Спасибо, что познакомили с творчеством Альфонса Мухи. автопортрет -супер. Только такой мужчина мог так хорошо рассказать женщину. И сегодня мы можем любоваться автопортретом Альфонса Мухи и его портретом работы Давида Видгофа, которые напоминают нам об удивительной дружбе людей, чьи судьбы сложились так по-разному.
Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Одним из важных новшеств, введенных «набидами», стремившимися к синтезу искусств, стало непосредственное участие художников в создании рекламы, декораций, плакатов, книжной и прикладной графики, костюмов они рисовали постеры, делали книжные иллюстрации и даже создавали дизайн обоев, тканей, керамики, мебели, фарфора и ковров.
После того как театр сгорел, Альфонс вынужден был переехать в чешский город Микулов, где писал портреты местных дворян. Там он познакомился с графом Куэн-Беласи (Khuen von Belassi) — человеком, сыгравшим в его жизни очень важную роль. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков.
Одним из шедевров пражского музея Альфонса Мухи, единственного в мире официального музея художника, является, безусловно, «Автопортрет в русской рубашке» (1899), выполненный им в год первой поездки на Балканы, которая укрепила его панславистские убеждения. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. В этом крупноформатном календаре Муха проявил всю свою богатую орнаментальную фантазию.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В центре картины всегда была женская фигура – манящая, таинственная, томная, порой – близкая, порой, напротив, – величественная. Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М. » — видимо, Альфонс был не прочь пошалить. В Вене по вечерам он посещал курсы рисования и делал первые иллюстрации к народным песням.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Почти все банкноты правительство доверило разработать Альфонсу Мухе. Муха Альфонс (1860—1939) «Автопортрет» Муха Альфонс, чешский художник, декоратор, график, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво.
Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Высота: 70, 7 «Природа» — скульптура чешского скульптора, художника и дизайнера Альфонса Мухи Этот бюст, созданный из бронзы, серебра и золота, является одним из шедевров декоративной скульптуры конца XIX — начала XX вв.
Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в городе Иванчице, в Моравии, которая была в то время частью Австро-Венгрии. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. За последующие 6 лет по заключенному контракту из-под его рук вышло огромное количество афиш к знаменитым спектаклям – «Дама с Камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска», «Гамлет».
Альфонс Муха сумел использовать свой миг удачи. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Вторая причина носила политический характер. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге.
Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар Муха выступал и как дизайнер этих постановок по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала.
А любовь. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Альфонс Мария Муха (1860-1939 гг) – является Моравско-Чешским художником, театральным деятелем иллюстратором, скульптором и ювелирным дизайнером.
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Да и самого художника в Европе порой считают французом.
Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Творчество художника надолго предали забвению. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» — все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга.
13 Альфонс Муха «Медея», 1898 «Медея» плакат чешского художника Альфонса Мухи изображающий одну из сцен одноимнной трагедии Катулла Мендеса. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. La Plume организовывал регулярные выставки известные как Salon des Cent, «Салон ста». К сожалению, до современного времени многие их этих ювелирных украшений были утеряны и дошли до нас только на фотографиях. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене и академии Р. Жюльена в Париже.
Его сразу же заметили: в «Отчете о деятельности Одесского общества изящных искусств» за 1881 год сказано, что Давид Видгопф награжден I похвальным листом за отличные успехи по рисованию фигур с оригиналов в 1882 году Давид Видгоф был отмечен IV премией (средней бронзовой медалью) за отличные успехи по живописи пейзажей и II похвальным листом по рисованию с гипса. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Всем известна история с его плакатом к спектаклю Gismonda великой Сары Бернар. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами.
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Художник моментально становится знаменитым. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Многие узоры заимствованы из искусства Византии и других восточных стран, что также представляет собой вполне традиционную черту Ар Нуво, который идет рука об руку с ориентализмом и эклектикой.
Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Здесь же, у Шарлотты, Муха познакомился с художниками Выспяньским, Веркаде, Мехоффером, Подковиньским и Слевиньским. Хитилова была соотечественницей Мухи. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток.
В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. С её помощью он достигал неповторимой игры фактур усиливающей художественную выразительность произведений известных сегодня всему миру. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат.
Он согласился. У неё две дочери. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом — «Жанна дАрк». Хотя Ян Гус, Йиржи Подебрад и Пржемысл Отокар II представлены в серии вполне достаточно. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар.
Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Муха остался без средств к существованию. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». На создание данного цикла у него ушло около 20 лет и стало венцом его творчества.
Великая актриса была очарована работой. Интересно, что в её чувствах к Мухе отсутствовал материальный расчёт: к моменту брака долги Мухи намного превышали его состояние. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались.
Тем летом он решил отдохнуть от Парижа и своей ежедневной работы –создания плакатов и иллюстраций, он уезжает в Ипанию, а затем – на Балканы. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Работа была закончена в 1928 году, но, поскольку тогда в Праге не было места для хранения и демонстрации столь масштабных полотен, Славянская эпопея сначала демонстрировалась во Дворце Ярмарок, а после войны была помещена в одном из моравских замков.
После того, как Ярмила доказала, что именно она способна лучше всех справиться с этой задачей, Иржи Муха ноториально предоставил ей эксклюзивное право работы над проектами такого рода. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апофеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Он рисовал афиши для различных театральных постановок.
Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Несколько раз посетил США, где работал как художник и педагог. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя.
Бернар вдохновляла поэтов и писателей, в неё влюблялись мужчины голубых кровей. Оскар Уайльд поэтично называл её «прекрасным созданием с голосом поющих звёзд». Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Надо заметить, что и в современное время они широко тиражируются в виде арт-постеров.
В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним.
В 1887–1922 годах Альфонс Муха жил в основном в Париже. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. «Зодиак» является одним из самых популярных произведений Мухи. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Он задумывает написать монументальные полотна, на которых изображает историю славянских народов.
Картина «Зодиак» — была создана как календарь для журнала «Перо», выполненный техникой цветной литографии в 1896—1897 гг. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. От заказов не было отбоя. Однако финансовые дела графа ухудшились и Муха остался без средств к существованию. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет.
«Зодиак» является одним из самых популярных произведений Мухи. К сожалению и в послевоенные годы официальные круги Чехословакии осуждали творчество Альфонса Мухи как «буржуазно-декадентское». Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Вс это вместе с отчужднной и величественной внешностью придат женщине вид жрицы неизвестного таинственного культа.
Известно как минимум девять вариантов литографии, как с текстом, так и без него. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Окроплнный кровью кинжал и трупы у ног Медеи показывают только что происшедшее преступление, но то, что тела будто бы «вытекают» из фигуры самой Медеи, говорит именно о детоубийстве. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Мария становится для Альфонса новой музой, второй любовью в жизни, как отмечал он сам, после родины. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага.
Планировалось сделать около 36 полотен, но завершено было только 20 из них. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Для Мухи и Видгофа эта рубашка символизировала национальное единство, а «славянский стиль» стал фирменным знаком Альфонса Мухи.
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Это было довольно прибыльным делом. Любопытно, что «Эпопея» была задумана и начала осуществляться ещё в Австро-Венгрии, когда панславизм был актуален и казался перспективным, а завершена уже в Чехословакии, в совсем другой обстановке. Уже в школьном возрасте начал рисовать, а после окончания гимназии решил поступать в Прагу в Академию художеств. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».
В 1906 году мастер женится на Марии. От заказов не было отбоя. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. Но это не так. «Госпожа Сара Бернар как бы создана для изображения удрученного скорбью величия.
В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Альфонс Муха «Природа», 1899—1900 Бронза, серебро, золото.
Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. С этим изданием сотрудничали Пьер Боннар и Анри Тулуз-Лотрек. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Приведем краткое описание картины. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Альфонс Муха, картины которого стали популярны не только на родине, но и в других странах, за свою жизнь смог добиться ошеломительного успеха. Позже Альфонс Муха использовал мотив женщины с этого календаря как основу для своей скульптуры «Природа». Он долгое время перебивался мелкими заказами, пока в его жизни не появилась Сара Бернар (Sarah Bernhardt, 1844–1923), блистательная французская актриса.
Это было время творческих скитаний и поисков себя. Посетители, попавшие в музей Альфонса Мухи, знакомятся с серией арт-постеров, созданных автором в конце XIX века. Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Для него Муха делал дизайн интерьера его ювелирного салона и стенда на Мировой выставке. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника.
Слева автопортрет художника. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. В том же стиле Арт Нуво художником создавались и красочные графические серии аллегорий («Времена года», 1896 «Цветы», 1897 «Месяцы», 1899 «Звезды», 1900). Полотна «Славянской эпопеи» были сняты с экспозиции, «чтобы предотвратить их вредное влияние».
«Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. У них родились две дочери и сын – все они выросли очень талантливыми людьми, унаследовавшими дар отца. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Он заболевает пневмонией, которая привела к смерти в июле 1939 года. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев».
Так, она якобы не знала, кто был отцом её единственного сына и к негодованию добропорядочных дам называла его «плодом прекрасного недоразумения». Геральдическое рыцарствоЗа время шестилетнего сотрудничества между актрисой и Альфонсом возникли тёплые приятельские отношения, о чём свидетельствует их переписка. В настоящее время она живет в Чехии. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы».
В жизнь их воплотил известный мастер и друг художника Жорж Фуке. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Поводов находилось предостаточно.
Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. «Эпопея» представляет собой недвусмысленную пропаганду панславизма.
Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Посетители узнают и детали личной жизни автора. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования.
Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре— вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов. Тогда Муха стал брать уроки рисования. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Но судьба благосклонна к гению.
Получив образование в Брно, а затем в Мюнхене и в Париже, начал свой творческий путь автор с иллюстраций в модных журналах. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. В творчестве «набидов» проявились характерные черты стиля модерн: плоскостность форм, декоративность цвета, прихотливая изогнутость контуров, гармония ритмов, что дает право причислять эту группу к ар-нуво.
Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). В том же году I премией и большой серебряной медалью были награждены Исаак Пастернак и Соломон Кишиневский. Именно для La Plume нарисовал он и ставший знаменитым портрет Альфонса Мухи.
В 1879 году он получил в Вене должность помощника в фирме, которая занималась декорациями и реквизитом, где он добился известности в театральном дизайне интерьера. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене и академии Р. Жюльена в Париже.
1 Муха Альфонс () «Автопортрет» Сахарова Тамара Сергеевна, 2012 г. Муха Альфонс, чешский художник, декоратор, график, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. В жестокие годы сталинизма сын художника, Иржи Муха, был арестован и осуждён семью выгнали из родного дома государственные чиновники продолжали запрещать, конфисковывать и даже уничтожать работы Альфонса Мухи. В конце своей жизни художник Муха Альфонс задумывает создать серию работ об истории славянских народов. Ivanice, нем. Eibenschtz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника, мораванина Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Успех был таким, что многие коллекционеры просто срезали его ночами с афишных тумб. Скорее, отношение Сары Бернар к художнику можно сравнить с покровительством старшей сестры. Приблизительно в это время Муха начал сотрудничать с известным парижским ювелиром Жоржем Фуке. Техника создания – масло и яичная темпера.
Новообразованной стране была нужна своя валюта. После школы он пытался поступить в Пражскую Академию художеств, но провалился и вынужден был устроиться на работу – с помощью отца он поступил писарем в суд, в свободное время подрабатывал в театре.
Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью.
Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. В 1936 году (в связи с банкротством – наступали трудные времена) магазин был закрыт. Несмотря на это, Фуке хватило мудрости демонтировать и сохранить всю отделку (она была передана на хранение в Парижский музей Карнавале). И, пусть кто то в чудеса не верит, однако они бывают. В годах Альфонс Муха жил в основном в Париже. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». С середины 1920-х годов, вернувшись в Чехию, Муха целиком и полностью посвящает себя работе над циклом картин большого формата около 8 на 6 метров «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. В этом крупноформатном календаре Муха проявил всю свою богатую орнаментальную фантазию. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. В те времена Мюнхенская академия делилась на классы (так наз.
С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Муха создал «Природу» для Всемирной выставки в Париже 1900 года. В представлении принимала участие Сара Бернар. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии и Стриндберг. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар.
У неё две дочери. Название пришло из Франции. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году.
Сейчас этот браслет хранится в Японии (Doi Collection) – как экспонат второго по величине коллекционного собрания работ Мухи. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Учеба Мухи и Видгофа в Академии Жюлиана совпала с формированием группы «Наби» (от древнееврейского «пророк», «избранный»), которую создали ученики Академии Поль Серюзье, Морис Дени, Пьер Боннар, Поль Рансон, Эдуар Вийяр, Феликс Валлотон и другие.
11 Картина «Зодиак» была создана как календарь для журнала «Перо», выполненный техникой цветной литографии в гг. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.
Позже у них рождаются две дочери и сын. Муха занимался декорированием графского замка и аристократ был очарован его работами. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»8.
После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887году переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана, а затем в Академию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. У не за спиной встат зловеще-красная заря нового дня. Возможно, Муха достиг бы успеха и без нее, но кто знаетПортрет Milada CernyВ 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар.
На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Околдовала ли Муху Сара Бернар так же, как и плеяды многих других мужчин. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений.
Все ее движения исполнены благородства и гармонии», — писали критики. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апофеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Художник был страстным патриотом своей страны и готов был выложиться на все сто процентов. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
Существует предположение, что это бюст Сары Бернар, однако они скорее всего не верны. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. И хотя художника вскоре выпустили, эти события стали для него роковыми. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Образы меняются от картины к картине до той поры, пока и в жизни и в творчестве художника не остается только одна женщина – Мария Хитилова, его ученица, супруга и муза.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. В настоящее время она живет в Чехии. Муха сотрудничает с различными идательствами. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее.
Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и супруги художника – Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар Муха выступал и как дизайнер этих постановок по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения.
Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. Весенняя ночьДействительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы, он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком. Давид Осипович Видгоф родился в Одессе 5 мая 1867 года. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Только после этого Фуке сделал его из золота и драгоценных камней. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц.
В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Причина проста— еврейские корни и панславистские взгляды.
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Позже Альфонс Муха использовал мотив женщины с этого календаря как основу для своей скульптуры «Природа». «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров.
Интересна история внучки Мухи. Несколько раз посетил США, где работал как художник и педагог. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа.
В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. Актриса любила подыграть публике. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Известно как минимум девять вариантов литографии, как с текстом, так и без него. Хитилова была соотечественницей Мухи. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Один из ярчайших представителей стиля модерн.
Интересна история внучки Мухи. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Является единственным официальным музеем художника. В 1896 году Муха начинает работать в журнале La Plume.