В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. В нём проявляются две главные темы: первая – новая интерпретация фольклора, подчёркивающая цветовую красочность моравских костюмов и нежный тип славянских девушек («Хор моравских учителей», 1911) и вторая – праздники и слёты спортивного движения «Сокол», ставшего в XIX веке символом национального самоопределения. Значение произведённой им художественной революции состояло в том, что он привнёс в «крикливый» парижский «уличный салон» аристократизм и подчеркнул новую роль плаката в современном искусстве. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Муха остался без средств к существованию. Впрочем иногда случались и серьёзные заказы. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие.
Следующая группа экспонатов относится к его декоративному стилю девяностых годов XIX века, здесь мы видим широту и разнообразие интересов художника – например, декоративное блюдо (1897), дизайн для вазы или ювелирного изделия (около 1900). Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Именно вот таким образом свой первый цикл декоративных панно (1896) Муха назвал «Четыре времени года». Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
У неё две дочери. В них орнамент уже уступает ведущую роль мелодии линий. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Выставленные фотографии – репродукции, отпечатанные с оригинальных стеклянных пластинок. Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и супруги художника — Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой.
На выставке они использованы для создания небольшого образа мастерской. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»8. Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением— «Славянской эпопеей». Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Однако, в том же1887годуграф Куэн-Беласси покончил с собой.
Хотя на сделанных им во время этой поездки фотографиях было много русских крестьянок, подобных героине «Звезды», для картины Мухе позировала его жена Мария. На плакате одинокая фигура представляет собой вершину трагедии. Так, в1892годуМуха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историкаШарля Сеньобоса. Не выполнить просьбу «божественной Сары» было невозможно. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар.
Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери).
Третья страница посвящена одноцветному рисованному толкованию стиха Мухой. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Но, вместе с тем, встречаются и плакаты, подчёркнуто драматично осуждающие притеснение славянских народов («Лотерея национального единства», 1912) или лирические воспоминания о парижских мотивах («Принцесса Гиацинт», 1911).
Представляют интерес и два первых отпечатка «Жисмонды». Мозаичный фон и греческая литера «D» переносят пьесу в Древнюю Грецию. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
Именно благодаря им он утвердил новый, свой собственный декоративный стиль. Там Альфонс Муха некоторое время расписывал стены замка, принадлежавшего брату Куэн-Беласси. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Не менее интересны и медали, предложенные Мухой чешской масонской ложе. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Картина, которую также называют и «Зимняя ночь» и «Сибирь», выражает всю глубину отношения Мухи к России и её народу.
Но после пожара в «Рингтеатре» в1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городокМикулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. Сюда относятся, например, «Четыре цветка» (1898) или «Четыре времени суток» (1899), созданные в период полного расцвета стиля Мухи. В 1902 году под названием «Documents dcoratifs» Муха опубликовал 72 работы карандашом, оттенённом белилами, в качестве вариантов дизайнерских решений для применения в искусстве. От заказов не было отбоя.
Все работники Лемерсье были в отпуске и издателю пришлось обратиться за помощью к Мухе. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов— иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная.
Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Это событие побудило его заинтересоваться историейславян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». От заказов не было отбоя. Вита в Праге (1931).
Выразительнее всего эти идеи проступают в цикле «Четыре искусства» (1898) исполненном в нескольких техниках. Афиша казалась слишком высока для стандартного формата литографского камня, вот таким образом бытовало мнение, что печать производилась с двух камней. Сначала для аллегорических полотен большого формата Муха использовал темперу («Пророчица», 1896) и лишь с наступившим в начале XX века изменением стилистических канонов и обращением к большой теме картинного цикла о древности и истории Славян он перешёл к использованию масла. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию.
Патетика его исполнения связана и с представленными на экспозиции экспрессивными пастелями и с единственной скульптурной работой Мухи «Обнаженная на скале» (1899). Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Вплоть до 1923 года Альфонс Муха сотрудничал с французским ювелиром Жоржем Фуке, который заказывал у него дизайн украшений и аксессуаров, кроме того, Муха оформил интерьеры торгового дома Фуке, открывшегося в 1901 году7.
Стоит обратить внимание на необычно проработанные руки и браслет в форме змеи. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. На следующей странице Муха помещает свой комментарий к содержанию стиха, а первая цветная литера напоминает буквицу из средневековой рукописи.
Благодаря этому Медея получает психологическое оправдание своих страшных поступков. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Этот потенциал Муха открыл и полностью развил в цикле картин «Славянская эпопея».
Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её сВан Гогом). Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров — Климта, Врубеля, Бакста — произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров—Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Представлен здесь и, пожалуй, самый амбициозный проект Мухи – великолепная «Молитва Господня» («Le Pater», 1899).
О более позднем, патриотическом творческом этапе рассказывают наброски для интерьера Приматорского салона Муниципального дома в Праге (1910) известные дизайны чехословацких банкнот или дизайн витражного окна для собора св. Немалый интерес представляет рисунок восьмилетнего Мухи («Распятие», 1868 г. ), свидетельствующий о том, что ещё ребенком художник черпал вдохновение в фольклоре. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Каждому стиху Муха посвящает три страницы.
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Интересна история внучки Мухи. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». «Загадочная Женщина в степи» (известная также как «Звезда», 1923), является ярким свидетельством достижений Мухи в этом жанре. Нельзя не обратить особое внимание на широкий диапазон эскизов Мухи: от нежных плакатов с утончённым стилем для среды художников (Salon des Cent, 1896, 1897) до чисто коммерческих («Job», 1898, «Cassan Fils», 1896). О поездках Мухи в Соединённые Штаты напоминают газетная вырезка и плакат выставки Мухи в Бруклинском музее (1921).
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемогособора Святого ВитавПражском Граде. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Эти иллюстрации отражают борьбу человека по пути из мрака на свет.
Он стремился создать всеобъемлющий образец нового стиля. В «Молитве Господней» Муха разделил саму молитву на семь стихов.
Хитилова была соотечественницей Мухи. При этом в афишах, созданных для Сары Бернар, отражается и драматическая атмосфера («Медея», 1898). Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В1895годуМуха входит в кругсимволистов«Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художникиБоннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэтыВерлен, Маллармеи другие. Созданная Мухой афиша совершила в этом жанре настоящий переворот.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Муха остался без средств к существованию. Муха посетил Россию в 1913 году, работая над картиной «Отмена крепостного права на Руси» – свободный труд основа государства», одного из полотен «Славянской эпопеи».
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Но пробный отпечаток доказывает, что использовался только один камень.
Именно здесь особенно ярко проявляется поэтичность представлений Мухи. В настоящее время она живет в Чехии.