Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»11. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо». Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена20. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Время шло – картина не появлялась. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики21. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Были допрошены сотни людей. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Через два года в Италии картина была найдена. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Меня удивило, что он маленький. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Небольшой по размерам портрет не очень красивой и скромно одетой женщины не первой молодости. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Его спас гаврский коммерсант и художник-любитель Луи Годибер. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Немецкие газеты платили той же монетой. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата.
Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Козлов пишет14, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Грабитель, которого в действительности звали Винченцо Перуджа, некоторое время работал в Лувре.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»12. () Джоконда— не портрет. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность.
Будем считать, что мне повезло. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии».
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Vincenzo Peruggia). () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
«Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»12.
Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Где-то между 1503 и 1506-м. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи2. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
В 1868 году он приобрел у кредиторов несколько картин Моне, дал возможность семье художника спокойно жить в доме, расположенном в живописном предместье Парижа — Сен-Мишель де Буживаль. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. В США политическая касса не лимитирована и открыта также для иностранных спонсоров. Восход солнца». Сыщики, подгоняемые возмущенной общественностью, лезли из кожи вон, но ничего, кроме издевок и насмешек, не добились. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. К тому же он доверял профессионалам. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий.
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»10. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
21 августа 1911 года картина была похищена19 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были.
Как выглядит «Мона Лиза». Потом разошлись по всему миру. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами.
Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. А еще – техника. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики.
Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Цель этого похищения не выяснена однозначно. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Японцы это тоже подозревают, вот таким образом пользуются поляризационными фильтрами, раскосо ухмыляясь в ответ.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»12. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой.
Только чувство утраты рождает любовь. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. () Джоконда— не портрет. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Взяв за основу название картины Моне, Леруа озаглавил свою статью «Выставка импрессионистов». Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим.
Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров»11. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде».
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». да там толпа. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Она расположилась на фоне пейзажа. раздел Техника).
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Хотя его избирательный бюджет активно наполняла Уолл-стрит. Но она ли на картине. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Так он и спал на картине больше двух лет. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Я не говорю, что я совершенно прав.
Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Любой высказавшийся таким образом ренегат рискует быть немедленно закопанным по уши в земную твердь и расстрелянным из реактивного говномета, который тоже изобрел Да Винчи, хотя власти скрывают. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)18. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
По одной из версий, она была реквизирована немцами и позже обнаружена в шахтах Альтаусзее в числе прочих шедевров, похищенных нацистами. Название целого направления в искусстве возникло, благодаря ироничному отзыву парижского журналиста Леруа на выставку молодых художников в так называемом «Салоне отверженных». Когда же дошла очередь до фильма, - то тут он вообще начал рассказывать басни, что это гениальное его творчество, но его не поняли и враги плетут козни вокруг него. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Ее перевели в покои министров. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Как Мерилин Монро или Микки-Маус.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики.
Восход солнца (Impression, soleil levant)их движение будут называть импрессионизм. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы14. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Леонард был арестован. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Не было ее и у реставраторов.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы.
Я имею ввиду его черный квадрат. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»17. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания. «Джоконда» впала в полное забвение. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Как же выглядит сей шедевр IRL.
Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места.
Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы.
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см.
Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Они хотели запечатлеть момент здесь и сейчас истинную историю, жизнь обычных людей в современном им мире. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Но затворницей Мона Лиза не была.
Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. На раме он заметил отпечаток пальца. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить.
Голова слегка повёрнута9. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Девушку звали Мона Лиза. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. А само изображение покрывает толстая броня.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Но, действительно, бытует мнение, что художник, разлученный с матерью в раннем детстве, всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров». Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными18. Разразился страшный скандал.
Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года.
Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». До него никто не видел в ней никакой тайны. Им грозила потеря всего имущества из-за долгов кредиторам.
Раньше искусство служило церкви, власти и знати. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
От отчаянья Моне был близок к самоубийству. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Эта версия считается просто домыслом. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве.
Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа11. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Популярность изображения была настолько огромной, что в дальнейшем о его написании сочинялись легенды и выдвигались различные теории. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»3. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди).
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.
Была уволена администрация музея. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. История искусств очень сложная вещь. Ангел-хранитель не оставлял Моне.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. О матери Леонардо почти ничего не известно. Бельгиец Пьере был его секретарем. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Художник и его семья бедствовали. Картина написана маслом на доске из тополя. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой.
Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Что вы видите перед собой.
Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека»13. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства.
Как было с Малевичем. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. На его стихи есть неплохие песни. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини7.
В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. По названию полотна Моне Впечатление.
Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию2. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя.
Так и с данной статьей. То есть разобраться в этом механизме. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. После этих событий картина набрала небывалую популярность.
В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
Все детали её исполнены с величайшим усердием. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Она сберегается в Лувре. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Голова слегка повёрнута. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории.
Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. До охраны наконец дошло, что картину украли.
Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Её сущность заключается в том, что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
То, что нарисовал художник, останется без всяких комментарием и толкований в истории живописи. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
Никто не знает, кто обрезал картину. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Эту картину надо просто один раз увидеть. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Во время Второй мировой войны судьба картины не очень ясна, причем Лувр не стремится внести ясность в эту тайну.
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
«Джокондомания» охватила Америку. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
Под подозрением также находился Пабло Пикассо. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Например, его серия «Руанские соборы» ярко демонстрирует эту особенность: каждая картина представляет собой новый и свежий взгляд, который отмечает и особенности света в определенное время суток и влажность погоды.
Только вот женщин там вы не найдете. И что же. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»1.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»1. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. Назревала большая европейская война. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину.
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Где любовь, там и ревность. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Впрочем, последнее— полная херня.
.