Картина К. Моне «Стог сена в Живерни» была куплена частным коллекционером – С. И. Щукиным в период с 1898-1904 г. во Франции, в галерее Поля Дюран-Рюэля (их познакомил дальний родственник, художник Фёдор Боткин) и находилась в его собрании до 1918 г. В 1919 г. оба собрания были преобразованы: Щукинское – в 1-ый, а Морозовское – во 2-ой Музей новой западной живописи (МНЗЖ). Картина К. Моне «Стог сена в Живерни" из Государственного музея нового западного искусства поступает в Эрмитаж. Сегодня картину Клода Моне «Стог сена в Живерни» можно посмотреть в Государственном Эрмитаже в зале Моне на третьем этаже, зал 314. Гуляя в окрестностях Живерни, внимание Клода Моне привлекли обычные стога сена и он решил изобразить их при разном освещении.
Чёрные, коричневые и серые тона игнорируются – не включаются в палитру. Небольшой сарай, стоящий поблизости, соединили с домом и он стал первой студией художника. В столовой, которая сама по себе выглядела как художественная галерея, собиралась вся семья их друзья и почётные гости, включая гостей из Японии — например господина Куроки Хайяси (Kurokis Hayashi). Шкаф запирался на ключ, который всегда хранился у хозяйки дома.
Во времена Моне яиц ели значительно больше, чем теперь. Не случайно художники стремились выставлять их как единый ансамбль. Картина долгое время оставалась в мастерской художника и впервые представлена публике была лишь в феврале 1909 года в отеле Друо, затем была выкуплена франкфуртским торговцем Гуго Натаном и перепродана известному немецкому коллекционеру Отто Кребсу. И главное, Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок) и украсил ими водную гладь пруда. Шторы из органзы, также выкрашенной в жёлтый цвет раздвигали для лучшего освещения.
Даже в столовой не раздавались голоса, если в ней не было хозяина. Потолок, стены и мебель выкрашены двумя оттенками жёлтого цвета. Через год он возвращается к этой теме в период страды. Кладовая — холодное помещение, её специально не отапливали, чтобы можно было хранить продукты, в основном, яйца и чай.
На своём посту Маргарет оставалась и после смерти маэстро, до 1939 года. Картина отмечена тонким, легким мазком и мастерским изображением света и движением воды. Было собрано двести тысяч франков и в ноябре 1890 года «Олимпия» была подарена Люксембургскому музею. В 1908 году Клод Моне посетил Венецию. Принял участие в пяти выставках Общества (1874, 1876, 1877, 1879, 1882).
Последним масштабным произведением художника стали «Большие декорации» для Музея Оранжери, работа над которыми продолжалась с 1914 по 1922 год. Среди них было это полотно, которое также упоминается как «Венеция в сумерках» и которое стало одним из его самых популярных полотен. Он писал: «Работа продвигается нестабильно, прежде всего, потому, что каждый день я обнаруживаю то, чего я не видел накануне В конце концов, я пытаюсь сделать невозможное». В 1878 году перебрался в Ветёй. Работа над «Стогами» прерывается из-за дела «Олимпии».
Яйца семья Моне не покупала, у них был собственный курятник во дворе. Некоторым образам он может посвятить всего около 15 минут в день (настолько быстро меняется выбранное им освещение) он возвращается к ним каждый день в одно и то же время. Здесь же стояли два письменных стола — его и Алисы.
Так и вышло, позже его первая мастерская стала гостиной. Друг напротив друга стояли два зеркала. Моне страстно собирал их на протяжении 50 лет и накопил 231 гравюру. Общепризнанно, что первую гравюру мастер купил в начале 1870-х годов в Голландии. От сельских жителей их отделял обширный сад и высокий забор. Этот жанр требовал не фантазии, а наблюдения и только наблюдения.
А самой знаменитой поварихой Живерни была Маргарет. Оттуда вверх ведёт очень крутая лестница это единственный путь в комнату отдыха мастера. Детство и юность Моне прошли в Гавре. Молодого Моне мотив стога сена нисколько не привлекал. В 1859 году отправился в Париж, занимался в Академии Сюиса (класс Глейра).
Здесь приглашённые ждали хозяина, болтали, пили чай. Стены кухни отделаны голубой руанской плиткой. После выставки в галерее Жоржа Пти (1889), принесшей Моне материальную независимость, он купил дом в Живерни, в котором прожил 43 года. Например, Каролина и Мелани дали свои имена изобретённым им рецептам. В промозглые осенние дни воду для чая согревали в большом самоваре. К пейзажному мотиву со стогом сена Моне обращался еще до написания картины «Стог сена в Живерни».
Таким может быть только дом художника. Спальня К. Моне расположена непосредственно над его первой мастерской-гостиной. Будущие импрессионисты жили общими целями, общими идеями, они совместно вырабатывали свою манеру живописи и современники восприняли их живопись как единое целое. То ощущение изменчивости, переходного состояния природы, которе запечатлевалось в ранней импрессионистической картине, в восприятии серии возникало при последовательном рассмотрении полотен одного за другим.
Во время Второй мировой войны была захвачена советскими войсками и отправлена в СССР в счет репараций долгое время хранилась в запасниках Государственного Эрмитажа и была показана лишь в 1995 году на Эрмитажной выставке трофейного искусства2 с 2001 года числится в постоянной экспозиции Эрмитажа и с конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 403)3. Но постепенно они познакомились с несколькими местными семьями. Каким же он был этот известный всему миру художник с «красноречивыми черными глазами». На столе всегда была разложена жёлтая льняная скатерть, обычно ставили фаянсовый японский сервиз, который назывался «вишнёвое дерево» или белый фарфоровый сервиз с широкими жёлтыми каёмками с голубой отделкой. Затем познакомила Моне со своим женихом, Полем. Усадьба называлась довольно интересно — «дом яблочного пресса».
В 1891 году он устроил декоративный пруд с японским мостиком. Ежедневная рутина была строгой и незыблемой. Нотку элегантности комнате придавали персидские коврики.
Большие вазы обычно заполнялись цветами одного сорта их расставляли по всей гостиной. Как и везде, в доме Моне служили несколько поваров иногда целые династии. Давайте послушаем самого Оскара Клода Моне: «Даже в детстве я никогда не подчинялся правилам» «Глаза у меня постепенно открывались, – признавался Моне, – и я по-настоящему понял природу одновременно я научился ее любить» «Будену я обязан тем, что стал художником» «Словно пелена спала с моих глаз, я понял, почувствовал что такое живопись» «Йонгкинд стал моим настоящим учителем и именно ему я обязан окончательным формированием умения видеть» «Сколь бы ты ни был тверд, в Париже слишком легко отвлечься на то, что видишь и слышишь, тогда как работа, которую я делаю здесь, хороша уже тем, что не похожа ни на чью другую, по крайней мере я так думаю, поскольку это будет выражением того, что я – лично я – чувствовал» «Я хотел бы родиться слепым, а затем внезапно прозреть, так чтобы начать писать, не зная, что собой представляют предметы, которые вижу» «Я хочу уловить «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней» «Мой самый прекрасный шедевр – это мой сад».
В Живерни были написаны самые известные его картины: Стога, Кувшинки, Маки. Это значит, что если гость и не гурман, то, по крайней мере, знаток высокой кухни. Но иногда бывало, что многочисленные гости толпились именно в голубом салоне. Она начала работать в доме ещё девочкой.
Вернувшись на родину, обосновался в Аржантёе на Сене (1871 – 1878). Работа на пленэре была художественной программой творчества Клода Моне. Когда Клод (так хочется поставить отчество ) Моне приобрёл его, дом выглядел по-другому. Иногда она просто смотрела в сад, где две сакуры цвели белым и нежно-розовым цветом.
Они выбрали для себя жанр пейзажа, не связанный ни с чем, кроме природы. Оба они вели активную переписку, оба писали много и каждый день. Китайский чай в конце XIX века ещё не пили, он появился в Европе лишь в начале ХХ-го. За большим столом свободно усаживались 12 человек, но иногда его накрывали и на 16 персон.
В Лувре картина появилась только в 1907 году. Но также известно, что Моне и прежде встречал такие рисунки. Много путешествовал: был в Нормандии, на Средиземном море, в Лондоне, Венеции. Сначала семья просто снимала этот единственный подходящий дом в Живерни.
Дебютировал в Салоне в 1865 году. Пол покрыт плиткой в шахмат — рисунок создают белые и тёмно-красные панели, такое сочетание очень любили в то время. Когда знатоки говорят: «Стог», «Тополя», «Руанский собор», – они часто имеют в виду не одну конкретную картину из серии, речь идет об обобщенном образе, созданном художественным воображением Моне, – образе того, как можно увидеть, а не того, что было увидено. Цветовое решение картины основано на тонких цветовых градациях.
Полотно Стога в Живерни поражает простотой и будничностью выбранного художником мотива. Они отдают преимущество живым цветам солнечного спектра. И хотя Моне, в основном, работал на пленэре, в студии он завершал полотна, да и хранил их. И чтобы Маргарет не ушла из дома, Моне взяли Поля на работу.
В последние годы Моне писал только свой сад. Даже проходить по дому и саду следовало по тщательно выработанному маршруту.
Моне ответил гостю, что эта картина больше не продаётся ни за какую цену и напомнил Фору обстоятельства, при которых тот уже видел «Ветёй в тумане». Ему должно нравится всё японское. Как часто случается, что за элегантным фасадом скрывается весьма посредственная обстановка с заброшенной библиотекой, жалкими покрывалами и картинами, которые не трогают душу.
Ответ мужа всегда был довольно холоден: «Подожди, когда я вернусь, нужно посмотреть, что получилось». В такие дни дом окутывала тишина. Чтобы попасть в спальню художника, нужно вновь вернуться в кладовую. Какая из гравюр появилось первой в его коллекции, теперь уже никто не скажет. Однажды, много лет спустя, Фор приехал в Живерни и увидел эту картину на стене в этой самой первой мастерской мастера и проявил к ней неподдельный интерес.
Над этой студией располагалась его комната. У каждого из них были свои любимые мастера среди живописцев предшествующих поколений. Когда она ушла из Живерни и вернулась в родной Берри, она вспоминала: «работа в Живерни была очень тяжёлой, но когда я трудилась, передо мной всегда были два японских дерева».
«фаюмского портрета», I-IV в. в. Своей главной задачей они считали возможность поймать уходящий момент средствами технической зарисовки, яркого цвета и все это осуществить на открытом воздухе (на пленэре) с небольшой дорисовкой в студии. На стене закреплены две коробки для их хранения, они могут вместить 116 штук. С 1883 г. жизнь и творчество художника тесно связаны с Живерни (маленькая деревня в 4 км от Вернона, 73, 5 км к северо-западу от Парижа), где художник постоянно жил до конца своей жизни. К дому Моне это никак не относится.
Живопись серии была трудной задачей для Клода Моне. Свет становится принципиальным элементом их живописи. Цвета взаимодействуют, согласно закону дополнительных цветов цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других.
Фасад дома Клода Моне очень прост, но вид обманчив. Под большим окном находится кубинский секретер из красного дерева. Обычно она проводила здесь время за вышиванием, любила сидеть с детьми. В 1870 году женился на натурщице Камилле Донсье и уехал из Парижа в Нормандию. Специи были весьма редки и очень дороги в то время.