Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой и текучей пластичностью масс, уподоблением архитектурных форм органическим природным явлениям (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и Х. К. ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России) существовала и рационалистическая тенденция: тяготение к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуризму (ряд построек И. Хофмана, И. Ольбриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, поздние работы Шехтеля). Вот почему, несколько парадоксально, мы все же называем искусство модерна «последним большим художественным стилем». За пристрастие к этим формам австрийского архитектораЙозефа Хоффманна (Josef Hoffmann, 1870-1956) прозвали «дощатым» или «квадратным Хоффманном». Зрелый «М» (конец 1900-х и 1910-е гг. ) приобрёл черты интернационального стиля, основанного на применении принципиально новых художественных форм. Яркими образцами синтеза искусств стали Театр Елисейских полей (1911–13 архитекторы братья О. и Г. Перре), дом З. Г. Морозовой в Москве (1896, архитектор Ф. О. Шехтель).
Как подлинный романтик он ощущал прошлое живым настоящим. Также содержит статьи о ведущих компаниях планеты. Для названий произведений искусства периода Модерна характерны экзотические определения: «павлиний глаз», «цвет красной парчи», «сине-зеленый атлас павлиньих перьев», «перламутр нежной ночи». В декоративно-прикладном искусстве особенно ярко проявились аналогии живого и неживого, реальность и фантазии (изделия фирмы «Фаберже»). К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы «М» восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Билибинский стилизованный мир русского фольклора (сказок, былин, преданий) до сих пор сохраняет свое невыразимое очарование. Мастера модерна часто прибегали к окраске скульптуры.
Следующее произведение Ф. Шехтеля – особняк С. Рябушинского в Москве (1900-1902), в котором «застывшая волна» лестницы особняка напоминает скульптуру, ее форма вызывает в воображении фантастическое чудовище, она изобразительна и абстрактна в одно и то же время. Мастера часто стремились воплотить в своих произведениях фантастическое, чудесное (М. А. Врубель). В 1890-1900-х гг. Композицию «Принцесса Грёза» художнику удалось реализовать в майоликовом панно на фасаде одного из лучших зданий московского Модерна – гостиницы «Метрополь» (проект архитектора В. Валькота 1898-1903). О своей картине «Сирень» (1900) художник сказал, что не хотел бы видеть ее в музее, так как «музей – это покойницкая», а желал бы видеть ее «вделанной в стену в жилом доме, чтобы она абсолютно слилась со стеной». Его первый архитектурный шедевр – особняк 3. Художественный язык модерна был во мно-гом воплощением идей и образов символизма.
А после выхода в свет монографии Э. Гонкура о К. Утамаро (1891) «японизмы» стали всеобщей модой. Первыми модернистами были художники, творившие на рубеже конца XIX века, которые считали, что духовная революция, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризиса старого мира, требовала отказа от социально-политического радикализма. Об этом с горечью писал в 1917г. Асимметрия, текучесть форм и локальность линий, фантастические формы искривленные пространства и объемы характерны для этой архитектуры и связанных с ней видов искусства (см., например, архитектуру А. Гауди в Барселоне). Но у искусства модерна были свои предтечи.
Словарь живого великорусского языка В. И. Даля самый знаменитый русский толковый словарь. СССР был самой читающей страной в мире, а названные образовательные возможности делали шансы на непрерывное образование для всех граждан СССР практически стопроцентными. Как идеологически, так и практически Советский Союз был государством, в котором непрерывно осуществлялась политика реального этнического равноправия (несмотря на встречавшиеся жестокие, а временами трагические практические исключения, например, русские волнения в Грозном после возвращения туда депортированных чеченцев и связанным с этим насилием по отношению к русскому населению). Наготу осеняют, пронзают и скрывают радуги, травы, море.
Этот архитектор проектировал в стиле модерн некоторые станции парижского метро. Выразительность живописи достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей («наби» во Франции, Л. С. Бакст в России, Э. Мунк в Норвегии), тонко нюансированной монохромией (Врубель, Бенуа). moderne – новейший, современный) (ар нуво, югендстиль) стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. Представители М. — X. ван де Вельде (Фоль-кванг — музей в Хагене), Ч. Р. Макинтош (школа иск-в в Глазго), Г. Гимар (оформление метрополитена в Париже), А. Гауди (дом Мила и др.
Немецкий экспрессионизм зародился в начале XX века, т. е. Его проекты имели неровные, многим казавшиеся фантастическими формы.
Модерн – это сказочность, миф, мир иллюзий, быть может, чем-то похожий на эпоху Готики. иск-ве конца XIX — начала XX в. (соответственно «ар нуво»—во Франции и Великобритании, «югенд-стиль» — в Германии, «сецессион» — в Австрии и т. п. ). (франц. Врубель был настоящим романтиком, «рыцарем средневековья», ощущавшимся им не как прошлое, а как живое настоящее. Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель.
А бстракционизм порвал связь с природой окончательно. Идея синтетического, цельного произведения искусства (Gesamtkunstwerk) ярче всего воплощена в архитектуре интерьеров, лучшие образцы которых отличаются ритмической согласованностью линий и тонов, единством деталей декора и обстановки (обои, мебель, лепнина, панели, арматура светильников), целостностью однородного перетекающего пространства, усложнённого и расширенного зеркалами, многочисленными дверными и оконными проёмами, живописными панно.
Интересно также сравнить «стиль Гимара» с флореальными мотивами неорусского стиля этого периода. Но исходный принцип компактной центричной композиции выдерживается неукоснительно. Модерн называли «последней фазой искусства прошлого века, вздохом умирающего столетия». 20 вв. Верхняя часть – с небольшим напуском на груди, нижняя – с разлетающейся длинной юбкой. В эти же годы создавали свои лучшие творения приверженцы «чистой классики», стилизаторы И. Фомин, А. Таманян, И. Жолтовский, В. Щуко. Цветы, что растут лишь в снах, Распускаясь, звенят и сияют.
«М» пытался преодолеть характерное для буржуазной культуры 19 в. противоречие между художественными и утилитарным началами, придать эстетический смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить к искусству все сферы жизни и сделать человека частицей художественного целого. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов) в России. Наряду с признанием роли его наработок для становления христианской философии, важным его достижением считалось соединение в едином философском дискурсе теологии (как таковой, науки о божественном), пифагорейской философии (несвободной от специфического мистицизма чисел и взгляда на общество испытавшего влияние персидской и индийской мысли, считавших верным жестко-иерархическое общественное устройство), восточных доисламских доктрин. Что особенно важно Платон понимался в этой академии с учетом его интерпритации Плотином, бывшего одним из прародителей гностицизма.
Характерно новое обращение художников Модерна к «египетскому стилю». Фигуры и предметы уподоблялись гибким растениям. Их образовывало, покрывая слой за слоем (до 15), жидкое разноцветное стекло с примесями металлов. Фовисты не ставили перед собой цель точно изображать природу.
Для «стиля модерн» главным принципом стала стилизация, но не в смысле интерпретации форм художественных стилей прошедших эпох, как это было в период Историзма второй половины XIX в., а в смысле тенденции подчинения всех элементов композиции какому-либо одному, формообразующему началу. В живописи и графике — Г. Климт, А. Ван де Вельде, «набиды», ранний Э. Мунк, Ф. Ходлер, М. Врубель, отчасти В. Васнецов и участники группы «Мир искусства» (А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, А. Головин, М. Добужинский) и др. Способствовали популяризации модерна и повсеместно издававшиеся журналы по искусству (в России – «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» и др. ). Другие интерьеры оформлены в стилях Ампира и «четвертого рококо».
вздохом умирающего столетия». После длительного периода эклектики искали его историко-культурное обоснование. склеиванием разных материалов и включали в картины случайные предметы. В особо торжественных случаях С. Бернар любила показываться в украшениях работы Р. Лалика «стрекоза» и «клубок змей».
Получила развитие пластика малых форм, предназначенная для украшения интерьера (статуэтки А. Майоля, О. Родена, майоликовые изделия Врубеля и фарфоровые статуэтки К. А. Сомова). Многие убеждены, что художники модерна так и не смогли решить поставленные ими же грандиозные задачи по созданию нового «большого стиля» и потому модерн так и остался переходным периодом. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни.
Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. 5 000 статей о растительном и животном мире, о многообразии жизни на Земле. moderne — совр., новый) — рус. Печать кажущегося произвола лежит и на формах мебели, окон, дверей.
Поэты-символисты не заставили себя ждать, воспевая «бледный идеал» и сравнивая молодое искусство с критомикенским, этрусским, «пламенеющей готикой» средневековья и французским Рококо. стиль в архитектуре и декоративном иск-ве. Стремление русских художников к организации целостной «художественно-романтической» среды проявилось в необычайно ярком явлении культуры «fin de siecle» – знаменитых «дягилевских сезонах» в Париже. При этом любая часть конструкции или декора имела свое символическое религиозное значение.
Эта идея была с воодушевлением воспринята деятелями культуры разных стран (О. Редон, М. Дени, М. Клингер, Ф. Ходлер, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, художники объединения «Мир искусства»). На первой стадии развития, согласно лозунгу, выдвинутому Анри Ван де Велде: «Назад к природе», художники стремились освободиться от излишеств декора, свойственных эклектизму «викторианского стиля», Второго Ампира, Необарокко и «неоренессанса» середины XIX в. На второй стадии архитекторы Модерна переходили к целостному проектированию здания «изнутри наружу» (ранее господствовал противоположный метод отдельного оформления фасада по принципу «слоеного пирога»). В 1900 г. в Вене, а затем в 1902-1903 гг. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. СПб, Натапп R., HermandJ.
Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. volhva – нимфа р. Волхов). Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Быстрому распространению «М» способствовали журналы «Revue blanche» (1891, Париж), «The Studio» (1893, Лондон), «The Yellow Book» (1894, Лондон), «Jugend» (1896. Стиль воплотился в творчестве художников группы «Наби», Венского сецессиона, участников художественных объединений Берлина, Мюнхена, Дармштадта в Германии, М. А. Врубеля, мастеров «Мира искусства» и «Голубой розы» в России.
Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. Начало искусству "модернизм" положили еще постимпрессионисты. Луис Тиффани был художником и дизайнером. Идейно-философской почвой, на которой родилось «новое искусство», был неоромантизм, возрождавший идеи конфликта между индивидом и обществом, миростроительной миссии художника-демиурга, ведущей роли творческого прозрения в создании произведения искусства. Юбки платьев украшались росписью, аппликацией, вышивкой и другой отделкой.
Вернувшись на родину, он тут же в корне поменял проект уже строящегося здания известного как Кастель Беранже. Современное искусство (искусство XXвека) состоит из ряда течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположны друг другу. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций (не путать с психологическим историческим и философским романом, являющимися классическими), появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Но в духе «М», стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисленные деловые, промышленные и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома. Несомненно то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, была порождена явлениями упадка, кризиса сложившейся к этому времени системы научных, эстетических и этических ценностей». Этот мастер работал в период Модерна и не мог остаться вне условий времени, но его творчество выходило за границы любого художественного направления, течения и стиля как у всякого талантливого человека.
Благодаря издававшемуся У. Моррисом журналу «The Studio» деятельность мастерских обрела мировую известность и стала образцом для подражания. Все течения объединяло общее мировоззрение, отличающееся, с одной стороны, растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой — настойчивыми поисками нового «большого стиля» во всех сферах творческой жизни, стиранием границ между элитарным и массовым искусством. ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Ф. О. Шехтель в России). Хронологические рамки искусства модерна очень узки: приблизительно 1886-1914 годы. Архитектура периода Модерна сложна, многообразна, метафорична.
Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Отсюда название: орнаментально-декоративное течение. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов. Л. Б., В. Б. В каждом случае художники модерна искали целостности, органичности, гармонии ансамблевых решений – изображения и плоскости, отсюда декоративность рельефов и росписей, как бы вырастающих из поверхности стен зданий орнамента и конструкции – «орнаментализации» конструктивных элементов стальных каркасов, железных решеток, формы и пространства интерьера и экстерьера.
Это течение близко соприкасалось с возникшим сначала в Швеции и Финляндии, а затем в Петербурге, в рамках национально-романтического движения, «северным модерном». Не случайно еще в начале века модерн называли не художественным стилем, а «стилем жизни», так как новые веяния пронизывали собой все стороны существования человека. Вот таким образом в период Модерна существовали разные стилистические течения. Вот таким образом декоративность стала одним из главных качеств живописи «М». 19 – нач.
Некоторые архитекторы начала 20 в. предвосхищали во многом функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнера в Австрии, П. Беренса в Германии, О. и Г. Перре во Франции). Новая тема в архитектуре модерна– жилой дом человека «среднего класса» (любителя искусств, коллекционера или художника), сопоставимый по своему эстетическому совершенству с дворцами прошлых эпох. Последнее, по мнению многих исследователей, свидетельствует о том, что искусство Модерна к началу XX в. завершило не только собственный цикл развития, но и вообще классическую эпоху европейского искусства. в Москве с большим успехом прошла выставка шотландского художникаЧарльза Рени Макинтоша. Возрождались классические мотивы и материалы, а текже редкие техники эмалирования иризации и росписи стекла эмалями, краклэ – приемы венецианского стеклоделия эпохи Возрождения. Многим, вероятно, тогда казалось, что на их глазах создается абсолютно новое искусство. Среди основных течений М. : флореальное или «Ар Нуво», неоромантическое, рациональное или геометрическое, «неопластицизм» или «органическую архитектуру», неоклассицизм. Он содержит 100 000 статей и адресован самому широкому кругу читателей.
moderne – новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль»), стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. Их художественное мышление характеризовалось удивительно быстрым ростом. Японским искусством увлекались французские художники, художники группы «Наби» и «Эстетического движения», объединения, возглавляемого писателем Оскаром Уайлдом.
Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Причем характерно, что ретроспективизм «русского стиля», к примеру в графике Е. Поленовой, соединялся с интернациональными приемами стилизации и обобщения формы, выработанными английским модерном У. Крэйна или французским Ар Нуво. Выдвигая идею «преобразования окружающего мира» посредством красоты, основоположники модер-на — бельгийский архитектор и дизайнер Хенри ван де Вельде и английский архитектор Уильям Моррис — считали, что этого можно достигнуть только путем синтеза искусств. Дизайнеры тех времен стремились придать женскому платью образ легкой бабочки или цветка. Термин М. наиболее активно употреблялся в России во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Art nouveau), в Австрии — «сецессион» (Secession), в Германии — «югендштиль» (Jugendstil), в Италии — «либерти» (Liberty).
Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. «Прекрасная эпоха» (франц.
Теоретики модерна — бельгийский архитектор Хенри Ван де Велде и английский архитектор Уильям Моррис — выдвинули утопическую идею «преобразования окружающего мира» посредством красоты. Интерьер со всеми деталями обстановки, вплоть до оконных рам и дверных ручек, стал рассматриваться как целостное художественное произведение («Павлинья комната» в Лондоне, 1877 проект Т. Джекилля, оформление Дж. Уистлера). В русском искусстве самым ярким представителем романтики периода Модерна был Михаил Александрович Врубель (1856-1910) гениально одаренный художник польского происхождения (польск.
Важной деталью здесь будет стол круглой формы и старые знакомые — венские стулья (в свое время их называли «модерном для бедных»). Исторически (если, конечно, рассматривать в качестве эталона этого способа социальной организации западноевропейские общества эпохи Модерна) нация является организацией свободных, атомарных индивидов, скрепленных вышеназванной совокупностью ценностей, что в принципе противоречит идее структуризации за счет вбирания в себя традиционных социальных образований, будь то касты, кланы, фратрии, тейпы и т. д. Динамика и текучесть формы и силуэта характерны для скульптуры (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) и для произведений декоративно-прикладного искусства, уподобляющихся феноменам природы с их органическими внутренними силами (керамические и железные изделия А. Гауди металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции стеклянные сосуды Л. К. Тиффани в США, мебель Х. ван де Велде) тяготение к конструктивности, чистоте линий, лаконизму форм проявилось в мебели Ч. Р. Макинтоша, И. Хофмана, И. А. Фомина. Эстетика «М» развивала идеи символизма и эстетизма, «философии жизни» Ф. Ницше. Выдающимся архитектором русского, московского Модерна былФедор Осипович Шехтель (1859-1926).
фр. наименование стиля в ев-роп. Возникло течение «модерн-классицизм» или модернизированная классика, представленное в Петербурге творчеством Ф. Лидваля, М. Лялевича, А. фон Гогена, Н. Захарова, М. Перетятковича. Для русского модерна было также характерно тесное переплетение жанров и видов искусства. В различных странах стиль имел разные названия: во Франции – «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв.
Для зодчества модерна характерна асимметричная композиция, в которой соединяются разные по формам и масштабам объемы применение новых конструкций и материалов (в том числе металлических каркасов). Предшественниками абстракционизма были кубизм, футуризм и дадаизм.
modeme — современный) Стилевая эпоха в евро-американском искусстве рубежа XIX-XX вв. moderne — современный) или Ар-нуво (фр. Но ведь и художники следующего поколения не смогли создать свой стиль. Модерн (от фр.
Произведения восточного искусства коллекционировали Эмиль Золя и братья Гонкур.
Пространство здесь развивается изнутри (от интерьеров) наружу по своеобразным законам пластической логики. В мебели стиля Модерн параллельно развиваются две линии: декоративная (капризные формы и контуры) и конструктивная (прямолинейность, ясное построение), причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Именно его авторству принадлежит проект Оперного театра в Киеве (Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко). Подобные дома многие художники строили для себя (Ф. Штук, А. ван де Вельде, Ф. О. Шехтель). Им представлялся тупиковым путь прерафаэлитов, усилия Дж. Модерн в архитектуре, фото которого все скажет без слов, определенно был самым необычным явлением в искусстве конца XIX – начала ХХ века.
Художник-эрудит, поэт и романтик, Шехтель использовал приемы стилизации. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. В 1900-1910-х годах, прежде всего в школе венского модерна – последователей архитектораОтто Вагнера использовались иные формы: прямые линии и углы, мотив «шахматной сетки». В скульптуре образы становятся более условными и отвлеченными. 20 вв.
В «неорусском стиле» работали и участники другой художественной «колонии» — в имении княгини М. К. Тенишевой в Талашкине под Смоленском — Н. Рерих, М. Врубель, С-Малютин а также художники, групировавшиеся вокруг имения В. Д. Поленова под Тарусой. Данные в статьях приводятся по состоянию на 2003 год. Платья в стиле модерн в первую очередь подчеркивали тонкую талию. Belle Epoque) оказывается при ближайшем рассмотрении не такой уж прекрасной. Во время поездки в Брюссель он был вдохновлен работами Орты.
19 нач. Особняки, павильоны, общественные здания эпохи модерна построены как бы «изнутри наружу», то есть внутреннее пространство определяет внешний облик. Мода на одежду в стиле модерн появилась в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. В этих течениях исчезло человеческое, художественно-образное содержание искусства и прервалась «связь времен». Вот таким образом подлинной основой «нового стиля» следует считать не идеологию рубежа веков, а смену принципов формообразования имеющую более глубокие внутренние причины. Художники Модерна дерзко ломали привычные нормы и границы.
Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Цветовая гамма: приглушенные тона, расцветка без оттенков. Вычурные цветы (самыми популярные ирисы, водяные лилии) и насекомые (стрекозы, кузнечики, жуки) украшали не только ткани, но и обои, витражи окон (популярны большие окна-эркеры, а также стрельчатые окна имитирующие готику). Стиль Модерн в интерьере помещения поможет раскрыть утонченность и яркую индивидуальность владельца. Рёскина и У. Морриса по возрождению традиций средневекового ручного ремесла.
Французский мастер использовал стилизованные природные формы, сочетания золота, «оконной эмали», янтаря, слоновой кости, бриллиантов, серебра, алюминия и простого стекла. Для этого использовались новые технико-конструктивные средства, свободная планировка, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (постройки X. К. ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбриха в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, Ф. О. Шехтеля в России). Архитектурные сооружения М. создавались по принципу «органической архитектуры», отказывающейся от классического ордера, прямых линий и плоских поверхностей. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Х. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год— год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников. Вот откуда «фанатизм стиля», характерный для человека «поворота столетий».
Если у Вас есть возможность оформить дом или загородный особняк в данном стиле, то не забудьте про главное правило — «внешность» дома должна отражать его внутренний характер. Например, параболические арки отождествлялись со Святой Троицей. Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма.
Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Синтез жанров и видов искусства в рамках модерна ограничивает свободное творческое развитие живописи, графики, скульптуры и возрождает тип художника-универсала, одинаково успешно работающего в «стан-ковой» и «прикладной» сферах художественной культу-ры. Вот таким образом Г. Стернин сделал логичное заключение, что «модерн как научный термин уместнее ставить в ряд не с чисто стилевыми категориями, а с таким историко-культурным понятием, как бидермейер. Поп-художники часто используют фотоснимки, коллажи, готовые предметы, необычные материалы. Панно в «готическом зале» созданы по рисункам М. А. Врубеля. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом.
Несколько иное течение формировалось в среде французских писателей и поэтов-символистов. «Мы гребень вставшей волны», – писал Валерий Брюсов. «Готический зал» особняка поражает ощущением подлинности средневековья. Пристрастие модерна к живым органическим формам выразилось в стремлении создать ощущение текучей пластической массы, словно находящейся в процессе становления и обретающей законченную форму на глазах у зрителя (О. Роден, А. Майоль, А. Бурдель, А. С. Голубкина). В этом удивительном здании главная лестница выполнена в романтической стилизации под формы готики, парадный зал – в формах ампира, а гостиная – в стиле рококо (уже четвертого по счету, после периодов «второго» и «третьего рококо» в Европе).
Картина развития искусства в это время усложняется тем, что в период Модерна существовали произведения не только в «стиле модерна». В искусстве модерна декорация начала отделяться от конструкции и становиться самоцелью. Так, например, узор вентиляционной решетки мог стать доминантным мотивом, как эхо, повторяющимся в других формах и в композиции целого. Модерн сравнивали с рококо, не замечая при этом того художественного разлада, которого не было ни в искусстве древности, ни даже в маньеризме или рококо в период их «классического» развития. Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре1. Во Франции первооткрывателем стиля модерн в архитектуре был Эктор Гимар. Наиболее фантастические формы символизм модерна приобрел в Испании, в творчестве гениального архитектора-символиста А. Гауди.
Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы. Во Франции Модерн получил название Art nouveau (Арт-нуво, дословно новый стиль). Схоластичны споры о том, следует ли считать Врубеля художником Модерна и символистом.
Характерна асимметрия фасадов зданий Модерна. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Быстрому распространению направления способствовали художественные журналы — в России — «Мир искусства» (1898/99—1904).
в Дармштадте состоялся конкурс на проект дома «любителя искусств», в котором победили английские архитекторы Чарльз Макинтош и Бейли Скотт. В связи с этим возникает проблема отделения понятий периода Модерна от «стиля модерна»: второе понятие уже первого. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
Исчезло разделение видов и жанров искусства на высокие и низкие. А также более поздние течения— абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. Окна— прямоугольные, удлинённые вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна»— широкие, наподобие витрин. Началась новая эра графики. Своего «Демона» Врубель изобразил среди таких фантастических растений-кристаллов. Однако подобные соединения разнородных элементов не создают эклектического впечатления.
Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства Модерна. Волнистые линии орнаментики Ар Нуво сравнивали с крито-микенским искусством. Именно модерн первым попытался не просто механически соединять разные стили, а произвести их синтез, «оживить», в соответствии с технологиями нового времени. Стиль Гауди назвали «каталонским модернизмом». Под воздействием прямых линий мебели Макинтоша «флоралист» Виктор Орта заявил: «Я отошел от цветов и листьев и занялся стеблями и палками». Вторая причина – поиски «большого стиля», стирающего границы между элитарным и «массовым искусством». Виктор Александрович Шретер (1839—1901 гг. ) русский архитектор немецкого происхождения.
Вот таким образом «художникам приходилось расплачиваться за модерн и преодолевать его и одновременно благодарить за то, что какие-то пути вперед были намечены». Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии, М. А. Врубель в России). Так, с 1895 г. в Лондоне по проекту архитектора Джона Бентли (1839-1902) возводился грандиозный Вестминстерский собор.
Вскоре подобные предприятия возникли в Германии (в Дармштадте) и в России (в Абрамцево и Талашкино). В архитектуре возникли новые типы сооружений: вокзалы (Ярославский вокзал в Москве, архитектор Ф. О. Шехтель, 1902–04) доходные многоэтажные дома (Каса Мила в Барселоне, архитектор А. Гауди, 1906–10 жилой дом в Париже, архитектор О. Перре, 1903) выставочные помещения (Зал в Дармштадте, 1908 Венский Сецессион, 1899 оба – архитектор Й. Ольбрих) большие магазины («Инновасьон» в Брюсселе, 1901, архитектор В. Орта торговый дом кампании «Зингер» в Санкт-Петербурге, 1901–04, архитектор П. Ю. Сюзор). По воспоминаниям соучеников, Врубель слыл «чужаком» в классах петербургской Академии художеств и по-настоящему учился у любимых им мастеров Византии иконописцев итало-критской школы и мозаичистов собора Сан Марко в Венеции. Это объясняет и пристрастие художников модерна к «вечным философским темам бытия», таинственной, часто мрачной символике, ощущению тайны. Тем не менее, все эти термины – не синонимы, они имеют разный смысл.
Среди ведущих графиков «М»: англичанин О. Бёрдсли, немцы Т. Т. Хейне, Г. Фогелер, швейцарец Ф. Валлоттон, голландец Я. Тороп, норвежец Э. Мунк, в России А. Н. Бенуа, К. А. Сомов мастера плаката французы А. Тулуз-Лотрек, Э. Грассе, чех А. Муха, австриец К. Мозер. В1901г. Возникло новое направление в Соединенных Штатах Америки.
Линии в Модерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент ему присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала. Мебель в стиле Модерн отличается простотой форм и высокой функциональностью. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Дома в стиле модерн сочетали в себе природную красоту и функциональность.
Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. В Бельгии, Великобритании и США оно известно как «новое искусство» (Art Nouveau), в Германии «югендстиль» (Jugendstil), в Австрии «стиль Сецессиона» (Sezessionstil), в Италии «стиль Либерти» («stile Liberty»), в Испании «модернизм» (modernismo). При этом возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя»: от общего эскиза сооружения до рисунков дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов. Будучи учеником не менее известного мастера — художника школы «Нанси» Э. Галле, Тиффани использовал в росписи флореальные мотивы.
19 — нач. Обусловлено это очень ярко выраженным декоративно-прикладным характером, что как и любое ярко выраженное явление имело не только своих сторонников, но и противников, а также тем, что технически изготовление предметов интерьера в стиле Модерн было сложным и дорогим. Он возник еще в 1950-х годах, но расцет его произошел лет на десять позднее. Подобную особенность художественного мышления точнее называть не стилизацией, а историзмом, в котором «готические» формы являются свободными романтическими фантазиями на историческую тему.
Художники модерна своей дерзостью ломали все привычные границы. «М» противопоставил эклектизму 19 в. единство, органичность и свободу развития стилизованной, обобщённой, ритмически организованной формы, назначение которой одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряжённый дух переломной эпохи. Немецкое «Jahrhundertwende» – «поворот столетий», как подмечено А. Русаковой, лучше определяет содержание этого периода, чем традиционное французское выражение «fin de siecle» – «конец века».
ВМоскве архитектор А. И. Таманян построил дом для князя С. А. Щербатова (1911–13), который был признан лучшей современной городской постройкой. Модернизм — это идейно-художественное течение в Европе начала XX в. Его представители пытались создать «искусство будущего», отвергая традиционную культуру с ее «классическими» нравственными и художественными ценностями. Художественный стиль Ар Нуво эволюционировал. Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. Многие тогда видели в «стиле модерн» некий «венец художественного развития» европейской культуры, единый интернациональный стиль. Архитектура «М» была первым шагом в архитектурном развитии 20 в. Она искала единства конструктивного и художественного начал, вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень изразцы, фанера, холст).
art nouveau, букв. Стиль возник на рубеже XIX—XX вв., как попытка преодолеть засилье пошлой эклектики с ее противоречием между фактурой и декором.
Мир форм модерна символизировал дух своего времени. XX в. Представители «модерна» противопоставили эклектике XIX в. дух стилевого единства произведений искусства. (1872-1874) В 1891 г. знаменитая актриса Сара Бернар заказала ювелиру Рене Лалику (1860-1945) парюру (комплект украшений). МОДЕРН (франц.
Их отличает подлинно классическая строгость пропорциональных членений фасадов, но с характерной асимметричностью композиции, полукруглые или многогранные эркеры, майоликовые фризы, сильный вынос кровли на кронштейнах, ассоциирующийся с итальянской архитектурой, мелкая расстекловка окон, часто трапециевидных или с закругленными углами и нарядными наличниками – парафраз северного, «петровского барокко», такого родного для Петербурга. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. И действительно, Романтизм был главным содержанием «эпохи модерна», так же как он характеризовал период бидермайера начала XIX столетия. Длинная, упруго изгибающаяся, охватывающая все изображение неотрывная линия (т. н. Более долгая жизнь была суждена сюрреализму (от французского "сверхреальное", "сверхестественное").
В последние годы, накануне первой мировой войны искусство модерна, главным образом архитектура, сменило свою пластичность, «органогенность» на конструктивную ясность, простоту, рациональность, аскетизм. Вот таким образом, термин «модерн» правильнее употреблять по отношению к определенному историческому периоду, а не к стилю, аналогично понятиям «античность», «средневековье», «ренессанс». Не реальная жизнь, а мифологические, библейские, литературные сюжеты привлекали внимание художников («Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая» В. А. Серова цикл панно «История Психеи» М. Дени). Спустя два-три года парижане называли «новый стиль» «гонкуровским» (в эти же годы в Англии, где всегда сильнее ощущались рационалистические тенденции, «новый английский стиль» именовали «яхтенным» (англ.
Популярны растительные, нежные цветочные орнаменты, вязь. В архитектуре «чистыми классиками» в это время слыли И. Фомин, А. Таманян, В. Щуко, А. Щусев, И. Жолтовский. постройки в Барселоне), Ф. О. Шехтель (Ярославский вокзал, бывший особняк Рябу-шинского в Москве), В. Орта (отели «Тассель» и «Сольвейг в Брюсселе) и др. При помощи пояса фигура женщины как бы разделялась на две части. Например, параболические арки отождествлялись со Святой Троицей. Художники модерна использовали в своем творчестве разные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, Готики и Ренессанса искусства этрусков и французского Рококо.
Для этого этапа характерно возникновение художественно-ремесленных мастерских (прообразами их были мастерские У. Морриса, 1861 и «Выставочное общество искусств и ремёсел», 1888, в Великобритании), часто противопоставлявших себя капиталистической индустрии: «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии «Венские мастерские» (1903) в Австрии мастерские в Абрамцеве (1882) и Талашкине (около 1900) в России. Балетные постановки С. Дягилева с их соединением театра, музыки искусства костюма и декорации называли «утонченной стилизацией модерна». Возрожденный манерами модерна (Ар-Нуво) витраж приобрел новое звучание. В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). Это было так чуждо и непривычно для зрителей, что таких художников стали называть "фовистами" (от французского слова "хищник").
Так, причудливые «цветы» из металла Э. Гимара у входов в парижское метро абсолютно новые формы, лишь ассоциирующиеся, но никак не изображающие реальные растения. От латинского слова secessio (отделение, уход) образуется австрийский вариант названия стиля Модерн. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв. Мебель в стиле Модерн проста и функциональна. Во Франции: «флореальное» или Ар Нуво («Новое искусство»), в Австрии и Шотландии – геометрическое, в Германии близкое французскому Ар Нуво искусство именовали югендштилем, в Италии – либерти, в Польше – «сецессией».
Один из принципов работы над интерьером – импровизация на выбранную тему. Большинство из них работали также и в декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Конструкции стиля— часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Чем глубже и тоньше душа человека, тем сложнее и вычурнее должна быть среда его обитания. В столовой круглый стол и удобные кресла с гнутыми спинками, а специальная технология обработки стекла придает окнам эффект мерцающего льда, что тоже очень соответствует «загадочному» духу модерна.
Рубеж XIX-XX вв. В сравнении с ней станковая живопись и скульптура этого периода беднее. Главным средством выражения они изобрели цвет.
Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. Причем эти вымышленные интерьеры обставлялись подлинной музейной мебелью. Этот декор лишь внешне, хотя подчас и очень «натурально» изображает растения, но, прежде всего символически преображает самые заурядные конструкции из дерева, железа и бетона, объединяя в единое целое конструкцию, форму и стилизованную поверхность, что и определяет их принципиальную атектоничность, пластицизм. Любимые мотивы художников модерна – морская волна, лебединая шея, томные женские фигуры с распушенными волнистыми волосами извивами рук, в развивающихся складках одежд.
Однако несколько практических и выполнимых советов, ввсе же можно дать. Точно так же в XVIII в. в.
«Модерн», стиль «модерн» (франц. В интерьерах бельг. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). Наиболее последовательно «М» осуществил свои принципы в узкой сфере создания богатых индивидуальных жилищ. В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману.
Модерн стремился впитать в себя все. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов13. Даже если в этих словах есть преувеличение (показательно использование термина «эпоха» вместо «период»), то в них отражен созидательный пафос того времени. Боясь потонуть в пошлости обыденной, художники выдвинули утопическую идею панэстетизма, заключающуюся в том, что этику можно преодолеть эстетикой и с помощью высокого искусства оказаться «по ту сторону добра и зла». Вместе с тем, правы те, кто считает, что модерн нельзя «модернизировать», включая в него позднейшие течения, которые тогда еще только зарождались и выделились из искусства модерна позднее.
20 вв. Модерн отказывается от коридорной планировки в пользу своеобразно понятой центрической. Та же двойственность отличает искусство английского художника Обри Бёрдсли (Aubrey Vincent Beardsley, 1872-1898). (франц. Главной идеей модерна была идея сотворения прекрасного, которого так мало в окружающем мире, а его целью было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой». Небывалый подъем переживали плакат, книжная и журнальная иллюстрация (А. Муха, А. де Тулуз-Лотрек, О. Бердсли, И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере).
На искусство модерна возлагались большие надежды. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Многие из черт М. на новом витке цивилизационного процесса проявятся уже в иных формах в постмодернизме (postmoderne. ) второй пол. Стремление к целостности, пластичности внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции, динамика и текучесть форм и есть отличительные особенности стиля Модерна. Свою жену, певицу Н. И. Забелу, художник изобразил в образе царевны Волховы из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко» (словенск. На стенах зеркала тоже в деревянных сложной искривленной формы рамах.
Их соединяло настойчивое стремление к эстетизации отдельных формальных приемов: «органогенности», плоскостности, орнаментальности. Предшественницей сюрреализма была группировка "Дада" из Швейцарии.
Модерн впервые объединил европейские и восточные художественные традиции. К примеру, фантастические цветы в стекле Э. Галле и ювелирных изделиях Р. Лалика кажутся иллюстрациями к «Озарениям» («Illuminations») А. Рембо: О, потаенные самоцветы – раскрывшиеся цветы. Дадаисты, подобно кубистам, пользовались техникой коллажа, т. е. Вот таким образом, несмотря на свою недолговечность (всего 15–20 лет), модерн стал целой эпохой в истории культуры, внедрившись в быт не только элиты, но и широких слоев общества. Ювелирная отделка деталей использование необычных материалов проникают в живопись. В истории искусства Модерн так и остался «переходным периодом».
Скульптура модерна отличалась текучестью форм и причудливостью силуэта (творчество Огюста Родена). Он уже не мог породить «большой стиль» в традиционном понимании, но как бы ностальгически подводил итоги угасающей классической культуре (отсюда черты подчеркнутого декаданса, манерности изощренного эстетства, надломленности, фантастического буйства органических форм и линий, но и какой-то бесконечной грусти в плавно текущих линиях и формах, художественный мистицизм и символизм), перебирая и многообразно сочетая художественные формы, элементы, приемы, находки искусств Востока (особенно японские мотивы) и Запада, античности и Средневековья, Ренессанса и маньеризма, классицизма и романтизма. Другое течение национально-романтического направления представляет «северный модерн».
Разновидностью модерна является символизм. Последнее, однако, менее удачно, поскольку при явной, демонстративной декоративности произведения в стиле Ар Нуво не представляют собой внешнее украшательство, что типично для произведений предыдущего периода эклектики. modernismo) в Нидерландах – «Nieuwe Kunst» в Швейцарии – «еловый стиль» (style sapin) в США – «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в России – «модерн». интернациональными стали мотивы морской волны, вьющихся растений, цветов ирисов, лилий, цикламенов, а также рифмующихся с растительными формами лебединых шей, томных и бледных женских лиц – дев с длинными волнистыми волосами извивами рук и струящимися складками одежд.
Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Вождем группировки фовистов был Анри Матисс. В модерне происходит чудо преобразования — поэтизация обыденного.
«новое искусство») или «fin de sicle» (фр. Однако особенности трактовки форм, нюансы силуэта и внутренний декор демонстрируют новые – «модерные» черты, отсутствовавшие в стилизациях середины XIX в. Культ изогнутой линии, натуралистичность мозаичных изображений, стремление к синтезу разнохарактерных элементов отличают также архитектуру «романского возрождения» конца XIX в. в Западной Европе и США. Модернизм (итал. modernismo— «современное течение» от лат. modernus— «современный, недавний»)— направление в искусстве конца XIX— начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Существует много разновидностей абстрактного искусства под разными названиями. Это творчество художников-любителей, которое называют наивным или примитивным. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор, стремление одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряженный дух переломной эпохи рубежа XIX—XX вв.
«М. » возник в условиях кризиса буржуазной культуры как один из видов неоромантического протеста против антиэстетичности буржуазного образа жизни, как реакция на господство позитивизма и прагматизма. Ножки были волнообразными. Примером может служить М. А. В России утвердился термин «Модерн» (в западноевропейском искусствознании он не используется, обычно применяют название «Ар Нуво», а слово «модерн» означает просто современный, актуальный, передовой). Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв.
Следует упомянуть византийского неоплатоника Георгиса Гемистоса (он же Плетон), который пытался преодолеть христианское мировидение с помощью языческого политеизма. Зарождалось конструктивистское течение. modern style) в Германии – «югендстиль» (нем. Jugendstil— «молодой стиль» – по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Австрии, Чехословакии и Польше – «сецессион» (нем. Secession – «отделение, обособление») в Шотландии – «стиль Глазго» (англ. Glasgow style) в Бельгии – «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884) в Италии – «либерти» («стиль Либерти») в Испании – «модернизмо» (исп. У широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики2.
Первый шаг в этом направлении был английскими графиками и архитекторами (Макмардо Артур Крэйн Уолтер Имейдж Селвин), затем бельгийцами, парижскими, венскими и мюнхенскими художниками. Войдя в такой дом, попадаешь как бы в диковинный водоворот: изогнутые пластичные формы рисунка на паркете, витые лестницы с кованой решеткой перил и сложным переплетением «вьющихся растений» из металла. moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль»), стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. В более глубоком смысле следование «новому стилю означало стремление к созданию «нового стиля жизни» – художественного «синтеза окружающей человека среды, пространства и времени, в котором он живет, а это воистину задача «Большого стиля». Модерн уже в то время называли «последней фазой искусства прошлого века.
(во Франции – «ар нуво», в Германии – «югендстиль», в Италии – «либерти» и др. ). В дальнейшем это стало главным принципом искусства модерна. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ.
Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. Но бесспорно, но также и то, что модерн ознаменовал собой начало нового искусства. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне12.
Христианские мотивы здесь переплетаются с национальным фольклором, сказочностью фривольный эротизм с мистическим символизмом утонченный вкус с вульгарными, грубыми, кричащими элементами (предчувствие кэмпа и кича), рафинированный символизм с натурализмом, «органицизм» флореальности с рациональным геометризмом и т. д. Важнейшим стилевым принципом М. стала стилизация, понимаемая как подчинение всей художественной системы произведения или архитектурной среды единому формообразующему принципу, основывающемуся на эстетической переработке многих (часто разнородных) принципов стилеобразования. Декоративно-прикладное творчество заняло главенствующие позиции и оказывало влияние на другие виды искусства (Э. Галле, А. ван де Вельде, Р. Лалик, Ч. Макинтош, Л. Тиффани, С. В. Малютин, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, Е. Д. Поленова изделия фирмы Фаберже). В России этот период получил звание «серебряного века», во Франции символизм быстро переродился в сюрреализм. Подчас в них эстетизируются зло и порок (образы А. де Тулуз-Лотрека, К. Ван-Донгена, тема Демона у Врубеля). И модерн — верный помощник в достижении этой благородной цели. В отличие от внешней, формальной схемы Классицизма такая асимметрия проистекает от органичного движения объемов «изнутри наружу».
Стилистический диапазон искусства Модерна широк. Английский коммерсант Сэмюэл Бинг (1838-1919) в 1876 г. открыл в Париже магазин «La Porte Chinoise» (франц. Источ. : Аполлон. Само сочетание «исторический стиль модерн» звучит несколько парадоксально, ведь как уже упоминалось, слово «модерн» означает «современный». При этом любая часть конструкции или декора имела свое символическое религиозное значение.
«Модерн» находили у этрусков, в итальянском Маньеризме конца XVI в., в стиле интернациональной или «пламенеющей готики». Это течение неопределенное и оставляющее впечатление болезненного.
Если традиционные общества основаны в философском смысле на религиозном знании, то нация – способ социальной организации, отстраивающийся от преимущественно рационального знания научного типа, структура традиционного общества представляет собой иерархическую лестницу от крестьян-землепашцев до монарха и первосвященника, в то время как нация структурируется по принципам эгалитаризма (реального практического гражданского равноправия всех членов общества независимо от социального происхождения), политической демократии, равноправия (реально во многих случаях – номинального)людей любого расового или этнического происхождения. Кроме того, формируется новая светская идентичность, практически осуществляемая во многом в рамках идеологии – нового культурно-массового феномена, тесно связанного с наукой и впервые появившегося именно в рамках Модерна. «Ворота в Китай»), а в 1895 г. магазин «Maison de LArt Nouveau» (франц. Основой такого синтеза им виделась архитектура, объединявшая все виды искусства. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Х. Однако, первоначально Ватикан занимал консервативную позицию по отношению атрибутам современного общества – энциклика папы Пия IX (1846-1878) Quanta cura (1864) с приложением Силлабус (перечень), содержащим такие заблуждения, несовместимые с католичеством., как: либеральная экономика, социализм и коммунизм, библейские общества и пр. ) далее последовала известная энциклика Rerumnovarum.
Линия приобрела удивительную силу. Стилизованный растительный орнамент Модерна доминирует в декоративном убранстве мебели (декоративная линия). Расцвет переживает театрально-декорационное искусство, в котором добились триумфального успеха художники «Мира искусства». Вот таким образом, как заметила А. Русакова, немецкое им выражение «Jahrhundertwende» – «поворот столетий» точнее определяет содержание этого переходного периода, чем традиционное французское «fin de siecle» – «конец века».
Большой известностью пользовался дом У. Морриса. Многие картины пронизаны бурной стихией чувств («Вихрь» Ф. А. Малявина, «Крик» Э. Мунка, 1893). О. Рескин утверждал, что подобные линии ассоциируются «с жизнью и организмом», так как они подобны биологическим формам без сочленений и разрывов.
XX в. Лит. : Яремич С. Врубель.
Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли— автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». М., 1989 Символизм в России. И сами его предметы, как у Галле имели текучие, уподобленные природным формы. Наиболее простой способ воссоздания модерна в вашем интерьере — это выделение стилевых акцентов. Метод художественной стилизации и вывел искусство модерна в разряд романтического. Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия).
Это было типично романтическое ретроспективное мышление. Практически же «М» явился первым относительно цельным стилем художественного оформления различных сфер буржуазного быта. Он строился в «византийском стиле», по образцу церквей в Константинополе и Равенне, украшался цветными мраморами и мозаиками. «Его искусство – одно из лучших выражений той влюбленности в странное, которая охватила людей в конце XIX века». В их числе часто называют У. Морриса, Дж.
Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Характерные для мн. Архитектура: Терминологический словарь. Двери стиля модерн— прямоугольные, часто арочные. Впрочем, подобные устремления были особенно актуальны для «fin de siecle».
С живописью модерна связаны Поль Гоген, участники группы «Наби» во Франции, Эдвард Мунк в Норвегии, М. А. Врубель и В. М. Васнецов, участники группы «Мир искусства» (А. Произведения часто натуралистичны, скучны и отдают пошлостью салона. Наряды в этом стиле предпочитали женщины практически всех социальных слоев.
«конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Резные панно кресел-бержер, стульев, диванов имели формы гибких ветвей, цветков ирисов. Период становления «М» (рубеж 1920 вв. ) отмечен национально-романтическими увлечениями интересом к средневековому и народному искусству.
В России М. проявился наиболее полно в группе художников, сотрудничавших с журналами «Мир искусства» (1898— 1904) и «Золотое руно» (1906-1909), а также в так называемом «неорусском стиле». Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Здравоохранение Советского государства было одним из лучших в мире, а реальный уровень жизни лишал всех советских людей возможности быть нищими и испытывать неприкрытую нужду в необходимых жизненных средствах (финансы, повседневные предметы личного обихода, питание, одежда, книги, возможности для личного духовного развития). Формально-пластическим символом М. является изысканно (эстетски) извивающаяся линия, прозванная в начале XX в. «ударом бича». «М», по мысли ряда его теоретиков (бельгиец Х. К. ван де Велде, опиравшийся на социалистические утопии У. Морриса), должен был стать стилем жизни нового, формирующегося под его воздействием общества, создать вокруг человека цельную эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиционных форм и приёмов, современных материалов и конструкций.
(франц. Для света— белая бумага, для тьмы— черная тушь. Можно привести имя Николая Коперника, бывшего каноником (статус, равный статусу благочинного в русском православии, то есть старшего священника в определенном округе епархии), Ньютон был автором комментариев к Апокалипсису и книге пророка Даниила, главным трудом Лейбница стала Теодицея, Декарт осуществил онтологическое доказательство Божьего бытия.
Это классика Модерна. В такой среде человек естественным путем обретает спокойствие и счастье». Закономерно обращение М. Врубеля, как и многих других мастеров Модерна, к керамике. «новое искусство») — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму.
Об утопичности возрождения старых форм в период Модерна напоминает незавершенность Вестминстерского собора. Общая характеристика стиля МодернОтличительными особенностями стиля Модерн являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. мастеров М. рационализм, внимание к функциональной организации пространства, увлеченность новыми материалами (металл, стекло, керамика) несли в себе зародыш эстетических программ функционализма и конструктивизма в иск-ве XX в. от фр. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. И никаких полутонов.
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. Это приводило к двояким последствиям. Считается, что именно модерн во многом повлиял на современную «философию» дизайна. Врубель много занимался майоликой, а о своей картине «Сирень» он сказал, что не хотел бы, чтобы она попала в музей, так как «музей – это покойницкая», а желал бы видеть ее «вделанной в стену в жилом доме, чтобы она абсолютно слилась со стеной». Картины изображавшие подчеркнуто условный, сказочный мир, стремились превратиться в монументально-декоративные панно (триптих П. Боннара «Средиземное море»).
Стиль свободно пользуется новыми материалами (во время его возникновения таковыми были стекло и железобетон). Модерн (от фр. moderne— современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX— начале XX века (до начала Первой мировой войны). Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады, без штукатурки, обожженным в сильном огне кирпичом и естественным камнем («кирпичный стиль»), он принимал большое участие в сооружении дворца великого князя Владимира Александровича (ныне Дом ученых), создал проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и Тифлисе и православной церкви в Киссингене, перестроил фасад Мариинского театра после пожара в 1880-х, соорудил вокзал в Одессе. В России в стиле модерн работали Врубель, Васнецов, Серов, Коровин, участни-ки группы «Мир искусства».
Для асимметричных штор приобретите цветную органзу или тюль с растительным рисунком. Сказочная живопись жемчужных и радужных, опаловых красок, по словам художника, возникла под влиянием музыки, в которой он «слышал море» и «видел фантастические тона». Новые сочетания в декоре необычных материалов и техник – дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, камень, фарфор, витраж. Интерьер стиля Модерн строится на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. «конец века») в Англии – «современный стиль» (англ. Таким образом искусство модерна завершило вначале XX в. свой стилистический цикл развития и, по мнению многих исследователей, вообще «классический» период романтизма европейского искусства.
В декоре фасадов и интерьеров применяются узорная керамическая облицовка, кованое гнутое железо с растительными переплетениями в декоративных решетках и перилах лестниц. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Они только отразились по-разному в его многообразных течениях.
Berlin, 1967. Отсюда термин «венецианское возрождение» (англ. Появление принципа построения зданий «изнутри-наружу» и в связи с этим раскрытость композиций и многообразие формы объектов, огромное внимание, уделяемое интерьеру, поскольку именно он образует ядро, определяющее наружный облик здания.
Именно в это время возник сам термин «декоративно-прикладное искусство». Изобразительное и декоративное искусство. В противоположность эклектизму с его интересом к достоверности воспроизведения отдельных деталей исторических и национальных стилей «М» хотел возродить дух стилевого единства художественных организмов, присущий средневековому или народному искусству, общность и взаимовлияние всех видов искусства. Наиболее адекватными примерами такого синтеза искусств в архитектуре были особняки, которые, как правило, построены «изнутри наружу», то есть их внутреннее пространство определяло облик здания. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. wrobel – воробей).
Трагическое противоречие, «безысходность» Модерна состояла в том, что искусство этого периода разрывалось между идеальными устремлениями стилизации жизни, художественного синтеза, символизмом форм и рационализмом, прагматизмом технического века. Рационалистические тенденции и Неоклассицизм породили оригинальную «модернизированную классику». Эстетика модерна «учит»: «в каждый объект нужно «вчувствоваться» ибо это придает одухотворенность, содержание и смысл. Модерн был тесно связан с поэтикой символизма.
Однако картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Значительно чаще стали использовать дерево и керамику («Лесная серия» С. Т. Коненкова, 1907). Они просто сердечно изображают свои повседневные труды, народные праздники, семейные события, свой родной край, природу, зверей. В 1896году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд».
Его витражи красуются на лучших зданиях страны. Эти детали важно обозначить, так как буфет, как предмет мебели, отличается максимально традиционной формой во все времена— изменить ее было не под силу даже такому «своенравному стилю», как модерн. Последний связывают, прежде всего, с деятельностью художников «Мамонтовского кружка» (в усадьбе С. И. Мамонтова в Абрамцеве под Москвой) — В. Васнецова, М. Врубеля, В. и Е. Поленовых, А. Головина и др. В декоре фасадов используются гнутые железные полосы, витражи, узорные поливные керамические плитки («Майоликовый дом», в Вене, 1899, архитектор О. Вагнер гостиница «Метрополь» в Москве, украшенная майоликовыми панно Врубеля и Головина, 1899–1903, архитектор В. Ф. Валькот).
Все эти течения объединяло общее мировоззрение «fin de siecle», отличающееся, с одной стороны растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой – настойчивыми поисками нового «большого стиля» во всех сферах творческой жизни, стиранием границ между элитарным и массовым искусством. Каждый элемент в здании гармонично вписывался в общую композицию. Отсюда первое, натуралистическое, «флореальное», течение искусства Модерна. Экспрессионисты хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, научить и направить его.
Теоретическим основанием М. были труды Рескина («Семь светочей архитектуры», 1849), первой творческой лабораторией — деятельность Морриса У. и прерафаэлитов в Англии. Как и в эпоху Рококо, в моду входили бледные тона: серо-голубой, оливково-зеленый, «соломенный», палевый, бледно-розовый. Сегодня мы видим, что период «перелома столетий» стал завершением классической культуры (и искусства) и предвестием и началом грандиозного переходного периода (см. : ПОСТ-). «Venetian revival»). Созданная У. Моррисом фирма «Моррис и Ко» (1861), а затем мастерские «искусств и ремесел» начали производить предметы в стиле модерн.
и амер. На возникновение «нового искусства» повлиял Романтизм в формах национально-романтического движения, начавшегося в Европе после наполеоновских войн и символизма, оформлявшегося в отдельное течение западноевропейского искусства в 1870-1880-х гг. Вот почему, наряду с термином «период модерна» возможно использование понятия «стиль модерн», объединяющего в себе то новое, что появилось в те годы в искусстве разных стран. имел «значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начинавшегося еще в пору античности. В модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Stilkunst um 1900. В живописи и скульптуре «М», неразрывно связанный с символизмом, стремился создать самостоятельную художественную систему, но был вместе с тем своего рода переходом от традиционных форм 19 в. к условному языку новейших европейских течений.
Еще ранее, в 1856 году, Ф. Бракмон открыл парижанам красоту японских гравюр. В изгибах подлокотников и рисунке ножек мягкой мебели также прослеживался намек на гнутые линии, зачастую каркасы повторяли переплетение ветвей растений, формы тел животных или насекомых. Отделочные материалы декора – обои, текстиль, щедро украшались изображениями стилизованных цветов, листьев, птиц, насекомых. История стиля МодернПочвой для появления стиля Модерн послужила полная неразбериха в стилях в Европе конца 19 века, которая свалила в один котел подражание старым стилям (так называемый историзм) и эклектику. Эти течения взаимодействовали между собой. 20в.
Для начала стоит выделить три модерна: модерн как модернизм, модерн как общее понятие «современный» и модерн собственно как стиль архитектуры и дизайна интерьера. эпоху Рококо, творцами нового стиля были художники и рисовальщики, подчинившие придуманному ими мотиву рокайля всю архитектуру, скульптуру, мебель. Жизнь и творчество. Добротная и респектабельная мебель из массива древесины с благородным декором из темной бронзы — никогда не наскучит.
Рёскина, английских графиков Крэйна и Блейка. М., 2001. Вот таким образом, к примеру, Неорококо, Неоготика, Неоклассицизм, «мавританский стиль», неорусский стиль или конструктивизм периода Модерна отличны от стилей под тождественными названиями других исторических периодов.
Женские образы обольстительны и опасны, как «цветы зла», обрекающие на смерть и страдания («Саломея» О. Бердсли, «Юдифь» Г. Климта). Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. В искусстве модерна с большой силой проявился сентиментализм и пессимизм, недаром в России «стиль модерн» грустно именовали «вообще последним стилем». В широком смысле модернизм— «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем и определенным вызовом устоявшимся канонам. В 19 веке, когда капитализм стал всемирной организацией экономической и государственной жизни практически всего человечества, Ватикан стремился идеологически сгладить противоречия между трудом и капиталом (то есть между наемными работниками и собственниками) издавая энциклики, проповедовавшие единство рабочего класса и класса собственников на основании библейских заповедей а также уже принятой внутри католицизма приемлемости частной собственности.
Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть— буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трёх- или четырёхстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). Кроме того индийское общество до сих пор остается кастовым. Под «стилем модерна» понимают одно из наиболее ярких художественных явлений рубежа веков – флореальное течение, зародившееся в Бельгии и Франции и потому более известное в Европе под французским названием. Бесконечно текущие, то плавно, то взволнованно извивающиеся, чувственно-сочные линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым, одухотворённое с вещным. тогда, когда во Франции начинался фовизм.
С живописью модерна связано творчество Поля Гогена, группы «наби» во Франции. Таково искусство Густава Климта (Gustav Klimt, 1862-1918) – австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика. Ведь неоготика была одним из важных стилевых течений искусства модерна. И, наконец, поговорим о стиле. «yacht style»).
Первый наивист, принятый всерьез, был француз Анри Руссо. Для «М» характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Мюнхен), «Deutsche Kunst und Dekoration» (1897, Дармштадт), «Ver Sacrum» (1898, Вена), «Мир искусства» (1898/99, Петербург). Как и в искусстве французского Ампира начала XIX в. (сравн. Картины и панно «М» рассматривались как элементы интерьера, его пространственной и эмоциональной организации. фр.
Оригинальные мебельные решения легко вписываются в интерьер современного жилища, это может быть, например, кресло, сделанное из растянутой на металлическом каркасе кожи или ткани. Это придавало некоторую мистичность, загадочность и уберегало «стиль модерн» от излишней рациональности. Спальня может изобиловать красиво задрапированными тканями.
СПб, 1911 Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. Плавные узоры располагались на одежде асимметрично. Таким началом могло служить все что угодно: исторические и национальные стили, элементы народного и примитивного искусства (Абрамцево, Талашкино), природные формы (флореальное течение), геометрический мотив («Венские Мастерские», И. Хоффманн), новые конструкции и свойства новых материалов – стали, стекла, бетона (конструктивное течение). Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В России были также популярны изображения обитателей Севера: оленей, белых медведей, тюленей (панно К. А. Коровина для выставочных павильонов в Нижнем Новгороде, 1886 и Париже, 1900).
«Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Райта14. Основу его составляло стремление теоретиков и практиков искусства «поворота столетий» выработать принципиально новый «большой стиль» в культуре, который органично опирался бы на художественные достижения прошлых эпох, охватывал всю среду обитания человека, включая все виды и жанры искусства и в основе которого лежали бы чисто эстетические (в понимании теоретиков М., прежде всего, связанные с красотой) принципы. Форма и декор окон, дверей, лестниц становятся разнообразными и геометрически сложными. Особое место занимал в искусстве модерна символизм. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна— «югендстиль». Синтетизм всех видов искусства, органичность их сочетания друг с другом на основе усмотренных в природе принципов органического строения форм в растительном (отсюда подчеркнутая флореальность М. ) и животном (биогенность М. ) мирах, подчеркнутая декоративность, повышенный пластицизм — характерные установки М. Зачинателями М. были художники и графики, но наиболее полно он проявился в архитектуре (как синтезирующем факторе всех искусств) и декоративно-прикладном искусстве. «Дом Нового Искусства»), в котором рядом с товарами из Китая и Японии продавались произведения французских художников Э. Галле, Э. Грассе, Э. Колонны, Р. Лалика, П. Боннара, Ж. -Э.
В Германии приверженцы стиля Модерн группировались вокруг журнала Jugend, по названию которого немецкий модерн стал называться Jugendstil (Молодой стиль). Ярчайшим выражением стремления к синтезу разных видов искусства и преодоления границ отдельных методов, жанров, стилей являются творчество художников объединения «Мир искусства» и знаменитые «дягилевские сезоны» в Париже. Недаром девизом этого направления было положение: «ни один дом не похож на другой».
Сегодня в нем широко используется ковка, витражи, электрическое освещение. В 1891 г. вышла в свет монография Э. Гонкура о японском художнике К. Утамаро. Основным средством выражения в стиле «М» является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. Толковый словарь содержит некоторое количество недостоверного материала (окказиональных слов), временами грешит против грамматики (например, приставка регулярно называется предлогом), но парадоксально точно передает как языковые реалии XIX века, так и выразительность доныне существующих говоров. Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей.
франц. В качестве несущих конструкций архитектор использовал металл, для внешней и внутренней отделки – элементы из стекла. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные6. Во многих петербургских зданиях «классического модерна» стиль не проявляется в «чистом виде».
В оформлении внутренних помещений царили вытянутые изящные формы, плавные переходы. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона»9. Графика Бёрдсли— классика модерна.
А многочисленные декоративные детали: рельефы и скульптурные маски на «замковых» камнях, «ренессансная» рустовка, декоративные решетки, светильники, обелиски, башни, шпили, как будто, рассказывают о том историческом пути, который прошла вся европейская архитектура).
Литография, ксилография искусство книги достигли в этот период высокого подъёма. То же смешение элементов разных стилей можно видеть в зданиях Торгового дома братьев Елисеевых в Москве и Петербурге. moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве в конце XIX — нач. На мировую художественную арену «неорусский стиль» активно проник со знаменитыми «Русскими балетными сезонами» С. Дягилева (с 1909 г. ). Корпусная мебель различного назначения – шкафы, комоды, полки – могла быть прямоугольной, но с обязательным эстетством: матовым остеклением изящной фурнитурой.
В живописи и графике – В. Шухаев и А. Яковлев. Начав с живописи, он затем бросает «бесцельное изобразительное искусство» и весь отдается стихии орнамента «удара бича». Однако в архитектуре символизм принес неожиданные плоды.
Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Доминирующую роль в интерьере будут играть кованная мебель и карнизы с плавными изогнутыми линиями и наконечниками. «удар бича») стала отличительным признаком произведений в стиле модерн (ковер с вышивкой в виде цикламена Г. Обриста, 1895 графика О. Бердсли, декор в зданиях В. Орта и Г. Гимара). Сообразуясь с орнаментальной эстетикой «нового стиля», архитекторы вынуждены были задумывать и воплощать свои проекты целиком, вплоть до «последнего гвоздя»: дверной ручки, светильника, оконного переплета или вентиляционной решетки, которая неожиданно могла стать главным декоративным акцентом всего ансамбля.
Г. Морозовой в Москве (1893-1896). Английский стиль Модерн отличается от общеевропейского более сдержанными формами. Известный американский художник Л. К. Тиффани изобрел особый ручной метод изготовления стеклянных предметов. Орнамент «М», во всех видах искусства структурно организующий плоскость и своеобразный ритм его гибких линий сложились в графике. В живописи предвестниками модерна были П. Гоген и А. де Тулуз-Лотрек. Столь необычное сооружение относят к течению «византийского возрождения» конца XIX – начала XX вв.
Все эти направления уходили от природы, но все же сохраняли с нею хоть слабую связь. М., 1997 Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. Стиль проявился прежде всего в зодчестве и прикладных видах искусства (мебель, ткани, ювелирные изделия, посуда, рекламные изделия, плакат, книжная и журнальная графика). Рационализация планировки.