сердца и портрет архиепископа Ферлея. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. В нем чувствуется душа автора, его пронзительная любовь к родине и изумительное чувство прекрасного. Ему приходится бросить занятия серьезной живописью. Репродукции, сделанные с работ Мухи, станут добрыми гостями в вашем доме. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки.
С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Альфонс Муха, картины которого стали популярны не только на родине, но и в других странах, за свою жизнь смог добиться ошеломительного успеха. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования.
Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году.
Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Разве смогло бы выжить в такой почве зерно таланта. Книга была издана в формате 395Ч310 мм.
Сначала это была Академия Жюлиана, а впоследствии – Академия Коларосси. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. У неё две дочери. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Оформительскую задачу художник решал комплексно.
Художник моментально становится знаменитым. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. А ведь выжило и проросло. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей.
Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Но судьба благосклонна к гению. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире».
Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Интересна история внучки Мухи. Важным элементом произведений Мухи становится полусфера, по-разному декорированная и всюду удачно вписанная в общий сюжет. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Принцесса Гиацинт, 1911 год. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Дама с камелиями, 1896 год. Следующие несколько лет он посвятил созданию Славянской Эпопеи, серии из двадцати монументальных полотен. Какое-то время Альфонс работал в местном суде на скучной должности писаря, свободное время посвящая созданию декораций и афиш для любительского театра.
У неё две дочери. Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Позже у них рождаются две дочери и сын. Увидев результаты работы, граф решит принять участие в судьбе художника. В 1888 Муха впервые побывал в Париже.
В 1879 году он получил в Вене должность помощника в фирме, которая занималась декорациями и реквизитом, где он добился известности в театральном дизайне интерьера. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. На фото слева: Цветок, 1897 год.
Художник брался за любую работу, так или иначе связанную с живописью: рисунки для газет и журналов, рекламные и театральные афиши, открытки, упаковка и т. д. Благодаря последним, он прославился и обрел популярность среди современников.
В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Спасибо увлечению любительским театром. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах.
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Загадочная и грациозная женщина, утопающая в море цветов, всегда изображалась в самом центре произведения. Приведем краткое описание картины. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Он рисовал афиши для различных театральных постановок. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Это было время творческих скитаний и поисков себя.
В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа.
Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение.
Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Проводя все свободное время в его стенах, он начнет рисовать. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Но, до того как добиться головокружительного успеха и позволить себе превратить мастерскую в музей антикварных вещей и раритетов, ему пришлось испытать все трудности и невзгоды жизни неизвестных, непризнанных художников, которых в столице Франции всегда было очень много. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere.
Хитилова была соотечественницей Мухи. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Сначала билеты и афиши, затем декорации. Акварели эти художник называл «Блаженствами».
В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Музей Альфонса Мухи, Прага. Хитилова была соотечественницей Мухи.
Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. В числе коллекции несколько известных серий, например: «Времена года» или «Драгоценные камни», в которых знаменитые на весь мир нежные, томные девушки утопают в цветах на фоне ярких замысловатых орнаментов.
Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Название пришло из Франции. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой.
В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Холст, масло.
А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. Уже в школьном возрасте начал рисовать, а после окончания гимназии решил поступать в Прагу в Академию художеств. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова.
Аметист, 1900 год. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Приглядитесь к этим картинам. От того, что здесь его называют Мюша. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США.
Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Оригинальные рисунки воспроизводились в технике фототипии, которая, к слову сказать, также была изобретена чехами.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Иногда гений становится гением не благодаря, а вопреки чему-то. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Тот пригласит художника для оформления собственного замка. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире.
Один из ярчайших представителей стиля модерн. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Но на этом сказка закончилась. Слева автопортрет художника.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Изумруд, 1900 год. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Мадонна лилий, 1905 год. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре.
Оставив борт пришвартовавшегося в НьюЙорке французского парохода, 6 марта 1904 года художник впервые ступил на американскую землю. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов.
Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi). Во Франции художника называли Мюша. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным.
В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Он хватался за любую работу: рисовал визитные карточки и приглашения, рекламные плакаты и афиши, меню для ресторанов и этикетки. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон».
Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. И передавал свою любовь через декоративную живопись людям. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Альфонс был первым сыном во втором браке. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
Впереди Муху ожидает работа судебного писаря. Афиша стала революционной. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Еще позже, судьба сведет Муху с графом Куэн-Беласи. Из-за финансовых трудностей патрон Мухи граф Куэн-Беласси больше не мог снабжать деньгами своего подопечного и молодой художник быстро оказался на мели.
Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций. Но вращение в богемных кругах, знакомство с Полем Гогеном и Августом Стриндбергом играют решающую роль в формировании его как художника. В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет.
Ведь редкий гость, даже самый гениальный, сможет принести с собой тепло и изысканность. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Рубин, 1900 год. В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году.
Весна, 1894 год. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Но это не так. В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог.
Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Является единственным официальным музеем художника. Я предложил мою работу о драпировках. Так же в этот период он на заказ иллюстрирует многотомную «Историю Германии».
Холст, масло. Муха был технически искусным художником, академический стиль живописи уже давно миновал пик своего расцвета и для того, чтобы заработать Муха начал рисовать иллюстрации к книгам и журналам. Жизнь его родителей не была даже приближена к творческой. Частная коллекция. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи».
Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов.
Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Тогда Муха стал брать уроки рисования.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар.
Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам.
Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера.
Мальчик с детства хорошо рисовал. Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой.
Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным.
Переломный момент в его жизни связан с заказом от театра Ренессанс в 1894 году. Холст, масло. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках.
Фоном для красавицы станут замысловатые орнаменты. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел.
От заказов не было отбоя. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Бруноф впоследствии купил это кафе и стол с рисунками Мухи стал его главной достопримечательностью.
В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. На его картинах будет царить загадочная незнакомка с пленительной улыбкой. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Отец устраивает сына писарем в суде, а в свободное время Альфонс Муха подрабатывает в театре.
В ту пору он заинтересовался историей славян. Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн). В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием.
Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Музей Альфонса Мухи, Прага. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»).
В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Он согласился. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. В настоящее время она живет в Чехии.
После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Как художник Альфонс Муха рисовал серию плакатов для постановок театра «Ренессанс», с его ведущей актрисой – знаменитой Сарой Бернар в центре композиций. Интересна история внучки Мухи. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. Славянский Эпос, 1928 год.
Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря.
Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Топаз, 1900 год.
А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Великая актриса была очарована работой. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3».
Картины отличались насыщенностью красок и деталей. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое».
Муха выступал и как дизайнер этих постановок по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения. Это была афиша на премьеру спектакля Жисмонда с актрисой Сарой Бернар. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Попасть за кулисы сразу не удалось, поскольку туда разрешали входить только во фраке и цилиндре, которых у Мухи не было и которые пришлось срочно раздобывать. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело.
Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков.
Слева автопортрет художника. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»8. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника.
Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Этот период жизни молодого Мухи сильно повлиял на дальнейшее его творчество.