Пишу тебе из Сент-Мари — я таки выбрался, наконец, к морю.
Именно вот таким образом Море в Сент-Марье кажется подлинным, живым, а не просто изображенным. Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников15. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости). Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Изображение словно рвётся вовне, ему недостаточно размеров холста. В своей картине художник попытался «поймать» эту изменчивость. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог (родился 08. 02. 1822), протестантский пастор, а матерью— Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги.
За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Я перечитываю роман-притчу «Путешествие домой. Художник посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога Фернана Кормона изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887—1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Меняется роль человека в картинах Ван Гога— его нет совсем или же он является стаффажем. В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника.
Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену. Именно вот таким образом «Море в Сент-Марье» кажется подлинным, живым, а не просто изображенным.
Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру». Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях11. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и— в некоторых случаях— использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж.
Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым». А. С. Пушкина, Москва).
В Гааге художник попытался создать семью. Макушки парусов упираются в края картины так, словно бы ощущая тесноту холста. Уженье почти столь же изменчиво и практически неоднозначно. Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний.
Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника.
Он по-прежнему продолжал писать, но стиль его последних работ изменился окончательно, став ещё более нервным и гнетущим. Жизнь главного героя притчи Майкла Томаса очень похожа на жизнь каждого из нас. В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия.
Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). На этот раз его избранницей стала беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился прямо на улице и, движимый сочувствием к её положению, предложил переехать к нему вместе с детьми. Море, как и время, смешивает краски, сталкивает свет и тень извлекая из этого новые образы и пространства.
Отказ возлюбленной потряс и разочаровал будущего художника постепенно он потерял интерес к своей работе и начал обращаться к Библии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Желтовато-зеленые масляные краски придают работе особый антураж и уникальность.
Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. В результате в конце марта 1876г. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии.
Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку». 200 лучших книг по версии ВВС«Властелин колец»—Джон Р. Р. Толкин«Гордость и предубеждение»—Джейн Остин«Тёмные начала»—Филип Пулман«Автостопом по галактике»—Дуглас Адамс«Гарри Поттер и Кубок огня»—Джоан Роулинг«Убить пересмешника»—Харпер Ли«Винни-Пух и все-все-все»—Алан Милн«1984»—Джордж Оруэлл«Лев, колдунья и платяной шкаф»—Клайв Стэйплз Льюис«Джейн Эйр» —Шарлотта Бронте- «Уловка-22»—Джозеф Хеллер«Грозовой перевал» —Эмили Бронте«Пение птиц»—Себастьян Фолкс«Ребекка»—Дафна Дюморье«Над пропастью во ржи»—Джером Сэлинджер«Ветер в ивах»—Кеннет Грэм«Большие надежды»—Чарльз Диккенс«Маленькие женщины»—Луиза Мэй Олкотт«Мандолина капитана Корелли»—Луи де Бернье«Война и мир»—Лев Толстой«Унесенные ветром»—Маргарет Митчелл«Гарри Поттер и философский камень»—Джоан Роулинг«Гарри Поттер и Тайная комната»—Джоан Роулинг«Гарри Поттер и узник.
Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Тео поддержал начинание деньгами и в том же году Винсент переехал в Арль.
Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). В декабре 1878 года Винсент направился на полгода миссионером в посёлок Патюраж в Боринаже, бедном шахтёрском районе на юге Бельгии, где развернул неутомимую деятельность: посещал больных, читал неграмотным Писание, проповедовал, обучал детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи.
По своей тематике ранние работы ван Гога могут быть отнесены к реализму, хотя манеру исполнения и технику назвать реалистичными можно лишь с определёнными существенными оговорками. Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма— мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Крыши. В это же время у художника сформировалось и собственное понимание пейзажа: выражение своего внутреннего восприятия природы через аналогию с человеком. В конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 уехал из Амстердама.
Майкл Томас и семь Ангелов» Крайона, который произвел на меня большое впечатление. В результате его попросили уехать. Винсенту хорошо даются языки— французский, английский, немецкий. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте.
Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914)14. На Рождество Винсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Это сочетание делают морской пейзаж необыкновенно живым. Очень скоро они расстались.
Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Главной темой пейзажа он сделал красочные переливы самых различных цветов и оттенков. Винсент Виллем ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды— 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция)— нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Там же он получал уроки рисования.
Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. Гогену случайно удалось остановить Винсента. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову.
Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). А. С. Пушкина, Москва). К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции— в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга»— своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. А. С. Пушкина, Москва). Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов— в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем— в фойе «Свободного театра». На этом заканчивается его формальное образование. Родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Он почти не играл с другими детьми.
В дополнение к этой неразберихе с именами, которая существует уже десятилетия, последние исследования свидетельствуют о том, что Винсент был влюблен вовсе не в Евгению, а в немку по имени Каролина Хаанебик. Винсент много работал изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. Что же было на самом деле, остается неизвестным.
В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль»18. Есть версия, будто он был влюблен в Евгению, хотя многие ранние биографы ошибочно называют её именем матери, Урсулы.
Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью ван Гога, сам ван Гог же недоумевал, как Гоген не хочет понять саму идею единого коллективного направления живописи во имя будущего. Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Желтовато-зеленые масляные краски придают работе особый антураж и уникальность. Море — это пространство неустойчивости, вечного движения, вечного перерождения.