На этом плане обозначены основные достопримечательности усадьбы, включая дом-музей Моне, Нормандский сад, Водный сад, Японский мостик и др. Холст «Японский мостик» был закончен Клодом Моне в 1899 году.
Помимо этого, американскому искусству в Живерни посвящен открывшийся в 1992 году Музей импрессионизма (Muse des impressionnismes Giverny) (прежнее название — Muse dArt Amricain Giverny). По словам самого художника, ему потребовалось некоторое время, чтобы «понять» свои кувшинки, вникнуть в их красоту: «Я выращивал их, даже не думая, что когда-нибудь стану писать. При малейшем движении или изменении позы перед глазами зрителя предстает новая перспектива. Не имевший собственных наследников сын художника завещал всё имущество и хранившиеся в Живерни картины французской Академии изящных искусств (Acadmie des Beaux Arts). Мебель в доме Моне была сломана и пропитана влагой. Такие «офисные кресла» считались в то время образцом комфорта и предназначались для людей, которые долгими часами были вынуждены проводить за рабочим столом. Наиболее длительная из таких «художественных колоний» рубежа XIX – XX веков просуществовала как раз в Живерни, где американцы с удовольствием исследовали эстетические возможности импрессионизма.
Центральную часть полотна занимают отражения белых облаков. Вся кладовая сохранила особое очарование загородного дома. Созданный как единый ансамбль, Водяной сад сам является настоящей «живой картиной», меняющей облик в зависимости от часа суток и времени года.
«Вид меняется непрерывно, не только с изменением времен года, но от минуты к минуте, ведь кувшинки — далеко не единственная составляющая сцены фактически, они лишь ее сопровождение». Всего было выбрано около шестидесяти полотен, для которых были сделаны копии. Буйством тюльпанов в Нормандском саду и вокруг пруда в Водном саду можно полюбоваться с апреля по начало мая. Ветви плакучей ивы спадают неведомо откуда — ствола мы тоже не видим. После этой «первой волны» сюда потянулись и другие американские художники, причем многие стали задерживаться не только на летние месяцы. план усадьбы).
Цветы не могут стареть», — признался Моне журналисту в 1926 году. Группы отделились, так что в итоге очередь в кассу для индивидуальных туристов получилась совсем небольшая. Расписание автобуса можно посмотреть тут или тут. Вот, например, нежная картина «Кувшинки» (1914-18) из собрания музея Мармоттан.
Экспериментируя со светом, эффектами тумана и отражения, Моне уже с 1890-х годов начинает размывать формы и отдаляться от реалистичной манеры отражения мира. Стоит сразу оговориться, что как таковых картин Клода Моне вы в Живерни не увидите (не считая не слишком качественных копий, сделанных для воссоздания «рабочей обстановки» в мастерской). Моне распорядился оформить комнату в радостной голубой гамме: выкрасить светло-голубым цветом мебель, стены и полоток (вообще Моне лично разработал практически весь дизайн интерьера своего дома). Как истинный художник, Моне и к оформлению сада подошел с фантазией и вкусом, воспринимая это скопление цветников не просто как «зелёные насаждения», а как свое любимое творение, как прекрасную натуру, которую хочется снова и снова изображать на картинах. Из спальни Моне посетители переходят в его туалетную комнату (где художник каждое утро принимал холодную ванну) и далее в туалетную комнату и спальню мадам Моне (дети занимали чердачный этаж). Но именно это создает эффект естественности, небрежности настоящей природы.
После смерти Карлю в 1976 году Академия поручила спасение Живерни главному хранителю Версаля, прославившемуся благодаря успешной реставрации этого дворца, — 64-летнему Жеральду Ван дер Кемпу (Grald Van der Kemp). Я взял каталог и сделал выбор — просто так, наудачу, вот и всё».
Живерни (Giverny) — это деревня в Верхней Нормандии, которая известна в первую очередь как место, где находится музей Клода Моне (Claude Oscar Monet) (1840–1926): его усадьба и прекрасный сад. По прибытии на вернонский вокзал встали в очередь к автобусу до Живерни (от Вернона до этой деревни около 7 км): поскольку туристов скопилось много, то сначала отсчитали 40 человек, которых усадили в первый автобус, а для остальных подогнали еще один. Цветущую сакуру можно увидеть с конца марта по начало мая. С 1 апреля по 1 ноября (см. Его построил для Моне примерно в 1894 году местный ремесленник. Директор Академии и хранитель парижского музея Мармоттан Жак Карлю (Jacques Carlu) не располагал достаточными финансовыми средствами, чтобы осуществить полноценную программу реставрации.
Сюда-то и устремились группы художников, объединенных сходными стремлениями и стилистикой творчества. А такого моря цветов не встретишь, пожалуй, ни в одном ботаническом саду. Сразу понятно, что Моне очень нравилось именно это место в саду. — Эти пейзажи с водой и отражениями стали каким-то наваждением. Работы проводила фирма из Вернона.
Коллекция Моне насчитывает свыше 200 работ японских художников, в том числе 46 эстампов Утамаро (1753-1806), 23 гравюры Хокусая (1760-1849) и 48 гравюр Хиросигэ (1797-1858), то есть всего 117 гравюр этих знаменитых мастеров. С их помощью он даже стал заниматься выведением гибридов. Свидетельством тому — не только коллекция японских гравюр, но и знаменитый Японский мостик, а также оформление обеденного сервиза Моне, стиль некоторых предметов мебели, статуэток и безделушек в доме. К этому надо добавить, что яиц в XIX веке люди ели значительно больше, чем сейчас. Весной, летом, осенью — этот сад всегда пестрит яркими красками и просится на полотно. Осмотр дома начинается на первом этаже, с так называемого «голубого салона» (salon bleu) или комнаты для чтения (здесь Алиса проводила время с детьми, читала и вышивала).
Украшают ее японские гравюры изображающие женщин. «Спасибо, что сравнили мой сад с цветами на эстампах Хокусая, — писал Моне в 1896 году Морису Жуаяну». В одной такой коробке помещалось 36 свежих яиц — не так уж и много для такой большой семьи, как у Клода Моне, которая насчитывала 10 человек: 2 дочери от его первого брака с Камиллой, его вторая супруга Алиса (она была любовницей Моне с 1875 года, а в 1892 году стала его женой) и шестеро детей Алисы от другого брака (плюс еще слуги). график работы музея) сюда ежегодно приезжают более 500 тыс. Второй контейнер был рассчитан на 80 яиц.
Курятник находился в саду. Познания Моне в области садоводческого искусства с годами всё возрастали, а его библиотека обогащалась энциклопедическими трудами. Японский мостик в «водяном садике» загнивал в черной воде, а берега были разрушены грызунами. Здесь мы не видим берегов пруда.
Сейчас в комнате стоит бюст Моне, выполненный при его жизни Полем Поленом (Paul Paulin). Купили там в автомате билеты по 12, 50 евро до Вернона на 10:20 (направление на Руан, поскольку Вернон относится к региону Верхняя Нормандия). Мост был реконструирован в точном соответствии с оригиналом. После смерти Бланш в 1947 году сад оказался практически полностью заброшен и природа начала вступать в свои права.
Моне нравилось сочетать самые простые и распространенные разновидности цветов (маргаритки и маки) с самыми редкими сортами. Гуманная система. Глицинии стали мотивом многих картин, созданных в 1905-1910 годах. Из кладовой посетители переходят в первую мастерскую Клода Моне (salon- atelier) (при прежних хозяевах это помещение использовалось как склад зерна). Насколько это было «эргономично», остается только гадать. По ее просьбе он сохранил лишь два тиса, росших ближе всего к дому.
Удалось даже спасти глицинии, посаженные еще Клодом Моне. Вечеринки с японскими фонариками игра в теннис. В этот день мы неплохо выспались и отправились на парижский вокзал Сен-Лазар (подробнее о том, как добраться до Живерни, читайте тут). Глядя на картину, мы будто ощущаем дуновение теплого летнего ветерка, пение птиц. Главный садовник Моне вспоминал: «У нас были белые, желтые, красные кувшинки (. ), еще голубые, экзотические сорта из оранжерей».
Недаром Живерни называют живым памятником импрессионизма. В качестве материала использовалось буковое дерево. Эта аллея вела от ворот усадьбы ко входу в хозяйский дом. А ради этого сюда стоит приехать. Однако этот случайный выбор оказался судьбоносным для творчества Моне.
По берегам изображено много растительности. «Как только какой-то цветок увядает, я его уничтожаю и заменяю новым. Всего и не перечислить. Ехать из Парижа до Вернона 45 минут. Спальня Алисы оформлена предельно скромно.
Мостик располагается на одной оси с центральной аллеей Нормандского сада (см. Она ухаживала за садом с помощью старшего садовника Лебре.
Это непосильный труд для старика и всё же я хочу передать то, что чувствую». Яйца, как вы видите, хранились опять-таки под замком — как и все остальные продукты. Внимание: с 2013 года билеты на автобус туда-обратно уже стоят 8 евро.
После обустройства пруда Моне посадил в нем «те самые» кувшинки (Nymphas), заказав множество этих растений в крупном питомнике Latour-Marliac (французский ботаник Жозеф Бори Латур-Марлиак (Joseph Bory Latour-Marliac) первым занялся гибридизацией кувшинок и вывел несколько сортов хладостойких водяных лилий разнообразных оттенков эти сорта популярны и ныне и прекрасно растут в умеренном климате). Именно они «открыли» Живерни, где Моне жил к тому времени уже четыре года и с жадностью стали рисовать здешние пейзажи, в основном виды реки Эпт, холмы и поля со стогами сена. Посетив кухню, лишний раз убеждаешься, какое значение в семье Моне придавалось гастрономическим радостям. А потом вдруг на меня снизошло озарение и мне открылось очарование моего пруда. Берег пруда был укреплен с помощью шпунтовой стенки.
Эти копии плотными рядами покрывают стены студии, воссоздавая атмосферу прошлого. Они задают вертикаль. Его первая мастерская заросла травой. Некоторые приобрели тут дома и мастерские и обосновались в Живерни надолго (художники этой волны уже в основном изображали сцены семейной жизни, женщин и детей в саду и т. п. ).
Часть растений для сада тоже была привезена из Японии. Я взял палитру. Не менее привлекательными были для этих живописцев и окрестности Парижа.
Содержание дома и сада взяла на себя падчерица и одновременно невестка художника — Бланш Моне Ошеде (Blanche Monet Hosched), дочь второй жены Моне Алисы и вдова старшего сына художника, Жана. Со временем эти изображения становятся всё более абстрактными. Искусствоведы недаром считают его одним из основателей абстракционизма.
Здесь царят переливы и отблески, отражения облаков и листвы. После смерти Клода Моне наследником усадьбы в Живерни стал его единственный оставшийся в живых сын Мишель (Michel Monet). Знаменитый «нормандский цветник» заполонили колючие кустарники и сорняки, многие деревья погибли, стекла в теплицах были выбиты, решетчатые изгороди и опоры покрылись ржавчиной. Он полон изгибов и поворотов (см. Были отреставрирован дом, мастерские, мебель и гравюры. К концу жизни на Моне работало с десяток садовников. С тех пор у меня практически не было иной модели». Здесь художник также принимал своих посетителей, критиков, дилеров, коллекционеров.
график работы музея). Его жена Алиса в своих письмах даже жаловалась дочери, что муж неустанно рисует свои «вечные кувшинки». Порой он работал одновременно над несколькими полотнами. Моне было создано двенадцать полотен из серии «Плакучие ивы»). Садоводство увлекало живописца не меньше, чем игра красок на полотнах. К счастью, эта ухоженность не бросается в глаза: тенистые уголки с густыми зарослями и пруд с кувшинами оставляют абсолютно естественное впечатление «творческого беспорядка» природы.
«Зелёные шевелюры» ив, сливаясь с их отражениями в пруду, создают обрамление для кувшинок на водной поверхности или сами по себе становятся темой самостоятельного живописного произведения (в 1918-1922 гг. Тихую нормандскую деревню стало не узнать. Впрочем, правильнее будет перевести его нынешнее название как «Музей импрессионизмов» или «Музей импрессионистических течений»: этот музейный центр видит свою миссию в том, чтобы продемонстрировать «международный характер импрессионистского направления». В этих сериях Моне больше интересует не столько сам объект (в данном случае кувшинки), сколько меняющееся освещение игра света на поверхности водоема. Однако Мишеля это родовое гнездо нимало не привлекало.
Работы продолжались в течение трех лет. «Все деньги уходят у меня на сад», — говорил он. желающих увидеть место, где жил Клод Моне. Став полноправным владельцем имения, он расширил дом (так что тот стал занимать 40 метров в длину), увеличил окна, покрасил ставни в необычный по тем временам зелёный цвет (обычно было принято красить их в серый), увил фасад диким виноградом и приступил к обустройству великолепного цветущего сада на месте прежнего фруктового сада.
Чувствуем то настроение, в котором пребывал художник, работая над этим полотном. Выделенных Академией изящных искусств и департаментом Эр средств было явно недостаточно и тогда Жеральд Ван дер Кемп и его вторая супруга американка Флоранс (Florence Russell Bennett Harris) бросили клич. Это серию из восьми крупноформатных полотен «Кувшинки» Моне начал по предложению своего друга Жоржа Клемансо. план усадьбы). Так, перед рабочим столом стоит принадлежавший Моне стул эпохи Наполеона III. Вот таким образом, после того как пруд был наполнен водой, мне захотелось украсить его растениями.
Музей посвящен разнообразным формам импрессионизма, его истокам, географической широте истории и побочным «ответвлениям». Свой выбор в пользу кувшинок Моне сделал почти случайно: «Я люблю воду, но и цветы тоже люблю. «Я поглощен работой, — пишет он в 1908 г. Гюставу Жеффруа. Ансамбль площадью 200 кв. м стал одним из самых монументальных творений века.
А вот на картинах Моне, напротив, нередко преобладает синий цвет, отражение неба. Водный сад чужд симметрии. Совершив прогулку по саду и дому художника, вы увидите, как перед вами оживают самые знаменитые картины великого импрессиониста. Народу в этом живописном саду не меньше, чем в первом и естественно возникает конкуренция среди желающих сфотографироваться на мостике, увитом посаженными самим Моне глициниями или на фоне знаменитого пруда с кувшинками (весной водяные лилии еще не цветут, но характерные круглые листья кувшинок и свисающие почти до самой воды гривы плакучих ив создают неповторимое настроение, вызывая в памяти картины Моне, который рисовал этот вид около полусотни раз. ). Так как освещение менялось, солнце перемещалось, художнику приходилось браться за другое полотно.
Автобус-шаттл (navette dautobus ligne 241) будет ждать всех желающих уехать в Живерни тут же, на вокзале Вернона: так для большего удобства туристов подогнано расписание (автобус ходит с весны до осени, то есть всё время, что усадьба Моне открыта для посетителей (см. В 1966 году в результате автомобильной аварии погиб Мишель Моне. Жеральд Ван дер Кемп и юный старший садовник Жильбер Ваэ (Gilbert Vah) сумели возродить сад. Немалую роль в возникновении замысла создать японский сад сыграло и впечатление от «водных садов» в Трокадеро, которые Клод Моне увидел во время Всемирной выставки в Париже в 1889 году. Немалую роль сыграли обширные связи, которые были у «светского льва» Ван дер Кемпа в высшем обществе всего мира, а также содействие его жены.
Этому в немалой степени способствовал американский фонд The Versailles/Giverny Foundation, который вот уже около 20 лет организует программы «творческих резиденций», каждый год предоставляя трем американским художникам, которые избираются фондом Art Production Fund, возможность в течение трех месяцев жить и работать в Живерни и получать стипендию. план Живерни). От станции «Вернон» до Живерни (Giverny) можно добраться на автобусе (6, 50 евро туда и обратно, билеты покупаются на борту наличными и обязательно компостируются).