Стили живописи, такие, как постимпрессионизм и символизм имели общие тесные связи с направлениями модерна. Стиль модерн вообще в искусстве (архитектура, скульптура, живопись, ювелирное мастерство, литература) возник в конце девятнадцатого века. Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном. Венский Сецессион Архитектура и живопись стиля модерн в Австрии Автор – Денисова И. Н.
Очень часто художники изображают юных героев (Ф. Именно югендстиль стремился объединить полезность и художественную форму.
Еще решительней, чем К. А. Тон, отойдя от классицизма к декоративным приемам, непосредственно восходящим к искусству национального Средневековья и фольклора, Горностаев увлек за собой целую плеяду молодых архитекторов (И. И. Горностаев, В. А. Гартман, И. С. Богомолов, Ф. С. Харламов и др. ), среди которых занял видное, едва ли не центральное место Иван Павлович Ропет избравший этот псевдоним в виде экзотической анаграммы своей обыденной фамилии Петров. Посему картины этого плана полны причудливыми галлюцинациями.
Прошло несколько лет. На рубеже ХХ-ХХ вв. На сей раз роли поменялись, коммерсант испытывал большие затруднения. Получает развитие многоэтажное строительство. Стилю Модерн свойственны кривые, округлые линии, многоуровневость и ассиметрия. Словно на интересном уроке побывали.
На работы Годуина очень повлияло искусство японской мебели – деревянные детали гарнитуров окрашивались в светлые тона (серый или белый). Стоит, однако упомянуть, что термин «модерн» (фр. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы. Художник исполнил серию картин на сюжеты арабских сказок для детских учреждений. Экспрессионисты хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, научить и направить его. Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета.
Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна — югендстиль. Ярче всего модерн проявляется в архитектуре, книжном оформлении искусстве плаката, скульптуре и живописи.
В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии, М. А. На смену ему пришел модернизм, а затем мир знакомится с минимализмом.
Творчество непревзойдённого мастера цвета стала известна лишь после его смерти. Десятки зданий находятся на грани разрушения, поскольку по каким-либо причинам не занесены в реестр охраняемых государством памятников (последний крупный скандал связан с пожаром в доходном доме работы Кекушева здание долгое время было заброшено, по некоторым данным было незаконно заселено приезжими рабочими из Ближнего Зарубежья). Стены в стиле модерн.
Стилизованный растительный орнамент Модерна доминирует в декоративном убранстве мебели (декоративная линия). Г. Климт соединял живопись маслом с аппликацией и инкрустацией, введением в картину смальты, майолики, меди и латуни, полудрагоценных камней и кораллов. Скульптура модерна (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) отличается динамикой и текучестью форм и силуэта.
Нередко художники в своих произведениях использовали растительные мотивы. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Вот что значит профессионализм и харизма.
Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики2. Тиффани в США, мебель ван де Велде). Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона»9.
О творчестве этого художника с трагической судьбой спорят до сих пор. В США – Стиль Тиффани в честь легендарного Favrile glass художника Луиса Комфорта Тиффани.
И никаких полутонов. Направления модернизма не были связаны с национальными традициями стран, в которых они развивались. Врубель любил заходить в ломбард и любоваться игрой драгоценных камней, пересыпая их из одной ладони в другую. Для света— белая бумага, для тьмы— черная тушь. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка.
Плавные контурные линии, вытянутые фигуры, соединяющиеся цветовые плоскости (нередко монохромные) делали изображение очень эффектным.
«Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Модерн достаточно сильно поощрял развитие прикладного искусства. Ходлер, «Весна», подчеркивая мотив пробуждения чувств и становление жизненных сил. Последователи архитектора О. Вагнера в архитектурном стиле модерн в 1900-1910-х гг.
Линия приобрела удивительную силу. Такая свобода подарила искусству много свежих творческих идей. Мебельные гении занимались также художественной росписью.
Так начался творческий путь художника. Чего стоит хотя бы лестница особняка Рябушинского и ее перила, заканчивающиеся бурным всплеском с торшером- медузой на конце. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность.
Но по сути это была своеобразная форма эстетического бунтарства. Безусловно, модернизм – особый стиль художественного мышления. Именно постмодернизм в живописи является предпосылкой к возникновению художественных инсталляций и перформансов. А самые видные представители стиля: П. Гоген и П. Боннар, М. Врубель и В. Васнецов, Г. Климт и Э. Мунк. Прошло еще двенадцать лет, Билибин вернулся на родину. Решающий перелом в развитии архитектуры наступил, однако, после первой мировой войны. Родоначальником модерна считается Англия— старейшая страна капитализма.
Римского-Корсакова. Им было дело до всего. философы и художники разрушили «музейные стены», вывели произведения искусства в реальную жизнь, наполнили ими окружение. Билибин провел также персональные выставки в Праге (1927) и Амстердаме (1929, совместно со Щекатихиной-Потоцкой), был одним из инициаторов последней выставки общества Мир искусства (Париж, 1927) и участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (1931, 1932), Праге (1935). С годами в нем возобладали лояльные к советскому строю убеждения. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв. В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре – рельефы.
Отдельных слов заслуживает Михаил Врубель (1856-1910 гг. ). Юбки платьев украшались росписью, аппликацией, вышивкой и другой отделкой. Самые яркие из них Бакст и Бенуа, Добужинский и Сомов. Это свидетельствует о многогранности творческого воображения Врубеля, которое никогда не укладывалось в рамки какого-то одного, раз навсегда найденного портретного метода и стиля. В России он назывался Стиль модерн. Определяющее значение в структуре здания имело построение внутреннего пространства, которое отражалось в ритмической и пластической организации внешних форм. У широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием.
Во-первых, обязательно наличие готовой формы. Бытовые «мелочи», одежда, мебель, саквояжи, кошельки – все это обновлялось. Это было так чуждо и непривычно для зрителей, что таких художников стали называть "фовистами" (от французского слова "хищник").
Но, наряду с этим, существовала и рационалистическая тенденция. Теперь этот стиль уже не сводится к сумме локальных школ, а приобретает черты интернационального. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна— «югендстиль». Различные мануфактуры и предприятия продемонстрировали образцы инновационного направления. Билибин спросил его о судьбе акварелей. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши.
Собиратель получил ее в обмен на другие рисунки у жившего в Москве на Таганке художника Кузнецова. Конкретные авторские стили архитектуры модерна различны. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Все эти направления уходили от природы, но все же сохраняли с нею хоть слабую связь.
Райта. В Испании он был Модерниста в честь модернистского движения в Барселоне и его главного сторонника архитектора Антонио Гауди (1852-1926). Литография, ксилография искусство книги достигли в этот период особенных высот в творчестве О. Бердсли, Ф. Валлоттона, А. Бенуа, А. Мухи, К. Мозера и множества других блестящих мастеров-графиков. Извилистые узоры металлических переплетов перил и маршевых лестниц, балконных ограждений изгибы кровли, криволинейные формы проемов, стилизованный орнамент из вьющихся водорослей и женских голов с распущенными волосами нередко сочетались с вольно переработанными формами исторических стилей прошлого (главным образом стилей Востока или средневековья – эркеры, романские башенки и т. д. ), придавая сооружениям несколько романтический характер. Этот стиль получил название модерн (от франц. В изгибах подлокотников и рисунке ножек мягкой мебели также прослеживался намек на гнутые линии, зачастую каркасы повторяли переплетение ветвей растений, формы тел животных или насекомых. Отделочные материалы декора – обои, текстиль, щедро украшались изображениями стилизованных цветов, листьев, птиц, насекомых. История стиля МодернПочвой для появления стиля Модерн послужила полная неразбериха в стилях в Европе конца 19 века, которая свалила в один котел подражание старым стилям (так называемый историзм) и эклектику. Модерну посвящен ряд статей в периодических изданиях.
В складках небрежно сброшенной одежды он угадывает очертание живого человеческого тела. Разновидностью модерна является символизм. Наиболее знаменитое его творение, которое он не успел завершить при жизни, это храм Саграда Фамилия (Святое семейство). Так, принципы орнамента раньше всего сложились в графике модерна. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции.
Патрика П. Кальдерона (1911) – для Старинного театра, Честь и месть Ф. К. Благодаря такому пристрастию австрийского архитектора И. Хоффманна (1870-1956 гг. ) называли «квадратным Хоффманном». Роскошная мебель с инкрустацией позолоченными литыми вставками представлена ведущими краснодеревщиками Жорж-де-Фье (1868-1943), Луи Мажорелем (1859-1926), Эдуардом Колонна (1862-1948) и Эженом Гайар (1862-1933). Верхняя часть – с небольшим напуском на груди, нижняя – с разлетающейся длинной юбкой.
В Германии приверженцы стиля Модерн группировались вокруг журнала Jugend, по названию которого немецкий модерн стал называться Jugendstil (Молодой стиль). Зрелый этап модерна наступает в первом десятилетии ХХ века. Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетались в причудливый узор, в котором иногда появлялись фигуры женщин или фантастических существ. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. и «Голубая роза» (Борисов-Мусатов, Сарьян, Кузнецов, Судейкин).
Такая же точка зрения представлена в книге Н. Малахова «О модернизме». Начиная с 1880 года вплоть до Первой Мировой Войны, Западная Европа и США становятся свидетелями развития стиля модерн (Новое Искусство). Художники модерна творили во всех странах Европы и Америки: Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Голландии, России, США и др. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. Другие публикации, в том числе Флористический Орнамент (1849) Готического Возрождения Августуса Уэлби Нортмор Паджин (1812-1852) и Грамматика Орнамента (1856) британского архитектора и теоретика Оуэна Джонса (1809-1874), предвосхищали Природу как основной источник вдохновения для целого поколения художников, стремящихся вырваться из оков старых стилей.
Малютина (1859-1937), А. Н. Фасады зданий модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органичные природные явления (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России) иногда они скупо и геометрически чётко выявляют составляющие здание объемы (постройки И. Хофмана, И. М. Ольбриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, зрелые работы Шехтеля). Развитие декоративного искусства модерна на раннем этапе отчасти было граничит с попыткой возрождения художественно-ремесленных мастерских, которые утопически противо- поставлялись капиталистической индустрии (прообраз их – мастерские Морриса, 1861 и Выставочное общество искусств и ремёсел, 1888, в Великобритании Объединённые художественно-ремесленные мастерские, 1897 и Немецкие мастерские художественных ремёсел, 1899, в Германии мастерские в Абрамцеве, 1882 и Талашкине, около 1900, в России). К сожалению, в годы Второй мировой войны все три панно были уничтожены. Подобные мотивы нередко увлекали не только современных ему художников, но и мастеров прошлых эпох.
У мастеров венского модерна – Хофмана, Ольбриха, в работах шотландской группы Четверо во главе с Макинтошем строго геометрический орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. modernus – новейший, современный).
художник исполняя заказ Министерства культуры, создал три монументальных панно для актового зала Венского университета («Философия», 1900 «Медицина», 1901 «Юриспруденция», 1903). Вспомним «Вихрь» Ф. А. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Образцом модерна Хоффмана является дом банкира Пале Стокле (1905 – 1911 гг. ) в Брюсселе. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения.
В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов. Этому стилю характерно изображение частей живой природы: цветок, листок, птичка, бабочка, которые выступают как определенное понятие, символ.
Ропет активно сотрудничал в периодически выходившем издании Мотивы русской архитектуры (1874-1880), проводившем горностаевскую, национально-фольклорную линию архитектурного развития. Конечно, разговор о стилях живописи 20-го века стоит начать с модерна. Для постмодернизма характерны несколько признаков. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. (см.
«конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. По воспоминаниям соучеников, Врубель слыл «чужаком» в классах петербургской Академии художеств и по-настоящему учился у любимых им мастеров Византии иконописцев итало-критской школы и мозаичистов собора Сан Марко в Венеции. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Театр просто нуждался в модерне, а модерн нуждался в театре. Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Орнаментальное начало объединяет все виды искусства модерна. В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо.
В этой картине присутствуют основные черты модернизма — автор своим произведением, как бы заставляет зрителя «зависнуть» – сейчас поясню. Но основной упор делается на передачу ритма и движения современной жизни. Характерным приемом модерна является применение в застеклении окон цветных витражей. Мебель в стиле Модерн проста и функциональна. С его живописью связывают «золотое время» модерна.
Они были возвращены с пометкой о полном отсутствии в них таланта. Мебель в стиле модерн. Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей. Его иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова изумительны, Блок называл рисунки Врубеля причудливыми чертежами, похищенными у вечности.
Фовисты не ставили перед собой цель точно изображать природу. Эти детали важно обозначить, так как буфет, как предмет мебели, отличается максимально традиционной формой во все времена— изменить ее было не под силу даже такому «своенравному стилю», как модерн. В каждой стране он именовался по-разному.
Например, красный воспринимается, как команда, руководство к действию. Основатели немецкого модерна – художники новаторы Отто Экман, Петер Беренс, Август Эндель. Архитектура этих строений тяготеет к открытости и «выставочности». Особое распространение получила афиша и плакат (А.
Художник называл своё искусство «музыкой цвета». Окна – прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы.
«современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы.
Двери стиля модерн – прямоугольные, часто арочные. По его наблюдениям, определённые цвета вызывают у людей конкретную реакцию. Особенно широкое распространение получил модерн в декоративно-прикладном искусстве, которому присущи те же черты, что и архитектуре и скульптуре, в том числе уподобление предметов и их отдельных деталей органическим формам (керамические и железные изделия Гауди металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции стеклянные сосуды Л. К. Тиффани в США, мебель ван де Велде). У русского футуризма судьба весьма трагична. Стиль модерн – одно из названий крупного стилевого направления в искусстве Европы и США.
В свою очередь и на творчество Римского-Корсакова оказало влияние искусство Врубеля. В Вене в стиле модерн работал Отто Вагнер (Otto Wagner. Скульптура модерна (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) отличается динамикой и текучестью форм и силуэта. Пушкина (1906-1907). На стенах в стиле модерн применяется все тот же растительный орнамент стиля модерн.
Начало искусству "модернизм" положили еще постимпрессионисты. Под природой понимается также и животный мир (от миниатюрной фарфоровой лягушки до кованой птицы в человеческий рост) и сказочные существа (русалки, эльфы). Эффект глубины или перспектива для художников того времени имела второстепенное значение, всё изображение, кроме фигур героев, выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным «аппликациями». Знаменитый «Поцелуй» П. Беренса (1898) стал одним из первых решений этого мотива.
Работы других влиятельных художников-графиков, включая Альфонса Муху, Жюля Чере и Анри де Тулуз-Лотрека, чье яркое искусство плаката часто превозносит роль женщины, согласно принципу сообщества Бель-Эпок (belle poque society) – femme nouvelle (новая женщина, отвергающая традиционные идеалы женственности, семьи и подчинения). Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Он возник еще в 1950-х годах, но расцет его произошел лет на десять позднее.
К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Быстрому его распространению способствовали многочисленные журналы, выходившие во всех европейских странах в 90-х годах XIX в. (к числу таких изданий относится и знаменитый «мир искусства»). В духе искусства Возрождения написаны картины «Надгробный плач» (1890), «Распятие» (1890).
Не все художники стиля модерн придерживались столь глубоких тем, но все же — большинство. в 1896, Мюнхен Ver sacrum, осн.
В 1897 г. Климт стал президентом «Сецессиона». Простота приходит на смену пафосу и консервативности неоклассицизма и ампира. Мастера немецкой графики искали новые технические приемы.
Примыкал к абрамцевскому кружку С. И. Мамонтова. Модерн оказал влияние на декоративно-прикладное искусство, на культуру быта.
В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). Главный смысл этого стиля – отстранение от привычного осознанного творчества. Конструкции стиля— часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас).
Самый поздний виток развития модернизма – это постмодернизм. Наиболее яркие представители стиля – Йозеф Бойс и Сандро Киа. Фантазию здесь ограничивать не стоит, но думать нужно в одном избранном направлении, тогда интерьер в стиле Модерн будет долго радовать глаз и наполнять ваш дом светом и легкостью. по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг Билибин иллюстрировал русские народные сказки: Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк, Василиса Прекрасная, Перышко Финиста Ясна Сокола, Царевна-Лягушка, Марья Моревна, Сестрица Аленушка и братец Иванушка и Белая уточка.
Бенуа, К. А. Образно-символический язык форм модерна здесь особенно ярок. Конструкции стиля – часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Одна из них связана с прогрессивным восхождением от романтизма к реализму. Сологуба (1908) – для театра Лукоморье, к операм Золотой петушок Н. А.
Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть — буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трех- или четырехстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). В 1926-1927 гг. Стиль модерн (или ар нуво) – популярное направление в искусстве, в том числе и архитектуре и дизайне, которое появилось в конце 19 – начале 20 века. Графика Бёрдсли— классика модерна. В 1931 г. он оформил балет Жар-птица И. Ф.
Родоначальником модерна считается Англия — старейшая страна капитализма. Образ человека у Врубеля всегда действенный, развивающийся изменчивый, порывистый. И этот чайный сервиз является самым выдающимся примером геометрического направления. Эти созвучные стили живописи часто путают между собой.
Автор великолепно передал безысходность и динамику противоположных чувств. Не стоит путать художников модерна и художников-модернистов. Основные черты стиля модерн можно отожествлять с «философией жизни»: «идея роста, проявления жизненных сил, порыва, непосредственного, неосознанного чувства, прямое выражение состояния души, пробуждение, становление, развитие, молодость, весна.
Сомов мастера афиши французы А. де Тулуз-Лотрек, Э. Грассе, чех А. Муха, австриец К. Мозер. Входящие в орнамент стилизованные цветы, птицы, поверхности воды, зеркал и пр. Важно отметить, что язык стиля формировался долгие годы, во многом не без идей символистов из Франции и России.
От латинского слова secessio (отделение, уход) образуется австрийский вариант названия стиля Модерн. Впервые демонстрируются уникальные проекты, включая Porte Monumentale entrance – продуманная инженерная конструкция полихромного купола с электрической подсветкой, спроектированная Рене Бине (1866-1911). Самый значимый год в истории стиля модерн – это 1900.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В различных странах стиль имел разные названия: во Франции— «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. В своих последующих операх – «Кащей бессмертный» и «Золотой петушок» он еще более смело идет по пути художественной условности. Antoni Plаcid Guillem Gaud i Cornet. Тонкий вкус и чувство стиля Врубеля сказались в лучших произведениях керамики и майолики, например, в некоторых декоративных блюдах на тему «Садко», в декоре камина «Микула Селянинович», который был удостоен «GrandPrix» на Всемирной парижской выставке, в эскизах к постановке опер «Сказка о царе Салтане» и «Чародейка». Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн — декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера — конструктивной (прямолинейность, ясное построение). moderne — современный) или Ар-нуво (фр. Главным средством выражения они изобрели цвет. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму.
В 1896году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд». Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Приложение 4). Ярким образцом живописи модерна являются полотна Климта.
«Природные» композиции начинают занимать главенствующие позиции. Наиболее ярко модерн выразился в архитектуре частных домов – особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов. Современное искусство (искусство XXвека) состоит из ряда течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположны друг другу.
Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Римского-Корсакова (1908-1909) и Аскольдова могила А. Н. Художественные приемы футуризма схожи с фовизмом и абстракционизмом. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши.
Английский стиль Модерн отличается от общеевропейского более сдержанными формами. тогда, когда во Франции начинался фовизм. Творец вправе выбрать любую форму и манеру исполнения своей работы.
Даже в технике беспомощных работ наивистов сохранена та свежесть, к которой стремится и высокое искусство. Не редко в их сплетении на холстах возникали женские фигуры или мистические существа. Модерн насквозь театрален, если под театральностью понимать иллюзию жизни.
Одна из самых важных для модерна идей – преодоление пропасти между художественным и утилитарным. Глинки (1913) и Садко Н. А. Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть— буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трёх- или четырёхстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). Арт Нуво Бинг представил серию из шести интерьеров, вдохновленных искусством символистов. Ярким примером синтетичности стиля Модерн может служить любой особняк, в котором начиная от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составных элементов целого, решено в одном ключе.
В мебели стиля Модерн параллельно развиваются две линии: декоративная (капризные формы и контуры) и конструктивная (прямолинейность, ясное построение), причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Иногда современники видели портретное сходство воображаемых персонажей, воссозданных художником, с его знакомых и это сходство бывало на самом деле, хотя автор и не подозревал о нем, создавая не портреты, а те образы, которые ему были нужны: богоматерь или Тамару из «Демона» испанку или гадалку. Простой стул, например, может быть по форме похож на бутон цветка. Стиль Модерн прекрасно применим и для современных интерьеров их декора.
«современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Плавные узоры располагались на одежде асимметрично. Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Существует много разновидностей абстрактного искусства под разными названиями.
Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Предшественницей сюрреализма была группировка "Дада" из Швейцарии. Нижнюю часть триптиха «Воспоминание о Париже» художник украсил скульптурным орнаментом, выразив таким образом свойственную эстетике символизма идею объединения раз-личный видов искусств. Более долгая жизнь была суждена сюрреализму (от французского "сверхреальное", "сверхестественное"). вот таким образом в архитектуре в стиле модерн часто использованы созданные в том же стиле интерьеры, мебель, витражи и даже посуда (керамика особенно сильно попала под влияние модерна).
Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. Здесь его называли по-разному: стиль Жюля верна, Le Style Mtro (после того, как Гектор Гимара сделал из железа и стекла входы в метро), Art belle Epoque и Искусство fin de sicle (конца века). Период раннего развития модерна принято называть модернизмом.
Наряды в этом стиле предпочитали женщины практически всех социальных слоев. И это им удалось. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Линия приобрела удивительную силу.
В декоре наилучшим образом сочетается функциональность и декоративность. По материалам поездок он написал ряд статей, а привезенные фотографии передал И. Э. Примитивизм в живописи – это намеренное искажение образов, методом упрощения.
Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения.
Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. «Вот лицо возникает из кружев», - писал А. Блок и эти слова метко улавливают существенное свойство его любимого художника. А как же тогда кубизм. Возможно в предельной красочной сказочности декоративного стиля, условности изображения Врубеля в названных проектах и эскизах отчасти сказалось воздействие на воображение художника поэтически-пейзажной и песенно-вариационной музыки Римского-Корсакова в «Снегурочке», «Садко» и «Сказке о царе Салтане». «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем.
moderne – новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX вв. Стены помещений покрываются не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Кроме того, он исполнял плакаты, афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых), рисунки для открыток Общины св. Рассмотрим это на примере картины в стиле модерн, написанной Михаилом Врубелем – «Летящий демон» – это полотно пронизана трагичностью. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов13. это противоречило концепции конф.
Популярность этого движения продлилась до начала I Мировой войны. В 1899-1902 гг. Интересно, что молодой Муха посылал свои работы в художественное училище.
Во Франции первооткрывателем стиля модерн в архитектуре был Эктор Гимар. Художник-модернист Иван Яковлевич Билибин (1876-1942 гг. ), знаменитый книжный иллюстратор и театральный оформитель, был участником объединения «Мир искусства». Один из принципов работы над интерьером – импровизация на выбранную тему.
modern style) в Германии— «югендштиль» (нем. Jugendstil— «молодой стиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend) в Австрии, Чехословакии и Польше— «сецессион» (нем. Secession— «отделение, обособление») в Шотландии— «стиль Глазго» (англ. Glasgow style) в Бельгии— «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884) в Италии— «либерти» («стиль Либерти») в Испании— «модернизмо» (исп. modernismo) в Нидерландах— «Nieuwe Kunst» в Швейцарии— «еловый стиль» (style sapin) в США— «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в России— «модерн». Конечно, впоследствии художник жалел о, казалось, навсегда потерянных работах. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. О декорациях Врубеля говорилось, что «декорации стильны и художественны», что они «поражали правдивостью общего тона, особенно во втором акте». Модерн (от фр. Немецкий экспрессионизм зародился в начале XX века, т. е. Хотя по продолжительности модерн просуществовал недолго (всего 20-30 лет), влияние его в то время на все виды художественной деятельности огромно.
Стены как бы растут вверх от пола к потолку. Предметы декора в стиле модерн.
Врубель в России). Объединение разных «живых» форм проявляется в частом изображении сатиров, кентавров, сфинксов. Модерн охватил все страны Европы и Америки. 1841 -1918 гг. )- руководитель кафедры архитектуры в Академии пластических искусств. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Его проекты имели неровные, многим казавшиеся фантастическими формы. Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Бакст в России, Э. Мунк в Норвегии) или тонко нюансированной монохромией (М. А.
Это течение неопределенное и оставляющее впечатление болезненного. в 1893, Лондон The Yellow Book, осн. В 1896 году в Мюнхене начал выходить журнал Югенд. Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли— автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». Он отталкивался от технологического и урбанистического развития мира, стремился выразить его красоту и динамику. архивы тоже прочесывает по истории сестр. Земля отходит ко сну.
Как и сюрреализм, футуризм в живописи берет свои идеи из литературы. Данное течение не диктует автору критерии для самовыражения. Во-вторых, для постмодернизма типично отсутствие каких-либо правил. В начале 1900-х гг.
Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Ритм вытянутых фигур «Бетховенского фриза» напоминает изменяющийся темп музыкального произведения. И в тот памятный день, когда он впервые переступил порог московской квартиры Е. П. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему – Демон сидящий, Демон летящий и Демон поверженный. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). Фомина. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка.
«Визитной карточкой» стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича». Зимина, Руслан и Людмила М. И. Художник-модернист, предшественник символизма с оригинальной неповторимой манерой письма, он не очень почитался современниками, а Стасов так и вовсе его осуждал. Предшественниками абстракционизма были кубизм, футуризм и дадаизм.
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Отсюда выработалось кредо последователей Ар Нуво: искусство ради искусства.
Большое развитие в модерне получила графика, ведущими представителями которой были англичанин О. Бёрдсли, немцы Т. Т. В модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека – от архитектуры жилища до деталей костюма, ведущую роль представители модерна (несмотря на программный отказ от иерархии видов и жанров искусства) отдавали архитектуре как основе искомого ими синтеза искусств. Также стоит отметить скачок технологий и начала перехода производства от ремесла к массовому производству. Первые шаги Модерн как стиль начинает с живописи и графики.
Общая характеристика стиля МодернОтличительными особенностями стиля Модерн являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. После долгих поисков настала пора радостного творчества, раскрывающегося во всей широте. Модерн, стиль модерн (франц. Малявина (1869-1940), мотивы танца у С. В. На фото можно видеть, как стиль модерн в интерьере идеально сочетает в себе различные материалы, отлично гармонирующие друг с другом (стекло, метал, камень, дерево, обои, роспись). Мода на японские мотивы возродила ширмы, которые были особенно популярны в 18-м столетии.
Эта работа является практически подтверждением высказывания Врубеля о необходимости в работе «орнаментальности». Ярким примером такого несоответствия может служить Эйфелева башня, которая, по мнению интеллигенции того времени, абсолютно не вписывалась в архитектуру Парижа и вызвала бурю негодований. Извилистые кривые – характерная особенность стиля – были получены, в частности из ботанических исследований и исследований глубоководных форм жизни таких ученых, как немецкий биолог Эрнст Генрих Геккель (1834-1919), написавшего в 1899 году труд Kunstformen der Natur (Художественные формы в Природе). Большую роль в развитии венского модерна (югендстиля) сыграл «Сецессион» — объединение художников и архитекторов, отвергавших традиции академического искусства.
В 1908-1909 гг. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов – графика. Стиль модерн (в переводе – современный) зародился в конце девятнадцатого века в Европе. Для оформления магазина был приглашен еще тогда малоизвестный бельгийский архитектор Анри Ван де Вельде, который спроектировал интерьер четырех торговых залов магазина в стиле Модерна.
Как уже отмечалось выше, стиль модерн в живописи и архитектуре носил такое название именно в России и, конечно же имел свои национальные черты. Сюрреализм в живописи – это образы и сюжеты, взятые из глубин собственного подсознания.
Бывали и такие случаи, когда наряду с удачными работами, например, подлинного югендстиля (ван де Вельде), в руках подражателей в угоду моде и из коммерческих соображений работа превращалась в пустое украшательство. Отдельное место в модерне и в сердцах многих ценителей занимает Альфонс Муха. В 1902-1904 гг.
При помощи пояса фигура женщины как бы разделялась на две части. склеиванием разных материалов и включали в картины случайные предметы. «Чем более ужасен мир, тем более абстрактным должно стать искусство», – писал немецкий художник Пауль Клее. Причем декор в модерне – не напыщенное излишество и не необходимое проявление статуса, а довольно ненавязчивое вкрапление – растительных орнаментов (самый знаменитый символ модернизма – ирис).
Оформлял обложки, титульные листы, адреса, афиши, торговые марки и т. п. В 1927-1931 гг. Мусоргского (1931). Билибин работал над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: Сказка о царе Салтане (1929) и Царская невеста (1930) Н. А.
Многие здания начала двадцатого века, сооруженные в стиле модерн, на сегодняшний день признаны памятниками архитектуры. Окна— прямоугольные, удлинённые вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна»— широкие, наподобие витрин. Хотя галерее приписывают популяризацию движения и связывают его с именем Бинга, стиль модерн достиг международной аудитории главным образом и посредством тиражной графики (издания Савой, La Plume, Jugend, Dekorative Kunst, Желтые страницы и The Studio). Интересен тот факт, что В. Кандинский жил и учился в Одессе.
В различных странах приняты иные названия стиля модерн: ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль (Jugendstil) в Германии, сецессион (Sezession) в Австрии, либерти (Liberty) в Италии и др. А бстракционизм порвал связь с природой окончательно.
Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде). В оформлении внутренних помещений царили вытянутые изящные формы, плавные переходы. Платья в стиле модерн в первую очередь подчеркивали тонкую талию. Это было началом пути к современной архитектуре и искусству бытовых вещей. На сегодняшний день, постмодернизм является наиболее популярным стилем в мировой живописи. он участвовал в оформлении оперы Борис Годунов М. П. В архитектуре Русский стиль раскрыл А. М. Горностаев.
в разных странах распространилось направление, получившее название стиля модерн от французского слова «современный». Некоторые архитекторы модерна предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнера и Хофмана в Австрии, П. Беренса в Германии, О. Перре во Франции). Мода на одежду в стиле модерн появилась в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Действительно, спектр художественных тенденций перед началом первой Мировой Войны, в том числе в живописи и раннем дизайне, могут быть отнесены к легкой руке Ар Нуво. В конце 19 столетия с зарождающимся стилем в той или иной мере были связаны архитектор Антонио Гауди в Испании, бельгийский архитектор В. Орта, художники и графики А. де Тулуз-Лотрек, П. Гоген, художники группы «Наби» во Франции, Э. Мунк в Норвегии, О. Бёрдсли в Великобритании, Ф. Валлоттон в Швейцарии.
Вождем группировки фовистов был Анри Матисс. По сей день работы архитекторов, дизайнеров и художников радуют своими решениями. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом.
Так появились его рыжеволосая Муза, Валькирия – княгиня М. К. Этот архитектор проектировал в стиле модерн некоторые станции парижского метро. В этом произведении выразилась попытка мастера с помощью живописно-аллегорических образов интерпретировать Девятую симфонию Бетховена. В Германии это был Югендштиль (молодежный стиль с легкой руки популярного журнала Die Jugend). Всё это придавало картинам большую выразительность. Также Pavillon Bleu – ресторан рядом с Pont dIena у подножия Эйфелевой Башни работы Гюстава Бови (1858-1910).
Стиль модерн возник в конце 19-го столетия и пришел на смену эклектике. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Началась новая эра графики. В России стиль Модерн наиболее ярко проявился в архитектуре. Закат стиля Модерн как всеобщего стиля в интерьере, архитектуре и живописи приходиться на 1910е года. Во многих из них он имел свои названия: югендстиль, ар-нуво, «конец века», либерти и другие.
Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные. Каждый элемент в здании гармонично вписывался в общую композицию. Это рисунки каминов и декоративных блюд на темы «Садко» и «Микулы Селяниновича». Наблюдается интерес к прикладному искусству (одежда, посуда, элементы интерьера и прочее).
Графика Бёрдсли – классика модерна. Образцовым в этом смысле является искусство Г. Климта. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Врубель, А. Н. Работы модернистов заметно отличались от произведений искусства, ранее созданных человечеством: «чистое» творчество проявило себя в произведениях станковых, которые материализовали подсознательные интуитивные движения, выявляя иррациональное в противовес логизированному созданию вещей. Модерн в своей поздней стадии немного успокоился.
Главное, чтобы в них присутствовали художественные «излишества»: матовое или цветное остекление, зеркала с фаской изящная фурнитура, перламутровая интарсия, вставки из слоновой кости и т. д. При выборе мебельного гарнитура в стиле модерн достаточно обратить внимание на предметы с преобладающей плавной линией изогнутыми очертаниями и щедрой природной фактурой. Все к чему прикасалась рука художника, должно было стать прекрасным, каким являются природные формы, перед которыми эти художники преклонялись. Идея цельного произведения искусства ярче всего получило свое воплощение в архитектуре интерьеров, лучшие образцы которых отличает ритмическая согласованность линий и тонов, единство деталей декора и обстановки (мебель, обои, лепнина, панели и т. д. ). Дягилева в Париже.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). Они считали, что все созданное человеком, является искусством. Он также создал графические серии по русским былинам: Вольга и Микула (1902-1904), Добрыня Никитич (1904), Илья Муромец (1904) иллюстрации к Сказке о царе Салтане (1904-1905) и Сказке о Золотом петушке А. С.
Страстные поиски абсолютного человека не уводят Врубеля из мира, но раскрывают его глаза на жизнь природы, на красоту узоров цветов, раковин, облаков и особенно на кристаллическую красоту скал. Появляются новейшие техники и способы исполнения живописных и скульптурных творений. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль»— нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв.
Верстовского (1912-1913) – для московского Оперного театра С. И. Творчество Макинтоша оказало огромное влияние на развитие европейской архитектуры и искусства. в 1891, Париж The Studio, осн. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне12.
Это направление полнее всего представлено в творчестве мебельных мастеров Рихарда Римершмидта и Отто Панкока. Становление модерна начинается на рубеже XIX-ХХ вв. Социальная природа модерна коренилась в осознанном ещё романтизмом конфликте между личностью и обществом, между художником и буржуа, в связи с чем в искусстве модерна, с одной стороны, проводились идеи художественного индивидуализма, а с другой – искусство утопически рассматривалось как средство социального преобразования общества (например, в работах бельгийца Х. К. ван де Велде, основывавшегося на социалистической утопии У. Морриса).
Главная характеристика стиля — избавление от четких и угловатых форм. Портрет жены Врубеля носит характер непритязательного этюда с натуры. Она стремилась к единству конструктивного и художественного начал, осваивала свободную, функционально-осмысленную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные новые материалы, в том числе железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. На Всемирной выставке 1900 года в Париже стиль модерн завоевал мировую славу.
1852- 1926 гг. ). Например The Studio впервые публикует линеарные символические рисунки Обри Бердслея (1872-1898), созданные как иллюстрации к произведению Оскара Уайльда Саломея (1894). Для живописи характерно парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых фонов» и «вылепленных» со скульптурной чёткостью фигур и лиц первого плана (Густав Климт, Фернан Кнопф, Михаиль Врубель), а также больших цветовых плоскостей (Леон Бакст, Эдвард Мунк) и тонких подчёркнутых нюансов (Михаил Врубель, Александр Бенуа).
Двери стиля модерн— прямоугольные, часто арочные. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии.
Орнаментальное начало объединяет все виды искусства модерна. Югендстиль не ограничился одним жанром. Все они олицетворяли собой новое направление в искусстве, суть которого заключалась не в реальном отображении мира, а в передаче на полотне собственного субъективного мира творческой личности. Еще один крупный центр дислоцировался в Австрии и Венгрии, где назывался Сезессионстил. Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Гениально одаренный художник польского происхождения (польск.
Объединение разных «живых» форм проявляется в частом изображении сатиров, кентавров, сфинксов. И никаких полутонов.
Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Римского-Корсакова (1914) – для театра Народного дома в Петербурге. были очень распространенными. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов. В Бельгии он назывался Стиль Нуиль или Стиль куп де фйе.
Все это как нельзя лучше воплотил в себе дизайн в стиле модерн. «конец века») в Англии— «современный стиль» (англ. Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Таким образом, модернизм рождался как стиль обобщающего, универсального типа.
Для живописи модерна характерны сочетание «ковровых» орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии. Текучие линии декора нередко имеют и символический смысл. Хейне, Г. Фогелер, швейцарец Ф. Валлоттон, голландец Я. Тороп, норвежец Мунк в России А. Н. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Райта14.
Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно Микула Селянинович (1935-1936 гг. ), он вернулся на родину, поселившись в Ленинграде. Кресла-бержеры, диваны и стулья были оснащены резными панно имеющими гибкие формы цветков ириса или ветвей деревьев, а ножки изготавливались в виде волнообразных композиций. Графика модерна была тесно связана с расцветом книжного дела и распространением художественных журналов, пропагандировавших идеи модерна (Revue blanche, основан в 1891, Париж The Studio, основан в 1893, Лондон The Yellow Book, основан в 1894, Лондон Jugend, основан в 1896, Мюнхен Ver sacrum, основан в 1898, Вена Мир искусства). Фирма поставляла восточную керамику и текстиль эстетствующей лондонской знати в 1870 году и производила в английской версии модерна серебряные изделия на основе так называемого Кельтского Возрождения Кимрик и Тутрик (серебро Арчибальда Нокса, 1864-1933). в 1898, Вена Мир искусства, Россия). Во Франции Модерн получил название Art nouveau (Арт-нуво, дословно новый стиль). Печать кажущегося произвола лежит и на формах мебели, окон, дверей.
Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре1. Они тосковали по «стилю» и они создали его. Свои идеи он воплотил при строительстве Венского метрополитена. Это классика Модерна.
Зрелым художником со сложившейся манерой письма Климт предстает в «Бетховенском фризе» (1902), вошедшем в монументальный ансамбль здания «Сецессиона». Модерн сложился в условиях бурно развивающегося индустриального общества, роста национального самосознания различных европейских народов, обострения противоречий капитализма. Новый стиль начинает развиваться там под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневековья, раннего Возрождения и народного зодчества. Гауди спроектировал и построил сказочный парк Гуэли, дом Каса Мила (Ла Педрера»), похожий на скалу, Касса Батльо – частный дом, созданный по мотивам барселонских легенд. Однако картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью.
В некотором смысле данный стиль подражает первичным, примитивным этапам развития живописи. Особенно интересны интерьеры этих особняков, каждое помещение которых спроектировано гениально точно в соответствии с их назначением и до сих пор может служить образцом для современных дизайнеров, ничуть не утратив со временем своей художественной ценности. Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде).
Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. Оба они – и театр и модерн – склонны к романтизму, синтетичны. Следующее произведение Ф. Шехтеля – особняк С. Рябушинского в Москве (1900-1902), в котором «застывшая волна» лестницы особняка напоминает скульптуру, ее форма вызывает в воображении фантастическое чудовище, она изобразительна и абстрактна в одно и то же время. Художника считают основоположником русского модерна, он находился у его истоков. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения.
На грани веков в России появились издания, пропагандирующие идеи стиля модерн – ежемесячник «Весы», журналы «Искусство и художественная промышленность» и «Мир искусства», ведущие деятели которых тоже представляли своим творчеством русский модерн. К счастью, оказалось, что грек не был простым барышником и, даже продав почти все, сохранил билибинские произведения. Большой успех имела «Царская невеста». «Его искусство – одно из лучших выражений той влюбленности в странное, которая охватила людей в конце XIX века». Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Бенуа (1870-1960) и других». Его обложка для книги Городские церкви Рена (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики.
Как подлинный романтик он ощущал прошлое живым настоящим. «новое искусство») или «fin de sicle» (фр. Последний удар по уже затухающему стилю нанесла начавшаяся в 1914 году Первая мировая война, окончательно низложив стиль Модерн. в 1894, Лондон Jugend, осн. Модерн закончился с началом Первой мировой войны в 1914 году.
Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные6. Les Vingt, как и большинство художественных сообществ по всей Европе и Америке, отметили ведущие теоретики 19-го, такие, как французский неоготический архитектор Эжен-эммануэль Виоллет-ле-Дюк (1814-1879) и британский арт-критик Джон Рескин (1819-1900). Павильон Union Centrale des Arts Dcoratifs (Объединения декоративно-пригладного искусства) отражал стремления к возрождению и модернизации декоративного искусства в качестве экономического стимула и выражения национальной самобытности. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни.
Бердслей в Англии). трагичностью неразрешимости противоречий. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
Позже художник исполнил эскизы декораций и костюмов к спектаклям Действо о Теофиле Рютбефа (1907), Фуэнте Овехуна Лопе де Вега и Чистилище св. Линии на такой бумаге выглядели по-новому. Дома в стиле модерн сочетали в себе природную красоту и функциональность. Стиль модерн обратился также к элементам традиционного японского искусства (японизмы), которые заполонили западные рынки, в основном в виде ксилографических оттисков.
дела), зал просто замер, хотя она сознательно никаких картинок на экран не поместила. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. В 1890-1900 гг. Мусоргского и танцевальной сюиты Пир для антрепризы С. П. В этот период Билибин сотрудничал в издательствах А. Ф.
1900, в России). Дизайнеры тех времен стремились придать женскому платью образ легкой бабочки или цветка. Например, в немецкой живописи мы находим бесчисленное множество «Вихрей», «Танцев», «Вакханалий», в которых эта идея биологизма может выявиться достаточно адекватно, а к этой идее еще и прибавляется мифологическое начало. Это кредо послужило основой неповествовательных картин, например, Ноктюрнов Вислера.
Во Франции этот стиль именовался ар-нуво, в Германии и Скандинавии — югендстиль. Поп-художники часто используют фотоснимки, коллажи, готовые предметы, необычные материалы. Линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым, одухотворённое с вещным.
Сам Врубель всегда стремился проникнуть «в глубь» предмета изобразить его в нескольких планах, взаимосвязанных друг с другом. Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру именно васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались – богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, стали визитной карточкой красной армии.
Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Все признаки модерна здесь налицо – это развитие свободной внутренней планировки наружу, выявление ее на фасадах, отсутствие симметрии, активное включение живописных фрагментов (знаменитая мозаика Ирисы) использование цвета на поверхности стен. «новое искусство») — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века. Как уже отмечалось ранее, в 90-х годах в искусстве Германии возникает модерн (югендстиль).
Футуризм позиционировался как искусство будущего. К числу важных вех в истории модерна относится возникновение художественных мастерских, прообразами которых были мастерские У. Морриса в Великобритании, организованные им еще в 80-е гг.
Был широко распространен в Италии и России. На смену модернизму, который был непонятен широкой публике, пришел постмодернизм. Таково искусство Густава Климта (1862-1918) – австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика. Тулуз-Лотрек во Франции, А. Муха в Чехии). В интерьере, его отделке, большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов. Главная деталь дизайна модерна (ар-нуво) – натуральное дерево, не менее популярны камень и гипс.
Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. В декоре в стиле модерн наилучшим образом сочеталась функциональность и декоративность. Фон написан легко и воздушно, как только в картинах самых больших живописцев. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Для света – белая бумага, для тьмы – черная тушь. В рамках модерна получила большое распространение книжная и журнальная графика (О.
«конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Цветовая гамма: приглушенные тона, расцветка без оттенков. Вычурные цветы (самыми популярные ирисы, водяные лилии) и насекомые (стрекозы, кузнечики, жуки) украшали не только ткани, но и обои, витражи окон (популярны большие окна-эркеры, а также стрельчатые окна имитирующие готику). Стиль Модерн в интерьере помещения поможет раскрыть утонченность и яркую индивидуальность владельца. Каждый из фасадов особняка скомпонован по-своему. Десятилетие с 1870 по 1880 год – наиболее плодотворный период развития импрессионизма. Архитектура модерна явилась первым шагом в развитии зодчества ХХ века.
Его обучение взялся оплачивать граф Куэн. В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре – рельефы. Стиль Ар Нуво исторически связан с Францией. Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей.
Римского-Корсакова, Князь Игорь А. П. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. Он согласился вернуть художнику «его детей», но, увы, любимой работы среди них не оказалось. Стравинского в постановке М. М. wrobel – воробей).
Большая роль в этом процессе принадлежала группам художников «Мир искусства», яркими представителями которой были художники А. Бенуа, В. Серов, М. Врубель и др. Дадаисты, подобно кубистам, пользовались техникой коллажа, т. е. Фокина для театра Colon в Буэнос-Айресе. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира.
Главное не перегрузить стены сложными орнаментами и не превратить квартиру в лес. art nouveau, букв. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв.
Чередование сумрачно-затененных и светлых пространств, разнообразие фактурных контрастов, обилие материалов, дающих причудливую игру отраженного света (мрамор, стекло, полированное дерево), окрашенный свет оконных витражей, наконец, причудливая конфигурация пространственных ячеек и асимметричное расположение дверных проемов, многократно изменяющее направление светового потока – все это свидетельствует о стремлении к преображению реальности в особый романтический мир. Первыми модернистами были художники, творившие на рубеже конца XIX века, которые считали, что духовная революция, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризиса старого мира, требовала отказа от социально-политического радикализма. Это творчество художников-любителей, которое называют наивным или примитивным. Таковы произведения А. Гауди в Испании, Х. ван де Велде в Бельгии, Ф. Шехтеля в России. Бенуа).
Вообще же организаторы не обманули ожиданий (даже превзошли, я бы сказала): фильма была великолепная, практически все (Кроме одного, но тут дама стала говорить ровно то, что ее просили не говорить, т. к. Первый наивист, принятый всерьез, был француз Анри Руссо.
Иную точку зрения выражает о модерне В. Серебровский, который с большим пониманием и любовью пишет о прекрасном своеобразии модерна и его влиянии на все виды искусства. Бородина (1930), Борис Годунов М. П.
Следующим важным отличием является отсутствие каких-либо правил. Эти художники мечтали покинуть башню из слоновой кости «чистого» искусства, разрушить стену, разделяющую искусство «высокое» и прикладное, окружающее повседневный быт человека и сделать последнее красивым и стильным. Это был окончательный эстетический переворот в Европе в середине 20-го века. Началась новая эра графики.
Большую популярность получает рожденная еще в эпоху позднего романтизма идея «совокупного произведения искусства», автором которой был один из властителей дум эпохи, немецкий композитор Р. Вагнер. Возникло новое направление в Соединенных Штатах Америки. Особенно часто ко всем этим мотивам обращались мастера Югендстиля, среди которых – Ф. фон Штук (1863-1928), Л. фон Хофман (1852-1932), Г. фон Габерман (1849-1929). И в других национальных школах мы найдем немало подобных мотивов.
Если социалистический реализм наследует и развивает все прогрессивные достижения реалистического искусства прошлого, то модернизм словно «впитывает» в себя все негативные и реакционные моменты в предшествующем художественном развитии, приводя в конечном счете к полному распаду искусства. С французского языка moderne переводится как «современный». Интерьеры в стиле модерн прекрасно вписываются в пространства современных квартир. Здесь русский модерн представлен работами лучших дизайнеров, архитекторов и декораторов. Это вам и ар нуво и югендстиль и сецессион. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму.
Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. Активно возводятся новые здания, вокзалы с декором в югендстиле. Главным образом слиянием с принципами кубизма.