Клод Моне «Камилла (Женщина в зелёном платье)» год, молодой Клод Моне рисует свою возлюбленную, Камиллу Донсьё, а работу называет «Камилла или портрет дамы в зеленом платье». Картина Клода Моне Камилла или женщина в зеленом платье: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Одна из самых знаменитых картин Клода Моне х годов – «Женщина в зеленом платье» (год, Кунстхайле, Бремен, Германия).
Картина впервые была выставлена в 1874 году, на первой независимой выставке импрессионистов, которые ещё тогда так не назывались. Клод-Оскар Моне родился в Париже 14 ноября 1840. Он засадил все разнообразными видами цветов и растений. Жанровое по сути полотно изображает мать у детской колыбельки (такие сюжеты часто встречаются в голландском искусстве). Маннпорт — самая известная скала-арка. Моне не стал приукрашивать лицо девушки, которой предстояло в будущем стать его супругой. Эта работа была положительно встречена критикой и принесла молодому Моне известность.
Однако члены жюри, формировавшие выставку, сославшись на то, что перед ними «гнусные выверты», отказались давать картинам место в зале. Он быстро пролистал каталог и заказал весь каталог.
Обучение в мастерской Глейра проходило весело и с большим энтузиазмом. Критик Луи Леруа, вдохновлённый названием произведения Моне, написал высмеивающий экспозицию обзор, где обозвал художников – импрессионистами.
Детство и юность он провел в Гавре. Над Дамой в зелёном дружно потешались критики и зрители газетные остроумцы не уставали печатать шаржи, где длинный шлейф вываливался за край картины, а шея женщины была перекручена, как штопор. Уголок сада художника предстает таинственным местом, спрятанным в густых зарослях. Моне проник в концептуальную суть готического искусства. Здесь властвовал Эдуард Мане (Edouard Manet), самый старший из всех.
В день Моне работал над несколькими холстами, передающими утреннее, дневное и вечернее освещение — в этом была оригинальность метода художника, который также лежал в основе создания серии «Тополя». Клод Моне принял решение действовать сам: найти деньги и приобрести у вдовы Мане «Олимпию», а затем подарить ее государству. Он написал несколько серий картин, включая полотна с изображением собора в Руане.
«Здание парламента в Лондоне» (1904, музей дОрсе, Париж) словно окутано густым туманом, сквозь который проступают величественные очертания неоготической архитектуры и пробивается желто-рыжее солнце, окрашивающее Темзу рыжевато-багровыми бликами. Эдуард Мане собирался выставить на Парижском салоне 1865 года две новые картины — «Осмеяние Христа» и «Олимпию». Пытаясь спасти картину Моне порезал ее на несколько кусков.
Своей Камиллой Моне достиг полного успеха. Картина была написана, когда Моне жил в небольшом городке близ Парижа – Аржантее. Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур на вершине холма. Но им всем не хватало бесспорного лидера.
Но ничего не изменилось, картины по – прежнему не покупали. Восхищались живостью фигуры, тем, как она, уходя, обернулась.
Я не человек, — подумал он, — я животное, вращающее мельничный жёрнов. Через некоторое время запрет был снят — это был демонстративный жест в споре с прессой и общественным мнением: члены жюри будто показывали, что случится, если убрать «нравственный фильтр», против которого так сильно выступало общество. Салон проходил во Дворце промышленности, больше известном как Дворец на Елисейских Полях и построенном двенадцатью годами раньше, в 1853 году.
Он уже не мог передавать на холсте световые эффекты, увиденные в живой природе. Работа получила резко отрицательные отзывы и своим названием («Впечатление») дала определение новому направлению живописи — импрессионизму. Композиция работы «Сад ирисов в Живерни» (1899–1900, Художественная галерея Йельского университета) проста: на холсте квадратного формата изображена убегающая в даль сада дорожка, полускрытая разросшимися кустами ирисов, над ней — уходящие перспективой стволы садовых деревцев.
И после выздоровления загорелся прямо-таки изнуряющей одержимостью в работе.
Выставка успеха не имела. Ответ Эмиля Золя, объясняющего, почему он не считает возможным принять участие в подписке, по свидетельствам современников, «ошеломил Моне»: «Я глубоко опечален, но я раз и навсегда зарекся покупать картины — даже для Лувра Я достаточно защищал Мане своим пером, чтобы опасаться сегодня упрека, будто пытаюсь умалить его славу.
Моне видел все хуже и хуже. Именно это и передал Моне. На этом безоблачная жизнь художника заканчивается. Здесь видно, что колорист-Моне использует цвет для построения композиции.
Здесь нет идеализации, характерной для традиционного искусства. Эта работа была положительно встречена критикой и принесла молодому Моне известность. Каждая картина передает игру света и теней в разное время суток: раннее утро, когда солнце ласково пробивается сквозь туман, обволакивающий шпили собора и полдень, когда весь фасад утопает в солнечном свете.
Моне, как и другие импрессионисты, писал чистыми цветами, не смешивая краски на палитре для получения тонов и опенков, как было принято в традиционной живописи. Во втором десятилетии нового века стареющий Клод Моне все больше роднился с одиночеством.
В возрасте 32 лет. Обучение в мастерской Глейра проходило весело и с большим энтузиазмом. Складывается впечатление, что женская фигура в легком белом одеянии нужна художнику лишь как повод «очеловечивания» природы, придания ей состояния обитаемости. Этот термин придумал в своем фельетоне журналист по имени Луи Леруа. Денди, одетый с иголочки у лучшего портного в Париже, не имел в кармане ни гроша.
Камилла со своей утонченной красотой стала моделью для многих картин Моне: «Женщины в саду», «Камилла Моне с сыном Жаном» (Женщина с зонтиком), «Камилла с маленькой собачкой», «Камилла Моне у окна», «Камилла Моне на садовой лавочке», «Камилла на пляже в Трувилле», «Камилла Моне в саду с Жаном и его няней», «Женщина за вышиванием» (Портрет Камиллы). В 1874 эта картина была показана на первой выставке импрессионистов, тогда еще именовавшихся «Анонимным обществом живописцев, художников и граверов» под лидерством Моне. Там он и познакомился с молодыми художниками Базилем, Сислеем и Ренуаром – могучей кучкой основавшей движение импрессионизма. Наконец картины начинают покупать, слава приходит к нему. Денег катастрофически не хватает, Моне вынужден постоянно останавливать работу над картинами.
Я не человек, – подумал он, – я животное, вращающее мельничный жёрнов. Потрачено на погашение долгов и самое дорогое вино. Восход солнца» (Музей Мармоттан, Париж). Две дамы повернуты спиной к нам, оставляя любоваться складками своих платьев.
Ярко-красное кимоно Камиллы выделяется на сером фоне стены, украшенной веерами. Здесь вы найдете картины, написанные в стиле абстракционизма. В 14 лет Моне писал карикатуры, заработав таким образом известность среди жителей Гавра.
Или, по-русски выражаясь, впечатленщиками. Но им всем не хватало бесспорного лидера. Они соединены с фигурами на переднем плане едва заметной, пробегающей по траве тропинкой.
Восходящее солнце». Моне оставляет беременную Камиллу практически без средств к существованию. Самой значимой была огромная шестиметровая картина "Завтрак на траве", которую Моне писал к очередному Салону, но ее пришлось оставить в залог за жилье и по возвращении Моне с ужасом обнаружил, что от сырости на картине облупилась краска. Он отказал ему в средствах, но это не остановило Клода.
Здесь живописен много раз писал здание парламента, создав целую серию работ на эту тему. Обычно выбор падал на кафе Гербуа (Cafe Guerbois) на улице Батиньоль. Кажется, что фигуры женщины и мальчика будто вырастают прямо из поля.
Он засадил все разнообразными видами цветов и растений. В компоновке фигур на плоскости холста «Дамы в саду» (1866–1867, Музей дОрсе, Париж) чувствуется отход от традиционной живописи: художники академического толка не позволили бы себе обрезать края пышных женских платьев краем картины, а Моне свободно кадрирует изображение, за счет чего создается впечатление фрагментарности. Восход Солнца» поначалу носило название «Морин». Люди играют второстепенную роль, главная отводится атмосфере города.
Моне словно остается незамеченным наблюдателем, дамы и кавалеры не позируют ему. Первый сын Моне – Жан родится в отсутствие отца. В возрасте 32 лет. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи.
Яркий солнечный пейзаж в картине «Цветущие яблони» (1879, Музей изящных искусств, Будапешт) поражает мастерской передачей света — изображенный ландшафт буквально купается в солнечных лучах, заливающих всю окрестность и простотой композиции, на первом плане которой — трава и цветущие деревья яблоневого сада, на втором — полускрытые за их ветвями домики с красными крышами, а на дальнем — возвышающийся холм. Прибрежные кусты и отдельно растущие тополя на третьем плане окутаны голубовато-сероватой дымкой, «отбрасываемой» на них серыми облаками. Моне следует своим собственным законам, не выстраивая композицию картины, подобно театральной мизансцене. Выстроив натюрморт, Моне свободно обрезает добрую половину плетеной корзины с фруктами, а также лепестки подсолнуха и края фруктов на столе (в традиционной живописи такое было невозможно — художники тщательно продумывали компоновку предметов их положение на холсте и строили композицию с тем, чтобы выгодно изобразить каждый из них). В 1865–1866 Моне работал над картиной «Завтрак на траве», вдохновленный одноименным скандальным полотном Эдуара Мане.
Срезанные цветы в букетах он изображал не часто. Появляется интересная картина. В 1892 Клод Моне приступил к написанию цикла, посвященного Руанскому собору. Главный вход находился со стороны улицы Мариньи.
«Я пытался сделать невозможное – нарисовать сам свет» – скажет позднее Клод Моне. И тут появился четвертый, его появление запомнили все. За художником преданно ухаживала дочь Алисы от первого брака, ставшая женой (а теперь и вдовой) Жана.
В «Японском мостике» (1918–1924, Институт искусств, Миннеаполис) читаются очертания любимого мостика, перекинутого через пруд с кувшинками и увитого глициниями. Щеголь. Как -то спасаясь от кредиторов Моне (в первый раз) порезал 200 своих картин, но, даже, уцелевшие куски были собраны и проданы по 30 франков каждый. Здесь властвовал Эдуард Мане (Edouard Manet), самый старший из всех.
Полотно «Впечатление. Смысловой центр смещен к левому краю полотна. В 1867 художник написал картину «Жан Моне в колыбели» (частное собрание). Оно гибкое и в то же время плотное, оно мягко волочится, оно живет, оно ясно говорит, кто эта женщина. Картина, словно репортажный снимок, запечатлела жизнь улицы во время праздника. Моне показывал нам мир не таким, как мы его видим, а таким каким мы его чувствуем.
В конце концов Моне решился на операцию, которая прошла успешно.
Обычно выбор падал на кафе Гербуа (Cafe Guerbois) на улице Батиньоль.
Горизонтальная композиция с четким делением на первый (водное пространство) и второй (стена палаццо с многочисленными арками оконных и дверных проемов) планы облегчается двумя тонкими силуэтами гондол. Моне сознательно избегает этого, он пишет то, что видит, старается «поймать» момент изменчивой действительности и для этого ему нужна быстрая техника.
Такой резкий контраст затененных и освещенных участков напоминает светотень Караваджо. Влияние фотографии очевидно и в композиционном строе работы «Улица Сен-Дени в день национального праздника» (1878, Художественный музей, Руан). В качестве правой кулисы художник изображает несколько деревцев, придвинутых вплотную к нижнему краю картины, — единственная вертикаль на этой горизонтальной композиции, «собирающая» все произведение. Клод и Камилла жили очень бедно. Материал, опубликованный в газете Le Charivari, так и назывался – Выставка впечатленщиков.
Художник избегает четких контуров предметов: и фигура жены и веера на стене за ее спиной и японец изображенный на ткани кимоно, написаны скорее цветом, нежели линией, за счет чего кажутся принадлежащими одной плоскости. Диагональное построение композиции создает впечатление движения. Была в этом злая ирония судьбы, отнимающая у художника главное, чем он живет, — зрение, подобно тому, как музыкант теряет слух (достаточно вспомнить Бетховена, не слышавшего звучания своей гениальной «Девятой симфонии»). Денди, одетый с иголочки у лучшего портного в Париже, не имел в кармане ни гроша. Сложно назвать картину «Палаццо да Мула в Венеции» (1908, Национальная галерея, Вашингтон) ведутой (городским пейзажем) или архитектурным пейзажем.
И это, пожалуй, единственное, что можно «идентифицировать» в сумасбродстве красок, не считая невысокого куста на переднем плане картины и вер тикали дерева у правого края. И уезжает жить к своей тетке. В это же время Моне создает полотно аналогичной тематики «Дама в саду» (1867, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). На картине – жена и сын Моне.
Одна из самых знаменитых работ Клода Моне 1860-х -- «Женщина в зеленом платье» (1866, Кунстхайле, Бремен, Германия), на которой изображена Камилла Донсье. Через некоторое время Моне возвращается и продолжает работать. Одно из свиданий настолько вдохновило его, что портрет девушки известный теперь как картина «Дама в зеленом платье», он написал всего за несколько дней. Друзья снимали студию, вместе работали и вместе веселились по вечерам в ближайших кафе. Типично жанровая сценка — дамы, отдыхающие в тени садовых деревьев, — утрачивает «жанровость»: женские фигуры становятся неотъемлемой частью цветущего пейзажа, его украшением, подобно прекрасным цветам.
Оно ворвалось ярким оранжевым шаром в сумрак ночи и принесло долгожданный свет и тепло. Он быстро пролистал каталог и заказал весь каталог. Молодые художники стремились «поймать» мгновенные состояния вечно изменяющейся и живущей по своим законам природы.
Здесь он пишет свои знаменитые стога. Красота природы становится величайшим чудом и, видимо, венцом божественных творений для Моне (в отличие от ренессансного «Человек — венец творений»). И это лишь первое полотно, на котором Моне за годы совместной жизни изобразил Камиллу. Заметка, в которой журналист обронил слово «импрессионист», была посвящена выставке работ так называемого «Салона отверженных», где выставлялись произведения, отклоненные членами жюри Парижского салона, самой авторитетной выставки того времени. К этой идее многие отнеслись скептически, даже ближайшие друзья покойного художника. Отсюда — отказ от черного, «цветные» тени и блики на их полотнах и светлых поверхностях.
Изображение парусной лодки вблизи террасы введено как ориентир для глаза, без которого первый и второй планы картины были бы слишком разобщенными и композиция зрительно распалась бы на верхнюю и нижнюю части. Позднее, во время путешествия в Италию, художник найдет импрессионистическими венецианские дворцы (произведения итальянской готики). История любви молодого художника легла в основу романа Эмиля Золя "Творчество". Антонен Пруст не только отказался участвовать в этом начинании, но и выразил сомнение, стоит ли именно «Олимпия» почестей Лувра он дошел до того, что заявил в одном интервью, будто подписка не преследует никакой другой цели, кроме как «помочь вдове великого живописца». Оскар Клод Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года в семье бакалейщика.
Работа утрачивает глубину и разворачивается на плоскости, тяготея к декоративности. Один из величайших учителей в истории человечества, формально никого не учил. Но постепенно все привыкли. Щеголь. Моне был нужен город, его лицо и выражение в праздничный день. Небольшое состояние Камиллы, которое она получила в приданное, безвозвратно промотано.
Очевидно, Моне не ставил перед собой задачу скопировать памятник. Камилла на портрете – живая и настоящая, женщина из плоти и крови. Задний план портрета, фактически, не прорисован. Отец Моне был в ярости узнав о решении Моне бросить школу и стать художником. Однако Моне не переставал писать. В кар тине «Пруд с ненюфарами» (1908, частное собрание, Санкт-Галлен, Швейцария) Моне выбрал квадратный формат полотна, зрительно «увеличивающий» изображение в пространстве и создающий впечатление бесконечности.
Еще в 1886 художник написал незатейливый сельский пейзаж «Стог сена в Живерни» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), на переднем плане которого красуется сено, а вдали виднеются домики, деревья и поля. Под кистью Моне они будто обретают душу. Знаменитая «Японка» (1876, Музей изящных искусств, Бостон)— явный пример влияния на живопись Моне (как и европейского искусства в целом) восточного искусства. А. С. Пушкина, Москва) очевидно влияние искусства фотографии.
Он использовал производное слово от названия картины Клода Моне «Впечатление. Нежные цветы ирисов на переднем плане картины словно заглядывают нам в глаза. Художник написал крупным планом «фрагмент» пруда, в кадр вошла только гладь воды с живописно разбросанными листьями, цветами кувшинок и отражением облаков.
К этому периоду относится работа «Поле маков у Аржантёя» (1873, Музей дОрсе, Париж), на которой изображены утопающие в полевой траве Камилла и маленький Жан Моне. Тогда же Моне воспылал романтическими чувствами к юной Камилле Донсье. Прекрасный сад и небольшой дом – все, о чем художник только мог мечтать.
Посмотрите на платье. Но постепенно все привыкли. Однако это не бросается в глаза, поскольку мы видим полностью лицо только сидящей женщины.
Лёгкость, с какой давалась учёба и уверенность в том, что им суждено нечто большее, чем копирование картин. Друзья снимали студию, вместе работали и вместе веселились по вечерам в ближайших кафе.
Горестно вглядываясь в холодеющее лицо, Моне заметил сначала голубоватое свечение над ним, а потом с ужасом обнаружил, что взгляд его отмечает изменение цвета – эти синие, жёлтые и серые тона, появившиеся после смерти. Свет словно проникает в нее, растворяя в себе каменную мощь. Она, выражаясь фигурально, больше похожа на «портрет» средневекового венецианского здания, глядящегося в зеркало канала. Казалось, что путь художника к известности и достатку был непреодолим и бесконечен. В прекрасной работе «Цветы и фрукты» (1869, Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния) мастер использовал темный фон, от которого впоследствии отказался.
В качестве примера можно привести работу «Сад с прудом в Живерни» (около 1920, Музей изящных искусств, Гренобль). В «Бульваре Капуцинок» (1873, Государственный музей изобразительных искусств им. Цикл «Руанский собор» был выставлен в 1895 и имел огромный успех.
Тут нет восхищения недоступным образом прекрасной дамы. Передний план кар тины занят цветущей террасой, на которой прогуливаются и просто отдыхают в плетеных креслах мужчины и дамы, прячущиеся от жаркого солнца под зонтиками. В горизонтальном построении композиции «инородными» смотрятся вертикали тонких столбов, однако они «собирают» всю работу, концентрируя внимания зрителя на центральной ее части. Видеть красоту и творить ее, жить для искусства и писать до последнего дня. Одна из самых знаменитых работ Клода Моне 1860-х — «Женщина в зеленом платье» (1866, Кунстхайле, Бремен, Германия), на которой изображена Камилла Донсье.
Здесь изображен момент, когда уже собравшаяся уходить Камилла обернулась напоследок. Оценив представленные картины, вы легко определитесь с их жанром и закажете в подарок исходя из того, кому предназначается подарок. Солнце поднимается над горизонтом. Такой резкий контраст затененных и освещенных участков напоминает светотень Караваджо. Воздух словно обладает подвижной плотностью, а предметы не имеют четких очертаний.
Мимолетность момента, кажется, схвачена здесь и в позе и в манере письма. Он не стал, как Делакруа в «Свободе на баррикадах» изображать группу в эффектной постановке. Однажды ему прислали огромный каталог цветочных семян – чтобы он выбрал и заказал нужные.
И главное Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок) и украсил ими водную гладь пруда. Так, в 1869 художники написали одноименные картины с видом на купальню и кафе на Сене под Буживалем — «Лягушатник» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Или, переводя иначе: Выставка импрессионистов. Увлеченный живописью Моне перебирается в Париж. Там же в Париже он знакомится с Камиллой-Леонией Донсье, женщиной всей его жизни.
1872 Клод Моне создал знаменитое полотно «Впечатление. Дамы словно сливаются с пейзажем, на их платья бросают тень растущие кусты и плодовое деревце. Поздние произведения Моне находятся на грани предметного и беспредметного искусства. Он будто сливается с небом, перестает быть земным творением.
Цвет экспрессивен. Он рисовал почти вслепую тот же мостик через пруд. В 15 лет его побаивались даже известные люди Гавра.
Бедственное материальное положение едва не толкнуло художника к самоубийству. Но болезнь прогрессировала. Особенно профессия главы семьи – художник – не впечатляла патриархальных крестьян.
В 1911 умерла вторая жена Алиса, в 1914 — Жан — их первый с Камиллой сын. Это было непривычно – городской житель в деревне. Родители категорически против этой связи (ох, уж эти мне родители. Один из ранних шедевров Моне. И тут появился четвертый, его появление запомнили все. Художника не интересуют празднующие люди.