Городские голоса». В набор вошла подборка репродукций картин русского живописца Аполлинария Михайловича Васнецова, посвященных пейзажам Старой Москвы – от времен Юрия Долгорукого до конца XVII столетия. Передвижник и один из основателей Союза русских художников, Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) всерьез был увлечен изучением истории и археологии, являясь также членом Археологического общества и участником различных комиссий по сохранению памятников русской культуры. Его титульный лист «Истории о Варлааме и Иоасафе», выполненный по рисунку Симона Ушакова, свидетельствует о свободном владении техникой резьбы по меди.
Они облачены в праздничные разноцветные одежды. Без сомнения, работы иностранных художников оказывали воздействие на развитие русской живописи, помогая русским художникам выйти на путь реалистического искусства. Алексей Петрович Боголюбов (1824–1896). Впервые будут показаны картины «Москва 30-х годов» (1932) В. Мидлера, «Кузнецкий мост» (1958) О. Васильева, «Кропоткинская улица» (1948) В. Апфельбаума, «Яузские ворота» (1979) И. Сорокина и прочие. Следует отметить, что в росписях на стенах новые веяния дают о себе знать наиболее отчетливо: это и занимательность рассказа и многочисленные бытовые подробности использование в качестве ориентира западноевропейских образцов (в частности известной Библии Пискатора изданной в 1650 году в Амстердаме).
Интересны женская и мужская аллегорические фигуры «Мир» и «Брань»: они трактованы вполне реалистически, так же как и архитектурное обрамление листа. В данной работе мастеров проявляется приверженность к повествовательности. В экспозиции выставки «Москва сквозь века» значительное внимание уделено формированию иконографии города — от образов допожарной Москвы в иконописи XVII века и первых пейзажных видов столицы в работах Ф. Алексеева до поисков «формулы Москвы» художниками начала ХХ века и отображения образа города в новых формах и материалах современными мастерами.
Николай Егорович Маковский (1841–1886). Хотя в таких композициях, как «Страшный суд» Предтеченской церкви, авторы стараются натолкнуть зрителей на мысль о неизбежной расплате «на том свете» за грехи в этом мире. Кто-то знатный выезжает из Кремля на запряженной шестерке — тоже важная деталь.
Даже для дома выбирали тяжелую дубовую мебель в старорусском стиле. Сократ Максимович Воробьёв (1817–1888). Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927). Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III». Таким образом, управление развитием культуры России осуществлялось централизованно. 1918Базар.
В Москве (к началу 1963) 26 драматических и музыкальных театров (в том числе всемирно известный Большой театр, Малый театр, МХАТ и др. ), филармония, цирк, свыше 110 кинотеатров (не считая киноустановок в клубах), сеть библиотек (крупнейшая – Всесоюзная им. Наряду с церковными, чрезвычайно обильными, как и подобает для сердца «Святой Руси», наряду с историческими и топографическими, неизбежными для каждого древнего города, есть ряд названий, чрезвычайно характерных именно для Москвы. Для сбора камня на всё государство была наложена особая каменная повинность. Персонажи росписей церквей Ильи Пророка и Иоанна Предтечи бурно жестикулируют и эта жестикуляция является одним из основных средств их характеристики. 18. В связи с этим росписи становятся более сложными по детализации.
В. Гелер. 1880-е гг. Она состояла из бурмистров, выбранных на посадских собраниях. Также следует отметить типичные для этого времени Сийское евангелие (1693, Библиотека Академии наук), «Лекарство душевное» (1670, Государственная Оружейная палата), в которых множество бытовых подробностей.
Историческая реконструкция вида здесь сочетается с художественным осмыслением. Его считают автором группового портрета «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру» (около 1667 г., Обл. В Москве находится Академия наук СССР, академия сельского хозяйства, медицинских, педагогических наук, художеств, коммунального хозяйства, многочисленные научно-исследовательские учреждения, вузы (в том числе Московский университет имени Ломоносова), консерватория. Мы видим центр Москвы как будто с высоты трехэтажного здания. Вид из Кремля на запад.
Роспись церкви Троицы в Никитниках является важным этапом в русской живописи 17 века. На еще одной картине Аполлинария Васнецова «Книжные лавки на Спасском мосту, XVII век» можно увидеть уже не существующий Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади. На этой гравюре запечатлён ряд уничтоженных архитектурных памятников: слева — церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе, справа — храм Рождества Иоанна Предтечи на Бору, прямо — за старым Каменным (Всехсвятским) мостом — можно разглядеть купола Алексеевского монастыря, снесённого ради строительства храма Христа Спасителя. 11. На выставке «История Москвы для детей и взрослых» в Музее Москвы представлены такие работы, как «Основание Москвы.
Вид Китая-города с руин Пушечного двора. Храм Василия Блаженного. Андре Дюран (1807–1867). Неизвестный художник.
Вид храма Христа Спасителя с набережной Москвы-реки. С первого десятка дворов брали один камень размером в аршин (71, 12 см), со второго десятка – по два камня в полуаршин, с третьего – аршинный кубик мелкого камня размером не меньше гусиного яйца. ГИМ1 – замок великого князя, называемый Царь-город (Кремль) 2 – новые палаты великого князя 3 – церковь святого Михаила (Архангельский собор) 4 – двор или палаты патриарха 5 – Лобное место 6 – торговые ряды 7 – Земский приказ 8 – Гостиный двор иностранных послов 9 – Иконный ряд 10 – тюрьма 11 – Гостиный двор 12 – площадь, на которой продаются сено и дома 13 – Теплые воды или бани 14 – сад великого князя 15 – Поганое озеро или пруд 16 – конюшня великого князя 17 – Арсенал 18 – Конная площадь 19 – Литейный дом 20 – двор Глинских.
После войны 1812 года торговые лавки вдоль рва были снесены, а сам ров засыпан. Все эти детали оттесняют религиозную идею иконы на второй план. Андре Дюран (1807–1867).
Андре Дюран (1807–1867). Несмотря на тягу к подробностям и остродинамичным решениям композиций (например «Битва Гедеона»), преобладают черты монументальной живописи. Вид Лубянской площади.
Оформление рукописных книг религиозного содержания «обмирщалось». В 1720 г. на смену Ратуше пришел Магистрат, членов которого избирали не все посадские люди, а только «первостатейные» – промышленники и богатые купцы, входившие в 1-ю гильдию. Таким образом, общей тенденцией развития русской живописи 17 века является ее «обмирщение». В церкви Спаса на Сенях представлены дьяконы в праздничных облачениях.
Он был подарком персидского шаха Аббаса II царю Алексею Михайловичу. Вид Новодевичьего монастыря. 15. Московский дворик. Также по рисункам Ушакова Трухменский исполнил гравюры к «Псалтири в стихах» (1680), «Обеду душевному» (1681), «Вечери душевной» (1682).
К середине XVII в. в Москве было свыше 20 стрелецких слобод, которые располагались в пределах Белого города и Земляного города. Совместно со специалистами в различных областях были созданы аудио инсталляции, «озвучивающие» главные произведения выставки и позволяющие погрузиться в атмосферу Москвы разных эпох. За Безымянной угловой башней — часовня Пантелеимона Целителя (построена в 1881–1883 гг., разрушена в 1934 г. вместе с Китайгородской стеной). 7. 1879 г. 22.
Карл Иванович Рабус (1800–1857). В евангельских сюжетах, в иллюстрации притч, во фресках на темы Апокалипсиса авторы заимствуют различные атрибуты из окружающей их жизни. Доминирующие высоты (слева направо): Богоявленский монастырь, Николаевский греческий монастырь, Заиконоспасский монастырь, колокольня «Иван Великий», Никольская башня, здание Земского приказа, Троицкая башня, Воскресенские ворота, Арсенальная башня. 2. Вид церкви села Дьякова в Коломенском близ Москвы.
Многие картины не экспонировались ранее, например, «Пушкинская площадь» М. Гуревича, написанная в 1937 году, когда памятник А. С. 1866 г. Действие картины происходит на одном из самых крутых московских подъёмов — от Петровского бульвара к Рождественскому. 19. 19172. Всего было озвучено восемь работ, среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле» (начало XIX века) Ф. Алексеева, «Голубятник» (1874) В. Перова, «Московский трактир» (1916) Б. Кустодиева, «Новая Москва» (1937) Ю. Пименова, «Метро» (1935) А. Лабаса, «Строители» (1959-1960) А. Дейнеки, «Московский вечер» (1978) Т. Назаренко. Дело было в подготовительном этапе.
Это поможет определить дату появления строения», — комментирует Екатерина Святицкая. Бледное зарево отражалось в темном куполе неба и тускло сверкали в нем звезды. Изменения также затронули и иконопись. Особый интерес представляют названия улиц Москвы. В 1925 году, художник, подводя итоги творчества и своего изучения жизни старой Москвы, пишет большую картину «Красная площадь во второй половине XVII века».
Владимир Егорович Маковский (1846–1920). Искусство стенописи предназначено теперь на более широкий круг зрителей. Начало XIX в. На картине видна речка Неглинная и остатки земляных Петровских бастионов. (отсюда названия современных Зубовских улицы, площади, бульвара, Пыжевского, Вишняковского переулка и др. ).
Симонов монастырь. 3. Например, комплекс улиц у Арбатской площади: Поварская, с ее переулками Скатертным, хлебным, Столовым, напоминает о хозяйственности князей-строителей радушной Москвы. На картине запечатлена церковь Николы Явленного (конец XVII в. уничтожена в 1931 г. ). Вид Москвы с Бабьего городка. Луи Пьер-Альфонс Бишебуа (1801–1850). 1839 г. 12. –1852). 17 век.
Понятно, что расположение строений внутри деревянного Кремля иногда неточное. Василий Григорьевич Перов (1834–1882).
На более ранней картине (1902-й год) Аполлинарий Васнецов изобразил Москву при Иване Грозном. Примером могут служить иконы «Иоанн в пустыне» (1620-1630-е гг. ) или «Благовещение с акафистом» (1659, авторы Яков Казанец, Таврило Кондратьев, Симон Ушаков). 1889 г. 24. Следует отметить, что еще на рубеже XVI-XVII столетий вместе с течением в иконописи, следовавшем монументальному стилю живописи XV-начала XVI веков, называемым «годуновскими» письмами, получило развитие другое направление. Праздничность ярославским росписям придает особенный колорит: краски в них яркие, звонкие.
После смерти Петра I московский Магистрат постепенно превратился в придаток центральной администрации. В XVII веке, ровно в то время, которое и отображает картина, во рву поселили слона.
Аполлинарий Васнецов. 2 (14) сентября французские войска вошли в Москву, покинутую жителями. 1886 г. 23. 1840 г. 13. Ему было важно знать, почему на этом месте появился город, определить «характер пейзажа», как говорил сам художник.
Карл Иванович Рабус (1800–1857). Васнецов тратил достаточно много времени на написание своих картин. Характерными примерами являются росписи Архангельского собора (1652-1666). Аполлинарий Васнецов. Правда, в теоретических рассуждениях мастер более последователен, чем на практике.
Это направление также представлено талантливыми мастерами, среди которрых Кондратий и Гаврила Ивановы, Григорий Благушин, Леонтий Бунин, Василий Корень, Афанасий Трухменский. В полдень. На картине другого великого художника-реконструктора, которого современники называли «русским Каналетто», Федора Яковлевича Алексеева изображена совсем другая, более поздняя Красная площадь. Росписи насыщены занимательными подробностями. Вместе с этим иллюстрации становились более пышными их орнаментация усложнялась. Отец определил его для учебы в Вятское духовное училище, но Аполлинарий с детства увлекался рисованием и совсем не хотел стать священнослужителем. Для всех земель Русского государства Москва стала своеобразным центром, который определял направление развития искусства России. В один день с Пушкиным туда приехал С. Т. Аксаков.
Андре Дюран (1807–1867). Ленина), клубные учреждения (в том числе Дворец пионеров, Центральный Дом Советской Армии и др. ), музеи и выставки (в том числе Выставка достижений народного хозяйства СССР, Центральный музей В. И. Ленина, Музей революции, Исторический музей, Оружейная палата в Кремле, Политехнический музей, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и др. ), парки культуры и отдыха (имени Горького, Сокольнический, Измайловский и др. ), зоопарк, 2 ботанических сада, планетарий. На бульваре. Московский Кремль при Иване Калите. 1875 г. 21.
Художник изобразил ее совершенно пустынной. За годы Советской власти в Москве осуществлено гигантское жилое, промышленное и культурное строительство (за один только 1962 москвичи получили 112 тысяч новых благоустроенных квартир), возникли новые районы: Юго-Западный, Новые Черёмушки, Измайлово, Песчаные улицы, Хорошёво-Мневники и многие др. Для них более важно действие, сюжет. Многие миниатюры являются хорошо скомпонованными жанровыми композициями. Николай Егорович Маковский (1841–1886). 1868 г. 20. Мастера не уделяют внимания стройности силуэтов изысканности линий.
Несмотря на то, что как и в росписях, еще достаточно много произведений, в которых преобладают каноны прошлого века, в целом в иконописи также наблюдается склонность к частным подробностям, появляется изысканность, тонкость, «ювелирная» техника живописи. План составлен с птичьего полета, с восточной стороны. Конец 17 века.
Владимир Егорович Маковский (1846–1920). Например, первый храм, который появился в Кремле, а он упомянут в летописи — Спас на Бору. «В конце XVII века эти строения приобрели тот вид, к которому мы привыкли и сейчас.
Он обладал системой шлюзов и отдельные его участки можно было осушать. В возрасте 14-и лет он потерял и отца. Тройка. К середине столетия техника письма «строгановских» мастеров с миниатюрных произведений переходит на крупные. «Священным» является только сюжет произведения, облеченный в форму увлекательной сказки.
Неизвестный художник. Так, для озвучивания «Московского дворика» (1878) орнитологи помогали подобрать голоса птиц, обитавших в 1878 году в районе переулков Арбата — именно эта часть города изображена на картине В. Поленова. Шарль Клод Башелье (. Свое название получил в следствие посвящения его польскому королю Сигизмунду III.
Например, если мы не знаем точной даты строительства храма, то иногда можно найти в документах, когда начали выделять деньги на его причт (штат священников), в каком году, например, подарили, святой образ. 1880 г. 6. Характерен рукописный фолиант «Титулярники», созданный в 1670-х годах, с многочисленными изображениями царей и князей XVI-XVII веков. Варварские ворота Китая-города. 8. В 1705 году Пётр I решил привести в порядок московские улицы. Одной из особенностей выставки является возможность услышать «голоса города»: к работе над экспозицией был привлечен Институт звукового дизайна, располагающий самым обширным в России архивом звуков.
Интересная группа на картине — иноземцы, с которыми еще и толмач-переводчик. Перед собором — церковь Похвалы Пресвятой Богородицы. 16. Спустя двенадцать лет, в 1925 году, уже немолодой художник, подводя итоги творчества и своего изучения жизни старой Москвы, пишет большую картину «Красная площадь во второй половине XVII века». Подобная, пограничная между живописью и графикой смешанная техника позволила более свободно представить ушедший облик столицы.
Лубянская площадь. Михаил Маркианович Гермашев (1867–1930). Взялся за работу Страсбургский мастер Ягорн Кристел.
10. Вдоль кремля стоят избы, а по площади снуют торговцы и всадники. 1903На рассвете у Воскресенского моста. Вид Красной площади. Основная их часть создана в 1920-е годы для Музея истории и реконструкции Москвы. В иконе мастера Никифора Савина «Чудо Федора Тирона», которая относится к началу XVII века (ГРМ), на небольшом поле объединено в одну композицию несколько эпизодов. Здесь в праздничные дни велась бойкая торговля (в частности, на Воскресенском мосту у Воскресенских ворот торговали пряниками, так как в округе жили пряничники).
Выставка состоит из пяти тематических разделов: «Москва — третий Рим», «Московский Кремль — сердце города», «Разговоры о старой Москве», «Красная площадь. «Строительство и крепостных стен и зданий внутри Кремля, традиционных для русского зодчества — вот, что изображает художник. Церковь Святой Екатерины Вознесенского монастыря в Кремле.
После окончания училища в 1872 году Аполлинарий уехал к брату. Далее опять другие художники. 1. Основная их часть создана в 1920-е годы для Музея истории и реконструкции Москвы.
А у кремлевских стен кресты — это часовни на костях и на крови. Толкучий рынок в Москве. Над всей Москвой стояла беловатая мгла, сквозь которую светились миллионы огоньков.
В XVII веке развивалась гравюра по дереву, а затем по меди. 1878 г. На ближнем плане — церковь Спаса на Песках в Спасопесковском переулке (1706–1711 гг. ), на дальнем плане — церковь Николы в Плотниках (1692–1700 гг., уничтожена в начале 1930-х). 9. Начиная с середины XVII века работали иконописцы, в работах которых впервые в русском искусстве проявились реалистические черты. Основная идея часто теряется среди второстепенных деталей, которым отдается предпочтение. Стрелецкие слободы назывались по именам полковников — Зубова, Пыжова, Вишнякова и др. 1839 г. 14.
Росписи храма Спаса на Сенях и церкви Воскресения (1670-е гг. ) – это искусство праздничное, яркое, торжественное. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году. Их позы спокойны, движения размеренны и торжественны.
Вид с набережной Москвы-реки на храм Христа Спасителя и Каменный мост. 17. Лубянская площадь. Воин, одетый в красную рубаху, золотые доспехи и ярко-синий плащ изображен утонченным и изящным рыцарем. Значительное число стрелецких слобод находилось в южной части Замоскворечья. Основание Москвы. Владимир Егорович Маковский (1846–1920).
Но Аполлинарий Васнецов обозначает важные точки. Двор удельного князя3. Сооружать мост начали в 1643 году указом царя Михаила Фёдоровича. 1830-е — 1840-е гг. 4. В мирное время выполняли в Москве функции полиции и пожарных.
Прежде всего, следует отметить Симона Ушакова. Расположение некоторых построек он мог определять, например, по сохранившемуся фундаменту. Старинные церкви, монастыри (в прошлом игравшие также роль крепостей в их числе Донской, Новодевичий, Симонов), много классицистических зданий 18-19 веков. Василий Григорьевич Перов (1834–1882). Иосиф Владимиров в своем труде «Трактат об искусстве» дает обоснование законности существования светской живописи и поддерживает развитие портретного жанра в живописи, а Симон Ушаков определяет живопись как зеркало, которое должно правдиво отражать реальный мир и облик человека. По сравнению с прошлым, современная Красная площадь выглядит пустой. 19214.
Владимир Егорович Маковский (1846–1920). Николай Егорович Маковский (1841–1886). Та же повинность налагалась и на купечество. Характерные изменения в самом характере художественного образа также видны в иконе Прокопия Чирина «Святой Никита» (1593, ГТГ).
Посмотрите, в центре площади колокол, чтобы созывать стрельцов в случае опасности. Аполлинарий Васнецов. Собор Спаса за Золотой Решёткой и церковь Ризоположения в Кремле.
Это направление представлено иконами так называемого «строгановского» письма. Так выглядел Спасопесковский переулок около 150 лет назад. Улица в Китай-городе. Пушечно-литейный двор на реке Неглинной. краеведческий музей, город Истра). Улица Арбат. Прекрасный фресковый ансамбль Москвы – роспись церкви Троицы в Никитниках (1652-1653). Тем не менее, в его работе «Спас Нерукотворный» заметно стремление к объемной, тщательно моделированной форме, к созданию реальной пространственной среды.
1840-е гг. 5. Ночлежный дом. Формула Москвы» и «ХХ век. 1839 г. Французский художник и литограф Андре Дюран (Andr Durand) в 1837 году по приглашению князя Анатолия Николаевича Демидова (1812–1870) совершил путешествие по России, сняв с натуры виды российских городов.
Мать умерла, когда мальчику было 10 лет. На толкучем рынке в Москве. У Крутицкого терема в Москве. 25.
Французская армия оставалась в Москве 39 дней. В нем все большую роль стали играть представители купеческой верхушки. В сцене исцеления Елисеем отрока художник основное внимание уделяет изображению жатвы. В 18 в. в Москве были заложены основы городского общественного самоуправления. Именно он повелел в 1547 году тайно прорыть из Кремля несколько подземных ходов.
В отличие от выше названных росписей Ростова, росписи ярославских церквей Ильи Пророка (1681, главные мастера Г. Кинешемцев, С. Савин) и Иоанна Предтечи (1694-1695, артель художников под руководством Д. Плеханова) насыщены активностью. В данном случае показательно творчество Трухменского. Родился в семье священника. Иван Андреевич Пелевин (1840–1917). Во времена правления Ивана Грозного был осушен участок у Воскресенских ворот Китай-города.
В этот период общество все больше интересуется историей допетровской Руси.