Это своеобразная икона русских художников-модернистов 20 века. В сфере прагматики модернист ведет себя, как обычный художник или ученый: он пишет свои замечательные картины, романы или симфонии и обычно не стремится утвердить себя перед миром таким активным способом, как это делают авангардисты. Искусство входило в стадию экспериментов, растянувшихся на десятилетия: Штрамм, Швиттерс, Арп, Каммингс, Эдит Ситуэлл, русские модернисты, Маринетти, Дада, в конце этого периода – новый роман и новый новый роман. Стремясь проникнуть в подсознание читателя, поэты-модернисты всё больше тяготели к субъективизму, образу-символу, зашифрованности, активно использовали свободную (без определённого размера и рифмы) форму стихотворения – верлибр. Этому способствовали и изящный венский модерн и утонченный французский ар-нуво и постмодернистские идеи в творческом самовыражении.
С М. в сфере художественной культуры начинает формироваться энвайронментальная эстетика и в нем заключены основные истоки ПОСТ-культуры (см: ПОСТ-) в ряде своих арт-направлений М. с 60—70-х гг. слияние всех частей в единое целое фрагментарность становится осн. Стратегия обновления языка символизирует для М. возможную трансформацию мира. После первой мировой войны человечество почувствовало бессилие и усталость. Прежняя вера в «вечные истины» сменяется релятивизмом, согласно к-рому истин столько же, сколько мнений, «переживаний», «экзистенциальных ситуаций», а в историч.
У русского футуризма судьба весьма трагична. К середине XX в. ряд течений модернизма (как обратившихся к рациональной, чистой, максимально геометризованной форме, так и базирующихся на принципах иррационализма, воспринимающих мир в фантастическом зеркале подсознания), принципиально отказавшихся от изображения действительности и ушедших в мир отвлечённых, формально-пластических фактурных и колористических исканий (в первую очередь абстрактное искусство и сюрреализм), органически вписались в буржуазную культуру и буржуазный быт, стали официально признанным искусством. М. в лит-ре (Ф. Но основной упор делается на передачу ритма и движения современной жизни. принципом художеств. modernismo — «современное течение» от лат.
В частности — идеологией и философией постмодернизма. Таким образом, проблема природы вещи-в-себе выступает в М. псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. Некоторые представители бомонда в области искусства полагали, что модернизм – это давно ожидаемые перемены и его следует поставить во главу угла дальнейшего развития всей цивилизации, другие отводили модернизму роль обновления отдельных направлений в сфере искусства и не более того.
В худож. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века. В конце 50-х гг. Что такое нервная дрожь. N. Y., 1994 Nicholls P. Modernism. В русской литературе вершинными проявлениями литературы и театра абсурда стало творчество «обэриуитов», в первую очередь Д. И.
Марксистская литpa, напротив, уже в кон. И все же М. не является простым созданием капиталистич. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год— год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников. средств (поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж и др. ) определило известное влияние М. на крупных художников-реалистов XX в. Формальные же изыски позднейших представителей М. (т.
Модернизм М. Пруста, к примеру, состоит в такой «литературности», которая является избыточной и дополнительной по отношению к «литературе» (фактически речь идет о литературе, рефлексивно обращенной на саму себя). Для модерна характерны гибкие текучие линии, стилизованный растительный узор. его проявлений. Экспрессионизм (от слова «выражение, выразительность») —направление европейского искусства 10-20 гг. («Чевенгур», «Котлован»), в поздних произведениях А. А. Ахматовой («Энума элиш.
Экстренная помощь при истерике. Вопрос 4. Мир – беспокойное движение, хаотическое столкновение с силами, враждебными человеку. Кокошка, С. Дали, О. Цадкин и др. ) и музыке (А. Вместе с тем миф о всеохватном и подавляющем воздействии модернизма на современную художественную культуру опровергается творчеством некоторых самых значительных ее представителей, сохранивших твердую приверженность традиции, ассоциируемой с классическим реализмом или с романтизмом (И. Бунин, В. Ходасевич, А. Платонов, Дж. Стейнбек, П. Лагерквист, Г. Грин).
иск-ве 20 в., характеризующихся разрывом с художеств. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий (X. Убедительность пафоса текстов Джекобс объясняется то ли ее особым взглядом простого горожанина, то ли опытом работы в качестве пропагандиста в Американском отделе военной информации (US Office of War Information). В художественной практике сюрреализма ярко выделяется имяСальвадора Дали (1904 – 1988) — гения, жизнь и творчество которого стали яркой иллюстрацией идей З. Фрейда.
грани, отделяющей новый взгляд на задачи художника от традиц. стилями, одинаково ценными и просто равными. протестантский M. ведет свое начало от рационализма X. Вольфа.
Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций (не путать с психологическим историческим и философским романом, являющимися классическими), появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Фейдт К., в литературе – Ф. Кафка). В США начало протестантского М. положили амер. Так, А. Арто, В. Хлебников, С. Малларме и др.
Парадоксально, что бунтарский характер М. при этом растет, напр. Необходимую содержательную точность понятию модернизм придал Элиот. modernus – новый, современный) – течение католической мысли начала ХХ в., предпринявшее попытку примирить вероучение и современную ему мысль. В настоящее время, несмотря на в общем консервативную позицию рус. Император выступил в газете с заявлением по этому поводу и принял решение о том, что отвергнутые произведения будут выставлены напоказ в другой части Дворца Индустрии. Напр., в романе Ж. -П. Одновременно с этим появились модернистские соч.
— modernism) Неоднозначное понятие использующееся в науке в нескольких смыслах. догматы не имеют значения вечных истин, а развиваются в связи с прогрессом общества церковь должна отказаться от грубо-чувственных суеверий, от веры в чудеса, в дьявола, в загробные муки и т. п. (но при этом М. не отказался от веры в сверхъестественное). В 1910 Ватикан ввел антимодернистскую присягу для проф. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.
библейской критики. Споры продолжались, доказать свою правоту никому не удавалось. «Черный квадрат» — это образ Ничто. Отдельное место в модерне и в сердцах многих ценителей занимает Альфонс Муха.
капитализма. произведения, гармонич. XX век выделил в культуре направление постмодерна.
И он был уверен, что это время наступит. Американский исследователь модернизма и последующей стадии «постмодерна» И. Хассан пишет, что на этой стадии, в отличие от «классического периода» модернизм, в литературе становится возможным все, включая и «ритуальное уничтожение языка» и исчезают «метафизика», «трансценденция», «телеологичность», присущие художественной практике модернизма, если, не игнорируя принципиальных различий между ними, говорить о Джойсе, Элиоте или Э. Паунде. В недавней книге о Джекобс «Eyes on the Street»есть история о том, как советский архитектор Василий Кусаков в публикации 1949 года раскритиковал статьи Джекобс за недостаток внимания к жилищному вопросу и проблеме трущоб в США. Живопись стала «посредником» между зрительным объектом и знаком. Первым признаком начинающегося падения художеств.
Не последняя роль в возникновении сюрреализма принадлежит учению З. Фрейда. (от лат. moderne – новый, современный), движение в литературе и искусстве 20в. вопросов с политическими. Читателю были предложены психологические и философские концепции.
наз. Другие представители: Дж. от франц. «Ткань идей» в искусстве модернизма приобретает намного более существенное значение, чем попытки воссоздать «ткань действительности» в жизне-подобном облике. Философско-мировоззренческой основой М. послужили идеи Ницше, Шопенгауэра, Кьеркегора, Бергсона, Фрейда, позднее – Ортеги-и-Гассета, Камю, Адорно и др.
Белый фон — символ бесконечности. Таким образом, тезисы исторической изменчивости разума во всех его измерениях (от политического до художественного), социального конструктивизма через посредство осмысленной деятельности человека, позитивности разрыва с классической традицией составили основу М. как особого типа философствования. Для данной поэтики характерно широкое использование мифа или мифологических реминисценций (ими подчеркивается устойчивость, «вечность» главных коллизий, проступающих через кажущуюся бессмыслицу «реального»), а также идея потока сознания, пришедшая на смену прежнему представлению о психологической устойчивости и однородности реакций индивидуума на внешний мир. Современная эстетика немыслима без художественных средств изобретенных модернистами (поток сознания, ассоциативный монтаж, коллаж, освобождение цвета). Первое направление (В. В дальнейшем основоположники М. были отлучены от церкви.
науч. науки Postmoderne (Transavangarde), обозначающий комплекс процессов в худож. воли действительно является психологич.
искусством. Пролог или Сон во сне»). Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. Осн.
системы художеств. Искусство призвано выявить эти истины. Возникновение М. было обусловлено всем ходом исторического развития (так же, как и его неизбежная трансформация в китч). An Antology.
Концептуализм стер грань между искусством и реальностью. Поскольку само внутр. Пародирование некоторых наиболее укорененных философских и художественных верований, отличавших эпоху классического реализма, составляет важный элемент многих произведений модернизма, начиная с самых ранних (драматургия и проза А. Жарри) и является неотъемлемой частью творческой программы таких школ, принадлежащих истории модернизма, как дадаизм и сюрреализм. Ситуация отчуждения, с которой человек сталкивается и в общественной и в частной жизни, постоянно убеждаясь в невозможности реального взаимопонимания и диалога с другими, порождает комплекс «несчастного сознания», воссозданный во многих наиболее значительных произведениях модернизма, начиная с творчества Ф. Кафки. Джойс, М. Пруст, Кафка, Р. Музиль, Камю, Т. Манн и др. Трудно говорить о таких людях, трудно даже подойти.
Много внимания «Салону отверженных» уделила и пресса, хотя большинство статей были негативными. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Сартра и т. п. К сер. Роль художника-творца здесь сведена к минимуму. Таким образом, проблема природы вещи-в-себе выступает в М. псевдопроблемой.
В. Б. Своеобразным ответвлением поп-арта стал хеппенинг (от англ. L. E. Cahoone.
(в поэзии) И. Стравинский, А. Шенберг, П. Булез, К. Штокхаузен и др. 20 в. (кубизм, футуризм, позднее абстракционизм, сюрреализм и др. London, 1995 From Modernism to Postmodernism. Он провозгласил приемлемыми для себя выводы историч.
19 в., т. е. в эпоху франц. Йонкинда, работы П. Сезанна, А. Гийомена, А. Фантен-Латура и др. В качестве главных особенностей М. указывают на эстетическую стратегию автономии искусства, принципиальной независимости от каких-либо внехудожественных контекстов (социального, политического, религиозного и т. п. ) на предельное затушевывание или полный отказ от миметического принципа (см. : Мимесис) в искусстве акцент на художественной форме (тенденция достигшая логического предела в формализме любого толка — и художественного и исследовательского), понимаемой в качестве сущностной основы произведения искусства и тождественной его содержанию и в результате всего этого — на абсолютизацию визуальной (или аудио) репрезентации произведения в качестве принципиально нового кванта бытия, самобытного и самодостаточного. существования (см. Экстренная психологическая помощь при нервной дрожи. Вопрос 4. В Италии его называли растительным стилем или «либерти», в Великобритании — стилем «модерн», в Испании — модернизмом, в Бельгии — стилем Велде, в Австрии — сецессионом, в Германии — югендстилем.
культуры во всем мире, может быть достигнуто только под знаменем социалистич. Эта ситуация провоцирует как радикальный бунт против трагического — ввиду его онтологической бессмыслицы — «человеческого удела» (обычная проблематика литературы экзистенциализма), так и философскую рефлексию итогом которой становится образ действительности как вечно повторяющегося круговорота, когда вновь и вновь выясняется, что личность, затерянная в «толпе одиноких», безнадежно утратила чувство осмысленности и целенаправленности своего существования (романы Дж. Джойса). реализма. в работах проф. науки и к новым явлениям в обществ. интеллигенции с народом, столь необходимое для победы демократич.
формы. 19 в. первые демонстрации модернистского новаторства носили ярко выраженный анархич. Родина -Германия. (в прозе) А. Стриндберг, Л. Пиранделло, Б. Брехт, Э. Ионеско, С. Беккет и др. Это одно из самых сложных явлений в искусстве XX века. Литературный модернизм пришёл на смену классическому роману.
отношение к догматике, подмена супранатуральной религии с ее откровением, чудесами, таинствами и пророчествами естественной религией возникает специфически протестантская форма историч. 19 – нач. Однако трудности в определении соотношения модернизма и постмодернизма (в неутихающих спорах последний термин распространяют на широкий круг «по-настоящему» современных явлений, пытаясь, не всегда удачно, обозначить их специфику) наводят на мысль о том, что контуры модернизма — как исторические, так и содержательные — начинают прорисовываться лишь ретроспективно, в той самой точке, где нынешнее культурное самосознание считает его реально или мнимо преодоленным. Например, цикл романов М. Пруста, объединенных общим названием «В поисках утраченного времени», посвящен воспоминаниям писателя о его детстве, описанном до мельчайших подробностей, с многочисленными ответвлениями, уточнениями и вставными историями, – детство представляется как утраченный во взрослой жизни мир гармоничных взаимоотношений с миром и собой. (в живописи). Модернизм открыл и освоил многие новые художественные средства (коллаж, ассоциативный монтаж и др. ), оказавшие существенное влияние на возникновение и творчество постмодернизма. Подчас (например, в сюрреализме) пародийное начало сочетается с отчетливо выраженной идеологической тенденцией: искусство осознается как мощное средство разрушения стереотипов и фобий логизированного, плоско рационалистического мышления.
XX века. В 1-й пол. спрос на обществ. бурж.
Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Поп-арт провозгласил возвращение к предмету и противопоставил всем предшествовавшим течениям модернизма отказ от элитарности искусства, стремление растворить его в жизненной среде. разрешения.
Уже в сер. Вопрос 1. Камю, Кафка, Экзистенциализм), как дегуманизацию искусства (Ортега-и-Гасет), как чистое проявление стиля, преодолевающего действительность (Мальро) и т. п.
По поводу времени возникновенияэкспрессионизма существуют различные точки зрения. Его отличает отказ от передачи атмосферы, света, трехмерного пространства: разработка новых форм неглубокой многомерной перспективы, позволяющей увидеть и представить объект в виде множества пересекающихся полупросвечивающихся плоскостей (разнообразных многоугольников), сосредоточенных вдоль различно расположенных осей. В рамках модернизма развивается литература абсурда и особенно драматургия абсурда. В частности — идеологией и философией постмодернизма. кallis – красивый и gramma – написание). Аллегорическое изображение бессмысленности жизни современного человека представлено в рассказах и романах Ф. Кафки «Замок» и «Процесс», которые по жанру близки притчам: напр., сюжет рассказа «Превращение» – превращение чиновника, обычного служащего в отвратительное насекомое. С модернистскими концепциями человека полемизировали Т. Манн («Доктор Фаустус»), Г. Гессе («Игра в бисер»).
Писатели Ж. -П. Действительность — лишь одна часть мира (Риккерт), а сам мир — продукт развития человеческой субъективности (Гуссерль). Ценность художеств. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60—70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. 20 в., связанном с движением «новых левых».
X. Ортега-и-Гассет). положения католич. (в рамках традиции 19 в., прежде всего) культуры – за антиреализм, эстетство, отход от социально-политич.
«Мир полон предметов более или менее интересных. 20 вв. Появился модернизм в конце 19-го века, а его расцвет пришелся на начало века 20-го.
Даже те произв. Что такое двигательное возбуждение. творческие принципы в эстетических программах и манифестах М. и реализуются художниками-модернистами на практике. Хармса. Особую важность для творчества последователей модернизма имели концепция «потока сознания», экспериментально разработанная, а затем теоретически обоснованная в «Принципах психологии» (1890) американским философом У. Джеймсом, учение об интуиции и интерпретация жизненных процессов по аналогии с процессами сознания, предложенные в работах французского мыслителя А. Бергсона («Непосредственные данные сознания», 1889 «Творческая эволюция», 1907), доктрина психоанализа, созданная австрийским психологом З. Фрейдом («Я и Оно», 1923). иск-ва эпохи его упадка.
An Anthology. Это направление существовало и в России (пример — работы Л. Поповой: «Портрет философа» и др. ). Основываясь на антиинтеллектуализме этих филос. Для них характерно сочетание всевозможных геометрических форм. Чем меньше выходов для свободной самодеятельности людей, чем больше скопившейся в общестие не находящей себе разрядки массовой энергии, тем больше потребности в различных формах «отдушины» и «компенсации».
Cambridge/Mas., Oxford, 1996. Справедливости ради стоит отметить, что помимо хайвеев и башен по его инициативе были созданы и многочисленные городские парки, пляжи, открытые бассейны, спортивные площадки, зоопарки, скверы и общественные здания. Ее разгромная критика социального жилья, предоставляемого государством, — во многом справедливая — развязала руки властям: раз социальное жилье никуда не годится, можно и вовсе его не строить, в то время как жилищный кризис становится разновидностью нормы. Дали, «Дневник одного гения»). Его автор, французский поэт Андре Бретон, дал определение новому направлению: это «диктовка мысли разума, вне всяких эстетических и нравственных соображений». Она предназначалась для Парижского салона, но не была допущена к выставке вместе с тремя тысячами других полотен. Эта картина вызвала непонимание и обвинение в декадентстве (упадке, культурном регрессе), начиная с её сюжета: двое одетых мужчин с нагой женщиной на природе.
М. являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей, часто огульной критики. Искусством может стать все — от фотографий до этикеток. норм.
«превосходство», «господство»). Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века. Вторая сторона модернизма – декадентство (dekadentia – упадок) – то есть бегство, неприятие реальной жизни, культ красоты как единственной ценности, отторжение социальных проблем. Ватикан в лице папы Пия X категорически осудил M. в качестве синтеза всех ересей.
и 2-й пол. Будучи явлением бурж. Эта картина не вызывает никаких вопросов и сомнений.
В искусстве он часто характеризовался отклонением от реалистических парадигм Фитерстоун (1988) суммирует основные особенности модернизма: эстетическое самосознание и рефлективность изменение описательной структуры в пользу одновременности и монтажа исследование парадоксального, неоднозначного и сомнительного открыто-законченного характера действительности замена понятия объединенная личность интегрированной личностью и акцент на деструктурированном, обесчеловеченном субъекте. В 40-х гг. Все они, а также английские писатели, примыкавшие к сложившейся в 1910-е группе «Блумсбери» во главе с В. Вулф, сыграли важную роль в разработке наиболее существенных положений литературной программы модернизма, которая предполагала новые принципы построения художественного универсума (мифологизм, подчеркнутая субъективность индивидуального восприятия и переживания реальности, множественность обликов и трудность самоидентификации героя, обязательные и пространные отсылки к «культурной памяти», присутствующие непосредственно в тексте произведений, а нередко даже конструирующие этот текст). Экспрессионизм проявился во всех видах искусства (например, в кино -«Кабинет доктора Калигари» Р. Вине. Мозес (во многом благодаря Джекобс) ныне считается исчадием урбанистического ада, маниакально истреблявшим трущобы и возводившим на их месте жилые башни с хайвеями.
задача иск-ва. Начиная с поп-арта, кинетизма, минимализма, всевозможных акций инсталляций, концептуального искусства (см. : Концептуализм), энвайронментов художники М. выводят арт-объекты за рамки собственно искусства в традиционном понимании, разрушают границы между искусством и окружающей действительностью, часто активно вовлекают реципиента в процесс творчества-созерцания-участия в арт-проектах (см. : Хэппенинг). Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Наиболее значительными модернистскими направлениями были импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. Вопрос 10. франц. культуры (см.
Широкое воздействие на литературу и искусство модернизма оказала теория архетипов (образов, выражающих коллективное бессознательное), которую разработал К. Юнг, швейцарский последователь (а затем антагонист) Фрейда. К предпосылкам формирования идей М. может быть отнесено: 1) конституирование комплекса идей о самодостаточности человеческого разума (элиминация из структур соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума в его человеческой артикуляции) 2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны и о его исторической ограниченности – с другой (Идея совершенности, универсальности и тотальности Разума была поставлена под сомнение еще Кантом, выдвинувшим стратегию критики различных – чистого и практического – разумов – см.
фиксацией реакций человека, выявляемых как нечто отчужденное от человеч. средств, апелляцию к иррац. Модернизм (итал. modernismo— «современное течение» от лат. modernus— «современный, недавний»)— общность направлений искусства конца XIX— начала XX века, признаком которых можно считать разрыв с предшествующей художественной традицией, стремление к новому и склонность к схематической условной форме. (в музыке) В. Кандинский, М. Шагал, К. Малевич, П. Пикассо, С. Дали, X. Миро, П. Клее, П. Мондриан, Р. Магритт и др. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология».
Подберёте онлайн сходные по смыслу обороты или замените на синонимы. декадентства или позднее, в эпоху кубизма (1907-14). Самый поздний виток развития модернизма – это постмодернизм. образах утрачивает свой смысл в иск-ве М. и сменяется аналитич. Выступив в начале XX в. с претензией на всеобщее обновление искусства, модернизм переживает сложную историю, этапы которой обусловлены его борьбой с реализмом, а также сложными внутренними причинами, В начале XX в. течениям модернизма (фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство) свойственны авангардистские тенденции. Другие представители: X. Миро, И. Танги, М. Эрнст, А. Массой.
modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Во-вторых, оценке М. как явления упадочной бурж. в Западной Европе и США повышенное внимание стало уделяться предметности изображения. В буржуазном мире модернизм приобрёл свою рыночную стоимость в которой главную роль играла новизна манеры художника. Что же касается социальной повестки — ее все-таки придется одолжить у модернистов. Кирико. Что такое истерика.
Что такое истинный азимут. Спорят лишь о том, где пролегает эта грань – в 60-80-х гг. пере-осмысление сущности и направленности гуманизма как такового: идея сверхчеловека Ницше, негативный гуманизм А. Глюксмана – и др. ), что вылилось в социальный конструктивизм, породивший разнообразие плюральных стратегий формирования нового человека, предельное свое выражение обретших в радикализме марксистского революционизма (Сверхчеловек) 5) подчеркнутый антинормативизм, основанный на рефлексивном осмыслении того обстоятельства, что люди живут по нормам ими же самими и созданными исторически преходящими и релятивными и в перспективе приводящий к отказу от идеала традиции 6) идея плюральности и конструктивности Разума, выводящая на программы трансформации (перекодирования) культуры, что в свою очередь порождало потребность в новом художественном языке. Элементы модернизма очевидны в творчестве А. П. Платонова 1930-х гг. культуры. Подлинные истины находятся в сфере бессознательного.
теории, объясняющие этой потребностью значение иск-ва вообще, несостоятельны, но они отчасти применимы к модернистским течениям, в к-рых мнимая свобода художника ломать реальные формы окружающего мира во имя своей творч. личности, не аутентичное ей. течения религ. -филос. Постмодернизм).
формы, то в М. разорванность сознания предстает как картина обществ. Разорванность, фрагментарность духовного и эмоционального опыта может ощущаться им элегически, с оттенком драматизма («субъективная эпопея» М. Пруста, проза В. Набокова американского периода), но подчас приобретает в модернизме и трагифарсовую трактовку с преобладанием элементов «черного юмора» (театр абсурда Э. Ионеско и С. Беккета, романы Дж. Барта и Т. Пинчона). Искусство социалистического реализма и прогрессивное искусство зарубежных стран развиваются в постоянном столкновении и борьбе с течениями модернизма, ставя задачу сохранения и продолжения гуманистических и демократических традиций мировой культуры. Модернизм (итал. modernismo— «современное течение» от лат. modernus— «современный, недавний»)— направление в искусстве конца XIX— начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. A Literary Guide. речи — в словесном иск-ве (дадаизм, сюрреализм), логики развертывания драматического действия — в театре (театр абсурда, хэппенине) и т. д. Стилевое новаторство становится самоцелью даже у самых талантливых представителей М. Отсюда нередкая тенденция смены стилей одним и тем же художником (П. позицию, рассматривая его как форму разложения бурж.
В М. исчезает завершенное единство классич. Я просто указываю на существующие вещи», — такова установка концептуалиста. Такой же в основном была и реакция публики. жизни как важнейшее условие укрепления позиций религии.
Такое оформление текста, по его мнению, необходимо, «чтобы читатель с первого взгляда воспринимал всё стихотворение целиком, подобно тому, как дирижёр одним взглядом охватывает нотные знаки партитуры». Модернизм иногда отождествляется с тем, что принято называть «модернистским проектом» (Ю. Им не свойственны были обращение к существующей действительности, вместе с тем они отвергали и романтический уход от жизненных реалий их не интересовал предметный мир, они были увлечены «созданием новой действительности» и чем больше она была неправдоподобна, тем определённей она возникала в воображении модернистов. горизонта. В этом плане модернизм является эпохой последних «великих имен» и последних завершенных стилей (в первую очередь одноименного стиля модерн, ставшего вызовом утилитарности и явной данью системе).
Так понимаемый модернизм сохраняет в себе романтическое представление о роли творца и в том случае, когда творец имеет дело со «вторичным» материалом (с постмодернистическими «цитатами»). экономики и пропаганды. Это абстрактное отрицание является наиболее общим принципом т. н. авангарда. Предтечи — Г. Апол-линар, художник Дж. Осн. Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза. Таким образом, тезисы исторической изменчивости разума во всех его измерениях (от политического до художественного), социального конструктивизма через посредство осмысленной деятельности человека, позитивности разрыва с классической традицией составили основу М. как особого типа философствования.
неоортодоксии. Джейн Джекобс давно стала «святой Джейн» для нескольких поколений городских активистов, а ее книга «Смерть и жизнь больших американских городов» играет роль библии, обязательной к прочтению в архитектурных школах по всему миру. обществе, М. подвергает сомнению все попытки его положит. Пикассо, И. Стравинский, Дж.
Типичными искусствами модернизма являются символизм, экспрессионизм и акмеизм. Ощущение кризиса идей и исчерпанности художественных возможностей, воплотившихся в искусстве классического реализма, у Элиота и близких ему по взглядам художников (П. Валери, Г. Бенн) перерастало в уверенность, что завершилась определенная эпоха в культуре, отмеченная господством гуманистической доктрины. И еп. формой его выражения. Парижский салон – самая значительная французская художественная выставка. отвлеченные течения модернизма теряют свои позиции. Второе направление последовательно представляет творчество П. Мондриана.
Это был окончательный эстетический переворот в Европе в середине 20-го века. В таком случае его название берут в кавычки. Начинается серия формальных экспериментов, с помощью к-рых художник надеется подчинить своей воле поток уродливой «современности», а там, где это становится уже невозможным, примирение иск-ва с жизнью достигается отрицанием всех признаков реального бытия, вплоть до отрицания изобразительности вообще (абстрактное иск-во), отрицания самой функции иск-ва как зеркала мира (попарт, опарт, миниарт, бодиарт и т. п. ).
форм и осн. Жизнь стремительно меняется. франц. Пустой знак, Означивание). Нем. движения христ.
Эти тетради так и назывались им в разговорах – Против профессоров. Новые концепции в естествознании и в гуманитарных областях приводят к существенному изменению картины мира, непосредственно отзываясь и в искусстве модернизм, философской установкой которого становится движение «а realibus ad realiora» («от реального к реальнейшему»). науке был переведен как постмодернизм, т. е. Истина не входит в душу человека сразу в готовом виде, а медленно созидается в нас. Началом кубизма считают картину Пикассо «Авиньонские девицы» (или «Авиньонские красавицы»). А также более поздние течения— абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.
Другая группа мотивов, характерных для модернизма, – не поиск гармонии в мире (возможно, она в принципе недостижима), но изображение его таким абсурдным, какой он есть и даже еще более абсурдным. Собственно, нового и современного в этом нет почти ничего, кроме разве что западного слова «антимодернизм». В широком смысле модернизм— «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка. «Модернизм» — широкое направление в культуре ХХ века, связанное с абстрактными и авангардными течениями, ориентированное на преодоление устоявшейся художественной традиции и построенное на последовательном стремлении к новизне. Для М. характерен программный концептуализм, преобладание поэтики над произведением. В теологии протестантизма проявляется критич.
Нек-рые робкие попытки приближения к М. имели место в т. н. пол. М., 1980 The Gender of Modernism. Лексический запас регулярно пополняют новые определения. Но иногда попытка обрести гармонию приводила к абсолютно неожиданным результатам– скандальным стал роман Д. Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей», в котором автор пытался показать простоту и гармоничность отношений между мужчиной и женщиной. Парижского католич. Париж становится местом паломничества для художников со всего мира.
An Introduction. Грань между модернизмом и постмодернизмом можно определить, если считать, что проблема формы затронула сами основы идентичности, которая составляется сегодня из гетерогенных разбросанных частиц (утрачены привычные социальные роли, поколеблены незыблемые оппозиции, в т. ч. «мужское — женское», реальность виртуализируется благодаря широкому распространению новейших технических средств). В широком смысле модернизм— «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем и определенным вызовом устоявшимся канонам. Назовём лишь несколько имён: Анна Ахматова (1889-1966), Гийом Аполлинер (1880-1918), Уильям Фолкнер (1897-1962), Эрнест Хемингуэй (1899-1961), Франц Кафка (1883-1924), Томас Манн (1875-1955), Марсель Пруст (1871-1922), Вирджиния Вулф (1882-1941) и др. Каждый из них предлагает свой путь.
фр. Возникающий в это время новый реализм (Э. характер. Джойс).
либерализма, филос. вероучения к уровню совр. В начале 70-х гг. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании.
единство личности (образующее исходную предпосылку классич. В 1907 Ватикан осудил М. как синтез всех ересей декретом Lamentabili (2-м Силлабусом) и энцикликой Pascendi. Главное – выразительная ценность цвета, музыкальныы ассоциации цветовых сочетаний (Кандинский находится у истоков цвето-музыки).
Э. Мане «Завтрак на траве» (1863). Философские предпосылки модернизма связаны с экзистенциализмом и фрейдизмом. школы в теологии. В романе Дж.
Идейным вдохновителем художников-футуристов стал литератор Филиппе Маринетти. жизнь капиталистич. Сов. modernisme, от moderne -новейший, современный), главное направление бурж. Долгие годы считавшийся в западной эстетике некорректным для описания художественного процесса, термин модернизм утвердился в 1980-е не только в работах по истории литературы и искусства, но и в исторических трудах, где все более принятой становится концепция «модернистского сознания», определяющего характер целой эпохи, границы которой простираются от рубежа 19-20 века до последней трети 20-го, когда вступает в свои права «постмодернистское время».
Рильке, Г. Аполлинер и др. Авангард невозможен без активного художественного антиповедения, без скандала, эпатажа. Жорж Брак впервые вводит в живопись текст, напечатанный на бумаге (этикетки, вырезки из газет). См. языков. Макинтош в Шотландии, Ф. О.
также Современность Постмодерн и постмодернизм Деконструкция. мыслитель этого направления Ницше. ангажированности, за смыкание с мистикой, абсолютизацию художественно-выразит. бунтарство не выходит за пределы бурж. Экстренная помощь при истерике. Вопрос 2.
В этом плане модернизм может быть рассмотрен как кризис Нового времени, кризис «фаустовской цивилизации», перенос акцента с мира практики (необходимо делящей реальность на предметы и факты) на мир созерцания, в котором распредмеченная реальность иногда причудливо субъективна, но сквозь «транссубъективность» (Бердяев) раскрывается живое духовное целое. Поэтика, аутентичная для этого «сюжета», чаще всего представляет собой сплав трагедийности, пародии, лиризма, понятийных и визуальных ассоциаций, резко специфичный у каждого крупного художника (особенно органичным он оказался в одном из программных произведений модернизма — поэме Элиота «Бесплодная земля», 1922). состояния, а обнаружение этой разорванности – как осн. (Идея совершенности, универсальности и тотальности Разума была поставлена под сомнение еще И. Кантом, выдвинувшим стратегию критики различных – чистого и практического – разумов. ) 3) позитивистские идеи (начиная от Конта -), согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологии как дисциплинарно организованной науки) и аналогичная этим идеям программа, предложенная в рамках марксизма, согласно которой разум полагался исторически изменчивым и способным к заблуждениям (идеология как ложное сознание) задача философской рефлексии усматривалась в изменении мира (Тезисы о Фейербахе Маркса).
Хабермас). Просвещение и деизм. Так современные проблемы и коллизии накладываются на мифологические архетипы сознания.
Эта концепция, требующая преодоления устаревшего, на взгляд приверженцев модернизма, принципа «миметической референциальности» (т. е. Датой начала сюрреализма считается 1924 год — год появления «Манифеста сюрреализма». «Салон отверженных» начал свою работу раньше официального салона и с самого начала экспозиция привлекла много посетителей, больше, чем официальный салон. Джойс, А. Камю и др. ) и театре (Э.
Типичными искусствами авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадаизм. Вершиной протестантского М. в Германии явилась деятельность тюбингенской историко-критич. Париж становится местом паломничества для художников со всего мира. Вопрос 4.
В к а т о л и ч. богословии М. открыто выступил в конце 19 – нач. Так, в рамках борьбы «за все хорошее и против всего плохого» Джекобс рассматривала физическую среду как основной фактор, определяющий поведение человека. Более строгим представляется суженное значение термина «М» как одного из трех главных этапов развития искусства в XX в. : авангарда, М. и постмодернизма (см. Примером модернистского направления имеющего «теоретическое оснащение», может служить футуризм. Его появление относят к 1909 г. Центром футуризма стала Италия.
Самое прочное сплочение художеств. Kritik. ) 3) позитивистские идеи (начиная от Конта), согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологии как дисциплинарно организованной науки) и аналогичная этим идеям программа, предложенная в рамках марксизма, согласно которой разум полагался исторически изменчивым и способным к заблуждениям (идеология как ложное сознание) задача философской рефлексии усматривалась в изменении мира (Тезисы о Фейербахе Маркса). «Модерн» (фр. Совр. Что такое постмодерн. Другие направления: фовизм (в основном искусство цвета — Матисс), дадаизм (основа -детские рисунки) футуризм (цвет, движение, в России — Филонов) конструктивизм (Татлин) неопримитивизм: пуантилизм (точечные мазки).
рационализма и деизма. слоя, страдающего от материального и духовного гнета, однако само по себе анархич. эстетика рассматривает М. как выражение кризиса бурж. Подобный взрыв беспредметности соответствовал изменению окружающего социального пространства, мощный технологизм которого не мог не сказаться на навыках коллективного восприятия (новую картину мира брутально утвердила реальность первой мировой войны). Что такое агрессия.
Его обучение взялся оплачивать граф Куэн. Вместе с тем для крупнейших представителей модернизма характерно стремление опираться на переосмысленные ими явления художественной культуры 19 века, которые в их трактовке, предопределенной творческими принципами самих толкователей, оказываются выведенными за рамки реалистической эстетики (так А. Белый прочитывает Н. В. Гоголя, оказавшего сильное влияние на его прозу, а Пруст сходным образом усваивает важные для него уроки Г. Флобера, у которого перенимается прежде всего, если не исключительно идея произведения, свободного от любого рода идеологии и дидактики).
Отсюда резкий, а подчас и воинствующий антитрадиционализм М., подчеркнутый эстетический антинормативизм, приобретающий нередко бун-тарско-эпатирующий и экстравагантно-декларативный характер, к-рые заявляются как осн. Важно обратить внимание на различие двух терминов — «модернизм» и «модерн», близких по звучанию в русском языке. Параллельно войне с увлекшимся хайвеями Мозесом Джекобс занимается изобретением альтернативных способов организации городской среды — результатом становится ее программная книга «Смерть и жизнь больших американских городов» (1961).
М. стал идеализм Канта и Гегеля: первый провозгласил религию в границах только разума, второй усматривал в религии неабсолютное осознание тождества бога и абс. идеологии, М. выражает прежде всего настроения мелкобурж. Ярким представителем его явля- ется русский художник Василий Кандинский. Что такое истерика. Модернизм (итал.
М. возник в кон. Но по мере развития модернизма эта проблематика начинает играть менее значительную роль, уступая место самоценным экспериментам с художественным языком, которые приобретают все более формалистический (французский «новый роман», возвестивший программу борьбы с «ересью изобразительности»), а иногда и разрушительный характер (поздний С. Беккет, пришедший к идее «литературы молчания», т. е. Парадоксы, абсурдные ходы, алогичные сочетания вроде бы несочетаемых элементов и т. п. Рецепт правильно спланированного района включал в себя четыре обязательных ингредиента: функционально смешанная застройка, частая сетка пешеходных кварталов, сочетание старых и новых зданий, высокая плотность. экономики и гос-ва.
Visual Art and the Critical Tradition. догматов и всего вероучения к уровню совр.
Художественная практика кубизма интересна и разнообразна. Происходит пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве. Типологически и феноменологически М., наряду с главными особенностями, перечисленными в первом (широком) семантическом модусе, наследует многие достижения и находки собственно авангарда, но отказывается от его бунтарского, эпатажного, скандалезного манифестаторства. Кафка, Дж.
Что такое «Пандемия». Интроспекция, отмеченная особенно заинтересованным вниманием к области подсознательного, как и к образам-архетипам, становится способом проникнуть в сокровенные человеческие побуждения, приблизившись к истине и о природе человека и о характере его связей с универсумом. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Нек-рые представители М. (напр., А. Луази) отвергали положение о верх. Официально католич. Наследуя основные предпосылки и постулаты классического мышления, модернизм вместе с тем обнаруживает признаки того релятивизма, который постмодернизм сочтет своей неотъемлемой чертой и т. о. порождает зерна принципиально иного видения и понимания реальности.
М., где доминируют светлые, элегические или даже радостные эмоции (напр., у Кандинского, М. Шагала, П. Мондриана, И. Стравинского, О. Мессиана, М. Пруста, Элиота и др. ), проникнуты мотивами утраты связей с реальностью, культурой, природой, об-вом, миром вещей одиночество и иллюзорная свобода художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций или умозрительных конструкций. формами, выработанными классич. В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. мире каждая эпоха и культура имеют свою неповторимую «душу», особое «видение», «коллективный сон», свой замкнутый стиль, не связанный никаким общим художеств.
Цель направления – не изображение действительности, а «ВЫРАЖЕНИЕ» ее сути. Мессией, зачинателем религ. Беспредметность имеет и свои литературные аналоги: она выражается во внутренней исчерпанности, а следовательно, перерождении традиционных жанровых форм (романа, автобиографии, рассказа, стихотворения и т. д. ). 20 в. громадная машина спекуляции и рекламы подчинила себе художеств. Сартр и А. Камю являются, наряду с М. Хайдеггером, крупными философами-экзистенциалистами.
Первенство здесь, безусловно, принадлежит США. Пикассо, И. Стравинский, Дж. 19 в. и в начале 20 в. все крупные нем. -протестантские теологи в той или иной мере примыкали к М. (Ричль, Трельч, Гарнак). Ed. М. объединяет множество относительно самостоятельных направлений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и др. ).
странах было академич. Так начался творческий путь художника. В 1913 году в рамках абстрактного искусства возникает супрематизм (от франц.
Своим появлением М. обязан французскому символизму и декадансу. Ван дер Велде в Бельгии, И. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. культуры в наиболее развитых капиталистич. Герой романа В. Вулф «К маяку» находит утраченную гармонию с миром в семейной жизни, но уже после того, как эта жизнь потеряна навсегда: его жена умерла, дети разъехались. Джойса «Улисс», в главе «Пенелопа»), совмещение сиюминутного восприятия и воспоминания (прием, на котором основан роман В. Вулф «К маяку», – герой смотрит на свой дом и вспоминает, каким он был до смерти жены, когда вся семья еще была вместе).
Во-первых, основателями М. в 19 в. были поэты и художники большого таланта. Констатируя кризис личности в позднебурж. B. K. Scott. Литературный модернизм является частью общего направления в искусстве. Эта ситуация сопровождается нарастанием в литературе модернизма устремлений к герметичности, фактической бессодержательности творчества, широко затронувших и поэзию (американская школа объективизма) и драматургию (театр абсурда, в особенности на поздней стадии развития) и прозу. фантомы, обладание к-рыми, часто абсолютно номинальное (напр., обладание траншеей, вырытой художником «земляного» направления в пустыне Невады), стало вывеской богатства.
Его открытием является «поток сознания» (впервые в романе Дж. М. объединяет множество относительно самостоятельных идейно-худож. Универсальность модернизма как единственной эстетической системы, воплотившей «дух современности», проблематична, а возможность объективно воссоздать картину движения литературы и искусства в 20 веке исходя из приоритета модернизма как эстетики и направления, представляется лишь чисто гипотетической даже наиболее убежденным приверженцам доктрины, связывающей с модернизмом все новые черты художественной культуры последнего столетия. иск-ве исходящем из возможности органич. богословских ф-тов, служащих епископских курий и др.
Тиррелл, в Италии – Р. Мурри, А. Фогаццаро и др. В диалоге с традицией модернизма особое внимание уделяет литературе романтизма, в которой он обнаруживает некоторые мотивы и художественные идеи, получившие широкое развитие в его собственной практике, — власть отчуждения исчезнувшая целостность жизненного опыта, зарождающаяся на этой почве «романтическая ирония». Джойс). католич. Стилистика экспрессионизма — стилистика «антиклассичности», отказ от гармонических форм, от ясности, тяготения к абстрактному обобщению, яростной экспрессии, взвинченности художествеппой интонации, устремленность к сознательной деформации.
Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год— год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы, отвергнутые жюри Парижского салона. Истоки модернизма следует видеть и в философских системах Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля. Отдельные исследователи связывают возникновение модернизма с творчеством французских «проклятых поэтов» 1870-х (П. Верлен, А. Рембо) или даже с публикацией книги Ш. Бодлера «Цветы Зла» (1857). Экстренная психологическая помощь при нервной дрожи. Пикассо, А. Дерен и др. ) обратились к реальной действительности.
стран. идеологии противоречит, на первый взгляд, его антибурж. 19 в. (П.
А каковы они были. Бурж. Модернизм (итал. modernismo— «современное течение» от лат. modernus— «современный, недавний»)— направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. В поэзии первой половины ХХ столетия происходили те же изменения, что и в прозе.
мира во внеш. — modernisme, от moderne — современный, англ. Философскими основами выступают интуитивизм Бергсона, феноменология Гуссерля. Стиль «модерн» возник как реакция на эклектизм и безжизненное копирование исторических стилей прошлого. «Черный квадрат» Малевича (1913) стал легендой в искусстве XX века. Абстракционизм – возник в начале XX века (Россия, Франция).
Причем действия как художников, так и зрителей отличаются явной оригинальностью (пример хеппенинга: с сидящей девушки-модели маленькими ножницами срезаются лоскутки одежды). практика модернистского «авангарда» прочно вошла в экономич. Основные идеи: Евангелие вошло в мир не как законченная абсолютная доктрина, а как живая вера, конкретная и многогранная (А. Луази).
Появляются новые стили: «поток сознания», характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев тема осмысления войны тема потерянного поколения и др. Предтечами модернизма в литературе называют уже Ф. Достоевского, а также Ш. Бодлера, А. Рембо и др. Холст, масло, 208 х 264, 5 см. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Метафизика, Постметафизическое мышление). Объективно некоторые особенности художественного видения модернизма (в частности, трактовка времени и пространства) обладают общностью с теорией относительности (1915) А. Эйнштейна. идеалистич.
отношением к схоластич. - понятие использующееся в науке (наиболее активно его применяли в советской эстетике и искусствознании) для обозначения всего комплекса авангардных явлений с позиции их предвзятой негативной оценки. Примером могут служить работы Э. Мунка («Крик»), О. Дикса, Г. Гросса, Э. Кирхнера.
тон. В основном – это позиция консервативной линии в традиц.
фр. Увы. Экстренная психологическая помощь при агрессии. Вопрос 4. Существенное значение для писателей, принадлежавших к этому кругу (а впоследствии и для эстетики модернизма в целом), приобрели интенсивно ими развивавшиеся философские идеи Дж. Мура, чья работа «Принципы этики» (1903) доказывала невозможность разграничения критериев добра и зла на основании доктрин социальной эволюции или естественных, общепринятых норм, а также положения неогегельянца Ф. Г. Брэдли изложенные в трактате «Видимость и реальность» (1893).
«Модерн» обозначает художественный стиль конца XIX— начала XX века (ар нуво, югендстиль, сецессион и др. ), затронувший прежде всего архитектуру и декоративно-прикладное искусство, он связан с использованием асимметричных изогнутых линий и стилизованных растительных форм. Происходит пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве. Можно выделить следующие характеристики М: активность, динамизм, энтузиазм, страсть к движению непримиримость: настоятельная потребность действовать против чего-либо или против кого-либо нигилизм: без колебаний преодолевать традиционные преграды, презирать общепринятые ценности культ молодости и новизны, устремленность в будущее эпатажность и революционность (в культурном смысле ибо хотя авангардизм неустанно воспроизводит тип художника-оппозиционера, экстремистский радикализм в области искусства не обязательно предполагает политическую активность союз авангардистов с революционным пролетариатом носил случайный и временный характер (например, в России), поскольку сознание художника-авангардиста склонно оценивать в качестве конгениального именно идеал анархизма) экспериментализм, стилевое новаторство. Ищете, что обозначает слово «Модернист» и Словарь Ефремовой, Словарь Ожегова, Вестминстерский словарь теологических терминов и словарь Словарь Ушакова выдаёт такое лексическое значение. В общем разворачивании традиции философии западного типа М. выступает важнейшим этапов конституирования постмодернистской парадигмы в философии (см.
Если следовать предложенной логике, то модернизм покрывает собой все последовательно сменяющие друг друга эксперименты с формой (а именно таким путем и движется современное искусство) и так понимаемый модернизм продолжается по сей день. Искусство здесь через свою копию смотрит само на себя. Сюрреализм — один из самых популярных, принятых и понятных направлений модернизма. ср. Модернизм в литературе пришел на смену устоявшимся классическим канонам повествования.
Можно различно оценивать это движение, но существование определ. Поллак Де Кунинг Ротко Горки. Основными причинами появления модернизма был кризис западной культуры имевший под собой глубокие социально-экономические основания и вызвавший стремление художников уйти от подражания реальности, такому стремлению в немалой степени способствовало появление кино и фотографии (которые отобразили действительность как она есть лучше, чем кто-либо из художников).
Мане, Ш. Бодлер, Э. Золя и др. ) даже при известной преемственности формы наполнен необычным содержанием, эпатировавшим общественный вкус: предметом изображения — как живописного, так и литературно-поэтического — становится «низкое», то, что прежней эстетикой относилось скорее к сфере безобразного (знаменитая «Олимпия» Мане изображавшая публичную женщину или стихотворение Бодлера «Падаль»). Массированная реклама создает ложные потребности искусств. творчества. идеи. Гармонию можно найти и в кризисных ситуациях, когда человек, забыв о связывающих его абсурдных правилах и установлениях общества, вновь становится самим собой, – так решает проблему А. Камю в повести «Посторонний», показав человека в день, когда он совершает беспричинное убийство, а затем тогда, когда ему выносят смертный приговор.
Феофан начал для себя писать против них. Джойса «Улисс» главный герой, обычный житель Дублина, является в то же самое время и легендарным царем и путешественником Одиссеем, а его жена– Пенелопой. Эта оценка как бы противоречит двум фактам. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год— год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников. Художественные приемы футуризма схожи с фовизмом и абстракционизмом. культуры античности и Возрождения – эстетика безобразия. Во 2-й пол.
Литpa модернистского направления оценивает эту грань как величайшую «революцию в иск-ве». И я не желаю добавлять к ним новые. Первым абстрактным произведением считается акварель В. Кандинского (1910), на которой, по словам одного французского критика, «первый раз в истории живописи невозможно было что-либо заметить или узнать». Ed.
– Когда мы прилагаем к деятелю или мнению определения «модернист», «модернизм», мы не обзываем их и не уничижаем. Филос. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Так состоялся «Салон отверженных». На нём были выставлены три полотна и три гравюры Э. Мане, по три полотна К. Писсарро, Я. Б. Господствует состояние «эпистемологической неуверенности» и признается неосуществимой та завершенность и аутентичность воссоздания мира во всем богатстве его связей, которая была главной творческой задачей для художественной культуры 19 века, развивавшейся в границах эстетики классического реализма.
установками. также: Художественная культура XX века). Передавая смятение личности, вместе с крахом гуманизма утратившей свои духовные опоры, аутентично воссоздавая «несчастное сознание», в котором происходит «непрерывное амальгамирование разнородного опыта», творчество, согласно Элиоту, становится противодействием отчаянию, выходом из тупика, приобщением к миру непреходящих нравственных и культурных ценностей. пол.
моментами развития протестантского М. в Англии явилось основание Модернистского союза священников, начало выхода журналов Liberal Churchman (Либеральный священник, 1904–08, 1–3) и Modern Churchman (Модернистский священник, выходит с 1911). от фр.
системы обществ. К концу 10 – началу 20-х гг. Лафарг, Ф. Меринг, Г. В. Плеханов) заняла по отношению к М. отрицат. реализован принцип «современного видения», нормативный для модернизма), складывается у писателей подобной ориентации под знаком всесторонней критики гуманизма, которому противопоставляется апология надличностного творчества, противостоящего культу «декламирующей личности», которой не дано постичь высшие смыслы бытия. направлений и течений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и др. ), каждое из к-рых имеет определенную идейно-эстетическую и худож. -стилевую специфику, но вместе с тем обладает принципиальной философско-мировоззренческой и социокультурной общностью с др.
Открытие и освоение М. ряда новых худож. Наиболее известный художник—Сальвадор Дали. Моралистическая тенденция примечательна для этого течения.
В широком смысле модернизм— «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем и определенным вызовом устоявшимся канонам. Пластически это целое не было выявлено и каждый персонаж осмыслял его по-своему. Достаточно упомянуть работы Пабло Пикассо («Портрет А. Воллара», «Три женщины», «Игрок в карты» и др. ), Р. Делоне («Башня»), кубистические коллажи Жоржа Брака («Хвала И. С. Баху»), чтобы заметить, что кубизм развивался и менялся. Великий художник этого направления – Пабло Пикассо (Возможны два ударения так как он по происхождению -испанец, можно на втором слоге, но он же и парижанин, жил в Париже – ударение на последнем слоге). основой нем.
Они были возвращены с пометкой о полном отсутствии в них таланта. эстетич. А также более поздние течения— абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. Как воплощение давней мечты многих поэтов, музыкантов и художников о синтезе искусств появлялась и фигурная (визуальная) поэзия. A. Чанышев, И. Ирывелев. Однако еще признается, что этот опыт обладает определенного рода духовным содержанием («метафизика реальности»), а иногда писатели, принадлежащие модернизму, даже находят в этом опыте, как Т. С. Элиот, некий трансцендентный смысл.
Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. и культурный быт капитализма. В основном — это позиция консервативной линии (см. : Консерватизм) в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому в советской науке она, в первую очередь, определялась партийно-классовыми идеологическими установками. Модернизм (итал. modernismo— «современное течение» от лат. modernus— «современный, недавний»)— общность направлений искусства конца XIX— начала XX века, признаком которых можно считать разрыв с предшествующей художественной традицией, стремление к новому и склонность к схематической условной форме1. Религиозные истины бесполезны, когда они не приносят плодов в жизни христианина. Становление М. как законченной худож. -эстетической системы и соответствующего типа миросозерцания было подготовлено такими его стадиями, как декадентство и авангардизм, Названные стадии и формы М. были своеобразным протестом по отношению, с одной стороны, к социально-деструктивным процессам и тенденциям в буржуазном об-ве и его духовной жизни, а с др. — к таким характерным для худ.
Модернизм (франц. Москва. связи человеч.
Его инициатором стал художник Казимир Малевич, а философской основой — учение Анри Бергсона об интуиции. Вот об этом следует сказать немного подробнее, т. к. В широком смысле модернизм— «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем и определенным вызовом устоявшимся канонам. Он не дождался этого: умер.
Футуризм позиционировался как искусство будущего. Принцип постижения сокровенного смысла за эмпирикой явлений и вещей отвечал духу этой культуры, художественные идеи которой близки тем философским учениям и научным доктринам периода формирования модернизма, где поиск «реальнейшего» приводит к коренной ревизии позитивистских принципов и положений, основывающихся только на изучении «реального». Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год— год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона. были включены в Индекс запрещенных книг.
Влияние массажа на лимфатическую систему. Часто отождествляемый со своей ранней фазой – авангардизмом, М. может рассматриваться в конкретных хронологических рамках (условно с 1890 по 1968) или как вневременной феномен в широком историческом контексте неклассического искусства вообще, в русле протестанствую-щей традиции европейской культуры (Барокко – Романтизм – Модернизм), выступающей по отношению к социуму как культура отрицания. Эстетика сюрреализма изложена в «Манифестах сюрреализма» А. Бретона (1896—1966). Герои С. Беккета попадают в абсурдные ситуации например, вся пьеса «В ожидании Годо» строится на том, что группа людей ждет человека по имени Годо, который так и не приходит. в «антииск-ве» 60-х гг. модернизм пережил острый кризис значительная часть его сторонников (П.
Что такое лимфодренаж. moderne — новейший, совр. ) — худож. -эстетическая система, сложившаяся в 20-х гг. Согласно Фредерику Джеймсону (1984), модернизм в общем смысле предполагает разрыв с парадигмой репрезентации в теоретическом дискурсе, в искусстве, а также с реалистической конфигурацией либерального капитализма. Его характеризует отказ от изображения форм реальной действительности.
Интересно, что молодой Муха посылал свои работы в художественное училище. Кубисты указывали на схожесть всех предметов в мире. Антибуржуазный характер модернистских течений свидетельствует о кризисе этой системы, но, по признанию таких теоретиков «авангарда», как Маркузе, весь этот бунт в искусстве без особых трудностей «интегрируется» господствующей системой. приемы, выполненные методом сборки на основе коллажа-монтажа часто из далеких от традиционных для искусства материалов (обычно бывших в употреблении вещей обихода и их фрагментов, отслуживших машин, механизмов, приборов индустриальной цивилизации, реже — заново созданных неких технологических неутилитарных симулякров, не имеющих реальных прообразов и какого-либо функционального назначения), призваны активизировать восприятие реципиента и рассчитаны на очень широкую и субъективную смысловую полисемию. Несмотря на провозглашаемую постмодернизмом радикальность, он соткан из «модернистских» ожиданий, что в первую очередь проявляется в настойчивой потребности присвоить имя. А также более поздние течения— абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.
Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В картинах появляются цифры, отдельные слова, «плавающие» в пространстве: в начале века мир стал более «разговорчив», появился телеграф, телефон, газеты, возрос поток информации изменилась и психология человека. Частично они коснулись таких направлений, как натурализм импрессионизм и символизм. «Предметы исчезли, как дым», — писал сам К. Малевич. Экспрессионизм идеологически не однороден.
в Европе и США (куда переехали многие представители модернизма) рождаются его новые направления, демонстрирующие все излишества опустошённого, а то и прямо извращённого художественного сознания, проповедующие тотальное освобождение от объекта и методы чистого психического автоматизма (абстрактный экспрессионизм, абстрактный каллиграфизм и др. ). от франц. Наиболее видные модернисты были отлучены от церкви их соч. С помощью цвета можно выразить «истины бытия», «космические сущности». В российско-советской эстетике и искусствознании понятие М. чаще всего применяли для обозначения всего комплекса авангардно-модернистских явлений (см. : Авангард) с позиции предвзято негативной оценки.
20 в. протестантский M. вызвал сильную ответную реакцию со стороны фундаментализма и т. н. развитием с др. Путь Джойса от «Дублинцев» (1914), книги, воплотившей некоторые основные эстетические идеи модернизма, но вместе с тем создающей пластичный образ определенного социума, к «Поминкам по Финнегану» (1939), полностью замкнутым сферой экспериментов с композицией, точкой зрения и языком, может рассматриваться как пример эволюции, типичной для модернизма в целом.
modernisme) в и с к у с с т в е – обозначение течений в бурж. Тиррелла, Ф. фон Хюгеля, Г. Шелля и др. Ионеско, С. Беккет, Ж- П. Сартр и др. ), в изобразительном искусстве (О. Главные ее представители – Э. Ионеско иС. Беккет.
N. Y., London, 1992 Drucker J. Theorizing Modernism. В дальнейшем филос. Отец Киприан (Керн) вспоминал: «И вот среди всей этой братии, среди этих русских иноков стоит маленькая фигурка Святителя. Суть дела в том, что совр.
Родоначальники направления — постимпрессионисты, в частности — Сезанн. Кандинский) довело до логического конца поиски экспрессионизма и фо-визма. Новая система способов изображения и художественных ходов в литературе модернизма утверждается вместе с новым пониманием человека, когда наиболее существенным оказывается все личностное, не типовое, выходящее за пределы социальной детерминированности (в этом отношении особую важность представлял опыт Д. Г. Лоуренса). знания. Сам Дали писал, что смысл его работ настолько глубок, что он сам его не понимает, «он ускользает от логического анализа» (С. Сюрреализм: 20-е годы (Франция).
Подлинная культурная революция не имеет ничего общего с разрушением старой культуры и созданием модернистской «антикультуры». православной церкви М. безусловно осуждается. В рус.
Сартра «Тошнота» главный герой Рокантен неожиданно ощущает неприятность, отвратительность всех окружающих его вещей, они как бы перестают быть сами собой, превращаясь в восприятии героя в размягченную, омерзительную массу. Несмотря на отсутствие программного документа, сформулировавшего главные отправные посылки и эстетические устремления модернизма, развитие этого направления в художественной культуре Запада и России выявляет устойчивость свойственных ему особенностей, позволяющих говорить об определенной художественной системе (в ряде работ предпочтение отдано другому термину — художественный метод). художеств.
Разновидности абстракционизма: районизм (лучизм) М. Ларионова, супрематизм Малевича. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Но по сути это была своеобразная форма эстетического бунтарства. Потеря чувства безопасности, уверенности оборачивалась тревогой за будущее. Это явление имеет глубокие корни в социальной психологии эпохи империализма. Критиковали М. за отход от традиционной (в рамках традиции XIX в., прежде всего) культуры — за антиреализм, эстетство, отход от социально-политической ангажированности, за смыкание с мистикой, за абсолютизацию художественно-выразительных средств, за апелляцию к иррациональной сфере, алогизм, абсурдность и парадоксальность, за пессимизм и апокалиптику, за формализм, за стирание грани между искусством и жизнью и т. п.
Лит. : Модернизм. В качестве сверхзадачи и художественного манифеста выступает требование освобождения человеческого «я» от логики, разума, морали, традиционной эстетики. Общий запас лексики (от греч.
His religious significance, Camb., 1944. Сознание отрекается от самого себя, стремясь вернуться в мир вещей, немыслящей материи. К предпосылкам формирования идей М. может быть отнесено: 1) конституирование комплекса идей о самодостаточности человеческого разума (элиминация из структур соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума в его человеческой артикуляции) 2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны и о его исторической ограниченности – с другой. Основные представители: Л. Лабертонье, Л. Луази, Э. Ле-Руа, Дж. Тиррел и др. «компенсацией» полного безволия личности, подавленной громадными отчужденными силами капиталистич.
Он вообще считал их вольнодумцами, неправославными, не христианами. Дж. Для кубизма характерен жанр натюрморта (так же, как для импрессионистов – природа).
Об этом свидетельствует наследие многих крупнейших художников 20 века (В. Набоков, А. Камю, У. Фолкнер, Г. Гессе, О. Хаксли, Г. Гарсиа Маркес, С. Прокофьев, Ф. Феллини и др. ), в разные периоды своей творческой жизни тесно соприкасавшихся с кругом идей и верований модернизма, однако в целом ему не принадлежащих, хотя можно отметить несомненную родственность искусству модернизма как той проблематики, которая оставалась у них преобладающей, так и ряда использумых ими эстетических средств. Поступало много жалоб на организаторов салона. В 1863 г. выставку посетил Наполеон III (Луи-Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I). Bloomington, 1990 Eysteinsson A. The Concept of Modernism.
После второй мировой войны модернизм вступил в новый этап своего развития. Даже авангард, предлагающий вернуться к истокам (к первослову, первообразу и т. д. ) либо начать с чистого листа, отвергнув традицию как устаревшую и буржуазную (еще одна версия истины, ждущей искупления), вполне последовательно вписывается в эту парадигму. Если кто-либо считает наименование модерниста для себя унизительным, то в его силах не быть модернистом, а исповедовать Православие. Экстренная психологическая помощь при возбуждении. Вопрос 4. (в драматургии) А. Арто, В. Хлебников, С. Малларме, P. M. Его теологические итоги получили резкую оценку компендиума всех ересей (Папа Пий Х).
политике и философии. Если модернизм доводит форму до апогея, до предела, когда она перестает быть равной самой себе, то постмодернизм отчаянно боится ее потерять (отсюда его «пустая» форма или компиляции всех и всяческих имевших место форм). 19 в. Однако на смену бессильному повторению традиц. философия истолковывает М. как выражение извечной абсурдности человеч. Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени.
позиции М. характеризовались отрицат. Под влиянием синтеза различных видов искусств поэзия становилась всё более изящной. иск-ва) становится в М. проблемой, адекватное раскрытие внутр.
к отказу от творчества, подменяемого пустыми страницами как жестом неприятия мира). В пьесах Э. Ионеско герои ведут абсолютно бессмысленные диалоги, совершают необъяснимые поступки например, герои пьесы «Лысая певица» чрезвычайно удивляются тому, что человек завязывает шнурок на ботинке, распахивают дверь без нужды, но не открывают ее в ответ на дверной звонок и т. д. Модернизм — это попытка вырваться из дробности предметного мира к текучей цельности, поиски подлинного целого в субъективно пережитом вселенском, едином это движение к единому, меняющему облики ипостаси, но единосущному во всех из них, для которого музыка и лирика — только метафоры («музыка» — термин, пущенный в ход П. Верленом, — означает текучее, «волновое» в противоположность кристаллическому, «корпускулярному», нечто размытое в противоположность четкому, возможное и в поэзии и в музыке и в живописи). «Магистральный сюжет» произведений модернизма, ориентированных на принцип «надличностного творчества», определен стремлением за воссоздаваемым хаосом «катастрофической» реальности обнаружить присутствие культурной традиции и активность духовных начал, которые придают бытию осмысленность и телеологичность.
православной церкви в вопросах догматики и культа, все же намечается и ее эволюция в направлении М. Лит. : Спекторский Е., Происхождение протестантского рационализма, Варшава, 1914 Совр. Критиковали М. за отход от традиц. Восприняв от романтиков идею Zeitgeist (духа времени), модернисты попытались решить задачу перекодирования культуры, связанного с утверждением нового порядка, выразить новое мировоззрение.
XIX — перв. Кроме того, женщина и оба мужчины были узнаваемы современниками, у них были определённые жизненные прототипы (моделью женщины была Викторина Мёран, французская художница и любимая модель Эдуара Мане). Это отражено в экспрессионизме. Ithaca, 1990 Stevenson R. Modernist Fiction.
Французский лирик Гийом Аполлинер даже придумал для таких текстов особый термин – «каллиграмма» (от греч. Анализ и критика основных направлений. Но главный источник сегодняшнего очарования фигурой Джекобс — именно ее активистская сторона: журналист и теоретик-самоучка, пишущая доступным для публики языком и выдерживающая образ «своей в доску» тетушки, живущей по соседству. Что такое нервная дрожь.
творчества, общепризнано. Новейшему модернизу, как и прежде, противостоят прогрессивные мастера мирового искусства, связавшие своё творчество с интересами рабочего класса, с революционным движением. XX в. (или даже несколько шире), начиная с символизма и импрессионизма и кончая всеми новейшими направлениями в искусстве, культуре и гуманитарной мысли XX в., включая все авангардные движения (см. : Авангард), вплоть до его антипода — постмодернизма. Был широко распространен в Италии и России. Если в классич. Публику возмущало также, что обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя.
Но положение менялось от десятилетия к десятилетию и совр. Ответ даёт картина с таким же сюжетом. Если авангард во многом довел до логического предела (часто до абсурда) автономизацию средств и способов художественного выражения традиционных искусств, как правило, еще в их рамках (живописи, музыки, скульптуры, литературы) и только наметил некие принципиально новые поисковые ходы арт-презентации (реди-мейд Дюшана, пространственные коллажи, фотомонтажи и т. п. ), то М. в основном разрабатывал именно эти нетрадиционные для классического искусства страте-гии) арт-продуцирования. Католич. франц. перетекает в постмодернизм. от фр.
Католическую Церковь они любили, считали ее местом жизни по истине. Единственной непререкаемой ценностью считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, основывающегося на принципе «всё разрешено». Абстракционизм занял официально привилегированное положение и противопоставлялся всем видам социально ангажированного реалистического искусства. власти папы, о его непогрешимости, выступали против смешения религ.
эпох, против красоты форм и реальности изображения в иск-ве, наконец, против самого иск-ва. Шехтель в России). После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. М. исторически сложился под знаком восстания против высокой оценки классич. Этот период успело застать поколение ваших родителей. эстетических принципов: изобразительности — в изобразительном искусстве (абстракционизм, поп-арт) звуковой организованности (мелодии, гармонии, полифонии) — в музыке (конкретная и электронная музыка) осмысленности худож.
Значение М. заключается в том, что он выступил особой формой самопознания культуры, предопределил современные формы бытия искусства, раскрепостил художественное сознание, обнаружив возможности новой семантики, переставил акценты во взаимоотношениях искусства с обществом, предвосхитил (что представляет особый интерес для современной философии) глубокий интерес к бессознательным структурам языка. Музей Орсе (Париж)Первоначально картина называлась «Купание». мысли в соврем.
Вот таким образом предметом искусства художников-экспрессионистов была не окружающая действительность, а фантастические образы. Примером может быть картина Э. Мане «Завтрак на траве». Принадлежавшую к среднему классу Джекобс вопросы массового расселения не занимали.
ин-та Л. Дюшена и аббата А. Луази, в к-рых признавалось право науч.
Такое эпигонство заметно в иск-ве сер. «happening» — происшествие) — представление игра, в которую стараются вовлечь зрителей. etre M. D., Alfred Loisy. (см.
Сверхчеловек, Ницше) 5) подчеркнутый антинормативизм, основанный на рефлексивном осмыслении того обстоятельства, что люди живут по нормам ими же самими и созданными исторически преходящими и релятивными и в перспективе приводящий к отказу от идеала традиции 6) идея плюральности и конструктивности Разума, выводящая на программы трансформации (перекодирования) культуры, что, в свою очередь, порождало потребность в новом художественном языке. эта выставка открыла путь к зрителю картин малоизвестных авторов-новаторов. Появляются такие направления, как поп-арт иконцептуализм. Поп-арт можно определить как «искусство, которое не знает, что оно искусство». Наиболее яркие представители стиля – Йозеф Бойс и Сандро Киа.
Итальянский футуризм был достаточно «воинствующим» художественным направлением имел свою программу, выраженную в лозунгах и манифестах. Фило-софско-мировоззренческой основой М. послужили идеи иррационалистиче-ского волюнтаризма Шопенгауэра и Ницше интуитивизма Бергсона, феноменологии Э. Гуссерля, психоанализа Фрейда и Юнга, экзистенционализма Хайдеггера, позднее Сартра и Камю, социальной философии Франкфуртской школы (прежде всего Адорно и Г. Мар-кузе). В полной мере модернизм обнаружил себя в экспрессионизме и кубизме, получив дальнейшее развитие в футуризме, абстракционизме и сюрреализме, а далее, — в формах современного антинскусства (поп-арт, минимальное искусство, концептуальное искусство и др. ). Однако логика разложения иск-ва на почве М. действовала неотвратимо. Стратегия обновления языка оказывается, таким образом, соразмерной возможным трансформациям социального мира, – понятия мыслятся не как предзаданные истинной природой онтологии, а как конструируемые: от трактовки творчества как процедуры самовыражения художника до идеи о невозможности и немыслимости бессубъектной онтологии. Главное различие между модернизм и авангардом заключается в том, что хотя оба направления стремятся создать нечто принципиально новое, но модернизм рождает это новое исключительно в сфере художественной формы.
Создатели модернистских объектов и концептуальных пространств или акций, как Правило, отказываются от традиционной для искусства эстетической ( художественной) значимости и констатируют только их самобытное и уникальное бытие в момент презентации-рецепции.