В живописи русского Модерна тенденции декоративной стилизации, близкие к франко-бельгийскому Ар-Нуво соседствовали с ориентальны. Модерн в живописи представлен работами таких культовых личностей как П. Гоген иП. Стили живописи, такие, как постимпрессионизм и символизм имели общие тесные связи с направлениями модерна.
В живописи модерна эффект глубины имел второстепенное значение, всё изображение выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным аппликациями стенным ковром. Модерн в живописи – это сюжеты, наполненные характерными для символизма образами. Густав Климт, австрийский живописец, график и декоратор, крупный представитель венского модерна, родился в 1862 г. в Вене. Венский Сецессион Архитектура и живопись стиля модерн в Австрии Автор – Денисова И. Н.
Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном. На живопись и скульптуру модерна сильное влияние оказал символизм, который стремился переходить от традиционных форм XIX века к новейшим европейским течениям, носившим порою условную принадлежность к той или иной стране.
Но для нас важно, что модерн как стиль должен был «иметь дело» именно с этими зданиями. Билибин провел также персональные выставки в Праге (1927) и Амстердаме (1929, совместно со Щекатихиной-Потоцкой), был одним из инициаторов последней выставки общества Мир искусства (Париж, 1927) и участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (1931, 1932), Праге (1935). С годами в нем возобладали лояльные к советскому строю убеждения. Выше уже шла речь 6 культе частного дома в модерне. Во многих из них он имел свои названия: югендстиль, ар-нуво, «конец века», либерти и другие.
Беренс свел мотив к знаку. Ионеско, Ж. П. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. Жизнь пробуждается в молодых телах и в еще не раскрывшихся душах. В Бельгии он назывался Стиль Нуиль или Стиль куп де фйе. Римского-Корсакова.
Не стоит путать художников модерна и художников-модернистов. Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. Стоит помнить, что именно в эту эпоху появилась профессия «дизайнер», благодаря которой каждый человек может создать в своём доме неповторимый, своеобразный интерьер. Были свои привязанности у модерна и в мире животных, особенно в мире птиц. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии, М. А. он участвовал в оформлении оперы Борис Годунов М. П.
Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна — югендстиль. Вспомним его «Царев-ну-Лебедь» (1900), навеянную музыкой Римского-Корсакова и пением Забелы-Врубель. Конечно, впоследствии художник жалел о, казалось, навсегда потерянных работах.
Нижнюю часть триптиха «Воспоминание о Париже» художник украсил скульптурным орнаментом, выразив таким образом свойственную эстетике символизма идею объединения раз-личный видов искусств. Модерн, стиль модерн (франц. Парижанки укоротили причёски, а затем и юбки, надели платья без рукавов. Вот что значит профессионализм и харизма. Художник-модернист Иван Яковлевич Билибин (1876-1942 гг. ), знаменитый книжный иллюстратор и театральный оформитель, был участником объединения «Мир искусства». Все эти направления уходили от природы, но все же сохраняли с нею хоть слабую связь.
Сочетаниям пятен, линий, цветов они пытаются придать особое значение, отвечающее настроениям и чувствам художника, передающее его отношение к миру. Женское лицо, повернутое прямо на зрителя, выражает страсть откровенно и прямолинейно. Это сходство еще более увеличивали крыши – выпуклые, мягких очертаний, с их извилистыми краями. И тем не менее в ряде случаев иконография скульптурного модерна как бы подстраивается под иконографию живописного.
Роза, нарцисс также были любимыми цветами модерна. Стиль Ар Нуво исторически связан с Францией. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. А бстракционизм порвал связь с природой окончательно. Земля отходит ко сну.
В некотором смысле данный стиль подражает первичным, примитивным этапам развития живописи. Мусоргского и танцевальной сюиты Пир для антрепризы С. П. И никаких полутонов. Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть— буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трёх- или четырёхстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). В различных странах приняты иные названия стиля модерн: ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль (Jugendstil) в Германии, сецессион (Sezession) в Австрии, либерти (Liberty) в Италии и др. Близка в целом символистской иконографии А. Голубкина.
Во Франции этот стиль именовался ар-нуво, в Германии и Скандинавии — югендстиль. Этот танец давал повод для самых различных уподоблений и пластических аналогий.
Вспомним «Вихрь» Ф. А. В данном случае мы имеем дело не с традиционным анималистическим жанром, которого, пожалуй и не найдешь в модерне, не с традиционным пейзажем или натюрмортом, где изображены цветы или деревья. Предшественницей сюрреализма была группировка "Дада" из Швейцарии. Пожалуй, не было в истории искусств такой же второй по своей популярности модели исключая, разумеется, коронованных особ и всякого рода иных знатных и имеющих власть заказчиков.
Любили тюльпан, орхидею, лилию. Самый поздний виток развития модернизма – это постмодернизм. У широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием. Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. это противоречило концепции конф.
Патрика П. Кальдерона (1911) – для Старинного театра, Честь и месть Ф. К. Активно строились общественные сооружения, магазины, вокзалы. Художники часто искали случай передать любовную страсть. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ.
До 1900 года Йозеф Хоффманн, как и другие яркие представители модерна, экспериментировал с криволинейными органическими мотивами. Органический, «естественный» человек становился героем Гогена, равно как и любого другого художника, предпринимавшего поездки в далекие страны, дабы найти в них новый источник вдохновения. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. В этой картине присутствуют основные черты модернизма — автор своим произведением, как бы заставляет зрителя «зависнуть» – сейчас поясню. трагичностью неразрешимости противоречий. Кафка, А. Камю), театре (Э. В архитектуре Русский стиль раскрыл А. М. Горностаев.
Существует много разновидностей абстрактного искусства под разными названиями. У Бёк-лина был «Остров мертвых» (1880), у Лейстикова (1890-е годы) и Сомова (1901)— «Остров любви». Бенуа (1870-1960) и других».
Вообще же организаторы не обманули ожиданий (даже превзошли, я бы сказала): фильма была великолепная, практически все (Кроме одного, но тут дама стала говорить ровно то, что ее просили не говорить, т. к. Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре1. Кроме того, он исполнял плакаты, афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых), рисунки для открыток Общины св. Дадаисты, подобно кубистам, пользовались техникой коллажа, т. е. В его основе лежит отказ от прошлых традиций, стилей, форм и конструкций.
Глаза пана горят огнем молодого месяца, висящего над горизонтом. Плавные контурные линии, вытянутые фигуры, соединяющиеся цветовые плоскости (нередко монохромные) делали изображение очень эффектным. Верстовского (1912-1913) – для московского Оперного театра С. И. Ропет активно сотрудничал в периодически выходившем издании Мотивы русской архитектуры (1874-1880), проводившем горностаевскую, национально-фольклорную линию архитектурного развития.
Мы уже говорили о «Поцелуях» Родена, о «юношах» Минне и Матвеева. Так начался творческий путь художника. Женский костюм стал определяться строгой конструктивностью. Язык модерна формировался долгое время, под влиянием идей русских и французских символистов. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши.
В 1931 г. он оформил балет Жар-птица И. Ф. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека – от архитектуры жилища до деталей костюма, ведущую роль представители модерна (несмотря на программный отказ от иерархии видов и жанров искусства) отдавали архитектуре как основе искомого ими синтеза искусств. Прошло несколько лет. Родоначальником модерна считается Англия — старейшая страна капитализма. По его наблюдениям, определённые цвета вызывают у людей конкретную реакцию.
Стоит, однако упомянуть, что термин «модерн» (фр. Здесь его называли по-разному: стиль Жюля верна, Le Style Mtro (после того, как Гектор Гимара сделал из железа и стекла входы в метро), Art belle Epoque и Искусство fin de sicle (конца века). Окна – прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин. Впервые демонстрируются уникальные проекты, включая Porte Monumentale entrance – продуманная инженерная конструкция полихромного купола с электрической подсветкой, спроектированная Рене Бине (1866-1911).
С его живописью связывают «золотое время» модерна. Однако надо иметь в виду, что принцип мифологизма к XIX веку отступил на второй план перед задачами непосредственного постижения реальности и художники предпочли прямое общение с натурой не только в процессе разработки фигур, предметов, пейзажа интерьера, но и на уровне выбора сюжета. По материалам поездок он написал ряд статей, а привезенные фотографии передал И. Э.
Таково искусство Густава Климта (1862-1918) – австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика. Кроме этих классических произведений напомним и некоторые другие: бесконечные «Поцелуи» Сомова, «Китайский павильон. Зрелым художником со сложившейся манерой письма Климт предстает в «Бетховенском фризе» (1902), вошедшем в монументальный ансамбль здания «Сецессиона». И этот чайный сервиз является самым выдающимся примером геометрического направления. Модернизм во многом определил пути современного искусства.
Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы. Всё это придавало картинам большую выразительность. Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. Экстаз — злодейски-эротический, как у Климта, экстаз танца, как в любой из «Вакханалий» Штука или Хофмана или просто «Женщина в экстазе» Ходлера (1911) — они все сродни друг другу, все образуют новый род героинь, способных откровенно выявлять свое чувство, свое внутреннее состояние, жар своей души, пыл любви, движение тела.
Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Более долгая жизнь была суждена сюрреализму (от французского "сверхреальное", "сверхестественное"). Отдельное место в модерне и в сердцах многих ценителей занимает Альфонс Муха. Колокольчики обозначали желание. «Чем более ужасен мир, тем более абстрактным должно стать искусство», – писал немецкий художник Пауль Клее.
склеиванием разных материалов и включали в картины случайные предметы. Художники стремились сделать искусство понятным широкому зрителю, сделать его популярным – отсюда сокращение "поп" в названии. Стравинского в постановке М. М.
Большую роль в развитии венского модерна (югендстиля) сыграл «Сецессион» — объединение художников и архитекторов, отвергавших традиции академического искусства. Это классика Модерна.
Ярким примером такого несоответствия может служить Эйфелева башня, которая, по мнению интеллигенции того времени, абсолютно не вписывалась в архитектуру Парижа и вызвала бурю негодований. Не случайно вот таким образом к ней обратились взоры художников того времени. Как видим использование природных мотивов не приводит художников к традиционным формам пейзажного, натюрмортного или анималистического жанра.
Сам этот танец Лои Фуллер был порождением стиля модерн. Новая мода попала во власть чистой геометрии. Но дело не только в отмеченных выше метаморфозах. В 1908-1909 гг.
Особенно популярна была сказка в немецком романтизме.
Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей. Оформлял обложки, титульные листы, адреса, афиши, торговые марки и т. п. В 1927-1931 гг. Эффект глубины или перспектива для художников того времени имела второстепенное значение, всё изображение, кроме фигур героев, выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным «аппликациями».
Основные черты стиля модерн можно отожествлять с «философией жизни»: «идея роста, проявления жизненных сил, порыва, непосредственного, неосознанного чувства, прямое выражение состояния души, пробуждение, становление, развитие, молодость, весна. Римского-Корсакова, Князь Игорь А. П. При этом художники модерна иногда обращаются к пейзажу или натюрморту. Отдельных слов заслуживает Михаил Врубель (1856-1910 гг. ).
В США – Стиль Тиффани в честь легендарного Favrile glass художника Луиса Комфорта Тиффани. Еще один крупный центр дислоцировался в Австрии и Венгрии, где назывался Сезессионстил. Парафразом ходлеровской темы стала одна из картин Петрова-Водкина — «Юность» (1911). Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты.
В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. Австрийский мастер Ко-ломан Мозер нарисовал Фуллер в одной из своих акварелей. Вот таким образом так любят изображать Саломею (Климт, Бе-мер, Бёрдсли, Штук, Коринт, Моро), Юдифь, Иродиаду, Далн-лу. Развитие декоративного искусства модерна на раннем этапе отчасти было граничит с попыткой возрождения художественно-ремесленных мастерских, которые утопически противо- поставлялись капиталистической индустрии (прообраз их – мастерские Морриса, 1861 и Выставочное общество искусств и ремёсел, 1888, в Великобритании Объединённые художественно-ремесленные мастерские, 1897 и Немецкие мастерские художественных ремёсел, 1899, в Германии мастерские в Абрамцеве, 1882 и Талашкине, около 1900, в России).
Для живописи характерно парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых фонов» и «вылепленных» со скульптурной чёткостью фигур и лиц первого плана (Густав Климт, Фернан Кнопф, Михаиль Врубель), а также больших цветовых плоскостей (Леон Бакст, Эдвард Мунк) и тонких подчёркнутых нюансов (Михаил Врубель, Александр Бенуа). Позже художник исполнил эскизы декораций и костюмов к спектаклям Действо о Теофиле Рютбефа (1907), Фуэнте Овехуна Лопе де Вега и Чистилище св. Для постмодернизма характерны несколько признаков. На смену модернизму, который был непонятен широкой публике, пришел постмодернизм.
Зато сюрреализм породил в первой трети XX столетия так называемую «мобильную скульптуру», созданную американцем Александром Колдером. Фовисты не ставили перед собой цель точно изображать природу. В самом этом порыве и экстазе таились ущербность, надрыв, подчас перенапряжение. Прошло еще двенадцать лет, Билибин вернулся на родину. Те примеры, которые были приведены при рассмотрении истории стиля, достаточно красноречивы. Популярным стал мотив поцелуя, который буквально переходил от одного мастера к другому.
У русского футуризма судьба весьма трагична. Скульптура модерна (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) отличается динамикой и текучестью форм и силуэта.
Линии на такой бумаге выглядели по-новому. Творец вправе выбрать любую форму и манеру исполнения своей работы. Бенуа).
Конструкции стиля – часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). О творчестве этого художника с трагической судьбой спорят до сих пор. Конструкции стиля— часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас).
Стилевое новаторство становится самоцелью. Термин охватывает такие течения этого периода, как: дадаизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, функционализм и др. Слово «moderne» (фр. ) означает «новый», «современный». Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий.
Маркса, Р. Голике и А. Вильборга, Шиповник, Московском книгоиздательстве, в журналах Мир искусства, Золотое руно, Народное образование, Солнце России, Художественные сокровища России и других. Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. Климт в картине того же названия (1911) стремился уравновесить порыв и абстрагированный декоративизм. Художник называл своё искусство «музыкой цвета».
В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре – рельефы.
В отличие от эклектизма XIX в., формально заимствовавшего отдельные детали исторических и национальных стилей, модерн путём стилизации органически усваивал черты искусства различных эпох и стилей, в образцах архитектуры прошлого, а также в природе черпая идеи целостности, принципы взаимосвязанности всех частей художественного образа. Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). В 1899-1902 гг. К особенностям этого дизайна, появившегося в 1883году, относятся цвета и сильно изгибающиеся стебли и листья в монохромном исполнении. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения.
В европейском и американском искусстве термин относится только к одному направлению в искусстве, называемому «модерном» (югендстиль, ар нуво и др. ). Различные мануфактуры и предприятия продемонстрировали образцы инновационного направления. Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. Немецкий график Теодор Хайне выполнил рисунок «Серпантинная танцовщица». Современное искусство (искусство XXвека) состоит из ряда течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположны друг другу.
Но наиболее популярной моделью стала на рубеже столетий знаменитая танцовщица Лои Фуллер, которая прославилась своим «серпантинным танцем». Вождем группировки фовистов был Анри Матисс. Художники модерна часто изображают юных героев. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов13. Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн — декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера — конструктивной (прямолинейность, ясное построение).
В Германии это был Югендштиль (молодежный стиль с легкой руки популярного журнала Die Jugend). И никаких полутонов. В Испании он был Модерниста в честь модернистского движения в Барселоне и его главного сторонника архитектора Антонио Гауди (1852-1926). На сей раз роли поменялись, коммерсант испытывал большие затруднения.
Следующее произведение Ф. Шехтеля – особняк С. Рябушинского в Москве (1900-1902), в котором «застывшая волна» лестницы особняка напоминает скульптуру, ее форма вызывает в воображении фантастическое чудовище, она изобразительна и абстрактна в одно и то же время. Орхидеи, лилии, кувшинки знаменовали трагедию, гибель, смерть. Эффект этого танца заключался в умелом и ловком манипулировании драпировкой, которая развевалась изгибалась, повторяла движение тела. В результате эпоха модернизма привнесла в искусство множество идей. Следующим важным отличием является отсутствие каких-либо правил. Двери стиля модерн— прямоугольные, часто арочные. Очень часто, например, мы встречаем в живописи и графике козлоного пана.
Другие публикации, в том числе Флористический Орнамент (1849) Готического Возрождения Августуса Уэлби Нортмор Паджин (1812-1852) и Грамматика Орнамента (1856) британского архитектора и теоретика Оуэна Джонса (1809-1874), предвосхищали Природу как основной источник вдохновения для целого поколения художников, стремящихся вырваться из оков старых стилей. Он также создал графические серии по русским былинам: Вольга и Микула (1902-1904), Добрыня Никитич (1904), Илья Муромец (1904) иллюстрации к Сказке о царе Салтане (1904-1905) и Сказке о Золотом петушке А. С. Художник исполнил серию картин на сюжеты арабских сказок для детских учреждений. У Г. Кольбе—«Золотой остров» (1898).
На сегодняшний день, постмодернизм является наиболее популярным стилем в мировой живописи. Климтовская «Саломея» (1909) запечатлена в экстатическом состоянии: ее тонкие костлявые пальцы судорожно сжаты, глаза закатились, веки полуоткрыты. Примитивизм в живописи – это намеренное искажение образов, методом упрощения. Начало искусству "модернизм" положили еще постимпрессионисты.
Мастера модерна не пренебрегали и другими формами проявления любви—вспомним хотя бы «Данаю» Климта (1907— 1908), где эротическое начало побеждает климтовский декоративизм. Первый наивист, принятый всерьез, был француз Анри Руссо. Таким образом, «модерн» и модернизм – это два разных понятия. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника.
Сюрреализм в живописи – это образы и сюжеты, взятые из глубин собственного подсознания. Обращение к сказке — это традиция еще романтических времен. Началась новая эра графики. Детская интерпретация человеческой сущности, обрисованная мелкими деталями, сделала этот стиль популярным среди художников самоучек.
Вернемся к разговору о живописи и графике. Особенно широкое распространение получил модерн в декоративно-прикладном искусстве, которому присущи те же черты, что и архитектуре и скульптуре, в том числе уподобление предметов и их отдельных деталей органическим формам (керамические и железные изделия Гауди металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции стеклянные сосуды Л. К. Тиффани в США, мебель ван де Велде). Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли— автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции.
Здесь есть опасность больших натяжек.
Фирма поставляла восточную керамику и текстиль эстетствующей лондонской знати в 1870 году и производила в английской версии модерна серебряные изделия на основе так называемого Кельтского Возрождения Кимрик и Тутрик (серебро Арчибальда Нокса, 1864-1933). Эти созвучные стили живописи часто путают между собой. Социальная природа модерна коренилась в осознанном ещё романтизмом конфликте между личностью и обществом, между художником и буржуа, в связи с чем в искусстве модерна, с одной стороны, проводились идеи художественного индивидуализма, а с другой – искусство утопически рассматривалось как средство социального преобразования общества (например, в работах бельгийца Х. К. ван де Велде, основывавшегося на социалистической утопии У. Морриса). Графика Бёрдсли— классика модерна.
Врубель нередко обращался к подобным образам. А как же тогда кубизм. Это как бы знак любви. Для света— белая бумага, для тьмы— черная тушь. К тому же в подобных постройках выявилась другая сторона стиля — его тяготение к открытости, публичности, «выставочности».
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. Художника считают основоположником русского модерна, он находился у его истоков. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Интересно, что молодой Муха посылал свои работы в художественное училище. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом.
Наиболее яркие представители стиля – Йозеф Бойс и Сандро Киа. В конце XIX века художники (особенно импрессионисты) стали устраивать свои выставки, а торговцы картин — популяризировать работы живописцев. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Мы не будем говорить об иконографии модерна в скульптуре. Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде).
Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Отсюда выработалось кредо последователей Ар Нуво: искусство ради искусства. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов. Группа молодых художников во главе с Анри Матиссом стала употреблять чистые, звучные цвета, сильные и размашистые мазки.
Модерн (от фр. moderne— современный)— художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX— начале XX века (до начала Первой мировой войны). Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). На почве этой условности появляются «бродячие» мотивы. Фасады зданий модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органичные природные явления (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России) иногда они скупо и геометрически чётко выявляют составляющие здание объемы (постройки И. Хофмана, И. М. Ольбриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, зрелые работы Шехтеля).
Модерн любит выявлять человеческую страсть, ее буйство. Действительно, спектр художественных тенденций перед началом первой Мировой Войны, в том числе в живописи и раннем дизайне, могут быть отнесены к легкой руке Ар Нуво. Зимина, Руслан и Людмила М. И. Стиль модерн, он же Ар Нуво, однозначно является моим самым любимым стилем. Предшественниками абстракционизма были кубизм, футуризм и дадаизм. Важен был факт бегства от городской цивилизации ради обретения естественного бытия. Рассмотрим это на примере картины в стиле модерн, написанной Михаилом Врубелем – «Летящий демон» – это полотно пронизана трагичностью. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии.
И в тот памятный день, когда он впервые переступил порог московской квартиры Е. П. Поленова, Якунчикова, Малютин, Билибин брали из русских сказок сюжеты и для картин и для иллюстраций. Сартр), живописи (Сальвадор Дали, О. Цадкин), музыке (А.
Его скульптуры, кратко именуемые «мобилями», представляют собой изящно подвешенные проволочные конструкции. В этих произведениях много неопределенного, неуловимого, едва угадываемого, в них полно неясных намеков иносказаний и символов – отсюда и название направления – символизм. Это был окончательный эстетический переворот в Европе в середине 20-го века. В этих случаях пейзаж часто тоже опирается на заведомую условность символического плана. Мастера немецкой графики искали новые технические приемы. Он отталкивался от технологического и урбанистического развития мира, стремился выразить его красоту и динамику. wrobel – воробей).
Билибин спросил его о судьбе акварелей. В русском модерне также мы часто сталкиваемся со сказочными сюжетами. Его обучение взялся оплачивать граф Куэн. В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики).
Особенно радикальным и влиятельным оказался кубизм, ставший прародителем абстракционизма. По воспоминаниям соучеников, Врубель слыл «чужаком» в классах петербургской Академии художеств и по-настоящему учился у любимых им мастеров Византии иконописцев итало-критской школы и мозаичистов собора Сан Марко в Венеции. Данное течение не диктует автору критерии для самовыражения.
Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. В 1896году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд». «новое искусство») или «fin de sicle» (фр. Под модернизмом (в широком смысле) понимают общее название направлений, развивавшихся в искусстве и архитектуре конца XIX – первой половины XX века. Двери стиля модерн – прямоугольные, часто арочные. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели.
по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг Билибин иллюстрировал русские народные сказки: Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк, Василиса Прекрасная, Перышко Финиста Ясна Сокола, Царевна-Лягушка, Марья Моревна, Сестрица Аленушка и братец Иванушка и Белая уточка. Римского-Корсакова (1914) – для театра Народного дома в Петербурге. Все эти «персонажи» выступают не в обычном своем окружении, не в естественной среде, где они всегда существуют, а самостоятельно, как изолированный предмет или как предмет, условия существования которого не занимают художника. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные.
Обратите внимание, что такая свобода стала основой для свежих творческих идей и направлений в искусстве. Также Pavillon Bleu – ресторан рядом с Pont dIena у подножия Эйфелевой Башни работы Гюстава Бови (1858-1910). Поп-художники часто используют фотоснимки, коллажи, готовые предметы, необычные материалы. Это кредо послужило основой неповествовательных картин, например, Ноктюрнов Вислера. В 1897 г. Климт стал президентом «Сецессиона». Немецкий экспрессионизм зародился в начале XX века, т. е. Конечно, разговор о стилях живописи 20-го века стоит начать с модерна.
«конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Постмодернизм состоял из студенческих групп, которые стремились привнести в потребительское общество новую сверхидею. Главным средством выражения они изобрели цвет.
В оформлении внутренних помещений царили вытянутые изящные формы, плавные переходы. Это вам и ар нуво и югендстиль и сецессион. Автор великолепно передал безысходность и динамику противоположных чувств. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Райта14. Дом ван де Вельде в Уккле, особняки Орта, Шехтеля принадлежат к наиболее выразительным явлениям стиля — одни комплексностью своего замысла (ван де Вельде), другие качеством архитектуры (Орта, Шехтель). Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности линий и форм, более просты, элемент декора сведен в них к минимуму. Дерево или цветок могут быть признаком лирического созерцания художника (например, береза в рисунках и картинах Фогелера).
В картине Врубеля «Пан» (1899) это мифологическое существо, приспособленное к лесным просторам России, уподоблено пню, вырастающему из земли. Французские скульпторы Рауль Ларш и Пьер Рош создали скульптурные изображения Фуллер, в которых взлетевшая вверх драпировка, почти в два раза превышающая рост танцовщицы, уподоблена пламени или огромным листьям како-го-то причудливого растения. Их интересует пробуждение чувства, становление жизненных сил.
Малютина (1859-1937), А. Н. Гениально одаренный художник польского происхождения (польск. Радость порыва смешивалась с тревожным ожиданием. Стиль модерн обратился также к элементам традиционного японского искусства (японизмы), которые заполонили западные рынки, в основном в виде ксилографических оттисков. К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность.
Гоген ищет свои мотивы на Таити по нескольким причинам и все они связаны с тем миропониманием, на почве которого рождается новый стиль. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные6. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Особенно часто ко всем этим мотивам обращались мастера Югендстиля, среди которых – Ф. фон Штук (1863-1928), Л. фон Хофман (1852-1932), Г. фон Габерман (1849-1929). И в других национальных школах мы найдем немало подобных мотивов.
Дягилева в Париже. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. В России он назывался Стиль модерн.
Вместе с тем его образ таил в себе и другой смысл: в многочисленных «глазках», вкрапленных в многоцветное оперенье, согласно преданиям, заключен был источник «сглаза». Вспомним и о Родене, который многократно варьировал свои «Поцелуи» в мраморе. «Сирень» Врубеля (1900) —это не натюрморт, не пейзаж для выражения стихии цветения трудно подобрать название жанра.
Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Ревнивец» Бенуа (1906) — это тот же остров, плавучий павильон. Его иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова изумительны, Блок называл рисунки Врубеля причудливыми чертежами, похищенными у вечности.
В конце 19 столетия с зарождающимся стилем в той или иной мере были связаны архитектор Антонио Гауди в Испании, бельгийский архитектор В. Орта, художники и графики А. де Тулуз-Лотрек, П. Гоген, художники группы «Наби» во Франции, Э. Мунк в Норвегии, О. Бёрдсли в Великобритании, Ф. Валлоттон в Швейцарии. Ритм вытянутых фигур «Бетховенского фриза» напоминает изменяющийся темп музыкального произведения.
К сожалению, в годы Второй мировой войны все три панно были уничтожены. В модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). В 1902-1904 гг. Павильон Union Centrale des Arts Dcoratifs (Объединения декоративно-пригладного искусства) отражал стремления к возрождению и модернизации декоративного искусства в качестве экономического стимула и выражения национальной самобытности. Разумеется, модерн не «выбирал» эти жанры.
Такая свобода подарила искусству много свежих творческих идей. Выразительность живописи модерна иногда достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей (Л. С. Мастера модерна любили изображать, например, остров, хотя и придавали ему разное значение. Знаменитая картина «Весна» Ходлера (1901) служит тому ярким примером.
Римского-Корсакова (1908-1909) и Аскольдова могила А. Н. Бакст в России, Э. Мунк в Норвегии) или тонко нюансированной монохромией (М. А. Но этот вопрос выходит за рамки проблемы иконографии.
«современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
Для модерна характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Малявина (1869-1940), мотивы танца у С. В. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Знаменитый «Поцелуй» Беренса (1898) давал одно из первых решений этого мотива.
Выразительный вариант «Поцелуя» создает П. Пикассо в одной из своих ранних работ — «Свидание» (1900), еще целиком ограниченных рамками Ар Нуво. Словно на интересном уроке побывали. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Наиболее экспрессивно выражал их Э. Мунк — в «Комнате умирающего» (1893), «Крике» (1893), «Беспокойстве» (1894), «Пепле» (1894) и других произведениях 90-х годов. «Китайский павильон. Он возник еще в 1950-х годах, но расцет его произошел лет на десять позднее. Les Vingt, как и большинство художественных сообществ по всей Европе и Америке, отметили ведущие теоретики 19-го, такие, как французский неоготический архитектор Эжен-эммануэль Виоллет-ле-Дюк (1814-1879) и британский арт-критик Джон Рескин (1819-1900).
Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Был широко распространен в Италии и России. Во-первых, обязательно наличие готовой формы. художник исполняя заказ Министерства культуры, создал три монументальных панно для актового зала Венского университета («Философия», 1900 «Медицина», 1901 «Юриспруденция», 1903).
Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. Модерн охватил все страны Европы и Америки. «конец века») в Англии— «современный стиль» (англ.
Представление о том, что искусство должно правдиво отражать реальные предметы, уходило в прошлое. Лебедь привлекал своей изысканной красотой, аллегорией обреченности («лебединая песня»), белизной. Однако картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью.
Линия приобрела удивительную силу. В каждой стране он именовался по-разному. У Ходлера есть еще одна картина на близкую тему — «Юноша, удивленный женщинами» (1903). Шенберг, К. Пендерецкий). «Его искусство – одно из лучших выражений той влюбленности в странное, которая охватила людей в конце XIX века». Начиная с 1880 года вплоть до Первой Мировой Войны, Западная Европа и США становятся свидетелями развития стиля модерн (Новое Искусство).
Интересен тот факт, что В. Кандинский жил и учился в Одессе. Кстати, сами выставки — особенно международные — тоже стали «жанром» модерна. Например, в немецкой живописи мы находим бесчисленное множество «Вихрей», «Танцев», «Вакханалий», в которых эта идея биологизма может выявиться достаточно адекватно, а к этой идее еще и прибавляется мифологическое начало. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв.
Например The Studio впервые публикует линеарные символические рисунки Обри Бердслея (1872-1898), созданные как иллюстрации к произведению Оскара Уайльда Саломея (1894). Футуризм позиционировался как искусство будущего. Райта. Для живописи модерна характерны сочетание «ковровых» орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии. Объединение разных «живых» форм проявляется в частом изображении сатиров, кентавров, сфинксов. Роскошная мебель с инкрустацией позолоченными литыми вставками представлена ведущими краснодеревщиками Жорж-де-Фье (1868-1943), Луи Мажорелем (1859-1926), Эдуардом Колонна (1862-1948) и Эженом Гайар (1862-1933).
Композиторы создавали новые правила и находили новые, смелые темы и новые способы их передачи. Творчество непревзойдённого мастера цвета стала известна лишь после его смерти. Нередко художники в своих произведениях использовали растительные мотивы.
Возникло новое направление в Соединенных Штатах Америки. В деревянной гравюре Э. Мунка (1902), вопреки обычным его приемам, экспрессия скорее таится внутри, чем выражена снаружи. «Визитной карточкой» стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича».
Многие художники и скульпторы часто обращались к изображению профессионального танца. Это движение стало переломным по содержанию. Практичность и уникальность, универсальность и функциональность – вот то, за что модерн пришелся по-вкусу миллионам. В последнее десятилетие жизни Билибин преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая как художник книги и театра. Умер Иван Яковлевич Билибин в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года. Появляются новые имена в мире моды.
архивы тоже прочесывает по истории сестр. Это творчество художников-любителей, которое называют наивным или примитивным. В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). тогда, когда во Франции начинался фовизм. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Дело в том, что скульптура более ограниченна и традиционна в своих жанрах или тематически-сюжетных типах, нежели живопись и графика.
Врубель, А. Н. Это течение неопределенное и оставляющее впечатление болезненного. Графика Бёрдсли – классика модерна. modern style) в Германии— «югендстиль» (нем. Jugendstil— «молодой стиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Австрии, Чехословакии и Польше— «сецессион» (нем. Secession— «отделение, обособление») в Шотландии— «стиль Глазго» (англ. Glasgow style) в Бельгии— «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884) в Италии— «либерти» («стиль Либерти») в Испании— «модернизмо» (исп. modernismo) в Нидерландах— «Nieuwe Kunst» в Швейцарии— «еловый стиль» (style sapin) в США— «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в России— «модерн». Сологуба (1908) – для театра Лукоморье, к операм Золотой петушок Н. А. Они сцеплены друг с другом так, что начинают двигаться при малейшем дуновении ветерка.
В 1896 году в Мюнхене начал выходить журнал Югенд. Но по сути это была своеобразная форма эстетического бунтарства. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть — буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трех- или четырехстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). Он согласился вернуть художнику «его детей», но, увы, любимой работы среди них не оказалось. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы.
Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. В этот период Билибин сотрудничал в издательствах А. Ф. Гоген и Мунк окончательно подорвали в начале XX столетия теоретические основы реализма. В различных странах стиль имел разные названия: во Франции— «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв.
Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. С французского языка moderne переводится как «современный». Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. Арт Нуво Бинг представил серию из шести интерьеров, вдохновленных искусством символистов. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона»9. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Бородина (1930), Борис Годунов М. П.
В духе искусства Возрождения написаны картины «Надгробный плач» (1890), «Распятие» (1890). Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне12. Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру именно васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались – богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, стали визитной карточкой красной армии.
С другой стороны, мы уже имели случай говорить о том, что в скульптуре редки случаи проявления «чистого» модерна. Они были возвращены с пометкой о полном отсутствии в них таланта. Ответ на поставленный вопрос лежит как бы на поверхности.
Графика модерна была тесно связана с расцветом книжного дела и распространением художественных журналов, пропагандировавших идеи модерна (Revue blanche, основан в 1891, Париж The Studio, основан в 1893, Лондон The Yellow Book, основан в 1894, Лондон Jugend, основан в 1896, Мюнхен Ver sacrum, основан в 1898, Вена Мир искусства). Группа музыкантов под его руководством, решив, что тональная музыка исчерпала себя, создала атональную музыку, которую назвали «додекафонией» или «серийной техникой». Творчество Макинтоша оказало огромное влияние на развитие европейской архитектуры и искусства.
Посему картины этого плана полны причудливыми галлюцинациями. Хотя галерее приписывают популяризацию движения и связывают его с именем Бинга, стиль модерн достиг международной аудитории главным образом и посредством тиражной графики (издания Савой, La Plume, Jugend, Dekorative Kunst, Желтые страницы и The Studio). Главным образом слиянием с принципами кубизма.
Экспрессионисты хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, научить и направить его. Глинки (1913) и Садко Н. А. Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей. Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. В изобилии бытовали мотивы умирания, безысходности, томления, отчаяния.
Как и сюрреализм, футуризм в живописи берет свои идеи из литературы. Молодых героев мы постоянно встречаем в произведениях Хофмана. Это было так чуждо и непривычно для зрителей, что таких художников стали называть "фовистами" (от французского слова "хищник"). Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира.
В частном доме стиль смог воплотиться особенно полноценно в силу многогранности его претворения — в архитектуре здания в целом, в отделке интерьеров, деталей и т. д. Здесь наиболее последовательно выявилась возможность строить «изнутри». Для света – белая бумага, для тьмы – черная тушь. Некоторые архитекторы модерна предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнера и Хофмана в Австрии, П. Беренса в Германии, О. Перре во Франции). Вспомним ее «Волну», сделанную для шехтелевского здания Художественного театра. Подсолнухи — горение, сияние солнца, своеобразную жажду жизни.
Этому стилю характерно изображение частей живой природы: цветок, листок, птичка, бабочка, которые выступают как определенное понятие, символ. Но дело не только в этом. Работы других влиятельных художников-графиков, включая Альфонса Муху, Жюля Чере и Анри де Тулуз-Лотрека, чье яркое искусство плаката часто превозносит роль женщины, согласно принципу сообщества Бель-Эпок (belle poque society) – femme nouvelle (новая женщина, отвергающая традиционные идеалы женственности, семьи и подчинения). Фокина для театра Colon в Буэнос-Айресе.
По сей день работы архитекторов, дизайнеров и художников радуют своими решениями. В таком же стиле выполнена и мозаика обеденного зала во дворце Стокле в Брюсселе, созданная Климтом в 1911 г. Живописца всегда интересовала тема скоротечности земной жизни и неотвратимости смерти. Окна— прямоугольные, удлинённые вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна»— широкие, наподобие витрин.
Еще решительней, чем К. А. Тон, отойдя от классицизма к декоративным приемам, непосредственно восходящим к искусству национального Средневековья и фольклора, Горностаев увлек за собой целую плеяду молодых архитекторов (И. И. Горностаев, В. А. Гартман, И. С. Богомолов, Ф. С. Харламов и др. ), среди которых занял видное, едва ли не центральное место Иван Павлович Ропет избравший этот псевдоним в виде экзотической анаграммы своей обыденной фамилии Петров. Извилистые кривые – характерная особенность стиля – были получены, в частности из ботанических исследований и исследований глубоководных форм жизни таких ученых, как немецкий биолог Эрнст Генрих Геккель (1834-1919), написавшего в 1899 году труд Kunstformen der Natur (Художественные формы в Природе). Черпая вдохновение из непослушных аспектов естественной природы, Ар Нуво оказывает влияние на искусство и архитектуру, особенно прикладное искусство, художественную графику и книжную иллюстрацию.
Возникло новое направление в мире моды — «гарсон», ориентирующееся на полудевичьи и полумальчишеские фигуры. На грани веков в России появились издания, пропагандирующие идеи стиля модерн – ежемесячник «Весы», журналы «Искусство и художественная промышленность» и «Мир искусства», ведущие деятели которых тоже представляли своим творчеством русский модерн. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Вспомним сказочного Коненкова 900—910-х годов или его же обращение к мифу, к античности (аналогия неоклассицистическим тенденциям в позднем модерне). Самой значимой датой, которую относят к возникновению модернизма, считается 1863г.
Принципы модернизма основаны на идее неспособности искусства предшествующих эпох бороться с несвободой, антигуманностью, социальной несправедливостью, неспособности запечатлеть все это. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв. Как подлинный романтик он ощущал прошлое живым настоящим. Врубель в России). Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия).
Примыкал к абрамцевскому кружку С. И. Мамонтова. Женщина в экстазе — довольно часто встречающийся мотив в искусстве модерна. В формах модерна преобладал— отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую. дела), зал просто замер, хотя она сознательно никаких картинок на экран не поместила. Во-вторых, для постмодернизма типично отсутствие каких-либо правил.
Линия приобрела удивительную силу. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно Микула Селянинович (1935-1936 гг. ), он вернулся на родину, поселившись в Ленинграде. Не все художники стиля модерн придерживались столь глубоких тем, но все же — большинство.
Его обложка для книги Городские церкви Рена (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики. Тема эта обычно берется не в духовном аспекте, а, скорее, физиологическом. Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. Мусоргского (1931). Ярким образцом живописи модерна являются полотна Климта.
В начале 1900-х гг. Художника интересует не природа в целом, а отдельные ее части или предметы: цветок, лист или птица, стрекоза, бабочка. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики2. В 1926-1927 гг. Любимыми были: лебедь, павлин, фазан. Эти детали важно обозначить, так как буфет, как предмет мебели, отличается максимально традиционной формой во все времена— изменить ее было не под силу даже такому «своенравному стилю», как модерн.
К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Самые яркие из них Бакст и Бенуа, Добужинский и Сомов. Фогелер делает свой «Остров» — обложку для журнала того же названия. Билибин работал над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: Сказка о царе Салтане (1929) и Царская невеста (1930) Н. А.
Но основной упор делается на передачу ритма и движения современной жизни. Реальность становится в картинах модернистов более существенной, чем реальность жизни. Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности линий и форм, более просты, элемент декора сведен в них к минимуму. Главный смысл этого стиля – отстранение от привычного осознанного творчества.
Разновидностью модерна является символизм. Орнаментальное начало объединяет все виды искусства модерна. Драпировка, раскинувшаяся веером, уподобила балерину гигантской бабочке. Безусловно, модернизм – особый стиль художественного мышления.
Художественные приемы футуризма схожи с фовизмом и абстракционизмом. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Вот таким образом театральные здания выглядели, как семейство грибов, столпившихся вокруг главного гриба – сценической коробки. Глобальные изменения претерпевало в начале ХХ века и музыкальное искусство.
Список, видимо, можно было бы значительно расширить. Не редко в их сплетении на холстах возникали женские фигуры или мистические существа. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Например, красный воспринимается, как команда, руководство к действию. Началась новая эра графики.
Пушкина (1906-1907). Ревнивец» Бенуа (1906), «Поцелуи сфинкса», которые так любили символисты всех стран. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна— «югендстиль».
Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов.