Идеолог модернизма французский философ Ж. Лакан, считал, что причиной многих неврозов, психозов и других нарушений, представляющих угрозу для душевной жизни человека — вплоть до безумия, — являются театральные эффекты человеческого «я». на стр. во всяком случае -- нечто абсолютно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения». ) -- модернистское течение в литературе изобразительном искусстве, театре и кино. Видеть, что в мире нет и не может быть никакой надежды.
Модернизм (итал. modernismo— «современное течение» от лат. modernus— «современный, недавний»)— направление в искусстве конца XIX— начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля1. О современной культуре А. Арто говорит как о культуре «уставшей», закатной, утерявшей свежесть впечатлений искренность восторга или негодования, полноту чувственного разума, рациональность, здравый смысл. Постепенная метаморфоза произошла в течение ста лет. Идея «театра жестокости» пронизана «философией жизни» Ф. Ницше, А. Бергсона и О. Шпенглера. Однако раскопки позволили установить план первого городского киевского собора — Десятинной церкви Успения Богоматери, сооруженной по желанию князя Владимира (989—996).
Обладавшие гораздо более сложной художественной культурой Модильяни и Шагал выработали около 1914 новую абстракцию столь же далекую от судорожного производства картин в Германии как и от рациональности французов. В нее включились страны и народы, ранее не имевшие профессионального искусства. В 1915 г. в Париже заявляют о себе фовисты – «дикие», в этом же году в Дрездене появляется «Мост» – группа объединившихся художников-экспресси-онистов. Реальный мир обесцвечивается.
Благодаря коллажам картина отчасти превращается в рельеф и вот таким образом кубизм (в творчестве А. Лорана, Р. Дюшан-Вийона, О. Цадкина, Ж. Липшица и др. ) вскоре охватывает и скульптуру. Фовисты не имели общей эстетической программы их объединяли декоративный характер живописных исканий, утверждение права художника на субъективное видение мира (исключение составляет Марке), уход от решения общественных проблем. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий (X.
Таким образом, «модерн» и модернизм – это два разных понятия. Э. Мане «Завтрак на траве» (1863). С 1920-х полностью изменились источники экспрессионизма. Однако лишь в начале 20 в. этот расхожий прием стал сознательно конструируемым методом.
Сартр), живописи (Сальвадор Дали, О. Цадкин), музыке (А. Знаменитый «Черный квадрат на белом фоне» был представлен Малевичем в 1913 г. на выставке как «планетарный знак». Висконти, М. Антониони, Р. Росселини, Ст. Существовало с 1916 по 1922 г. (фр. Некогда великое искусство ввергнуто в реалистический хаос. Таким образом, абстрактное искусство – это не стиль, это образ мышления.
Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Основная же движущая сила мира и человека – это воля к власти. На этой теоретической основе и сложился декаданс. Так, дадаизм (от упрощенно-детского да-да) утверждал алогизм как основу творческого процесса («мысль формируется во рту») провозглашал «полную самостоятельность» слова, призывал к разрушению искусства как формы отражения действительности. Например, влиятельный критик современного искусства Клемент Гринберг назвал Иммануила Канта «первым настоящим Модернистом», но также делал различие: «Эпоху Просвещения критиковали со стороны. В нем есть что-то богатырское, непоколебимое.
Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Результаты раскопок позволяют, впрочем, утверждать, что внутри он был богато декорирован фресками и мозаиками. Женский костюм стал определяться строгой конструктивностью. Вероятно именно это имел в виду П. Пикассо, когда говорил, что «абстрактного искусства не существует».
Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало -- это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Действительность предстает в картине изломанной, распадающейся. Повторяя экстравагантные приемы дадаизма, представители поп-арта используют в своих композициях реальные бытовые предметы (консервные банки, старые вещи, части машин) и их механические копии (фотографии, муляж, репродукции, вырезки из комиксов и иллюстрированных журналов), эстетизируя, возводя в ранг искусства случайное их сочетание. В целом же начальный импульс кубизма оказывается исключительно мощным, подчиняя своему влиянию многие виды искусства, в том числе архитектуру и дизайн (в Чехии в это десятилетие складывается даже особое направление сугубо архитектурного кубизма). Именно с его картины «Авиньонские девицы» (1907) начинается история кубизма, утверждение иной эстетики иного миропонимания.
В частности — идеологией и философией постмодернизма. Эстетизация вещного мира становится принципом поп-арта. Однако за всем многообразием эстетических направлений просматривались общие тенденции.
Северини и др. Однако картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Вот таким образом на различных исторических этапах в понятие «модернизм в музыке» вкладывался различный смысл. futurum — будущее) объявлял человеческие чувства идеалы любви, счастья, добра — «слабостями», провозглашая критериями прекрасного «энергию», «скорость», «силу» («мотор — лучший из поэтов»).
Главным фактором выражения современности они провозгласили время (четвертое измерение), ощущение которого пытались передать в картине с помощью раздробления и искажения зрительного образа реального мира в хаотической динамике ритмов, путем многократной фиксации повторных этапов движения тел в пространстве. «Матрос (Автопортрет)». Житель бескрайних дебрей, древний славянин видел в фантастических существах, населявших, как он верил, леса, воды и болота, не столько своих врагов, сколько покровителей. Модернизм (итал.
Термин «модернизм» происходит от французского слова «modernizme» (от лат. Парижский салон – самая значительная французская художественная выставка. Его живопись празднична и апокалиптична одновременно. Хотя их сочетания очень разнообразны, они не производят впечатления дробности. Художественные приемы футуризма схожи с фовизмом и абстракционизмом.
Идеал «прекрасного человека», как и весь окружающий мир, разрушается из-за деформаций и дроблений форм. (от фр. Сверхчеловек Ницше – это именно такое существо, которое создает собственные представления о добре и зле исходящие из него самого и не обусловленные никаким внешним авторитетом. Вырабатываются новые способы чувственного восприятия и новые стили поведения. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». То есть придаем цвету субъективный смысл.
Именно ей движется все мироздание. Авангард невозможен без активного художественного антиповедения, без скандала, эпатажа. С. Эйзенштейн теоретически и практически работал над созданием кино-языка, основанного на таких знаках, которые, оставаясь знаками-изображениями имели бы, как и в вербальном (словесном) языке, постоянные значения. «новое искусство») -- художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX -- начале XX века.
Выступив в начале XX в. с претензией на всеобщее обновление искусства, модернизм переживает сложную историю, этапы которой обусловлены его борьбой с реализмом, а также сложными внутренними причинами, В начале XX в. течениям модернизма (фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство) свойственны авангардистские тенденции. Она является результатом связи несоединимого: высокого и низкого. Именно такие сомнения привели к рождению концептуального искусства, которое ставило во главу угла идею, а не исполнение. А также более поздние течения— абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.
получил название «декаданс», а искусство и литература – декадентские. Транснациональность – характерная черта искусства первой половины ХХ века.
(от фр. в Европе и США (куда переехали многие представители модернизма) рождаются его новые направления, демонстрирующие все излишества опустошённого, а то и прямо извращённого художественного сознания, проповедующие тотальное освобождение от объекта и методы чистого психического автоматизма (абстрактный экспрессионизм, абстрактный каллиграфизм и др. ). Таким признаком является только бешеное движение рефлексии, отвергающей всякую остановку в постоянной смене моделей «современности».
Восставая против слащавой красивости коммерческих фильмов, Л. Деллюк подчеркивал, что «фотогения не имеет ничего общего с «миловидностью», но означает внутреннюю значительность, характерность и выразительность объекта съемки, таинственное, рациональное непостигаемое свойство предметов. Появляются новые имена в мире моды. Течения модернизма постоянно колеблются между крайностями бунта и восстановлением жесткой «дисциплины» предков, абстрактным новаторством и возвращением к архаической традиции иррациональной стихией и культом мертвого рационализма. Первый наивист, принятый всерьез, был француз Анри Руссо. Она является результатом связи несоединимого: высокого и низкого.
Вот об этом следует сказать немного подробнее, т. к. Надо вырваться вперед и измотать ее, заставить подурнеть. Вот таким образом и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. Вместо тринадцати куполов он имеет только пять, что сообщает ему строгость и компактность. В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. Импрессионизм -- двойная революция в живописи: в видении мира и в живописной технике.
Творец вправе выбрать любую форму и манеру исполнения своей работы. 86), которой русские люди дали наименование «Нерушимой стены» (некоторые исследователи справедливо связывают эту композицию с изображением Великой богини в языческом древнеславянском искусстве). С. 34). 87).
В культурологии искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX-XX вв. Но в эти годы кубизм по сути уже разлагается, порою неразличимо сливаясь с другими течениями (в первую очередь, с футуризмом). Основатель этого направления Василий Кандинский считал, что новый абстрактный язык живописи поможет прорваться сквозь внешнее к внутреннему, сквозь тело — к душе, сквозь материальную оболочку вещей — к божественному «звону» духовных сущностей, заполняющих Вселенную.
Абстракционисты использовали также одно явление, замеченное еще в эпоху Возрождения, – что по-разному проведенные линии и цветовые созвучия могут вызывать у зрителя определнные настроения. Единственной непререкаемой ценностью считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, основывающегося на принципе «всё разрешено». Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.
Парижанки укоротили причёски, а затем и юбки, надели платья без рукавов. Она всегда противостоит характеру или низшей его ступени — жанровой фигуре. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. В 1924 г. Андре Масон стал делать автоматические рисунки.
Стиль модерн, он же Ар Нуво, однозначно является моим самым любимым стилем. Эта идея эта в последствии обрела форму всеохватывающей концепции театра. Поступало много жалоб на организаторов салона. В 1863 г. выставку посетил Наполеон III (Луи-Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I). Недаром слова «За святую Софию. » были их боевым кличем.
В конце XIX века художники (особенно импрессионисты) стали устраивать свои выставки, а торговцы картин — популяризировать работы живописцев. Так начался творческий путь художника. Не редко в их сплетении на холстах возникали женские фигуры или мистические существа.
Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Под модернизмом (в широком смысле) понимают общее название направлений, развивавшихся в искусстве и архитектуре конца XIX – первой половины XX века. модернизм пережил острый кризис значительная часть его сторонников (П. Художник, по В. Кандинскому, «слуга высших целей», который с помощью кисти и карандаша создает «вибрацию» души, приобщая ее к «Духу музыки», Великому Космосу и грядущему Духовному царству. А также более поздние течения—абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана. высший, последний) К. Малевича, лучизм М. Ларионова, беспредметничество П. Мондриана.
В 1912-1914 гг. Грандиозному, монументальному образу Богоматери-оранты в центральной абсиде, олицетворяющему «земную церковь», свойственна высокая одухотворенность, вызывающая душевный подъем, возвышающая зрителя. В 10—II вв.
Покрытый сканым узором, он украшен «Деисусом» и погрудными изображениями святых исполненными в технике перегородчатой эмали. Представление о том, что живопись и скульптура должны правдиво отражать реальные предметы и явления, было основательно подорвано такими художниками, как Гоген и Мунк, а в начале 20 века окончательно низвергнуто такими течениями, как фовизм, экспрессионизм и кубизм. Именно вот таким образом он написал слова, которые сделали своим девизом молодые художники-кубисты: «Трактуйте натуру посредством цилиндра, шара, конуса». Модернизм в литературе пришел на смену устоявшимся классическим канонам повествования. Художник изображает в своих произведениях два рода вещей: реально существующие и видимые глазом предметы, пейзажи, людей и т. п., а также всевозможные необычные, вымышленные существа, предметы. Заботой о будущем человек может жить лишь до встречи с абсурдом.
Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль, предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике. еxpression – выражение) впервые употреблен в 1911 г. издателем экспрессионистского журнала «Штурм» (Берлин) Г. Вальденом. Одной из философских основ модернизма стала философия Фридриха Ницше.
Искусство миниатюры широко распространилось в Киевской Руси. К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Как и сюрреализм, футуризм в живописи берет свои идеи из литературы.
Поп-художники часто используют фотоснимки, коллажи, готовые предметы, необычные материалы. Конец 19 века – начало 20 в искусстве принято называть серебряным веком. Художник, по В. Кандинскому, «слуга высших целей», который с помощью кисти и карандаша создает «вибрацию» души, приобщая ее к «Духу музыки», Великому Космосу и грядущему Духовному царству. де Кирико испанец Ж. Миро, немец М. Эрнст, французы А. Массон и И. Танги и др. Эта идея была подхвачена практически всеми режиссерами-модернистами XX века.
Он изобрел новый вид монтажа — «монтаж аттракционов», который обозначает буквально следующее: сначала явление показывается на мгновение, не называясь и не характеризуясь при этом после этого режиссер поступает с ним, как с материалом раскрытым, так как зритель уже знает, как оценивать фигуру, которая перед ним появилась. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона. Другой отличительной особенностью модерна является его революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства и традиционных ценностей культуры, стремление радикально мыслящих художников нового поколения ценить только «современное», резкий протест против всего, что представлялось им ретроградным, консервативным, обывательским, буржуазным, академическим. Ничто, которое вмещает в себя Все, в том числе и потенции будущего. – «вещь промышленного производства»), – например, экспонировать на выставке сушилку для посуды или велосипед и тем самым, по его мнению, стереть грань между искусством и жизнью. Ничто, которое вмещает в себя Все, в том числе и потенции будущего.
Предшественницей сюрреализма была группировка "Дада" из Швейцарии. По мнению модернистов, особую роль в современном миропонимании может сыграть театр.
В конце 10 в. в Новгороде была срублена церковь св. Таким образом, тезисы исторической изменчивости разума во всех его измерениях (от политического до художественного), социального конструктивизма через посредство осмысленной деятельности человека, позитивности "разрыва" с классической традицией составили основу М. как особого типа философствования. В качестве основных характеристик М. могут быть зафиксированы: 1) отказ от моноонтологизма, презумпция на принципиальную открытость системы мира: психологическая артикуляция бытия у А. Шопенгауэра, лингвоматематическая у У. Куайна, экзстенциальная у Ж. -П. Стилевое новаторство становится самоцелью. Термин (от франц. Малевич, П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг и др. ) Оно выражается в нескольких разновидностях: супрематизм (от лат.
Но жест — больше, чем знак или иероглиф, так как в нем присутствует исполнитель. В лучших из этих рисунков наблюдается удивительная связность и текстуальное единство. Недаром одним из нейтральных изображений Софии является образ Богоматери-оранты (илл. В отличие от концепции немецких «отцов модерна», надежду на спасение мира Р. В. Фасбиндер связывает не со слабыми и сентиментальными мужчинами, а с героическими женщинами, корректируя тем самым идею модернистского «сверхчеловека».
Термин «поп-арт» (популярное искусство) был введен критиком Л. Элоуэм в 1965 г. Как художественное направление поп-арт закрепляет давно наметившуюся в искусстве оппозицию: массовое – народное. Дадаисты, подобно кубистам, пользовались техникой коллажа, т. е. Опираясь на философский интуитивизм А. Бергсона и феноменологию Э. Гуссерля, поборники данного художественного направления (немецкие художники Ф. Марк, Э. Нольде, П. Клее, русский художник В. Кандинский, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг и др. ) провозглашали целью искусства не изображение современной действительности, а своеобразное выражение ее сути в субъективном мире человека. А. Скрябин был первым, кто ввел в партитуру самостоятельную партию светового инструмента, в нотной записи которой осуществлялась визуализация тонального плана музыки, основанного на ассоциациях «простого» (красного), теплого и земного цвета и «сложного» (синего), холодного и небесного. Это многообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии, т. е.
Гуттузо, Э. Уайет) и в литературе (А. С зарождением модернизма это явление захватило практически всю сферу деятельности людей: науку искусство, культуру. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60—70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Элементы «потока сознания» как одного из средств психологического анализа получили весьма широкое распространение в XX веке у писателей различных школ и направлений. Стиль модерн в архитектуре стремился отвечать практическим потребностям, хотя нередко этому препятствовало нагромождение характерных для модерна украшений. Вот таким образом такое духовное видение неточно. Важную роль в его пропаганде сыграла книжка-манифест Глеза и Метценже «О кубизме» (1912).
Тогда писатели стали обращаться к иным, ранее не используемым интерпретациям художественного замысла. Ответ даёт картина с таким же сюжетом. Смятые автомобили, композиции с включением выцветших фотографий, обрывков газет и афиш, наклеенных на ящики, выкрашенный белой масляной краской рваный ботинок – таковы художественные экспонаты поп-арта.
Посему картины этого плана полны причудливыми галлюцинациями. Они защищали, «берегли» его.
Значение художника-творца А. Скрябин трактовал как своеобразное мессианство. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Читателю были предложены психологические и философские концепции. Кризис искусства XX века был следствием мирового кризиса рубежа XIX-XX веков (мировые войны, революции, этнические конфликты, элементы нестабильности переходной эпохи).
Футуристы фетишизировали машинную технику, противопоставляли машину человеку. Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Следующим важным отличием является отсутствие каких-либо правил. Звук становится равным духовному.
Начало искусству "модернизм" положили еще постимпрессионисты. Эта чрезвычайная его сложность позволила В. Шкловскому утверждать, что кино — «самое отвлеченное из искусств», близкое в своей основе к некоторым приемам математики» (Шкловский В. За 60 лет. Немецкий экспрессионизм зародился в начале XX века, т. е. Возрастает значение надписей и текстов, порою символических (так, Пикассо используя газетные наклейки, специально подбирает заголовки о катастрофах и социальных волнениях, вероятно, подчеркивая тем самым «революционное» значение нового художественного метода). Другой отличительной чертой кубизма стало создание нового понятия красоты. К середине XX в. ряд течений модернизма (как обратившихся к рациональной, чистой, максимально геометризованной форме, так и базирующихся на принципах иррационализма, воспринимающих мир в фантастическом зеркале подсознания), принципиально отказавшихся от изображения действительности и ушедших в мир отвлечённых, формально-пластических фактурных и колористических исканий (в первую очередь абстрактное искусство и сюрреализм), органически вписались в буржуазную культуру и буржуазный быт, стали официально признанным искусством.
Джойс из русских писателей ближе всего к традициям этой школы находится Б. Пильняк. Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. В связи с этим режиссеры-модернисты Англии, Германии, России, Франции на протяжении XX столетия стали выдвигать идеи радикального преобразования сценического искусства. Ницше предлагает высшую ступень субъективизма: каждый сам себе бог и закон. Но стремление к строгости и экспрессии вызвало некоторую двусмысленность. Ему показали некоторые из отвергнутых работ и он посчитал, что они мало чем отличаются от тех, что были приняты жюри.
подражательная по отношению к Сезанну) его глава, собственно же «аналитическим» кубизм предстает в 1910-1912 гг., когда после первых своих, более монументальных, опытов, художники начали дробить изображение на все более мелкие грани. Эти цели служили изображения Христа Вседержителя (Пантократора) и четырех архангелов — в центральном куполе, апостолов — в простенках барабана, евангелистов — в парусах свода, Богоматери-оранты — в центральной абсиде, таинства причащения апостолов и изображения святителей — на стене абсиды, а также многочисленные евангельские сцены и фигуры монахов-аскетов и святых-воинов — на стенах, столбах и сводах остальных частей храма. Формируется образно-романтический метод М. Врубеля, сложная символика В. Борисова-Мусатова.
Данное течение предполагает конкретизацию общих, абстрактных идей в геометрических формах. В художественной культуре модернизму соответствовали великие стили в литературе, музыке, живописи. Цель Г. Крэга — театр, раскрывающий философию бытия. Направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века.
В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману.
Вот таким образом надо жить в настоящем, жить настоящим, действовать в настоящем. Гл. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год— год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы, отвергнутые жюри Парижского салона.
Внутри Софии все стены, своды, абсиды, столбы и купол покрыты мозаиками и фресками (илл. Выставка эта будет добровольной и тем, кто не пожелает принять в ней участие, нужно будет лишь уведомить администрацию, которая незамедлительно возвратит им их работы. Здесь представлены картины состязаний на константинопольском ипподроме, сцены охоты игры скоморохов, музыканты и пр., а также византийский император с императрицей и зрители, следящие за состязаниями и играми.
Надо вырваться вперед и измотать ее, заставить подурнеть. Датой зарождения модернизма часто называют1863 год— год открытия вПариже«Салона отверженных», куда принимались работы художников. Человек и природа здесь действительно геометризуются с подчеркиванием массивной весомости их «выпирающих» на зрителя форм. Наиболее полное развитие абстракционизм получил в США. «Нет ничего безнадежнее, чем бежать с красотой вровень или отставать от нее. Особое место среди них занимают исследования французского режиссера и теоретика кино Луи Деллюка, автора стиля, который называют «фотогения», В кинематографе этот стиль принято рассматривать как особый аспект выразительности в окружающей среде, которая может быть раскрыта только средствами кино.
Ионеско, Ж. П. на стр. Некоторые памятники византийского искусства стали подлинной русской святыней, например знаменитая икона Владимирской Богоматери. Ещё одно из течений в искусстве модернизма поп-арт (от англ.
В картинах кубистов вещи разлагаются на составные части, на простейшие геометрические формы, образующие не предметы реальности, а произвольные схемы, «новую реальность», созданную «свободным воображением художника». Цель Б. Брехта — театр истолковывающий уроки истории. Термин охватывает такие течения этого периода, как: дадаизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, функционализм и др. Слово «moderne» (фр. ) означает «новый», «современный». Ван дер Велде в Бельгии, И. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р.
Новая красота, провозглашенная ими, лишена гармонии и ясности. «Отец поп-арта» американский художник Э. Уорхол, в эстетический принцип своего творчества превратил такие специфические особенности рекламы, как нарочитая крикливость, направленная на притяжение зрительского внимания, банальность, примитивизм, ориентация на среднестатическую личность. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Но в отличие от фовистов немецкие экспрессионисты не стремились к красоте и на некоторых зрителей их творчество оказывало угнетающее впечатление. «Поток сознания» — с его задачей «перехватить мысль на полдороге», склонностью к зыбким впечатлениям, тягучестью формы — становится со временем не только литературным приемом, а последовательной манерой, техникой письма, поглощающей писателя целиком. «Магнитные поля».
Эта картина не вызывает никаких вопросов и сомнений. Постепенно в творчество супрематистов, в их картины возвращается и человек.
Новая красота, провозглашенная ими, лишена гармонии и ясности.
Миллер, Э. Хемингуэй, А. Зегерс, Э. М. Софии «о тринадцати верхах» и была она «честно устроена и украшена». Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций (не путать с психологическим историческим и философским романом, являющимися классическими), появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. У Б. Брехта актер — Человек с большой буквы, он обращается с героем без церемоний.
Предшественниками абстракционизма были кубизм, футуризм и дадаизм. В европейском и американском искусстве термин относится только к одному направлению в искусстве, называемому «модерном» (югендстиль, ар нуво и др. ). В результате возникает некая запись, предлагаемая исполнителям. Футуризм позиционировался как искусство будущего. Хотя Бретон восхищается Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном и призывает их присоединиться к движению, они остаются периферийными.
Зато сюрреализм породил в первой трети XX столетия так называемую «мобильную скульптуру», созданную американцем Александром Колдером. Сартра и т. п. Крамер, А. Куросава, А. Вайда). сверхреализм, надреализм), сложившийся в 20-х гг.
В каждой стране он именовался по-разному. Мотивы массовой культуры эксплуатируются поп-артом по разному. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин».
Во 2-й половине 1910-х гг. В 20-30-х гг. Более долгая жизнь была суждена сюрреализму (от французского "сверхреальное", "сверхестественное").
В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. В искусстве модерна, с одной стороны, проводились идеи художественного индивидуализма, а с другой – искусство утопически рассматривалось как средство социального преобразования общества (например, в работах бельгийца X. К. ван де Велде, основывавшегося на социалистической утопии У. Морриса). Типичными искусствами модернизма являются символизм, экспрессионизм и акмеизм. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы.
Новая мода попала во власть чистой геометрии. Она оказалась продуктом, сконструированным языком и культурой. Фовисты не ставили перед собой цель точно изображать природу.
Шехтель в России). Особенно радикальным и влиятельным оказался кубизм, ставший прародителем абстракционизма. (итал.
В утверждении принципов социалистического реализма им помогает опыт Советского государства. Разъяснения Кандинского показывают, что одно из значений понятия «внутренний звук» включает «голоса» самых живописных средств безотносительно к, тому, что они воспроизводят. Опираясь на идеи Ф. Ницше (о смерти Бога) и О. Шпенглера (о закате Европы), Р. В. Фасбиндер демонстрирует сумрачный мир, в котором позволяет себе любую безвкусицу, выражая самые изощренные и парадоксальные мысли в границах затасканных и ничтожных сюжетов. Важно обратить внимание на различие двух терминов — «модернизм» и «модерн», близких по звучанию в русском языке.
Прежняя вера в «вечные истины» классовой цивилизации сменяется обратной иллюзией ложного сознания – релятивизмом, согласно которому истин столько же, сколько мнений, «переживаний», «экзистенциальных ситуаций», а в историческом мире – каждая эпоха и культура имеют свою неповторимую «душу», особое «видение», «коллективный сон», свой замкнутый стиль, не связанный никаким общим художественным развитием с другими стилями, одинаково ценными и просто равными. Для 1-й стадии («аналитического кубизма») характерен сдержанный, даже суровый колорит, основанный на коричневато-охристых, зеленых и синих тонах. Поп-арт ознаменовал отказ от абстракционизма, как беспредметного искусства и переход к новым авангардистским направлениям. modernus – новый, современный). Образ мира, сжатый до супрематичной фигуры, может легко стать планетарным знаком высшей гармонии. Так случайное высказывание вошло закрепилось как название за всем течением.
Его представителями стали Громер Гоэрг Ла Пательер. Конечно, разговор о стилях живописи 20-го века стоит начать с модерна. Примечательно, что первая полностью абстрактная картина, насколько известно, появилась еще в XIX в. В 1883 г. французский художник А. Альфонс показал работу «Девушки под снегом», представляющую собой натянутый на подрамник лист чистой белой бумаги. popular art -- общедоступное искусство). А каковы они были.
Его основные представители – художники С. Дали, П. Блум, М. Эрнст, X. Миро и др. Вождем группировки фовистов был Анри Матисс. Когда модерн только развивался, художники часто изображали на картинах причудливые орнаменты, экзотические растительные мотивы и узоры. В его знаменитой картине Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании (1936 г. ). Для постмодернизма характерны несколько признаков. Первое впечатление при встрече с авангардом – все не так.
Типичными искусствами авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадаизм. В поисках так называемых «первоэлементов» вещей кубисты по существу отказывались от образа человека как объекта искусства вообще, от изучения его зримого облика, красоты его тела, как и от передачи чувств идей и постижения общественного содержания жизни. Важно отметить, что язык стиля формировался долгие годы, во многом не без идей символистов из Франции и России. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология».
Это было так чуждо и непривычно для зрителей, что таких художников стали называть "фовистами" (от французского слова "хищник"). Художники же настроенные более радикально (К. Сама жизнь рассматривается им как произведение искусства, выражающего "Я".
— М., 1985. Другими словами, в живописи В. Кандинского заключено «восхождение» от частного к общему, последовательное отвлечение от конкретности изображаемых форм с целью наибольшей «экспрессии». У Г. Крэга актер — всего лишь человек, он благоговеет перед Героем. Так родился замысел материального Все искусства, органически объединяющего возможности Всех видов творчества, причем с «участием всех», с разрушением границ между «сценой» и «залом» исполнителями и слушателями.
Новая вещественность и сюрреализм теперь отвечали за фантастическое и ужасное. Храм отличался массивностью, даже тяжеловесностью своих форм.
Сложность характеристики этих процессов состоит в том, что подобная «дифференциация» не исключает существования переходных, промежуточных явлений и очень часто творчество одного художника является полем борьбы разнородных художественных направлений и концепций. Но основной упор делается на передачу ритма и движения современной жизни. Архитектурный образ постройки воплощал идею силы и величия киевской державы. На какую-то -- и значительную -- часть бессознательного был "пролит свет". Вокруг идеи «потока сознания» в первые десятилетия XX века объединилась целая школа, составившая литературу этого направления — М. Пруст, Г. Стайн, В. Вульф, Дж. Модернизм являлся главным направлением буржуазного искусства эпохи упадка.
Вот таким образом Г. Крэг настойчиво советовал режиссеру искать источники вдохновения не столько «внутри театра», сколько «вне мира театра»: речь идет, пояснял он, о природе. 1910).
Главным средством выражения они изобрели цвет. Характерный для всех группировок дадаистов протест против буржуазного искусства вылился в отрицание искусства вообще и его художественно-образной природы, в частности. Главный смысл этого стиля – отстранение от привычного осознанного творчества. То есть сама становится активной. Для Киевской Руси прогрессивное значение имело принятие христианства. На сегодняшний день, постмодернизм является наиболее популярным стилем в мировой живописи.
Иногда среди растительных мотивов помещены грациозные женские фигуры, крылатые феи и другие существа. Не сохранились и древнейшие каменные храмы. В переводе с французского модернизм – «новый, современный».
Такие, еще очень условные портретные изображения не одиноки в искусстве киевского периода. Статус вечных приобрели три течения: абстракционизм, кубизм, сюрреализм (сверхреализм). Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт.
«Модернизм» — широкое направление в культуре ХХ века, связанное с абстрактными и авангардными течениями, ориентированное на преодоление устоявшейся художественной традиции и построенное на последовательном стремлении к новизне. Различные размеры куполов, волнистые и живые линии закомар (полукруглых завершений фасадов), обширная внешняя галлерея — все это создает довольно сложное и в то же время гармоничное сочетание объемов и линий. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» -- нем.
В оформлении внутренних помещений царили вытянутые изящные формы, плавные переходы. В конце 50-х гг. ХХ век подарил миру то, чего не знала вся история культуры: невиданное разнообразие школ и направлений, объединенных по необходимости широким термином "модернизм". Однако для многих понятие Модернизма связано, прежде всего, с 20 веком.
Название салона говорило само за себя, общественность не принимала абстрактную живопись, отвергала ее. Он учит человека смотреть на мир открытыми глазами, не смиряясь и не покоряясь судьбе. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. Сартр (Франция), Камю, Кафка (Австрия) – литераторы. Они сцеплены друг с другом так, что начинают двигаться при малейшем дуновении ветерка. Музей Орсе (Париж)Первоначально картина называлась «Купание».
Это обстоятельство породило множество спекулятивных форм и манер, а порой и экспериментальных поисков, получивших отклик в процессе развития художественного языка современного искусства. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Он зародился в 1907 г. в Париже и был первым открыто формалистическим течением. В некотором смысле данный стиль подражает первичным, примитивным этапам развития живописи. Абстракционизм Кандинского и в самом деле напоминает музыку. наступает фаза «синтетического кубизма», причем и здесь Пикассо и Брак лидируют. Для решения этой сверхзадачи требовалось привлечения соответствующих «спецсредств».
Давид Бурлюк -- основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». тогда, когда во Франции начинался фовизм. Он возник еще в 1950-х годах, но расцет его произошел лет на десять позднее. У широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием. С 10 по 15 в. древнерусское искусство имело очень тесные связи с византийским.
Главным для них было самовыражение. "Портрет Пикассо в юности"). Чтобы делать жизнь, утверждают экзистенциалисты, надо прежде всего ее видеть. В начале 70-х гг. Так появился стиль, получивший определение Поток сознания, основанный на глубоком проникновении в психологию персонажей.
Они были возвращены с пометкой о полном отсутствии в них таланта. Внешний облик его представить невозможно. в Западной Европе и США повышенное внимание стало уделяться предметности изображения. К концу 10 – началу 20-х гг.
expression – выразительность). (Ленинградская Публичная библиотека им, М. Е. Салтыкова-Щедрина). Они хотели сделать видимыми для глаза такие вещи, которых на самом деле увидеть нельзя, например, те чувства и настроения, которые возникают у художника при созерцании природы.
Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. Знаменитый «Черный квадрат на белом фоне» появился на выставке в 1913 г. К. Малевич будет пытаться представить его как «планетарный» знак. Тогда на авансцену выступило искусство модернизма, режиссеры известные писатели, музыканты, все, кто мыслил прогрессивно, стали пропагандировать все новое и постепенно модернизм был признан. Технология ХХ века рождала новое восприятие. Наверное, нет такого искусства, которое бы не было охвачено модернистами. отвлеченные течения модернизма теряют свои позиции.
Не стоит путать художников модерна и художников-модернистов. В начале XX в. философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Сюрреализм – одно из самых значительных и долговечных художественных направлений европейского авангардного искусства XX в. Впервые понятие «сюрреализм» ввел французский поэт Г. Аполлинер, обозначив жанр своей пьесы – «сюрреалистическая драма». Любой исполнитель, уже в силу того, что он живой человек, а не выдумка поэта, по праву неопровержимой «витальности» может смотреть не только со стороны, но, предпочтительнее — сверху вниз на персонаж, кем бы он ни был — Гамлетом, Галилеем, маркитанткой Кураж или принцессой Турандот.
Формированию кубизма как определенного течения в искусстве способствовала и первая выставка фовистов в 1905 г. В 1907 г. молодой П. Пикассо написал свою знаменитую картину, одно из программных произведений кубизма «Авиньонские девицы», вызвавшую громкий скандал (критики назвали ее «вывеской для борделя»). В Италии его называли растительным стилем или «либерти», в Великобритании — стилем «модерн», в Испании — модернизмом, в Бельгии — стилем Велде, в Австрии — сецессионом, в Германии — югендстилем. Среди нетрадиционных средств, которые Скрябин решил привлечь, так называя «световая симфония», первая гениальная репетиция которой была предпринята в «Прометее» («Поэма огня». Каждый предмет, каждое явление имеет свой «внутренний звук». Везде шел распад, разлом, разрушение" (Норман Мейлер. Публику возмущало также, что обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя. А также более поздние течения— абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.
Пикассо, А. Дерен и др. ) обратились к реальной действительности. В 1909 г. появляется футуризм, его «крестный отец» – итальянский писатель Ф. Маринетти. Деформация нормальных фигур ради обостренной передачи человеческих страхов и страданий, нередко предстающих в виде скопища фантастических, кошмарных видений, становится стержневым направлениям их творчества.
В различных странах приняты иные названия стиля "модерн": "арт нуво" (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль (Jugendstil) в Германии, сецессион (Sezession) в Австрии, либерти (Liberty) в Италии и др. В искусстве, как и в науке, вообще не может быть держателей совершенной истины. Иллюзорная объемность сходит на нет, образы распластываются и частично заменяются реальными, наклеенными на холст материалами и предметами (так нарождается новая техника «коллажа»).
Появился модернизм в конце 19-го века, а его расцвет пришелся на начало века 20-го. Основоположники кубизма – Пабло Пикассо и Жорж Брак. Но кризис модернизма решительным образом подорвал изнутри его претензии на всемирное историко-художественное значение, на установление неких новых законов развития искусства.
К предпосылкам формирования идей Модернизма может быть отнесено: 1) конституирование комплекса идей о самодостаточности человеческого разума (элиминация из структур соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума в его человеческой артикуляции)2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны и о его исторической ограниченности – с другой. В полной мере модернизм обнаружил себя в экспрессионизме и кубизме, получив дальнейшее развитие в футуризме, абстракционизме и сюрреализме, а далее, — в формах современного антинскусства (поп-арт, минимальное искусство, концептуальное искусство и др. ). Ремарк).
Главное свойство и особенность декаданса – растерянность перед резко изменившимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Париж становится местом паломничества для художников со всего мира. склеиванием разных материалов и включали в картины случайные предметы.
Появляются новые стили: «поток сознания», характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев тема осмысления войны тема потерянного поколения и др. Предтечами модернизма в литературе называют уже Ф. Достоевского, а также Ш. Бодлера, А. Рембо и др. (Портрет Пикассо работы Гриса). Попытка удержать настоящее, «момент бытия», не в действии или поступке, а в слове, отразить через него нечто расплывчатое, эфемерное, неуловимое, стремление соединить мозаичные, одиночные кусочки таким образом, чтобы не просто сложилась правдоподобная картина жизни, но возникла Жизнь — становится главной эстетической установкой авторов литературы «потока сознания». Споры продолжались, доказать свою правоту никому не удавалось. С позиций неореализма творили писатели и художники: Ж. Амаду, Г. Маркес, Д. Сикейрос.
Однако и позднее, в свой витебский период (1919-1922) Малевич утверждал: «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм». Стоит помнить, что именно в эту эпоху появилась профессия «дизайнер», благодаря которой каждый человек может создать в своём доме неповторимый, своеобразный интерьер. Его герой — лишний человек в обществе всеобщего благосостояния — реакция на последствия «экономического чуда», сотворенного в Европе после второй мировой войны. Другие группировки модернистской поэзии встали на путь как можно более полного разрыва с поэтической традицией, бунта против привычных норм стихотворной речи, на путь бурного словотворчества иногда доходящего до крайностей «заумного языка».
Художник выступает в роли творца и может выбрать любую манеру и форму выполнения своей работы. Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные изделия и многое другое. В широком смысле модернизм— «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем и определенным вызовом устоявшимся канонам. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом».
Основные направления модернизма в натурной живописи, портретном рисунке, скульптуре и других видах изобразительного искусства сформировались во второй половине девятнадцатого века. видели в войнах и революциях. Художественная идея, писал Альберт Швейцер, одинакова повсюду, но говорит она на разных языках: словами у поэтов, красками у художников, звуками у композиторов.
На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves). В их работах явно ощущается трагедия отчуждения личности, крушение гуманизма исторического тупика. Модерн сложился в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Название «фовисты» дано художникам, выступившим в 1905 г. против живописных методов и приемов импрессионизма, против ограниченности мещанских вкусов и натуралистического правдоподобия салопного искусства.
В. Кандинский считал, что новый абстрактный язык живописи поможет прорваться сквозь внешнее к внутреннему, сквозь тело – к душе, сквозь материальную оболочку вещей – к божественному «звону» духовных сущностей, заполняющих Вселенную. Современное искусство (искусство XXвека) состоит из ряда течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположны друг другу. Первоначально сосредоточенное во Франции, развитие кубизма в 1910-е гг. Художники в конце 19 века, особенно импрессионисты (импрессионизм), начали устраивать собственные выставки, всё большую роль в популяризации их искусства стали играть торговцы картинами.
Модернизм (франц. Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. Одним из влиятельных художественных направлений в культуре XX века стал сюрреализм (от фр. Так, самый ранний из сохранившихся памятников Новгорода — собор св. Работы этих авторов не только сцементировали идейную базу, платформу модернистских поисков в искусстве указанного периода, но и позволили самому художественному направлению действовать ретроспективно, захватывая предшествующие явления культуры (предмодерн, ростки которого обнаружились в творчестве Ф. М. Достоевского, Ш. Бодлера, Э. Бронтэ, Э. Сведенборга, Г. Ибсена и др. ) и перспективно, оставляя поле для экспериментов в будущем (постмодерн). Это привело к тому, что искусствовед Эрнст Гомбрих назвал «самосознанием, которое заставило людей выбирать стиль своего здания, также как человек выбирает узор своих обоев».
—М., 1985. Значение традиционного сюжета сводится к минимуму и ведущим жанром становится натюрморт (со сравнительно простыми постановками, воспроизводящими рабочую атмосферу мастерской). Они стремились средствами изобразительного, музыкального, литературного искусства (Ф. Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал и продолжал развиваться реализм. Основное средство очищения мира от старой рухляди итальянские футуристы У. Боччони, Дж. Подзаголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер.
Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Литературный модернизм является частью общего направления в искусстве. Он считал, что жест диалектичен: в нем совпадает чувственное и абстрактное. Оно похоже на внутреннее звучание, которое мы представляем при слове «труба».
Ницше заявил «Бог умер» и вместо этого Бога каждый может поставить себя на его место, т. е. modernus -- «современный, недавний») -- направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Назовём лишь несколько имён: Анна Ахматова (1889-1966), Гийом Аполлинер (1880-1918), Уильям Фолкнер (1897-1962), Эрнест Хемингуэй (1899-1961), Франц Кафка (1883-1924), Томас Манн (1875-1955), Марсель Пруст (1871-1922), Вирджиния Вулф (1882-1941) и др. Холст, масло, 208 х 264, 5 см. Мир представлялся деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководствовались больше собственным воображением, отход от реализма не был пустым капризом, художники хотели сказать: мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден, он такой, как мы его показываем на своих картинах (понятие модерн более широкое, чем авангард, который относится только к художественной культуре, а модерн ко всему новому).
Некоторые из них — архитектурные школы Чернигова, Смоленска, Полоцка, Новгорода — сыграли большую роль в формировании древнерусского искусства. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Это творчество художников-любителей, которое называют наивным или примитивным. Сохранились групповые портреты семьи Ярослава Мудрого (лучшие из них изображают княгиню Ирину и трех ее дочерей). Это, прежде всего, касается упования на глобальное усилие, требующее массового действия.
Стиль «модерн» возник как реакция на эклектизм и безжизненное копирование исторических стилей прошлого. Великим предшественником кубизма был П. Сезанн, в своем зрелом творчестве стереометрически упрощавший формы таким образом, что их грани намечали абсолютно новую пространственную систему, в пределах которой изображение уже не пассивно предстояло зрителю, а как бы «выдвигалось» ему навстречу. Тремя годами позже «Моста» формируется кубизм. Большинство мастеров, составивших ядро «Бубнового валета» (в т. ч. П.
Эстетическое кредо этого метода изложил выдающийся русский художник В. Кандинский в книге О духовном искусстве (1910 г. ), где он утверждал, что художник – пророк и деятель, тянущий изо всех сил вперед застрявшую повозку человечества. Это уже не очерченные персонажи, а некие иллюзии, фантомы, модальности. В 40-х гг.
Кино, как известно, является самым сложным синтетическим искусством. Вновь появившийся журнал «Мир искусства» ориенти-ровал на нетрадиционное для России отстранение от реальных жизненных впечатлений иллюзор-ность, маскарадность. Возникло новое направление в мире моды — «гарсон», ориентирующееся на полудевичьи и полумальчишеские фигуры. Все эти направления уходили от природы, но все же сохраняли с нею хоть слабую связь. Непосредственным толчком в становлении изобразительного метода кубизма послужила выставка картин Сезанна в «Осеннем салоне» в 1904 г. в Париже.
Такая свобода подарила искусству много свежих творческих идей. Это движение стало переломным по содержанию. 39. Искусство Киевской Руси 11 века. Частично они коснулись таких направлений, как натурализм импрессионизм и символизм. Его обучение взялся оплачивать граф Куэн.
expressionnisme — выражение) преподносил мир в столкновении контрастов, в преувеличенной резкости изломанных линий, замещающих реальное многообразие деталей и красок — нервной дисгармонией, неестественностью пропорций (играл существенную роль в культуре Германии и Австрии). Стратегия обновления языка оказывается, таким образом, соразмерной возможным трансформациям социального мира, – понятия мыслятся не как предзаданные "истинной" природой онтологии, а как конструируемые: от трактовки творчества как процедуры самовыражения художника до идеи о невозможности и немыслимости бессубъектной онтологии. Возникло новое направление в Соединенных Штатах Америки. Интересно, что молодой Муха посылал свои работы в художественное училище.
modernismo — «современное течение» от лат. В истории искусства абстрагирующая тенденция присутствует постоянно. Его инициаторами были студенты архитекторы Э. Кирхнер, Ф. Брейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф и др., объединившиеся в 1905 г. в Дрездене в группу «Мост». Другим направлением в искусстве Западной Европы и США 1950-1960-х годов являлся поп-арт, для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры. нерасторжимую связь. Шенберг, К. Пендерецкий). Для XX столетия характерна склонность к радикальному абстрагированию. Модернизм критикуется изнутри».
Главным признаком модерна считается особая плавность форм, которая выражается в вытянутых, растущих в высоту фигурах с четкими контурами на однотонной поверхности. Реальный мир с его многообразием форм поглощается геометрическими формами, удручающими тяжелой напряженностью, ритмическими диссонансами, острыми сдвигами плоскостей.
На смену модернизму, который был непонятен широкой публике, пришел постмодернизм. С. Эйзенштейн настойчиво подчеркивал важность жеста в своих фильмах.
и проч. В Италии запоздавшее движение "Корренте" () вдохновлялось предшествовавшими ему работами экспрессионистов. Во-первых, обязательно наличие готовой формы.
В литературе, театре, музыке протекали схожие процессы. В разные годы оно объединяло таких художников, как итальянец Дж. moderne -- современный) или Арт-нуво (фр.
Балла, Дж. Его эстетика по природе своей не могла быть общедоступной. П. Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков, Р. Р. Фальк), не пошло дальше раннего, «сезаннистского» этапа, самобытно и красочно его обогатив.
Создавая сценические условия для жизни «маски», В. Мейерхольд прибегал к умерщвлению живого конкретного содержания эпохи изображенной в данном произведении, к уничтожению внутренней динамики образов пьесы. С помощью художественных средств модернисты пытались донести до зрителя свои чувства и настроения. art nouveau, букв. Распадается, разлетается, превращается в осколки, в кусочки, пятна и блики грубый материальный мир, мир вчерашнего дня, которым задавлена человеческая душа с ее «вибрациями».
Кроме того, следует различать модернизм как метод и модернизм как течение. Обожествление "Я" – становится источником модернизма. Именно благодаря этой своей практичной особенности распространяться на смежные сферы искусства, модерн обрел сегодня второе рождение.
Так голова лошади или рыбы могла трансформироваться в некий сексуальный образ. Г. Крэг был убежден, что современный ему реалистический театр «задушен литературой и литературщиной». Вслед за Ф. Ницше, А. Арто грезит о возрождении дионисийского искусства, которое отличалось бы не только синтетической, но и «магической» силой воздействия.
новое художественное направление его основатели-поэты А. Бретон и Ф. Супо стали называть «сюрреализм» («сверхреализм»). Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века. охватило многие страны Европы.
88, рис. Самым значительным художником этого модернистского направления был Пабло Пикассо.
В 1912 году в Мюнхене В. Кандинский создает (совместно с композитором Гартманом) музыкальную композицию «Желтый звук» — первую «бессюжетную» драму, где героями выступают гора, волшебный цветок, таинственные формы (напоминающие Ужасы из «Синей птицы» М. Метерлинка) и символический цвет. Другой отличительной чертой кубизма стало создание нового понятия Красоты.
«Измучить» красоту, чтобы она не была совершенством, за которым можно лишь вечно поспевать, так никогда его и не достигнув, — таков бы эстетический принцип кубистов. Сущность модернистского направления – в расчеловечивании человека, о чем писал в «Философии культуры» X. Ортега-и-Гассет. «Нет ничего безнадежнее, чем бежать с красотой вровень или отставать от нее. Раунинберг, Э. Уорхол, Р. Хэмилтон).
Модернизм (итал. modernismo— «современное течение» от лат. modernus— «современный, недавний»)— общность направлений искусства конца XIX— начала XX века, признаком которых можно считать разрыв с предшествующей художественной традицией, стремление к новому и склонность к схематической условной форме1. С восторгом встретив Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Еще недавно эти установки казались незыблемыми. «Модерн» (фр. Кафка, А. Камю), театре (Э.
Идея трагедийного театра принадлежит английскому режиссеру-реформатору Гордону Крэгу. Эт0 впечатление усиливается шлемовидными куполами. Поп-арт – это композиция бытовых предметов иногда в сочетании с муляжем и скульптурой. Модернизм критикуется изнутри»4. Его скульптуры, кратко именуемые «мобилями», представляют собой изящно подвешенные проволочные конструкции.
Высоким мастерством отличалось прикладное искусство Киевской Руси. Театр, вбирая в себя «природные» впечатления, должен научиться организовывать их в абстрактных, отвлеченных от бытовой конкретности формах, свойственных произведениям зодчества и музыкального искусства. С. 70). Модернизм во многом определил пути современного искусства. Первоначальный облик храма сохранился лишь с восточной стороны.
Модернизм изменил повседневную жизнь человека. В подобных художественных претензиях еще оживал дух романтической утопии. Йонкинда, работы П. Сезанна, А. Гийомена, А. Фантен-Латура и др. В поп-арте вещь эстетизируется как предмет «массового потребления» в «массовом обществе». В некоторых изображениях (бронзовая фибула из окрестностей Зенькова, 8 в. бронзовая пластинка из Бело-горского кургана, 10—11 вв. и др. ) слияние человеческих фигур с различными животными образует самые фантастические сочетания. Также есть предположения о более ранних годах, в том числе 1855 (Гюстав Курбе представил картину Мастерская художника) и 1784 (Жак-Луи Давид завершил свою работу «Клятва Горациев»). Наибольшего расцвета достиг в Италии, России и во Франции. Это вам и ар нуво и югендстиль и сецессион.
В 20-е годы, после опытов Деллюка, с особой силой нарастает интерес к семиотике кино. Для модерна характерны гибкие текучие линии, стилизованный растительный узор. Примером может быть картина Э. Мане «Завтрак на траве». Происходит пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве. Сюрреализм в живописи – это образы и сюжеты, взятые из глубин собственного подсознания.
За черным последовали иные изображения квадратов – красные, даже белые на белом фоне. Женские фигуры на картине почти не объемны, плоскостны, персонажи изображены в розоватом цвете, в геометризированной форме, лица написаны грубоватыми штрихами. Этот же принцип внутреннего, нераздельного существования цвета и звука в композиции «Желтый звук» был сохранен и в современном воспроизведении композиции В. Кандинского, музыку к которой на сей раз, написал А. Шнитке.
Наиболее ярким примером модернизма в литературе является роман американского писателя Уильяма Фолкнера под названием Шум и ярость. Тиффани (англ. ) в США, «арт-нуво» и «fin de siecle» (букв. наступает период «декоративного кубизма», названного так из-за возросшей пастозности и яркости его красок.
Модернизм (равно как и постмодерн) — это всего лишь внутреннее беспокойство искусства, озабоченного задачей сверить свою эпоху с позабытым в суете Вечным. В 20-е гг. П. Сезанн.
Рядом с живописными беспредметными фантазиями и конструкциями В. Кандинского и К. Малевича возникла абсолютно иная художественная «космогония» — крупнейшее модернистское течение в живописи XX века — сюрреализм. Многообразие художественных и социальных форм модернизма, различный характер этих форм на разных ступенях исторического развития XX столетия, а также широкий спектр идеологических устремлений, лежащий в основе эстетических экспериментов – все это затруднило поиски общих определений модернизма. При сооружении самого значительного памятника того времени — Софийского собора в Киеве (11 в. ) (рис. Экспрессионизм (от франц.
В его основе лежит отказ от прошлых традиций, стилей, форм и конструкций. Но по сути это была своеобразная форма эстетического бунтарства. Эстетика поп-арта была была направлена на эстетизацию внешнего мира, утверждение культа вещи, удовлетворение и реализацию «тоски по предметности». Данное течение не диктует автору критерии для самовыражения. Объектом работы композитора в электронной музыке становится не только звуковая тема и композиция, но и сами звуки, которые «сочиняются» путем складывания в музыкальные тона и шумы синусоидных чистых тонов. Сезанн первый почувствовал, что этот путь ведет в тупик беспредметности и субъективизма.
Много внимания «Салону отверженных» уделила и пресса, хотя большинство статей были негативными. Нередко при исследовании данного периода специально выделяется предварительная, «сезаннисткая» (т. е. Не случайно его провозвестником стал один из самых глубоких художников рубежа XIX и XX вв.
Все разговоры о «прекрасном будущем» — это химера. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках -- это термин «modern». Декаданс – это первая стадия в развитии модернизма, характеризующаяся преимущественно упадочными настроениями и пессимизмом, самодовлеющим эстетизмом и отходом искусства от общественных проблем. Самый поздний виток развития модернизма – это постмодернизм. Таковы основные направления поисков модернистской литературы XX века. В параде, как в виде сверхреализма, я вижу начальную точку для ряда проявлений этого нового духа (дух нового)». Мир человека определяется только самим человеком, если у него хватит на это силы.
К абстракционизму почти одновременно пришли художники в Мюнхене, Амстердаме и Москве, это произошло уже в 1910-х годах. Кричащее «Я» художника вытесняет факт «изображение» заменяется «выражением». Однако здесь был использован не только опыт строительства Десятинной церкви. Утверждая свой уникальный и неповторимый вариант постмодернистского кинематографа, Р. В. Фасбиндер соединяет в единое целое то, что раньше (в модернизме) надлежало разъединять в первую очередь: мотивы произведений Т. Манна с элементами уголовной хроники, музыку Л. Бетховена с воплями футбольных болельщиков.
американским искусствоведом А. Барром). Художники издавна привыкли изучать и пропорционировать объекты своего изображения (в особенности фигуру человека), выравнивая их поверхности в рисунке или эскизе в виде гладких плоскостей и тем самым придавая объемам подобие геометрических тел. Примитивизм в живописи – это намеренное искажение образов, методом упрощения. Заботой о будущем человек может жить лишь до встречи с абсурдом именно абсурд заставляет человека смотреть на мир открытыми глазами не в смирении и не покорении судьбе. Это, если можно так выразиться, движение «сверху вниз».
Высшей ценностью провозглашается эстетический эксперимент, поиск самовыражения. Он отталкивался от технологического и урбанистического развития мира, стремился выразить его красоту и динамику. Это совершенно абстрактное движение, представители которого стремились выявить в живописи и скульптуре сущностные элементы используя геометрические формы в разных сочетаниях. Внутренние деления выражены во внешних объемах собора и прежде всего в куполах, среди которых массивный центральный купол подчиняет себе остальные.
"Художника не подгоняет никакая обязанность, на нем не лежит никакая ответственность. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка. Модернизм – собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, реализмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др. ). Во-вторых, для постмодернизма типично отсутствие каких-либо правил.
Такой же в основном была и реакция публики. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро -- наиболее известные имена. Разновидностью модерна является символизм.
А бстракционизм порвал связь с природой окончательно. Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Роль Византии в его становлении. Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих противо-речий. Это беспредметное и бесформенное искусство.
Одним из влиятельных художественных направлений в первой четверти XX века был кубизм (от фр. Поздний (послевоенные годы) абстракционизм представлен тремя потоками: 1) экспрессивная живопись и графика (вольное, спонтанное сочетание линий и пятен) 2) сюрреализм (тяготение к загадочности, магии, кошмарным психологическим видениям, бредовым ассоциациям, абсурд-ному взаимосочетанию различных предметов и образов), который наиболее полно представлен в творчестве С. Дали и Р. Магритта 3) абстрактно-геометризированное, технизированное искусство (чисто декоративные решения, абстрактная скульптура из различных видов металла с примене-нием современных средств его обработки). Но оно в то же время и достаточно определенно, так как «остается только внутреннее звучание» без случайных деталей. Вектор этого движения: сквозь будущее — в прошлое. Близкие к ним имеются в ряде украшенных миниатюрами рукописей: в «Изборнике Святослава» (1073) и в русской части так называемой Трирской псалтыри, принадлежавшей жене князя Изяслава Гертруде (1078—1087).
Термин этого модернистского направления принадлежит американскому философу и психологу, одному из основателей прагматизма У. Джеймсу. Литературный модернизм пришёл на смену классическому роману. Периоды: от модерна (XIX) до «Авиньонских девиц» (первая кубическая картина Пикассо). Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв.
И, наконец, выставка «Бубновый валет», состоявшаяся в Москве, определила новое направление в развитии искусства. В широком смысле модернизм— «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиесяэпатажеми определенным вызовом устоявшимся канонам. Красный цвет, который мы не видим, а только представляем, вызывает чисто внутреннее звучание, поясняет В. Кандинский (см. : Кандинский В. О духовном в искусстве. Эти созвучные стили живописи часто путают между собой.
«Измучить» красоту, чтобы она не была совершенством, за которым можно лишь можно вечно поспевать, так никогда и не достигнув – таков был эстетический принцип кубистов. Эволюция направления четко делится на три этапа (впервые обозначенные в 1930-е гг. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Или дада (Основатель течения поэт Тристан Тзара обнаружил в словаре слово «дада». Их лозунг: Война – единственная гигиена мира.
Это был окончательный эстетический переворот в Европе в середине 20-го века. Экспрессионисты хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, научить и направить его. Существует много разновидностей абстрактного искусства под разными названиями. Годом, который наиболее часто обозначается как год рождения современного искусства, является 1863 год, тот год, когда Эдуард Мане выставил в Салоне отверженных в Париже свою картину Завтрак на траве («Le djeuner sur lherbe»). Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Сторонники имажинизма (от французского image — образ) требовали передачи непосредственных эпических впечатлений, прихотливого соединения метафор и образов, логически мало связанных, благодаря чему стихи превращались в своеобразные «каталоги образов». В широком смысле модернизм— «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем и определенным вызовом устоявшимся канонам. Макинтош в Шотландии, Ф. О.
«Салон отверженных» начал свою работу раньше официального салона и с самого начала экспозиция привлекла много посетителей, больше, чем официальный салон. Эрнст, А. Масон, Дж. К синонимам модернизма нередко применяется термин «декаданс» (decadence – приходящий в упадок). Например, критик и теоретик современного искусства Клемент Гринберг считал Иммануила Канта «первым настоящим Модернистом».
Огромную роль играет здесь также колорит. В результате эпоха модернизма привнесла в искусство множество идей. (Идея совершенности, универсальности и тотальности Разума была поставлена под сомнение еще И. Кантом, выдвинувшим стратегию "критики" различных – "чистого" и "практического" – разумов. ) 3) позитивистские идеи (начиная от Канта), согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологии как дисциплинарно организованной науки) и аналогичная этим идеям программа, предложенная в рамках марксизма, согласно которой разум полагался исторически изменчивым и способным к заблуждениям (идеология как "ложное сознание") задача философской рефлексии усматривалась в "изменении мира" ("Тезисы о Фейербахе" Маркса). Алеаторика появилась в Западной Германии и во Франции в 1957 году.
В Киевском государстве образовалось несколько местных живописных и архитектурных школ. 132) — значительно отличается от своего киевского прототипа.
Здесь обсуждались и решались самые лшвотрепещущие вопросы, здесь принимали послов. Был широко распространен в Италии и России. Миро). Она предназначалась для Парижского салона, но не была допущена к выставке вместе с тремя тысячами других полотен. Эта картина вызвала непонимание и обвинение в декадентстве (упадке, культурном регрессе), начиная с её сюжета: двое одетых мужчин с нагой женщиной на природе. Среди ремесел следует указать художественное литье (арки княжеского замка Вщиж близ Брянска, 12 в. ), сложную технику черни, филиграни и зерни (в ювелирном производстве), поливную керамику и особенно эмальерное дело. Эти вымышленные сюжеты художник черпает из литературных сказок, мифов из истории, а больше всего – из собственной фантазии.
в Западной Европе и США повышенное внимание стало уделяться предметности изображения. Выдающийся художник К. Малевич, несколько лет проработавший в Витебске, снискал всемирную известность своим черным квадратом, который он считал не пустым квадратом, а восприимчивостью к совершенной пустоте. Отдельное место в модерне и в сердцах многих ценителей занимает Альфонс Муха. Будучи вовлеченным, в процесс идентификации, то есть поиска собственного реального «я», человек неминуемо подвергает себя искушению игры.
surrealism, букв. Абстрактный язык живописи В. Кандинского – язык свободы, гибкий, «открытый», не зависимый ни от сюжета, ни от человеческого образа. Футуризм в России существенно отличался от своего итальянского собрата.
Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. В качестве примера можно привести великолепный оклад так называемого Мстиславова евангелия (начало 12 в. ) — подлинное чудо прикладного искусства. Ряд былых кубистов еще раньше вырабатывает свои собственные методы («орфизм» Делоне, «тубизм» Леже и т. д. ).
Они, утверждая значение подсознательного, рассматривали творческий процесс как погруже-ние в мир интуитивных движений души, автоматическую передачу своих ощущений. «Модерн» обозначает художественный стиль конца XIX— начала XX века (ар нуво, югендстиль, сецессион и др. ), затронувший прежде всего архитектуру и декоративно-прикладное искусство, он связан с использованием асимметричных изогнутых линий и стилизованных растительных форм. Это течение неопределенное и оставляющее впечатление болезненного. («Авиньонские девицы», «Скрипка и кувшин»).
Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом.
переосмысление сущности и направленности гуманизма как такового: идея "сверхчеловека" Ницше, "негативный гуманизм" А. Глюксмана и др. ), что вылилось в социальный конструктивизм, породивший разнообразие плюральных стратегий формирования "нового человека", предельное свое выражение обретших в радикализме марксистского революционизма подчеркнутый антинормативизм, основанный на рефлексивном осмыслении того обстоятельства, что люди живут по нормам ими же самими и созданными исторически преходящими и релятивными и в перспективе приводящий к отказу от идеала традиции 6) идея плюральности и конструктивности Разума, выводящая на программы трансформации ("перекодирования") культуры, что в свою очередь порождало потребность в новом художественном языке. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». V—VI). Футуризм (от лат.
Более плоскостная трактовка фигур евангелистов, склонность к чистым локальным краскам, употребление золота в контурах — все говорит о формировании нового, более декоративного живописного стиля, о сложении особых живописных традиций. Гоген и Мунк окончательно подорвали в начале XX столетия теоретические основы реализма. Он имеет тот же корень, что и слово «мода» и нередко употребляется в значении «новое искусство», «современное искусство». Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год— год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников. Отказ от передачи качественного своеобразия предметов реальной жизни привел художников к уходу в мир «чистых форм», где действует закон равновесия хаотических объемов, цветовых пятен и линейного ритма.
Получив распространение в быту, оно в равной мере проявляло себя и в культовых предметах (оклады, резные иконы, кресты-складни, церковная утварь и т. д. ). Однако, плодотворность модернизма видится не только в том, что он подготавливал нечто новое, превращаясь тем самым не более чем в «переходную ступень» или «этап».
Большое значение в формировании искусства и культуры Киевской Руси на первых этапах имела и тесная связь с болгарским государством, переживавшим в начале 11 в. свой расцвет. Суть абстрактного искусства в том, считают его поборники (В. Оно не имеет отношения ни к холодному, ни к теплому цветам. эта выставка открыла путь к зрителю картин малоизвестных авторов-новаторов. Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было академическое и салонное повторение прежних стилей, особенно наследия Ренессанса, превратившегося в школьную азбуку форм.
Кроме того, женщина и оба мужчины были узнаваемы современниками, у них были определённые жизненные прототипы (моделью женщины была Викторина Мёран, французская художница и любимая модель Эдуара Мане). Главным образом слиянием с принципами кубизма. В таком случае его название берут в кавычки. modernismo -- «современное течение» от лат. Но суть явления состоит в том, что абстрактность – это, прежде всего, наиболее радикальная форма общей абстрагирующей тенденции истории искусства. Для художника важны были метафоры образов, то, как один из них превращается в другой.
Так состоялся «Салон отверженных». На нём были выставлены три полотна и три гравюры Э. Мане, по три полотна К. Писсарро, Я. Б. У русского футуризма судьба весьма трагична. В начале 70-х гг. Наиболее яркие представители стиля – Йозеф Бойс и Сандро Киа. Софии (1045 —1050) (илл.
Ту же цель преследовали и портретные изображения в центральной части храма. Это объясняется значением собора в жизни города. Грандиозность, представительность, торжественность определялись ролью Софийского собора как главного архитектурного сооружения города. Ясность форм, четкая отграниченность объемов, конструктивная определенность (благодаря мощным лопаткам идущим от основания закомар к земле) — все придает храму необыкновенную монолитность. Позже возникает новое общество экспрессионистов «Синий всадник», появляются приверженцы дадаизма, аудизма и др.