Возвратившись в 1859 г. из Италии, Моро выставляет в Салоне большую картину «Эдип и Сфинкс», получившую наконец признание художественной критики. Стоит заметить, что не все картины Гюстава Моро, представленные в музее, завершены Часть неоконченных картин стоит на мольбертах и, кажется, ждут возвращения художника. Так, потрясенный смертью ТеодораШассерио (умер в 37 лет) Моро посвятил ему картину «Юноша и смерть» (1856). Со временем качество исполнения картин и их смысловая наполненность позволили Гюставу Моро стать одним из членов Академии изящных искусств Парижа и получить в управление мастерскую живописи. Моро относился к картинам, как к любимым детям, не желая, чтобы они покидали родное гнездо.
Поль Бэньяр, один из соучеников Матисса изображенный им в картине «Мастерская Гюстава Моро» (1895), вспоминал: «Именно здесь, в Лувре, я ощутил излучаемый Моро свет. Второй этаж наполнен собранием картин других художников, также скульптурами, старинной мебелью – всем, что смог собрать Гюстав Моро самостоятельно. По возвращении в Париж Гюстав Моро выставляет свои картины в Салоне («Эдип и Сфинкс», 1864, НьюЙорк, музей Метрополитен «Юноша и смерть», 1865 и знаменитую «Фракийскую девушку с головой Орфея», 1865, Париж, музей Орсэ). В 1857 г. Моро во второй раз едет в Италию, где копирует картины великих мастеров.
Картины Моро очень своеобразны и многозначны, выполненные по всем правилам символизма. Картины Г. Моро созданы на мифические и исторические сюжеты, но наполнены глубоким символическим смыслом.
Его скорее интересовал глубокий психологизм иногда подтекст произведений. Быть может, осознавая свое положение еще от момента рождения, быть может, просто из-за чрезмерной уверенности Моро в своих способностях, но после получения своего первого государственного заказа (копия картины Аннибале Каррачи выставлена в Лувре) Гюстав в 1851 году отказывается принимать следующий заказ, мотивируя это тем, что кроме выполнения копий должен также рисовать и свои собственные полотна. Любящий одну женщину в течение двадцати лет и убитый горем от её безвременной кончины, Моро в 1890 году создаёт картину «Орфей на могиле Эвридики».
Картина была за восемь тысяч франков приобретена на аукционе принцем Наполеоном. Моро преклоняется перед Делакруа, влияние которого заметно в ранних работах (например, «Пьета», выставленная в Салоне 1852г. ). Так, одна из громких краж произошла еще в 1980 году в Куйбышевском художественном музее.
Художник наделяет образ призрака тревожащей воображение убедительностью. Больше всего лавров досталось полотну "Эдип и Сфинкс", выставленному в 1864 году (картина была за 8000 франков приобретена на аукционе принцем Наполеоном). Видение художника отличается свежестью и новизной. Если у вас нет воображения, вы никогда не создадите красивого колорита».
Зло и смерть станут центральными темами в творчестве Гюстава Моро. Однако эта высокая требовательность к себе впоследствии часто становилась той причиной, по которой художник оставлял работы незавершенными. Осенью 1857 года, стремясь восполнить пробел в образовании, Моро отправился в двухлетнюю поездку по Италии. Влияние Теодора Шассерио очевидно и в двух больших полотнах, которые Моро начал писать в 1850-х годах, — в «Женихах Пенелопы» и «Дочерях Тезея». Художник наделяет образ призрака тревожащей воображение убедительностью. В 1852 году отец Моро покупает для него дом под номером 14 на улице Ларошфуко, на правом берегу Сены, недалеко от дворца Сен-Лазар.
В 1862году у художника умирает отец. «Не следует переносить в картину естественные формы в том виде, какими их находишь в природе необходимо подчинить их условным закономерностямhellip» – считал художник. Моро умер в 1898 году и был погребен на кладбище Монмартр. В то же время Моро приступил к его последнему шедевру "Юпитер и Семела". В 1862 году у художника умирает отец.
Писатель-символист Гюисманс, автор культового декадентского романа "Наоборот" (1884), считал Моро "уникальным художником", не имеющим "ни реальных предшественников, ни возможных последователей". Не все, разумеется, думали так же. Автор одной из лучших монографий о творчестве Матисса Раймон Эсколье спрашивает: «Не Гюставу ли Моро обязан в какой-то мере декоративизм Матисса блеском и роскошью стиля. » Точное наблюдение. Тексты на французском и английском языках находятся на специальных стендах. К особенно выдающимся полотнам сохранились пояснения художника. При этом он следует склонностям своей собственной натуры". «Гюстав Моро пренебрег евангельским рассказом и представил Саломею в сверхъестественном и необычном виде», — писал Гюисманс, передавая восторг своего героя от танца Саломеи и продолжал, подробно описывая картину «Явление»: «Злодейство свершилось.
Глаза тусклы, лицо побелело, рот приоткрыт и безжизнен, шея в багровых каплях крови. Сияние от главы Предтечи высветило все грани драгоценностей Саломеи. Художник наделяет образ призрака тревожащей воображение убедительностью. Она является, подобно призраку, в великолепных одеждах, осыпанная драгоценными камнями.
Любящий одну женщину в течение двадцати лет и убитый горем от её безвременной кончины, Моро в 1890 году создаёт картину «Орфей на могиле Эвридики». В этот период он узнал о беременности своей девушки, которая проживала в Риме. Моро был учеником Теодора Шассерио в школе изящных искусств в Париже. Младенец (4) развивается во взрослого на двух ногах (2) и сила его ума искупается и освещается волшебным добавлением посоха мудрости (3). В акварели «Эдип и Сфинкс» все объединяет желтовато-бурый тон, подмалевка, на котором мощной кистью, крепким, страстным контуром выделены главные персонажи — Эдип, с его удлиненными формами и живым, «дышащим» абрисом и женщина-Сфинкс с ее «звериными», короткими, напряженными, крутящимися линиями, создающими гармонический контраст борьбы двух начал. Они проживут вместе более 30 лет.
После смерти матери в 1984 году, выполняет заказы по иллюстрации. году умирает его спутница жизни Аделаида-Александрина Дюре. Его интересует нагнетание деталей, которые в сумме дают изображение, да и колористические сочетания у него новы (этим определяется его влияние на своих учеников А. Матисса, А. Марке, Ж. Руо и др. ). Четкий рисунок, скульптурная лепка форм говорят об академической выучке.
картина «Прометей и Европа», предложенная художником в Салон, вызвала резкую критику, после чего он долго не выставляется, а в 1876г. В ней, как и в других своих работах («Галатея», «Странник Эдип», «Эдип и Сфинкс», «Осень», «Мистический цветок», «Саломея», «Клеопатра», «Единороги», «Святой Георгий и дракон», «Юпитер и Семела»), он объединяет мифологические, аллегорические, фантастические мотивы. Если некоторые из них (Сабатте, Мильсандо, Максанс) следуют традиционным путем, то другие демонстрируют новые тенденции. После чего он даже бросил учиться в Академии изящных искусств. Его живопись оказала огромное влияние на фовизм и сюрреализм. В детстве Моро зачитывался «Метаморфозами» Овидия и ему запом нился сюжет о падении с небес Фаэтона, смертного сына Аполлона, который однажды безрассудно погнал по небу солнечную колесницу отца.
Моро никогда не отрицал, что очень многим в творчестве обязан Шассерио, своему другу, рано ушедшему из жизни (в возрасте 37 лет). Его творчество основано на фантазиях с оттенком эротики и мистики., умирает, как пораженная молнией. Но после смерти Алесандрин Моро написал картину «Орфей на могиле Эвридики», в которую вложил все свои переживания и горечь утраты. Так, в 1882 г., когда Музей Клюни в Париже приобрел знаменитый гобелен «Женщина с единорогом», Моро был так поражен этим шедевром фламандского искусства, что в его картинах часто стали появляться единороги как символ Непорочного зачатия Девы Марии.
Здесь тоска и отчаяние выражены, прежде всего, через экспрессивно решённый пейзаж, где фигура Орфея— это некий акцент, деталь, в общем тревожно напряженном пейзаже-настроении. Не сумев выиграть Римский приз (победителей этого конкурса школа за свой счет отправляла на учебу в Рим), Моро покидает школу и нанимается в Лувр на должность копииста. Полотно «Юпитер и Семела» (1896, Париж, Музей Гюстава Моро) заполнено аллегорическими фигурами, символизирующими Смерть, Страдание, чудовищ Ночи, Эреба, Гения земной любви, Пана и т. д. Пространство заплетено фантастическими растениями, причудливыми архитектурными формами, скульптурными изваяниями. Писатель-символист Гюисманс, автор культового декадентского романа Наоборот (1884), считал Моро уникальным художником, не имеющим ни реальных предшественников, ни возможных последователей.
Критики называют художника Гюстава Моро спасителем жанра исторической живописи. В них заметно влияние мастеров эпохи Возрождения ипомпеянской настенной живописи, которые художник внимательно изучал во время поездки по Италии (1857 – 1859). Внутренний мир и внешность героинь Моро соответствуют его пониманию Вечной Женственности. «Ус-войте, говорил он ученикам, что цвет нужно воображать. К его ученикам относятся Анри Матисс, Жорж Руо, Одилон Редон.
А в листе «Женщина и стрекоза» все превратилось в некий цветовой хаос, живые, темпераментные наплывы водной цветной стихии, обладающей величайшей живописностью. Лишь в 1876 году Моро вновь вернулся в Салон картинами «Саломея» и «Видение». Во время двух путешествий в Италию (1841г. В Италии (1857-1859г. г) занимается копированием шедевров эпохи Возрождения.
Привозит оттуда несколько сотен копий произведений великих мастеров Ренессанса. Довольный успехами сына, Луи Моро определил его в мастерскую художника-неоклассициста Франсуа-Эдуарда Пико (1786-1868), где молодой Моро получил необходимую подготовку для поступления в Школу изящных искусств, куда в 1846 году успешно сдал экзамены. В 1868 году Моро назначают председателем жюри конкурса Гран-при де Роме.
Неизвестно, писал ли французский мастер портреты Александрины Доре, однако, его многочисленные мифологические женские образы (нередко сближающиеся во внутреннем посыле с эстетикой Бодлера) лишены какой-либо индивидуализации: это обобщённо-типизированные лики-состояния, в которых, как правило, пребывает состояние загадочности и неизречённости5. "Я никогда не искал снов в реальности или реальности во снах. Глаза тусклы, лицо побелело, рот приоткрыт и безжизнен, шея в багровых каплях крови. Гюстав Моро родился в 1826 году в Париже в семье архитектора. Уютная квартира, в которой жил и творил Моро, стала музеем по завещанию художника. Довольный успехами сына, Луи Моро определил его в мастерскую художника-неоклассициста Франсуа-Эдуарда Пико (1786—1868), где молодой Моро получил необходимую подготовку для поступления в Школу изящных искусств, куда в 1846 году успешно сдал экзамены. Обучение здесь было крайне консервативным и в основном сводилось к копированию гипсовых слепков с античных статуй, рисованию мужской обнаженной натуры.
Полотно «Юпитер и Семела» (1896, Париж, Музей Гюстава Моро) заполнено аллегорическими фигурами, символизирующими Смерть, Страдание, чудовищ Ночи, Эреба, Гения земной любви, Пана и т. д. Пространство заплетено фантастическими растениями, причудливыми архитектурными формами, скульптурными изваяниями. Во время двух путешествий в Италию (1841 г. и с 1857 г. по 1859 г. ), он посетил Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, где Моро изучал искусство Ренессанса – шедевры Андреа Мантенья, Кривелли, Боттичелли и Леонардо да Винчи. Гюстав Моро всегда писал то, что ему хотелось. Моро был учеником Теодора Шассерио в Школе изящных искусств в Париже. возвращается в Салон с картинами «Саломея» и «Видение».
После этого Моро бросает учебу в Академии. Как справедливо подметила В. А. Он стал любимым художником салонов сенжерменского предместья, его восхваляли Робер де Монтескью и Оскар Уайльд, Марсель Пруст вспоминает о нем в «Поисках утраченного времени».
На акварели Саломея предстала более чем реальной — созданием горячим и жестоким8230» Для автора этих строк Саломея в интерпретации Моро не просто лицедейка, танцем бедер завлекающая старца Ирода, а «божество, богиня вечного исступления, вечного сладострастия». Легенда о Семеле (умолившей Юпитера предстать перед ней во всем его грозном могуществе и погибшей, дав жизнь в миг смерти богу виноделия Дионису), превращается в некий мистический трактат. Тексты на французском и английском языках находятся на специальных стендах.
И подобное «культурное табу» является фундаментальной традицией европейского искусства. Орфей был музыкантом и певцом, от звучания его лиры леса и горы пускались в пляс. «Усвойте, – учил он, – что цвет нужно мыслить, воображать его. Бельгийский художник – символист Фернан Кнопф, покоренный фантазией Моро, создал свой вариант картины «Эдип и сфинкс» (1896), где в изображении прильнувшей к Эдипу женщинытигрицы очевиден отход от классических канонов, которых в определенной мере придерживался Моро. Если у вас нет воображения, вы никогда не создадите красивого колорита».
На страницах одноименного журнала Александр Бенуа, высоко ценивший Гюстава Моро, опубликовал его «Источник» (1898). Библейские исторические и мифические сюжеты являются основной темой его полотен. Его лучшими учениками были Жорж Руо, Анри Матисс, Альбер Марке. он последний раз участвует в выставке, показывая два полотна: «Елена у стен Трои», где женщина представлена как порочное создание, повинное в войне и гибели людей и «Галатея»: здесь героиня— объект вожделения, к которому понапрасну приковано громадное око Циклопа3. При этом все этапы, от начального до завершающего, равноценны, поскольку каждый из них представляет мгновения последовательного развертывания автором воображения: «Гармонично слаженная картина состоит из нескольких наложенных друг на друга картин и каждый последующий слой наделяет мечту большей степенью реальности, вознося ее к совершенству».
Роковым эротизмом наполнены произведения Франца фон Штука, неоднократно обращавшегося в своем творчестве к изображению сфинкса в образе женщины, внешне лишенной признаков мифологического существа, но наполненной внутренним демонизмом, как в произведении Штука «Сфинкс» (1895 – 1902). Последний романтик 19 века Гюстав Моро называл свое искусство "страстным молчанием". Стремясь найти точные позы персонажей, Но он завершает удивительную картину «Юпитер и Семела» и (там же) создает серии эскизов. Родители с ранних лет поддерживали его стремление к живописи. Делакруа записывает в дневнике: «Проводы бедного Шассерио.
Делакруа записывает в дневнике: «Проводы бедного Шассерио. Вокруг головы — мозаичный нимб. Его учениками были молодые художники, прославившиеся уже в 20 веке, – Жорж Руо, Анри Матисс, Альбер Марке. В 1890-х годах здоровье Моро сильно ухудшилось, он задумался о завершении своей карьеры. возвращается в Салон с картинами «Саломея» и «Видение».
Видел там Доза, Диаза и молодого Моро, художника. Волшебство красок, уникальность цвета картин создают потрясающее впечатление. он последний раз участвует в выставке, показывая два полотна: «Елена у стен Трои», где женщина представлена как порочное создание, повинное в войне и гибели людей и «Галатея»: здесь героиня — объект вожделения, к которому понапрасну приковано громадное око Циклопа. Однако он был художником своего времени, тонко улавливающим его веяния.
«Орфей» — одна из самых прозрачных картин художника. Жизнь французского художника символиста, была обособленной от окружающей действительности. В 1869г. В детстве Моро зачитывался «Метаморфозами» Овидия и ему запом нился сюжет о падении с небес Фаэтона, смертного сына Аполлона, который однажды безрассудно погнал по небу солнечную колесницу отца. Художник стремится воскресить дух пантеизма ищет путь синтеза христианства и буддизма. По наущению матери Иродиады Саломея попросила у царя голову Иоанна Крестителя.
Начиная картину, художник обычно делал несколько подготовительных рисунков, точных, строгих, хорошо проработанных приступая к работе в цвете, он позволяет себе большую свободу. В 1869 году его картина «Прометей и Европа», показанная в Салоне, вызвала ожесточенную критику, что надолго оттолкнуло художника от участия в официальных показах. Полотно «Юпитер и Семела» (1896, Париж, Музей Гюстава Моро) заполнено аллегорическими фигурами, символизирующими Смерть, Страдание, чудовищ Ночи, Эреба, Гения земной любви, Пана и т. д. Пространство заплетено фантастическими растениями, причудливыми архитектурными формами, скульптурными изваяниями. В 1880г.
Как большой мастер, он соединял в своем творчестве многие стили и направления. На его ранний уход Моро написал холст «Юноша и смерть» (1865). Одним из шедевров художника стало полотно «Эдип и сфинкс» (1864).
Моро был любимым художником салонов сен-жерменского предместья, его восхваляли Робер де Монтескью и Оскар Уайлд, а Марсель Пруст вспоминает о нём изображая художника Эльстира в «Поисках утраченного времени». Не сумев выиграть престижный Римский приз (победителей этого конкурса Школа за свой счет отправляла на учебу в Рим), в 1849 году Моро покинул школьные стены. Молодой художник обратил свое внимание к Салону – ежегодной официальной выставке, на которую стремился попасть каждый начинающий в надежде быть замеченным критикой. Отец Моро даже опубликовал книгу «Размышления по поводу изящных искусств» в то время, когда уже несколько лет работал главным архитектором на востоке Франции.
Она является, подобно призраку, в великолепных одеждах, осыпанная драгоценными камнями. В 1864 году Моро выставил в Салоне картину «Эдип и Сфинкс», которая произвела сенсацию и стала первой в ряду его многочисленных мифологических полотен. Иногда его лиризм обостряется («Всадник», ок. В акварели «Эдип и Сфинкс» все объединяет желтовато-бурый тон, подмалевка, на котором мощной кистью, крепким, страстным контуром выделены главные персонажи Эдип, с его удлиненными формами и живым, «дышащим» абрисом и женщина-Сфинкс с ее «звериными», короткими, напряженными, крутящимися линиями, создающими гармонический контраст борьбы двух начал., умирает, как пораженная молнией.
картина «Прометей и Европа», предложенная художником в Салон, вызвала резкую критику, после чего он долго не выставляется, а в 1876г. Каждый из символов, которыми наполнены картины имеет свое непростое значение. На пиру Ирода перед танцующей Саломеей из сумрака огромного зала внезапно возникает окровавленная голова Иоанна Крестителя источающая ослепительное сияние. В его работах резкая цветовая гамма гармонично сочеталась с экспрессией мифологических и библейских образов. Теофиль Готье писал о живописи Г. Моро: она «. Открытие «Эдипа и сфинкса» Гюстава Моро пробудило фантазии многих художников – символистов, например, помогло Одилону Редону осознать свое призвание и первые его полотна, в частности «Красный сфинкс» (1912), были навеяны работами Моро.
«Не следует переносить в картину естественные формы в том виде, какими их находишь в природе необходимо подчинить их условным закономерностямhellip» – считал художник. Гупиль. В картине проявляется принцип, выводимый Моро из наблюдения над классической живописью, – принцип «прекрасной инерции», который он будет последовательно воплощать в своем творчестве. В 1864 году выставляет в Салоне «Эдипа и сфинкса» — картина вызывает бурную реакцию, не оставляя равнодушным никого из критиков. картина «Прометей и Европа», предложенная художником в Салон, вызвала резкую критику, после чего он долго не выставляется, а в 1876г. Эти легендарные персонажи воспевались поэтами-парнасцами и символистами, включая Теодора де Банвиля и Жозе Марию де Эредиа, Жана Лоррена и Альбера Самена, Анри де Ренье и Гюисманса, Жюля Лафорга и Милоша. Из темного пространства зала перед Саломеей возникает видение окровавленной головы Иоанна Крестителя источающей ослепительное сияние.
В шедевре Моро голова Иоанна Крестителя представлена как видение, явившееся Саломее в ореоле небесного света. Во время двух путешествий в Италию (1841 г. и с 1857 г. по 1859 г. ), он посетил Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, где Моро изучал искусство Ренессанса – шедевры Андреа Мантенья, Кривелли, Боттичелли и Леонардо да Винчи. В 1890 году умирает его спутница жизни Аделаида-Александрина Дюре.
Моро добивался особого мерцающего эффекта, тщательно перемешивая краски. Это путешествие по Италии затянулось на несколько лет. Она зовется Саломеей, Еленой, Ледой, Пасифаей, Галатеей, Клеопатрой, Далилой, воплощая то роковую силу, которая вершит судьбу мужчины, то соблазнительное животное. Моро подсказал Жану Лоррену кровавую сцену «Конца одного дня» : в описании восстания в Византии усыпанная драгоценностями отрубленная голова императрицы, уподобляемая консоли, напоминает голову Орфея с картины Моро «Женщина, несущая голову Орфея» (1865). Подмалевка, в акварели «Эдип и Сфинкс» все объединяет желтовато-бурый тон, крепким, на котором мощной кистью, страстным контуром выделены главные персонажи Эдип, с его удлиненными формами и живым, «дышащим» абрисом и женщина-Сфинкс с ее «звериными», короткими, напряженными, крутящимися линиями, создающими контраст гармонический борьбы двух начал. Писатель-символист Гюисманс, автор культового декадентского романа «Наоборот» (1884), считал Моро «уникальным художником», не имеющим «ни реальных предшественников, ни возможных последователей». Поклонник творчества Моро, писатель Гюисманс, увидев в Салоне 1876 года «Саломею» и «Явление», был так очарован картинами, что посвятил им целую главу своего романа «Наоборот». 10 октября 1856г.
В продолжение этих лет, посвященных одиноким поискам, Моро был избран членом Академии художеств (1888), а затем получил звание профессора (1891), сменив на этом посту Эли Делоне., умирает, как пораженная молнией. В 1894 г. Моро приступил к своему последнему шедевру — «Юпитер и Семела». В рамках каждой эпохи аллегорически представлены три части дня – Утро, Полдень, Вечер. В 1880 году художник в последний раз показал свои картины в Салоне, выставив на обозрение публики картины «Елена у стен Трои» и «Галатея». Особый интерес в этом плане представляет полиптих «Жизнь человечества», созданный Моро в 1886 г. Это произведение тематически вписывается в типологические ряды, свойственные как искусству Нового времени, так и художественной культуре Средних веков. Моро был учеником Теодора Шассерио в школе изящных искусств в Париже. Гюстав Моро родился в Париже в семье архитектора.
К его ученикам относятся Анри Матисс, Жорж Руо, Одилон Редон, Гюстав Пьер. Его чрезмерно запутанная картина «Претенденты» (1852-1898, там же) и композиция «Аргонавты» (1897, не закончено, там же), со сложным, как ребус, символизмом, свидетельствуют об этой постоянной неудовлетворенности самим собой. Он мне вполне по душе». Не изображая ничего, кроме одной женской фигуры, художник передает драму с помощью цвета, В другой картине — «Орфей на могиле Эвридики» — герой изображен в одеянии глубокого синего цвета, символизирующего тоску по Эвридике. Семела, вдохнувшая ароматы источаемые Божеством, преобразившаяся.
Он мне вполне по душе». В 1849 году Моро выставляет свои работы в Салоне. Картина была показана в Салоне 1866 года и приобретена государством за 8000 франков. Искусство, постигая Неведомое, сближается с мистическими учениями всех времен и народов. Неизвестно, писал ли французский мастер портреты Александрины Доре, однако, его многочисленные мифологические женские образы (нередко сближающиеся во внутреннем посыле с эстетикой Бодлера) лишены какой-либо индивидуализации: это обобщённо-типизированные лики-состояния, в которых, как правило, пребывает состояние загадочности и неизречённости.
Поклонник творчества Моро, писатель Гюисманс, увидев в Салоне 1876 года «Саломею» и «Явление», был так очарован картинами, что посвятил им целую главу своего романа «Наоборот». Константин Сомов, бывший большим поклонником художника, писал: «Работая над портретом, часто думаю во время мучительных неудач о второстепенных мастерах – Энгр, Рослен, Г. Моро стоят у меня перед глазами». Между ними, образно говоря, существовал непроницаемый «занавес», не позволявший проникновения семантических, сюжетных, тематических элементов из одной сферы в другую.
В 1884 году умирает мать художника. В сериях «Пери», «Мертвый поэт», в композициях «Фаэтон», «Павлин, жалующийся Юноне», «Вечерние голоса» Моро передал воздушную грацию фигур, богатство нарядов, сказочность пейзажей и архитектуры. Тишиной и созерцательностью наполнена прозрачная, выполненная на одном дыхании изысканная его акварель «Странствующий ангел» : высоко в небе на одном из выступов похожего на мираж готического храма примостился уставший и скорбный ангел. При этом он следует склонностям своей собственной натуры.
Я убежден: ничто не заставит меня свернуть с этого пути". Поклонник Моро Гюисманс отмечал, что «без явного предка, без возможных потомков, он (Моро) оставался в современном искусстве одиночкой». Искусство Гюстава Моро вышло за пределы Франции. Пишет также пастели и акварели, напоминающие работы Коро. Не сумев выиграть Римский приз (победителей этого конкурса школа за свой счет отправляла на учебу в Рим), Моро покидает школу и нанимается в Лувр на должность копииста. В результате увлечения их идеями Куинджи создал первые картины, принесшие ему успех.
Уникальной жемчужиной в драгоценном ожерелье работ художника стала картина «Единороги» (1885), написанная по мотиву шпалеры ХV века из музея Клюни. Его живопись оказала огромное влияние на фовизм и сюрреализм. Так, он драпирует тело Вирсавии из одноименной картины в желтое покрывало (желтый цвет — цвет зависти).
Но прежде, чем читать пояснения, стоит насладиться игрой красок великолепных картин. В «Абстрактной штудии» Моро большие пульсирующие цветовые пятна символизируют какое-то грандиозное космическое действо. При поддержке и одобрении родителей в 1846г.
Глубокие переживания утраты Александрины в1890 году изменили привычную жизнь художника. Среди них были работа Куинджи «Море», оцененная по тем деньгам в 15 тысяч рублей и картина «Облако» стоимостью 10 тысяч рублей. такая странная, непривычная для глаза и такая обдуманная в своей оригинальности, сотворена для разборчивого, осведомлённого и утончённого духа». («Gustave Moreau Museum, Paris, 1997, p. 16. ). Не справившись с бешеными конями, он опустил колесницу-солнце слишком близко к Земле, отчего на ней начался хаос и пожары. Родился Moreau Gustave в Париже 6 апреля 1826 года в семье архитектора. Здесь решается судьба каждого.
Позднесимволистская теория, наиболее полно выраженная в философском эссе М. Метерлинка «Сокровище смиренных» (1896), утверждает, что современная культура, как во времена древности и Средневековья, снова обращается к познанию той невидимой субстанции, которая наполняет весь мир, но обнаруживает себя лишь в редкие мгновения молчания. «Не следует переносить в картину естественные формы в том виде, какими их находишь в природе необходимо подчинить их условным закономерностям» – считал художник. Поклонник Моро Гюисманс отмечал, что «без явного предка, без возможных потомков, он (Моро) оставался в современном искусстве одиночкой». Что касается второго принципа — «необходимого великолепия», то об этом художник говорит так: «Обратитесь к великим мастерам. Педагогическая деятельность Гюстава Моро — яркая страница его биографии.
Моро (Moreau Gustave) Гюстав (1826- 1898), французский художник и график. Уютная квартира, в которой жил и творил Моро, стала музеем по завещанию художника.
Тщательно перемешивая краски. В 1890году умирает его спутница жизни Аделаида-Александрина Дюре. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины -- постоянные спутницы Аполлона. Последние всякий раз вызывали новую волну ажиотажа и сделали его по-настоящему известным.
Вот таким образом домой он привез эскизы и готовые полотна, пропитанные итальянским колоритом. Когда же художник вернулся в Салон, то представил две картины — «Саломея» и «Явление», с энтузиазмом встреченные молодыми писателями-символистами. В 1884 году умирает мать художника. «Я так люблю мое искусство, — пишет он, — что почувствую себя счастливым, только если буду писать для самого себя»3.
Полотна Моро находятся также в Нойсе. В своем дневнике Моро делает такую запись о фресках потолка Сикстинской капеллы, где, как он считает, проявляется «прекрасная инерция»: «Все фигуры Микеланджело кажутся застывшими в жесте идеальных сомнамбул. Но поскольку эти мои увлечения случились еще задолго до тех «счастливых» уроков по символизму в университете, я даже как-то не соотносила для себя фамилии этих творцов и само направление в искусстве. Только в Него я верю. Там был организован Музей Гюстава Моро, первым хранителем которого был Жорж Руо.
Она является, подобно призраку, в великолепных одеждах, осыпанная драгоценными камнями. Семела, вдохнувшая ароматы источаемые Божеством, преобразившаяся. Восхождение к высшим сферам, то есть земная смерть и апофеоз бессмертия». Каждый из символов, которыми наполнены картины имеет свое непростое значение. Кумир Моро Леонардо да Винчи также оставил незавершенными многие работы.
Привозит оттуда несколько сотен копий произведений великих мастеров Ренессанса. 10 октября 1856г.
Они не учат нас создавать бедное искусство. Только сейчас юноша осознай что наступает его последний миг. Автор одной из лучших монографий о творчестве Матисса Раймон Эсколье спрашивает: «Не Гюставу ли Моро обязан в какой-то мере декоративизм Матисса блеском и роскошью стиля. » Точное наблюдение. Нежный жест». Прежде всего особого ритма: его герои словно пребывают в сновидении.
Тогда таинственным образом не сработала сигнализация и злоумышленники через лишенное стекла окно смогли похитить подлинники картин известных художников. Каждая картина поражает своей глубиной, сложной игрой возникающих чувств и образов. Гюстав Моро владел синестезией — слышанием цвета, видением звуков. Правильно оценить картину Куинджи может только эксперт с многолетним опытом. Критики называют художника Гюстава Моро спасителем жанра исторической живописи.
Эта утрата буквально подкосила художника, несколько месяцев Моро не подходил к мольберту. В 1869г. Однако связи Моро с модернизмом гораздо сложнее и тоньше, чем казалось обожавшим его творчество декадентам. Критики Салона часто называли манеру Моро "эксцентричной".
«Цвет должен быть продуман, вдохновлен, вымечтан», — говорил он. В 1868году Моро назначают председателем жюри конкурса Гран-при де Роме. Родился 6 апреля в семье главного архитектора Парижа. Она видима одной Саломее. Открытие «Эдипа и сфинкса» помогло Одилону Редону осознать свое призвание и первые его полотна были навеяны работами Моро. Он стал кумиром Андре Бретона и сюрреалистов, вновь его открывших. Четкий рисунок, скульптурная лепка форм говорят об академической выучке.
В 1898 году художник завещал свою мастерскую со всем, что в ней находилось, государству. Критики называют художника Гюстава Моро спасителем жанра исторической живописи. Экспозиция музея в основном состоит из незаконченных работ художника и черновых набросков. Женщина-миф в изображении художника — существо ирреальное и прекрасное, чьи грациозные формы подчеркнуты дорогими украшениями. изучению анатомии, перспективы и истории живописи.
Персонажи в картинах Моро словно не от мира сего. Пишет также пастели и акварели, напоминающие работы Коро. Изображения верхнего ряда представляют Золотой век, нижнего – Железный среднего – – Серебряный, Каждый ряд символизирует одну из трех мифологических эпох в истории человечества.
Его отрубленная голова парит в воздухе, окруженная ярким сиянием. Картины Куинджи уходят не только с аукционов. В 1864 году выставляет в Салоне «Эдипа и сфинкса»— картина вызывает бурную реакцию, не оставляя равнодушным никого из критиков. Акварели, наверное, лучшее из созданного Гюставом Моро. Моро добивался особого мерцающего эффекта, тщательно перемешивая краски.
Гюисманс писал: «Она стоит на фоне ужасного горизонта, забрызганного фосфором и закапанного кровью, одетая в платье, украшенное драгоценными камнями, словно гробница огромные распахнутые глаза застыли, словно ее сразил столбняк» (Huysmans J. – K. Certains P. Jdem L Art Modern, 1902) С 1881 по 1886 год Моро исполнил серию иллюстраций к басням Лафонтена. Голова Предтечи возносится с блюда, покоящегося на плитах пола. В Италии его вдохновляли Боттичелли, Леонардо да Винчи, Кривелли и другие великие художники. Крючкова («Символизм в изобразительном искусстве», 1994), Моро считал орнаментику способом отчуждения образа, проявлением абстрагирующей воли. Из темного пространства зала перед Саломеей возникает видение окровавленной головы Иоанна Крестителя источающей ослепительное сияние.
Видел там Доза, Диаза и молодого Моро, художника. На его ранний уход Моро написал холст «Юноша и смерть» (1865). Гюстав Моро (1826 – 1898) был художником, как заметил искусствовед Мейер – Грефе, «создавшим искусство прекрасных душ и не задохнувшимся в бутафории своей символики лишь благодаря воспоминанию о своем учителе». В своем «Дневнике» Эдмон де Гонкур называл Гюстава Моро поэтомювелиром, удивительные акварели которого кажутся написанными блеском и патиной сокровищ «Тысячи и одной ночи». Потерпев фиаско в конкурсе на Римскую премию, он уходит из мастерской Пико. «Ориентальные впечатления», привезенные Шассерио изКонстантины и Алжира, угадываются и в работах его ученика, который во многом пошел дальше Теодора Шассерио, соединяя на полотне образы, взятые из разных культур и эпох и стал предтечей экспрессионизма.
Возвратившись в 1859 г. из Италии, Моро выставляет в Салоне большую картину «Эдип и Сфинкс», получившую наконец признание художественной критики. Эта утрата буквально подкосила художника, несколько месяцев Моро не подходил к мольберту. Я убежден: ничто не заставит меня свернуть с этого пути».
В 1880 году Моро последний раз участвует в Салоне, показывая полотна «Елена у стен Трои» и «Галатея». Очевидно, что высказывание «второстепенные» здесь следует трактовать как художники идущие за мастерами эпохи Возрождения – Тицианом, Рафаэлем, Пентуриккио и тогда Гюстав Моро стоит на достаточно высоком пьедестале, в сомовском понимании.
Два полотна, с одинаковым сюжетом, периода войны 1870 года, не были оценены соотечественниками. Это символико-аллегорическое произведение стало истинным творческим дебютом Моро. Теофиль Готье писал о живописи Г. Моро: она «такая странная, непривычная для глаза и такая обдуманная в своей оригинальности, сотворена для разборчивого, осведомлённого и утончённого духа». Однако при жизни Моро его полотна признавали и смелыми и новаторскими. «Афродита» в переводе с греч.
Сюда же приехали и родители Гюстава, решив сопровождать художника в его поездках. Не сумев выиграть престижный Римский приз (победителей этого конкурса Школа за свой счет отправляла на учебу в Рим), в 1849 году Моро покинул школьные стены. Видение художника отличается свежестью и новизной. «Я так люблю мое искусство, — пишет он, — что почувствую себя счастливым, только если буду писать для самого себя».
К его ученикам относятся Анри Матисс, Жорж Руо, Одилон Редон, Гюстав Пьер. На акварели Саломея предстала более чем реальной — созданием горячим и жестоким» Для автора этих строк Саломея в интерпретации Моро не просто лицедейка, танцем бедер завлекающая старца Ирода, а «божество, богиня вечного исступления, вечного сладострастия». Она благоговейно достает их из речного потока. В 1849 году Моро выставляет свои работы в Салоне. Гюстав Моро стремился максимально наполнить свои картины подробностями и деталями, называя это «необходимостью роскоши». Теперь палач стоит безучастно, сложив руки на эфесе залитого кровью меча.
Со временем качество исполнения картин и их смысловая наполненность позволили Гюставу Моро стать одним из членов Академии изящных искусств Парижа и получить в управление мастерскую живописи. Картины, представленные Моро в Салоне в 1850-е годы, например, "Песнь Песней" (1853), обнаруживали сильное влияние Шассерио, – выполненные в романтической манере, они отличались пронзительным колоритом и неистовым эротизмом. Моро никогда не отрицал, что очень многим в творчестве обязан Шассерио, своему другу, рано ушедшему из жизни (в возрасте 37 лет).
Не изображая ничего, кроме одной женской фигуры, художник передает драму с помощью цвета, В другой картине «Орфей на могиле Эвридики» герой изображен в одеянии глубокого синего цвета, символизирующего тоску по Эвридике. На протяжении 1860–х годов произведения Моро пользуются огромным успехом и популярностью. В 1884году умирает мать художника. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины -- постоянные спутницы Аполлона. Восхождение к высшим сферам, то есть земная смерть и апофеоз бессмертия».
Бенуа. Персонажи в картинах Моро словно не от мира сего. Ветерок принес ее на остров Кипр, где богиню, вышедшую из морских волн, встретили оры. Камни ожили и, вдохнув свет в женское тело, зажгли его.
Художник принял решение покинуть несчастную. Моро преклоняется перед Делакруа, влияние которого заметно в ранних работах (например, «Пьета», выставленная в Салоне 1852 г. ). Каждая картина это отдельный мир, такой же непознанный, сложный и неопределенный.
Учился в Школе изящных искусств в Париже у Теодора Шассерио и Франсуа-Эдуара Пико, посетил Италию (1857-1859) и Нидерланды (1885). В 1880г. Специалисты центра проведут комплексную экспертизу картины Куинджи, оценив все необходимые для продажи картины параметры. Этим можно объяснить подробные комментарии, которыми художник сопровождает свои работы. («Gustave Moreau Museum», Paris, 1997, p. 16. ). Мой мозг, мой разум кажутся мне лишь краткой и сомнительной реальностью. Отец художника учился у известного архитектора своего времени – Шарля Персье. «Мной владеет одно стремление, писал художник, желание передать в зримой форме те внутренние вспышки, которые трудно к чему-либо отнести в их кажущейся незначительности проступает нечто божественное и, будучи переведенными на язык чисто пластических эффектов, они открывают горизонты подлинно магические, можно сказать величественные».
Умер 18 апреля 1892 года. Только христианские произведения демонстрируют большую суровость выражения («Пьета», 1867, Франкфурт, Штеделевский художественный институт). И дом-музей Моро — это одна из самых удивительных галлерей, которая будет интересна не только поклонникам живописи, но и всем, кто интересуется французской историей и христианской религией. Они проживут вместе более 30 лет. Быть может, в этом факте следует видеть объяснение тому, сколь велико место, занимаемое в его творчестве женщиной.
Однако драгоценное искусство Гюстава Моро сложно причислить только к символизму. Гюстав Моро (1826-1898). Картина была за восемь тысяч франков приобретена на аукционе принцем Наполеоном. Фаэтон в ужасе поднимает руки, увидев перед собой зодиакальных Льва и Гидру.
Моро никогда не отрицал, что очень многим в творчестве обязан Шассерио, своему другу, рано ушедшему из жизни (в возрасте 37 лет). Главную роль при этом играла символика цвета. Памяти Александрины, умершей в 1890 году, он посвятил одну из лучших своих картин — «Орфей у гробницы Эвридики». Это символико-аллегорическое произведение стало истинным творческим дебютом Моро. В 1868 году Моро назначают председателем жюри конкурса Гран-при де Роме.
Увидев акварель «Фаэтон» на Всемирной выставке 1878 года, художник Одилон Редон, потрясенный работой, писал: «Это произведение способно влить новое вино в меха старого искусства. «Мной владеет одно стремление, — писал художник, — желание передать в зримой форме те внутренние вспышки, которые трудно к чему-либо отнести в их кажущейся незначительности проступает нечто божественное и, будучи переведенными на язык чисто пластических эффектов, они открывают горизонты подлинно магические, можно сказать — величественные». Особый интерес в этом плане представляет полиптих «Жизнь человечества», созданный Моро в 1886 г. Это произведение тематически вписывается в типологические ряды, свойственные как искусству Нового времени, так и художественной культуре Средних веков. Увидев акварель «Фаэтон» на Всемирной выставке 1878 года, художник Одилон Редон, потрясенный работой, писал: Это произведение способно влить новое вино в меха старого искусства. Для Редона модернизм Моро заключался в его "следовании собственной натуре". Одна из самых известных его картин — «Явление» (1876, Париж, Музей Гюстава Моро) — написана на евангельский сюжет о танце Саломеи перед царем Иродом, в награду за который она потребовала голову Иоанна Крестителя.
При этом все этапы, от начального до завершающего, равноценны, поскольку каждый из них представляет мгновения последовательного развертывания автором воображения: «Гармонично слаженная картина состоит из нескольких наложенных друг на друга картин и каждый последующий слой наделяет мечту большей степенью реальности, вознося ее к совершенству». Некоторые его работы дополнены отдельными пояснениями, как, например, полотно «Юпитер и Семела». Все это есть в Центре научной экспертизы им. Этим можно объяснить подробные комментарии, которыми художник сопровождает свои работы. Так царица хотела отомстить Иоанну Предтече, осудившему ее брак с Иродом. В 1880г.
Он стал часто выезжать за город и за границу, в этих поездках художника сопровождает верная Александрин, на которой он так и не женился. В доме Моро хранились репродукции всех картин Леонардо, представленных в Лувре и художник часто обращался к ним, особенно когда ему нужно было изобразить скалистый пейзаж (как, например, на полотнах "Орфей" и "Прометей") или женоподобных мужчин, напоминавших созданный Леонардо образ святого Иоанна. С 1860 года его классически исполненные картины продолжают иметь успех. После смерти Александрины в 1890 году художник посвящает возлюбленной одно из своих лучших полотен – Орфей у гробницы Эвридики, 1891.
Внутренний мир и внешность героинь Моро соответствуют его пониманию Вечной Женственности. Повторную попытку поучаствовать в этом конкурсе Моро предпринимает на следующий год. После длительного расследования и многочисленных задержаний картины удалось вернуть. Моро добивался особого мерцающего эффекта, тщательно перемешивая краски. Ведь живопись Г. Моро обладает поистине магическим воздействием.
Все здесь словно окутано роскошью дорогих тканей, наполнено мерцанием драгоценных камней. В его произведениях угадывается не только академический классицизм и отголоски романтизма. К особенно выдающимся полотнам сохранились пояснения художника. Так, в «Танцующей Саломее» (1876) или «Татуированной», в ажурном узоре, которому едва ли можно придать определенный изобразительный смысл, покрывающем как фигуру Саломеи, так и детали интерьера, угадывается усиление призрачности сцены, «которая колеблется, как мираж в потоках горячего воздуха». И подобное «культурное табу» является фундаментальной традицией европейского искусства.
Кисть не поспевает за воображением и фантазией живописца, вот таким образом многие работы оставались незавершенными, а главное, зрителю, без словесной интерпретации самостоятельно трудно разобраться в этом нагромождении символов. Иногда он акцентирует иератическую недвижимость своих персонажей (стоящая в неуверенности «Елена», там же присевший на башню «Ангел-путешественник», там же). называл свое искусство страстным молчанием.
К особенно выдающимся полотнам сохранились пояснения художника. Довольный успехами сына, Луи Моро определил его в мастерскую художника-неоклассициста Франсуа-Эдуарда Пико (1786—1868), где молодой Моро получил необходимую подготовку для поступления в Школу изящных искусств, куда в 1846 году успешно сдал экзамены.
Моро был любимым художником салонов сен-жерменского предместья, его восхваляли Робер де Монтескью и Оскар Уайлд, а Марсель Пруст вспоминает о нем изображая художника Эльстира в «Поисках утраченного времени». В 1891 году Моро стал в должности профессора преподавать в школе изящных искусств. Но прежде, чем читать пояснения, стоит насладиться игрой красок великолепных картин. Открытие «Эдипа и сфинкса» помогло Одилону Редону осознать свое призвание и первые его полотна были навеяны работами Моро. Осенью 1859 года Моро возвращается домой и знакомится с молодой женщиной – Александриной Дюре, работавшей гувернанткой недалеко от его мастерской.
На своей акварели Моро изображает кульминационный момент. той сцены. Он учил их не только традиционным основам мастерства и копированию шедевров Лувра, но и творческой самостоятельности – и уроки мастера не прошли даром. Этот выверенный набор цветов иногда покрывался воском («Св. Одна из самых известных его картин— «Явление» (1876, Париж, Музей Гюстава Моро)— написана на евангельский сюжет о танце Саломеи перед царем Иродом, в награду за который она потребовала голову Иоанна Крестителя. К его ученикам относятся Анри Матисс, Жорж Руо, Одилон Редон.
В отличие от неоклассицистов, которые ограничивались исключительно античными источниками, Моро смело соединял на своих полотнах образы, заимствованные из разных культур и эпох. Особую роль в жизни будущего художника играла мать, от нее он унаследовал интерес к музыке (биографы упоминают о дружбе художника с Жоржем Бизе). Последние десятилетия неоднократно появлялись сведения об их хищении. В 1862 году у художника умирает отец.
В 1846 году Моро поступил в Школу изящных искусств, где учился у Франсуа Пико. Журнал «Великие художники» одного украинского издательства лежал у меня дома уже давно. Символизм здесь проявляется в особой многослойности образа. Изучая картины мастеров прошлого, Моро приходит к убеждению, что художник в своем творчестве должен следовать принципу «необходимого великолепия».
Акварели, наверное, лучшее из созданного Гюставом Моро. Страшная голова вся в крови, пурпурные капли свисают с брады и волос. Только с третьего раза юноше удалось стать вольнослушателем Академии художеств. Одна из лучших картин Моро — «Единороги» (1888) — является попыткой возродить средневековые традиции и фантастические композиции «школы Фонтенбло». Акварель «Вдохновение» поражает повышенной утонченностью и изысканностью, достигнутыми с помощью тонких, нежных орнаментальных линий, будто творящих мечту и цвета этих тончайших оттенков зеленого, фиолетового, синего и желтого, создающих ощущение спонтанного удара кистью и тщательно продуманных динамичных наплывов жидкой краски.
Экспозиция музея в основном состоит из незаконченных работ художника и черновых набросков. Художник стремится воскресить дух пантеизма ищет путь синтеза христианства и буддизма. Потрясенный его кончиной, Моро посвятил его памяти полотно "Юноша и Смерть". Критики называют художника Гюстава Моро спасителем жанра исторической живописи. На протяжении 1860-х годов Моро написал серию картин (любопытно, что все они были вертикальными по формату), которые были очень хорошо встречены в Салоне.
Я не верю ни в то, что я осязаю, ни в то, что вижу. Одно замечание Гюстава Моро, сделанное Матиссу, стало пророческим: «Вам предстоит упростить живопись». Что касается второго принципа «необходимого великолепия», то об этом художник говорит так: «Обратитесь к великим мастерам. и с 1857г. Здесь же он знакомится с Э. Дега, будущим импрессионистом, ставшим позднее его другом.
Моро оказал влияние на поиски русских художников, особенно на представителей объединения «Мир искусства». Неизвестно, писал ли французский мастер портреты Александрины Доре, однако, его многочисленные мифологические женские образы (нередко сближающиеся во внутреннем посыле с эстетикой Бодлера) лишены какой-либо индивидуализации: это обобщённо-типизированные лики-состояния, в которых, как правило, пребывает состояние загадочности и неизречённости. 1875, Париж, Музей Г. Моро). Художник умер 18 апреля 1898 года. Творчество Моро способствовало становлению и развитию символизма в живописи.